обретение личностного смысла учения в ходе образовательного процесса можно достичь путем

«Методика обретения учеником личностного смысла учения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методика обретения учеником личностного смысла учения.

Например, при изучении темы 6 класса «Сложение дробей с разными знаменателями» в устный счет, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями («ситуация успеха») включаю задание, где знаменатели разные. Происходит «заминка» (проблемная ситуация), начинаем думать: «почему не получилось?» Возникает проблемный вопрос «Как выполнить сложение дробей с разными знаменателями?» Анализируем, синтезируем, обобщаем и получаем ответ, а также понимание того, что делаем, как делаем и зачем делаем.

Проблемную ситуацию создаю посредством проблемной задачи для решения которой нужны новые знания. В данном случае перед детьми возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточность прежних знаний. Например,

У учащихся 5-6 классов вызывает интерес включение в проблемную ситуацию сказочных героев. Например, ребята с радостью готовы помочь Незнайке и если у них это не получается из-за недостатка знаний, то они с удовольствием работают по новой теме.

Историзм. Этот прием реализуется мной через сообщение различных фактов из истории развития математики, различных биографических сведений. Для сообщения исторических сведений применяю такие приемы, как рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников. Ученики с удовольствием выполняют домашние исследовательские задания, например, расспросить бабушек и дедушек о старинных мерах длины, веса, составить словарь, отыскать в произведениях русских классиков упоминание старинных мер. При создании проблемной ситуации использую факты из истории математики, начиная урок словами «А знаете ли вы?» Например, при изучении темы «Среднее арифметическое чисел» (5 класс) сообщаю факт из жизни известного математика Гаусса, который в 7-летнем возрасте нашел быстрый способ вычисления суммы чисел от 1 до 100. У учащихся этот факт вызывает интерес, они предлагают свои способы решения, некоторые из них близки к способу Гаусса. Ноторы который в 7-летнем возрасте нашел быстрый способ вычисления суммы чисел от 1 до 100. скать в в.ть прежних знаний. При изучении темы «Признаки делимости на 2, 3, 5, 10» показываю ученикам признак Паскаля и приходим к выводу, что признаки на 2,3,5,10 являются частными случаями признака Паскаля.

При помощи истории математики я показываю ученикам практическую значимость предмета для человеческой деятельности. Это можно проследить на примере возникновения и развития понятия числа, которое проходило вместе с зарождением и развитием математики. Исторические факты по данной теме сообщают учащиеся, например, «Когда, как и для чего возникли отрицательные и положительные числа?», «Как используется теорема Пифагора в жизни?» Сообщение исторических сведений всегда воспринимается с интересом, поскольку они менее известны и несут неожиданно новое, привлекательное.

Игровые моменты. В своей работе я использую игровые моменты на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении. Для того, чтобы научить школьника учиться, надо создать атмосферу радости познания. Игровые моменты повышают интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся. В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.

Дидактические игры разрабатываю с учетом ЗУН своих учащихся, используя свой опыт работы и методические пособия.

Многообразие форм самостоятельной работы. Поскольку стремление к самостоятельности является одной из особенностей учащихся, то различные виды самостоятельных работ их сменяемость активизирует познавательную деятельность. Перечислю те приемы самостоятельной работы, которые применяю чаще других, и которые дают положительный результат в обучении. Это:

· дидактическая игра. Например, по теме «Координатная плоскость» использую игру «Соревнование художников», в которой по заданным координатами точкам ученики получают рисунок. Эта самостоятельная работа в игровой форме обучающего характера настолько заинтересовывает учащихся, что переходит в творческую работу. Учащиеся самостоятельно составляют рисунки и зашифровывают их координатами точек. Наиболее интересные варианты я использую в своей работе.

· лабораторные работы. Например, лабораторные работы «Умножение и деление на разрядные единицы 10,100,1000 и 0,1;0,01;0,001 и т.д.».

· математические диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой. Например, диктант «Да и нет не говорите, лучше просто напишите».

При организации самостоятельной работы использую различные виды коллективной деятельности (работа в группах, парах, четверках), эффективность которых просматривается на повторительно-обобщающих уроках, проводимых мной в конце изучения каждой темы.

Дифференцированное обучение (в соответствии с ЗБР конкретных детей). При организации дифференцированного обучения использую динамику уровней сформированности учебно-познавательной компетентности, отслеживая сформированность:

Диагностику и методические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетентности привожу в приложении 3.

· указание типа задачи, правила, на которое опирается данное задание;

· дополнение к заданию в виде чертежей, схем;

· указание в виде алгоритма;

· приведение аналогичной задачи, решаемой ранее;

· постановка наводящих вопросов;

· разноуровневые карточки – задания;

дифференцированные домашние задания

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Исследование мотивации учения шестиклассников

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Исследование мотивации учения

обучающихся 6 параллели. 2018-2019 учебный год.

Дата: декабрь 2018 г.

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.). Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Ф ормирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы.

Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания образования, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных детей учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Для анализа мотивации учения обучающихся 6 параллели была выбрана Методика изучения мотивации учения подростков (для учащихся 6-7 класса) М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой. В Методике выделены определенные содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации:

содержательный блок IV – Преобладание внутренней или внешней мотивации обучения;

содержательный блок V – Стремление к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи;

содержательный блок VI – Реализация учебных мотивов в поведении.

Данная методика позволят с большой долей достоверности определить, сколько в классе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким.

В исследовании приняли участие 70 из 89 обучающихся 6 параллели, т.е. 79 %:

Личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы, учителю полезно анализировать с точки зрения этого, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

Как сложное личностное качество, смысл учения включает: осознание объективной его значимости нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении, уровень притязаний ребенка, его самооценку. Поскольку все это в ходе учебной деятельности находится в процессе развития, то смысл учения может развиваться или угасать.

При наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, так и способов, приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы.

Уровни мотивации по блоку I показывают насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения.

Таблица 1. Уровень понимания личностного смысла обучения

Содержательный блок II . Способность к целеполаганию. Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят нужно обучать. Мотивы характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы школьника. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придает человеку определенную нравственную устойчивость.

Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию.

Таблица 2. Способность к целеполаганию

Анализ данных по каждому из показателей мотивации первых двух содержательных блоков позволяет сделать вывод о высоком уровне педагогической работы в плане формирования способности к целеполаганию и необходимости сформулировать развивающие задачи по повышению уровня понимания личностного смысла обучения у учащихся 6 параллели.

Содержательный блок III (Иные мотивы) – выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Принято различать две большие группы мотивов:

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к занимательным фактам, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также те, что свидетельствуют об интересе к способам добывания знаний – к методам научного познания, саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда. Познавательные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на самосовершенствование способов познания.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. К социальным относятся и так называемые позиционные мотивы – стремление занять определенную позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказать влияние на других, доминировать в группе или классе. Мотивы социального сотрудничества – в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования.

Т.к. в выборах мотивов учащихся преобладают познавательный и социальный мотивы, то можно говорить о том, что большинство школьников 6 параллели не испытывают перегрузки и задания им доступны, а учебная деятельность успешна и порождает внутреннюю мотивацию ( самое интересное на уроке это изучение новой темы и объяснение учителем нового материала, а также отвечать у доски. Шестиклассники изучают материал добросовестно, если он им нравится, и они его хорошо понимают. А уроки нравится делать, когда есть настроение, они несложные и интересные, а также всегда, когда это необходимо для глубоких знаний). В среднем 27% составляют игровой и внешний мотивы (различные игры по изучаемой теме и общение с друзьями).

Показатели I , II , III мотивации выявляют итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 3. Итоговый уровень мотивации подростков

Т.о., можно говорить об успешности организации учебного процесса, и методик преподавания.

Содержательный блок IV позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Содержательный блок V – Стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Содержательный блок VI – Реализация учебных мотивов в поведении.

Т.о. оценка эффективности образовательного процесса осуществлялась по следующим групповым показателям:

Количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых – 46%;

количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения (16%), а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (0%);

количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания (67%), а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (0%);

количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения (50%), а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (7%);

количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении (11%) и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (9%);

количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении (34%), и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (10%).

Полученные результаты также говорят о высоком уровне педагогической работы в плане формирования способности к целеполаганию, успешности организации учебного процесса, методик преподавания и позволяют сформулировать следующие развивающие задачи:

повышать уровень понимания личностного смысла обучения у учащихся 6 параллели;

развивать стремление к успеху/мотивировать шестиклассников на достижение успеха;

стимулировать реализацию учебных мотивов в поведении.

Как сформировать желание учиться?

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником учебного процесса. Этому способствует проблемное изложение материала и исследовательская деятельность ребенка. Они дают ребенку замечательную возможность принять участие в процессе добывания знаний, сформировать активное внутреннее отношение к знаниям. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию ребенка, к пониманию смысла учения, его личной значимости.

Не менее важен и эмоциональный компонент мотивации. Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение к учению. Эмоции сами по себе имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Учителю/родителю необходимо заботится о создании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно, если у ребенка сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к предмету, учителю, к школе, порождающая постоянную тревожность и беспокойство.

И еще несколько рекомендации педагогам и родителям по повышению уровня мотивации учения подростков:

Повышайте познавательный интерес:

раскрывайте значимость и необходимость знаний;

используйте наглядность и занимательные задания;

применяйте активные и игровые методы обучения;

применяйте задания, предусматривающие выбор, творческое выполнение;

побуждайте детей задавать «умные» вопросы;

уделяйте особое внимание вопросу оценивания: оценка взрослого повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Важно сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. Следует отметить, что имеет значение не только результат, но и процесс работы! Побуждайте детей к само- и взаимооцениванию.

Повышайте значимость хорошей успеваемости:

повышайте статус учащихся с хорошей успеваемостью;

подчёркивайте успехи позитивных лидеров (у подростков пользуются успехом негативные лидеры, которые учатся плохо, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети воспринимали учебные успехи позитивных лидеров как образец для подражания);

убеждайте детей в том, что успешность учения является следствием развития волевых качеств, поэтому должна быть свойственна настоящему человеку, в том числе подростку, который считает себя взрослым;

рассматривайте хорошую успеваемость как важнейший показатель взрослости;

обсуждайте жизненные планы детей и рассматривайте знания как предпосылку жизненного успеха.

Повышайте у детей уверенность в себе, в своих возможностях (частая причина лени – неуверенность в себе):

развивайте стремление к успеху, поощряйте даже небольшие достижения, не акцентируйте внимание на неудачах;

демонстрируйте собственную веру в возможности ребенка, в том числе используя ободряющие высказывания («Я верю, что ты сможешь…» и т.п.);

разъясняйте, какие конкретные действия должен предпринять ребенок для достижения успеха.

Стремитесь стать для ребенка значимым человеком, объектом идентификации:

проявляйте уважение к личности и мнению ребенка;

демонстрируйте собственную внутреннюю уверенную позицию;

по возможности используйте юмор, создавайте позитивную атмосферу на уроке/дома;

открыто признавайте свои ошибки и слабости (это позволит ребенку почувствовать себя увереннее, и снизит остроту переживания своих неудач).

Источник

Личностный смысл процесса учения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Уважаемые коллеги, прежде чем мне начать делиться опытом своей работы мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне в осуществлении моей мечты. Я всегда задумывалась над тем, как же маги всё угадывают…а дай я попробую угадать сегодня ваши Мысли… Вспомните, пожалуйста, когда вы выходили сегодня из дома, перед приходом на педагогические чтения, какие мысли у вас возникали?

Хочу узнать что-то новое…

Интересно, сколько времени это займёт…

Побыстрее бы домой. У меня столько планов…

Поднимите руки у кого я угадала хотя бы одну мысль, две, три..

В этом ничего нет предосудительного. Просто и наши дети идут в школу с такими же мыслями…Согласитесь, что наш школьник….Слайд 1

И как мы с вами будем это осуществлять, делать, это по сути наши проблемы. И нашей с вами задачей является, чтобы научить учиться всех учеников и тех кто.. Слайд 2

Ещё Сухомлинский сказал, чтослайд З

В чем заключается личностный смысл учения?

Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходят автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения я формирую у учащихся активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения.

— информационная и эмоциональная насыщенность занятий, которая обеспечивает интерес к учебной информации;

—создание проблемных ситуаций интеллектуального затруднения, требующих поисковой, исследовательской деятельности, сравнения и выбора альтернатив, нахождения нестандартных решений. Наибольший результат достигается, если в ходе занятий используются дискуссии, деловые игры, персональные задания обучающимся, что существенно повышает интеллектуальную удовлетворенность

— достижение эмоциональной связи обучаемых со мной, как с учителем, и создание высокого эмоционального тонуса в ходе учебных занятий, что способствует ощущению эмоционального благополучия, ориентирует детей на достижение максимального результата на занятии;

— создание продуктивной напряженности, введение элементов риска и опасности, высокого уровня трудностей с целью интеллектуального поиска ребятами наиболее оптимальных способов решения учебных задач и приближения учебной обстановки к реальным условиям;

— стимулирование познавательной активности, поощрение проявляемого усердия, инициативы в ходе занятий посредством оценки как меры одобрения социальной значимости учебной деятельности.

Иногда, когда дети довольно слабые мы с вами стремимся по некоторым темам до предела упрощать материал, «разжевывать» сложные вопросы и понятия хотя это приводит к кратковременному успеху, но делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим интерес к учению. Такой материал слабо запоминается, теряет свою практическую значимость. Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны..

Приём «Живая шпаргалка», «Помоги себе сам» помогают ребёнку понять смысл учения, развивают познавательный интерес и облегчают процесс обучения, формируя при этом разные умения.

Приёмы Эйдетики, которая развивает способность мыслить образом, классный приём запоминания информации и развития воображения.

Источник

Роль целеполагания в формировании мотивационной сферы учащихся и осознании смысла учения

Смысл учения – это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников.

Смысл учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи); благодаря этому уже до начала учения у школьников складываются представления смысле учения, в ходе же обучения в средней школе смысл может претерпевать существенные изменения. Смысл учения – сложное личностное образование. Оно включает в себя следующие моменты:

– осознание ребенком объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье данного ребенка;
– понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы и ее отдельных звеньев;

При наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, так и способов, приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

– познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
– социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы. Значит, наряду с мотивами зрелая мотивационная сфера учения включает и цели. Постановка целей – это характеристика специфически человеческого поведения. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Психологи отмечают, что мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Это означает, что цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности, учебного поведения школьника. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.

Какие же именно стороны процесса целеполагания должны быть представлены в мотивационной сфере учения и каким умениям соответственно желательно обучать школьника?

1. Отбору целей, соответствующих задачам самовоспитания человека.
2. Принятию и пониманию цели, поставленной учителем; удерживанию, сохранению цели учителя в течение длительного времени, подчинению ей своего поведения, «наложению» ее на опыт своей собственной жизни.
3. Самостоятельной постановке целей, в связи с этим – умению мысленно представлять себе цель до начала действия.
4. Выбору одной цели из нескольких других и обоснованию этого выбора.
5. Определению реальности, достижимости цели, соотнесению целей со своими возможностями и замене нереальных целей реальными.
6. Активной проверке, уточнению своих целей.
7. Определению последовательности целей, ибо иногда бывает важно осуществлять цели только в определенном порядка, определению главных и второстепенных целей.
8. Определению ресурсов (времени и сил) для достижения каждой из целей.
9. Постановке новых целей с учетом уровня достижений предыдущих целей, т. е. прежних результатов выполнения учебных действий.
10. Конкретизации цели, определению ее зависимости от условий, в связи с этим постановке задач (ибо задача есть цель, заданная в определенных условиях).
11. Постановке гибких целей, т. е. изменению целей в зависимости от ситуации, обстановки.
12. Постановке перспективных целей, т. е. целей, выходящих за пределы данной ситуации.
13. Реализации поставленных целей, выбору средств и способов, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты, преодолению препятствий на пути достижения цели.
14. Постановке нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей (в видах учения, близких к творчеству) и т. д.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования и целеполагания является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Укажем некоторые из них.

1. Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Например, учитель может дать следующие задания:»Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его предполагаешь достигнуть, есть ли другие способы достижения этого же результата, соотнеси эти способы между собой. Определи задачу своей учебной работы, выбери способ действия, соответствующий этой задаче, измени задачу и посмотри, как изменится способ. Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов
действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши графически – в виде схем, значков – последовательность этапов своей работы. Спланируй свою учебную работу: что является ее более далекой задачей, что – более близкой, какие действия надо для решения этих задач выполнить. Назови первое, второе, третье действие, определи, сколько времени потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя субъективно
труднее, какой – легче, какие действия у тебя лучше отработаны, какие – хуже».

2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя. Самостоятельная учебная работа – это работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время. Становлению самостоятельной учебной работы школьников способствуют следующие вопросы и задания учителя, обеспечивающие переход школьников от одного компонента учебной деятельности к другому. «Мы определили сейчас задачу урока. Кто скажет, что должно стать следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?
Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше? Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым результатом. Как поступим дальше?» и т. д.

3. Самообразовательная деятельность школьников – это познавательная деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями. Самообразовательная деятельность имеет разные уровни: она может «сопутствовать» школьному обучению, может присутствовать в виде отдельных эпизодических форм самообразования и, наконец, может превратиться в особую развернутую деятельность школьника по самообразованию и самовоспитанию. Все эти уровни нуждаются в руководстве учителя. Руководство учителем формами самостоятельной учебной работы школьников может осуществляться на уроке, в кружковой и факультативной работе.

Во многих педагогических исследованиях в качестве измерительной шкалы результатов образовательного процесса используется таксономия целей. Изучив современную научно-педагогическую литературу, я применяю в своей практике модель моего преподавателя профессора В.В.Пикан представленную ниже. С помощью этой таблицы легко сформулировать образовательную цель темы и учебного занятия, отследить глубину и уровень обобщенности знаний и умений, не ограничиваться репродуктивным уровнем, а продвигаться к конструктивному и творческому.

Таксономия целей обучения

Деятельность учащихся

Примерные образцы заданийЗнаниеЗапомнил
Воспроизвел
УзналНазовите…
Дайте определение…
Сформулируйте…
Напишите формулу…
Перечислите…
Выберите ответ…ПониманиеОбъяснил
Привел примерОбъясните…
Почему…
Выполните краткую запись…
Покажите на графике…
Введите условные обозначения…ПрименениеИспользовал знание для решения
Выполнил заданиеВыполните упражнение
Решите задачу…
Составьте уравнение…
Проверьте правильность…
Сравните…
Докажите…
Найдите другое решениеОбобщение и систематизацияРазделил целое на части и соединил в новое целоеСделайте обобщение…
Дайте характеристику…
Составьте таблицу…
Систематизируйте…Ценностное отношениеДал оценку
Выразил отношение
Представил творческий продуктКакое значение имеет…
Выделите критерии…
Определите значимость…

Значительный резерв формирования смысла учения содержит реализация воспитательной функции образовательного процесса. Цели в этой сфере определяются на длительные сроки, и степень их реализации не может быть измерена на конкретном учебном занятии.

Постановка воспитательных целей бывает трудна для учащихся и осуществляется совместно с педагогом. В своей практике учителя математики я использую следующую терминологию для формулировки воспитательного аспекта целей:

– воспитание ценностного отношения к предмету через иллюстрацию прикладного характера математики,
– демонстрация красоты математических решений,
– формирование мировоззренческих идей связи науки и практики,
– раскрытие значения … для развития цивилизации,
– овладение основами математической культуры,

Реализация требований личностно-ориентированного и развивающего обучения предполагает так же формулировку развивающего аспекта образовательной деятельности. При постановке развивающих целей рекомендую использовать следующие формулировки:

– способствовать овладению способами мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.),
– способствовать формированию стилей решения проблем (алгоритмического, эвристического, исследовательского и др.),
– способствовать развитию видов памяти (моторной, зрительной, образной ),
– способствовать развитию познавательных интересов,
– способствовать развитию творческих способностей,
– способствовать развитию эмоциональной сферы (умение восхищаться, ценить красоту и др.)

Важно, чтобы планка уровня планируемых результатов соответствовала возможностям учащихся с минимальными, базовыми и углубленными знаниями, была как посильной так и требующей напряжения ума, чувства и воли.

Всестороннее развитие человека в современную эпоху требует формирования активной целеполагающей личности, умеющей самостоятельно намечать свои цели, создавать условия для их реализации. Использование в моей практике указанных способов целеполагания способствует формированию компонента мотивационной сферы – смысла учения и поддерживают интерес к учению моих учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *