о чем можно просить бога

О чем можно просить Бога?

Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. ( Рим. 8:26 ).

Молитва имеет два вида: первый – славословие со смиренномудрием, а второй, низший, – прошение. Посему, молясь, не вдруг приступай к прошению… Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землей, минуй небо, оставь всякую тварь, видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего; и когда будешь славословить, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний… Когда же кончишь славословие… тогда начни со смиренномудрием и говори: недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что я весьма грешен, – более всех грешников грешен я. Так молись со страхом и смиренномудрием. Когда же совершишь обе эти части славословия и смиренномудрия, тогда проси уже, чего ты должен просить, то есть не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Он Сам знает, что полезно каждому; но, как повелено тебе, проси Царствия Божия.

Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной.

Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другою какою целью, хотя бы духовною.

В молитве ищите благ не земных, а небесных.

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (1810–1894).

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю».

Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми у меня это и дай то. Но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно. Помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть в грехах моих, ибо я, грешный, немощен. Не предай меня врагам моим, к Тебе прибегаю ( Пс. 142:9 ). Избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

Преподобный Исаия Отшельник († 370).

Молясь, просил я часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, зачем просил я, чтобы исполнилась лучше моя воля, потому что дело оказывалось для меня не таким, как думал я.

Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: Да будет воля Твоя ( Мф. 6:10 ) во мне.

Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет.

Молись во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления.

Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле. Ты как человек часто почитаешь для себя полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай.

Когда молишься, старайся молиться больше за всех, чем за себя одного, и во время молитвы живо представляй всех людей вместе с собою единым телом.

Всё, о чём бы вы ни попросили Бога, всё восприимите, лишь бы только было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит.

Источник

Чего просить у Бога?

о чем можно просить бога

Не говорите: «Как было бы хорошо, если бы произошло то-то и то-то…» Лучше подумайте, как сделать так, чтобы это действительно произошло, или как жить без этого…

«Да будет воля Твоя…» (Мф. 6, 10). Или, по апостолу Павлу, «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

Благая – потому что она всегда во благо. Угодная – потому что и нам самим в конечном итоге будет в радость все, что Господь дает нам принять и совершить в этой жизни. Совершенная – потому что воля Божия превосходнее всех наших планов, чувств и желаний.

Воля Божия – то, что происходит с нами, но также и то, что мы должны делать. Чтобы жить в согласии с нею, нужно вначале примириться с теми обстоятельствами нашей жизни, которые не зависят от нас, а затем сосредоточить все внимание и силы на своих поступках, которые только от нас и зависят.

Предвижу вопрос: «Моя жизнь – это сплошной кошмар, и сколько же можно с этим мириться?» Но дело в том, что до тех пор, пока мы не приняли наши внешние обстоятельства как из руки Божией, они не изменятся.

Даже материальные блага и сохранение жизни во многом зависят именно от умения смириться и перетерпеть то, что нам в тягость. В житии иеросхимонаха Серафима Вырицкого описан такой случай. Будущий старец – в начале ХХ века он был преуспевающим купцом и миллионером – возвращался однажды из длительной заграничной поездки и уже в Петербурге по дороге домой увидел сидевшего на мостовой крестьянина в ветхой одежде, повторявшего:

– Не как ты хочешь, а как Бог даст!

Почувствовав, что ему нужно поговорить с этим крестьянином, Василий Николаевич – таково было мирское имя преподобного Серафима Вырицкого – пригласил его в свою карету и стал расспрашивать.

Оказалось, что у крестьянина в родной деревне остались больные тифом семеро детей, жена и отец. Соседи им не помогали и вообще не заходили в их дом, так как боялись заразиться. Решили они продать лошадь и купить на вырученные деньги корову. Лошадь мужик продал, но у него отняли деньги, а так как он был слаб от голода, то и не смог за себя постоять.

Вернуться домой с пустыми руками крестьянин не мог. Тогда он в отчаянии сел на мостовую, заплакал и только повторял:

– Не как ты хочешь, а как Бог даст!

Василий Николаевич поехал на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил ее продуктами, привязал к ней корову, затем подвел крестьянина к телеге и дал ему в руки вожжи. Тот стал отказываться, не веря своему счастью, на что получил ответ:

– Не как ты хочешь, а как Бог даст!

После этого Василий Николаевич приехал к себе домой и вызвал парикмахера. Тот пригласил его сесть в кресло, но будущий старец взволнованно ходил по комнате, повторяя:

– Не как ты хочешь, а как Бог даст!

Парикмахер еще раз предложил ему сесть, но снова услышал в ответ:

– Не как ты хочешь, а как Бог даст!

Тогда парикмахер вдруг упал на колени:

о чем можно просить бога

Преподобный Серафим Вырицкий

Конечно, оба описанных здесь случая – дело особого Промысла Божьего. Если мы с вами сядем на мостовую со словами: «Не как ты хочешь, а как Бог даст», в ожидании, когда нам подарят «Мерседес» и кредитную карточку, может статься, что мы ничего не получим.

Кроме самой жизни и средств к существованию, мы еще дорожим здоровьем. Вспоминается давно прочитанный рассказ об исцелении: не ручаюсь за дословную его передачу, но постараюсь как можно точнее припомнить сами события.

У одной молодой семьи где-то на Западе в первой половине ХХ века заболел менингитом 4-летний ребенок. Доставив его в больницу, родители вернулись домой, как вдруг поздно вечером зазвонил телефон. По рассказу матери, телефон звонил четырнадцать раз, прежде чем она нашла в себе мужество поднять трубку. И действительно, звонил врач из больницы и просил их срочно приехать.

Малышу были сделаны лекарственные инъекции, но его состояние не менялось к лучшему. Температура то опускалась, то вновь поднималась, и было похоже, что начинается отек мозга. На то, чтобы выжить, врачи оставляли ребенку один шанс из четырех.

По дороге домой родители остановили машину у первого же храма, оказавшегося у них на пути. Они не были православными, да и храм этот тоже едва ли был православным. И вот, эти два человека приняли единственно верное решение. Они были готовы принять все, как есть, если Богу угодно забрать их ребенка.

«Господи, да совершится воля Твоя», – такой была их молитва. И здесь измученные родители впервые за последние дни ощутили покой и умиротворение.

С этими словами: «Господи, да совершится воля Твоя», – они вернулись домой. Вскоре им снова позвонил врач из больницы, чтобы сообщить, что кризис прошел, и состояние их малыша улучшается.

Кто-нибудь спросит: почему же одни исцеляются, даже когда не просят об этом, а другие не исцеляются, обращаясь к Богу со всем упованием? Может быть, потому, что у каждого из нас – своя чаша скорбей, которую он должен испить, но при этом от нас зависит, что мы сможем извлечь для себя из этого. Терпение болезни – это не какая-то «нечеловеческая жизнь» в обмен на неведомые небесные блага. Это именно «человеческая» жизнь и небесные блага – в итоге.

Описан случай, когда в древности в одном монастыре среди братии было три человека: один прекрасно безмолвствовал, другой был болен и благодарил Бога, а третий усердно ходил на послушания. Когда им пришло время давать ответ за свою жизнь, все они перед Богом оказались в равном достоинстве.

Замечено, что тяжелобольные люди, сумевшие принять свою болезнь без ропота и вопросов вроде «почему я, а не мой сосед», живут с радостью, неведомой нам, не умеющим пользоваться своим здоровьем.

Помню, когда я был еще прихожанином в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, часто видел в храме мальчика лет 14–15 на костылях. Мы не были с ним знакомы,– не знаю, был ли он инвалидом или получил тяжелую травму. По крайней мере, было видно, что он успел уже свыкнуться со своим положением. Его правая нога была в подвешенном и полусогнутом состоянии, – похоже, была сильно повреждена ступня.

Что меня поразило, так это спокойствие и радость у него на лице. Понятно, что радостного в его положении был немного, – это была радость иного порядка, – духовная радость, радость человека, сумевшего принять из руки Божией свою скорбь как горькое, но спасительное лекарство.

Я знаю священника, который до принятия сана был начальником на железной дороге, имел несколько сот человек в подчинении и зарплату, на которую мог без особых забот содержать жену, троих детей и себя. Семья, квартира, машина, свободное время… Вся его трудовая книжка исписана благодарностями за проявленную бдительность (то есть за избавление людей от угрозы для жизни).

И вот, когда В.Н. исполнилось сорок лет (это было в начале 90-х годов минувшего века), ему предложили принять сан священника. В.Н. был человеком глубоко церковным, имел серьезного духовника (правда, в тот момент, насколько я помню, его духовник уже предстал пред Богом) и жил церковной жизнью не от случая к случаю, а с полным сознанием и ответственностью.

И все же, получив предложение, В. Н. решился не сразу. Устроенная со всех сторон мирская жизнь казалась как никогда привлекательной. Храм, где ему предстояло служить, представлял собою печальное зрелище. Жена была человеком мирским и отнеслась к предстоящему рукоположению без большого восторга. Поразмыслив, В.Н. сказал себе: «Ну, выбирай, – или земное, или небесное». И выбрал.

Ему предоставили большой дом возле храма (храм находится километрах в тридцати от городка, где они жили). Немного пожив там, жена собрала вещи и пригласила отца В. почаще навещать ее в их квартире. Обливаясь слезами, он встал в алтаре перед Престолом и сказал: «Господи, Ты наказал, Ты и помоги». Без ропота и без претензии: «Просите – и дастся вам». Так дальше и жили: она приезжала на субботу и воскресенье, он приезжал домой на понедельник, а в остальное время она с детьми – дома, он один – в храме.

Храм уже был отстроен и полон людьми, и к тому времени отец В. получил и другой полуразрушенный храм, который тоже теперь восстановлен. На его попечении остались два сына-подростка. Оба были не против церковной жизни, но и не против жизни мирской. Борьба за детей продолжалась несколько лет. В итоге один из них стал священником, другой помогает отцу и брату.

А над всем этим – та духовная радость, которой не приносит ни большая зарплата, ни большая квартира, ни высокая должность, ни свои пожелания, когда они исполняются всегда и во всем.

Человек верующий тем и отличается, что для него воля Божия важнее, чем своя воля. И если одно приходит в конфликт с другим, он приносит в жертву свою волю, свои представления, свои удобства, свой душевный комфорт, свои мечты и планы. В итоге мы получаем больше, чем отдали: Я пришел, – говорит Христос, – чтобы имели жизнь, и имели с избытком (Ин. 10, 10). У Него достаточно силы, чтобы дать нам эту жизнь, – лишь бы мы сами захотели принять ее.

[1] Все имена, приведенные в подобных историях, изменены.

[2] Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица», Слово к пастырю. 6, 2.

[4] Архимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 91.

[5] Монахиня N. Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании. М. 2003. С. 60.

[6] Трофимов А. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949). Издательство братства святителя Алексия, 1999.

Источник

Чего просить у Бога

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Просить у Бога земных благ в православной традиции как-то не принято. Любой христианин знает из Евангелия, что все эти блага Господь предоставляет людям, что называется, «по умолчанию»: … не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

о чем можно просить бога

Но все же так хочется иногда обратиться к Нему с чем-нибудь эдаким… приземленным и обыденным. Диапазон таких просьб может быть очень широким. От детского «Господи, сделай так, чтобы завтра утром мороз был тридцать градусов и я не пошел в школу» — до взрослого, но не менее наивного «Господи, ну дай же Ты мне денег на автомобиль-квартиру-дачу-поездку-в-Турцию!». Наверное, совсем немного найдется в Церкви людей, которые ни разу в жизни не произносили бы в душе чего-либо подобного, особенно — в начале своего воцерковления. Это некий этап духовного развития верующего человека, своего рода духовное детство, когда наиболее желанными представляются совсем уж простые вещи и ценности. Несколько историй о таких вот «детских молитвах» попробую здесь рассказать.

«Зверь» Серега

Однажды мне довелось быть свидетелем самой первой молитвы в жизни взрослого человека. Дело было в начале девяностых. Я тогда устроился работать на стройку учеником каменщика, а по сути — подсобником. Бригаду, в которую меня определили, работники нашей организации называли почему-то «зверями». Кладовщица, выдавая мне спецовку, поинтересовалась:

— У кого будешь работать?

— Ох, лишенько! — всплеснула она руками. — Это к «зверям» тебя, значит, бросили?

— Почему так сурово? Они что там, кусаются у вас?

— Поработаешь — узнаешь, — вздохнула кладовщица. — Ладно, давай, расписывайся.

Я расписался в получении телогрейки, мятой шапки-ушанки и пары валенок, твердых, словно камень. И отправился на участок к таинственным «зверям».

Никакой особой лютости в них, слава Богу, не обнаружилось. Обыкновенные русские мужики, после деревенской восьмилетки окончившие ПТУ и всю жизнь клавшие кирпичи на различных стройках в родном районе. Единственным их минусом можно было считать забавный профессиональный снобизм: в оценке любого человека главным критерием они считали умение вести кирпичную кладку. Всех, кто по каким-то причинам не освоил этого нехитрого искусства, «звери» рассматривали как представителей низшей касты. С соответствующим к ним отношением.

— Ой, шикалды-балды-ялды! Жил с молодкой, гулял с водкой — не работал никоды! — радостно неслось из закутка, где он возводил очередной простенок. «Звери» хмурились еще больше, и сердито ворчали:

— Без души работает. Пустой человек.

А Серега продолжал горланить:

— Эх, мы с приятелем работали на северных путях, вернулися в деревню — он в галошах, я — в лаптях!

Вот этот-то жизнерадостный каменщик у меня на глазах приобрел самый первый в своей жизни опыт молитвы. Случилось это так. После обеда мы сидели в вагончике и ждали раствор. По идее, если заказанная машина с раствором не появится на стройке до трех часов, значит, в этот день ее уже не будет, и к пяти можно спокойно расходиться по домам. А вот если машина все же придет, скажем, в половине пятого, тогда придется раствор принимать и вырабатывать его часов до семи.

На улице вьюжило. «Звери» за столом азартно рубились в карточную игру с неприличным названием. Тетя Аня дремала в углу, у буржуйки. А разухабистый обычно Серега в тот день почему-то вел себя тихо. В карты играть не садился, курил, и задумчиво смотрел в заснеженное окошко. Потом развернулся, и позвал:

— Чего тебе? — недовольно пробурчала разбуженная тетя Аня.

— Ты ж богомольная, да?

— Вот… Бог же все слышит, что я говорю?

— Все. Небось, устал дурь твою слушать, — тетя Аня снова отвернулась к стене и прикрыла глаза.

— Погоди, — Серега подошел и сел рядом на корточки. — А вот, к примеру, мысли мои Бог слышит или нет?

— Слышит. Он все и слышит, и видит. Потому что — Бог.

Серега несколько секунд переваривал сказанное. Потом отошел на прежнее место и снова уставился в окно.

Минут через сорок пришла машина с раствором. Бригадир Карпухин тихо выругался сквозь зубы и стал натягивать телогрейку. Остальные тоже засобирались не спеша. И лишь у Сереги лицо пылало неподдельной обидой:

— Врешь ты все, Анна! Ничего твой Бог не слышит. Я Его целых полчаса просил, чтоб раствор сегодня не привозили. И чего? Теперь вот ковыряйся еще два часа на холоде!

Тетя Аня глянула на него сурово, потуже затянула на груди теплый платок. И сказала:

— Дурак ты, Серега. Пошли работать.

Серега помолчал пару секунд. Потом вздохнул, взял со стола шапку и вышел в метель.

Тетя Аня вряд ли читала творения Григория Нисского. Но в своем коротком ответе удивительным образом сумела выразить мысль Святителя: «…тот, кто во время молитвы устремлен не к тому, что полезно душе, но просит Бога оказать благоволение к страстным движениям его ума, есть действительно человек нелепый, молящийся о том, чтобы Бог стал содейственником и служителем его суетностей». Очень надеюсь, что для веселого «зверя» Сереги это его первое обращение к Богу не оказалось последним.

Крысы

Однажды моя жена с помощью молитвы сотворила самое настоящее чудо. Правда, молитвы такой нет ни в одном молитвослове, да и само чудо — ну очень уж… специфическое, что ли? Впрочем, лучше расскажу все с самого начала.

После нескольких лет скитаний по съемным квартирам мы наконец купили себе дом. С газом, с водопроводом, с канализацией, с садом и огородом — ну что еще нужно многодетной семье? Живи и радуйся! Однако некоторые проблемы невозможно себе даже представить, пока не столкнешься с ними воочию. Поздней осенью в наш дом пришли… крысы. С первыми серьезными заморозками они благоразумно покинули свои норы в поле и перебрались на «зимнюю квартиру» — поближе к теплу и пище. И надо же такому случиться, что это крысиное нашествие случилось во время моего отъезда на очередную строительную «шабашку».

Бедная моя жена оказалась на грани полного отчаяния. Представьте себе: в доме — четверо маленьких детей, причем младшей не исполнилось еще и месяца. А ближе к ночи под полом начинается жуткая возня, топот и злобный визг. Потом вдоль стен то тут, то там начинают мелькать хвостатые серые тени, и вся эта адская какофония звучит уже в комнате, из-под кроватей…

о чем можно просить бога

Жена две ночи провела без сна, охраняя детские кроватки. Дежурить третью ночь у нее уже не было сил. Тогда она встала перед иконами, и сказала: «Господи, ты же видишь — я ничего не могу с этим сделать. Сейчас я засну, а эти твари могут покусать моих детей. Прогони их отсюда, пожалуйста». После чего налила в миску крещенской воды и прошлась по всему дому, кропя углы, полы и стены. И тут же крысиная возня прекратилась. Не через час или два, не спустя какое-то время, а — немедленно. Удивленная жена пыталась услышать хоть шорох, но тщетно. В доме стояла тишина. Обессиленная двумя бессонными ночами, она легла на кровать и сразу же уснула.

Бедная моя жена оказалась на грани полного отчаяния. Представьте себе: в доме — четверо маленьких детей, а ближе к ночи под полом начинается жуткая крысиная возня и злобный визг.

На следующий день крысы не пришли. Не было больше ни шума, ни топота, ни визга. Жена на всякий случай еще пару дней сидела за полночь с включенным светом, но хвостатые соседи так и не появились. Они нашлись, лишь когда я приехал и полез в подпол за картошкой. Семь больших дохлых крыс валялись на земле неподалеку друг от друга. Я собрал их в ведро и отнес в поле, из которого они в недобрый час пришли к нам в дом. После этого крыс у нас не было несколько лет. Такое вот странное чудо…

Легендарный Гамельнский крысолов утопил полчища докучавших городу крыс с помощью волшебной дудочки. Моя жена умудрилась сделать примерно то же самое с помощью своей наивной, но искренней «самодельной» молитвы. Видимо, о чем-то подобном Иоанн Кронштадтский писал: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом. а надо показать и свой ум. притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий от верующего, любящего и благодарного сердца: пересказать нельзя».

«Собачья» молитва

У меня тоже был опыт такой «детской» просьбы к Богу, которую Он исполнил. Хотя это была весьма бестолковая, и даже глупая просьба. Скажите, молился ли хоть кто-нибудь из вас о благоустроении собаки? Нет? Тогда я сейчас расскажу, как это делается.

Муха появилась у нас лет пять назад. Однажды, погожим летним утром, мы нашли у себя на открытой веранде щенка. Видимо, кто-то подкинул его, зная, что в доме живут дети. Совсем еще маленькая собачка залезла в кукольный домик дочки, и смотрела на нас оттуда через окошко карими глазками, словно бы спрашивая: «Я в общем-то и сама не понимаю, как тут оказалась. Но раз уж оно так вышло, можно, я останусь у вас жить?».

Щенка, конечно же, оставили. Дети назвали его красивым и героическим именем Мухтар. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что Мухтар — девочка. Имя тут же сократили на женский лад — Муха. Так у нас в доме появилась очаровательное существо, очень быстро ставшее полноправным членом семейства. Красивая рыжая собака, умная и ласковая, Муха обладала всеми собачьими достоинствами, о которых только могут мечтать хозяева. С самого первого дня она просилась в туалет на улицу. Ела очень деликатно, пищу никогда не разбрасывала. Когда подросла, целыми днями играла во дворе с детьми, а по ночам исправно караулила дом, облаивая с веранды заплутавших пьяниц и гуляющих на вольном выпасе лошадей. В общем, собака нам досталась правильная. И лишь один «недостаток» обнаружился у Мухи где-то через год: согласно законам своего собачьего естества, она регулярно приносила по семь-восемь, а то и девять щенков. Разводить у себя псарню мы не собирались.

Как только щенки подрастали, их собирали в большую коробку и относили в базарный день на рынок. В маленьком городке собака нужна многим, а щенки у Мухи всегда были роскошные — толстенькие, крепкие, с ухоженной шерсткой и бодро торчащими ушками. Обычно их удавалось раздать в течение часа. Причем за каждого непременно давали по пять или десять рублей, как мы ни отказывались. Народ у нас чтит традиционные суеверия типа: нельзя брать собаку просто так, нужно хоть что-нибудь да заплатить, а то не приживется. Так что и этот Мухин «недостаток» особенно не отягощал нашу жизнь. Но как-то раз один щенок у нас все-таки «завис». Ну вот не взяли его почему-то, хотя внешне он абсолютно ничем не отличался от своих более удачливых сестер и братьев. Через неделю на щенка опять не нашлось покупателя. Потом был еще один базарный день, и снова его никто не взял… А ведь собаки растут очень быстро. Из забавного мехового комочка щенок уже превратился в голенастого кобелька, нескладного и малосимпатичного, как все подростки. Я смотрел на него и понимал, что на рынок его носить больше нет смысла. Оставался, правда, еще один вариант: подкинуть его кому-нибудь втихаря, как нам подкинули Муху. Но тут слишком уж неопределенным был результат: подкидыша могли просто выгнать на улицу, или безотвязно посадить на цепь, устроив ему поистине «собачью жизнь».

Вот тогда я и помолился о «благоустроении собаки». Уже не помню точных слов, но по смыслу это было что-то вроде: «Господи, помоги мне пристроить этого бедолагу в хорошую семью, чтобы его там любили и не обижали. А то его никто не берет, и я не знаю, что с ним делать».

о чем можно просить бога

Я помолился таким нелепым образом и отправился в город по делам. Вернулся через пару часов, сел ужинать. Говорю жене:

— Может, еще разок попробуем отнести щенка на рынок? Мало ли…

— Так его же забрали. Тебе дети еще не рассказывали?

Оказывается, сразу же после моего ухода к дому подъехала машина. За рулем — незнакомый парень. Из машины выходят мой сын Глеб и его друг Игорь. Сын спрашивает у жены:

— Мам, можно я с Игорем и Олегом съезжу в деревню на часок?

Жена, естественно, спрашивает, кто такой этот Олег и для чего с ним нужно куда-то ехать.

— Олег, мам, это приятель Игоря. У его дочки день рождения. И они с женой решили подарить ей собаку. Им уже предложили щенка в Мурачёвке. Только Олегу не нравится, что там девочка. Ну так можно, я с ними смотаюсь туда и обратно?

— Говоришь, не нравится, что девочка? Ну-ка пойдем, мне нужно с ним поговорить.

Через пять минут наш щенок уже ехал с Глебом в машине к своим новым хозяевам. Когда Глеб вернулся, восторгам его не было предела:

— Мам, ну там вообще… Все пищат просто от удовольствия. Подстилку сразу ему соорудили в комнате, ножку куриную из холодильника. А наш пес деловой такой: по комнатам не спеша прошелся, обнюхал все, потом — с тапком начал играть… Жене и дочке очень понравился. В общем, будет жить барином.

Глеб еще пару раз был у Олега, проведывал щенка. Тот действительно жил барином: ему накупили разных соба

чьих игрушек, кормили специальной собачьей едой, его купали, вычесывали, периодически вывозили на машине в лес — побегать на природе. Он подрос, окреп, и выглядел абсолютно счастливой собакой.

Я потом для себя пытался найти объяснение — почему Бог так быстро и буквально исполнил мою нелепую просьбу про «хорошую семью» для песика. И, наконец, прочитал у Григория Нисского мысль, которая, как мне показалось, хорошо объясняет смысл произошедшего. По мнению святителя, Господь отвечает на подобные молитвы, «…чтобы в людях поверхностных утверждалась этим вера в Бога, и чтобы, познавая на опыте, как Бог внемлет нашим молениям, испрашиванием маловажного, мало-помалу возвысились мы со временем до пожелания даров высших и боголепных».

Ну что ж… Видимо, действительно, поверхностный я пока еще человек в деле веры. Но история с чудесно пристроенной собакой осталась в памяти именно как опытное свидетельство действенности молитвы. Даже такой немощной и бестолковой, как моя.

«Не проси у царя навоза…»

Просить Бога о земном в православной традиции не принято. Преподобный Исаак Сирин очень категорично говорит об этом: «…Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ».

Но… все равно ведь — просим. Каждый о своем. Одни по недомыслию. Других жизнь прижала так, что без Божьей помощи уже и не продохнуть. А третьи — в простоте душевной, не задумываясь особо над уместностью подобных просьб. Хорошо ли это?

Я не знаю. Своими предположениями на этот счёт поделился в другой статье на сайте журнала «Фома». Но могу предположить, что если человек не дорос в своем духовном развитии до молитв о смирении, терпении и любви к ближнему, то лучше уж пусть у него будет молитва о каких-то простых земных нуждах, чем никакой молитвы вообще. Ведь любое обращение к Богу — уже благо для человека, потому что понемногу приучает его жить в присутствии Божием. А без этого сознания ни о каком духовном росте даже и говорить не приходится.

Ну и напоследок — несколько утешительных слов святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сказанных им не для отшельников-аскетов, а для обычных мирян, которые, по немощи своей, все же выпрашивают «навоз у царя»:

«Всё то, чем живет человек, — все заботы, все скорби наши и страдания, наши нужды, даже самые малые, — составляют нашу духовную жизнь, ибо все наши переживания, все наши нужды кладут отпечаток на жизнь нашего духа. А если так, то они и в очах Божиих важны, ибо цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы стать чистым, святым.

Значит, всё, что мешает жизни духа, что омрачает его, что отвлекает дух наш от пути добра, не может быть безразличным для Бога и Ангелов. Господь знает, как важны для нас все наши переживания, страдания и нужды, а потому обо всем Он заботится, ибо любовь Его к людям безмерна и безгранична.

Знает Господь и хранит всё. Он знает, что наши жизненные нужды и наши скорби очень важны в духовной жизни нашей, поэтому ни одна из мелких нужд, ни одна из малых скорбей наших не может быть безразлична Богу.

Оттого всегда просите Бога обо всем, что вам надо, не смущаясь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных своих нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам: с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *