об отношении учащихся к своему учителю можно узнать задавая им следующие вопросы
Читать контрольная по педагогике: «Методы дидактических игр» Страница 22
. О правильности действий учителя по мотивации учения можно узнать, задавая учащимся следующие вопросы:
Ответы: 1.Охотно ли вы идете к учителю с вопросами, делитесь ли с ним своими проблемами?
.Поддердивает ли учитель ваши конкретные действия по самоусовершенствованию, понимает ли он их?
. Помог ли вам учитель разобраться в себе, составить программу самосовершенствования?
. Для выяснения уровня интереса школьника к обучению существуют:
Ответы: 1.Прямые способы измерения; 2.Словесные косвенные способы описания; 3.Практические косвенные способы наблюдения; 4.Способы компьютерного анализа.
. Обучение можно сделать более интересным, если:
Ответ 3: включать опровергающие излагаемую истину аргументы.
. Верно или не верно:
Ответы: 2. Используйте эффект загадки; 3.Создавайте ситуацию поиска; 1.Опирайтесь на любопытство; 9.Хвалите.
.Необходимо планировать проведение специальных «мотивационных» моментов на уроке?
.Что такое стимулирование учения?
Ответы: 2. «Подталкивание» школьников к успешному учению; 4.Борьба с плохими привычками, мешающими учиться.
.Вставьте в данный текст пропущенные слова.
Ответы: 1. Уже в первобытном обществе были выявлены некоторые закономерности обучения, действующие в современной школе.
. В активной педагогике определены многие важные обобщения, послужившие основной сформулированных позже правил обучения.
. Ян Амос Коменский представляет дидактику в виде системы правил, сгруппированных по тематическому признаку.
. Ф.А. Дистерверг доводит количество правил до 33 и группирует их по объектам по отношению: а) учитель, б) предмет, в) ученик.
. Дополните формулировки закономерностей обучения.
Ответы: Содержательно-процессуальный аспект:
. Результаты обучения прямопропорционален продолжительности обучения.
. Результаты обучения зависят от способов включения учащихся в учебную деятельность.
. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратнопропорциональна количеству изучаемого материала или требуемых действий.
. Результаты обучения зависят от применяемых методов.
. Обучение путем «деления» в 6-7 раз продуктивнее обучения путем слушания.
. Результаты обучения прямопропорциональны умению учиться.
. Продуктивность обучения прямопропорциональна объему
Что называется обучением?
Формы контроля
Формы рубежного (текущего) и итогового контроля по ОПМ
Тестирование (правильные ответы отметить*)
Какая функция является главной?
Некоторые функции педагога названы неправильно. Найдите их.
Об отношении учащихся к своему учителю можно узнать, задавая им следующие вопросы.
Охотно ли вы идёте к учителю со своими вопросами?
Берёт ли на себя учитель часть вины за плохую учёбу?
Идёт ли учитель с жалобой на плохое поведение к администрации?
Наиболее объективно характеризуют учителя
«Середняки», коллеги, администрация.
Идеальный педагог – это:
Учитель, ведущий процесс на образцовом уровне.
Абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя.
Учитель, исповедующий определённые научные идеи.
Учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.
Как должен выглядеть педагог?
Внешность и одежда не имеют значения.
Как английский джентльмен: после его ухода остаётся хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет.
На два-три шага отставать от моды.
Почему в моделях аттестации не учитывается такой критерий, как психолого-педагогическая подготовка учителя?
Это проверяется на экзаменах.
Потому что теоретические знания педагогики и психологии ещё не гарантируют высоких результатов.
Потому, что эта подготовка «оседает» в результатах и «высвечивается» через них.
Для чего производится экспертиза учебных заведений?
Чтобы привести зарплату педагогов в соответствии с уровнем обучения и воспитания, обеспечиваемым учебным заведением.
Чтобы поставить в зависимость квалификацию педагога от категории учебного заведения.
Для стимулирования педагогов и повышения общих результатов обучения и воспитания.
Что называется обучением?
Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых.
Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний.
СР тема 1. Тема Педагогическая деятельность
Тема 1.
Педагогическая деятельность
в структуре жизнедеятельности человека.
ЗАДАНИЯ
б) берет ли учитель часть вины на себя за плохую успеваемость, поведение учащихся?
в) не слишком ли часто педагог пользуется местоимением «Я» вместо
г) идет ли учитель с претензиями к плохому поведению учащихся к директору, завучу?
в) приложить усилия для самосовершенствования;
г) ничего не предпринимать;
б) не имеет значения;
в) неброско, но «со вкусом», когда после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает трудно вспомнить, во что он был одет;
г) главное, чтобы «костюмчик сидел»;
б) ученики со слабыми способностями к учебе;
г) коллеги, сотрудники и администрация;
б) учитель, любящий и понимающий ребенка, учитывающий индивидуальные качества личности;
в) учитель, который четко следует принципу научности, в то же время активизирующий познавательную деятельность своих воспитанников;
г) учитель, стремящийся к деловому настрою и порядку в классе;
б) потому что теоретические знания по педагогике и психологии еще не гарантируют высоких результатов в практике;
в) потому что подготовка «оседает и высвечивается» в результатах педагогического труда;
г) психолого-педагогическую подготовку нельзя определить;
д) психолого-педагогическая подготовка не имеет значения, важно желание начинающего учителя.
Схема 2
1 5
Б) Комплекс условий, которые могут способствовать, а могут мешать успешному решению проблемы.
В) Результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
тест. тест для 4 а. ОП. 10. Основы педагогического мастерства 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах (Дифференцированный зачет. Тест для группы 4 А)
ОП.10. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
(Дифференцированный зачет. Тест для группы 4 А)
1. Какая функция является главной?
А. Оценочная.
Б. Организаторская.
В. Планирования.
Г. Управления.
2. Некоторые функции педагога названы неправильно. Найдите их.
А. Аналитическая, диагностическая
1. Знание воспитанника, по мнению А.С. Макаренко, должно прийти к воспитателю только в процессе его:
а) изучения
б) обучения
в) воспитания
2. К форме самоуправления общеобразовательного учреждения относятся:
а) совет общеобразовательного учреждения
б) попечительский совет
в) органы местного самоуправления
3. Наиболее важным методом семейного воспитания является:
а) наказание
б) наблюдение
в) личный пример родителей
4. Какой из признаков не характеризует ученический коллектив:
а) ситуативные отношения
б) общая цель
в) общий выборный руководящий орган
5. Одна из особенностей современной системы образования — переход от государственного характера управления образованием к:
а) общественному
б) самоуправлению
в) государственно-общественному
6. Систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада характеризуется как семейное:
а) образование
б) обучение
в) воспитание
7. К структурным компонентам педагогической системы относятся:
а) управляющие и управляемые
б) формы и методы воспитания и обучения
в) содержание и формы воспитания и обучения
8. К структурным компонентам педагогической системы относятся:
а) содержание воспитания
б) содержание и формы воспитания и обучения
в) содержание и средства
9. К структурным компонентам педагогической системы относятся:
а) неуправляющие и неуправляемые
б) формы и методы образования
в) формы и методы воспитания и обучения
10. К основным принципам управления образовательными системами не относится принцип:
а) децентрализации
б) демократизации и гуманизации
в) системности и целостности
11. Метод научного исследования, состоящий в соединении различных элементов объекта в единое целое (систему):
а) синтез
б) индукция
в) анализ
12. Побудительная причина поведения и действий (деятельности) человека:
а) цель
б) потребность
в) мотив
13. Интеграция различных культур, конструирование знаний о культуре и отношений к ней, стимулирование развития культурных ценностей лежит в основе:
а) мультикультурного воспитания
б) патриотического воспитания
в) интернационального воспитания
14. Наука о закономерностях образования человека – это:
а) философия
б) педагогика
в) психология
15. Педагогическое наказание считается действенным, если:
а) воспитанник считает его справедливым
б) большинство воспитанников поддерживает данное наказание
в) другие воспитанники боятся его применения
Отношение
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
• новизну учебного материала;
• связь знаний с судьбами людей, их открывших;
• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
• использование новых и нетрадиционных форм обучения;
• чередование форм и методов обучения;
• обучение с компьютерной поддержкой;
• использование интерактивных компьютерных средств;
• взаимообучение (в парах, мйкрогруппах);
• тестирование знаний, умений;
• показ достижений обучаемых;
• создание ситуаций успеха;
• соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
• создание положительного микроклимата в классе;
• доверие к обучаемому;
• педагогический такт и мастерство педагога;
• отношение педагога к своему предмету, обучаемым;
• гуманизация школьных отношений и т. д.
III. Выберите правильный ответ. Внутренняя мотивация (иди самомотивация, автомотивация) школьника начинается с:
IV. О правильности действий учителя по мотивации учения можно узнать, задавая учащимся следующие вопросы:
1. Охотно ли вы идете к учителю с вопросами, делитесь ли с ним своими проблемами?
2. Берет ли на себя учитель часть вины и ответственность за плохую учебу, поведение учащихся?
3. Поддерживает ли учитель ваши конкретные действия по самоусовершенствованию, понимает ли он их?
4. Помог ли вам учитель разобраться в себе, составить программу самосовершенствования?
5. Согласен ли педагог с вашими жизненными планами, целями учения?
Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не изнывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школяр, садящийся за свой урок без интереса.
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.
Но почему же так тревожно ноет сердце, когда мы начинаем обсуждать проблему интереса школьников к учению?
Проблема воспитания интереса к учению — еще одна из ключевых дидактических проблем. На ее практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л. Божович, А. Дусавицкого, Н. Морозовой, Г. Шукиной и многих других познавательные интересы школьников «препарированы» с достаточной тщательностью.
Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад. Главный среди них, конечно, — как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания.
Законы интереса ясны, как солнечный день. Действие одного из них вы сейчас легко обнаружите в нарисованной с натуры картине.
. Папа приходит с работы невеселый. Кряхтя принимается за нехитрые домашние обязанности, наименее приятная среди которых — проверка уроков у сына. Мама без видимого удовольствия направляется на кухню готовить ужин. Попили чай. Посмотрели телевизор. Так изо дня в день.
Книг не читают, хотя они есть. Никто ничем не увлекается, все интересы крутятся вокруг попить, поесть, чего-нибудь достать.
Нужно ли удивляться, что Коля вот уже много дней, приходя из школы, бесцельно слоняется по комнатам, «балдеет» у телека, «давит железяку» — то бишь крутит магнитофон, листает непотребные журналы, поддевает ногой кошку. «Неужели тебе не надоело? Уму непостижимо. — Возмущается мать. — Займись чем-нибудь! Порисуй, почитай». «Смотри, сколько книг, раскрой хоть одну! Для тебя ведь куплены», — проводит «воспитательную работу» полупроснувшийся после сытого обеда отец.
Глаза подростка бездумно скользят по книжным полкам. Фразы в книгах тяжелые: пока дойдешь до конца предложения, забудешь, что было в начале. Нет, читать ему не хочется. Рисовать не хочется. Ничего не хочется. Скучно.
Но больше всего возмущает несправедливость. На папиной тумбочке раскрытая на 23-й странице книга лежит третью неделю. А ты читай.
Увлечь ребенка может только увлеченный родитель. Исследования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. К большому нашему огорчению, источником интересов ребят является, как правило, не школа. Увлекается папа конструированием, и можно спорить, что рано или поздно сын приобщится к этому занятию. В спортивных семьях легко формируется интерес к занятиям спортом и у детей. Что ближе всего, то, как правило,действует сильнее.
Со школы, учителей спрос за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает увлеченный учи-
тель, интересный для ребят человек. Если в семье один ребенок и то с ним не всегда ладят, представляете себе, какой личностью должен быть педагог, способный удивить, увлечь и повести за собой целый класс.
Детское любопытство — бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но так же внезапно и гаснет. Построить полноценное обучение на нем нельзя. Что нужно для возбуждения любопытства? Не так уж много — завлекательное начало, динамичный сюжет, неожиданный поворот. А для того, чтобы костер горел долго и жарко, требуется великое искусство держать учеников «между». Вы, конечно, помните, что буквальный перевод латинского слова «интерес» — «иметь значение», «быть между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. А коль к интересу примкнули и стремление, и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает ее на испытание самого себя. Именно так мы понимаем заключение: интерес направлен на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа.
Как аппетит приходит во время еды, так и интерес крепнет по мере проникновения в суть предмета. Когда-то и ваш профессор никак не мог понять, что интересного может быть в педагогике. И только отдав ей всю жизнь, понял — ничего более интересного нет и быть не может на свете.
Когда придете в класс, посоветуйте отстающим: сделайте первое невероятное усилие — разберитесь в каком-нибудь кусочке нелюбимого вами предмета. Может статься, это решит вам дальнейшую судьбу. Ибо так везде, всегда, во всем: чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше. Знания и интересы — неразъединяемое целое.
Даже неопытный учитель легко замечает изменение интереса обучаемых. Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников.
«. Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в
своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она — точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.
. Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира:
ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел.