на сколько можно перекрыть воду по стояку для ремонта

Из-за аварии у соседей у нас уже пять дней нет воды

Однажды я пришла домой и обнаружила, что в квартире нет воды. Я позвонила в жилкомсервис, и мне сказали, что у соседей снизу прорвало трубу и пришлось перекрыть стояк. Собственников этой квартиры найти не могут, поэтому пока продолжайте принимать душ в гостях, не ходите в туалет и обходитесь нарзаном.

Что можно сделать в такой ситуации? Прошло пять дней. Что, если их не найдут? Как заставить этих собственников заплатить за мои страдания?

Эльмира, жилкомсервис правомерно перекрыл стояк. Это разрешено, если прорвало трубу. Только так можно защитить имущество в квартире, где произошла авария, и квартирах под ней. Но у этого права есть ограничение: нельзя лишать других собственников воды больше чем на 24 часа. Поэтому действия жилкомсервиса не совсем законны.

А ваши соседи вообще не виноваты в этой ситуации. Это же не они отключили воду, тем более что прорвало общую трубу. Если бы потекла не общая труба, а, например, батарея и случилось затопление, тогда были бы виноваты соседи, но только в последствиях потопа.

Расскажу подробнее, как должны были поступить коммунальщики по закону и что делать вам.

На каких условиях могут отключить воду

По закону, если произошла авария или есть риск ее возникновения, воду могут отключить без предварительного уведомления потребителей, даже если из-за этого могут пострадать другие люди. Восстановить водоснабжение должны не позднее двух дней после устранения неисправности. При аварии в многоквартирном доме отключать питьевую воду можно только на 24 часа.

Если воду отключили из-за прорыва трубы, в течение суток нужно известить потребителей, почему и как долго ее не будет. Это делает водоканал или управляющая компания.

Получается, что холодную — питьевую — воду могут отключить только на сутки. Горячую воду могут перекрыть на более долгий срок и включить через два дня после замены лопнувшей трубы.

Например, в Волгограде водоснабжающая компания отключила воду в частном жилом доме на несколько месяцев. Но нарушения тут не было: пришла в негодность труба на территории собственника дома. Зона ответственности делится так: общую трубу, по которой вода поступает в несколько домов или квартир, должен ремонтировать водоканал или управляющая компания. А от первого сварочного шва контролировать пригодность и ремонтировать должен собственник жилья. Поэтому суд в иске отказал.

Вы и ваши соседи можете потребовать от жилкомсервиса компенсации морального вреда из-за длительного отсутствия водоснабжения, но ее по такого рода спорам суды присуждают в очень маленьком размере.

Как получить компенсацию за страдания

По закону можно требовать денежной компенсации за физические или нравственные страдания в суде. Суд присуждает компенсацию в зависимости от степени вины нарушителя, характера страданий и других обстоятельств.

Вот что это значит. Если бы жилкомсервис сразу после отключения повесил объявление о том, что воды из-за прорыва трубы не будет, и включил питьевую воду на следующий день, вы все равно испытали бы дискомфорт. Но при этом действия жилкомсервиса были бы в рамках закона. Значит, формально вы будто не пострадали.

Если из трубы давно капало и собственник квартиры подал много заявок на устранение проблемы, а к нему так и не пришли, компенсацию морального вреда возместят и в значительно большем размере. Если же авария совершенно неожиданная, а без воды сидел человек, который почти весь день на работе, денег дадут мало.

В Нерюнгри суд тоже отказался взыскивать моральную компенсацию. Там подъезд затопило холодной водой и во избежание короткого замыкания почти на сутки отключили электричество. Плиты в доме были электрическими, и один из жильцов потребовал 10 000 Р компенсации за то, что не смог приготовить еду в темный ноябрьский вечер. Но все неудобства были в рамках закона: авария, отключение на срок меньше суток. Управляющая компания даже собрала подписи жильцов на уведомлении об отключении.

Например, в Нижнем Новгороде суд взыскал всего 7500 Р в пользу потребителя в ситуации, аналогичной вашей. Холодной и горячей воды не было 10 дней из-за протечки в квартире, владелец которой уехал в отпуск. Объявление об отключении воды управляющая компания не повесила. Во двор дома питьевую воду не привозили. То есть степень вины была максимальной.

Характер страданий потерпевшего суд не учел. Тот ссылался на обострение мочекаменной болезни через месяц после отключения воды и необходимость лечения. Доказать причинно-следственную связь между нарушением законодательства и болезнью практически невозможно.

Моральная компенсация всегда маленькая. Я больше двух лет каждый день участвовала в рассмотрении исков о взыскании компенсации морального вреда. Суды взыскивали 50 000—100 000 Р за сломанные кости и больничный длиной в несколько месяцев, 200—300 тысяч — за вину в смерти близкого родственника. Нравственные страдания сложно измерить, поэтому их почти не компенсируют. Сравните с расходами на вскрытие двери для устранения аварии.

В Норильске суд взыскал 30 тысяч за взломанную дверь в квартире, в которой много лет никто не жил. Возможно, дверь была старая, но нужно было отремонтировать ее и дверную коробку, заменить два замка, заплатить за материалы и работу. Две тысячи морального вреда суд тоже взыскал.

Очевидно, что расходы на вскрытие двери и компенсацию ее замены больше расходов на компенсацию морального вреда. Так что понятно, почему ваш жилкомсервис ждет соседа: дверь ломать дорого, а до суда и жилинспекции вряд ли кто-то дойдет. Но даже если дойдет, это дешевле, чем вскрывать дверь. Вот жилкомсервис и дожидается собственника аварийной квартиры — так коммунальщикам проще и дешевле.

Я советую попросить в жилкомсервисе акт об отключении воды с указанием причин и сроков и обратиться в суд и жилищную инспекцию. Только так вы сможете предупредить будущие неудобства.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник

За потоп ответит управдом

на сколько можно перекрыть воду по стояку для ремонта на сколько можно перекрыть воду по стояку для ремонта

А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.

на сколько можно перекрыть воду по стояку для ремонта

на сколько можно перекрыть воду по стояку для ремонта

Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить «наличие вины сторон в произошедшей аварии». А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.

В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в много­квартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и «достоверно не установил».

Источник

Мосжилинспекция рекомендует жителям многоквартирных домов перекрывать краны горячей воды на время профилактических работ

Ежегодно для подготовки общедомовых инженерных коммуникаций многоквартирных домов к отопительному сезону в Москве в связи с технической необходимостью происходит отключение горячей воды. Установленная продолжительность данных мероприятий не должна превышать десять дней.

В целях экономии денежных средств жителей, а также для исключения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией квартирного сантехнического оборудования, Мосжилинспекция рекомендует следующие несложные мероприятия.

Во-первых, перекрывать вентили (запорную арматуру) на отводе от общеквартирного стояка горячего водоснабжения, как правило, в квартире указанные инженерные коммуникации располагаются в сантехническом шкафу.

Перекрытие подачи горячего водоснабжения (ГВС) в квартиру целесообразно в связи с тем, что в период проведения профилактических работ общедомовая система ГВС дома остается заполненной для сохранности трубопроводов горячего водоснабжения, защиты от коррозии и деформации. При этом в данный период из крана горячей воды в квартире будет идти холодная вода, а установленные индивидуальные счетчики ГВС зафиксируют ее как горячую, стоимость которой значительно выше, чем холодной.

Во-вторых, держать в закрытом положении краны горячей воды в квартире. В случае выхода из строя или неисправности запорной арматуры на отводе от стояка это поможет избежать поломки сантехнического оборудования в квартире из-за попадания инородных частиц (накипь, ржавчина и т.д.), которые могут находиться в системе ГВС в период проведения профилактических работ, а также избежать аварийных ситуаций в связи с централизованной подачей горячего водоснабжения под давлением.

Эти простые меры помогут жителям избежать лишних трат, предотвратить порчу сантехнического оборудования и не допустить возникновения аварийных ситуаций. С графиком отключения горячей воды можно ознакомиться по ссылке.

Источник

07.07.2017 | Услуга по отключению стояков

Часто при проведении каких-либо ремонтов внутриквартирной системы водоснабжения (в том числе, например, при установке приборов учета) у собственников квартир возникает необходимость отключения подачи воды в стояки водоснабжения. При этом не только перестает предоставляться услуга водоснабжения другим потребителям, чьи помещения подключены к этим стоякам, но и зачастую необходимо сливать воду из стояков. В настоящей статье проведен анализ вопроса, как урегулировано отключение стояков водоснабжения, в том числе: допустимо ли взимать за отключение стояков дополнительную плату, какие нормативные правовые акты какие требования устанавливают к порядку предоставления такой услуги.

Кто имеет право отключать стояки?

Для анализа порядка отключения стояков водоснабжения сначала необходимо напомнить, что указанные стояки относятся к общему имуществу (далее — ОИ) многоквартирного дома (далее — МКД).

Часть 1 статьи 36 ЖК РФ устанавливает:
«1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения».

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами».

То есть надлежащее содержание общего имущества (в том числе — стояков водоснабжения), а также решение вопросов пользования указанным имуществом (в том числе — стояками водоснабжения) обеспечивается при управлении МКД. Напомним, жилищное законодательство (часть 2 статьи 161 ЖК РФ) предусматривает три способа управления домом: 1) Управление управляющей организацией (далее — УО); 2) Управление ТСЖ/ЖСК; 3) Непосредственное управление. Таким образом, законодательство дает право регулирования вопросов пользования ОИ именно лицу, управляющему МКД, а не отдельному собственнику конкретного помещения, которому необходимо использовать общее имущество по своему усмотрению — в том числе, например, отключить стояк водоснабжения, обеспечивающей возможность потребления коммунальной услуги потребителям в нескольких помещениях.

Несмотря на то, что собственник каждого помещения владеет долей в общем имуществе, распоряжение этим общим имуществом ограничено — это прямо установлено частью 2 статьи 36 ЖК РФ («Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме»). К таким ограничениям можно отнести обязанность соблюдения прав и законных интересов всех собственников помещений, а также третьих лиц. При этом одним из прав собственников является право потребления коммунальных услуг.

Пункт 10 Правил 491 устанавливает:
«10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
.
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
».

Приведенное положение дублирует пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, при этом указанная норма (пункт 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ) дополнительно к приведенному требованию устанавливает необходимость соблюдения прав и интересов других лиц:
«1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации».

И пункт 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ, и пункт 10 Правил 491 ссылаются на Правила предоставления коммунальных услуг (такие Правила утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354, далее — Правила 354), которые предусматривают возможность перерывов в предоставлении коммунальных услуг, и эти перерывы ограничены.

Из совокупности приведенных норм следует, что для надлежащего содержания общего имущества, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений МКД и иных лиц, для выполнения требований Правил 354 об ограничении перерывов предоставления коммунальных услуг, отключение стояков водоснабжения должно производить именно лицо, управляющее многоквартирным домом, а не отдельный собственник конкретного помещения МКД по своему усмотрению.

Входит ли отключение стояков в содержание?

Для разрешения вопроса, подлежит ли отключение стоков по просьбе/требованию отдельного собственника помещения отдельной оплате, необходимо проанализировать, входит ли такое отключение в состав услуг и (или) работ по содержанию жилых помещений.

Часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации». Во исполнение указанной нормы Правительством РФ принято Постановление от 03.04.2013 № 290, которым утверждены «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее — Минимальный перечень). Необходимо отметить, что указанный Минимальный перечень работ не включает в себя услуги по отключению стояков водоснабжения для целей проведения каких-либо работ в отдельном помещении по инициативе собственника такого помещения.

Однако, состав работ и услуг по содержанию может не ограничиваться Минимальным перечнем.

При управлении домом управляющей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ с такой управляющей организацией заключается договор управления. Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает:
«2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

Важно понимать, что отношения с управляющей организацией — договорные, и условия взаимодействия между сторонами договора (одной такой стороной является УО, второй — либо собственники помещений, либо ТСЖ, либо ЖСК) определяются специальным договором, который называется договор управления МКД.

Пункты 1 и 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ устанавливают:
«3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация
».

Таким образом, в случае управления домом УО, услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если это предусмотрено договором управления. При этом представляется маловероятным, чтобы общее собрание собственников приняло решение об утверждении условий договора управления, предусматривающих оплату всеми собственниками помещений услуг по отключению стояков водоснабжения, предоставляемых по инициативе и в интересах отдельных собственников помещений, осуществляющих некий ремонт системы водоснабжения, являющейся индивидуальной собственностью и не входящей в состав общего имущества дома. По крайней мере, автору статьи на практике никогда не встречались такие договоры управления.

Если же домом управляет УО и отключение стояков водоснабжения не учтено в договоре управления в качестве составляющей содержания жилья, то никаких оснований для отнесения работ (услуг) по отключению стояков к содержанию жилого помещения не имеется.

Исходя из представленных норм услуга по отключению стояков водоснабжения может входить в состав содержания, если это предусмотрено сметой ТСЖ, что представляется маловероятным по тем же причинам, что и в случае управления домом УО.

Исходя из сказанного, отключение стоков водоснабжения по просьбе/требованию отдельных собственников конкретных помещений не может рассматривается как составляющая услуг и работ по содержанию жилья, а является отдельной услугой. Следовательно, эта услуга может предоставляться исключительно по отдельному договору за отдельную плату.

Принципы оказания услуги по отключению стояков

Предусмотрение услуги по отключению стояков водоснабжения в составе дополнительных услуг, предлагаемых управляющей организацией или ТСЖ жильцам дома за отдельную плату, представляется не просто допустимым, но и необходимым. Ведь именно УО/ТСЖ управляет многоквартирным домом и несет ответственность за эксплуатацию общедомовых систем, за их постоянную готовность к предоставлению коммунальных услуг (поставке коммунальных ресурсов), а также за превышение допустимых пределов предоставления коммунальных услуг. При этом УО/ТСЖ очевидно занимает доминирующее положение в части предоставления жильцам дома услуг, связанных с общим имуществом МКД — ведь именно УО/ТСЖ контролирует доступ к общему имуществу.

С учетом сказанного представляется необходимым исполнение УО/ТСЖ:
1. Правил оказания бытовых услуг населению (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025);
2. Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон 135-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона 135-ФЗ:
«1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара
».

Определение монопольно высокой цены товара установлено в части 1 статьи 6 Закона 135-ФЗ.

Таким образом, УО/ТСЖ не имеет право устанавливать монопольно высокую стоимость услуги по отключению стояков водоснабжения, но при этом стоимость такой услуги, разумеется, должна компенсировать как затраты на отключение и включение стояков (заработная плата персонала, использование инструментов и материалов, техники и т.п.), так и стоимость воды, слитой из стояков при отключении — ведь вода, которой наполнены стояки, уже прошла через общедомовый прибор учета, и ее объем будет учтен в объеме коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества МКД. Порядок предоставления и оплаты услуги по отключению стояков регулируется Правилами оказания бытовых услуг населению (ПП РФ от 15.08.1997 № 1025).

Выводы

Услуги по отключению стояков водоснабжения с целью проведения каких-либо работ с индивидуальным имуществом собственника помещения производятся УО/ТСЖ за пределами услуг и работ по содержанию жилых помещений и подлежат отдельной оплате тем собственником, по инициативе и в целях которого такие услуги предоставляются. Стоимость таких услуг определяется той организацией (УО/ТСЖ), которая обслуживает общее имущество дома, и должна отвечать требованиям Закона 135-ФЗ.

Приведенную в настоящей статье позицию подтверждает ряд судебных актов, в том числе:
1. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.06.2013 по делу № 11-19160\13;
2. Решение Советского районного суда г. Красноярска от 12.07.2011 по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Предприятие Жилремсервис» о признании незаконными действий по взиманию платы с граждан за выполнение работы по отключению стояков горячего и холодного водоснабжения;
3. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 № 06АП-3487/2013 по делу № А73-4100/2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *