например можно привести такой пример

«Например» или «на пример»: как правильно писать слово?

В русском языке присутствуют слова и словоформы, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Для них существует специальный термин – «омофоны». Такими словами являются «например» или «на пример», которые активно используются в речи, но представляют определенную трудность при правописании.

Как пишется правильно: «например» или «на пример»?

По правилам русской орфографии, и тот, и другой вариант верен.

Выбор раздельного или слитного написания определяется определенными критериями и правилами.

Использование вводного слова «например»

2. Он, к примеру, часто путешествует.

Вводное слово «например» не является членом предложения и имеет слитное написание. Для точного определения, что слово вводное, нужно попробовать заменить его сочетаниями: «для примера», «в качестве примера», «к примеру».

Если замена происходит без искажения основного смысла фразы, слово считается вводным и имеет слитное написание:

1. Был, например, такой эпизод.

Кроме того, слово «например» легко убирается из фразы, смысл при этом останется прежним:

В обоих предложениях основная мысль сохранилась.

Морфемный разбор слова «например»

Примеры предложений

Существительное с предлогом «на пример»

По правилам орфографии русского языка, сочетания существительных с предлогом имеют раздельное написание:

Зададим вопрос: указал на что? На пример.

«Пример» в данном случае – дополнение, выраженное именем существительным. Глагол-сказуемое управляет дополнением в форме винительного падежа единственного числа. Раздельное написание существительного с предлогом можно доказать при помощи падежного вопроса или определения между ними:

Примеры предложений

Правила пунктуации со словом «например»

Для правильной постановки знаков препинания необходимо также принимать во внимание контекст и смысл фразы целиком:

Примеры предложений

Синонимы слова «например»

К примеру; примерно; как например; для примера; так например; в частности; а именно; взять, хоть; как-то; скажем так; скажем; вот хоть; взять хоть; за примером далеко ходить не нужно; за примером далеко ходить не надо; ради примера; к примеру сказать; возьмите хоть; примерно сказать; возьми хоть; такие как; к примеру говоря; напримерно; наприклад.

Неправильное написание слов «например» и «на пример»

Чаще всего сложности в правописании возникают, если слово берется в отрыве от всего предложения. Слитное либо раздельное написание определяется смыслом всей фразы. Поэтому важно обращать внимание на контекст и задавать вопрос: «А что имеется в виду?».

Точно определиться с правописанием помогает попытка вставить уточняющее слово между предлогом и существительным.

Посмотрим на (этот, тот, данный) пример в учебнике.

Таким образом, орфография слова «например», являющегося вводным, и имени существительного с предлогом «на пример» зависит от ряда факторов: контекста, общего смысла фразы, позиции, на которой находится слово в предложении (в начале, середине или в конце).

Кроме того, необходимо обращаться к правилам пунктуации для правильной расстановки знаков препинания при написании анализируемого слова.

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 307561

Ответ справочной службы русского языка

Примеры в справочниках показывают, что в Вашем случае нужно поставить тире. Д. Э. Розенталь пишет: «И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче (Ч.) — тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь». В этом предложении прямая речь находится в конце придаточной части, после нее должна ставиться запятая, но рекомендуется ставить тире, так как прямая речь завершается восклицательным знаком. Подобный пример находим и в Полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина: Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» — но промолчал (Ч.).

Домотканый. Объясните почему одно Н. Можете, пожалуйста, привести пример употребления данного слова в предложениях? Я не до конца понимаю зачем оно вообще. И может ли оно писаться с двумя НН, если будет у него зависимое слово.

Ответ справочной службы русского языка

Значение и примеры употребления слова можно найти в толковом словаре. Больше реальных контекстов с этим словом – в Национальном корпусе русского языка. О том, по какому правилу слово пишется, можно узнать в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря». Обратите внимание: в словарной статье этого ресурса есть интерактивные ссылки. Кликнув номер параграфа, Вы увидите правило.

Написание с двумя н сейчас будет ошибкой, хотя в некоторых старых словарях такая форма встречается. Например, в третьем томе «Большого академического словаря», вышедшем в 1952 году, мы находим статью «Домотканный», но в третьем издании этого словаря (том 5, 2006 г.) орфография изменена: статья называется «Домотканый». Написание прилагательного в начале ХХ века колебалось, академическим «Орфографическим словарем русского языка» 1956 года было утверждено написание по правилу – с одним н.

Является ли название концерта/профильной смены/мероприятия именем собственным? Можно ли их склонять и употреблять без слов «концерт», «профильная смена», «мероприятие»?

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, мы не поняли Ваш вопрос. Могли бы Вы привести пример ы?

Ответ справочной службы русского языка

Приведенный фрагмент действительно не соответствует тому, что в школьной практике принято называть повествованием. См. «Словарь методических терминов». Часто детям предлагается такой прием проверки: повествовательный сюжет можно представить в виде фотографий, последовательно фиксирующих происходящие события. В приведенном фрагменте о Маленьком Муке не перечисляются конкретные, последовательно происходящие события, а описываются события регулярные. Конечно, вызывает сомнение необходимость подобных упражнений в школе, но такова школьная традиция.

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы, именно поэтому название лучше склонять (как того и требует строгая литературная норма).

Ответ справочной службы русского языка

В каких контекстах используется слово? Можете привести пример ы?

Ответ справочной службы русского языка

Все верно. См.: Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Словарь грамматических вариантов русского языка. 3-е изд., М., 2008. С. 43-44.

Здравствуйте. вопрос по поводу слова «учлось»

Есть ли такое слово? и как его правильно употреблять?

например : Я хочу, чтобы это учлось в моем вопросе.
kactop

Ответ справочной службы русского языка

Вообще говоря, такая форма глагола существует. Но в Вашем примере ее использование неудачно. Можно сказать: Я хочу, чтобы это учитывалось при решении (рассмотрении) такого-то вопроса.
==========
Не могли бы привести пример подходящий? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день.
Как правильно: необходимо дифференцировать С или дифференцировать ОТ?
Ответ очень важен, потому что этот оборот в литературе нашего издательства встречается постоянно и постоянно же ведутся споры по этому поводу.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Принято беспредложное управление: дифференцировать что-либо (нормы, подходы и др.). Вы не могли бы привести пример сочетания с предлогом?

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, подскажите, нужна, не нужна, или возможны оба варианта (в последнем случае какой из них предпочтительнее и почему) запятая после слова «однако» в предложении «Однако(,) если показатель степени задается громоздким выражением, то более предпочтительным может оказаться символ A». Хочу заметить, что в ответе на вопрос 248973 в аналогичной ситуации Вы поставили запятую («Однако, если речь идет именно о цитате, то. «). Не противоречит ли постановка запятой после слова «однако» тому факту, что после изъятия придаточного предложения требуется перестройка главного предложения, так как получается «Однако то. «? Можете ли Вы привести пример такого рода предложения (с запятой или без) из какого-либо авторитетного источника (Толстой, Достоевский и т.д.)? Разумеется, речь идет именно о двойном союзе типа «если. то» после присоединительно союза «однако», так как в отсутствие «то» все понятно (примеры без «то» есть у Розенталя). Заранее большое Вам спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если следовать «букве» правил, то надо признать, что запятую между однако и если ставить не следует. Вы правильно пишете: постановка запятой противоречит тому факту, что после изъятия придаточного предложения требуется перестройка главного предложения. Но в практике письма после слова однако запятая нередко ставится (даже если далее следует то ).

По-видимому, это связано с семантикой слова однако: в нем сочетается значение союза и вводного слова (‘тем не менее, все-таки, все же’). Поэтому ответить на Ваш вопрос можно так: если строго следовать правилам, запятую ставить не надо. Но наличие запятой нельзя считать грубой ошибкой.

Пожалуйста, ответьте мне. Повторяю вопрос. Можно ли писать «точка зрения ПО проблемам», «мнение ПО проблемам», «конкретизировать примерами». Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Для чего нужно двоеточие? Почему оно ставится? Можете привести пример ы?

Ответ справочной службы русского языка

См. раздел Двоеточие в «Правилах русской орфографии и пунктуации».

Подскажите, как правильно назвать «Слово» состояшие из нескольких разных по смыслу слов.

Ответ справочной службы русского языка

Вы можете привести пример таких образований? Нам не вполне понятно, о чем идет речь в Вашем вопросе.

Надо ли изменять, склонять название населённого пункта Назарово? Привести пример ы.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 273475

Уважаемые знатоки! 🙂 У нас с коллегой возник спор о пунктуации, помогите, пожалуйста..
***Министр финансов России напомнил об экономических трудностях, которые ждут Украину в текущем году. Например о том, что придется выплачивать внешнюю задолженность, в том числе Международному валютному фонду. ***
Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая после слова _Например_ (которым начинается второе предложение) или нет и почему.
Большое спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Вводное слово например выделяется запятыми, если не вводит присоединительную конструкцию и не стоит в начале обособленного оборота. Запятая нужна.

Верно ли, что вводное слово,находящееся в начале или в конце обособленного оборота, от сомого оборота не обособляется? «Для увеличения периода. следует применять высококачественные тормозные жидкости, например DOT от Hi-Gear.»

Ответ справочной службы русского языка

Слово _например_ выделяется вместе с оборотом, в начале или в конце которого находится.

Скажите, пожалуйста, чем является «ТАК» в предложениях типа «Так в феврале группа ученых. » или «Так данное положение не указывало. » и нужно ли его выделять запятыми?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Слова _при необходимости_ не требуют выделения.
Запятая после _например_ не требуется, так как _например_ вводит присоединительный оборот. Запятая после слова _например_ ставится, когда оно является вводным (его можно изъять).

Ответьте, пожалуйста, в каких случаях после слова НАПРИМЕР ставится, или не ставится запятая. Марина

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится, если _например_ стоит в начале или конце обособленного оборота: _Аналогичные выводы содержатся в ряде судебгых решений, например в постановлениях. Вопросом заинтересовались и другие, я например_. Запятая не ставится (ставится двоеточие), если после _например_ идет перечисление.

Подскажите, пожалуйста, правильно ли выделять слово «например» запятыми с обеих сторон в данном случае: «это сигнал о возможных нарушениях обмена веществ или гормональных сбоях, например, при беременности.»

Ответ справочной службы русского языка

Вторая запятая лишняя (_например_ выделяется вместе с оборотом).

Добрый день! У меня возник спор с коллегой по поводу обособления слова «например» в приведенном предложении. Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая и почему (или не нужна и почему). Огромное спасибо. С помощью этого средства можно указать события, которые необходимо отслеживать в целях аудита (например, неудачные попытки подключения к серверу).

Ответ справочной службы русского языка

Нужна ли запятая? Например йогурт или творог. (это отдельное предложение)

Ответ справочной службы русского языка

После _например_ требуется запятая.

Ответ справочной службы русского языка

Слово _например_ выделяется запятыми вместе с оборотом, в начале или в конце которого находится (как в приведенном примере). Вы написали верно.

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае запятая после _например_ нужна. Запятая после _например_ не ставится, если оно находится в начале обособленного оборота.

Ответ справочной службы русского языка

1. дополнительные знаки не требуются. 2. Нужна запятая после _например_.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после _например_ нужна.

Ответ справочной службы русского языка

1. После вводного слова _например_ ставится запятая: _Например, если газон страдает от засухи. _
2. При наличии в составе подлежащего слов _много, мало, немного, немало_ преобладает форма единственного числа сказуемого, хотя форма множественного числа допустима.
3. В этом случае приедложение безличное, _газонных смесей_ не является подлежащим, возможна только форма единственного числа: _продается_.
4. При наличии в составе подлежащего слова _ряд_ предпочтительна форма единственного числа. Форма множественного числа допустима, однако в данном случае нежелательна.
5. Слова _в первую очередь_ вводными не являются и не выделяются запятыми.

Подскажите, пожалуйста. Бумага с любым покрытием (например графит). Запятая после например нужна?

Ответ справочной службы русского языка

После _например_ требуется запятая.

Добрый день! Огромное спасибо за ответ, но мне бы хотелось узнать, почему в данном случае запятую после «например» ставить не нужно. Метод установки с компакт-диска следует применять в случаях, когда службы Windows DS недоступны, например когда конечные компьютеры связаны с серверами Windows DS низкоскоростными соединениями. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если перед подчинительным союзом в сложноподчинённом предложении стоит слово _например_ с присоединительным значением, то запятая ставится перед _например_, а перед союзом не ставится.

Источник

Ильяхов

Эта статья для тех, кому в тексте нужно приводить много примеров: в книгах, обучающих статьях, рассылках. Она написана специально для Любы и Нади, которые готовят дипломы на третьей ступени Школы редакторов. Еще она полезна авторам Тиньков-журнала. Когда я вам говорю «Единство примера» и «Подготовь читателя» — я имею в виду эту статью.

например можно привести такой пример

Зачем нужны примеры

Вот вы пишете книгу, рассылку или статью. У вас есть абстрактная идея, которую вы хотите донести до читателя. Представьте, что вы пишете статью о спорте для людей, которые работают за компьютером. Ваша абстрактная идея — надо заниматься спортом хотя бы три раза в неделю.

Это абстрактная идея.

например можно привести такой пример

В этой абстрактной идее пока что не заложено ни то, каким конкретно спортом следует заниматься; ни как это делать; ни как оторвать задницу от стула; ни что делать после первого растяжения. Просто абстрактный призыв: «Занимайся спортом». Подобных статей миллион, и все они — говно.

Чтобы статья не была говном, вам нужно наполнить абстрактную идею реальностью:

рассказать, каким именно спортом стоит начать заниматься, если ты все время занят за компом;

привести пример графика, который не будет мешать работе — очевидно же, что у человека в жизни другие приоритеты;

рассказать, кто и как научился совмещать компьютер и спорт; как это у него работает; от чего он отказался;

объяснить, с чего начать, на какой сайт зайти, что заказать в интернет-магазине.

Представьте, что вы печатаете свою абстрактную идею на 3Д-принтере: загружаете модель, подаете материал, получаете физический предмет. Это то, как работают примеры: они делают ваш текст реальным и осязаемым. Теория — это то, чему вы хотите научить. Примеры — это то, благодаря чему люди научатся.

например можно привести такой пример

К любой теории приведите пример

Принцип единства примера

В статьях я советую выбрать один, два или три ситуации, из которых вы будете брать примеры. Выберите их однажды и ведите через всю статью, не меняя на полпути.

Например, в статье о спорте для компьютерщиков мы можем использовать два примера: о беге и велотренажере. Теперь мы будем использовать эти два вида спорта везде, где нам нужно привести пример. Вот как будет выглядеть каркас статьи:

Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером

(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)

В чем польза
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.

Как попробовать
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.

Как встроить в расписание
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.

Что если сорвался
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.

Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое

Сейчас нормально: каждый модуль ровный и упорядоченный. Примеры выстроены в понятной логике, читатель их ожидает. Под конец статьи читатель не устает. Всё по полочкам.

Ошибкой будет в каждом модуле приводить примеры из разных видов спорта:

Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером

(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)

В чем польза
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.

Как попробовать
Теория. Бег, йога.

Как встроить в расписание
Теория. Бег, футбол.

Что если сорвался
Теория. Баскетбол, бег.

Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое

Проблема здесь в том, что каждый новый пример читателю придется осмысливать заново: вспоминать, как выглядит этот спорт, какие у него атрибуты, что он о нем думает. Довольно быстро читатель устанет представлять себе все эти виды спорта и начнет скользить по статье. Мы его перегрузим примерами.

например можно привести такой пример

Еще хуже, если в разных разделах разное число примеров, а где-то их вообще нет. Это не только взрывает мозг, но и выглядит неряшливо:

Как заняться спортом, если вы работаете за компьютером

(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)

В чем польза
Теория. Пример с бегом. Пример с велотренажером.

Как попробовать
Теория. Бег, спортзал, велотренажер.

Как встроить в расписание
Теория. (Без примеров)

Что если сорвался
Теория. Бег, спортзал, велотренажер, йога, танцы.

Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое

например можно привести такой пример

Идеальная ситуация — вообще написать статью на одном узком примере. Тогда читатель всю статью держит в голове одну и ту же ситуацию и не рассеивает внимание:

Как заняться бегом, если вы работаете за компьютером

(Зацепить внимание, какое-то введение, создаем ожидания)

В чем польза
Теория. Пример c бегом: истории людей, которым бег помог улучшить здоровье. Истории бегунов.

Как попробовать
Теория. Пример с бегом: как не убиться с первого раза. Истории бегунов.

Как встроить в расписание
Теория. Пример с бегом: когда лучше бегать, сколько выделять времени, приемчики для оптимизации расхода времени. Истории бегунов.

Что если сорвался
Теория. Пример с бегом. Истории бегунов.

Заключение: шпаргалки, советы, тонкости, всякое такое

Если используете примеры из разных ситуаций, то выберите какое-то небольшое их количество и тащите через всю статью. Не надо в каждом разделе придумывать новые примеры, это создаёт ощущение хаоса.

Один пример — окей.
Два-три примера через всю статью — окей.
Каждый раз разные примеры — отстой.

Введение в пример

Окей, со статьей легко: это сравнительно небольшая форма. В ней можно донести мысль на одном, двух или трех примерах.

А что если мы пишем не статью, а серию статей? Или, еще сложнее, — книгу? Каждый раз давать примеры об одном и том же будет скучно. И по смыслу это не всегда получится: разные темы будут требовать разных ситуаций. Тогда принцип единства примера не подходит, нужно действовать иначе.

Если у вас примеры из разных ситуаций, сделайте так, чтобы читатель смог мысленно к ним подготовиться. Дайте ему сигнал, о чем сейчас пойдет речь. Не кидайте в него примеры без предупреждения. Вот как это будет работать в статье о спорте. Смотрите на порядок слов:

. у вас будут силы заниматься спортом по утрам. Накатите стакан водки, если собираетесь на пробежку. Или покурите, если вместо пробежки вы выбрали тяжелую атлетику.

. у вас будут силы заниматься спортом по утрам. Если вы выбрали пробежку, накатите с утра стакан водки. А если вы выбрали тяжелую атлетику — выкурите одну сигарету.

В примере слева автор сначала дает совет, потом объясняет ситуацию. В примере справа сначала готовит читателя к ситуации и только потом дает совет. У читателя есть возможность вспомнить всё, что он уже знает о беге, прежде чем добавлять к этому знанию что-то новое.

Кажется, что это незначительная разница. Но вы ее прочувствуете, когда у вас будет по пять примеров на странице. Если не вводить читателя в новый пример, то он быстро устанет.

Вводить в пример можно одним словом, предложением или даже абзацем, в зависимости от задачи и сложности самого примера:

Например, когда вы бежите.

Представьте, что вы бежите по парку.

Чтобы понять эту идею, давайте проведем мысленный эксперимент. Вспомните парк возле своего дома. Представьте, что вы по нему бежите.

Такая подготовка дает читателю время вспомнить всё нужное.

Готовьте читателя к новому примеру.
Не бросайте в него нового без подготовки.

На примере книги

У нас с Людой была такая проблема в книге «Пиши, сокращай». Каждый наш параграф — это немного теории и много примеров. Все примеры должны быть разными, в этом смысл книги. И мы обнаружили, что если читателя не вводить в примеры, то текст получится слишком сложным. Голова взрывалась. Вот фрагмент из первой же главы до редактуры:

Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы.

Сглаженные углы

Неудобная правда

Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета.

Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона.

Пример о недостроенной школе здесь внезапный: раньше в главе его не было, позже он не встречается. Он взят здесь локально, чтобы доказать мысль. Но если к нему не подготовить, он не «заходит». Чтобы «зашел», достаточно было одним предложением подготовить читателя:

Информационный стиль ставит правду на первое место, даже если она неудобная. Даже если все вокруг просят сгладить углы. Представьте, что мэрия отчитывается о строительстве школы:

Сглаженные углы

Неудобная правда

Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета.

Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона.

Одно предложение вытягивает весь пример. Теперь нестрашно хоть всю главу обставить новыми примерами: если читателя готовить к каждому из них, он не устанет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *