на сколько можно перегружать трансформаторы тока
На сколько можно перегружать трансформаторы тока
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 февраля 2019 года N 81
(с изменениями на 28 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэнерго России от 28 декабря 2020 года N 1195 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2021, N 0001202104280030) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минэнерго России от 28 декабря 2020 года N 1195).
1. Утвердить прилагаемые:
изменения, которые вносятся в Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229 (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2003 г., регистрационный N 4799), с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 13 сентября 2018 г. N 757 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2018 г., регистрационный N 52754).
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.
3. Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию, утвержденные настоящим приказом, действуют до 31 августа 2027 г.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2021 года приказом Минэнерго России от 28 декабря 2020 года N 1195, действует до 31 августа 2027 года)
в Министерстве юстиции
28 марта 2019 года,
регистрационный N 54199
Приложение N 1
к приказу Минэнерго России
от 8 февраля 2019 года N 81
Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию
(с изменениями на 28 декабря 2020 года)
I. Общие положения
1. Настоящие требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию устанавливают требования к длительно допустимой токовой нагрузке, аварийно допустимой токовой нагрузке (с учетом допустимых величины и длительности перегрузки) трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, входящих в Единую энергетическую систему России или технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, а также к методам поддержания перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов.
трансформаторы и автотрансформаторы трехфазные мощностью 5 МВА и более;
трансформаторы и автотрансформаторы однофазные мощностью 1 МВА и более.
Настоящие требования не распространяются на установленные на объектах по производству электрической энергии повышающие двухобмоточные трансформаторы, обеспечивающие выдачу мощности подключенного к обмотке низшего напряжения генерирующего оборудования.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2021 года приказом Минэнерго России от 28 декабря 2020 года N 1195, действует до 31 августа 2027 года )
4. Владельцы объектов электроэнергетики должны определять перегрузочную способность принадлежащих им трансформаторов (автотрансформаторов), поддерживать в актуальном состоянии информацию о длительно допустимой и аварийно допустимой токовой нагрузке трансформаторов (автотрансформаторов) и предоставлять ее в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по трансформаторам (автотрансформаторам), относящимся к объектам диспетчеризации, в соответствии с требованиями к составу, объему, формам, формату, срокам и периодичности их предоставления, установленными правилами предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». При изменении перегрузочной способности трансформатора (автотрансформатора) информация об актуальных значениях указанных в пункте 5 настоящих требований показателей, характеризующих перегрузочную способность трансформатора (автотрансформатора), с указанием причин их изменения должна быть предоставлена владельцем объекта электроэнергетики в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не позднее трех рабочих дней со дня такого изменения.
II. Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов
5. Перегрузочную способность трансформатора (автотрансформатора) следует определять и оценивать на основании следующих показателей:
продолжительность работы трансформатора (автотрансформатора) с нагрузкой, определенной с использованием коэффициента допустимой аварийной перегрузки.
6. При работе трансформатора (автотрансформатора) с коэффициентом трансформации, соответствующим номинальному, коэффициент допустимой длительной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) без ограничения длительности и коэффициент допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) должны определяться по следующей формуле:
, (1)
— допустимый ток трансформатора (автотрансформатора), А;
— номинальный ток трансформатора (автотрансформатора), А.
При работе трансформатора (автотрансформатора) с коэффициентом трансформации, отличным от номинального, коэффициент допустимой длительной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) без ограничения длительности и коэффициент допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) должны определяться по следующей формуле:
, (2)
— номинальный ток ответвления обмотки, А.
Значение должно приниматься в соответствии с паспортными данными трансформатора (автотрансформатора).
В случае если функциональные узлы трансформатора (автотрансформатора) имеют разные значения индексов технического состояния, определенных в соответствии с методикой, для определения перегрузочной способности такого трансформатора (автотрансформатора) положения настоящих требований применяются с учетом наименьшего индекса технического состояния его функциональных узлов.
8. Трансформаторы (автотрансформаторы) должны допускать длительную (без ограничения длительности) перегрузку по току любой обмотки на 5 процентов номинального тока ответвления, если напряжение на данном ответвлении не превышает номинального, независимо от температуры окружающей среды.
Коэффициенты допустимой длительной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), определяемые с учетом пункта 9 настоящих требований, должны быть не менее значений, указанных в таблице 1 приложения к настоящим требованиям.
При определении коэффициентов допустимой длительной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов) без ограничения длительности для промежуточных значений температуры охлаждающего воздуха (воды), не указанных в таблице 1 приложения к настоящим требованиям, необходимо применять принцип, при этом значение коэффициента допустимой длительной перегрузки не должно превышать значение коэффициента аварийной перегрузки.
9. Для трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации до 30 лет, в случаях превышения индексами технического состояния функциональных узлов значения «70» должны применяться коэффициенты допустимой длительной перегрузки, соответствующие режиму нагрузки с возможным повышенным износом изоляции.
Для трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации 30 лет и более, или в случаях, когда индексы технического состояния их функциональных узлов превышают значение «50» и не превышают значение «70», применяются коэффициенты допустимой длительной перегрузки, соответствующие нормальному режиму нагрузки (без возможного повышенного износа изоляции).
10. Коэффициенты допустимой аварийной перегрузки новых трансформаторов (автотрансформаторов), в том числе устанавливаемых взамен существующих, а также трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации до 30 лет и индексы технического состояния функциональных узлов которых превышают значение «70», должны быть не менее значений, указанных в таблицах 2-4 приложения к настоящим требованиям.
При определении коэффициентов допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации до 30 лет и индексы технического состояния функциональных узлов которых превышают значение «70», для промежуточных значений температуры охлаждающего воздуха (воды), не указанных в таблицах 2-4 приложения к настоящим требованиям, необходимо применять принцип линейной интерполяции.
11. Коэффициенты допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), находящихся в эксплуатации 30 лет и более, или в случаях, когда индексы технического состояния их функциональных узлов превышают значение «50» и не превышают значение «70», должны быть не менее значений, указанных в таблицах 5-7 приложения к настоящим требованиям.
При определении коэффициентов допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), указанных в абзаце первом настоящего пункта, для промежуточных значений температуры охлаждающего воздуха (воды), не указанных в таблицах 5-7 приложения к настоящим требованиям, необходимо принимать величину коэффициента перегрузки не менее величины, предусмотренной для ближайшего большего значения температуры охлаждающего воздуха (воды), указанного в соответствующей таблице приложения к настоящим требованиям.
13. Снижение допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов) ниже величин, определенных в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящих требований, допускается временно по решению владельца соответствующего объекта электроэнергетики, согласованному в отношении трансформаторов (автотрансформаторов), относящихся к объектам диспетчеризации, с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, на период до выполнения указанным владельцем объекта электроэнергетики мероприятий, направленных на восстановление технических характеристик трансформаторов (автотрансформаторов).
Проект решения о снижении допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора), направляемый на согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, должен содержать предлагаемые величины коэффициента допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) и период, на который такие величины коэффициента допустимой аварийной перегрузки устанавливаются.
При получении от владельца объекта электроэнергетики указанного проекта решения субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике должен в течение 10 рабочих дней рассмотреть и согласовать проект решения или в тот же срок направить владельцу объекта электроэнергетики обоснованные замечания к нему.
14. Требования к величине и длительности длительно допустимой и допустимой аварийной перегрузки трансформаторов (автотрансформаторов), указанные в пунктах 8-13 настоящих требований, должны обеспечиваться для любого ответвления обмотки (положения устройства регулирования напряжения под нагрузкой) трансформаторов (автотрансформаторов).
15. Длительно допустимая токовая нагрузка трансформаторов (автотрансформаторов) должна определяться с учетом пунктов 8 и 9 настоящих требований.
16. Аварийно допустимая токовая нагрузка трансформаторов (автотрансформаторов) должна определяться с учетом пунктов 10-12 настоящих требований.
17. Перегрузка трансформаторов (автотрансформаторов) в случаях, когда индексы технического состояния их функциональных узлов не превышают значения «50», не допускается.
Объявления
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Перегруз трансформаторов тока. (Страница 1 из 2)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 20 из 33
1 Тема от Олег 2012-11-14 23:21:31
Тема: Перегруз трансформаторов тока.
Здравствуйте.
Суть вопроса: есть ТТ с Sном=15ВА, на нём висит нагрузка 40ВА из которых 30ВА отжирает Орион-БПМ. Чем грозит?
2 Ответ от stobaksoff 2012-11-15 04:55:51
Re: Перегруз трансформаторов тока.
при Sном трансформатор тока работает с номинальной кратностью, с вашей нагрузкой ТТ будет работать с меньшей кратностью, с какой? смотрите кривые предельной кратности. поправьте если не прав
3 Ответ от Олег 2012-11-15 23:37:45
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Судя по всему Вы правы.
4 Ответ от Dmitriy 2012-11-15 23:42:48
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Перегружать ТТ запрещается см. доку производителя в частности длительно допустимый ток термической стойкости.
5 Ответ от Александр США 2012-11-16 05:18:30
Re: Перегруз трансформаторов тока.
6 Ответ от Fiksius 2012-11-16 08:05:48 (2012-11-16 08:10:51 отредактировано Fiksius)
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Александр США какие хорошо предсказуемые последствия? stobaksoff же сказал об уменьшения расчетной кратности
Год назад звонил на пару заводов по этому вопросу, ответили предельно четко: ТТ все равно, если вторичная нагрузка больше.
7 Ответ от Ugrumy 2012-11-16 08:34:34
Re: Перегруз трансформаторов тока.
8 Ответ от scorp 2012-11-16 08:41:29
Re: Перегруз трансформаторов тока.
что то помнится о перегрузе не более 5%
9 Ответ от Alexikus 2012-11-16 08:51:44
Re: Перегруз трансформаторов тока.
При нагрузке выше номинальной ТТ может выйти за пределы своего класса точности, снижается допустимая предельная кратность. Других последствий не знаю.
Если ТТ используются для релейной защиты, превышать нагрузку не есть хорошо, для целей учёта электроэнергии вообще недопустимо.
10 Ответ от Andrey_13 2012-11-16 08:53:42 (2012-11-16 08:53:56 отредактировано Andrey_13)
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Год назад звонил на пару заводов по этому вопросу, ответили предельно четко: ТТ все равно, если вторичная нагрузка больше.
Кто ответил? Менеджер? Или конструктор ТТ? Лучше руководствоваться НТД и здравым смыслом, а не чьими-то словами.
11 Ответ от Fiksius 2012-11-16 08:59:08
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Есть ТТ 600/5 с номинальной вторичной нагрузкой 20 ВА.
1) первичный ток 300 А, вторичная нагрузка ТТ 10 ВА. Чему равно значение вторичного тока?
2) первичный ток 300 А, вторичная нагрузка ТТ 30 ВА. Чему равно значение вторичного тока?
Добавлено: 16-11-2012 09:56:13
Если ТТ используются для релейной защиты, превышать нагрузку не есть хорошо
Почему не есть хорошо, если расчет на 10% погрешность проведен?
Добавлено: 16-11-2012 09:59:08
Лучше руководствоваться НТД и здравым смыслом, а не чьими-то словами.
12 Ответ от rimsasha 2012-11-16 09:14:11
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Есть ТТ 600/5 с номинальной вторичной нагрузкой 20 ВА.
1) первичный ток 300 А, вторичная нагрузка ТТ 10 ВА. Чему равно значение вторичного тока?
2) первичный ток 300 А, вторичная нагрузка ТТ 30 ВА. Чему равно значение вторичного тока?
До определеного значения нагрузки Т.Т значение вторичного тока при одном и том же первичном токе будет одинаковым, но когда вы его сильно перегрузите то на намагничивание будет идти большее тока и Т.Т будет врать. Если прокрутить ситуацию, то при большой загрузке Т.Т. и большой уставке по току Т.Т может и не выдать этого тока, в том числе как уже упоминали из-за снижения кратности, особенно это касается отсечек.
13 Ответ от Fiksius 2012-11-16 09:22:12
Re: Перегруз трансформаторов тока.
14 Ответ от Andrey_13 2012-11-16 10:00:05 (2012-11-16 10:00:41 отредактировано Andrey_13)
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Другие аргументы есть какие нибудь?
Навскидку: слишком большая нагрузка аналогична раскорачиванию вторичной обмотки ТТ может вызвать появление высокого напряжения на его зажимах (правда она должна быть очень большая). Ещё нагрев магнитопровода с последующим повреждением или ускоренным старением изоляции.
15 Ответ от rimsasha 2012-11-16 10:01:29
Re: Перегруз трансформаторов тока.
А чем не аргумент отказ отсечки. Как пример уставка по току 50А вторичных, а Т.Т. настолько перегружен что при максимальном КЗ выдает 40А вторичных.
16 Ответ от Fiksius 2012-11-16 10:26:31
Re: Перегруз трансформаторов тока.
А чем не аргумент отказ отсечки
Навскидку: слишком большая нагрузка аналогична раскорачиванию вторичной обмотки ТТ может вызвать появление высокого напряжения на его зажимах (правда она должна быть очень большая).
Ещё нагрев магнитопровода с последующим повреждением или ускоренным старением изоляции.
А вот как это оценить, я не знаю.
Кстати, я на предлагаю бросаться в крайности и вместо номинальной 10 ВА, загрузать на 100 ВА. Просто у меня был случай, когда на существующий ТТ с номиналом 10 ВА, мне пришлось посадить 15 ВА. Вот тут я и пытаюсь выяснить, все я учел, или нет.
17 Ответ от lik 2012-11-16 11:35:30
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Для админов. Если тема разовьется ее, вилимо, лучше перенести в другой раздел.
18 Ответ от stobaksoff 2012-11-16 12:07:46
Re: Перегруз трансформаторов тока.
я руководствуюсь такой логикой: считаю нагрузку во вторичной цепи ТТ, беру кривую предельной кратности, по ней нахожу кратность, если она меньше реальной кратности то все гуд, если нет либо коэффициент трансформации менять (читай кривую предельной кратности), либо сечение кабеля вторичной цепи увеличивать, либо писать на завод запрос (можно ли изготовить ТТ с необходимыми параметрами).
Номинальная мощность паспортная показывает при какой мощности ТТ будет работать в классе точности с номинальной кратностью, про перегруз не слышал)
19 Ответ от Orion76 2012-11-16 12:10:44 (2012-11-16 12:52:19 отредактировано Orion76)
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Начну с того что вопрос некорректный Каждый слышит чтото свое и на это отвечает
Что касается РЗ думаю ничего не будет, отработает
Тем более 30 Ва это потребление Ориона при номинальном режиме загрузки ТТ
Как то так
20 Ответ от Andrey_13 2012-11-16 12:23:02
Re: Перегруз трансформаторов тока.
Вспомнилось (правда здесь речь не о нагрузке, а о перегрузке):
ок. а такой вопрос, ну шоб дополнительные понятия были у студиозов.
из жизни, у меня заложены ТТ на 3000А, клиент заявил, что ему надо прогонять в транзите 4000А.
я сказал нет проблем. почему?
Да всё гораздо проще.
ТТ я определил с 150% возможностью перегрузки.
есть такой параметр в опросном листе забугорных ТТ.
