над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Подростковый бунт и страх перед смертью: как читать «Над пропастью во ржи»?

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Гамлет XX века

С легкой руки критиков поведение Холдена Колфилда называют «подростковым бунтом». Мол, Сэлинджер, как никто, сумел почувствовать ужас того перелома, который происходит с человеком и его психикой, когда ему приходится адаптироваться в обществе. Роман стал инструментом, с помощью которого взрослые пытаются помочь своим детям справиться с этим непростым периодом. Правда, в некоторых случаях родители, наоборот, прячут книгу от глаз ребенка, опасаясь, что тот пойдет курить, кутить и балагурить, прямо как Холден.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Спорить с таким подходом нет смысла, главный герой действительно бунтует, и его выходки можно приписать юношескому максимализму. Но это лишь первый план, и останавливаться на нем — значит недооценивать оригинальность произведения. «Вся эмоциональная сложность подросткового возраста в том и состоит, что ты не знаешь, почему чувствуешь себя несчастным, сердитым или одиноким. Притягательность романа „Над пропастью во ржи“ как раз в том и состоит, что в нем есть веские причины для этих чувств. Эмоции наполняются смыслом», — пишет Луис Менанд. По мнению исследователя, Холден только говорит, как подросток (отсюда и внимание писателя к его речи), однако это человек со сложившимся мировоззрением, безжалостно препарирующий окружающих.

Типологически Холден похож на Гамлета. Оба героя видят несовершенство общества и испытывают так называемую Weltschmerz — мировую скорбь, в литературоведении означающую разочарование в жизни.

Биография затворника

О самом Сэлинджере мы знаем очень мало. Даже ранняя биография автора дана кусками: читателям известно о годах его учебы и о том, что в 1943-м он был призван в армию и в звании сержанта отправлен на Западный фронт. Писатель участвовал в высадке десанта в Нормандии, в битвах в Арденнах и Хюртгенском лесу, а также в освобождении нескольких концлагерей.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

По мнению исследователей его творчества, именно психологическая травма, полученная на войне, сформировала Сэлинджера-автора. Без сомнения, тексты молодого писателя публиковались и в довоенные годы. Даже Холден Колфилд «родился» намного раньше, и первые рассказы о нем — «Легкий бунт на Мэдисон-авеню» и «Я сумасшедший» — были созданы в самом начале 40-х. Однако и по тону, и по содержанию они были более «дружелюбными». Тогда как роман «Над пропастью во ржи», написанный в 1949-м и опубликованный только в 1951-м, стал отражением травмы автора и его личного неприятия мира.

Холден — это Сэлинджер-подросток. Так же, как и его литературный отец, он занимается фехтованием, меняет школы (в случае писателя — университеты) и обожает детей. Привязанность героя к сестренке Фиби (имя, которое автор позже хотел дать своей дочери) иногда путают с нездоровым влечением. Но стоит вспомнить, что с такой же любовью персонаж относился и к погибшему брату, — и все становится на свои места. У самого Сэлинджера никогда не было младших братьев и сестер, но всегда было особое отношение к детям, которые, по его мнению, одни только достойны любви и сострадания и, в отличие от взрослых, не заражены лицемерием.

«Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть», — размышляет Холден Колфилд.

Одна из самых влиятельных книг XX века

Роман «Над пропастью во ржи» стоит прочесть еще и потому, что эта тоненькая книжка стала одним из самых удивительных и мощных литературных явлений XX века. И познакомиться с ней надо хотя бы для того, чтобы ориентироваться в культурном и историческом пространстве.

В США роман долго был под запретом и изымался из школьных библиотек, однако со временем, по мнению того же Менанда, стал своеобразным психологическим щитом:

«Одна из целей образования — научить людей стремиться к тем благам, которые может предложить жизнь, но есть и другая цель — научить их некоторому презрению к этим благам. Американцы — особенно думающие и чувствительные представители среднего класса — эти блага воспринимают как нечто неотъемлемое, и потому чувство разочарования приходит к ним гораздо чаще, чем ощущение успеха. Чтобы неудачи не сломили тебя, нужно научиться не обращать на них внимания. Когда мы даем своим детям „Над пропастью во ржи“, мы предлагаем им психологическую защиту».

В культурном плане роман повлиял на многих авторов, творивших после выхода книги. О нем в своих произведениях упоминают Стивен Кинг, Джон Фаулз, Харуки Мураками и братья Стругацкие. Песни под названием Catcher in the Rye есть в репертуаре сразу нескольких знаменитых групп, в том числе легендарных Guns N’ Roses.

История Холдена Колфилда была переведена почти на все крупные языки мира. К началу XXI века вокруг романа уже был создан особый ореол книги, «которую должен прочесть каждый». И вполне заслуженно.

Источник

«Над пропастью во ржи»: почему эта книга остаётся важной для всех родителей и подростков

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Главную книгу Сэлинджера либо любят, либо ненавидят. Наш блогер Иванна Лейн сперва была в лагере тех, кому книга не понравилась. Но потом историю пришлось перечитать. И тут мнение изменилось.

Мне 30. Я читаю «Над пропастью во ржи». Пока читаю, очень злюсь: раздражает главный герой своим цинизмом, вседозволенностью, унылостью. Я даже отзыв на сайте написать не смогла: просто сказала, что такие истории мне не нравятся. Кстати, меня многие поддержали.

Прошло пять лет. В нашем городе поставили спектакль. Как раз по Сэлинджеру. Актеры и режиссеры пригласили всех желающих обсудить произведение, я решила перечитать роман.

Сказать, что я была шокирована — ничего не сказать! Ведь эта книга о нас, обо всех, кто был подростком. Мне так хотелось обнять Холдена (главного героя), сказать ему, что «все в порядке, твои метания пройдут, боль утихнет, все наладится».

Когда ребенок превращается в подростка, он оказывается на тропе войны: самоидентификация, попытки заявить о себе, буйство гормонов, первая любовь и взрослые, которые не понимают его. Они отвечают на его вопросы, но ему нужны не готовые ответы, а помощь и поддержка в том, чтобы самому эти ответы найти.

Каждый, кто присутствовал на встрече с режиссером и актерами, говорили: «Если бы я прочла эту книгу до того, как мой ребенок стал подростком, я бы не наделала столько ошибок. Меня так раздражал мой ребенок-подросток, хотелось прибить его за бунтарство и отвратительное поведение. Только после прочтения я поняла, что не воспринимала ребенка как личность, всячески ужимала, давала советы, которые он не просил. Горько».

В этой книге каждый подросток узнает себя: вне зависимости от пола, возраста и страны проживания. Только со второго раза я поняла, почему «Над пропастью во ржи» — одна из лучших книг ХХ века. Вся боль подросткового возраста отражена в Холдене: он вроде бы уже взрослый, пробует сигареты и алкоголь, дерзит, ненавидит весь мир в целом и одноклассников в частности. Его никто не понимает, а он настаивает на том, что он самостоятельный, у него есть цели, мечты планы. Ему надоела опека родителей, которые совершенно отстали от современного мира.

Но у него в душе огромная дыра, которую срочно надо заполнить любовью. Поэтому он все же возвращается домой, к младшей сестре, которая любит брата просто за то, что он есть. Без претензий, оценочного суждения, порицания за отметки в школе. И именно ради такой любви Холден остается.

На этом моменте я расплакалась. Мне стало так жалко всех подростков. Стало жалко себя: я тоже проходила через бунт, протест, субкультуры, первые сигареты, несчастную любовь, гормоны.

Но постепенно все прошло. Учеба в университете плавно изменила круг общения и интересы, из агрессивного экстраверта я стала интровертом. А потом работа, замужество, дом и абсолютно тихое счастье, в котором нет даже вредных привычек. Когда за чашкой чая я рассказываю мужу, каким я была подростком, он говорит: «Ты сочиняешь, не может быть, чтобы такой правильный человек такое чудил». А это я еще о многом умолчала.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: фрагмент обложки книги «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера. ЭСМО, 2013 год

Источник

Влияние книги «Над пропастью во ржи» на подростка

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Рубрика: Русский язык

Дата публикации: 05.10.2016 2016-10-05

Статья просмотрена: 1255 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, К. В. Влияние книги «Над пропастью во ржи» на подростка / К. В. Зайцева, С. Н. Ширяева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/8/559/ (дата обращения: 06.11.2021).

Книга «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера нацелена на подростковую аудиторию, а почему не на взрослую? В центре романа находится подросток Холден Колфилд — «Я», от лица которого и ведется повествование. История не рассказывает нам о чем-то необычном или захватывающем, по крайней мере, слегка необычные будни школьника, в то время их не назовешь занимательными. Предисловие гласит, что эта книга: «Вдохновляла многие молодежные поколения начиная от битников и хиппи до представителей современных радикальных молодежных движений». И сразу же назревает вопрос, чем эта книга могла покорить подростков в Америке на долгие поколения?

Начав ее читать, я думала, что она поможет мне разобраться в себе. Изначально я полагала, если эта книга предназначена для подростков, то вмещает какие-нибудь поучения, наставления или вообще меняет взгляды на мир. Сэлинджер открыл всему миру главную проблему подростков, самую актуальную: нежелание мириться с тем, чего от них хотят взрослые. Холден — отчаянный бунтарь, который не собирается мириться с общепринятыми правилами и нормами, типичный подросток. Холден понял некую закономерность: если ты рассуждаешь или ведешь себя, как ребенок, взрослые начинают тебя поучать. А если ты говоришь сдержанно, по теме, то взрослые тебя и не замечают, как будто «ты уже большой, и нечему уже тебя учить, сам познал жизнь», из этого он сделал вывод, что взрослые «…вообще ни черта… не замечают» [1, с. 16].

Если сравнивать два поколения: Сэлинджера и нынешнее, то, несомненно, подростки не изменились, несмотря на разное время и местоположение. XX или XXI век, подростки или взрослые, они в каждом времени, но у каждого поколения будет что-то свое, особенное. Возможно, сначала ничем непримечательное, но затем поразительное. Например, хиппи — это люди, пытающиеся жить по собственным правилам, жить своей жизнью, а не по модели, заготовленной родителями. Стать тем, кем ты видишь себя, а не тем, кем был твой отец. Стать не консультирующим юрисконсультантом, а личностью. Человеком, который добьется всего сам, не полагаясь на чужие силы.

Сэлинджер открыл главную подростковую проблему, и пусть о ней все знали, но все же не подозревали, что она настолько глубока. Каждый родитель сталкивался с проблемой того, что его ребенок не хочет то или иное делать и понятия не имеет, чем будет заниматься по жизни. Но поверьте, что ребенок мучается так же, как и родитель. Только его борьба связана не с вами, а с ним самим. Внутри его дерутся два хищника, и как бы вы не старались помочь ему, пока он не скажет «СТОП» своей борьбе, она не остановится. Подросток сам не способен принимать рациональные решения, и доколе он не станет осознавать, что он не справляется, ему не помочь. Мне, как подростку, очень это знакомо. Сколько раз родители пытались помочь мне с выбором, и я все равно поступала по-своему, хотя и прислушивалась к их советам. Сэлинджер в своем романе тоже ведет эту борьбу, но у него она проявляется не только внутри его самого. С одной стороны, Колфилд, как мальчишка, безбашенный и импульсивный, но с другой стороны, он глубоко чувствующая натура. Он умеет любить, но боится ошибиться в людях. Поэтому он всегда при знакомстве с людьми показывает себя не с лучшей стороны — мальчиком, которому наплевать на всех. Но больше всего в нем меня поразило, то, как он любит сестренку: нежно и чутко, жизнь за нее отдаст, это совершенно не подходит под его роль бунтаря, но именно мысли и диалоги с Фиби наполняют этот роман чем-то необычайно милым и сглаживают все «плохие» поступки Колфилда.

Что помогло Сэлинджеру добиться максимального сходства подростка в реальности и подростка в романе? Мне кажется, что, во-первых, Сэлинджер основывался на собственно опыте, а во-вторых, он добавлял некоторые моменты, которые могли совершить только подростки. Порой в романе происходит что-то иррациональное, и это странное взрослые ни за что бы ни сделали, а вот подростки запросто. Возникает ощущение, что взрослые не способны действовать спонтанно, это для них запрещено. Все должно идти по расписанию − по уставу. А вот подросткам все равно на устав и, если что-то запрещено, то это еще не проверено. Ведь на один запрет найдется человек десять, которые проверят этот запрет на прочность, и если он выдержит, то может быть, они послушаются, но навряд ли. Каждый подросток будет рад проверить любое правило, не в смысле придерживаться, а наоборот опровергнуть, сделать «шиворот- навыворот». Для взрослых правила предполагают строгий и ответственный вид, а для подростков шанс показать себя более «крутым» или важным, похвастаться перед девчонками.

Сначала у меня была неприязнь к главному персонажу, ведь зачем Колфилд все время пьет и курит? И хотела высказать собственную точку зрения на этот вопрос, что это отвратительно выглядит и плохо влияет на организм, но если посмотреть на это со стороны, пусть даже со стороны философии, то я могу даже привести некоторые ЛОГИЧЕСКИЕ оправдания:

‒ чем взрослее ведет себя ребенок, тем меньше на него обращают на него внимания и, соответственно, он может делать все, что ему хочется без надзора взрослых.

‒ доказать окружающим, что владеет своею жизнью, и он распоряжается её, как хочет он.

‒ для мальчиков быть грубым, настойчивым, рискованным и уверенным − нормально, этим они и привлекают девочек. Но порой они могут переходить черту, тем самым отталкивая людей вокруг себя. Сложно, правда? С одной стороны, они должны придерживаться имиджа, но также нельзя переусердствовать, ведь это может обидеть или даже оскорбить человека.

Как личность, Холден разнообразен, если так можно сказать о человеке. Я начала понимать Холдена лишь к концу произведения, когда произошел диалог между ним и его сестренкой Фиби. Их разговор меня затронул за живое настолько сильно, что я была готова перечитывать эту главу снова и снова. Это было настолько искренне, настолько с любовью, что я вам признаюсь, прослезилась, было это от избытка эмоций или просто от счастья за них, я даже не знаю. Колфилд, когда укладывал Фиби спать, заплакал, это был именно тот момент, когда любовь настолько сильна, что появляется ощущение, что вот ты выйдешь из этой комнаты и все, твое сердце «остановится». Любовь между братом и сестрой строится не на авторитете, а на искренних чувствах и эмоциях, на пережитых моментах радости и горя. Дружба и любовь сестры и брата проверяется на долгих годах проживания вместе, возможно, даже в одной комнате. И эта проверка серьезней проверки друзей на «прочность». Брат всегда поддержит сестру, независимо от того, что думают родители. Я полагаю, что этот диалог меня так растрогал, потому что когда я была младше, намного младше, я не находила общего языка со старшим братом, ведь ему приходилось нянчиться с сестрой в то время, как он мог погулять с друзьями или поиграть в компьютер. С течением времени, я осознала, что буду рада ему, как маленький ребенок, ведь это мой старший брат, который такой взрослый, но все равно не забывает меня и готов отложить свои дела, чтобы помочь мне с какой-то незначительной вещью. Расстояние открывает глаза и усиливает чувства. Мне кажется, что именно поэтому Холден Колфилд, находясь в разных школах далеко от своего дома и от своей сестры, так нежно и трогательно любил ее, ведь она была единственной, кто не лгал ему, и кого он по-настоящему любил и не скрывал этого. Ради нее он готов горы свернуть, открыть ей весь мир, чтобы она шла по жизни, ничего не боясь и не падая, ведь он идет впереди и прокладывает ей путь.

Этот роман принадлежит к жанру реализм, значит, что все происходящее могло быть на самом деле. Представьте, что жил мальчик в 50-х годах XX века, который проживал точно такую же жизнь, как Холден Колфилд. Он был странным по сравнению с остальными мальчиками, ведь ему были важны чувства, ощущения людей вокруг него, ему было не все равно. Он замечал некоторые детали в людях, на которые бы никто не обратил внимание, если ему не было дела. Как, к примеру, мальчик, который был неряхой или на пропажу уток на зиму из Нью-Йоркского парка, ведь на такие мелочи никто и никогда не обращает внимание. Он чуток, сдержан, любопытен. Но все же есть в нем что-то противоречивое, то, что его подталкивает подшучивать над другими, ругаться с другом и даже драться! Хотя это не противоречие, а скорее инстинкт мальчика, так как чуткость больше свойственна девочкам, чем мальчикам. У него есть сестра, которую он любит больше всех, кажется, для мальчика-брата немного было бы стыдно за это, но ему это не важно, ведь это его сестра, тем более у неё после смерти младшего брата Алли осталась лишь одна надежда − на старшего брата, и она не будет напрасна. Мальчики только с возрастом осознают, как дороги могут быть родные. Ведь когда учишься и находишься в школе, всегда найдутся люди, которые могут навредить тебе.

До того, как я стала сравнивать себя и Холдена, прошло множество глав и борьбы во мне, я поначалу даже и не думала об этом, но потом решила поискать и в себе минусы, и они нашлись. Вот еще одна проблема подростков, что они всегда сопоставляют себя с окружающими и не думают о том, что этот человек мог сделать для того, чтобы поменять свое мировоззрение или перестать обращать внимание на людей, которые его не стоят. Зачем рассуждать разумно, если можно просто сделать это. Да, мы бываем вспыльчивы, несносны, порой даже и нам надоедает быть такими, временами нам тоже необходима ласка, нежность и чуткость. Это сглаживает все острые углы, образовавшиеся во время перемен настроений, проблем в школе и предательствами друзей, а от мысли, что в этом и заключается смысл жизни, становится еще хуже. Вот именно этот «подростковый период» можно считать одним из самых спонтанных, бесстрашных моментов в жизни каждого человека. Бывает, что этот момент затягивается. Даже проявляется зависть, что мальчики постоянно поступают, как им вздумается, а девочкам приходится все обдумывать, а иногда хочется бросить все и пойти погулять вместо уроков, но «голос разума» внимает к совести.

Прочитав эту книгу, вы можете и не понять смысл, но только лишь с годами, когда вам придет в голову мысль перечитать ее, вы поймете, что она все-таки повлияла на вас, и пусть вы этого не ощутили. Эта книга может, и не помогла мне, но она точно сделала меня ближе к моему брату, послужила опорой в борьбе с негативными мыслями, связанными со словом-подросток и выходящими из него последствиями.

Сэлинджеру удалось захватить сердце каждого подростка, который прочитал этот роман. Возможно, он не смог помочь подросткам с проблемами, но зато вдохновил нас на то, чтобы мы не стыдились и не боялись быть подростками. Каждый был таким, и каждый став взрослым, необязательно пошел по стопам отца, а все же он нашел в себе силы и отправился долгой трудной дорогой, которая, к счастью, приведет его в лучший мир, существующий исключительно для него. И это значит, что Холден Колфилд все-таки пошел тем путем, которым он хотел, и теперь сторожит у пропасти во ржи, чтобы каждый подросток шел за своим сердцем, а не за деньгами или властью.

Источник

Над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

А меня торкнуло. Да еще как. Я по-испански первый раз читала, а потом дважды (с большим перерывом) на русском. И в последний раз уже в зрелом возрасте. И опять торкнуло. Вот тогда я подумала, что Коэльо этого от меня не дождется. :008:

От меня почему-то Коэльо тоже ничего не дождался:008:

Осиную фабрику читали? Она интереснее :019:

Просто люблю я Селинджера. И не с Пропасти он для меня начался. А с Рыбки-бананки :). Короче, с рассказов

+ мульон. Рассказы обожаю, даже ник, собссно, оттуда:065:

Я одна такая тупая, что меня вообще не торкнуло ни разу? Читала в юности, лет в 18-19, не поняла всеобщих восторгов, с тех пор не перечитывала. Пойду, что-ли еще раз попробую.
.
Вы не одиноки. Вот, что пишет Эдуард Лимонов (Савенко)

Ничего себе! Читать шестнадцатилетнему ребёнку?!

Знаю такие семьи, где это долго остаётся традицией, даже когда дети уже стали студентами.:)
Это совсем не значит, что ребёнок не читает сам активно.

+10000000000 за спектакль
потом книгу за пару вечеров запоем прочитает;)
Кстати, всем знакомым подросткам спектакль понравился гораздо больше, чем книга

+10000000000 за спектакль
потом книгу за пару вечеров запоем прочитает;)
Кстати, всем знакомым подросткам спектакль понравился гораздо больше, чем книга

И некоторым взрослым тоже! Мне вот книга вообще не понравилась. А вот спектакль.

Я думаю, что сейчас очень немного людей (а тем более подростков), у которых настолько тонкий вкус, чтоб его испортить прочтением этой книги. А вообще, хороший вкус чтением плохой книги не испортишь. Некоторые обязательные учебники наносят ему (вкусу) гораздо больший ущерб.

спасибо, что сказали про спектакль!
книгу обожаю во всех вариантах, хотя мне ее надо было в школе читать обязательно по программе на английском, и я ее несколько в штыки восприняла по обложке.
могу перечитывать, переслушивать бесконечно.
как и всё о Глассах.

Источник

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Стоит ли читать «Над пропастью во ржи»?

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Роман «Над пропастью во ржи» многим довелось прочитать, будучи школьниками или студентами. Хотя книга эта, пусть и рассказывает об окружающем мире глазами юноши-подростка, рассчитана всё-таки на взрослых. И убедительное подтверждение тому — большое количество табуированной лексики на страницах романа, явно не предназначенной детским глазам. Более того, многие находят в сочинении Джерома Дэвида Сэлинджера открытые призывы к детскому бунту против взрослых, вкупе с поощрением различных запретных вещей, вроде пьянства и разврата.

Стоит ли читать «Над пропастью во ржи»? И в каком возрасте это лучше всего делать? Однозначно ответить на эти вопросы нельзя, ведь на то и классическая литература, чтобы каждый воспринимал её по-своему, а в самые разные моменты жизни находил в литературном произведении то, что адресовано именно ему.

Роман Джерома Сэлинджера — уже действительно классика. Книга неизменно входит в различные топ-100 и топ-10 мировой прозы XX века. При этом «Над пропастью во ржи» до сих пор неплохо переиздаётся, а теперь — в эпоху электронных книг — продаётся в онлайн-магазинах и скачивается.

Краткая характеристика книги

Роман, который сегодня без преувеличения можно назвать великим, вышел в 1951 году и практически сразу принёс своему автору мировую славу. Книгу перевели на множество языков. На русский, кстати, – сразу в трёх вариантах и под тремя разными названиями. Помимо прижившегося «Над пропастью во ржи» ещё были «Ловец на хлебном поле» и «Обрыв на краю ржаного поля». Авторство первого и, пожалуй, самого лучшего варианта — наиболее точно передавшего особую интонацию и нерв книги — принадлежит Рите Райт-Ковалёвой. И секрет этого прост: переводчица переложила текст на русский максимально просто, сделав упор на лаконичных коротких фразах с чётко расставленными логическими ударениями.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Роман, который сегодня без преувеличения можно назвать великим, вышел в 1951 году и практически сразу принёс своему автору мировую славу

Главному герою — максималисту Холдену Колфилду — шестнадцать. Он ведёт своё повествование из клиники, где он находится на лечении. При этом Холден вспоминает то, что приключилось с ним годом ранее — в декабре 1949 года: тогда он был отчислен из школы за неуспеваемость и в результате, по его признанию, «чуть не отдал концы». В течение одного дня, который Холден восстанавливает в памяти до мельчайших деталей и тщательно анализирует, было множество встреч. Казалось бы, ничего не значащих, но очень важных для молодого человека. Сверстники, родители и сестра, любимая девушка, преподаватель английского, случайно оказавшиеся рядом в кафе монахини — все они мелькают, как в калейдоскопе. Но через описание общения с ними до читателя доносится основной посыл книги — право молодого человека на протест против общественных канонов, чёрствости взрослых, лицемерия и лжи общественной морали.

Каких-то ярких событий и крутых поворотов сюжета в романе нет. Всё ровно и буднично, как, собственно, и в обычной жизни.

Сэлинджер работал над книгой несколько лет. Подступаться к ней он начал ещё в своих ранних рассказах «Молодые ребята» и «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню», которые из самостоятельных произведений в итоге стали главами романа. Часть книги была написана на фронте, во время второй мировой войны, когда писатель даже в армейском джипе не расставался с пишущей машинкой.

Кстати, первый вариант «Над пропастью во ржи» был завершён в 1949 году. Его уже готовили к публикации на страницах еженедельника The New Yorker, однако писатель решил доработать некоторые моменты и срочно отозвал свое сочинение.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Часть книги была написана на фронте, во время второй мировой войны, когда писатель даже в армейском джипе не расставался с пишущей машинкой

Доработка заняла ещё пару лет. И не зря: в итоге появилось произведение, удивительно точно раскрывшее актуальные в любые времена проблемы взаимоотношений совсем ещё юного человека с миром вокруг, представителями противоположного пола и взрослыми, которые почему-то забыли, что тоже когда-то были подростками и тоже страдали от непонимания.

Кстати, подтверждением того, что книга действительно получилась, – сразу несколько попыток разных писателей создать её продолжение. В 2009 году Сэлинджеру даже пришлось через суд запрещать печать романа шведского автора Фредерика Колтинга, который сочинил историю уже 70-летнего Колфилда. Запрещённый «сиквел» назывался «Шестьдесят лет спустя. Пробираясь сквозь рожь».

Стоит ли читать «Над пропастью во ржи»?

Читать стоит, и это даже не обсуждается. Ведь «Над пропастью во ржи» – роман-событие. Он входит в обязательный минимум книг XX века, который должен прочесть любой уважающий себя культурный человек хотя бы для общего развития.

Лёгкий слог и сравнительно небольшой объём (чуть меньше двухсот страниц) – тоже аргументы в пользу того, чтобы приобрести книгу или взять её почитать у знакомых.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Не лишне будет прочитать «Над пропастью во ржи» тем, кто стремится понять детскую и подростковую психологию

Кроме того, книгу стоит не просто прочитать, но и обратиться к ней спустя несколько лет снова. Конечно, касается это тех, кому роман понравился. Возвращаясь к повествованию Холдена Колфилда вновь и вновь, читатели обязательно найдут новые детали и важные моменты. А ещё — снова порадуются искренности романа, какую найдёшь далеко не в каждой книге.

Не лишне будет прочитать «Над пропастью во ржи» и тем, кто стремится понять детскую и подростковую психологию. Книга достаточно точно демонстрирует:

Роман давно стал настольным для детских психологов. И даже неплохо помогает им в работе.

Почему и в каком возрасте?

В американских школах и библиотеках одно время книга была под запретом. Учителям не нравилось, что в романе присутствует слишком много молодежных жаргонизмов и прочей неподобающей лексики (в английском варианте недопустимых оборотов на порядок больше, ведь в русском тексте многие слова и фразы оказались существенно смягчены). Во многом педагоги США правы. Рекомендовать книгу к прочтению подросткам, пожалуй, действительно не стоит. Хотя и запрещать — тоже не вариант.

Именно в свои 14–15 лет многие молодые люди чаще всего обращаются к «Над пропастью во ржи» и переживаниям её главного героя. При этом подростки с удивлением обнаруживают, что книга рассказывает обо всём том, что актуально для них. Более того, автора они могут воспринять как первого взрослого человека, который смог их наконец услышать и понять. А ещё — чётко сформулировать важную мысль о том, что подросткам необходимы не только родительская любовь и сострадание к их проблемам, но и элементарное уважение; признание взрослыми людьми, которые тоже могут думать и принимать решения.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Именно в свои 14–15 лет многие молодые люди чаще всего обращаются к «Над пропастью во ржи» и переживаниям её главного героя

Конечно, в зрелом возрасте многие из таких моментов отходят на второй план. Читатель «от 23 лет и старше», уже переболевший подростковым нигилизмом и избавившийся от агрессии по отношению к окружающему миру, воспринимает повествование иначе.

Взрослый человек просто наслаждается слогом и полётом мысли автора. При этом некоторые моменты могут показаться ему надуманными и чересчур стилизованными под образ мысли шестнадцатилетнего. Хотя, чего у «Над пропастью во ржи» точно не отнимешь, так это способности оставаться тонкой и умной для читателя в любом возрасте.

Кому лучше обойти роман стороной

Чересчур эмоциональным, ранимым и чувствительным личностям от чтения книги лучше воздержаться. Неуравновешенные, неспособные адекватно воспринимать мир вокруг, найдут в произведении исключительно негатив по отношению к «фальшивой жизни» и подтверждение своего стремления объявить этому миру войну.

Сэлинджер придумал героя, который напитан ненавистью как губка. При этом автор описал Колфилда настолько талантливо, точно и убедительно, что подросток с книжных страниц способен… поделиться своей ненавистью к миру и с читателем.

Увы, подтверждение тому — сразу несколько происшествий, причиной которых была книга Джерома Сэлинджера. Не секрет, что под впечатлением от «Над пропастью во ржи» в разное время и в разных странах совершались убийства. Причём некоторые из них — весьма громкие. Так, убийца легендарного «битла» Джона Леннона — Марк Чепмен 8 декабря 1980 года сразу после пяти выстрелов в кумира достал книгу и углубился в чтение романа Сэлинджера. При этом следователям Чепмен (кстати, признанный психически здоровым) сообщил, что именно в книге он нашёл скрытый приказ расстрелять Леннона.

над пропастью во ржи с какого возраста можно читать

Убийца легендарного «битла» Джона Леннона — Марк Чепмен 8 декабря 1980 года сразу после пяти выстрелов в кумира достал книгу и углубился в чтение романа Сэлинджера

Кроме того, известно о ещё как минимум двух убийствах, совершённых под впечатлением от книги. В частности, всего через полгода после смерти Джона Леннона произошло другое известное покушение — на тогдашнего американского президента Рональда Рейгана. Глава государства был тяжело ранен в грудь, но выжил. Дома у стрелка также нашли книгу Сэлинджера, которая, как оказалась, была у него настольной.

Подобные случаи, конечно, скорее ужасное исключение, чем правило. Однако лучше предотвратить даже малейшую вероятность повторения подобного.

Книга Джерома Д. Сэлинджера никого не оставляет равнодушным. В неё либо влюбляются раз и навсегда. Либо, наоборот, с неудовольствием откладывают в сторону, не понимая, откуда вокруг «самого обычного романа столько шума». И такие читатели тоже по-своему правы. Ведь им просто-напросто не повезло прочитать великую книгу именно тогда, когда она совпала бы с их внутренними терзаниями и порывами. Каждому литературному произведению — своё время. Любой великий роман должен появляться в жизни в нужный момент и в нужном месте. Пожалуй, «Над пропастью во ржи» – самое убедительное тому доказательство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *