нередко можно услышать мнение что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не
Экономика
Описание разработки
С1 Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)
1) проявление воздействия экономики на социальную сферу например:
— изменение социальной структуры в результате экономических реформ;
-зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере
2) соответствующие примеры допустим:
— приватизация и появление новых социальных групп;
— спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.
Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.
С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.
С 2. В ответе могут быть названы следующие сферы:
Содержимое разработки
Тест ЕГЭ по обществознанию. Экономика.
С1 Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)
1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:
— изменение социальной структуры в результате экономических реформ;
-зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере
2) соответствующие примеры допустим:
— приватизация и появление новых социальных групп;
— спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.
Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.
С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.
С2. В ответе могут быть названы следующие сферы:
С3 Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С3. Ответ должен содержать следующие элементы:
1)формулировку собственного мнения, например
— да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;
— нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;
2) аргументы, например:
при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:
— безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
— безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;
при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:
— в рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;
— избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).
С4 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.
С 4. Ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например:
— производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.
2) два предложения, содержащих информацию о производителе:
— «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»
— «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».
Могут быть составлены другие предложения.
С 5 С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.
С5 В ответе могут быть приведены следующие примеры
1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений
2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
Могут быть и другие примеры.
С 6 В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:
1. о неэффективном распределении земель в стране.
2. о неэффективном использовании земель
Аргументируйте свои выводы.
С 6. Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.
Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством
С 7 В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
С 7. В ответе приводятся следующие положения:
— ограниченность пахотной земли;
— исчерпаемость полезных ископаемых;
— ограниченность трудовых ресурсов.
С 8 Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Должно ли государство регулировать экономику.
Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. А. Фелдстайн.
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
1 Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.
1) В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются).
В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6
— «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»;
— «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.»
2 Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?
2) В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни.
В ответе указывается, что автор второго текста положительно оценивает эту функцию государства, т.к. это способствует установлению равноправия.
3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка:
— снижение производительности труда;
— упадок научно-исследовательских работ;
— медленный рост основного капитала.
Можно показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки.
4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.
4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка:
— борьба с монополизмом;
— поддержка малых и средних компаний;
— развитие здравоохранения и образования.
Дополнительно могут быть названы такие функции:
— поддержка фундаментальной науки;
— охрана окружающей среды.
С.9 Прочитайте текст и выполните задания к нему
Что порождает неравенство в благосостоянии.
Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Как и рождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря враждебное отношение бедных к богатым…Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользовании фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести большой доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящий дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях большой доход, чем владелец одной скважины).
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…
Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…
Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. И.В. Липсиц
4 Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемые государством.
1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.
1) В ответе могут быть названы следующие проблемы:
-причины неравенства доходов;
— возможности и источники повышения благосостояния семей.
2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа
1) рента за землю или имущество, сданные в аренду;
2) прибыль от предпринимательской деятельности;
3) дивиденды на акции.
3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.
3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры.
4 Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемые государством.
4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры:
1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;
2) прогрессивное налогообложение личных доходов;
3) меры по обеспечению занятости населения;
4) законодательное установление минимальной оплаты труда;
5) гарантии бесплатного общего среднего образования.
Могут быть названы другие меры государственной политики
С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Государство в условиях рыночной экономики.
1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
1) В ответе могут быть названы следующие функции:
— борьба с монополизмом
-поддержка и развитие конкуренции
— поддержка стабильности рыночной системы
2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером
2) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ)
3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
— обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
— создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
— стимулирует снижение затрат производства;
— стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг
4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
2) Названы аргументы: в демократическом обществе
а) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б.Ауэрбах.)
2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»
3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)
4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)
5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).
6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).
8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).
9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» ( Ф. Хайек).
11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).
12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).
13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).
14 «Бедняки платят дороже всего» ( У.Зыбура).
15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).
С 26. Назовите негативные последствия безработицы.
С 6. Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
– да, с безработицей бессмысленно бороться, т.к. от нее избавиться полностью нельзя, это естественное состояние рынка труда;
– нет, государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то, что полностью от безработицы избавиться нельзя;
при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:
– безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
– безработица не может исчезнуть, т.к. внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;
при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:
– в рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;
– избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям)
С 7. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.
1) Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов
( например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее.)
2)Стимулирование большого и малого предпринимательства
(Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в основном государственной прерогативой.)
3) Воздействие на рынок труда, в том числе с целью его развития.
(Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников.)
Часть 3. Задания уровня С.
С1Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу ( в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)
С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.
С3 Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С4 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.
С 5 С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.
С 6 В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:
1. о неэффективном распределении земель в стране.
2. о неэффективном использовании земель
Аргументируйте свои выводы.
С 7 В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
С 8 Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Должно ли государство регулировать экономику.
Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.
Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.
1 Совпадает ли позиция авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.
2 Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?
4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.
С.9 Прочитайте текст и выполните задания к нему
Что порождает неравенство в благосостоянии.
Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Как и рождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря враждебное отношение бедных к богатым…Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользовании фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести большой доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящий дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях большой доход, чем владелец одной скважины).
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…
Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…
Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.
1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.
2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа.
3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.
4 Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемые государством.
С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Государство в условиях рыночной экономики.
1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б.Ауэрбах.)
2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»
3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)
4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)
5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).
6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).
8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).
9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» ( Ф. Хайек).
11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).
12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).
13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).
14 «Бедняки платят дороже всего» ( У.Зыбура).
15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания | ответы |
А 1 | |
А 2 | |
А 3 | |
А 4 | |
А 5 | |
А 6 | |
А 7 | |
А 8 | |
А 9 | |
А 10 | |
А 11 | |
А 12 | |
А 13 | |
А 14 | |
А 15 | |
А 16 | |
А 17 | |
А 18 | |
А 19 | |
А 20 | |
А 21 | |
А 22 | |
А 23 | |
А 24 | |
А 25 | |
А 26 | |
А 27 | |
А 28 | |
А 29 | |
А 30 | |
А 31 | |
А 32 | |
А 33 | |
А 34 | |
А 35 | |
А 36 | |
А 37 | |
А 38 | |
А 39 | |
А 40 | |
А 41 | |
А 42 | |
А 43 | |
А 44 | |
А 45 | |
А 46 | |
А 47 | |
А 48 | |
А 49 | |
А 50 | |
А 51 | |
А 52 | |
А 53 | |
А 54 | |
А 55 | |
А 56 | |
А 57 | |
А 58 | |
А 59 | |
А 60 |
Часть 2 Уровень В.
№ задания | ответ |
В 1 | бюджет |
В 2 | прямые |
В3 | как производить |
В4 | подъем |
В5 | |
В6 | |
В7 | |
В8 | |
В9 | ЕГБЖАИ |
В10 | АБАБ |
В11 | ААБАБ |
В12 | ВЗКДЖАГ |
В13 | ААБАБ |
В14 | |
В 15 |
Часть 3. Уровень С.
Ответ должен содержать следующие элементы
1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:
— изменение социальной структуры в результате экономических реформ;
-зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере
2) соответствующие примеры допустим:
— приватизация и появление новых социальных групп;
— спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.
Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.
В ответе могут быть названы следующие сферы:
Ответ должен содержать следующие элементы:
1)формулировку собственного мнения, например
— да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;
— нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;
2) аргументы, например:
при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:
— безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
— безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;
при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:
— в рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;
— избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).
Ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например:
— производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.
2) два предложения, содержащих информацию о производителе:
— «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»
— «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».
Могут быть составлены другие предложения.
В ответе могут быть приведены следующие примеры
1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений
2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.
Могут быть и другие примеры.
Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.
Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством
В ответе приводятся следующие положения:
— ограниченность пахотной земли;
— исчерпаемость полезных ископаемых;
— ограниченность трудовых ресурсов.
Должно ли государство регулировать экономику.
1)В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются).
В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6
— «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»;
— «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.»
2)В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни.
В ответе указывается, что автор второго текста положительно оценивает эту функцию государства, т.к. это способствует установлению равноправия.
3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка:
— снижение производительности труда;
— упадок научно-исследовательских работ;
— медленный рост основного капитала.
Учащиеся могут показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки.
4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка:
— борьба с монополизмом;
— поддержка малых и средних компаний;
— развитие здравоохранения и образования.
Дополнительно могут быть названы такие функции:
— поддержка фундаментальной науки;
— охрана окружающей среды.
Что порождает неравенство в благосостоянии.
1) В ответе могут быть названы следующие проблемы:
-причины неравенства доходов;
— возможности и источники повышения благосостояния семей.
2). В ответе могут быть названы способы:
1) рента за землю или имущество, сданные в аренду;
2) прибыль от предпринимательской деятельности;
3) дивиденды на акции.
Могут быть указаны другие способы.
3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры.
4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры:
1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;
2) прогрессивное налогообложение личных доходов;
3) меры по обеспечению занятости населения;
4) законодательное установление минимальной оплаты труда;
5) гарантии бесплатного общего среднего образования.
Могут быть названы другие меры государственной политики
Государство в условиях рыночной экономики.
1) В ответе могут быть названы следующие функции:
— борьба с монополизмом
-поддержка и развитие конкуренции
— поддержка стабильности рыночной системы
2)Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ)
3). В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
— обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
— создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
— стимулирует снижение затрат производства;
— стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг
4). 1)В ответе должно быть сказано, что, по мнению автора, только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики.
2) Названы аргументы: в демократическом обществе
а) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.