низкотемпературную коррозию можно устранить

Методические указания по предупреждению низкотемпературной коррозии поверхностей нагрева и газоходов котлов

Методические указания распространяются на низкотемпературные поверхности нагрева паровых и водогрейных котлов (экономайзеры, газовые испарители, воздухоподогреватели различных типов и т.п.), а также на газовый тракт за воздухоподогревателями (газоходы, золоуловители, дымососы, дымовые трубы) и устанавливают методы защиты поверхностей нагрева от низкотемпературной коррозии. Методические указания предназначены для тепловых электростанций, работающих на сернистых топливах, и организаций, проектирующих котельное обоорудование.

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ГЛАВНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ
КОРРОЗИИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
НАГРЕВА И ГАЗОХОДОВ КОТЛОВ

РАЗРАБОТАНО Всесоюзным дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехническим научно-исследовательским институтом имени Ф.Э. Дзержинского

ИСПОЛНИТЕЛИ Р.А. ПЕТРОСЯН, И.И. НАДЫРОВ

УТВЕРЖДЕНО Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем 22.04.84 г.

Заместитель начальника Д.Я. ШАМАРАКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ КОРРОЗИИ ПОВЕРХНОСТЕЙ НАГРЕВА И ГАЗОХОДОВ КОТЛОВ

Срок действия установлен
с 01.07.85 г.
до 01.07.2005 г.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

Настоящие Методические указания распространяются на низкотемпературные поверхности нагрева паровых и водогрейных котлов (экономайзеры, газовые испарители, воздухоподогреватели различных типов и т.п.), а также на газовый тракт за воздухоподогревателями (газоходы, золоуловители, дымососы, дымовые трубы) и устанавливают методы защиты поверхностей нагрева от низкотемпературной коррозии.

Методические указания предназначены для тепловых электростанций, работающих на сернистых топливах, и организаций, проектирующих котельное оборудование.

1. Низкотемпературной коррозией называется коррозия хвостовых поверхностей нагрева, газоходов и дымовых труб котлов под действием конденсирующихся на них из дымовых газов паров серной кислоты.

4. Для предупреждения коррозии поверхностей нагрева в процессе эксплуатации температура их стенок должна превышать температуру точки росы дымовых газов при всех нагрузках котла.

Для поверхностей нагрева, охлаждаемых средой с высоким коэффициентом теплоотдачи (экономайзеры, газовые испарители и т.п.), температуры среды на входе в них должны превышать температуру точки росы примерно на 10 °С.

В установках с применением схемы включения водогрейных котлов в теплосеть через водяные теплообменники условия снижения низкотемпературной коррозии поверхностей нагрева обеспечиваются в полной мере.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

7. Расчет температуры стенки трубчатых (ТВП) и регенеративных (РВП) воздухоподогревателей выполняется по рекомендациям «Теплового расчета котельных агрегатов. Нормативный метод» (М.: Энергия, 1973).

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

10. В качестве эмалированной применяется набивка из металлических листов толщиной 0,6 мм. Срок службы эмалированной набивки, изготовленной в соответствии с ТУ 34-38-10336-89, составляет 4 года.

В качестве керамической набивки могут применяться фарфоровые трубки, керамические блоки, или фарфоровые пластины с выступами.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

11. Для защиты воздухоподогревателей от низкотемпературной коррозии в пусковой период следует выполнить мероприятия, изложенные в «Руководящих указаниях по проектированию и эксплуатации энергетических калориферов с проволочным оребрением» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1981).

Растопку котла на сернистом мазуте, следует проводить с предварительно включенной системой подогрева воздуха. Температура воздуха перед воздухоподогревателем в начальный период растопки должна быть как правило, 90 °С.

11а. Для защиты воздухоподогревателей от низкотемпературной («стояночной») коррозии на остановленном котле, уровень которой примерно вдвое выше скорости коррозии в период эксплуатации, перед остановкой котла следует провести тщательную очистку воздухоподогревателей от наружных отложений. При этом перед остановом котла температуру воздуха на входе в воздухоподогреватель рекомендуется поддерживать на уровне ее значения при номинальной нагрузке котла.

Очистка ТВП осуществляется дробью с плотностью ее подачи не менее 0,4 кг/м.с (п. 15 настоящего документа).

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

Для сернистых мазутов температура уходящих газов должна превышать температуру точки росы при номинальной нагрузке котла примерно на 10 °С.

В зависимости от содержания серы в мазуте следует принимать расчетное значение температуры уходящих газов при номинальной нагрузке котла, указанное ниже:

Содержание серы, %. До 1,0 Св. 1,1 до 2 вкл. Св. 2,1 до 3 вкл. Св.3

Температура уходящих газов, ºС. 140 150 160 165

На условия обеспечения надежной работы дымовой трубы и предупреждения выпадения влаги на ее стенки влияет не только температура уходящих газов, но также и их расход. Работа трубы с режимами нагрузки существенно ниже проектных увеличивает вероятность низкотемпературной коррозии.

При сжигании природного газа температуру уходящих газов рекомендуется иметь не ниже 80 °С.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

Наиболее экономичным способом стабилизации температуры уходящих газов является повышение температуры предварительного подогрева воздуха в калориферах по мере снижение нагрузки.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

Минимально допустимые значения температур предварительного подогрева воздуха перед РВП принимается в соответствии с п. 4.3.28 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (М.: Энергоатомиздат, 1989).

В тех случаях, когда оптимальные температуры уходящих газов не могут быть обеспечены из-за недостаточной поверхности нагрева РВП, должны приниматься значения температур предварительного подогрева воздуха, при которых температура уходящих газов не превысит значений, приведенных в п. 12 настоящих Методических указаний.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

15. Водные обмывки поверхностей нагрева интенсифицируют низкотемпературную коррозию. По этой причине водная обмывка хвостовых поверхностей нагрева в качестве эксплуатационного средства очистки не рекомендуется. Применение водных обмывок, в частности, РВП допускается как исключение перед текущим или капитальным ремонтами котла. В качестве эксплуатационных способов очистки трубчатых воздухоподогревателей должна применяться дробевая очистка в соответствии с «Руководящими основаниями по проектированию и эксплуатации установок дробевой очистки энергетических котлов» ( РД 34.27.108 ) (М.: СПО Союзтехэнерго, 1980).

Регенеративные воздухоподогреватели должны очищаться от наружных отложений с помощью регулярной обдувки перегретым паром либо газоимпульсной (или пневмоимпульсной) очистки.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

16. Ввиду отсутствия надежных кислотостойких покрытий для защиты от низкотемпературной коррозии металлических газоходов надежная работа их может быть обеспечена тщательной изоляцией, обеспечивающей разность температур между дымовыми газами и стенкой не более 5 °С.

Применяемые в настоящее время изоляционные материалы и конструкции недостаточно надежны в длительной эксплуатации, поэтому необходимо вести периодический, не реже одного раза в год, контроль за их состоянием и при необходимости выполнять ремонтно-восстановительные работы.

Абсолютной коррозионной стойкостью обладают лишь весьма дефицитные и дорогие высоколегированные стали (например, сталь ЭИ943, содержащая до 25 % хрома и до 30 % никеля).

Приложение

1. Теоретически температура точки росы дымовых газов с заданным содержанием паров серной кислоты и воды может быть определена как температура кипения раствора серной кислоты такой концентрации, при которой над раствором имеется то же самое содержание паров воды и серной кислоты.

При сжигании сернистых мазутов с предельно низкими избытками воздуха (α ≤ 1,02) температура точки росы дымовых газов должна приниматься по результатам специальных измерений. Условия перевода котлов в режим с α ≤ 1,02 изложены в «Руководящих указаниях по переводу котлов, работающих на сернистых топливах, в режим сжигания с предельно малыми избытками воздуха» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1980).

3. При сжигании сернистых твердых топлив в пылевидном состоянии температура точки росы дымовых газов tp может быть подсчитана по приведенному содержанию в топливе серы и золы S р пр, А р пр и температуре конденсации водяных паров tкон по формуле

низкотемпературную коррозию можно устранить

Рис. 1. Зависимость температуры точки росы дымовых газов от содержания серы в сжигаемом мазуте

Значение первого члена этой формулы при aун = 0,85 можно определить по рис. 2.

низкотемпературную коррозию можно устранить

Рис. 2. Разности температур точки росы дымовых газов и конденсации водяных паров в них в зависимости от приведенных содержаний серы (S р пр) и золы (А р пр) в топливе

4. При сжигании газообразных сернистых топлив точка росы дымовых газов может быть определена по рис. 1 при условии, что содержание серы в газе рассчитывается как приведенное, то есть в процентах по массе на 4186,8 кДж/кг (1000 ккал/кг) теплоты сгорания газа.

Для газового топлива приведенное содержание серы в процентах по массе может быть определено по формуле

5. Скорость коррозии сменяемой металлической набивки воздухоподогревателей при сжигании мазута зависит от температуры металла и степени коррозионной активности дымовых газов.

Скорость коррозии (мм/год) при температуре стенки, ºС

Источник

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева возникает при конденсации на поверхности нагрева водяных паров и образовании жидкой пленки, являющейся электролито. Конденсация водяных паров возникает при температуре поверхности нагрева ниже точки росы, которая определяется парциальным давлением водяных паров в продуктах сгорания, увеличивающимся с повышением влажности топлива и содержания в нем водорода. Например, точка росы в продуктах сгорания АШ равна 27-28 °С, бурых углей 45-55 °С, мазута 44-45 °С и природного газа 54-55 °С. Наличие в продуктах сгорания S02 и S03 повышает температуру точки росы до 100-110°С.

низкотемпературную коррозию можно устранить

На рис. 25.2 показаны зависимости температуры точки росы от наличия S03 и H2SO4 в продуктах сгорания.

Для особо сернистых топлив температура точки росы повышается до 150°С. При наличии водяных паров и сернистых соединений в продуктах сгорания образуется парообразная система Н20-H2SO4. Температура образования жидкой серной кислоты в продуктах сгорания определяется содержанием серы в топливе и при сжигании топлива с S n =0,012 % кг/МДж равна 65°С, а при S n =0,1/0,2 % кг/МДж она составит 125-140°С.

Конденсация чистых водяных паров при температуре поверхности ниже точки росы при отсутствии содержания в газах сернистых соединений может вызывать кислородную коррозию в воздухоподогревателе, расположенном в области низких температур, и в результате привести к сквозному разъеданию труб и перетеканию воздуха в газовую среду. Наличие в газах сернистых соединений и конденсация на поверхностях нагрева жидкой пленки, содержащей H2SO4, приводят к тому,что активизируется низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева.

низкотемпературную коррозию можно устранить

Как видно из рис. 25.3, а, имеется область температур стенки, при которой скорость коррозии незначительна и поверхность нагрева может работать длительное время. При работе на твердом сернистом топливе в зоне температур 70-110°С скорость коррозии не превышает 0,2 мм/год. При сжигании сернистого мазута скорость коррозии существенно выше, чем при сжигании твердого топлива, при этом характеристика K=f(t) не имеет безопасной зоны.

Наиболее активно низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева проявляется в воздухоподогревателях, в которых имеют место наиболее низкие температуры греющего и нагреваемого теплоносителей. Температура стенки трубы воздухоподогревателя, °С, исходя из баланса теплоты внутренней и внешней ее поверхности, определяется по формуле

низкотемпературную коррозию можно устранить

Из выражения (25.5) следует, что tст может быть получена выше температуры точки росы за счет увеличения температуры воздуха, поступающего в воздухоподогреватель, и уменьшения ав. Уменьшение ав, которое возможно за счет снижения скорости воздуха, связано с увеличением необходимой площади поверхности нагрева, а при загрязнении внутренней поверхности труб уносом не повышает tст и поэтому нецелесообразно. Широко применяемым методом предотвращения коррозии воздухоподогревателя является повышение температуры поступающего в него воздуха обычно путем рециркуляции горячего воздуха в воздухоподогревателе или предварительного подогрева воздуха в паровых подогревателях.

низкотемпературную коррозию можно устранить

На рис. 25.4 показаны схемы повышения температуры поступающего в воздухоподогреватель воздуха путем рециркуляции горячего воздуха. Рециркуляция воздуха снижает температурный напор в воздухоподогревателе, повышает температуру уходящих газов и расход электроэнергии на дутье. При применении отдельного вентилятора для рециркуляции воздуха загрузка вентилятора остается неизменной и расход электроэнергии на рециркуляцию воздуха несколько уменьшается.

На рис. 25.4, в показана схема подогрева воздуха, поступающего в воздухоподогреватель в паровом подогревателе. Подогреватель устанавливается между напорной стороной дутьевого вентилятора и входной ступенью воздухоподогревателя. Он представляет собой трубчатый теплообменник, внутри труб которого проходит отработавший пар турбины при температуре около 120 °С. Снаружи трубы омываются потоком воздуха. В этом случае расход электроэнергии на дутье меньше, чем при применении рециркуляции, а использование отработавшего пара на подогрев воздуха несколько повышает регенерацию и за счет этого экономичность электростанции. Паровой подогрев воздуха при пропуске постоянного количества пара через подогреватель обеспечивает более высокий подогрев воздуха при пусках и остановках котла, что уменьшает коррозию воздухоподогревателя и при этих режимах. В некоторых установках подогрев воздуха в паровых калориферах осуществляют за счет пара низкого давления, получаемого в газовых испарителях, установленных за котлом.

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева исключается в первом ходе воздухоподогревателя путем применения в нем эмалированных трубок или изготовление их из некорродирующих материалов. В котлах, работающих на сернистых мазутах, присадкой доломита к мазуту, применяемой для предотвращения высокотемпературной коррозии, также снижается низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева в экономайзерах и воздухоподогревателях.

Источник

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева возникает при конденсации на поверхности нагрева водяных паров и образовании жидкой пленки, являющейся электролито. Конденсация водяных паров возникает при температуре поверхности нагрева ниже точки росы, которая определяется парциальным давлением водяных паров в продуктах сгорания, увеличивающимся с повышением влажности топлива и содержания в нем водорода. Например, точка росы в продуктах сгорания АШ равна 27-28 °С, бурых углей 45-55 °С, мазута 44-45 °С и природного газа 54-55 °С. Наличие в продуктах сгорания S02 и S03 повышает температуру точки росы до 100-110°С.

низкотемпературную коррозию можно устранить

На рис. 25.2 показаны зависимости температуры точки росы от наличия S03 и H2SO4 в продуктах сгорания.

Для особо сернистых топлив температура точки росы повышается до 150°С. При наличии водяных паров и сернистых соединений в продуктах сгорания образуется парообразная система Н20-H2SO4. Температура образования жидкой серной кислоты в продуктах сгорания определяется содержанием серы в топливе и при сжигании топлива с S n =0,012 % кг/МДж равна 65°С, а при S n =0,1/0,2 % кг/МДж она составит 125-140°С.

Конденсация чистых водяных паров при температуре поверхности ниже точки росы при отсутствии содержания в газах сернистых соединений может вызывать кислородную коррозию в воздухоподогревателе, расположенном в области низких температур, и в результате привести к сквозному разъеданию труб и перетеканию воздуха в газовую среду. Наличие в газах сернистых соединений и конденсация на поверхностях нагрева жидкой пленки, содержащей H2SO4, приводят к тому,что активизируется низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева.

низкотемпературную коррозию можно устранить

Как видно из рис. 25.3, а, имеется область температур стенки, при которой скорость коррозии незначительна и поверхность нагрева может работать длительное время. При работе на твердом сернистом топливе в зоне температур 70-110°С скорость коррозии не превышает 0,2 мм/год. При сжигании сернистого мазута скорость коррозии существенно выше, чем при сжигании твердого топлива, при этом характеристика K=f(t) не имеет безопасной зоны.

Наиболее активно низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева проявляется в воздухоподогревателях, в которых имеют место наиболее низкие температуры греющего и нагреваемого теплоносителей. Температура стенки трубы воздухоподогревателя, °С, исходя из баланса теплоты внутренней и внешней ее поверхности, определяется по формуле

низкотемпературную коррозию можно устранить

Из выражения (25.5) следует, что tст может быть получена выше температуры точки росы за счет увеличения температуры воздуха, поступающего в воздухоподогреватель, и уменьшения ав. Уменьшение ав, которое возможно за счет снижения скорости воздуха, связано с увеличением необходимой площади поверхности нагрева, а при загрязнении внутренней поверхности труб уносом не повышает tст и поэтому нецелесообразно. Широко применяемым методом предотвращения коррозии воздухоподогревателя является повышение температуры поступающего в него воздуха обычно путем рециркуляции горячего воздуха в воздухоподогревателе или предварительного подогрева воздуха в паровых подогревателях.

низкотемпературную коррозию можно устранить

На рис. 25.4 показаны схемы повышения температуры поступающего в воздухоподогреватель воздуха путем рециркуляции горячего воздуха. Рециркуляция воздуха снижает температурный напор в воздухоподогревателе, повышает температуру уходящих газов и расход электроэнергии на дутье. При применении отдельного вентилятора для рециркуляции воздуха загрузка вентилятора остается неизменной и расход электроэнергии на рециркуляцию воздуха несколько уменьшается.

На рис. 25.4, в показана схема подогрева воздуха, поступающего в воздухоподогреватель в паровом подогревателе. Подогреватель устанавливается между напорной стороной дутьевого вентилятора и входной ступенью воздухоподогревателя. Он представляет собой трубчатый теплообменник, внутри труб которого проходит отработавший пар турбины при температуре около 120 °С. Снаружи трубы омываются потоком воздуха. В этом случае расход электроэнергии на дутье меньше, чем при применении рециркуляции, а использование отработавшего пара на подогрев воздуха несколько повышает регенерацию и за счет этого экономичность электростанции. Паровой подогрев воздуха при пропуске постоянного количества пара через подогреватель обеспечивает более высокий подогрев воздуха при пусках и остановках котла, что уменьшает коррозию воздухоподогревателя и при этих режимах. В некоторых установках подогрев воздуха в паровых калориферах осуществляют за счет пара низкого давления, получаемого в газовых испарителях, установленных за котлом.

Низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева исключается в первом ходе воздухоподогревателя путем применения в нем эмалированных трубок или изготовление их из некорродирующих материалов. В котлах, работающих на сернистых мазутах, присадкой доломита к мазуту, применяемой для предотвращения высокотемпературной коррозии, также снижается низкотемпературная коррозия наружных поверхностей нагрева в экономайзерах и воздухоподогревателях.

Источник

Коррозия поверхностей нагрева

Коррозия поверхностей нагрева

Кислородной коррозии подвержены поверхности нагрева, температура стенки которых может оказаться равной температуре точки росы. При поступлении слишком холодной воды в водяной экономайзер или конвективную поверхность нагрева водогрейных котлов либо холодного воздуха в воздухоподогреватель на их поверхности происходит конденсация водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. В результате оседания влаги на поверхностях нагрева растворенный в ней кислород вступает во взаимодействие с металлом, разъедая его. С увеличением влажности топлива и содержания в нем водорода вероятность кислородной коррозии повышается. Так, например, при сжигании антрацитового штыба температура точки росы 27-28 °С, природного газа и торфа 55-60 °С. Поверхности на­грева, выполненные из стали, разрушаются быстрее, чем поверхности нагрева из чугуна.

Низкотемпературная сернокислотная коррозия поверхностей нагрева обусловлена наличием в продуктах сгорания серного ангидрида, получающе­гося при горении серы, содержащейся в мазуте или, например, в подмосковном буром угле.

При сгорании серы образуется сернистый ангидрид S02 и небольшое количество серного ангидрида S03. Имеющиеся в продуктах сгорания водяные пары, соединяясь с серным ангидридом, образуют пары серной кислоты H2S04. Если температура стенки поверхности нагрева равна или меньше температуры точки росы, то на стенке конденсируются пары серной кислоты. В результате этого поверхность нагрева подвергается интенсивной сернокислотной коррозии. Образование SO3 протекает более интенсивно при наличии свободного кислорода в продуктах сгорания. Поэтому повышенные значения коэффициента избытка воздуха в топке приводят к увеличению количества серного ангидрида. Температура точки росы продуктов сгорания тем выше, чем больше в них серного ангидрида.

Снижение интенсивности сернокислотной коррозии при сжигании сернистых мазутов достигается применением различных присадок. Присадки нейтрализуют S02 и S03, одновременно способствуя образованию более рыхлых отложений золы на поверхностях нагрева.

Результаты испытаний показали, что снижение коэффициента избытка воздуха на выходе из топки до 1,02-1,03 приводит к снижению низкотемпературной коррозии, которая при этих условиях характеризуется износом поверхности нагрева 0,2-0,3 мм/год.

Наличие небольшого количества ванадия в золе мазута при­водит к высокотемпературной коррозии, которой подвергаются металлические элементы котла, работающие при температурах, больших 600 °С. При высоких температурах работают неохлаждаемые элементы котлов (например, подвески пароперегревателя), которые выходят из строя через 1-3 года.

Конкретные мероприятия, снижающие интенсивность коррозии наружных поверхностей нагрева, рассмотрены в § 8-2 и 8-3.

Внутренняя коррозия поверхностей нагрева паровых и водогрейных котлов в основном бывает следующих видов: кислородная, пароводяная, щелочная и подшламовая.

Кислородная коррозия поверхностей нагрева наблюдается как при работе котла, так и при нахождении его в резерве. Основным проявлением кислородной коррозии являются язвы, обычно закрытые оксидами железа. Если продукты коррозии имеют черный цвет, образованный наличием в них магнетитов (Fe304), и прочно связаны с металлом, то образование этих язв происходит па работающем котле. Если окислы железа рыжего цвета и легко уда­ляются с металла, то наиболее вероятно, что они образовались в периоды стоянки котла. Язвы, появляющиеся на работающем котле, обусловлены наличием кислорода в питательной воде и в первую очередь наблюдаются на входных участках водяного экономайзера, а при концентрациях кислорода свыше 0,3 мг/кг распространяются на барабан котла и опускные трубы. Язвы, появляющиеся на неработающем котле, указывают на так называемую стояночную коррозию. Стояночной коррозии могут подвергаться все участки котла.

Для защиты паровых и водогрейных котлов от кислородной коррозии применяется термическая деаэрация питательной и подпиточной воды, а также консервация котла при нахождении его в резерве или ремонте.

Пароводяная коррозия поверхностей нагрева наблюдается при работе котлов с повышенными тепловыми нагрузками. В результате пароводяной коррозии на внутренних поверхностях экранных труб появляются бороздки и язвы, как правило, покрытые рыхлым слоем оксидов металла.

Щелочная коррозия поверхностей нагрева проявляется в виде местных разрушении экранных труб и хрупких повреждений в местах упаривания котловой воды. В большинстве случаев щелочная коррозия поверхностей нагрева сопровождается пароводяной коррозией. Хрупкие повреждения (межкристаллитная коррозия) возникают при взаимодействии металла с котловой водой. Они обусловлены высокими растягивающими напряжениями в металле, соприкасающемся с котловой водой; неплотностью соединений (например, вальцовочных); наличием в котловой воде растворенного едкого натра Межкристаллитная коррозия поверхностей нагрева возникает только при высокой относительной щелочности котловой воды. Под относительной щелочностью котловой воды понимают отношение ее щелочно­сти к солесодержанию; определяют это отношение (в процентах) по формуле

низкотемпературную коррозию можно устранить

В соответствии с правилами Госгортехнадзора во избежание аварий паровых котлов, связанных с межкристаллитной коррозией металла, относительная щелочность котловой воды не должна превышать 20 %.

Для защиты паровых котлов от пароводяной и щелочной коррозии необходимо предотвращать расслоение пароводяной смеси, а также снижать местные тепловые нагрузки. Кроме того, не допускать выноса продуктов коррозии из питательного тракта в котлоагрегат; своевременно удалять образующиеся отложения оксидов и накипи кислотными очистками; организовать циркуляцию воды в трубах котла, предотвращающую глубокое упаривание котловой воды, расслоение пароводяной смеси и застой пара в отдельных трубах; не допускать разверку температуры пара в трубах пароперегревателя и обеспечивать высокую чистоту пара.

Подшламовая коррозия поверхностей нагрева происходит главным образом вследствие загрязнения питательной воды окислами железа и меди. В результате подшламовой коррозии образуются раковины, достигающие иногда в диаметре нескольких десятков миллиметров. Раковины в большинстве случаев имеют резко очерченные контуры. Скорость проникновения железооксидной коррозии вглубь металла колеблется в значительных пределах: от долей миллиметра до 1 мм в год и более. Повреждения поверхности металла труб независимо от их происхождения при поступлении в котел оксидов железа и меди становятся очагами подшламовой коррозии.

низкотемпературную коррозию можно устранить

Оксиды железа и меди попадают в котлы вследствие коррозии оборудования тракта питательной воды и поверхностей нагрева самих котлов; коррозии элементов водяного тракта, расположенных до и после деаэратора (трубопроводов, баков, насосов, подогревателей, экономайзеров и т. д.); кислородной коррозии котлов и вспомогательного оборудования при нахождении их в резерве и ремонте. Для предупреждения поступления продуктов коррозии в котлы необходимо своевременно удалять оксиды железа и меди из полостей оборудования и тракта питательной воды, организовать отвод загрязнений из различных точек водяной системы и, самое главное, не допускать попадания этих загрязнений в питательную воду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обозначение:РД 34.26.105-84
Название рус.:Методические указания по предупреждению низкотемпературной коррозии поверхностей нагрева и газоходов котлов
Статус:действует
Дата актуализации текста:05.05.2017
Дата добавления в базу:01.09.2013
Дата введения в действие:01.07.1985
Утвержден:22.04.1984 Минэнерго СССР (USSR Minenergo )
Опубликован:СПО Союзтехэнерго (1986 г. )
Ссылки для скачивания: