наряду с научным познанием можно выделить
Тест с ответами по обществознанию: “Познание и знание” для 10 класса
1. По степени научности знания бывают:
а) научные +
б) приобретенные
в) полученные
2. Какое познание можно выделить наряду с научным познанием:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное
3. По степени научности знания бывают:
а) заученные
б) вненаучные +
в) рациональные
4. Какое познание можно выделить наряду с научным познанием:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное
5. Понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленных ниже:
а) метод познания +
б) эксперимент
в) интервьюирование
6. Формой чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение
7. Знания на основе анализа абстрактных моделей
а) эмпирические
б) теоретические +
в) практические
8. Что из представленного ниже, является одной из форм чувственного познания:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция
9. Научному и религиозному знанию о мире свойственно то:
а) что они носят объективный характер
б) что они могут передаваться из поколения в поколение +
в) что они предполагают доказательства
10. Что делает и рациональное, и чувственное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения
11. Знания на основе опыта или наблюдения:
а) практические
б) теоретические
в) эмпирические +
12. На какой ступени познания понятие представляет собой форму отражения действительности:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +
13. Отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики:
а) научное знание
б) обыденное знание
в) иррациональное знание +
14. Как называется особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире:
а) онтология
б) наука +
в) мифология
15. Основой этого знания является деятельность людей по реализации потребностей:
а) практическое +
б) теоретическое
в) научное
16. Как называется познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой:
а) обыденное +
б) теоретическое
в) религиозное
17. Основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию:
а) изобразительное знание
б) житейское знание +
в) рациональное знание
18. Для какого познание характерно сознание мира через произведения искусства и литературные ценности:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного
19. Знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину:
а) обыденное
б) практическое
в) заблуждение +
20. Какое название получило направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания:
а) фаллибилизм
б) номинализм
в) эмпиризм +
21. Один из видов знаний:
а) основное
б) научное +
в) второстепенное
22. Для какого познания характерна вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного
23. Один из видов знаний:
а) изобразительное
б) панорамное
в) художественное +
24. Укажите одну из форм рационального познания:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +
25. Один из видов знаний:
а) практическое +
б) исполнительное
в) поручительное
26. Что из представленного ниже, является одной из форм рационального познания:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение
27. Один из видов знаний:
а) врожденное
б) приобретенное
в) житейское +
28. Что из представленного ниже, является одной из форм рационального познания:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение
29. Один из видов знаний:
а) вера
б) заблуждение +
в) духовность
30. Какое название носит способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +
Тест с ответами по теме: “Познание”
1. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения
2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
а) носят объективный характер
б) могут передаваться из поколения в поколение +
в) предполагают доказательства
3. Правильны ли следующие суждения о развитии науки:
1. развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников
2. научные революции опровергают все ранее существовавшие теории
а) только 2
б) оба правильны
в) только 1
4. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека
5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает:
а) социология
б) экономика
в) политология +
6. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог
7. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) психолог
б) гилозоист
в) экстраверт +
8. Одной из форм чувственного познания является:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция
9. Одной из форм чувственного познания является:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие +
10. Одной из форм чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение
11. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное
12. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное
13. К познавательной способности человека относится:
а) восприятие +
б) раздражимость
в) виртуальность
14. К познавательной способности человека относится:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление +
15. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение
16. Одной из форм рационального познания является:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение
17. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +
18. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для такого познания:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного
19. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется:
а) фаллибилизмом
б) номинализмом
в) эмпиризмом +
20. Сознание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для такого познания:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного
21. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется:
а) обыденным +
б) теоретическим
в) религиозным
22. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть:
а) онтология
б) наука +
в) мифология
23. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +
24. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть:
а) рефлексия
б) вера +
в) воображение
25. Понятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +
26. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение
27. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется:
а) пониманием +
б) объективацией
в) объяснением
28. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется:
а) фантазией
б) логикой
в) представлением +
29. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной
30. Мышление не осуществляется в виде:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений
Философия «Теория познания (гносеология)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Теория познания (гносеология)»
Законспектируйте, выполните задания после текста.
Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.
Основные подходы к проблеме познания
Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.
Существуют два основных подхода к проблеме познания.
1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.
Этой позиции придерживаются все материалисты и часть последовательных идеалистов, хотя методы познания у них различны.
В основе познания лежит способность сознания воспроизводить (отражать) до определенной степени полноты и точности существующий вне его объект.
Основными посылками теории познания диалектического материализма являются следующие:
1) источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам;
2) никакой принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет, а есть различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;
3) познание – это непрерывный процесс углубления и даже изменения нашего знания на основе преобразования действительности.
2. Гносеологический пессимизм. Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.
Разновидности гносеологического пессимизма:
1) скептицизм – направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);
2) агностицизм – течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.
На рубеже ХIХ – ХХ веков сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм. Это концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.
Теория познания (гносеология).
Задание1. Составьте конспект, сформулировав ответы на вопросы:
1. Познание и его структура. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы.
2. Познание научное и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное познание), выделить особенности.
5. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерий истины.
Задание №2. Ответьте на вопросы:
1. В чем отличие эмпиризма от сенсуализма?
2. В чем различие между эмпирическим и теоретическим уровнями познания?
4. Как понимать объективность, абсолютность и относительность истины?
5. Что есть истина? Каковы критерии истины?
6. В чем отличие знания от веры?
Задание №3. Решите упражнение. О какой познавательной проблеме идет речь в этом стихотворении?
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Задание №4. Выполните тесты.
3. Дедукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
4. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения
д) относительная, неполная истина.
5. Как учеными в современной философии рассматривают познание?
а) как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) как значимая информация в аспекте деятельности;
в) как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
6. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
а) носят объективный характер
б) могут передаваться из поколения в поколение
в) предполагают доказательства
7. Правильны ли следующие суждения о развитии науки:
1. развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников
2. научные революции опровергают все ранее существовавшие теории
а) только 2
б) оба правильны
в) только 1
8. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека
Одной из форм чувственного познания является:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие
10. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное
б) бессознательное
в) абсолютное
Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное
в) бессознательное
12. К познавательной способности человека относится:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление
13. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие
б) спиритуализм
в) ощущение
14. Одной из форм рационального познания является:
а) вера
б) суждение
в) ощущение
15. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение
16. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для такого познания:
а) мифологического
б) религиозного
в) художественного
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Избирательность и целенаправленность
способность приспосабливаться к действительности
способность отражать бытие с помощью знаковых систем
50. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для ____________ познания.
Религиозного
51. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …
Агностицизмом
52. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется …
Воображением
53. Классическая концепция истины основана на принципе …
Корреспонденции
54. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …
Опытом
55. Истинное знание, согласно прагматизму, …
Ведет к успешному действию
исходит из сомнения
подтверждено опытно-экспериментальным путем
56. Формами биологического отражения являются …
Раздражимость
Чувствительность
57. Гносеологический оптимизм утверждает, что …
Объективный мир принципиально познаваем
возможности познания ограничены
познание принципиально невозможно
не существует исторического развития познания
58. Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи, были …
Фалес
Дж. Бруно
59. Основными формами сознания являются …
Индивидуальное
Общественное
60. Родоначальником французского рационализма является …
Р. Декарт
61. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …
Сновидения
Автоматизмы
62. Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.
Абсолютная
63. Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …
Сознательный
Бессознательный
64. Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется …
Догмой
65. Формами чувственного познания являются …
Ощущение
Восприятие
Представление
66. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть …
Наука
67. Формами рационального познания являются …
Понятие
Суждение
Умозаключение
68. Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются …
Л. Бюхнер
К. Фогт
Я. Молешотт
69. «Истина есть тождество вещи и представления о ней», – считают представители ____________ концепции истины.
Классической
70. Наряду с научным познанием, можно выделить …
Обыденное
Религиозное
71. Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется …
Познанием
72. Носителем познавательной активности является …
Субъект
73. Элементарными формами отражения действительности, являются …
Механическое
Физическое
Химическое
74. К познавательным способностям человека относятся …
Восприятие
Осмысление
75. Формой рационального познания является …
Суждение
76. Формами общественного сознания являются …
Мораль
Наука
Религия
77. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …
Скептицизмом
78. Согласно теории отражения, сознание – это …
Форма отражения действительности
Продукт мозга
субстанция, которая может существовать вне тела человека
жидкость, которая образуется при мыслительном процессе
79. Главными свойствами человеческого сознания являются …
Идеальность
Интенциональность
Идеаторность
80. Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …
Конкретностью
81. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …
Волю
Эмоции
82. З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял …
Сверх-Я
83. Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …
Дж. Беркли
Д. Юм
84. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.
Объективной
Научное познание
1. К естественным наукам относятся …
Физика
Химия
Биология
2. Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется …
Антинаучным
3. Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип …
Фальсификации
4. Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом.
Римским
5. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется …
Наукой
6. К основным формам теоретического знания относятся …
Проблема
Гипотеза
Закон
7. Классическая наука основана на принципе …
Объективности
8. Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является …
Динамика знания
логический анализ языка
материалистическое понимание истории
9. К особенностям личностного познания относится …
Тест с ответами: “Познание и истина”
1. Какое из приведённых ниже научных утверждений на данный момент признано заблуждением:
а) расовые различия определены на генетическом уровне +
б) в любой изолированной системе запас энергии остаётся постоянным
в) параллельные прямые не пересекаются
2. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется:
а) фаллибилизмом
б) номинализмом
в) эмпиризмом +
3. Какая из двух приведённых ниже научных теорий является абсолютно истинной:
а) геометрия Евклида
б) классическая механика Ньютона
в) никакая +
4. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется:
а) обыденным +
б) теоретическим
в) религиозным
5. Что является одним из главных препятствий к установлению истины:
а) отсутствие практической пользы исследования
б) недоступность изучаемого предмета чувственному восприятию
в) отсутствие доступной информации об изучаемом предмете +
6. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть:
а) онтология
б) наука +
в) мифология
7. Что такое сенсуализм:
а) философское направление, признающее основным критерием истины практику
б) философское направление, утверждающее невозможность достижения абсолютной истины
в) философское направление, признающее основным критерием истины чувственный опыт +
8. Понятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +
9. Что английский философ Фрэнсис Бэкон подразумевал под «идолами»:
а) страхи перед познанием нового
б) непререкаемых авторитетов
в) заблуждения сознания +
10. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение
11. Кто из учёных высказывался в пользу конвенциональной природы научного знания:
а) Анри Пуанкаре +
б) Исаак Ньютон
в) Готфрид Лейбниц
12. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется:
а) пониманием +
б) объективацией
в) объяснением
13. Кто является основателем рационализма как философского направления:
а) Рене Декарт +
б) Георг Фридрих Гегель
в) Иммануил Кант
14. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной
15. Что является критерием истины для рационалистов:
а) разум +
б) способность видеть и осязать феномен
в) мистический опыт
16. Мышление не осуществляется в виде:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений
17. Что является критерием истины для эмпириков:
а) разум
б) авторитет предков
в) чувственный опыт +
18. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +
19. Что является классическим определением истины:
а) истина — это то, что соответствует внутренним моральным убеждениям человека
б) истинным является любое субъективное представление о феномене
в) истина — это тождество реальности и представления об этой реальности +
20. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение
21. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем, называется:
а) абсолютной истиной +
б) объективной истиной
в) относительной истиной
22. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное
23. Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) абсолютной истиной
б) относительной истиной
в) объективной истиной +
24. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное
25. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется:
а) понятием
б) умозаключением
в) суждением +
26. Одной из форм чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение
27. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения
28. Одной из форм чувственного познания является:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция
29. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека
30. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог