наряду с научным познанием можно выделить

Тест с ответами по обществознанию: “Познание и знание” для 10 класса

1. По степени научности знания бывают:
а) научные +
б) приобретенные
в) полученные

2. Какое познание можно выделить наряду с научным познанием:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное

3. По степени научности знания бывают:
а) заученные
б) вненаучные +
в) рациональные

4. Какое познание можно выделить наряду с научным познанием:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное

5. Понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленных ниже:
а) метод познания +
б) эксперимент
в) интервьюирование

6. Формой чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение

7. Знания на основе анализа абстрактных моделей
а) эмпирические
б) теоретические +
в) практические

8. Что из представленного ниже, является одной из форм чувственного познания:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция

9. Научному и религиозному знанию о мире свойственно то:
а) что они носят объективный характер
б) что они могут передаваться из поколения в поколение +
в) что они предполагают доказательства

10. Что делает и рациональное, и чувственное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения

11. Знания на основе опыта или наблюдения:
а) практические
б) теоретические
в) эмпирические +

12. На какой ступени познания понятие представляет собой форму отражения действительности:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +

13. Отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики:
а) научное знание
б) обыденное знание
в) иррациональное знание +

14. Как называется особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире:
а) онтология
б) наука +
в) мифология

15. Основой этого знания является деятельность людей по реализации потребностей:
а) практическое +
б) теоретическое
в) научное

16. Как называется познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой:
а) обыденное +
б) теоретическое
в) религиозное

17. Основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию:
а) изобразительное знание
б) житейское знание +
в) рациональное знание

18. Для какого познание характерно сознание мира через произведения искусства и литературные ценности:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного

19. Знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину:
а) обыденное
б) практическое
в) заблуждение +

20. Какое название получило направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания:
а) фаллибилизм
б) номинализм
в) эмпиризм +

21. Один из видов знаний:
а) основное
б) научное +
в) второстепенное

22. Для какого познания характерна вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного

23. Один из видов знаний:
а) изобразительное
б) панорамное
в) художественное +

24. Укажите одну из форм рационального познания:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +

25. Один из видов знаний:
а) практическое +
б) исполнительное
в) поручительное

26. Что из представленного ниже, является одной из форм рационального познания:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение

27. Один из видов знаний:
а) врожденное
б) приобретенное
в) житейское +

28. Что из представленного ниже, является одной из форм рационального познания:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение

29. Один из видов знаний:
а) вера
б) заблуждение +
в) духовность

30. Какое название носит способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +

Источник

Тест с ответами по теме: “Познание”

1. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения

2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
а) носят объективный характер
б) могут передаваться из поколения в поколение +
в) предполагают доказательства

3. Правильны ли следующие суждения о развитии науки:
1. развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников
2. научные революции опровергают все ранее существовавшие теории
а) только 2
б) оба правильны
в) только 1

4. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека

5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает:
а) социология
б) экономика
в) политология +

6. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог

7. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) психолог
б) гилозоист
в) экстраверт +

8. Одной из форм чувственного познания является:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция

9. Одной из форм чувственного познания является:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие +

10. Одной из форм чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение

11. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное

12. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное

13. К познавательной способности человека относится:
а) восприятие +
б) раздражимость
в) виртуальность

14. К познавательной способности человека относится:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление +

15. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение

16. Одной из форм рационального познания является:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение

17. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +

18. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для такого познания:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного

19. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется:
а) фаллибилизмом
б) номинализмом
в) эмпиризмом +

20. Сознание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для такого познания:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного

21. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется:
а) обыденным +
б) теоретическим
в) религиозным

22. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть:
а) онтология
б) наука +
в) мифология

23. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +

24. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть:
а) рефлексия
б) вера +
в) воображение

25. Понятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +

26. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение

27. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется:
а) пониманием +
б) объективацией
в) объяснением

28. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется:
а) фантазией
б) логикой
в) представлением +

29. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной

30. Мышление не осуществляется в виде:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений

Источник

Философия «Теория познания (гносеология)»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема «Теория познания (гносеология)»

Законспектируйте, выполните задания после текста.

Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.

Основные подходы к проблеме познания

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.

Этой позиции придерживаются все материалисты и часть последовательных идеалистов, хотя методы познания у них различны.

В основе познания лежит способность сознания воспроизводить (отражать) до определенной степени полноты и точности существующий вне его объект.

Основными посылками теории познания диалектического материализма являются следующие:

1) источник нашего знания находится вне нас, он объективен по отношению к нам;

2) никакой принципиальной разницы между «явлением» и «вещью в себе» нет, а есть различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;

3) познание – это непрерывный процесс углубления и даже изменения нашего знания на основе преобразования действительности.

2. Гносеологический пессимизм. Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.

Разновидности гносеологического пессимизма:

1) скептицизм – направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности (Диоген, Секст Эмпирик). Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания (Дэвид Юм);

2) агностицизм – течение, отрицающее возможность достоверного познания сущности мира (И. Кант). Источником знания считается внешний мир, сущность которого непознаваема. Любой предмет – «вещь в себе». Познаем мы лишь явления с помощью врожденных априорных форм (пространства, времени, категорий рассудка), и мы организуем свой опыт ощущения.

На рубеже ХIХ – ХХ веков сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм. Это концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.

наряду с научным познанием можно выделить Теория познания (гносеология).

Задание1. Составьте конспект, сформулировав ответы на вопросы:

1. Познание и его структура. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы.

2. Познание научное и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное познание), выделить особенности.

5. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерий истины.

Задание №2. Ответьте на вопросы:

1. В чем отличие эмпиризма от сенсуализма?

2. В чем различие между эмпирическим и теоретическим уровнями познания?

4. Как понимать объективность, абсолютность и относительность истины?

5. Что есть истина? Каковы критерии истины?

6. В чем отличие знания от веры?

Задание №3. Решите упражнение. О какой познавательной проблеме идет речь в этом стихотворении?

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Задание №4. Выполните тесты.

3. Дедукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
4. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения
д) относительная, неполная истина.
5. Как учеными в современной философии рассматривают познание?
а) как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) как значимая информация в аспекте деятельности;
в) как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

6. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
а) носят объективный характер
б) могут передаваться из поколения в поколение
в) предполагают доказательства

7. Правильны ли следующие суждения о развитии науки:
1. развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников
2. научные революции опровергают все ранее существовавшие теории
а) только 2
б) оба правильны
в) только 1

8. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека

Одной из форм чувственного познания является:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие

10. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное
б) бессознательное
в) абсолютное

Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное
в) бессознательное

12. К познавательной способности человека относится:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление

13. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие
б) спиритуализм
в) ощущение

14. Одной из форм рационального познания является:
а) вера
б) суждение
в) ощущение

15. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение

16. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для такого познания:
а) мифологического
б) религиозного
в) художественного

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Избирательность и целенаправленность

наряду с научным познанием можно выделить наряду с научным познанием можно выделить наряду с научным познанием можно выделить наряду с научным познанием можно выделить

наряду с научным познанием можно выделить

наряду с научным познанием можно выделить

способность приспосабливаться к действительности

способность отражать бытие с помощью знаковых систем

50. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для ____________ познания.

Религиозного

51. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется …

Агностицизмом

52. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется …

Воображением

53. Классическая концепция истины основана на принципе …

Корреспонденции

54. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …

Опытом

55. Истинное знание, согласно прагматизму, …

Ведет к успешному действию

исходит из сомнения

подтверждено опытно-экспериментальным путем

56. Формами биологического отражения являются …

Раздражимость

Чувствительность

57. Гносеологический оптимизм утверждает, что …

Объективный мир принципиально познаваем

возможности познания ограничены

познание принципиально невозможно

не существует исторического развития познания

58. Представителями гилозоизма, признававшими одушевленность всей материи, были …

Фалес

Дж. Бруно

59. Основными формами сознания являются …

Индивидуальное

Общественное

60. Родоначальником французского рационализма является …

Р. Декарт

61. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относятся …

Сновидения

Автоматизмы

62. Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина.

Абсолютная

63. Основными пластами психики, по мнению З. Фрейда, являются …

Сознательный

Бессознательный

64. Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется …

Догмой

65. Формами чувственного познания являются …

Ощущение

Восприятие

Представление

66. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть …

Наука

67. Формами рационального познания являются …

Понятие

Суждение

Умозаключение

68. Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются …

Л. Бюхнер

К. Фогт

Я. Молешотт

69. «Истина есть тождество вещи и представления о ней», – считают представители ____________ концепции истины.

Классической

70. Наряду с научным познанием, можно выделить …

Обыденное

Религиозное

71. Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется …

Познанием

72. Носителем познавательной активности является …

Субъект

73. Элементарными формами отражения действительности, являются …

Механическое

Физическое

Химическое

74. К познавательным способностям человека относятся …

Восприятие

Осмысление

75. Формой рационального познания является …

Суждение

76. Формами общественного сознания являются …

Мораль

Наука

Религия

наряду с научным познанием можно выделить

77. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …

Скептицизмом

78. Согласно теории отражения, сознание – это …

Форма отражения действительности

Продукт мозга

субстанция, которая может существовать вне тела человека

жидкость, которая образуется при мыслительном процессе

79. Главными свойствами человеческого сознания являются …

Идеальность

Интенциональность

Идеаторность

80. Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …

Конкретностью

81. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …

Волю

Эмоции

82. З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял …

Сверх-Я

83. Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …

Дж. Беркли

Д. Юм

84. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.

Объективной

Научное познание

1. К естественным наукам относятся …

Физика

Химия

Биология

2. Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется …

Антинаучным

3. Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип …

Фальсификации

4. Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом.

Римским

5. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется …

Наукой

6. К основным формам теоретического знания относятся …

Проблема

Гипотеза

Закон

7. Классическая наука основана на принципе …

Объективности

8. Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является …

Динамика знания

логический анализ языка

материалистическое понимание истории

9. К особенностям личностного познания относится …

Источник

Тест с ответами: “Познание и истина”

1. Какое из приведённых ниже научных утверждений на данный момент признано заблуждением:
а) расовые различия определены на генетическом уровне +
б) в любой изолированной системе запас энергии остаётся постоянным
в) параллельные прямые не пересекаются

2. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется:
а) фаллибилизмом
б) номинализмом
в) эмпиризмом +

3. Какая из двух приведённых ниже научных теорий является абсолютно истинной:
а) геометрия Евклида
б) классическая механика Ньютона
в) никакая +

4. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется:
а) обыденным +
б) теоретическим
в) религиозным

5. Что является одним из главных препятствий к установлению истины:
а) отсутствие практической пользы исследования
б) недоступность изучаемого предмета чувственному восприятию
в) отсутствие доступной информации об изучаемом предмете +

6. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть:
а) онтология
б) наука +
в) мифология

7. Что такое сенсуализм:
а) философское направление, признающее основным критерием истины практику
б) философское направление, утверждающее невозможность достижения абсолютной истины
в) философское направление, признающее основным критерием истины чувственный опыт +

8. Понятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +

9. Что английский философ Фрэнсис Бэкон подразумевал под «идолами»:
а) страхи перед познанием нового
б) непререкаемых авторитетов
в) заблуждения сознания +

10. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение

11. Кто из учёных высказывался в пользу конвенциональной природы научного знания:
а) Анри Пуанкаре +
б) Исаак Ньютон
в) Готфрид Лейбниц

12. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется:
а) пониманием +
б) объективацией
в) объяснением

13. Кто является основателем рационализма как философского направления:
а) Рене Декарт +
б) Георг Фридрих Гегель
в) Иммануил Кант

14. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной

15. Что является критерием истины для рационалистов:
а) разум +
б) способность видеть и осязать феномен
в) мистический опыт

16. Мышление не осуществляется в виде:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений

17. Что является критерием истины для эмпириков:
а) разум
б) авторитет предков
в) чувственный опыт +

18. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +

19. Что является классическим определением истины:
а) истина — это то, что соответствует внутренним моральным убеждениям человека
б) истинным является любое субъективное представление о феномене
в) истина — это тождество реальности и представления об этой реальности +

20. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение

21. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем, называется:
а) абсолютной истиной +
б) объективной истиной
в) относительной истиной

22. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное

23. Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) абсолютной истиной
б) относительной истиной
в) объективной истиной +

24. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное

25. Мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной, называется:
а) понятием
б) умозаключением
в) суждением +

26. Одной из форм чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение

27. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения

28. Одной из форм чувственного познания является:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция

29. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека

30. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *