например можно привести такой пример
«Например» или «на пример»: как правильно писать слово?
В русском языке присутствуют слова и словоформы, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Для них существует специальный термин – «омофоны». Такими словами являются «например» или «на пример», которые активно используются в речи, но представляют определенную трудность при правописании.
Как пишется правильно: «например» или «на пример»?
По правилам русской орфографии, и тот, и другой вариант верен.
Выбор раздельного или слитного написания определяется определенными критериями и правилами.
Использование вводного слова «например»
2. Он, к примеру, часто путешествует.
Вводное слово «например» не является членом предложения и имеет слитное написание. Для точного определения, что слово вводное, нужно попробовать заменить его сочетаниями: «для примера», «в качестве примера», «к примеру».
Если замена происходит без искажения основного смысла фразы, слово считается вводным и имеет слитное написание:
1. Был, например, такой эпизод. Кроме того, слово «например» легко убирается из фразы, смысл при этом останется прежним: В обоих предложениях основная мысль сохранилась. Морфемный разбор слова «например»Примеры предложенийСуществительное с предлогом «на пример»
Зададим вопрос: указал на что? На пример. «Пример» в данном случае – дополнение, выраженное именем существительным. Глагол-сказуемое управляет дополнением в форме винительного падежа единственного числа. Раздельное написание существительного с предлогом можно доказать при помощи падежного вопроса или определения между ними: Примеры предложенийПравила пунктуации со словом «например»Для правильной постановки знаков препинания необходимо также принимать во внимание контекст и смысл фразы целиком: Примеры предложенийСинонимы слова «например»К примеру; примерно; как например; для примера; так например; в частности; а именно; взять, хоть; как-то; скажем так; скажем; вот хоть; взять хоть; за примером далеко ходить не нужно; за примером далеко ходить не надо; ради примера; к примеру сказать; возьмите хоть; примерно сказать; возьми хоть; такие как; к примеру говоря; напримерно; наприклад. Неправильное написание слов «например» и «на пример»Чаще всего сложности в правописании возникают, если слово берется в отрыве от всего предложения. Слитное либо раздельное написание определяется смыслом всей фразы. Поэтому важно обращать внимание на контекст и задавать вопрос: «А что имеется в виду?». Точно определиться с правописанием помогает попытка вставить уточняющее слово между предлогом и существительным.
Кроме того, необходимо обращаться к правилам пунктуации для правильной расстановки знаков препинания при написании анализируемого слова. Поиск ответа
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Написание с двумя н сейчас будет ошибкой, хотя в некоторых старых словарях такая форма встречается. Например, в третьем томе «Большого академического словаря», вышедшем в 1952 году, мы находим статью «Домотканный», но в третьем издании этого словаря (том 5, 2006 г.) орфография изменена: статья называется «Домотканый». Написание прилагательного в начале ХХ века колебалось, академическим «Орфографическим словарем русского языка» 1956 года было утверждено написание по правилу – с одним н.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. вопрос по поводу слова «учлось» Есть ли такое слово? и как его правильно употреблять? например : Я хочу, чтобы это учлось в моем вопросе. Ответ справочной службы русского языка Вообще говоря, такая форма глагола существует. Но в Вашем примере ее использование неудачно. Можно сказать: Я хочу, чтобы это учитывалось при решении (рассмотрении) такого-то вопроса. Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
По-видимому, это связано с семантикой слова однако: в нем сочетается значение союза и вводного слова (‘тем не менее, все-таки, все же’). Поэтому ответить на Ваш вопрос можно так: если строго следовать правилам, запятую ставить не надо. Но наличие запятой нельзя считать грубой ошибкой.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка Поиск ответа
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
ИльяховЭта статья для тех, кому в тексте нужно приводить много примеров: в книгах, обучающих статьях, рассылках. Она написана специально для Любы и Нади, которые готовят дипломы на третьей ступени Школы редакторов. Еще она полезна авторам Тиньков-журнала. Когда я вам говорю «Единство примера» и «Подготовь читателя» — я имею в виду эту статью. Зачем нужны примерыВот вы пишете книгу, рассылку или статью. У вас есть абстрактная идея, которую вы хотите донести до читателя. Представьте, что вы пишете статью о спорте для людей, которые работают за компьютером. Ваша абстрактная идея — надо заниматься спортом хотя бы три раза в неделю. Это абстрактная идея. В этой абстрактной идее пока что не заложено ни то, каким конкретно спортом следует заниматься; ни как это делать; ни как оторвать задницу от стула; ни что делать после первого растяжения. Просто абстрактный призыв: «Занимайся спортом». Подобных статей миллион, и все они — говно. Чтобы статья не была говном, вам нужно наполнить абстрактную идею реальностью: рассказать, каким именно спортом стоит начать заниматься, если ты все время занят за компом; привести пример графика, который не будет мешать работе — очевидно же, что у человека в жизни другие приоритеты; рассказать, кто и как научился совмещать компьютер и спорт; как это у него работает; от чего он отказался; объяснить, с чего начать, на какой сайт зайти, что заказать в интернет-магазине. Представьте, что вы печатаете свою абстрактную идею на 3Д-принтере: загружаете модель, подаете материал, получаете физический предмет. Это то, как работают примеры: они делают ваш текст реальным и осязаемым. Теория — это то, чему вы хотите научить. Примеры — это то, благодаря чему люди научатся. К любой теории приведите пример Принцип единства примераВ статьях я советую выбрать один, два или три ситуации, из которых вы будете брать примеры. Выберите их однажды и ведите через всю статью, не меняя на полпути. Например, в статье о спорте для компьютерщиков мы можем использовать два примера: о беге и велотренажере. Теперь мы будем использовать эти два вида спорта везде, где нам нужно привести пример. Вот как будет выглядеть каркас статьи: Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером (Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания) В чем польза Как попробовать Как встроить в расписание Что если сорвался Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое Сейчас нормально: каждый модуль ровный и упорядоченный. Примеры выстроены в понятной логике, читатель их ожидает. Под конец статьи читатель не устает. Всё по полочкам. Ошибкой будет в каждом модуле приводить примеры из разных видов спорта: Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером (Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания) В чем польза Как попробовать Как встроить в расписание Что если сорвался Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое Проблема здесь в том, что каждый новый пример читателю придется осмысливать заново: вспоминать, как выглядит этот спорт, какие у него атрибуты, что он о нем думает. Довольно быстро читатель устанет представлять себе все эти виды спорта и начнет скользить по статье. Мы его перегрузим примерами. Еще хуже, если в разных разделах разное число примеров, а где-то их вообще нет. Это не только взрывает мозг, но и выглядит неряшливо: Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером (Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания) В чем польза Как попробовать Как встроить в расписание Что если сорвался Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое Идеальная ситуация — вообще написать статью на одном узком примере. Тогда читатель всю статью держит в голове одну и ту же ситуацию и не рассеивает внимание: Как заняться бегом, если вы работаете за компьютером (Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания) В чем польза Как попробовать Как встроить в расписание Что если сорвался Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое Если используете примеры из разных ситуаций, то выберите какое-то небольшое их количество и тащите через всю статью. Не надо в каждом разделе придумывать новые примеры, это создаёт ощущение хаоса. Один пример — окей. Введение в примерОкей, со статьей легко: это сравнительно небольшая форма. В ней можно донести мысль на одном, двух или трех примерах. А что если мы пишем не статью, а серию статей? Или, еще сложнее, — книгу? Каждый раз давать примеры об одном и том же будет скучно. И по смыслу это не всегда получится: разные темы будут требовать разных ситуаций. Тогда принцип единства примера не подходит, нужно действовать иначе. Если у вас примеры из разных ситуаций, сделайте так, чтобы читатель смог мысленно к ним подготовиться. Дайте ему сигнал, о чем сейчас пойдет речь. Не кидайте в него примеры без предупреждения. Вот как это будет работать в статье о спорте. Смотрите на порядок слов: . у вас будут силы заниматься спортом по утрам. Накатите стакан водки, если собираетесь на пробежку. Или покурите, если вместо пробежки вы выбрали тяжелую атлетику. . у вас будут силы заниматься спортом по утрам. Если вы выбрали пробежку, накатите с утра стакан водки. А если вы выбрали тяжелую атлетику — выкурите одну сигарету. В примере слева автор сначала дает совет, потом объясняет ситуацию. В примере справа сначала готовит читателя к ситуации и только потом дает совет. У читателя есть возможность вспомнить всё, что он уже знает о беге, прежде чем добавлять к этому знанию что-то новое. Кажется, что это незначительная разница. Но вы ее прочувствуете, когда у вас будет по пять примеров на странице. Если не вводить читателя в новый пример, то он быстро устанет. Вводить в пример можно одним словом, предложением или даже абзацем, в зависимости от задачи и сложности самого примера: Например, когда вы бежите. Представьте, что вы бежите по парку. Чтобы понять эту идею, давайте проведем мысленный эксперимент. Вспомните парк возле своего дома. Представьте, что вы по нему бежите. Такая подготовка дает читателю время вспомнить всё нужное. Готовьте читателя к новому примеру. На примере книгиУ нас с Людой была такая проблема в книге «Пиши, сокращай». Каждый наш параграф — это немного теории и много примеров. Все примеры должны быть разными, в этом смысл книги. И мы обнаружили, что если читателя не вводить в примеры, то текст получится слишком сложным. Голова взрывалась. Вот фрагмент из первой же главы до редактуры: Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы. Сглаженные углы Неудобная правда Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета. Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона. Пример о недостроенной школе здесь внезапный: раньше в главе его не было, позже он не встречается. Он взят здесь локально, чтобы доказать мысль. Но если к нему не подготовить, он не «заходит». Чтобы «зашел», достаточно было одним предложением подготовить читателя: Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы. Представьте, что мэрия отчитывается о строительстве школы: Сглаженные углы Неудобная правда Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета. Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона. Одно предложение вытягивает весь пример. Теперь нестрашно хоть всю главу обставить новыми примерами: если читателя готовить к каждому из них, он не устанет.
|