о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Детские страхи и их происхождение

Сергей Степанов
(печатается по статье «Страхи» с сокращениями)

Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты. В других случаях страх социально опосредован, то есть определяется жизненным опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам.

Как же возникают и проявляются страхи?

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода. В семь месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В восемь месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле – страха перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при условии отсутствия каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур и помещения в больницу.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относится к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться рядом с ним в случае помещения в больницу.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу должна быть представлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей – своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий – воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страхи встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необходимости происходящих возрастных перемен. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в семье, постоянных разговорах на эту тему, а также при хирургических операциях у детей (например, по поводу удаления аденоидов).

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые – боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами.

Все перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер. Однако бывают и страхи иного рода – невротические. В их основе всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справится с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у родителей. Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставления детям большой возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь. По согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные и доступные методы психологической коррекции. Детям пяти – десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом сюжет о том, как можно их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося – сверстник или родитель.

Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание – необходимые условия преодоления детских страхов.

Источник

Страхи у детей

Страхи – эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты. В других случаях страх социально опосредован, т.е. определяется жизненным опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении и беспокойстве, опасениях и тревоге, иными словами, быть расплывчатыми, неопределенными.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Младенец при этом проявляет общее беспокойство, напрягается, вскидывает ручки. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода. В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери, что указывает на проявление чувства привязанности, единения с нею. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле – страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при отсутствии каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур и помещения в больницу.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним в случае помещения в больницу. Это особенно важно при общей ослабленности ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей – своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страх встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Он обычно выражается не прямо, а проявляется в типичных для этого возраста страхах нападения, стихии, огня и пожара. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи. Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в семье, постоянных разговорах на эту тему, а также при хирургических операциях у детей.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые – боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами.

Все перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития.

Однако бывают и страхи иного рода. Специалисты характеризуют их как невротические. В их основе всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у родителей. В этих условиях как бы заостряются возрастные страхи, приобретая болезненный невротический характер.

Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставление детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь, которой родители также должны оказывать посильное содействие. По согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные методы психологической коррекции. Детям пяти-десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом то, как их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Автор истории должен сам распределить роли и получить возможность разрядить эмоциональное напряжение, связанное со страхом. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося – сверстник или родитель.

Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание – необходимые условия преодоления детских страхов.

Источник

Страхи у детей

Страхи – эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты. В других случаях страх социально опосредован, т.е. определяется жизненным опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении и беспокойстве, опасениях и тревоге, иными словами, быть расплывчатыми, неопределенными.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Младенец при этом проявляет общее беспокойство, напрягается, вскидывает ручки. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода. В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери, что указывает на проявление чувства привязанности, единения с нею. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле – страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при отсутствии каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур и помещения в больницу.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним в случае помещения в больницу. Это особенно важно при общей ослабленности ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей – своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страх встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Он обычно выражается не прямо, а проявляется в типичных для этого возраста страхах нападения, стихии, огня и пожара. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи. Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в семье, постоянных разговорах на эту тему, а также при хирургических операциях у детей.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые – боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами.

Все перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития.

Однако бывают и страхи иного рода. Специалисты характеризуют их как невротические. В их основе всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у родителей. В этих условиях как бы заостряются возрастные страхи, приобретая болезненный невротический характер.

Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставление детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь, которой родители также должны оказывать посильное содействие. По согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные методы психологической коррекции. Детям пяти-десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом то, как их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Автор истории должен сам распределить роли и получить возможность разрядить эмоциональное напряжение, связанное со страхом. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося – сверстник или родитель.

Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание – необходимые условия преодоления детских страхов.

Источник

Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей 2484

Кочетова Ю.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X
e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Выделяют ситуативный страх, который возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей человека обстановке, и личностно обусловленный страх, предопределенный характером человека.

Кроме того, различают обычный, возрастной и патологический уровни страха. Обычный страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение. На патологический страх указывают затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на приспособление человека к социальной действительности [Там же].

В разных социокультурных условиях у детей отмечаются сходные страхи. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка. Например, А. И. Захаров указывает на то, что продолжающийся процесс урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей, способствовать проявлению разного рода страхов [5; 6].

Рассмотрим страхи, типичные для развития детей разных возрастных категорий.

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем когда ребенку исполнится полгода. В этом возрасте у младенцев наблюдается выраженная сепарационная тревога, возникающая при разлуке с матерью [5]. В. И. Гарбузов отмечает, что в семь месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери. В основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, служит прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми в будущем [3].

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. В этом возрасте может возникнуть страх перед животными, перед движущимся транспортом.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами [10]; [8].

Причинами возникновения страха могут стать самые разные обстоятельства: травматический опыт, полученный ребенком (например, укус собаки); нормальное взросление (так появляется, например, естественный страх смерти); нарушение отношений с родителями; психические заболевания и т. д.

По мнению А. И. Захарова, все причины страха можно разделить на четыре категории:

Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны.

Дж. Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными» [2]. Производные стимулы скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Дж. Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связаны с возрастом, т. е. зависят от процессов развития и созревания [Там же].

По мнению Дж. Боулби, культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Автор считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии рационализацией страха грома [Там же].

Страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это эмоциональное состояние можно рассматривать и как своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней [15].

Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом. Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобное состояние ослабевает и исчезает по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания. А. И. Захаров отмечает, что в некотором роде страх выступает как способ отграничения «Я» от чужеродного, неприемлемого влияния извне. Страх даже может известным образом мобилизовать «Я» перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов [5].

Однако при большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться становится пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности [5; 6].

Итак, страх может стать серьезным эмоциональным барьером, осложняющим жизнь ребенка. Болезненно заостренные и сохраняющиеся длительное время страхи служат признаком эмоционального неблагополучия, негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. Одним из наиболее значимых факторов возникновения страхов у детей являются деструктивные взаимоотношения с родителями. В целях предупреждения и профилактики появления страхов у детей необходимо выяснить, какие именно стили детско-родительских отношений являются ведущими в возникновении детских страхов.

Основная гипотеза исследования состояла в предположении, что тип детско-родительских отношений оказывает влияние на возникновение страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Частные гипотезы исследования мы сформулировали следующим образом.

В исследовании использовались методики, позволяющие определить тип воспитания в семье и характер межличностных отношений между ребенком и родителем:

Использовались также методики, позволяющие выявить наличие страхов у детей старшего дошкольного возраста:

Достоверность результатов определялась с помощью непараметрических критериев Хи-квадрат и Манна-Уитни, а также параметрического критерия Стьюдента. За минимальный порог достоверности принимали p Результаты исследования и их обсуждение

По результатам, полученным с помощью методики А. И. Захарова «Страхи в домиках», мы разделили детей из каждой выборки (дошкольники и младшие школьники) на две группы:

Среди дошкольников большинство детей имеют высокий уровень страхов, но распределение уровня страха соответствует равномерному χ 2 р = 0,729; α =0,05) и представлено на диаграмме 1.

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Среди младших школьников получено похожее равномерное распределение (χ 2 ; р = 0,0,902; α = 0,05). В данной выборке число детей с высоким уровнем страха превышает число детей с нормальным уровнем страха (диаграмма 2).

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Изучение типов семейного взаимодействия родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста проводилось с помощью опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми И. М. Марковской (ВРР).

Данная методика позволила определить деструктивные типы детско-родительских отношений, которые используются родителями в отношениях с детьми.

Сравнение групп детей с высоким и нормальным уровнем страха в выборке дошкольников (с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни) показало, что существуют статистически значимые различия в уровне выраженности шкал, представленных на диаграмме ( U э =22, U кр = 77, α = 0,05). Полученные различия свидетельствуют, что у детей с нормальным и высоким уровнем страха преобладают разные шкалы ВРР (стиля детско-родительских взаимодействий). Опираясь на полученные статистические данные, мы можем констатировать, что такое преобладание шкал свойственно не только исследуемой группе, но и всей популяции детей. Выраженность шкал детско-родительских отношений среди дошкольников представлена на диаграмме 3.

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Далее следует обсудить такой важный параметр как принятие ребенка. Родителям, чьи дети имеют высокий уровень страха, в меньшей степени свойственно принятие своего ребенка. Напомним, что, с точки зрения К. Роджерса, принятие ребенка родителями лежит в основе формирования его позитивной «Я-концепции» и способствует личностному росту [12].

Для группы детей младшего школьного возраста был произведен аналогичный анализ полученных данных. Различия уровня выраженности признака в шкалах представлены на диаграмме. ( U э = 53, U кр = 89, α = 0,05) Выраженность шкал детско-родительских отношений среди дошкольников представлена на диаграмме 4.

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Отдельно были проанализированы результаты опросника ВРР в выборке отцов. Анализ результатов показал, что среди отцов дошкольников с высоким уровнем страха наиболее распространены следующие типы детско-родительских отношений:

В младшем школьном возрасте среди отцов, чьи дети имеют высокий уровень страха, данные совпадают с результатами матерей:

Данные о семейной ситуации, которые мы выяснили при работе с родителями (опросник И. М. Марковской), подтверждаются результатами, полученными при анализе рисунков детей. Данные теста «Рисунок семьи» позволили увидеть семейную ситуацию глазами ребенка.

Для дошкольников (78 %) и младших школьников (63 %) с нормальным уровнем страха характерны рисунки, говорящие о наличие благоприятной семейной ситуации (χ 2 э = 17,5, df = 4; χ 2 кр = 9,488(α = 0,05)).

В рисунках детей дошкольного возраста с повышенным уровнем страха наблюдаются темы тревожности (53 %) и враждебности (18 %) в семейных отношениях (χ 2 э =17,5; df = 4; χ 2 кр = 9,488(α = 0,05)).

Рисунки детей младшего школьного возраста с повышенным уровнем страха отличаются наличием тревожности в семейных отношениях (47 %), чувства неполноценности в семье (29%) и конфликтности в семейных отношениях (12 %) (χ 2 э = 13,77, df = 4; χ 2 кр = 9,488(α = 0,05)).

Ниже приведены примеры анализа рисунков по методике «Рисунок семьи».

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Примером рисунка, изображающего неблагоприятную семейную ситуацию, может служить рисунок Маши П. (возраст 5 лет 4 месяца). На рисунке нарисованы все члены семьи, кроме самой девочки. Это явный показатель чувства неполноценности, отверженности в семейных отношениях. На данном рисунке, как и на предыдущем, мы видим зачерненные глаза. Это свидетельствует о наличии страхов у девочки. На некоторых фигурах отсутствует рот, что является признаком негативизма, символическая попытка «закрыть рот» определенным членам семьи. Особое внимание заслуживает небрежная манера рисования. Большое количество штриховки в рисунке говорит нам о высоком уровне тревожности в восприятии семейных отношений.

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

На рисунке все члены семьи разделены перегородками. Девочка это объясняет тем, что у «каждого есть свой дом». Как сообщил воспитатель, родители девочки развелись, развод сопровождался бурными конфликтами между всеми родственниками. Эти отношения и отразились на рисунке девочки. В данном случае можно с уверенностью говорить о наличии неблагополучной семейной ситуации, нарушении эмоциональных контактов между членами семьи.

На следующем этапе исследования мы выясняли, знают ли современные родители психологические особенности своих детей, в частности, насколько адекватно родители оценивают проявления страхов у детей. Полученные результаты показали, что в 54 % случаев мнение родителей о наличии страхов у ребенка не совпадает с реальной ситуацией. Многие родители не знают о наличии у младших школьников страха несоответствия, предъявляют ребенку чрезмерно завышенные требования, при этом применяют наказания (в 13 % случаев физические). Родители дошкольников с высоким уровнем страхов, как правило, проводят мало времени со своим ребенком (отдавая его на попечение бабушки или няни), лишая при этом эмоциональной близости, не подозревая, что тем самым рождают у ребенка страх психологического одиночества, часто встречающийся в этом возрасте.

Наше исследование позволило также дать оценку страхов современных детей.

Результаты, полученные в группе детей дошкольного возраста, приведены в табл. 1.

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Страх смерти (себя и родителей) характерен для старших дошкольников ввиду того, что в этом возрасте интенсивно развивается абстрактное мышление, способность к обобщениям, происходит осознание времени и пространства. Таким образом, ребенок осознает необратимость происходящих возрастных изменений.

Результаты, полученные в группе детей младших школьников, приведены в таблице 2.

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

Как видно из табл. 2, у младших школьников страхи дошкольного возраста отступают на второй план. На смену им приходит страх несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих, страх порицания с их стороны.

Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует. Страх несоответствия во многом зависит от установок родителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности. Такие страхи бывают у детей доминантных родителей с гиперконтролирующими и гиперопекающими тенденциями в воспитании. Данный страх напрямую связан с ситуацией поступления в школу, с ролью ученика, которую примеряет к себе ребенок. В этом возрасте увеличивается чувство ответственности и социальной активности. Ребенок поставлен в ситуацию сравнения с другими детьми, в определенной степени в ситуацию конкуренции, где мало соответствовать требованиям хорошего ученика, нужно еще быть успешным.

Оценка детских страхов также проводилась с помощью рисуночного теста «Нарисуй свой страх». Данный рисуночный тест использовался в целях более углубленного исследования детских страхов и причин их возникновения в дополнение к методике А. И. Захарова «Страхи в домиках». В свою очередь, методики диагностирующие детские страхи, сопоставлялись с методикой «Рисунок семьи» и результатами, полученными на основании опросника И. М. Марковской.

Ниже представлены примеры анализа рисунков «Нарисуй свой страх», «Рисунок семьи» и данными ВРР (для отца) у Ильи М. (возраст 6 лет 4 месяца).

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

о страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем ребенку исполнится

1. Возникновению страхов у дошкольников способствуют следующие параметры детско-родительских отношений: отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, непринятие (отвержение) ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях.

2. Ведущие типы детско-родительских отношений в возникновении страхов у младших школьников: повышенный уровень требований родителя по отношению к ребенку, сверхвысокий уровень контроля со стороны родителя, отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях.

3. Отцы дошкольников с высоким уровнем страха проявляют непоследовательность в воспитании, отсутствие эмоциональной близости. Отцы младших школьников с высоким уровнем страха проявляют в воспитании сверхтребовательность, тревожность и отсутствие эмоциональной близости.

4. В рисунках дошкольников с высоким уровнем страхов отмечаются показатели, указывающие на тревожность, конфликтность и враждебность в семейных отношениях. В рисунках же младших школьников с высоким уровнем страхов ведущей тенденцией является чувство неполноценности ребенка в семье. Наблюдается также тревожность и конфликтность в детско-родительских отношениях.

6. Ведущими страхами в младшем школьном возрасте являются: страх не соответствовать требованиям родителей, страх наказания/порицания родителей, страх нападения и войны, страх психологического одиночества, страх магических существ, страх смерти родителей и страх смерти.

7. В дошкольном возрасте уровень страха у детей выше по сравнению с младшим школьным возрастом.

Выявленные факторы семейного воспитания позволяют наметить основные линии коррекционной работы в области детско-родительских отношений в целях профилактики и снижения уровня страхов у детей, сохранения их психического здоровья и эмоционального благополучия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *