нагрузку на организм человека можно оценить по показателям объема и
Нагрузку на организм человека можно оценить по показателям объема и
Показателями реакции организма на нагрузку являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).
Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
Величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений определяют: возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также цели, поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием.
Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.
К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. Если нагрузка очень большая, то наблюдается чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, обильное потоотделение, появляется одышка, нарушается координация движений. При появлении этих неблагоприятных признаков надо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть.
К внутренним признакам относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание или даже головокружение. В таких случаях также необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и закончить занятие.
О том, как организм переносит нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокращений. Пульс измеряют в начале занятия, в ходе и после выполнения физических нагрузок. Во время легкой физической нагрузки пульс достигает 100— 120 уд./мин, во время средней нагрузки — 130— 150 уд./мин, а во время большой — свыше 150 уд./мин. После урока физической культуры ЧСС у занимающихся возвращается к исходному уровню через 5— 10 мин.
Для контроля и самоконтроля за переносимостью физических нагрузок используются и простые функциональные пробы, например проба с приседаниями. У занимающегося измеряется частота пульса в покое (исходный уровень), после чего он выполняет 20 приседаний за 30 с. Время восстановления пульса до исходного уровня к 3-й минуте считается хорошим показателем, к 4—5-й минуте — удовлетворительным, к 6-й минуте и более — неудовлетворительным.
Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое частота дыхания человека обычно составляет 12 — 16 раз в мин. При физической работе происходит учащение дыхания: при средней нагрузке до 18—20 раз, при значительной — до 20—30 раз в мин. Подсчитывают частоту дыхания за 30 с, и полученный результат умножают на два.
Реферат по физическая культура «Методика определение индивидуальной физической нагрузки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тайнинской основной общеобразовательной школы
Тема: «Методика определение индивидуальной физической
Нагрузки для формирования навыков самостоятельных
Особенности среднего школьного возраста.
Эффективность физической нагрузок
Выбор оптимальных нагрузок, их виды
Методы определения интенсивности нагрузки.
Пример нагрузок для самостоятельных занятий по развитию качества силы.
Особенности среднего школьного возраста
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро растут кости верних и нижних конечностей, ускоряет рост в высоту позвонков. Быстрыми темпами развивается мышечная система. Значительно увеличиваются темпы роста скелета от 7 до 10см, масса тела от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Ещё не закончен процесс окостенения. Нежелательны черезмерные нагрузки на опорно – двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Мышечная масса после 13-14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Сердце интенсивно растёт. Рост кровеносных сосудов отстаёт от темпов роста сердца, поэтому повышается кровеное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение рёбер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя лёгкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков- брюшной, у девочек- грудной. Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, без резкой смены темпа. У девочек по сравнению с мальчиками формируются относительно длинное туловища, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Всё это снижает их возможности в беге, прыжках,метаниях по сравнению с мальчиками. Поэтому нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнение выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учётом индивидуальных данных каждого учащегося.
Под физической нагрузкой понимают меру воздействий физических упражнений на организм человека, которая складывается из чередования физической работы и отдыха.
Во время занятия физической культуры нагрузка определяется объёмом ( количеством повторений, продолжительностью выполнения упражнений, метражом, весовой нагрузкой) и интенсивностью ( скоростью выполнения упражнений, интервалом отдыха между повторениями упражнений).
Оптимальная, целесообразная нагрузка- это нагрузка, вызывающая желаемые сдвиги в организме. Оценить воздействие нагрузки на организм можно по показателем функционального состояния ( например, по величине ЧСС во время занятиям физическим упражнением восстановления после нагрузки; по скорости двигательной реакций или точности воспроизведения движений).
Систематические занятия физкультурой приводят к адаптаций детский организм к выполняемым физическим упражнением. В основе адаптаций лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок.
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 14. Физическая нагрузка и особенности ее дозирования
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Характеристика понятия: «Физическая нагрузка».
2. Регулирование физической нагрузкой, используя разные способы ее дозирования.
Физическая нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Объем нагрузки – это количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю, месяц, выраженное в мерах времени, веса, длины, в количестве выполненных упражнений.
Интенсивность физической нагрузки – это время, затраченное на выполнение конкретного объема работы.
Дозирование нагрузки – это изменение ее объема и интенсивности.
ЧСС – частота сердечных сокращений.
ЧД – частота дыхания.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Результаты занятий физическими упражнениями напрямую зависят от правильно подобранной нагрузки, от ее объема и интенсивности.
Внутренняя сторона физической нагрузки характеризуется реакцией основных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной) на проделанную работу. Одним из основных показателей реакции организма на нагрузку является пульс, или частота сердечных сокращений (ЧСС).
В определении интенсивности физических нагрузок по пульсу используют три показателя: пороговая, пиковая и средняя ЧСС.
Величина нагрузки зависит от скорости и продолжительности физической работы. Чем больше нагрузка, тем больше частота дыхания и сердцебиения, потребление кислорода и расходование энергии. На основе этой зависимости на занятиях физической культурой можно регулировать физическую нагрузку, изменяя ее воздействие на организм. Регулирование нагрузки называется дозированием. Оно происходит за счет изменения количественных и качественных показателей в выполнении физических упражнений.
При занятиях физическими упражнениями рекомендуют к использованию несколько вариантов дозирования физической нагрузки:
— изменение количества упражнений на занятии.
— изменение количества повторений одного и того же упражнения.
— изменение скорости выполнения упражнения.
— изменение продолжительности выполнения упражнений.
— изменение величины дополнительных отягощений на мышцы.
— изменение продолжительности интервалов отдыха между упражнениями.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3.Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Текст задания: Назовите виды физических упражнений. Выберите все правильные ответы.
а) общеразвивающие упражнения
б) занятия на брусьях
в) игра на компьютере
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: А, Б, Г, Д
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических _________ на организм занимающихся.
Выберите правильный элемент.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических усилий на организм занимающихся.
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических сил на организм занимающихся.
Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических возможностей на организм занимающихся.
Спорт
Спорт как элемент здорового образа жизни
Здоровый образ жизни включает в себя ряд мероприятий, улучшающих здоровье и самочувствие. Одним из таковых является спорт, а точнее – физические нагрузки. Активность в течение дня играет огромную роль в профилактике многих заболеваний. И даже если у вас нет времени или же состояние вашего здоровья не позволяет заниматься спортом серьезно – вы всегда можете найти возможность поддерживать уровень физической активности, подходящий для вас.
Динамические нагрузки
Полезнее всего для организма динамическая нагрузка – то есть движение. К этому типу физической активности относятся бег, плавание, пешая ходьба, а также такие популярные упражнения как выпады, приседания, скручивания.
Что дают регулярные динамические нагрузки?
Статические нагрузки
Нагрузка – это не обязательно движение. Длительное пребывание в одном положении тоже может быть для мышц нагрузкой. Если состояние здоровья не позволяет вам практиковать динамичные нагрузки, вы можете прибегать к статическим. Они не требуют активного движения, напротив – в процессе вы должны сохранять определенное положение или очень медленно менять его (как, например, в йоге или пилатесе). Такие нагрузки показаны даже при заболеваниях сердечно-сосудистой системы или опорно-двигательного аппарата, которые не позволяют заниматься динамической активностью.
Норма суточной активности
Не существует конкретного показателя активности, который можно было бы назвать универсальным. Кто-то устает, поднявшись на третий этаж, а кто-то может провести 2-3 часа в тренажерном зале и сохранить бодрость.
Выбирайте нагрузку по себе, прислушивайтесь к своему организму. В день нужно проходить минимум 3-5 км (это 5000-7000 шагов) – такой уровень нагрузки считается минимальным.
Как рассчитывать ЧСС для спорта
Аббревиатура ЧСС расшифровывается как «частота сердечных сокращений», иначе говоря, это пульс. Самый простой способ его измерить – приложить палец к запястью примерно на 3-5 см ниже сгиба кисти и посчитать частоту пульса за 15 секунд. Умножьте полученный результат на 4, чтобы получить количество сердечных сокращений за одну минуту.
Эту же работу легко проделывают современные фитнес-браслеты и умные часы. Если вы только начали заниматься спортом – эти устройства помогут вам отслеживать дневную активность и ЧСС.
Измерять пульс в процессе нагрузок очень важно: это позволяет понять, как ваше сердце реагирует на физическую активность, и не допустить перегрузок.
У взрослого человека пульс в покое должен варьировать от 60 до 80 ударов. При нагрузке нормой считается показатель до 200 ударов – причем показатель 100-130 ударов в минуту относится к зоне умеренных нагрузок, при которых интенсивно сжигается жир. 130-170 ударов в минуту – это уже интенсивные нагрузки, которые подходят для тренировки сердца. Выше – тренировки высокой интенсивности, которые выступают стрессом для организма. Заниматься с таким пульсом можно только под руководством опытного тренера.
Обратите внимание, что пульс может быть выше, если вы занимаетесь в душном помещении, заболеваете или выпили кофе незадолго до тренировки. В этом случае следите за своим самочувствием – чем выше пульс, тем тяжелее переносится нагрузка.
Зачем рассчитывать ЧСС
Начинающие спортсмены иногда впадают в крайности: они или начинают занятия слишком осторожно, так, что частота пульса при нагрузке почти не отличается от показателя в покое, или же наоборот – начинают заниматься слишком интенсивно. Для организма резкое начало интенсивных нагрузок – большой стресс, и спустя 2-3 недели такого режима человек может серьезно истощить ресурсы организма. Подсчет ЧСС позволяет тренироваться на эффективном и одновременно комфортном для организма уровне.
Артериальное давление и спорт
В норме артериальное давление у человека должно составлять примерно 120\80. Но у людей, которые ведут здоровый образ жизни, давление может быть и ниже – например, в пределах нормы давление 100/60.
Гипертоникам спорт не противопоказан – но им нужно внимательно следить за уровнем нагрузок и начинать занятия в щадящем режиме. Можно начать с ходьбы – сначала приучить себя ходить больше, затем – наращивать темп. Позже можно перейти на бег или плавание.
К тренировкам лучше приступать после консультации с лечащим врачом.
ВАЖНО! Если ваше артериальное давление превышает 190\110 хотя бы периодически, если при физических нагрузках возникает чувство жжения или давления в груди, интенсивные тренировки, к сожалению, вам противопоказаны. Но вы можете заниматься статическими нагрузками, например, йогой.
Зарядка на рабочем месте
Каждый знает о том, что сидячий образ жизни негативно сказывается на здоровье. Недаром большинство офисных работников, которые до 10 часов в день находятся в сидячем положении, имеют заболевания опорно-двигательного аппарата.
Чтобы предотвратить развитие недугов, специалисты рекомендуют каждые два часа производить небольшую разминку на рабочем месте. Выглядит это следующим образом:
Такой комплекс необходимо осуществлять каждые 2-3 часа на работе.
Подсчет калорий
Если вы хотите не только стать здоровее, но и похудеть, важно уделить внимание питанию. Рацион определяет 70% успеха при снижении веса. Самым эффективным способом похудения является подсчет калорий. Для того, чтобы с точностью их подсчитать, необходимо приобрести кухонные весы. Для подсчета удобно использовать различные приложения – они автоматически рассчитывают калорийность в зависимости от веса продукта. Для поддержания здоровья и комфортного пищеварения взрослый человек должен потреблять около 1700 ккал для женщин и около 2200 ккал для мужчин. Для похудения это число достаточно сократить на 20%.
Сообщение на тему «Общая характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Общая характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок»
Общее представление о нагрузках……………………………………..3
Показатели физических нагрузок…………………………………… 4
характеристика соревновательных нагрузок………………………….6
характеристика тренировочных нагрузок………………………………9
Количественны характеристики тренировочных и соревновательных нагрузок ……………………………………………………………13
По своему характеру нагрузки, которые принимают спортсмены в спорте разделяют на тренировочные и соревновательные.
В спорте принято различать «внешние» и «внутренние» показатели тренировочных и соревновательных нагрузок.
Взаимосвязь внешних и внутренних нагрузок может измениться от того, какой квалификации спортсмен, какая у него общая подготовленности и какое у него физическое состояние, а также в чем проявляются его индивидуальность, характер, как в целом реагирует организм на нагрузку и т.д.
Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации.
Общее представление о нагрузках
В спорте нагрузки подразделяют на тренировочные и соревновательные.
Они могут быть малые, средние, значительные и большие;
Движения высокой координационной сложности без тренировок не получить определенного результата.
2. Показатели физической нагрузки
Если систематически выполнять физическое упражнение одного вида то можно формировать двигательный навык.
1. При усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, можно наблюдать рост наивысших показателей при выполнении тестов.
2. Если учесть экономичность и эффективность во время определенной деятельности всего организма, то может проявляться уменьшение функциональных сдвигов в деятельности систем организма при выполнении определенной работы.
Другим важным внешним показателем нагрузки являются интенсивность нагрузок. К ним можно отнести : темп движений, скорость или мощность их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в единицу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых качеств и т.п.
3. Характеристика соревновательных нагрузок
Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (стабилизирующие) и восстановительные.
Если нагрузки спортсмен получал в комплексе, то составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.
Следует учитывать, что по мере выполнения длительной работы различной интенсивности происходят не столько количественные, сколько качественные изменения в деятельности различных органов и систем.
Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.
Контролируя результат соревнований и выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки можно отследить динамику показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. . Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности.
Так, например, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.
Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины
4. Характеристика тренировочных нагрузок
Чтобы достичь определенных результатов необходимо много и долго тренироваться.
В частности, следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их компонентов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро- и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировочного года.
В начале подготовительного периода реакция организма спортсмена на стандартные специфические нагрузки выражена в большей мере по сравнению с показателями, регистрируемыми в конце подготовительного и в соревновательном периоде. Прирост специальной тренированности приводит к существенной экономизации функций при выполнении стандартной работы.
Выполнение одной и той же работы в различных функциональных состояниях приводит к различным реакциям со стороны функциональных систем организма. Особенно строго следует вести контроль за функциональное состояние спортсменов во время планирования работы на повышение скорости и координации. Только когда организм полностью восстановился можно планировать работу над развитием данных качеств. Необходимо знать, что если скоростные нагрузки или нагрузки, направленные на повышение координационных способностей, выполняются при состоянии, когда организм спортсмена не восстановился результата адаптации не будет. Более того, могут образоваться относительно жесткие двигательные стереотипы, ограничивающие прирост скоростных и координационных способностей.
По направленности воздействия нагрузки могут нести избирательный (преимущественный) и комплексный характер. Нагрузки избирательного характера связаны с воздействием обычно на одну функциональную систему, обеспечивающую уровень проявления того или иного качества или способности. Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий, воздействие которых носит избирательный характер, могут вовлекать в работу и совершенствовать возможности различных функциональных систем. Нагрузки комплексного характера воздействуют на две или несколько функциональных систем. Конечно, строго избирательное воздействие на отдельный орган или функциональную систему средствами спортивной тренировки обеспечить не удается. Любое двигательное действие вовлекает в работу самые различные регуляторные и исполнительные механизмы. Однако планирование воздействующих нагрузок позволяет вызвать предельную мобилизацию одних механизмов при невысокой степени участия в работе других. Поэтому можно лишь говорить о преимущественной нагрузке, стимулирующей адаптацию отдельной системы при незначительном вовлечении в работу других систем.
Рассмотрим показатели тренировочных нагрузок.:
2) это интенсивностью работы во время выполнения упражнений ; в большой мере проявляются величина и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Н.И.Волков (1975) выделил четыре уровня интенсивности работы когда изучал изменение метаболических состояний у спортсменов в зависимости от мощности, выраженной в единицах максимального метаболического уровня
Ю максимальная анаэробная мощность, соответствующая наибольшей скорости преобразования энергии в алактатном анаэробном процессе;
Ю мощность истощения, при которой отмечается наибольшая интенсификация анаэробного гликолиза;
Ю критическая мощность, при которой достигается наибольшая скорость аэробного образования;
Ю пороговая мощность, на уровне которой локализуется анаэробный порог; эта мощность обычно составляет 80% критической.
4 ) продолжительность и характер интервалов и промежутков отдыха между отдельными упражнениями.
Необходимо планировать и длительность интервалов отдыха в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на ЧСС. Планирование пауз отдыха исходя из субъективных ощущений спортсмена, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторной тренировкой.
При планировании длительности отдыха по показателям работоспособности различают такие типы интервалов:
1) полные интервалы
2) неполные интервалы
3) сокращенные интервалы
4) удлиненные интервалы
Контролируя тренировочный процесс и его воздействия на организм тренирующихся необходимо отслеживать количественные значения тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.
Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; также время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.
Показателями интенсивности нагрузки являются, концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.
В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.
Рассмотрим на примере тренировок юных бегунов на средние дистанции, какое значение имеет количество нагрузок. В системе соревновательной подготовки в беге достаточно специфична и вариабельна. Она связана с традициями, сезонностью, нагрузками на опорно-двигательный аппарат, продолжительностью соревновательной деятельности и характером энергообеспечения. Так как нагрузка на опорно-двигательный аппарат в беге очень высока, число стартов здесь ниже, чем в тех циклических видах спорта, где в ходе соревновательной деятельности имеются периоды относительного отдыха.
Соревнования как средство подготовки, контроля и как цель подготовки в годичном цикле используются различными бегунами на протяжении 8-10 месяцев. Интервалы между ними редко превышают 1 месяц.
В период подведения к главному старту соревновательная подготовка индивидуализирована и соответствует закономерностям этапа непосредственной предсоревновательной тренировки. Серийные старты проходят без установки на обязательную победу.
Для того, чтобы изучить нормы тренировочных и соревновательных нагрузок необходимо знать возрастную динамику спортивных результатов и выполнения разрядных нормативов бегунами на средние дистанции.
Изучение возрастной динамики спортивных результатов сильнейших спортсменов мира и России показывает нам, какое количество лет необходимо затратить для достижения норматива МСМК. В результате проведенного анализа многолетней динамики спортивных результатов 36 отечественных и зарубежных спортсменов за разные годы, было выявлено, что средний возраст достижения в беге на 800 и 1500 м нормативов III, II, I разрядов, КМС, МС, МСМК составил соответственно 14,6; 15,7; 16,9; 17,9; 19,7 и 22 года (табл. 1).
Не менее значительным фактом для изучения норм соревновательных нагрузок является количество стартов и соревнований на пути к достижению норматива МСМК.
В соревновательном периоде вместе с задачей дальнейшего повышения всех сторон подготовленности, огромное значение, а на отдельных этапах и главное, приобретает задача «реализации потенциала» и достижения высокого спортивного результата. Не вызывает сомнения тот факт, что наиболее важным моментом для спортсмена является успешное выступление в ряде отборочных стартов и непосредственно в главных соревнованиях сезона. В связи с этим вопросы соревновательной подготовки являются одними из основных в системе круглогодичной тренировки спортсмена.
Одним из факторов соревновательной подготовки бегунов является количество стартов в течение года. Значение большого количества стартов для спортивного совершенствования, как взрослых, так и юных спортсменов подтверждается мнением ученых, тренеров и спортсменов [51 ]. В настоящее время количество стартов у сильнейших спортсменов мира и России находится в пределах 22-28, однако у отдельных спортсменов колеблется от 12 до 40.
Мы поставили перед собой задачу изучить количественные показатели соревновательной подготовки у юных бегунов на средние дистанции. Анализ соревновательной подготовки учащихся спортивных школ показывает, что количество стартов имеет тенденцию к увеличению с ростом спортивного мастерства (табл. 2).
6.Заключение
Нагрузка характеризует величину запросов, предъявляемых организму упражнением: насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнения. Составляя обобщённое представление о нагрузке, связанной с выполнением различных упражнений, отвлекаются от частных особенностей их формы и содержания и принимают во внимание лишь то, что позволяет оценить в целом степень запросов, предъявляемых ими организму.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для достижения хороших результатов в спорте необходимо в процессе тренировок соблюдать следующие принципы :
— Цикличность физической подготовки. Для этого нужно соблюдать последовательность тренировок и отдыха, это и есть цикл тренировочного процесса. В этом случае необходимо усложнять задания и нагрузку на организм спортсмена.
— Единство общей и специальной физической подготовки. Разнообразие физической