насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает

Методы психодиагностики

насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает

насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает

насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются попу­лярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Естественно, что наиболее высокие требования предъявля­ются к психической организации, личностным качествам и ин­теллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально-психологической культурой и уметь диагностировать не только Личностные характеристики, но и коллективные, например та­кие, как нарастание уровня конфликтное, изменение и фор­мирование общественного мнения, и многие другие.

Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настрое­ния, конфронтация лидеров. Включенность современного чело­века в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагности­ке своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

Все большее распространение получает психодиагностика в системе высшего образования. С помощью психодиагностики осуществляются контроль за формированием необходимых зна­ний, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения и оценка качества самого образова­ния. Используют психодиагностические методики и для отбора абитуриентов.

насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает

1 Психология. Словарь. —2-е — изд. — М.: Политиздат 1990, — С. 136. 128

Она изме­ряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставле­ние получаемых данных, на основе которого и может быть сформу­лировано заключение о выраженности психологических или пси­хофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

В психодиагностике выделяют малоформализованные и вы­сокоформализованные методики.

К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, бе­седы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенно­сти и многое другое, что трудно выявить другими способами. Так как использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, то применяются они совместно с методиками высокоформализованными, поскольку дают резуль­таты, мало зависящие от личности психолога.

Малоформализованные методы дают возможность познако­миться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерст­ва расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и опреде­лять степень искренности исследуемого.

Высокоформализованные методики — это тесты, анкеты, про­ективные методики и психофизиологические методики.

Несомненно самые популярные методики в настоящее время — этотесты. Что же такое тест? В психодиагностике тест — про­ба, испытание — это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определен­ного психологического качества личности.

Существующее представление о доступности теста не соответст­вует действительности. Анализ результата теста предполагает нали­чие социально-психологической культуры, даже если определяются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характе­ристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испы­туемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов.

Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессио­нальных, так и популярных психологических тестов можно обо­значить так:

самопознание — тесты формируют объективную оценку лич­ных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства про­фессионального роста;

оценка взаимоотношений с близкими — тесты позволяют оце­нить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным;

оценка психологических проблем коллектива — тесты позволя­ют определить степень конфликтности в коллективе, стиль ру­ководства, анализировать производственные ситуации.

Для анализа психологической информации о партнере по об­щению необходимы теоретико-методологические знания психо­диагностики и психологии, проявляющиеся как компетентность.

Люди, часто и много общающиеся с представителями разных социальных групп, разных возрастов, разных профессиональных групп, могут получить важную психологическую информацию о человеке, если обратят внимание на такие его особенности, как:

• избегает ли он смотреть в глаза при разговоре;

• часто ли говорит о себе в третьем лице;

• никогда не говорит и не признается в своих ошибках;

• боится ли невыгодно выглядеть в глазах других;

• всегда ли видит все в черном свете,

• вечно ли поучает других как жить;

• постоянно пониженное настроение и др.

Следует отметить, что психологический портрет другого че­ловека объективно составить подчас проще, чем составить пред­ставление о себе как члене коллектива, выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Эти за­дачи решаются в процессе тестирования по методике Т. Лири — диагностике межличностных отношений. Это опросник состоит из 128 характерологических утверждений.

Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, непреклонность, независимость, зависимость, неуверенность в себе, общительность, отзывчивость.

Эта методика позволяет решить три задачи:

• установить степень выраженности свойств характера;

• описать зоны потенциального внутреннего конфликта;

• изучить психологическую совместимость людей, проанали­зировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Существует несколько вариантов выполнения этого теста. Все они требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

История возникновения тестов такова. Английский ученый Фрэнсис Гальтон (1822—1911) в конце прошлого века провел первые научно обоснованные испытания тестированием. В сво­ей лаборатории в Лондоне за небольшую плату он тестировал всех желающих определить свои физические и психологические способности. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Он собирался охватить все население Англии, что­бы определить уровень психических ресурсов страны. А свои исследования он назвал словом «тест», которое широко вошло в психологический лексикон.

Настоящую популярность тесты получили после опублико­вания в 1908 г. французскими психологами Л. Бине, Г. Симоном шкалы умственного развития для детей и школьников. Позднее эти тесты стали очень популярны в Германии, России и США. Бине искал психологические средства, с помощью которых уда­лось бы отделить детей способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдал врожденными дефектами. Его опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены среди многих людей разных возрастов.

Экспериментальные задания А. Бине превратил в тесты, ус­тановив шкалу, где каждое деление содержало задание выпол­нимое нормальными детьми определенного возраста.

В Германии Вильям Штерн (1871—1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (англ. «Ай-Кью»). Этот коэффициент соотносил «умственный» возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Несовпадение считалось умственной отсталостью, когда умственный возраст ниже биологического, либо одаренностью, если умственный возраст был выше.

Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались, они широко использовались в школах, при приеме в учебные заведения и на работу. Однако скоро стало ясно, что эти тесты — довольно грубый инструмент.

Тем не менее они широко распространены, продолжают со­вершенствоваться и применяться для самых разных целей. Сего­дня очевидно, что тесты следует использовать в сочетании с другими методами, направленными на изучение условий разви­тия обследуемой личности.

Создаются популярные тесты, способствующие лучшей орга­низации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни чело­века. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно, не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест. Именно с осознания и анализа этих недостатков начинается самосовершенствование личности.

Тесты для руководителей

Особенно высокие требования предъявляются к психической организации, интеллекту и личностным качествам человека, занятого управленческой деятельностью.

Психодиагностика поможет решить разнообразный комплекс задач, психологическое решение которых способствует эффектив­ной и продуктивной деятельности. Можно рекомендовать такие тесты, как: «Методика определения темперамента», «Определение способности влиять на других», «Определение степени коммуника­бельности», «Определение степени конфликтное™», «Способность управлять другими людьми» и другие.

Один из самых популярных тестов —личностный опросных, созданный английским психологом Г.Ю. Айзенком (с этим тес­том в наши дни знакомятся нередко уже в школе). С помощью основных показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма тест позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность человека.

Экстраверсия — это направленность личности на окружаю­щий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общитель­ность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импуль­сивность.

Интроверсия — это направленность человека на своей внут­ренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, спокой­ствие, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.

Нейротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе нейтротизма находятся люди эмоционально нестабиль­ные — нейротики, на другом — эмоционально стабильные, ха­рактеризующиеся спокойствием, уверенностью.

Показатели экстраверсий — интроверсий и нестабильность — стабильность взаимонезависимы и противоположны. Соче­тание этих свойств, выраженных в разной степени, и создает своеобразие личности, а также характеризует тип темперамен­та: холерический, сангвинистический, флегматический, ме­ланхолический.

Холерик — нетерпелив, неуравновешен, подвержен частым сменам настроения, неустойчив в интересах и склонностях, стремится к новому.

Флегматик — уравновешенный, малоподвижный, осторожен, рассудительный, инертен, в меру общителен, медленно пере­ключается с одного вида работы на другой.

Меланхолик — неуравновешенный, малоподвижный, внешне эмоционально сдержан, чувствителен, неуверен в себе, нереши­телен. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке не теряется.

Работа с тестом Айзенка позволяет не только определить, к какому типу относит себя человек (экстравертивному или ин-тровертивному), а также степень своей психической неустойчи­вости или устойчивости, но и задуматься о самом понятии тем­перамента и его роли в характеристике человека, о формах по­ведения в коллективе, степени конфликтности и зависимостях между психологической характеристикой и формой общения между людьми.

Среди тестов, диагностирующих психические состояния и свойства личности, особый интерес вызывает традиционнотест Макса Люшера. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмо­циональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окру­жающих о своем состоянии и истинных намерениях. Чтобы нау­читься оценивать других людей и контролировать собственное ролевое поведение, следует научиться читать эти сигналы. В качестве сигналов личности он анализирует те указующие знаки, которые использует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода личностью он хотел бы считаться. Люди понимают эти сигналы, хотя чаще и бессознательно, с порази­тельной точностью.

насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает

1 Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж: Модэк, 1995.

Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест, который обоснован и разъяснен в его книге «Закон гармонии в нас» 1

насколько точно проводится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам показывает1 Люшер М. Закон гармонии в нас. – М: ЭКОН, 1985.

переведенный уже на 17 языков).

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты лично­сти. Характеристика цветов по Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. Основные цвета:

синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность, сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость;

оранжево-красный — волевое усилие, агрессивность, наступательность, возбуждение, светло-желтый — ак­тивность, стремление к общению, веселость.

Дополнительные цвета: фиолетовый, коричневый, черный, се­рый.Они символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчения, страх. Значение этих цветов, так же, как и основных, определяется их взаимным расположением. Основные цвета, по мнению Люшера, символизируют следующие психологические потребности: синий — потребность в удовлетво­рении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работо­способность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показа­ли, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, а выби­рающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков. Разумеется, выбор цвета одежды мо­жет многое сказать о характере человека специалисту, непро­фессионал же и обыватель часто позволяют себе сделать необос­нованный вывод о природе этого выбора.

Сигналы личности выражаются, в частности, в выборе одеж­ды: традиционной или оригинальной, классической или модной, разнообразной или консервативной. Одежда выступает в роли идола и в роли защиты. Другими словами, это одежда, соответствующая их идеалу и одновременно защищающая образ. Кон­кретные сигналы личности несет не только одежда но и речь, музыкальные пристрастия и хобби, интерьер комнаты, квартиры и рабочего места.

Человек, умеющий осознанно воспринимать и классифици­ровать сигналы, понимает и язык мотивов. Он понимает больше, чем ему было высказано словами, его трудно обмануть. Если он понимает язык мотивов, то может сам посылать сигналы и це­ленаправленно способствовать достижению своих целей.

Итак, психодиагностика как область психологии, разрабаты­вающая и использующая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайна важна для тех, кто изучает деловое общение. Именно психоди­агностика поможет снять вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функ­циональное состояние участников делового общения, успеш­ность профессиональной деятельности, наконец просто понять себя и других.

Вопросы для повторения

1. Что такое психодиагностика и какие задачи она решает?

2. Охарактеризуйте методики, выделяемые в психодиагностике.

3. Назовите области применения тестов и их виды.

4. Какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами?

5. Объясните роль сигналов личности согласно теории М.Люшера.

6. В чем, смысл анализа делового общения средствами психодиагно­стики.

Литература

1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.

2. Курс практической психологии. Для высшего управленческого пер­сонала. — Ижевск, 1995.

3. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992.

4. Практикум по психодиагностикс. — М.: МГУ, 1988.

5. Практическая психология для менеджеров. — М.: Филинь, 1996.

6. Психологические тесты для деловых людей. — М., 1994.

7. Психотехнология. — М.: Прогресс, 1996.

8. Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управле­ния. — М.: Дружба народов, 1996.

9. Технология эффективной профессиональной деятельности. — М.: Красная площадь, 1996.

Источник

Из какого теста: зачем проверять антитела и как делать это правильно

Для чего сдают тесты на антитела?

Тесты выполняются на наличие антител (иммуноглобулинов) IgA, IgM и IgG.

— Антитела IgG начинают вырабатываться примерно через 10-14 дней после появления симптомов. Их появление указывает на то, что у человека сформировался долговременный иммунитет. То есть речь идет либо о поздней фазе заболевания, когда больной уже выздоравливает, либо о том, что человек переболел COVID-19 раньше.

Какой тест можно сделать перед прививкой?

Сейчас тесты на антитела IgG чаще всего выполняют люди, которые собираются пройти вакцинацию, чтобы убедиться, что они не перенесли COVID-19 раньше бессимптомно и у них нет иммунитета, полученного естественным путем. Если тест показывает положительный титр антител IgG, вакцинацию можно отложить.

А если человек хочет проверить уровень антител после прививки? Сейчас многие сравнивают свои показатели.

Надо понимать, что тесты, которые используют в лабораториях, разные и шкалы у них используются тоже разные. Поэтому если пытаться сравнивать результаты (хотя большого смысла в этом нет), то надо по меньшей мере быть уверенным, что вы выполняли тестирование одним и тем же тестом.

Что такое «коэффициент позитивности»?

При этом еще раз отмечу, что у других производителей тестов шкала может быть другой и показатели, соответственно, тоже. При этом, получая результат теста в лаборатории, вы всегда можете увидеть на бланке референсные значения и сравнить результат с ними.

Каким тестом можно проверить поствакцинальный иммунитет?

Такой тест называется «Количественное определение антител к RBD домену S1 белка коронавируса (антитела IgG)» (выполняется методом хемилюминесцентного иммуноанализа сыворотки и плазмы крови, Abbot).

Это количественный анализ на IgG-антитела. Он поможет оценить иммунный ответ и в случае заражения (или перенесенного COVID-19), и для контроля поствакцинального иммунитета.

Когда делать:

— на текущую или перенесенную инфекцию не ранее чем через три недели после появления симптомов или получения положительного результата ПЦР-теста;

— для оценки поствакцинального иммунитета через три недели после второй дозы вакцины.

О чем говорят результаты:

Для чего нужно сдавать ПЦР-тест на COVID-19?

Этот тест сдается, чтобы проверить, болен ли человек или, возможно, является носителем вируса (даже если у него нет никаких симптомов нездоровья), выделяет ли он в настоящий момент вирус из верхних дыхательных путей, то есть является источником инфекции для окружающих.

Это единственный и ставший уже стандартным тест для туристов: при въезде практически все страны требуют предъявить справку о тесте, сданном перед отъездом. После возвращения из поездки тест придется сдать еще дважды и результат загрузить на портал госуслуг.

Кроме того, можно сдать ПЦР-тест, чтобы убедиться, что вы здоровы, то есть исключить бессимптомное течение заболевания. Это может понадобиться, если, например, вам предстоит встреча с пожилыми родственниками и вы не хотите рисковать их здоровьем. Кроме того, с помощью такого тестирования можно проверить, не заразились ли вы коронавирусом, если вы точно знаете, что контактировали с заболевшим.

Как правильно сдавать тесты?

Для теста ПЦР: берется мазок биоматериала со слизистой носоглотки. Анализ сдается натощак либо через три часа (или позже) после еды. За три часа до взятия мазка нельзя чистить зубы, полоскать рот, пить, жевать жевательную резинку, применять антисептические таблетки, полоскания и спреи.

Для теста на антитела: берется кровь из вены. Сдавать кровь нужно натощак утром или днем не менее чем через четыре часа после последнего приема пищи.

Источник

Верить ли глюкометру? На вопросы отвечает доктор мед.наук, профессор Аметов А.С.

На вопросы отвечает главный редактор журнала «Диабет.Образ жизни» доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ Аметов Александр Сергеевич.

Мария С., г.Орел: Я болею диабетом 2 типа и наблюдаюсь в районной поликлинике. Один раз в месяц я сдаю анализы на сахар в крови в лаборатории при нашей поликлинике. Результаты анализов часто неплохие: 6 ммоль/л, 4,8 ммоль/л, 5,1 ммоль/л. Врач говорит, что у меня все в порядке и мое лечение эффективно. Когда же я измеряю сахар на глюкометре в течение дня, то очень часто сахар превышает цифру 10-11 ммоль/л. Что мне делать, какой анализ правильный?

Аметов А.С.: Самой простой причиной недоверия к пугающим показаниям глюкометра может быть действительная декомпенсация, о которой человек не знал до приобретения прибора. Ведь большинство диабетиков “со стажем” привыкли сдавать кровь на сахар раз в месяц в поликлинике. К такому анализу человек готовится заранее: за день-два перед ним он “садится” на строгую диету, приходит в лабораторию натощак – и чаще всего его сахар крови оказывается если не в норме, то где-то близко к ней. Зато весь оставшийся месяц он позволяет себе излишество в пище, и его сахар “подскакивает”. Войдя в жизнь такого диабетика, глюкометр просто “открывает” ему глаза.

Сахар в крови меняется у пациента достаточно быстро. Для того, чтобы точно сказать, подходит ли Вам лечение, надо измерять сахар, как до еды, так и через 1,5 – 2 часа после еды. На основании многократных измерений в разные точки дня можно сделать вывод о правильности терапии. Глюкометр как раз и призван помочь Вам в этом, чтобы не обращаться в лабораторию несколько раз в день.

Эксперты ВОЗ считают, что глюкометр может давать отклонения до 20-25%. Это не повлияет на правильность решения о лечении диабета. Ведь нам с Вами важно не единичное измерение (по нему нельзя делать никаких выводов), а динамика показателей сахара в крови в течение дня, недели, месяца.

Олег М., г.Владивосток: Я одновременно сдавал анализ в лаборатории на сахар крови из пальца и биохимический анализ крови (кровь из вены). В биохимическом анализе крови также определили сахар, и получилось расхождение результатов. Какой же анализ правильный? В биохимическом анализе – 7,2 ммоль/л, а в крови из пальца – 6,4 ммоль/л?

Аметов А.С.: И тот и другой анализ правильный. Дело в том, что в биохимическом анализе определяют содержание сахара в плазме, а нормы для плазмы немного другие: в среднем на 12% выше, чем для цельной крови (из пальца). Так, верхняя граница для цельной крови – 5,5 ммоль/л, а для плазмы – 6,1 ммоль/л. Поэтому надо ориентироваться в данном случае на границы нормы, которые обязательно пишутся на бланке анализа. Но если говорить о диагностике диабета, то есть непосредственно о моменте постановки диагноза, то необходимо обращать внимание на то, каковы нормы для этого прибора, как он откалиброван. Если говорить о ежедневном самоконтроле пациента, то здесь важна, в первую очередь, динамика сахара в течение дня, а не однократный результат.

Причиной неправильных результатов на глюкометре могут быть, в частности, ошибки самого больного в проведении теста. Например, немытые руки. Кроме того, для многих видов тест-полосок имеет значение объем капли крови – она должна покрывать “шапочкой” всю зону теста, чтобы сухой реагент полоски впитал достаточно плазмы, а прибор мог считать информацию со всей площади реактивной зоны. Важно также стирать с пальца первую каплю крови: в ней содержится межтканевая жидкость, нарушающая чистоту анализа.

Светлана Т., г.Санкт-Петербург: Недавно я прошла школу диабета и убедилась в необходимости приобретения глюкометра. Все мои знакомые, страдающие диабетом, пользуются приборами, откалиброванными по цельной капиллярной крови. В школе диабета мне сказали, что в России появились глюкометры, которые откалиброваны по плазме крови, и, якобы, они точнее. Объясните пожалуйста, в чем разница и так ли это?

Сообщите Вашему врачу как откалиброван Ваш прибор – по плазме или по цельной крови, и уточните как Вам вести дневник самоконтроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *