объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Тест. Обществознание. Экономика.

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

Варианты ответов
Вопрос 2

Цель экономической политики государства состоит в том, чтобы

Варианты ответов
Вопрос 3
Варианты ответов
Вопрос 4

Экономическая теория это

Варианты ответов
Вопрос 5

Понятие экономика первоначально означало

Варианты ответов
Вопрос 6

Верны ли следующие суждения об экономике?

А. экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б. экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

Варианты ответов
Вопрос 7

Новым видом денежных расчетов является

Варианты ответов
Вопрос 8

Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть

Варианты ответов
Вопрос 9

Переход предприятий из рук государства в частную собственность составляет суть

Варианты ответов
Вопрос 10

Необходимым признаком рыночной экономики является

Варианты ответов
Вопрос 11

Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

Варианты ответов
Вопрос 12

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. конкуренция в условиях рыночной экономики несовместима с монополией.

Б. задача государства в условиях рыночной экономике – правовым путем ликвидировать рыночную борьбу

Варианты ответов
Вопрос 13

К объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Варианты ответов
Вопрос 14

Основу традиционной экономической системы составляет

Варианты ответов
Вопрос 15

Рынок обязательно предполагает

Варианты ответов
Вопрос 16

Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио – и видеоаппаратуру отражает ситуацию на рынке

Варианты ответов
Вопрос 17

К целям налоговой политики государства относится

Варианты ответов
Вопрос 18

Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

Варианты ответов
Вопрос 19

Дефицит государственного бюджета- это

Источник

Основные принципы функционирования рыночной экономики

2.2.2. Механизмы функционирования экономики

Частная собственность предполагает экономическую свободу, которая проявляется по двум главным направлениям:

Свобода предпринимательства

Свобода предпринимательства распространяется столь далеко, что предприниматель (физическое или юридическое лицо) имеет право и на неверные решения, которые не только не принесут дохода, но и могут привести предприятие к разорению.

Банкротство в России
Суверенитет потребителя

Государство также должно поддерживать суверенитет потребителя, защищать его права, например, от поддельных, фальсифицированных продуктов. Тем более государство не должно само покушаться на суверенитет потребителя, вводить какие-либо нормы потребления, зафиксированные в карточках или талонах. Такие ситуации возможны только в экстраординарных условиях военного времени, природных катастроф, резкого дефицита внеэкономической природы. Например, рационирование потребления бензина было введено в развитых капиталистических странах во время связанного с арабо-израильской войной нефтяного кризиса 1974-1975 гг.

Приоритет личного интереса

Почему же такой индивидуалистический подход тем не менее не порождает хаоса в обществе?

Конкуренция

Личные корыстные интересы производителей в принципе способны толкнуть их на выпуск некачественной продукции, на завышение цен и т.п., но конкуренция заставляет искать направление деятельности, выгодное для потребителей, а следовательно, для общества. В России пока идет лишь процесс постепенного формирования конкурентной среды. Тем не менее она уже работает и дает первые результаты.

Принцип «невидимой руки»

На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание А. Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал принцип «невидимой руки» рынка. Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Конкуренция «выбраковывает» некачественные товары, недобросовестных предпринимателей. В России конкуренция ограничена рядом обстоятельств, о чем мы будем говорить в дальнейшем. Поэтому действие «невидимой руки» рынка у нас далеко не столь совершенно.

Рынок и цены как механизм саморегуляции

Роль рынка проявляется в его функциях.

В связи с этим встает проблема адекватности ценовой, или рыночной, информации. Рыночные субъекты только тогда могут принимать правильные решения, когда поступающая информация правильно отражает ситуацию.

От характеристик товара зависят складывающийся на него спрос, а значит, в конечном счете и цены. Производить удачный продукт становится выгодно, что приводит к увеличению его выпуска. Таким образом, с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу данного товара, одновременно изымая из производства товары, не выдержавшие рыночного экзамена.

Роль государства

Однако есть несколько крупных групп ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями и активные действия государства становятся единственно возможным путем выхода из тупика. Во-первых, это относится к общественным и некоммерческим благам. Нельзя перевести на рыночные рельсы суд (тогда все решения будут в пользу богатых) или создать частную армию. Во-вторых (о чем еще предстоит разговор), рынок сам по себе плохо справляется с социальными проблемами. В-третьих, существует очень большое число экономических проблем, решение которых в принципе возможно чисто рыночным путем, но на практике требует государственного вмешательства, поскольку реальные рыночные механизмы (в отличие от изображаемых в теории) не бывают абсолютно совершенными. Мы уже затрагивали эту тему в обзоре истории науки на примере необходимости вмешательства государства в затяжные экономические кризисы (кейнсианство).

Сделаем специальную оговорку: ограниченная не обязательно означает слабая. Используя этот термин, экономисты имеют в виду, что на основные экономические вопросы «что? как? для кого производить?» рыночная экономика отвечает в основном сама, вмешательство государства допустимо лишь для временной или частичной коррекции. То есть государство не подменяет собой рынок, а вступает в действие лишь по мере необходимости.

Источник

Олимпиада по экономике школьный этап 8-9 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
по ЭКОНОМИКЕ . ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Время выполнения работы – 80 минут.

За выполнение тестовой части олимпиады максимальное количество баллов – 55. За решение задач максимальное количество баллов – 25.

Итого максимальное количество баллов – 80.

Вопросы типа «верно / неверно».

1. Ценная бумага, владелец которой является собственником фирмы, выпустившей ценную бумагу, и имеет право на получение дохода, называется облигацией.

2. Утверждение: «МТС предоставляет скидки на звонки внутри сети» относится к микроэкономике.

3. Уличные фонари являются свободным благом.

4. Экстенсивный экономический рост предполагает рост экономики за счет использования более совершенных технологий.

5. В модели кругооборота фирмы являются продавцами, а домашние хозяйства – покупателями.

Из нескольких вариантов нужно выбрать единственный верный ответ.

6. Основу традиционной экономической системы составляет:

а) свободное распределение ресурсов;

б) директивное ценообразование;

в) преобладание универсального труда;

г) использование ресурсов в соответствии с обычаями;

д) плановое ведение хозяйства.

7. Какая из приведенных ниже формулировок прямо не связана ни с одним из главных вопросов экономики?

а) Какие товары и услуги должны быть произведены;

б) какие ресурсы использовать при производстве;

в) какие технологии использовать при производстве;

г) когда потреблять;

д) для кого предназначено произведенное благо.

8. К объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести:

а) экономическую самостоятельность предпринимателей;

б) общественную собственность на факторы производства;

в) преобладание универсального труда;

г) прямые связи между производством и потреблением;

д) директивное ценообразование.

9. Чтобы получить через год 10 тысяч рублей, сегодня как минимум нужно положить на депозит (при рыночной ставке процента, равной 10 %):

10. Какой из нижеперечисленных примеров можно отнести к рынку монополистической конкуренции:

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

б) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

в) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам;

г) несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин;

д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.

11. Номинальной заработной платой является:

а) сумма премии, начисленная работнику;

б) сумма подоходного налога, уплаченная работником;

в) количество товаров и услуг, которые можно купить на деньги, полученные от продажи рабочей силы с учетом их покупательной способности;

г) сумма денег, полученная работником;

д) выплаты в пенсионный фонд.

12. Бумажные деньги – это:

а) символические деньги;

в) кредитные деньги;

д) электронные деньги.

14. При уменьшении численности рабочих на 10 % выпуск продукции увеличится на 8 %. Как изменится производительность труда в результате технологических изменений?

д) увеличится на 20 %.

15. Пусть известно, что потребление шоколада в стране на душу населения упало, а цена выросла (удвоилась). Это можно объяснить тем, что в это время:

а) одновременно выросли спрос на какао-бобы и их предложение;

б) кривая предложения какао-бобов является вертикальной линией;

в) спрос на какао-бобы вырос;

г) предложение какао-бобов снизилось;

Из нескольких вариантов нужно выбрать все верные ответы.

16. Рост спроса на рынке отдельного товара может быть вызван следующими причинами:

а) рост доходов покупателей;

б) введение субсидий для покупателей;

в) снижение налогов для покупателей;

г) снижение рыночной цены товара;

д) увеличение общего дохода продавцов при увеличении рыночной цены.

17. Долгосрочный период – это период, в течение которого:

а) конкуренция сменяется монополией;

б) убывающая отдача от масштаба обязательно сменяется возрастающей;

в) переменные издержки сокращаются до минимума;

г) производитель может изменять объемы всех факторов производства;

д) не существует разделения издержек на постоянные и переменные.

18. Эмиссия – выпуск в обращение:

а) банковских билетов;

б) казначейских билетов;

19. Потолок цен – это установленная фиксированная цена товара.

а) выше которой продавцы не могут продавать данный товар;

б) ниже которой продавцы не могут продавать данный товар;

в) которая всегда выше равновесной;

г) которая всегда ниже равновесной;

д) при которой на рынке всегда возникает избыток предложения.

20. К постоянным издержкам предприятия относятся:

а) затраты на приобретение топлива и сырья;

б) налог на прибыль;

в) амортизационные отчисления;

г) аренда оборудования;

д) взносы в страховые фонды.

21. При увеличении спроса и одновременном уменьшении предложения товара возможно что:

а) увеличится цена товара;

б) уменьшится цена товара;

в) цена не изменится;

г) увеличится объем продаж;

д) уменьшится объем продаж.

22. К экономическим издержкам можно отнести:

а) внешние издержки;

б) бухгалтерские издержки;

г) внутренние издержки;

д) нормальную прибыль.

23. Функциями Центрального Банка являются:

а) кредитование физических лиц;

б) хранение обязательных резервов;

в) валютное регулирование;

г) лицензирование коммерческих банков;

д) установление ставки рефинансирования.

24. Какие из нижеперечисленных налогов не относятся к прямым:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

в) подоходный налог;

д) таможенные пошлины.

25. Если фактический ВВП равен потенциальному, то:

а) в экономике существует структурная безработица;

б) циклическая безработица отсутствует;

в) уровень безработицы равен естественному;

г) в экономике существует фрикционная безработица;

д) в экономике отсутствует безработица.

Задача 1. Типография печатает 600 альбомов с видами Байкала в месяц. Типографии предлагают издавать на этих же производственных мощностях глянцевый журнал. Альтернативная стоимость альбома равна двум глянцевым журналам.

1) максимально возможный выпуск журнала;

2) если тираж журнала составит 750 экземпляров, то сколько при этом можно напечатать альбомов?

Задача 2. Квалифицированный программист зарабатывает за 1 час своей работы 200 рублей. Однажды он решил сделать ремонт в своей квартире. Обладая достаточной сноровкой и умением, он может сделать ремонт своими силами и даже быстрее, чем профессиональный мастер. Для этого ему потребуется всего 50 часов, в то время как мастеру – 80. Определите, при какой стоимости часа услуг мастера по ремонту программист сочтет выгодным его нанять.

Задача 3. На рынке некоторого товара спрос и предложение описываются уравнениями:

Qs = 30 P – 50 (где Р – цена товара, р., Q – количество единиц товара).

1) Равновесные значения цены и количества товара.

2) На рынке установлена фиксированная цена на товар Р = 4 р. Сколько товара будет продано? Какова будет величина дефицита или излишка при такой цене?

3) Какие фиксированные цены может установить государство, чтобы на рынке было продано:

а) 10 единиц товара?

б) 111 единиц товара?

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
по ЭКОНОМИКЕ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Ключи (ответы). 8–9 классы

Время выполнения задания – 80 минут.

За выполнение тестовой части олимпиады максимальное количество баллов – 55. За решение задач максимальное количество баллов – 25.

Итого максимальное количество баллов – 80.

(За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 5 баллов.)

(За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 20 баллов.)

(За каждый правильный ответ – 3 балла. Всего – 30 баллов.)

1) Максимально возможный тираж журнала составит 600  2 = 1200 экземпляров. (3 балла.)

2) Если тираж журнала 750, то производственные мощности позволяют выпустить: (1200 – 750) / 2 = 225 альбомов (или 600 – 750 / 2 = 225 альбомов). (5 баллов.)

Ответ: 1) максимальный тираж журнала 1200 экземпляров; 2) тираж альбомов составит 225 экземпляров.

Пусть х – стоимость часа услуг мастера:

200  50 = х  80, х = 125. (4 баллов.)

Ответ: при стоимости услуг мастера менее 125 рублей в час.

1) Найдем равновесные значения цены и количества товара:

отсюда P * = 5 р., Q * = 100 ед. (3 балла.)

2) Фиксированная цена ниже равновесия приводит к образованию дефицита:

если Р = 4 р., то Qd = 120 ед., Qs = 70 ед.

Дефицит = QdQs = 120 – 70 = 50 ед. (3 балла.)

3) а) 10 единиц товара может быть продано либо по цене продавца, либо по цене покупателя. Чтобы определить эти цены, надо подставить:

Q = 10 ед. в функции спроса и предложения:

Р продавца = 2 р., Р покупателя = 9,5 р. (3 балла.)

б) Q = 111 ед. НЕ может быть продано ни при какой цене, так как максимальный объем продаж равен равновесному Q * = 100 ед. (4 балла.)

Ответ: 1) P * = 5 р., Q * = 100 ед.; 2) дефицит – 50 ед.; 3) а) Q = = 10 ед. может быть продано при Р = 2 р. или Р = 9,5 р.; б) Q = 111 ед. НЕ может быть продано ни при какой цене.

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Курс повышения квалификации

Охрана труда

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Номер материала: ДБ-789341

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

1. Монополизация рынка

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *