на сколько времени можно отключить холодную воду в многоквартирном доме
Разбираемся в правах: на сколько могут отключить холодную воду по закону?
За весь год государство и организации коммунального назначения имеют право на отключение подачи воды планово. Но бывают случаи, когда появляются аварии.
Это урегулировано постановлениями, статьями закона, где подробно описаны все пункты. Многим людям важно знать, с какого времени начинается отсчет, случаи, когда этот период продлевается.
О том, на сколько могут отключить холодную воду по закону, расскажем в статье.
Максимальные сроки отключения ХВС
Сроки допустимого отключения рассматриваются в Постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011. Если организация не выполняет эти правила, это свидетельствует о ее недобросовестности.
В этом случае граждане могут потребовать снизить платеж по воде в квитанции. Со своей стороны, пользователь обязан оплачивать услуги ежемесячно без задержек.
Плановое
При плановом проведении ремонтных работ допускаются следующие сроки отключения холодной воды:
Плановое отключение согласовывается с пунктом 49 Постановления правительства. В нем говорится о том, что организация должна уведомить пользователя о прерывании водоснабжения за 10 суток.
При аварии
Если речь идет о поломках, точных временных интервалов не указывают, так как причины и объем бывают разными. Но службы обязаны ликвидировать происшествие в ближайшее время. На это уходят все силы коммунальных служб. Эти данные указывают в СП 31.13330.2012 (ранее СНиП 2.04.02-84).
Аварийные ситуации развиваются по следующим причинам:
С какого времени начинается отсчет?
Если устранение водоснабжения случилось планово, коммунальные организации начинают отсчитывать период с того момента, как было перекрыто поступление воды.
С этого момента должно пройти не более 4 часов, прежде чем осуществить ее подачу. Если же произошла авария, отсчет начинается с момента ее выявления.
Возможно ли продление временного промежутка?
Плановое прекращение подачи ХВС не предусматривает продление временного промежутка. Иначе потребители могут потребовать снизить оплату за коммунальные услуги.
Если же происходит авария, срок может значительно продлеваться, в зависимости от степени повреждения. Но организация не имеет права прекратить починку в период, когда гражданам не поступает вода.
Какова ответственность поставщика за нарушение?
Представляющая гражданам воду организация может нарушить закон по ХВС следующими способами:
Если служба не устранит повреждения в установленное время, граждане могут подать заявление на пересмотр платежа за холодное и горячее водоснабжение. Плата снижается на 0,15% за каждый час.
Если речь идет о снижении давления до 25% от норматива, сумма оплаты снижается на 0,1%. Если показатель падает более 25%, потребители имеют полное право не оплачивать услуги.
Что делать, если подача не возобновилась?
Если починка устранена, но воду не подали, рекомендуется обратиться в Водоканал. Там объяснят, почему это произошло, когда будет обеспечена подача воды.
Если адекватная информация не поступила или происходит постоянное нарушение закона, пользователь имеет право написать жалобы в следующие отделы:
Все, что необходимо знать потребителю об отключении холодной воды, можно узнать в этом разделе.
Заключение
Отключение водоснабжения приносит массу неудобств. Поэтому многие люди хотят знать, насколько максимально могут отключить ХВС. Об этом прописано в правовых актах, доступных каждому гражданину или коммунальной службе.
На сколько времени можно отключить холодную воду в многоквартирном доме
I. Холодное водоснабжение
1. Бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года
допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды:
2. Постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01)
отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается
при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил
3. Давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора :
отклонение давления не допускается
за каждый час подачи холодной воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления:
при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам;
при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил
Из-за аварии у соседей у нас уже пять дней нет воды
Однажды я пришла домой и обнаружила, что в квартире нет воды. Я позвонила в жилкомсервис, и мне сказали, что у соседей снизу прорвало трубу и пришлось перекрыть стояк. Собственников этой квартиры найти не могут, поэтому пока продолжайте принимать душ в гостях, не ходите в туалет и обходитесь нарзаном.
Что можно сделать в такой ситуации? Прошло пять дней. Что, если их не найдут? Как заставить этих собственников заплатить за мои страдания?
Эльмира, жилкомсервис правомерно перекрыл стояк. Это разрешено, если прорвало трубу. Только так можно защитить имущество в квартире, где произошла авария, и квартирах под ней. Но у этого права есть ограничение: нельзя лишать других собственников воды больше чем на 24 часа. Поэтому действия жилкомсервиса не совсем законны.
А ваши соседи вообще не виноваты в этой ситуации. Это же не они отключили воду, тем более что прорвало общую трубу. Если бы потекла не общая труба, а, например, батарея и случилось затопление, тогда были бы виноваты соседи, но только в последствиях потопа.
Расскажу подробнее, как должны были поступить коммунальщики по закону и что делать вам.
На каких условиях могут отключить воду
По закону, если произошла авария или есть риск ее возникновения, воду могут отключить без предварительного уведомления потребителей, даже если из-за этого могут пострадать другие люди. Восстановить водоснабжение должны не позднее двух дней после устранения неисправности. При аварии в многоквартирном доме отключать питьевую воду можно только на 24 часа.
Если воду отключили из-за прорыва трубы, в течение суток нужно известить потребителей, почему и как долго ее не будет. Это делает водоканал или управляющая компания.
Получается, что холодную — питьевую — воду могут отключить только на сутки. Горячую воду могут перекрыть на более долгий срок и включить через два дня после замены лопнувшей трубы.
Например, в Волгограде водоснабжающая компания отключила воду в частном жилом доме на несколько месяцев. Но нарушения тут не было: пришла в негодность труба на территории собственника дома. Зона ответственности делится так: общую трубу, по которой вода поступает в несколько домов или квартир, должен ремонтировать водоканал или управляющая компания. А от первого сварочного шва контролировать пригодность и ремонтировать должен собственник жилья. Поэтому суд в иске отказал.
Вы и ваши соседи можете потребовать от жилкомсервиса компенсации морального вреда из-за длительного отсутствия водоснабжения, но ее по такого рода спорам суды присуждают в очень маленьком размере.
Как получить компенсацию за страдания
По закону можно требовать денежной компенсации за физические или нравственные страдания в суде. Суд присуждает компенсацию в зависимости от степени вины нарушителя, характера страданий и других обстоятельств.
Вот что это значит. Если бы жилкомсервис сразу после отключения повесил объявление о том, что воды из-за прорыва трубы не будет, и включил питьевую воду на следующий день, вы все равно испытали бы дискомфорт. Но при этом действия жилкомсервиса были бы в рамках закона. Значит, формально вы будто не пострадали.
Если из трубы давно капало и собственник квартиры подал много заявок на устранение проблемы, а к нему так и не пришли, компенсацию морального вреда возместят и в значительно большем размере. Если же авария совершенно неожиданная, а без воды сидел человек, который почти весь день на работе, денег дадут мало.
В Нерюнгри суд тоже отказался взыскивать моральную компенсацию. Там подъезд затопило холодной водой и во избежание короткого замыкания почти на сутки отключили электричество. Плиты в доме были электрическими, и один из жильцов потребовал 10 000 Р компенсации за то, что не смог приготовить еду в темный ноябрьский вечер. Но все неудобства были в рамках закона: авария, отключение на срок меньше суток. Управляющая компания даже собрала подписи жильцов на уведомлении об отключении.
Например, в Нижнем Новгороде суд взыскал всего 7500 Р в пользу потребителя в ситуации, аналогичной вашей. Холодной и горячей воды не было 10 дней из-за протечки в квартире, владелец которой уехал в отпуск. Объявление об отключении воды управляющая компания не повесила. Во двор дома питьевую воду не привозили. То есть степень вины была максимальной.
Характер страданий потерпевшего суд не учел. Тот ссылался на обострение мочекаменной болезни через месяц после отключения воды и необходимость лечения. Доказать причинно-следственную связь между нарушением законодательства и болезнью практически невозможно.
Моральная компенсация всегда маленькая. Я больше двух лет каждый день участвовала в рассмотрении исков о взыскании компенсации морального вреда. Суды взыскивали 50 000—100 000 Р за сломанные кости и больничный длиной в несколько месяцев, 200—300 тысяч — за вину в смерти близкого родственника. Нравственные страдания сложно измерить, поэтому их почти не компенсируют. Сравните с расходами на вскрытие двери для устранения аварии.
В Норильске суд взыскал 30 тысяч за взломанную дверь в квартире, в которой много лет никто не жил. Возможно, дверь была старая, но нужно было отремонтировать ее и дверную коробку, заменить два замка, заплатить за материалы и работу. Две тысячи морального вреда суд тоже взыскал.
Очевидно, что расходы на вскрытие двери и компенсацию ее замены больше расходов на компенсацию морального вреда. Так что понятно, почему ваш жилкомсервис ждет соседа: дверь ломать дорого, а до суда и жилинспекции вряд ли кто-то дойдет. Но даже если дойдет, это дешевле, чем вскрывать дверь. Вот жилкомсервис и дожидается собственника аварийной квартиры — так коммунальщикам проще и дешевле.
Я советую попросить в жилкомсервисе акт об отключении воды с указанием причин и сроков и обратиться в суд и жилищную инспекцию. Только так вы сможете предупредить будущие неудобства.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
На сколько времени можно отключить холодную воду в многоквартирном доме
Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 21
1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;
3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.
3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;
6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) проведения планово-предупредительного ремонта;
8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.
4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.
6. В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.
7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
9. Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг
В Управление Роспотребнадзора по Тюменской области нередко обращаются граждане с вопросами, касающимися прекращения оказания коммунальных услуг на некоторое время, например в связи с аварией. В частности, потребители сообщают о прекращении подачи холодной воды на срок 1 сутки, полагая недопустимость такого ограничения.
В этой связи Управление информирует потребителей о следующем.
Сроки отключения коммунальных услуг, равно как и требования к порядку подачи ресурсов потребителю установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (приложение № 1):
Наименование коммунальной услуги
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги
Холодное водоснабжение
8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
4 часа единовременно,
при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения – не более 24 часов
Горячее водоснабжение
8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
4 часа единовременно,
продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения – не более 14 дней
Водоотведение
не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
4 часа единовременно (в том числе при аварии)
Электроснабжение
Перерыв в предоставлении коммунальной услуги электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение сетей и оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.
Информацию о наличии резервирующих источников питания электрической энергией потребитель получает у исполнителя.
Газоснабжение
не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца
Отопление
не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
Обо всех фактах превышения установленных сроков Управление рекомендует немедленно информировать исполнителя (управляющую организацию), в письменном виде. Обязательно необходимо получить подтверждение факта вручения заявления (претензии, обращения и т.д.). Предоставление коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, является основанием для изменения размера платы.