неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс

Методички Педсовета

Вариант I

1. Основоположником метода проектов в обучении был:

2. Какое из приведённых определений проекта верно:

а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;

б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;

в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;

г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:

5. Задачи проекта — это:

а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;

в. Результат проекта

г. Путь создания проектной папки.

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:

Содержание деятельности:

2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;

3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;

4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;

5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.

Этапы работы над проектом:

а. Погружение в проект;

в. Осуществление деятельности;

г. Оформление результатов проекта и презентация;

д. Обсуждение полученных результатов.

7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):

а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;

б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);

в. Подготовленный продукт работы над проектом;

г. Все вышеназванные варианты.

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…

а. прикладного проекта,

б. информационного проекта

в. исследовательского проекта

10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта

а. цель включает много задач,

б. цель не предполагает результат,

в. цель не содержит научных терминов.

1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?

а. исследовательская деятельность

б. научная деятельность

в. проектная работа

г. познавательная деятельность

2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:

б. предшествующий действию,

в. брошенный вперед.

3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

а. прикладной проект,

б. информационный проект

в. творческий проект

4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Деятельность:

1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;

2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;

3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;

4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;

5.Анализ выполнения проекта;

6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.

г. Выполнение проекта;

д. Заключительный (защита проекта);

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:

6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.

а. исправлять ошибки;

б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;

в. подбирать материалы и инструменты;

г. подсчитывать затраты;

д. оценивать свою работу;

е. организовывать своё рабочее место;

ж. изготовлять вещи своими руками.

7. Выберите правильное выражение:

а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;

б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;

в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.

8. Соотнесите определения и типы проектов:

Типы проектов:

1. социальный проект;

3. телекоммуникационный проект.

Определения:

а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для

б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов

информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы

деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,

способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;

9. Компонентами творческой деятельности являются:

г. строгое следование инструкции.

10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:

Источник

Этапы работы над проектом. Предложенное задание поначалу выглядело не слишком понятно, участникам пришлось высказывать сомнения

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

Предложенное задание поначалу выглядело не слишком понятно, участникам пришлось высказывать сомнения, задавать вопросы, проявлять инициативу, чтобы понять смысл предстоящей работы. В этом заключается одна из важнейших характеристик проекта — его цель вначале носит неявно сформулированный характер, что порождает проблему.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом — необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» проблемы. Ведущий еще раз напоминает участникам об их недоумении, возникшем в самом начале работы, что заставило их задавать вопросы, вносить уточнения, высказывать свои соображения.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно, следующий этап работы — целеполагание.На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности. (Ведущий предлагает участникам вспомнить чувства, которые возникли у них, когда стало ясно, какую можно сделать башню, — чаще всего это энтузиазм и увлеченность.)

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. В нашем случае участники были очень ограничены во времени, поэтому они практически сразу начали работать методом проб и ошибок. В тех случаях, когда время позволяет, человек чаще всего начинает планировать.

Планирование — важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. (Ведущий предлагает участникам описать, в каком порядке они выполняли работу, как можно было сделать ее более рациональной, каким мог быть план их работы.) В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности. (Ведущий напоминает, что в этот момент некоторые активные участники обсуждения отстранились от работы и заняли позицию наблюдателей.)

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализацияимеющегося плана — следующий этап проектного цикла. (Ведущий обращает внимание участников, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.) Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться — это в значительной степени касается подростков.

По завершении работы автор, как правило, сравнивает полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, вносит исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием рефлексиизавершающего этапа работы. (Ведущий напоминает, что в нашем случае рефлексия осуществлялась в ходе оценивания и последующего обсуждения.)

Итак, основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы, и способы, которыми эти задачи будут решаться. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

Таким образом, развернутый алгоритм нашего проекта «Строим башню» выглядит так:

Алгоритм работы над проектом

Источник

Неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

неявно сформулированная цель проекта порождает первичный мотив к деятельности потому что ее можно

История — сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример
и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес

Семинар «Что такое учебный проект»

Цель: познакомить участников с методом учебных проектов, его основными признаками, этапами работы над проектом.

Оборудование: листы бумаги А4 — по два на каждую группу участников, клей, ножницы по количеству групп участников. Раздаточный материал: «Оценочные листы», «Алгоритм работы над проектом», «Глоссарий» (см. текст занятия).

В начале работы ведущий знакомит участников с тематическим планом предстоящих семинаров. Он может выглядеть так:

1. Что такое учебный проект: основные этапы работы, термины.

2. Проектная деятельность и развитие общеучебных навыков.

3. Взаимодействие с учеником в ходе работы над проектом: учет возрастных возможностей, личностных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся.

4. Типы проектов: от проблемы к теме, от темы к цели, от цели к задачам, от задач к способам работы.

5. Оценивание проектов.

6. Критериальное оценивание в проектной деятельности (деловая игра).

7. Подведение итогов цикла семинаров. Отработка полученного опыта.

Проект «Строим башню»

Идея этой части семинара заимствована из книги Н.Ю. Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Участникам семинара необходимо разбиться на группы по 4–5 человек. Каждая группа получает по два листа бумаги А4, ножницы и клей. Задание группам формулируется так: из имеющихся у вас материалов необходимо построить башню. Здесь ведущий должен сделать небольшую паузу, чтобы участники могли осмыслить задание и выразить свое недоумение, если оно появится, задать вопросы, высказать предположения. Обобщая высказанные участниками соображения, ведущий поясняет, что башня должна быть высокая, устойчивая и красивая, затем уточняет, что на работу отводится не более 20 минут, рабочее место по окончании работы должно быть убрано. Затем группы знакомятся с тем, как будет оцениваться их работа. Для этого помещается на доске или раздается группам оценочный лист.

Для усиления интриги в ходе работы групп ведущий обращает внимание на то, что дополнительный бонус получит группа, которая закончит работу раньше других, что соперники могут воспользоваться вашей идеей, если группа слишком громко обсуждает свою работу, и т.п.

Для оценки результатов работы в состав жюри приглашаются по одному представителю от каждой группы (лучше выбрать не самых активных участников «строительства башни» — это повысит их статус в группе и мотивирует на более активную работу в дальнейшем). Ведущий обращает внимание участников, что критерии оценивания касаются тех требований к проекту, которые были объявлены в начале работы (к этому обстоятельству предстоит вернуться на последнем семинаре, который будет посвящен критериальному оцениванию проектов).

Для оценки высоты башни жюри может воспользоваться линейкой; башня считается устойчивой, если сохраняет вертикальное положение без поддержки руками. Относительно эстетических качеств оценщики должны договориться между собой, сохраняя максимальную объективность; бонус за быстроту получает группа, которая закончила работу раньше других; то же касается критерия «опрятность». Группа, набравшая максимальное количество баллов, становится победителем и поощряется символическим призом.

На следующем этапе работы необходимо провести рефлексию, обсудить с участниками:

— как шла работа, какие возникали идеи, что удалось реализовать и от чего пришлось отказаться, почему, как можно было выполнить проект еще лучше;

— как проявили себя отдельные участники группы, как удалось преодолеть разногласия;

— какие эмоции возникли в ходе работы, по ее окончании, в процессе оценивания и по его завершении, справедливо ли присужден приз.

можно задать вопросы членам жюри.

Таким образом, обсуждаются деятельностная, коммуникативная и эмоциональная составляющие работы.

Оценочный лист
(раздаточный материал)

Высота
(максимально 3 балла)

Устойчивость
(максимально 3 балла)

Эстетичность
(максимально 3 балла)

Быстрота работы
(бонус 1 балл)

Опрятность рабочего места
(бонус 1 балл)

Этапы работы над проектом

Ведущий обращает внимание участников, что предложенное задание поначалу выглядело не слишком понятно, участникам пришлось высказывать сомнения, задавать вопросы, проявлять инициативу, чтобы понять смысл предстоящей работы. В этом заключается одна из важнейших характеристик проекта — его цель вначале носит неявно сформулированный характер, что порождает проблему.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом — необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» проблемы. Ведущий еще раз напоминает участникам об их недоумении, возникшем в самом начале работы, что заставило их задавать вопросы, вносить уточнения, высказывать свои соображения.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно, следующий этап работы — целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности. (Ведущий предлагает участникам вспомнить чувства, которые возникли у них, когда стало ясно, какую можно сделать башню, — чаще всего это энтузиазм и увлеченность.)

Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности. В нашем случае участники были очень ограничены во времени, поэтому они практически сразу начали работать методом проб и ошибок. В тех случаях, когда время позволяет, человек чаще всего начинает планировать. Планирование — важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. (Ведущий предлагает участникам описать, в каком порядке они выполняли работу, как можно было сделать ее более рациональной, каким мог быть план их работы.) В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности. (Ведущий напоминает, что в этот момент некоторые активные участники обсуждения отстранились от работы и заняли позицию наблюдателей.)

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана — следующий этап проектного цикла. (Ведущий обращает внимание участников, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.) Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться — это в значительной степени касается подростков.

По завершении работы автор, как правило, сравнивает полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, вносит исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием рефлексии завершающего этапа работы. (Ведущий напоминает, что в нашем случае рефлексия осуществлялась в ходе оценивания и последующего обсуждения.)

Итак, основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы, и способы, которыми эти задачи будут решаться. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Таким образом, развернутый алгоритм нашего проекта «Строим башню» выглядит так (см. табл.).

Алгоритм работы над проектом
(раздаточный материал)

Этап работы над проектом

Деятельность в группе

1. Неявно сформулированная цель

Есть два листа бумаги А4, клей и ножницы; необходимо построить башню

2. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» участниками проблемы

У нас есть проблема: необходима башня, созданная из предложенных материалов, — возможно ли это; сможем ли мы сделать ее высокой, устойчивой и красивой

3. Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта)

Наша цель — высокая, устойчивая, красивая башня, сделанная при помощи бумаги, клея и ножниц. Это позволит решить имеющуюся проблему

а) постановка задач, исходящих из цели

Что делать: какие шаги необходимо осуществить на пути к конечной цели

б) определение последовательности предстоящих шагов

Когда делать: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги

в) выбор способов работы (технологии)

Как делать: какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой

5. Реализация плана

Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел

Оценивание, удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели (построить башню из предложенных материалов); сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом (получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня — опора на предложенные критерии оценивания); анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы); самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения)

Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена. Самопрезентация приобретенного участниками нового опыта

Подведение итогов. Термины

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы. Одна группа, опираясь на полученный опыт, должна сформулировать, что такое проект с точки зрения ученика. Другая группа рассматривает проделанную работу с точки зрения учителя и дает определение проекта как учебного метода. После обсуждения предлагаются следующие формулировки:

«Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».

«Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей».

«Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность».

Ведущий обязательно должен обратить внимание участников на то, что при работе над данным проектом они опирались на имеющиеся у них исходные знания, умения, навыки и житейский опыт. Однако, возможно, ранее им не приходилось решать подобную проблему — то есть все-таки был дефицит знаний и опыта, который в ходе реализации проекта удалось преодолеть. Это очень важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при применении проектного метода обучения, — ребенку не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений и эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный уровень готовности. И конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и, соответственно, не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

Просмотреть тематическое планирование по своему предмету и выбрать несколько тем, которые могли бы изучаться в форме выполнения проекта.

Ознакомиться с «Глоссарием».

Глоссарий
(раздаточный материал)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *