об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве выберите один ответ
Экспериментальная поэзия
Если говорить о литературных экспериментах вообще и экспериментах в поэзии в частности, можно с уверенностью сказать, что многие крупные поэты были новаторами. Как и в науке, эксперименты были либо удачными, либо неудачными. Такой рискованный жанр поэтической литературы получил своё название – экспериментальная поэзия. Другое название такого творчества – авангардистская поэзия.
Как получалась экспериментальная поэзия? Всё начиналось с того, что появлялся стихотворец, недовольный существующими канонами. Он считал подобные каноны устаревшими и создавал дерзкие, смелые творения. Нередко это приводило к тому, что приходилось переосмысливать стихотворные каноны.
В середине 18 столетия учёный и поэт М.В. Ломоносов удачно экспериментировал с одической литературой, и в результате каноническими стали медленные и тяжеловесные стихи. В конце 18 столетия первые басни И.А. Крылова стали первыми экспериментами, результатами коих воспользовался А.С. Пушкин.
Как это часто бывает с новаторами, Пушкина не сразу оценили по достоинству. Например, поэму «Руслан и Людмила» сочли слишком дерзкой, нарушающей все приличия.
Затем экспериментальная поэзия перешла в руки М.Ю. Лермонтова. Он и комбинировал амфибрахий с анапестом, как в «Русалке», и создавал стихотворения с корявыми рифмами и прозаически-грубоватым стилем.
После Февральской и Октябрьской революций во главе авангардной поэзии встал В.В. Маяковский, типичнейший поэт-новатор. За дерзкие стихи, нарушающие большинство общепринятых канонов, Маяковский получил прозвище «хулиган».
В одном из романов И.А. Ильфа и Е.П. Петрова упоминается экспериментальная поэзия. Для эксперимента есть список слов, выражений, нужно всего лишь провести эксперимент.
Экспериментальная поэзия в русской и зарубежной литератре
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Экспериментальные стихи в целом основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, интерактивные тексты и т.п., а также их многочисленные комбинации.
Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО»:
Весенний день горел в лучах заката,
Солёный воздух горячил моё дыханье.
Ещё я знаю вспомнится когда-то
Бездонных глаз манящее сиянье
Устало светят звёзды с небосклона,
Далёко где-то музыка играет.
Едва ли будет небо благосклонно,
Теплее на душе едва ли станет.
Хотелось позабыть о том что было,
Осталось у разбитого корыта.
Реальность всё же что-то утаила.
Однажды карты будут все раскрыты.
Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
Останься, не покинь её, надежда.
Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями:
Двойной акро. Посвящение Ирине Корнетовой
На стих Ирины Корнетовой «Вызываю Донжуана»
СЛОГОВЫЙ АКРОСТИХ (т.е. акростих, в котором ключевое слово читается не по одной букве, а по слогам в начале каждой строки) представил Константинс Ефимовс («Ля минор, нотный акро»):
В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию («Подмосковные вечера»). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
Если ключевая фраза акростиха составляется из первых слов каждой строки, он называется СЛОВЕСНЫМ.
В завершение Конкурса Занимательного Стихосложения хочется привести небольшой обзор проектных достижений в экспериментальной (комбинаторной) поэзии, потому как в эту область практически не ступает нога большинства среднестатистических авторов стихиры. Авторы Проекта, конечно, охватили не все многообразие подобных поэтических упражнений, но похвастаться все-таки есть чем. А заодно и мини-ликбез провести для тех, кто не слишком в курсе этого туманного трюкачества.
Надеюсь, наши авторы не станут возражать, что в качестве примеров будут использованы их творения – тем более, они ведь уже были представлены на всеобщее обозрение в конкурсах)
В обзоре использованы материалы следующих ресурсов:
Т. Бонч-Осмоловская. Комбинаторное искусство
http://www.ashtray.ru/main/texts/experlit/expind.htm
Сайт Тима Скоренко
http://www.timopheus.na.by/poezia5.html
Словарь поэтических терминов на портале «РУССКИЕ РИФМЫ»
http://rifma.com.ru/Poetic-1.htm
Поэтический словарь Квятковского
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/
КОМБИНАТОРНАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ПОЭЗИЯ представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения, поэтому она обычно хороша лишь в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами.
Экспериментальные стихи основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, П-стихи, интерактивные тексты и т.п.
Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является
1. АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями.
В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО»:
Весенний день горел в лучах заката,
Солёный воздух горячил моё дыханье.
Ещё я знаю вспомнится когда-то
Бездонных глаз манящее сиянье
Устало светят звёзды с небосклона,
Далёко где-то музыка играет.
Едва ли будет небо благосклонно,
Теплее на душе едва ли станет.
Хотелось позабыть о том что было,
Осталось у разбитого корыта.
Реальность всё же что-то утаила.
Однажды карты будут все раскрыты.
Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
Останься, не покинь её, надежда.
Оригинальный слоговый акростих (нотный) представил на конкурс Константинс Ефимовс:
ЛЯ минором сожженных мостов
ДОпоёт песню память, тоскуя.
МИр застыл штилем яхт парусов.
ДОждь слезинки у тучи ворует.
МИфы прошлых забытых потерь
МИражами ошибок бездумных,
РЕквизитами судеб людей
(РЕжиссёр не раскроет задумки)
ЛЯгут нотой в его партитуры.
В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию («Подмосковные вечера»). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
2. МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой (АААА…), т.е. стих одной рифмы. Это тоже несложный образец экспериментальной поэзии, который встречается довольно часто.
Монорим мы наблюдали на конкурсе у Алексы Пожарской:
До утра не спит в слезинках,
Уголочком вверх бровинка.
Речь смущённая, с запинкой,
Скромный взор – краса глубинки.
Тишь садовая тропинки:
Каблучком стучат ботинки.
Вопросительно малинки
Шею гнут. Звенят росинки.
Вкруг беседки – три осинки.
Торопливость фраз! Искринки!
Приладоненность. Заминка.
Шёпот губ: «Отдай травинку…»
Замелькает зеленинка.
В междыханьи тают льдинки.
Опрокинута корзинка,
Где для виду – горсть рябинки.
Глаз прелестных шелковинки,
Ласки пальцев паутинкой.
Догорает страсть-лучинка…
«Мне пора, моя Мальвинка!»
Удаляются ботинки.
Улыбаются малинки.
И накинув пелеринку,
Вновь спешит домой с корзинкой.
Гордо рдеют три рябинки,
Помня милую картинку.
Удивляясь, что Мальвинка
До утра не спит в слезинках…
3. ПАНТОРИМ (от греч. «пант» – корень слова, «пас» – весь, и франц. rime – рифма или греч. «пантотен» – повсюду, «рит(ф)мос» – ритм, размерность) – стихотворение или часть стихотворения, в котором все (или почти все) слова рифмуются между собой. Панторим встречается очень редко. Почти идеальный панторим, да еще и практически тавтограмму, продемонстрировал Гала Цзы Глюк:
Будто был туз.
Будда – бутуз.
Бампер багров.
Банда багров.
Больно, боец?
Бойня быдлец.
Бред ли, быльё?
Бриджи, бельё,
Белый батист.
Блеф ли блиц лиц?
Бивня близнец –
Библий багрец.
Брат мой – буян.
Бритвой – баян!
Бойкий божбой.
Блоки – башкой.
Будто был туз.
Будда – бутуз.
Больно бредова
Бойня берцова!
4. БРАХИКОЛОН (греч. «брахис» – короткий, «колон» – член; здесь: стих, строка) – стихотворение или часть стихотворения, каждая строка которого состоит из односложного слова, т.е. это односложный метр, в котором все слоги ударные.
Мода на брахиколоны в проектной области Стихиры пошла с моего бредового эксперимента (в нем же присутствует и максимально прочувствованная оценка сего жанра)):
5. ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) – стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы. Также подобные тексты (в т.ч. прозаические) могут иметь общее название «эквиинициальные».
Тавтограммы оказались излюбленным развлечением наших авторов на конкурсе)
Наибольшую популярность завоевал «Бред на Д» Элеоноры Счастливой, причем в нем соблюдены ограничения не только тавтограммы, но и брахиколона:
Дождь-
Душ,
Дрожь
Двух.
Да,
Драйв,
Данс-
Джайв.
Дурь,
Дым.
Дум
Джин.
Друг-
Джаз
Даст
Дрязг.
Даль?
Дол?-
Дань
Долг.
Дождь-
Душ,
Дрожь
Двух.
Мысли мучают меня,
Может музыкой маня,
Может мелкими морями,
Может мрачными мирами…
Мысли мне мычат… мурчат…
Можно мысленно молчать?
Мозг мой молит малость:
Молчанье – моя младость!
Вору волчьей воли,
Волги ветру верить?
Вряд ли враль вокальный-
Вражьи «Висты» виснут.
7. ЛИПОГРАММА (греч. leipo – пренебрегаю, gramma – буква) – стихотворение, в котором полностью отсутствует один или несколько звуков (букв). Это не редкость, более того – часто и сами авторы не подозревают, что сотворили, оказывается, в одном из комбинаторных жанров.
Например, в стихотворении Ольги Анисимовой «Четки» отсутствуют буквы г, ж, ф, х, ц:
Чист чаепития час под чинарой.
Счёт спёрт?
Штё?
Врёшь, чёрт!
В нём всё:
взлёт звёзд,
шёлк грёз,
лёд слёз,
трёп жён,
рёв тёщ,
зёв Стёп,
мёд пчёл,
схлёст сёл,
скрёб свёрл.
Чьё Ё?
Счёт ждёт, мсьё!
Пьём с трёх!
Адьё!
А Сергей Мордвинцев посвятил Казимиру Малевичу, похоже, абсолютную гиперлипограмму, в которой отсутствуют ВСЕ буквы/звуки)))))))))
Вот она:)))))
Также есть мнение отнести творение Сергея к пиктограммам – и полагаю, одно другому не мешает)))
8. ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно, возвращающийся) (русское название – перевертень) – слово, стих или фраза, которые можно читать как слева направо, так и справа налево. Стихи, состоящие из палиндромов, носят название ПАЛИНДРОМОНЫ.
Творение с выраженными палиндромными элементами представил нам Александр Жолкевский:
(оригинал с пояснениями располагается по ссылке http://stihi.ru/2008/04/25/2197)
У Аделы Василой фигурное стихотворение «Свободна я» написано в форме летящей птицы, что очень выразительно связывает форму и содержание:
10. КРИПТА (греч. «криптос» – скрытый) – это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру (паузу) и внутреннюю рифму, в связи с чем его можно читать как справа налево, так и сверху вниз, причем смысл при разных способах прочтения может быть совершенно разным.
Вот красивый образец крипты, составленной Рыцарем Королевской Крови:
/правило прочтения: сначала читаются отдельно левые полустишия, потом правые, а затем все вместе/
Не буду я с тобой. игрушкой новомодной,
Ты даже не зови. как зимняя гроза.
Тебе ли быть со мной. надменной и холодной,
В объятиях любви. глядишь в мои глаза.
Пусть разум одарён. неведомым обрядом
Любовною рекой. разлит в бокал коньяк
Я буду упоён. твоим медовым ядом
Таинственной красой. повержен будет всяк.
Душа моя ликуй. Как будто бы во снах,
Дарует грешным власть. прозрачная улыбка,
Горячий поцелуй. застынет на губах,
Усиливая страсть. так призрачно и зыбко.
В объятья завлечён. найдя себе покой,
Судьбинушкой лихой. под звук весёлых песен,
Я буду обручён. вовеки пред тобой
С красавицей иной. пусть будет мир так пресен.
А ночью________под лунной____рекою_________танцует_______воздушно_____мой Лемминг!
Под лунной_____сонаты________звучанье______изящно________кружись и ____вальсируй.
Рекою__________звучанье______наполнит,_____он с Дамой____обнявшись_____красиво,
Танцует________изящно _______он с Дамой.____Миг страсти___изведай_______под звуки,
Воздушно_______кружись и,____обнявшись,____изведай_______забвенья ______ночного
Мой Лемминг___вальсируй_____красиво_______под звуки_____ночного ______мотива!
12. АНАГРАММА – слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста. Анаграммоподобную природу часто имеет КАЛАМБУР – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. Каламбуры часто являются скороговорками, поскольку в них ярко выражены аллитерации. СКОРОГОВОРКА – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы. Известный всем классический пример каламбура-скороговорки – «На дворе трава, на траве дрова».
Не особо вникая в терминологию, я когда-то написал пару скороговоркоподобных языколомалок, вот одна из них:
Порядок жизни так несовершенен,
Незавершенностью страшит со всех сторон…
Но вдруг от наших неожиданных свершений
Вершиной совершенства станет он?
Более удачные, на мой взгляд, скороговорки имеются у Аделы Василой по адресу http://www.stihi.ru/2008/04/04/454
Вот одна из них:
Оригинальным анаграммоподобным опытом комбинаторного стихосложения является также ВСТРОЙ. Обыкновенно это одностишие или двустишие, иначе говоря, небольшой стих, в котором части строк (слов) образуют отдельное слово или фразу.
Это явление, например, мы наблюдали на конкурсе одностиший у Элеоноры Счастливой:
ОДИНОЧЕСТВО – ОДИноких НОчей пророЧЕСТВО.
Еще одним впечатляющим анаграммическим опытом поделился Оскар Боэций, назвавший данную разновидность экспериментальной поэзии ФОНЕМОРЕТРАНСЛЯЦИЕЙ:
Слова в этом стихотворении составлены из букв слова «Престидижитатор».
Такие стихотворения, полностью составленные из букв какого-либо слова или фразы, называются АНАГРИФАМИ.
13. ЛОГОГРИФ (от греч. «слово + сеть») – фраза или стих, основанные на построчном убывании начальных звуков.
Идеальный логогриф объявился неожиданно прямо в процессе голосования у Ольги Анисимовой:
Усталая
стала я.
Талая.
Алая.
Лая?
А. Я.
Я.
14. РОПАЛОН (РОПАЛИЧЕСКИЙ СТИХ) – стихотворение, представляющее собой последовательность постепенно увеличивающихся или уменьшающихся элементов: последовательность слов с растущим или убывающим количеством букв в словах, последовательность стихотворных строк из слов с растущим числом слогов, и т.д.
Буквенный ропалон попытался из интереса составить я сам, и это дело оказалось не менее муторным, чем брахиколонить (разумеется, если пытаться сохранить хоть какой-то смысл):
15. ПОЛУСЛОВНИК (термин Т.Скоренко) – это стихотворение, слова в котором не полные, а оборванные, но при этом сохраняется как суть стихотворения, так и его технические параметры, такие, как рифма и размер.
Единственный пример полусловника, однажды «вживую» попадавшегося мне на глаза – это образчик экстремально глючной поэзии Дэвида Копперфилда)) Не знаю, насколько полно в нем сохранена суть, однако, это творение однозначно можно отнести к данному жанру:
Я не лю тя.
Или лю?
Лю, мож, сбя?
А как разлю?
Боль терп му!
Забей на гру!
Сон без те
Меня не гре.
Жо в огне,
А пря на пне.
Оч хре без
Нам дру-дру пе!
Ты прильпе, прильпе, прильпе.
Вон, гля, как лю мо я те.
16. СЛОВОНОВШЕСТВО (СЛОВОТВОРЧЕСТВО) – словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего какому-то явлению, понятию, ощущению.
Новообразованные слова подчиняются законам языка (в смысле, например, построения фраз, характерного или допустимого сочетания букв в словах и т.п.), и смысл их вполне может быть понятен непосвященным.
Чемпионом в словотворчестве у нас, естественно, можно назвать Оскара Боэция, но так как его примеров и так уже много, то очень кстати пришлось внеконкурсное стихотворение Алексея Абашина «Му-мука»:
Юнпас му-муков геть на траворост,
воздухосвистнув хлоподлиноплетью.
Ку-кар дал ор, вскрымавшись на дворпост.
Утрялось. Вёдродень жил в зноелетье.
И косотравы – стародругари –
словоцепляясь тропали к водтечи.
А шавкобрёх злопёсоговорил,
бегучелая косотравам встречно.
***
Юнпас на траворосте дудковал.
Мыслюче тавтологил нотофразу.
Му-мука Зорька мукала слова,
зыряя на юнпаса доброглазо…
Кроме всего перечисленного, к комбинаторной литературе можно отнести и т.н. твердые формы – стихотворные формы, в которых заранее определен объем, метр, рифмовка, строфика (а отчасти – и образный строй, композиция и пр.). К твёрдым формам относятся сонеты, рондо, триолеты, канцоны, скальдическая поэзия, японская поэзия, газели, рубаи и т.п. Однако произведения твердых форм обладают значительно большей осмысленностью содержания, чем вышеперечисленные жанры. Иными словами, в целом форма в них не настолько подавляет содержание.
На этом обзор образцов экспериментов наших авторов пока закончу, однако я надеюсь, что мы способны на большее)) Гордо оставляйте в рецензиях ваши комбинаторные опыты в жанрах, перечисленных в начале обзора, но пока не представленных здесь, и очень возможно, что данная статья будет расширяться и дополняться. Также буду рад любым отзывам, предложениям, возражениям и обсуждениям.
Пути экспериментов современной поэзии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пути экспериментов современной поэзии. Центонная поэзия
Цель и задачи урока: расширить представление учащихся о современной поэзии; познакомить с образцами поэзии постмодернизма конца XX века, новыми именами; развивать навыки аналитического чтения поэтических текстов; воспитывать вкус к слову.
Оформление урока: портреты поэтов, текстовые фрагменты для наблюдений на слайдах презентации.
Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися по ранее изученному материалу.
Стихи – одна из форм познания и объяснения окружающего мира. Если XIX век был веком романа (прозы), то век XX по праву считается веком поэзии (“Много поэтов хороших и разных. ”) — Почему возобладала поэзия?
Поэзия XIX века дала нам образцы классических стихов, где ритм и рифма безупречны. Было продолжено развитие традиций силлабо-тонического стихосложения
— Кто стоял у его истоков? (Вспоминаем реформы М.В.Ломоносова и К.Тредиаковского).
В XX веке эта традиция сохранится и дойдёт до наших дней. Сравним: в Европе сейчас рифмованных стихов почти не пишут. В моде синквейны. XX век будет много экспериментировать со стихами, их формой. Появится понятие “экспериментальная поэзия”.
— Что нам известно об этом из курса литературы 11 класса? Попробуем вернуться в начало века XX-го.
1.3. Творческие находки поэтов Серебряного века.
— Какие эстетические системы существовали в начале XX века?
Параллельно развивались реализм и модернизм.
— Что составляло основу модернизма?
Основу модернизма как литературного направления составили символизи, акмеизм и футуризм. Освоение новейших, современных форм поэзии приобрело особое значение именно потому, что они были призваны выразить дотоле неведомые возможности человеческого слуха, зрения, воображения, чувства, активизировать их силу.
— Как и почему строились в символизм е отношения между поэтом и его аудиторией?
— Что занимало высшее место в иерархии акмеистических ценностей? Почему О.Мандельштам называл акмеизм “тоской по мировой культуре”?
В эпоху бунта против традиций акмеизм выступал за сохранение культурных ценностей, видя в них память человечества.
“ В отличие от избирательного отношения символистов к культурным эпохам прошлого акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Объектами лирического осмысления в акмеизме часто становились мифологические сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры; активно использовались литературные цитаты”. [1;40]
— Что лежало в основе деятельности футуристов?
Программным для футуристов был эпатаж обывателя. ( Вспоминаем стихи раннего В.Маяковского ). Но несмотря на уничижительные отзывы предшествующей культурной традиции и современному искусству, футуризм оказался творчески продуктивен: он во многом изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве.
Поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку на обновление поэтического языка. Главный технический принцип их работы – принцип “сдвига”, “сдвинутой конструкции” (в лексике, синтаксисе, семантике произведений). Например, лексическое обновление достигалось депоэтизацией языка, использованием табуированной лексики. Там, где традиция диктовала возвышенно-романтическую стилистику, использовались сниженная образность или вульгаризмы. Читательское ожидание нарушалось, исчезала привычная граница между “низким” и “высоким”.
1.4 Экспериментаторство поэтов 20-х годов XX века.
— Кто подхватил практику экспериментов русской поэзии начала XX века в 20-е годы?
В 1922 г. была образована литературная группа конструктивистов (Илья Сельвинский, Алексей Чичерин, позднее – Владимир Луговской, Вера Инбер, Александр Квятковский, Эдуард Багрицкий и др.)
Конструктивизм – одно из направлений, завершающих авангард и представляющих собой трансформацию футуризма в контексте социокультурной ситуации 1920-х годов.
Литературное произведение понималось как конструкция, состоящая из отдельных “конструэм”. Использовался принцип “грузификации слова” (“повышение смысловой нагрузки на единицу материала”).
Так, для всего творчества И.Сельвинского характерен приём сведения в одном тексте реминисценций и просто цитат из Пушкина и Маяковского. Он делает это намеренно, пародируя Маяковского в знак несогласия с эстетической позицией последнего.
Своего рода продолжением модернистской поэтики футуристов стало творчество группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) (1926-1933гг.) Наиболее известные члены группы – Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Е.Шварц.
— Цель “обэриутов” и особенности их поэтики?
Своей целью “обэриуты” ставили пародийно-абсурдное изображение действительности. Для их поэтики характерны гротеск, фантастика, трансформации и нарушения (пространственно-временные категории, причинно-следственные связи и проч.).
Пути экспериментов поэзии 2-й пол. XX века. (Лекция учителя)
Одним из самых ярких и интересных экспериментов современных поэтов является центонная поэзия. – Известно ли вам что-либо о таком явлении?
Работаем со словарём литературоведческих терминов.
Центон – (лат.cento, род. падеж centonis – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов) – стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Художественный эффект центона состоит в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем контексте каждого фрагмента. Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций, иногда открытых, чаще скрытых.
Ещё в Греции были популярны гомероцентоны – произведения, составленные из стихов Гомера. В Риме центоны складывали из стихов Вергилия, Овидия, Лукиана. Впоследствии появились христианские центоны, в которых через строки классических поэтов выражалось религиозное содержание.
Греческие или латинские центоны составлять было нетрудно, поскольку рифма в античном стихе отсутствовала. Центоны на рифмованные стихи составлять гораздо труднее.
Истоки современной центонной поэзии – в творчестве поэтов начала XX века.
Центон – распространённый художественный приём в постмодернизме.
— Учащимся предлагается высказаться по поводу термина (причины возникновения постмодернизма, особенности эстетики; соотнести с культурной традицией эпохи модернизма конца XIX- начала XX века).
Постмодернизм – направление в литературе, эстетике, философии конца XX века. Характерной особенностью российской постмодернистической литературы является противопоставление её реалистическому искусству, прежде всего соцреализму, считавшемуся в России официальным направлением до конца 70-х годов XX века. Постмодернисты сознательно отвергают нормы, правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией, отказываются от авторитетов или сатирически их переосмысливают.
Постмодернисты декларируют культурный плюрализм (свободу выбора тем, жанров), стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом и т.д.
Важнейший элемент постмодернистского текста – ирония и самоирония, языковая игра. Для стилистики постмодернистских текстов характерно также сознательное соединение в одном произведении тем, проблем, мотивов, художественных приёмов, стилей произведений различных эпох, народов, культур, что неизбежно приводит к стилистическому эклектизму, цитатности. Цитатность, доведённая до центонности, стала одним из принципов постмодернизма. Однако в постмодернистском тексте цитата, вырванная из контекста источника, начинает жить самостоятельной жизнью, включаясь в новый контекст.
Формирование смыслов авторского текста и есть главная функция цитаты. Если читатель не узнал чужой голос, у него не возникнет ассоциаций, соответственно, ему не откроются никакие дополнительные смыслы. Цитата останется “мёртвой”, и, следовательно, не произойдёт никакого преобразования авторского текста. Вот почему можно сказать, что важна не сама цитата, а её функция, та роль, которую она играет, пробуждая читательские ассоциации”. [4;89]
Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.
Цвёл диатез. Пелёнки золотились.
Немецкая коляска вдаль катилась.
И я забыл мятежные мечты. (Т.Кибиров)
Можно ли более лаконично выразить мысль о стремительном беге времени, рассказать о прожитой жизни и о крушении юношеских иллюзий, обыграв всего лишь одну ( но какую!) пушкинскую строку?
Особое место в поэтике постмодернизма занимают пародийно-сниженные цитаты. Активно используются аллегории, реминисценции, мифологемы и идеологемы, символы.
Ведущим постулатом постмодернизма становится принцип “мир как текст”. Предполагается создание некоего культурного коллажа, который не отображает реальность, а творит новую или множество новых реальностей.
Центонную поэзию называют ещё “цитатной”, “интертекстуальной”.
Знакомство с ведущими представителями современной центонной поэзии.
Во II пол. XX в. можно выделить два периода, которые ознаменовались интересными творческими достижениями поэтов. Первым таким периодом являются, безусловно, 70-е годы. В это время активно работают такие поэты как И.Жданов, А.Парщиков и А.Ерёменко.
А.Ерёменко считается создателем современной русской центонной поэзии. Был такой исторический момент, когда многие считали Ерёменко лучшим поэтом России. Для своего поколения он стал поистине культовым поэтом.
Сообщение учащегося о поэте. Основные положения:
Виртуозный стих, остроумие, умение через пародийность выйти не на обещанную заранее серьёзность – всё это обеспечило ему пристальное внимание со стороны читателей. В 80-х годах поэзия Ерёменко осмысливала и приручала ту антипоэтическую действительность, которую позднее назвали индустриальной. Центонный стих Ерёменко сталкивал лбами строки “советской классики” со строчками авторов конца XIX – начала XX века (“Мы поедем с тобою на “А” и на “Б” посмотреть, кто скорее умрёт. ”) Иногда поэт столь увлекался реминисценциями, что его стихи стали называть ереминесценциями.
Феномен “школьного Ерёменко. Во многие его стихи включена не только вся школьная программа по техническим дисциплинам, но и по новейшей истории и литературе (“Я пил с Мандельштамом на Курской дуге. ”)
А.Ерёменко считается в современной поэзии действительным продолжателем традиций обэриутов.
Концептуализм, в отличие от соц-арта, работает с любыми расхожими цитатами (фразеологизмы, пословицы, строки популярных песен, фрагменты русской и советской литературы и т.д.) Определяя концептуализм метафорически, один из критиков заметил, что концептуальная поэтика “напоминает строительство дома из обломков погибшего корабля”.
Сообщение учащегося о Кибирове. Основные положения:
Но использование чужого слова не исключает проявления своей поэтической индивидуальности. А собственную манеру письма, привязанность к центонной поэзии Кибиров так объясняет в стихотворении “Постмодернистское”:
Цитаты плодятся и множатся.
Всё сказано – сколько ни ври.
Уважительное отношение к классике – отличительная черта Кибирова. “Еле-еле я до Пушкина позже дорос”,- признаётся поэт (“Солнцедар”, 1994). Поэт часто соприкасается с творчеством классика. Один из примеров – стихотворение “IBID” (1998-1999)
На экран выводится для анализа сначала фрагмент стихотворения Кибирова (какие ассоциации?), затем А.С.Пушкина.
“ Но не хочу, о други, умирать ;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья;
Меж горестей, забот и треволненья
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И, может быть, – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Таким образом, мы видим, что Кибиров, соприкасаясь с творчеством Пушкина, “осовременивает” его, вдыхая в классику новую жизнь и новый смысл.
Центонная поэзия и вологодская литература: точки пересечения. Практикум.
А) Цитаты-реминисценции в творчестве О.Фокиной
Ольгу Александровну Фокину зачастую представляют как поэта сугубо классической направленности, тонкого лирика. Может быть, виной тому – строчки стихотворений, ставшие в прямом смысле хрестоматийными (“Храни огонь родного очага. ”, “Звёздочка моя ясная” и др.) Однако поэтессе не чужды “технические” эксперименты, в том числе творческая переработка строк других авторов. Есть в её поэтическом репертуаре стихотворения-парафразы из Н.А.Некрасова, примеры реминисценций.
— Каков результат совмещения строк?
Любовь – понятие вневременное, поэтому не может устареть песня, где говорится о высоком чувстве. Изменить такой песне в угоду суетливой моде – не значит ли это изменить самому себе? Об отзывчивости человеческой души, о том, что способно сделать её такой, о “духовном багаже” каждого из нас заставляет задуматься автор.
Б) Цитатные стихи-песни Александра Башлачева.
Задание классу: определить количество заимствований в стихотворении и их источники. После самостоятельного исследования текста проводится коллективное его обсуждение.
Итог наблюдений: В тексте при внимательном прочтении можно обнаружить следующие заимствования:
Ученики насчитали более 10 заимствований из разных источников, проверили свою литературную эрудицию.
При сопоставительном анализе двух смысловых пластов текста обнаруживается нарочитый контраст, сознательное смешение возвышенно-романтического, торжественного в сторону “низкого”, бытового, что не соответствует читательскому ожиданию.
“ высокое”
“ низкое”
“ душа обязана трудиться”
“ мороз и солнце – день чудесный”
“ звезда пленительного счастья”
“ каждая работа – благодать” и т.д.
“ на производстве кирпича”
“ ликует люд в трамвае тесном”
“ он заслужил почётный геморрой”
“ душа мокра от пота” и т.д.
Подобный приём (принцип “сдвига”) использовали в начале века футуристы.
А. Башлачев смело играет цитатами, демонстрируя тем самым высокий уровень начитанности и образного мышления. В целом же получилось довольно саркастическое произведение о социалистической действительности “застойного” периода.
Участники диалога высказывают свои суждения. [ Результаты социологического опроса приводятся в приложении к уроку ]
Центонная поэзия: pro et contra? Единого мнения нет и среди критиков. Ясно одно: спор о постмодернизме вообще и о центонной поэзии в частности – это вечный спор о традициях и новаторстве в искусстве.
Домашнее задание. Практикум.
Воэможные темы: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. ”
Поучение младшим ученикам
Собрание литературных героев
Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательной школы в 2х частях. – Часть 1/ Под общей редакцией Агеносова – М.: Дрофа, 2002.
Русская литература XX века/ Под ред. С.И.Тиминой – М.: Изд. Центр “Академия”, 2011.
Современная русская литература конца XX – начала XXI века/ Под ред. С.И.Тиминой – М.: Изд. центр “Академия”, 2011
Фоменко И.В. Практическая поэтика – М.: Академия, 2006.