направляющие островки на дороге можно ли на него заезжать
Какой штраф за пересечение островка безопасности в 2021 году
Островок безопасности на дороге помогает водителям вовремя перестроиться в нужную полосу, а пешеходам — перейти дорогу. Инспекторы и камеры фиксируют наезд, пересечение и остановку на островке как нарушение. Рассказываем, какой штраф за островок безопасности, как его оспорить и что будет, если не платить.
Штраф за нарушение движения по полосам
от 500 до 1 000 руб.
Статьи 12.14, 12.16, 12.19 КоАП
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Что такое островок безопасности и какие бывают
Островок безопасности по правилам — это часть дороги, он разделяет полосы движения или наоборот, указывает на их слияние. Иногда островок безопасности — часть пешеходного перехода. Пешеход останавливается на нем, чтобы пересечь дорогу.
Островки обозначают разметкой и бордюром.
Островок разметкой. В госте есть три варианта обозначения островка с помощью разметки: для разделения противоположных полос, разделения и слияния двух потоков машин в одном направлении.
Островок бордюром. С его помощью дорожные службы помогают пешеходам перейти многополосную дорогу.
Разметка 1.16.1 разделяет противоположные полосы движения.
Разметка 1.16.2 разделяет потоки машин
Разметка 1.16.3 сливает два потока в один
Желтые столбики стоят на возвышении с бордюром — это и есть островок безопасности
Какой штраф за пересечение островка безопасности
Чаще всего камеры и инспекторы фиксируют наезд на разметку, которая обозначает островок. Наказание за такой маневр — 500 рублей.
Штрафы «за островок безопасности» неоднозначны. Правила запрещают пересекать только сплошную линию разметки, но не островок безопасности. Тем не менее ГИБДД выписывает штраф за пересечение сплошной. По мнению юристов, такой штраф можно оспорить.
Какой штраф за остановку, стоянку или парковку на островке
Если островок — часть пешеходного перехода, то за парковку на нем и в 5 метрах перед ним выпишут штраф — 1000 рублей.
Если островок безопасности не у самой обочины, то останавливаться на нем нельзя — оштрафуют на 500 рублей за незаконную парковку на проезжей части.
Исключение — вынужденная остановка. Причиной может быть поломка машины, плохое самочувствие водителя или невозможность объехать препятствие.
Есть ли штраф за разворот через островок
Если островок — часть пешеходного перехода, штраф 500 рублей.
Если же островок лишь показывает слияние полос, оштрафуют также на 500 рублей, но по другой статье — за невыполнение требований разметки. Такое решение можно оспорить, так как наказание прямо не предусмотрено, но ГИБДД за это штрафует.
Можно ли не платить штраф за езду по островку
Бывает, что камера видеофиксации ошиблась и неверно зафиксировала нарушение. Такое происходит с моделями камер «Стрелка-СТ». Чтобы у водителя было больше шансов оспорить штраф, лучше использовать видеорегистратор. О том, как оспорить штрафы ГИБДД, МАДИ или АМПП, читайте в другой нашей статье.
Во всех остальных случаях сделать это придется, иначе через 70 дней после нарушения штраф передадут приставам.
После этого приставы начнут исполнительное производство и назначат исполнительский сбор — 1000 рублей, или 7% от суммы штрафа. Если не платить, приставы попытаются снять деньги с банковского счета, приостановят права или запретят выезжать за границу.
Что делать, если дело уже у приставов или деньги сняли дважды, читайте в нашем разборе о ФССП.
Как вовремя получать уведомления, чтобы оплатить штраф со скидкой
Бывает, что из-за большого наплыва посетителей электронные сервисы работают со сбоем или большой задержкой. Так было, когда президент в июне 2021 года подписал указ о выплатах на ребенка. Родители стали оформлять выплату через государственные ресурсы и перегрузили сервер. К другим услугам, например, проверке штрафов, доступа не было продолжительное время.
Чтобы не зависеть от форс-мажоров, подпишитесь на уведомления « Штрафов ГИБДД ». Сервис берет информацию напрямую из базы ГИС ГМП. Через нее проходят все пошлины, штрафы и налоги в пользу государства.
Можно ли пересекать «направляющий островок»? Или за что приходят штрафы.
Автоматические камеры нашли новые ловушки для водителей
Водители и автовладельцы уже настолько привыкли к «письмам счастья», что редко даже изучают, за что выписано то или иное постановление о штрафе. Между тем не всегда такие постановления основаны на действующих правилах дорожного движения. То есть на законе.
Многие водители получали «письма счастья» за нарушение требований разметки. Но некоторых удивили письма с необычным нарушением. А именно пункта 1.16.2 приложения 2 к правилам. Центры автоматической фиксации нарушений, у которых на вооружении есть прибор «Стрелка-СТ», активно рассылают подобные постановления. Этот прибор распространен в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.
С одной стороны, в подобных «письмах счастья» не было бы ничего удивительного, если бы речь шла о перестроении в тоннеле или на мостах, где такой маневр запрещен правилами дорожного движения. При этом в тоннелях и на путепроводах нанесена соответствующая разметка — сплошная линия, которая в приложении 2 к правилам идет под пунктом 1.1. Она также наносится перед перекрестками. В правилах четко говорится, что ее пересекать запрещено. И если водитель ее пересек, то тем самым он нарушил требование разметки, а значит, заслуживает наказания по части первой статьи 12.16 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Камеры в последнее время так далеко продвинулись по технологической части, что с легкостью могут выявлять и движение по обочинам, и выезд на встречную полосу, и даже нарушение требований разметки. Если бы не одно «но».
Большое количество постановлений вынесено за то, что автомобиль пересек так называемый «направляющий островок». Эта разметка прописана в пунктах 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 приложения 2 к правилам. Эти островки наносятся в местах разделения или слияния транспортных потоков. Например, основной поток идет прямо, но крайняя правая полоса предназначена для поворота. В этом случае на асфальте наносится такой островок. А чтобы он был приметнее, в нем по диагонали прорисованы толстые белые полосы. Так вот камеры автоматической фиксации начали выписывать штрафы водителям, которые этот островок пересекают. Штраф тот же, в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП — 500 рублей. В постановлении прямо так и написано: «Водитель в нарушение пункта 1.16.2 приложения 2 к ПДД РФ управлял транспортным средством». Но вся беда в том, что пункт 1.16.2, равно как и 1.16.1, а также 1.16.3 приложения 2 к правилам нарушить невозможно. Это просто описание соответствующей разметки. При этом нигде в правилах не указано, что ее пересекать нельзя. Ни в этих пунктах, ни в каких других. Про «сплошную линию» и «две сплошных» говорится четко: «Линии 1.1 и 1.3 пересекать запрещено». А про «островки» — ни слова. Конечно, с моральной и этической точки зрения раз эти островки нанесены, то ездить по ним нельзя. Но с формальной точки зрения правила этого не запрещают. А значит, нарушения не было. Следовательно, и штраф платить не за что.
В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения согласились с тем, что запрета на движение по такой разметке нет.
Притянуть сюда можно статью 9.7 правил: «Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении». С другой стороны, нарушение пункта 9.7 правил — это уже другая статья КоАП с более строгой ответственностью — 1500 рублей.
В данной ситуации водитель «строго по полосам» не двигается. Он совершает маневр «перестроение», то есть выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. В приложении 2 к правилам есть запрет на пересечение некоторых элементов горизонтальной разметки. На пересечение «островка» — нет.
В России вступили в силу поправки в Правила дорожного движения
Можно ли считать этот островок не проезжей частью? Из правил этого не следует. «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Есть требование двигаться строго по полосам, и нет запрета для движения по этому островку.
Как совершить перестроение, двигаясь строго по полосам? Правила разрешают это сделать через прерывистую линию разметки. Но не запрещают через островок. Кроме того, в правилах нигде не прописано, что на этом островке нельзя останавливаться или парковаться. Именно по этой причине многие пользуются такой возможностью.
Исключение составляют те островки, которые относятся к перекресткам. Можно расценить стоянку на них, как стоянку именно на перекрестке, а не на разметке 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3.
Направляющие островки
Мнение большинства водителей, относительно ПДД – все что напрямую не запрещено в этом документе, то однозначно разрешено. Однако, в нормативном акте есть множество неуточненных деталей и нюансов, спорных ситуаций и негласных требований, несоблюдение которых может привести к назначению наказания.
Одна из таких спорных ситуаций – проезд, пересечение или остановка на направляющем островке проезжей части. Прямого запрета на эти действия в ПДД нет, но за выполнение некоторых перечисленных маневров водителю грозит штраф.
Что говорится в ПДД
Прямого запрета на выполнение каких-либо маневров на направляющих островках в ПДД нет. Также нет и разрешения на аналогичные действия.
Все, что содержится в этом документе – упоминание разметки, которая относится к этому элементу. Согласно ПДД, для обозначения границ направляющих островков используются линии 1.16.1 – 1.16.3, которые относятся к сплошной разметке. В качестве дополнительных элементов на них могут располагаться бордюры или клумбы.
Как выглядит участок дороги
Место размещения направляющих островков – между проезжими частями и/или на пересечении автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения. Они находятся рядом со сложными перекрестками, круговым движением или в непосредственной близости к съезду с многополосной трассы.
Для обозначения границ используется белая сплошная линия, дополненная бордюром высотой не более 10 см и вертикальной широкой разметкой белого цвета. При большой площади, вертикальные линии наносятся только на углы, центр остается незаполненным.
В регионах с большим количеством осадков в зимний период допускается временная установка вспомогательных ограждений для лучшей видимости границ. Требования к выполнению обозначений содержатся в ГОСТе Р 51256.
Для чего предназначен
Главное предназначение направляющего островка – разделение потоков автомобилей и регулирование движения на оживленных дорогах. Такие зоны создаются на проезжих частях в местах их пересечения или примыкания к другим дорогам с проходимостью не менее 1000 автомобилей в сутки, из которых 10-20% машин меняют свое направление или поворачивают на данном участке. Негласно предполагается, что эта зона не предназначена для движения по ней.
Можно ли на него наезжать
Так как прямых запретов или разрешений в ПДД нет, то следует обратиться к другим документам. В ГОСТ Р 52289-2004 указано, что все линии 1.1 – это сплошная разметка, которую пересекать запрещено. Таким образом, водитель, наехавший на направляющий островок, является нарушителем, так как он пересекает сплошную разметку. В результате, наезжать на островок – нельзя.
Разрешено ли наезжать на него при повороте или развороте
Согласно комментарию от представителя Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, прямого запрета на пересечение такой разметки при выполнении маневра нет. Этому правилу есть сразу несколько объяснений:
Но на практике подобные действия трактуются инспекторами ГИБДД иначе. Водителям предъявляются обвинения в пересечении сплошной линии и составляется протокол в соответствии с этой статьей. Этот вариант ситуации является наиболее спорным и часто является причиной для судебных разбирательств.
Остановка и стоянка
Временная остановка или долгосрочная стоянка на островке регулируется следующими статьями КоАП РФ:
Можно сделать вывод, что остановка и стоянка на подобных островках запрещена, так как для того чтобы попасть на него водителю придется пересечь сплошную линию. Наказание последует не за неправильную парковку или остановку, а за несоблюдение указаний разметки.
Исключение – поломка транспортного средства, приведшая к невозможности продолжить движение. В этом случае, допускается наезд на разметку и парковка в указанной зоне для избежание затора на проезжей части.
Как доказать вину водителя автомобиля
При обнаружении нарушителя, который припарковался или проехал по направляющему островку, инспектор ГИБДД может привлечь его к ответственности по статье, связанной с пересечением сплошной линии. В качестве доказательств в этом случае могут выступать:
Возникают ситуации, когда и сами инспекторы нарушают требование Правил и располагают свои автомобили именно на таких островках. Такая стоянка служебных машин является незаконной.
Возможные спорные ситуации
Отсутствие четких требований и определений в ПДД неизбежно приводит к появлению неоднозначных и спорных ситуаций на дорогах:
Есть ли наказание за движение по данному дорожному знаку
В КоАП РФ нет статьи, предусматривающей наказание за выезд, остановку или стоянку на направляющем островке. Однако, привлечь водителя возможно по другим, смежным статьям.
Какие предусмотрены штрафы за нарушение
Водитель, наехавший на островок без уважительной причины (не в случае поломки транспортного средства), будет наказан по статье 12.16 часть 1 КоАП РФ:
Аналогичное наказание может быть вынесено водителю, наехавшему на остров при выполнении поворота или разворота. Однако, эта ситуация является спорной.
За временную остановку и парковку на данном элементе может быть назначено два варианта наказания:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
Направляющий островок – один из наиболее спорных моментов в ПДД. В документе отсутствуют четкие требования и формулировки по этому вопросу и для получения разъяснений требуется привлечение других законодательных актов. Это вызывает разногласия в трактовках отсутствия или наличия состава правонарушения.
Водителей ждут штрафы с островков безопасности. В ГИБДД все объяснили
Запрет остановки и стоянки на островках безопасности скоро появится в ПДД. Это нововведение — часть масштабного проекта поправок к правилам дорожного движения, которые разработал Минтранс. Он входит в тот же пакет изменений, который касается правил тонировки и соблюдения скоростного режима. Сейчас документ проходит стадию правовой и антикоррупционной экспертизы. Разбираемся вместе с ГИБДД и юристами, зачем нужны уточнения и что грозит водителям, которые используют такие островки для отдыха в пути.
Согласно поправкам, предлагается дополнить пункт 12.4 ПДД «Остановка запрещается», в котором, в частности, есть запрет на остановку на трамвайных путях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и на полосе для велосипедистов новым абзацем: «на островках, обозначенных разметкой 1.16.1–1.16.3.»
Как уточнили в Минтрансе в беседе с Autonews.ru, изменения направлены на обеспечение необходимой безопасности дорожного движения на пересечениях и пешеходных переходах, а также видимости транспортных средств путем исключения движения, остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности.
В свою очередь в Госавтоинспекции в ответ на запрос Autonews.ru объяснили, что в соответствии с приложением 2 к ПДД разметка 1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств, а 1.16.1-1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков. Также данное приложение содержит запрет на пересечение разметки 1.1. Ответственность за несоблюдение требований этой разметки установлена в ч. 1 ст. 12.16 КоАП — это предупреждение или штраф 500 рублей.
Как оказалось, ситуации с проездом по «островкам» могут подпадать под разные статьи КоАП. Кроме того, оказалось, что многие автомобилисты до сих пор уверены, что на таких островках можно безнаказанно останавливаться, когда, например, заблудился в дороге.
Эксперт по безопасности дорожного движения юрист Катерина Соловьева некоторое время назад как раз принимала участие в работе по привлечению к административной ответственности инспекторов ГИБДД, которые имели привычку дежурить на таких «островках безопасности».
По ее словам, уточнения от Минтранса носит исключительно технический характер: они позволят более точнее квалифицировать такие административные проступки, как нарушение правил стоянки и остановки, расположение транспортных средств на проезжей части и пересечение запрещающей разметки. За все эти нарушения предусмотрен штраф 500 рублей, однако регламентирующие их статьи в КоАП — разные.
«Если автомобиль стоит на островке безопасности, то это — нарушение правил остановки-стоянки транспортных средств, — объяснила Соловьева в беседе с Autonews.ru. — А вот если автомобиль проехал по такой разметке, возникают вопросы. Так, это может быть нарушение правил расположения на проезжей части, поскольку островки нужно объезжать справа, либо это нарушение правил разметки, потому что на нее также нельзя заезжать. И у некоторых судей и должностных лиц возникали вопросы. Теперь администрировать нарушение, в том числе с помощью средств автофиксации, станет проще».
Эксперт объяснила, что заезжать и останавливаться на таких «островках» допустимо только в случае вынужденной остановки или крайней необходимости: если остановка в другом месте создаст большую угрозу. Если же автомобилист просто заблудился и решил проверить дорогу стоя на такой разметке, это будет считаться нарушением.
«Островки безопасности, направляющие островки — все они не предназначены для остановок, — уточнила юрист. — Только если остановка вынужденная, автомобилиста нельзя считать нарушителем. Если же произошло ДТП, в котором никто не пострадал, стоять на этих «островках» тоже нельзя — нужно либо уезжать своим ходом, либо вызвать эвакуатор и как можно скорее убрать машину, чтобы она не создавала аварийных ситуаций».
Соловьева не считает подобное нарушение острой проблемой и не видит необходимости специально настраивать на него камеры. Тем не менее, с развитием системы фото- и видеофиксации водители стали чаще жаловаться именно на такие штрафы, потому что ремонтировали свои машины или ждали помощи на островках. О своем опыте обжалования таких постановлений Autonews.ru рассказал юрист Михаил Никитин.
«У одного из моих клиентов во время пути на панели приборов загорелось предупреждение о потенциальной опасности, — поделился примером юрист. — Автомобилист сразу решил остановиться и проверить, что случилось. Решил сделать это на островке. Убедившись, что сможет доехать до сервиса, он продолжил движение. А вскоре получил штраф. Мы решили его обжаловать — просто указали все аргументы в письменном виде. Объяснили, что остановка была вынужденная, что это была крайняя необходимость и автомобилисту нужно было проверить, что его жизнь вне опасности. В ГИБДД пошли нам навстречу».
Юрист также согласен, что буквальная трактовка законодательства в принципе исключает возможность остановки и стоянки на островках, а также проезда по линии разметки. Он напомнил, что долгое время водители в Москве использовали островки больших площадей как парковки, что безусловно считается нарушением ПДД и только штрафы с дорожных камер и «парконов» исправили ситуацию.
При этом Никитин обратил внимание, на ситуации, когда водители вынуждены объезжать ДТП по таким островкам — например, когда из-за аварии заблокированы все другие возможности попасть на нужный съезд. В таком случае, по его словам, ответственные лица довольно редко оценивают все обстоятельства и присылают «письма счастья». Их, уверен эксперт, вполне возможно оспорить.
Штраф за островок безопасности
Островок безопасности – относительно новое явление на российских автомобильных дорогах, по поводу которого существует много противоречий в ПДД, а многие автолюбители плохо понимают правила проезда этих участков и не всегда разбираются в том, за что им приходят штрафы. Попробуем кратко разобраться в правилах использования этого элемента дорожной безопасности.
Что такое островок безопасности, и как он работает?
В новых Правилах дорожного движения об островках безопасности сказано мало, а в КоАП вообще нет никаких упоминаний. Однако это не значит, что при проезде этих элементов обустройства дороги нет никаких требований, ограничений и наказаний за нарушения.
Итак, островок безопасности – элемент обустройства автотрассы, который выполняет функции:
Островки могут оборудоваться на проезжей части, разделительной полосе движения, перекрестке с круговым движением, въезде в населенный пункт или пешеходном переходе (регулируемом, нерегулируемом). По ГОСТ они должны иметь длину не менее 1.5 метров и ширину пешеходного перехода.
Дорожная разметка зависит от вида/назначения островка безопасности, размещается в пешеходной зоне, где нет автомобильного движения, и бывает трех видов:
1.16.3 — для обозначает островка в месте слияния транспортных потоков.
Грамотному проектированию, правильному обустройству, точной установке дорожных знаков и разметке островков безопасности уделяется серьезное внимание, так как такие участки дороги часто бывают аварийноопасными. Кроме того, в месте установки островка должен быть хороший обзор и достаточное освещение в темное время суток.
Оборудование островка безопасности на дороге:
То есть, этот элемент обустройства дороги во всех случаях повышает безопасность пешеходов и автолюбителей, снижает число нарушений ПДД и сокращает количество ДТП на дорогах с высокой интенсивностью движения.
Штрафы за неправильный проезд
В Кодексе административных правонарушений РФ островки безопасности не упоминаются, как и нарушения за их проезд. Однако это не значит, что вас не оштрафуют, если вы проедете этот участок дороги неправильно. Следует учитывать, что островки безопасности с горизонтальной разметкой (1.16.1 – 1.16.3):
Заехать или остановиться на островке автомобиль может только при непредвиденной аварийной поломке, резком ухудшении состояния водителя или при угрозе ДТП. В прочих случаях вы будете оштрафованы:
Наезд на разметку при движении вперед
500 рублей за несоблюдение требований разметки
Поворот или разворот на разметке
500 рублей за наезд на разметку пешеходного перехода
Поворот или разворот на разметке вне пешеходного перехода
1000 (видеокамеры) или 1500 (автоинспектор) рублей за пересечение сплошной разделительной линии
Остановку или стоянку на разметке
1000 рублей за заезд на разметку, не предназначенную для стоянки, либо 1500 рублей за стоянку на разметке пешеходного перехода (3000 рублей в Москве и СПб)
FAQ (Часто задаваемые вопросы)
Нет! Это – территория для передвижения и остановки пешеходов, где запрещено останавливаться автомобилям (кроме экстренных случаев). Поэтому за остановку вас оштрафуют как за несоблюдение правил разметки, если островок в непосредственной близости от пешеходного перехода – за нарушение правил стоянки в зоне пешеходного перехода.
Такое место обычно рассматривается как перекресток, либо это реальный перекресток, оборудованный островками безопасности. Остановка на перекрестках по ПДД запрещена.
Тут ситуация спорная. ПДД прямо не запрещают остановку на направляющих островках. За остановку и стоянку на такой разметке вас штрафовать не будут. Но вы пересекли сплошную разделительную линию! А за нее должен обязательно следовать штраф.
Все зависит от места расположения и вида островка. На разметке в районе перекрестков и пешеходных переходов стоянка запрещена.
При обгоне на островке безопасности (вне пешеходных переходов и перекрестков) допускается наезд на разметку одним колесом.
В завершении следует отметить, что оборудование дорог с интенсивным движением островками безопасности, несомненно, снижает опасность ДТП и улучшает защиту пешеходов на перекрестках и пешеходных переходах. Однако такие островки должны быть оборудованы строго по ГОСТ, хорошо освещены и укомплектованы дорожными указателями и соответствующей разметкой.
Правила проезда таких элементов дорожной инфраструктуры просты: нельзя пересекать сплошные линии, разворачиваться, совершать обгон, останавливаться и парковаться на островках возле перекрестков и пешеходных переходов. Разворот, обгон и остановка допускается на островках, разделяющих и соединяющих автомобильные потоки вне перекрестков и пешеходных зебр.