Онлайн журнал электрика
Статьи по электроремонту и электромонтажу
Допустимые перегрузки трансформаторов
При эксплуатации силовых трансформаторов приходится в отдельные часы суток перегружать их так, чтоб за счет недогрузки в другие часы обеспечить дневной износ изоляции обмоток от перегрева не выше того износа, который отвечает номинальному режиму работы трансформатора, так как изменение температуры изоляции на 6 °С вызывает изменение срока службы ее в два раза.
Коэффициенты K1 и K2 определяют отношениями эквивалентных соответственно исходного и наибольшего токов к номинальному току трансформатора, при этом под эквивалентными величинами понимают их средние квадратические значения до пришествия большей нагрузки и за период ее максимума.
Графики нагрузочной возможности трансформаторов К 2 ( K1 ), отвечающие различной продолжительности t периодической перегрузки (рис. 1 ), позволяют по данному исходному состоянию трансформатора, характеризуемому коэффициентом K1 определяемому по суточному графику нагрузки I ( t ) за 10 ч до пришествия максимума ее, и данной длительности t периодической перегрузки отыскать допустимый коэффициент перегрузки К2 на период наибольшей нагрузки трансформатора.
Рис. 1. Графики нагрузочной возможности трехфазных трансформаторов номинальной мощностью до 1000 кВА с естественной циркуляцией воздуха и масла и неизменной времени нагрева 2,5 ч при эквивалентной температуре охлаждающего воздуха 20 °С.
Эквивалентная температура охлаждающего воздуха — постоянная температура его, при которой имеет место тот же износ изоляции обмоток трансформатора, несущего неизменную нагрузку, что и при имеющейся переменной температуре воздуха. При фактически постоянной нагрузке и отсутствии периодических дневных и сезонных колебаний эквивалентную температуру охлаждающего воздуха принимают равной 20 °С.
Если максимум среднего графика нагрузки I (t) в летнее время меньше номинальной мощности трансформатора, то в зимние месяцы допускается дополнительная 1 %-я перегрузка трансформатора на каждый процент недогрузки летом, но менее чем на 15 %, при этом суммарная нагрузка должна быть менее 150 % номинальной.
Допустимые краткосрочные перегрузки трансформаторов при аварийных режимах
Такие перегрузки допустимы при всех системах остывания независимо от предыдущего режима, температуры охлаждающего воздуха и места установки трансформаторов при условии, что температура масла в верхних слоях не выше 115°С. Кроме этого, для маслонаполненных трансформаторов, работающих с коэффициентом исходной нагрузки К1
При переменной нагрузке на подстанцию с несколькими трансформаторами нужно составить график включений и отключений параллельно работающих трансформаторов с тем, чтоб достигнуть эконом режимов их работы.
В реальных критериях приходится несколько отклоняться от расчетного режима с тем, чтоб число оперативных переключений каждого трансформатора не превышало 10 в течение суток, т. е. не приходилось бы отключать трансформаторы наименее чем на 2 — 3 ч.
При параллельной работе трансформаторов суммарная нагрузка на трансформаторную подстанцию должна обеспечить достаточную нагрузку каждому из их, о чем судят по свидетельствам соответственных амперметров, установка которых для трансформаторов номинальной мощностью 1000 кВА и выше неотклонима.
Современные трансформаторы, работающие при большой магнитной индукции, не должны находиться в эксплуатации при значимом повышении первичного напряжения, потому что это сопровождается повышением утрат электронной энергии на нагрев магнитопроводов. Долгое увеличение первичного напряжения при нагрузке трансформатора не выше номинальной допускают до 5 % напряжения данного ответвления, а при нагрузке его на 25 % номинальной мощности — до 10 %, которое может быть допущено и при нагрузке не выше номинальной продолжительностью до 6 ч в день.
Степень неравномерности нагрузки по фазам трансформатора не должна превосходить 20 %. Она определяется так:
K н = (I мах — I ср / I ср) х 100,
где, I мах — ток перегруженной фазы в момент большей нагрузки трансформатора, I ср — средний ток 3-х фаз трансформатора в тот же момент.