на сколько можно опоздать по этикету

Работодатель заставляет писать объяснительные за минутное опоздание

Я работаю на госпредприятии — конструктором в конструкторском бюро. Недавно нас заставили писать объяснительные за опоздания и ранний уход с работы. Попали даже те, кто через проходную проходит ровно в 08:00 и в 16:30. Объясняют это тем, что весь рабочий день я должен работать, а время похода до проходной не считается. Что говорит об этом трудовой кодекс?

Павел, ваш работодатель прав: весь рабочий день вы должны работать.

Какое время считать рабочим

Трудовой кодекс считает рабочим время, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности, и иные периоды, на которые прямо указывает закон. Иные периоды — это, например, время прохождения обязательных медосмотров в начале или конце рабочего дня для шахтеров, водителей и других особых категорий работников.

Время в пути до рабочего места к таким периодам не относится, если вы не вахтовик или водитель.

Для конструкторов и других категорий работников, о которых трудовое законодательство не говорит отдельно, работает следующая схема: в течение рабочего дня работник должен работать на рабочем месте. Рабочее место — это ваш станок или письменный стол. Территория предприятия — проходная, раздевалка, коридор, курилка, столовая и так далее — рабочим местом не считается, если только правила внутреннего трудового распорядка не говорят об обратном.

По трудовому кодексу на рабочем месте вы должны оказаться ровно в момент начала рабочего дня, то есть в 8:00. Так считают и суды. Например, судебная коллегия Красноярского краевого суда не включила путь от проходной в рабочее время в определении по делу № 33-8156/2015.

Поэтому ваш работодатель прав, стоит приходить немного заранее, чтобы успеть дойти от проходной до рабочего места.

Чем грозят опоздания на работу

При выборе меры взыскания работодатель обязан соизмерять ваш проступок и санкцию за него. Поэтому вас вряд ли уволят за опоздание на 10—15 минут из-за дороги от проходной. Но риск повышается, если вы будете опаздывать постоянно. Например, Судебная коллегия Приморского краевого суда подтвердила в определении по делу № 33-7176/2016, что достаточно несколько раз опоздать на 10 минут к началу рабочего дня, чтобы тебя уволили за неисполнение трудовых обязанностей. Московский областной суд в решении этого вопроса солидарен со своим коллегой из Владивостока.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Что считается опозданием по трудовому кодексу?

Даже если работник задержался всего на минуту, это считается опозданием и за это можно наказать

на сколько можно опоздать по этикету

Сергей Скрябин

Читательница Людмила спрашивает: «Сотрудник часто опаздывает на работу. Иногда всего на пять минут, иногда на двадцать. Подскажите, что трудовой кодекс говорит про опоздания и можно ли наказать сотрудника?»

Опоздание — это нарушение трудовой дисциплины

Опозданием считают, если рабочий день в компании начался, а работника нет на месте. При этом не важно, опаздывает он на минуту или на полдня. Если работа началась, а сотрудник отсутствует без уважительной причины — его можно наказать.

Обязанность приходить на работу к определенному времени прописана в трудовом договоре и в правилах внутреннего трудового распорядка. Это относится к трудовой дисциплине.

Как наказать сотрудника за опоздание

За нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право наказать сотрудника. В законе нет конкретного пункта про опоздания, но его можно отнести к двум категориям в зависимости от того, на сколько опоздал сотрудник:

Далее расскажем, как работодателю действовать в обоих случаях.

Если работника нет на месте до 4 часов. В этом случае опоздание считают нарушением трудовых обязанностей. Наказание будет зависеть от тяжести проступка. Если работник опоздал на 5 минут и ничего страшного не произошло, ему сделают замечание. В случае, если пятиминутного опоздания компания понесла убытки, например клиент ушел к конкурентам, работнику могут сделать выговор, а за второй такой проступок — уволить.

Если все опоздания подтверждены документально, к работнику уже применяли дисциплинарное взыскание и он опоздал снова, что повлекло серьезный сбой в работе фирмы или ИП, — работодатель имеет право его уволить. Причина — неоднократное нарушение трудовых обязанностей.

Если работника нет больше 4 часов. Если работника нет дольше 4 часов подряд или в течение всей более короткой рабочей смены без уважительной причины — это расценивают как прогул и его можно уволить за грубое нарушение трудовых обязанностей.

В этом случае уволить можно сразу, не дожидаясь двух проступков. Главное — зафиксировать нарушение документально и приложить доказательства.

Увольнение за прогул — право, а не обязанность. Если сразу увольнять сотрудника не хочется, можно также сделать замечание или выговор.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Что такое УИН и где его взять

УИН — специальный идентификатор, указанный в платежном документе. По нему госорганы определяют, от кого и за что пришли деньги

Как учредителю вывести прибыль из ООО через дивиденды?

Дивиденды можно вывести деньгами или в натуральной форме — имуществом

Когда ИП пора регистрировать ООО?

Регистрировать компанию нужно, когда бизнес ведут несколько партнеров, его нужно разделить, масштабировать или продать как единое целое. Еще ООО открывают, когда решили заняться деятельностью, недоступной для ИП

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

на сколько можно опоздать по этикету

на сколько можно опоздать по этикету

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Опоздания. Как наладить трудовую дисциплину

на сколько можно опоздать по этикету

Устраиваясь на работу гражданин заключает с работодателем трудовой договор, обязуясь тем самым исполнять все положения, в т. ч. и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации. Любое нарушение трудовой дисциплины, даже незначительное, может повлечь санкции со стороны руководства. При трудоустройстве работодатели предупреждают новых сотрудников о распорядке дня, действующем на предприятии, и о мерах ответственности за его нарушение.

Как показывает практика даже самые ответственные и пунктуальные работники могут опоздать на работу. Так чем же чреваты опоздания на работу? Почему сотрудники опаздывают? Как следует бороться с опозданиями, а чего предпринимать не стоит? В своей статье я попробую дать ответы на эти и сопутствующие вопросы.

Причины опозданий могут быть абсолютно разными: от банальной несобранности до хронического недосыпания из-за ежедневных перегрузок на работе, если рабочий день сотрудника превышает 10–14 часов.

Условно всех сотрудников, опаздывающих на работу, можно разделить на несколько категорий:

К первой категории относятся сотрудники, которые редко опаздывают на работу, как правило, не больше пяти раз в год. Чаще всего причины их опозданий вызваны внезапно возникшими обстоятельствами, выбившими их из привычного ритма жизни. Например, в семье сотрудника внезапно заболел ребенок, и возникла необходимость срочно обратиться к врачу, сотрудник попал в ДТП или в графике работы общественного транспорта возникли серьезные сбои и т.д.

Ко второй — работники, которые часто опаздывают, но время их опоздания незначительное (всего лишь на пять—семь минут). Как правило, это люди, живущие по максимуму, они хотят успеть в своей жизни всё, но в итоге ничего не успевают. Такие люди не имеют запаса времени для маневра. Поэтому, даже небольшая пробка на перекрестке по пути на работу или внештатные погодные условия, например, снегопад, не просто могут повлиять на их планы, а и вовсе их разрушить. Они не склонны расценивать утренние опоздания на работу как преступление, хотя и понимают, что нарушают трудовую дисциплину.

Такие сотрудники рассуждают следующим образом: «В результате моего опоздания катастрофы ведь не случилось (не сорвалось подписание контракта, отчеты отправлены вовремя и т.д.), а значит и наказывать меня не за что».

И наконец, к третьей категории относятся сотрудники, которые постоянно опаздывают. Это люди хронически несобранные, напрочь лишенные чувства внутренней ответственности и дисциплины. К сожалению, они ничего не могут с собой поделать, поэтому какие бы меры воздействия к ним ни применялись, они практически не имеют эффекта. При этом, как правило, такие люди обладают другими качествами, которые легко можно противопоставить их несобранности. Такие сотрудники могут быть двигателями бизнеса и продаж, рекламными агентами, фонтанирующими гениальными идеями, хорошими аналитиками и людьми творческих профессий.

В Трудовом кодексе нет четкого определения, что следует считать опозданием, поэтому каждый руководитель индивидуально подходит к этому вопросу. Следует понимать, что в каждой организации правила применения наказаний за опоздания будут свои, да и сама трактовка понятия «опоздание» будет различаться. Для одних руководителей и пятиминутная задержка работника является серьезным нарушением трудовой дисциплины, а другие спокойно относятся даже к получасовым опозданиям своих подчиненных.

В большинстве случаев, опоздание выражается в прибытии сотрудника на рабочее место позже времени, определенного как начало рабочего дня (смены) в трудовом договоре. Опоздание расценивается как нарушение трудовой дисциплины и может привести к определенным мерам воздействия со стороны руководства в случаях, если

Единичные случаи опоздания вряд ли приведут к серьезным последствиям для сотрудника, однако систематическое игнорирование установленного режима работы может стать поводом для потери работы с увольнением по соответствующей статье.

Руководители организаций зачастую не применяют наказания, если сотрудник опоздал на работу на 5-10 минут, понимая, что все заранее предусмотреть у сотрудника нет возможности, ну, не сработал будильник, и сотрудник проспал, по дороге на работу сломался автомобиль и т. п. Но если работник опаздывает систематически, у руководителя возникает потребность наказать сотрудника за непунктуальность и пренебрежительное отношение к работе.

Однако прессинг сотрудников в жестких рамках тотальной дисциплины, когда опоздание на работу грозит всеми возможными лишениями: от премии до карьерного роста; может иметь негативные последствия. У работников, в результате, могут выработаться искривленные представления о ценностях и ошибочные представления о тяжести проступка.

Вот пример из жизни: гражданин, находясь за рулем автомобиля, выехал на красный свет светофора и стал виновником ДТП. Водитель скрылся с места происшествия. Позже он объяснил работникам правоохранительных органов, что оставил место происшествия, боясь опоздать на работу, и, в результате, лишиться квартальной премии, да и на красный свет проехал по той же причине.

Так как же правильно бороться с опозданиями?

Опоздание с точки зрения трудового законодательства расценивается как малозначительное нарушение, поэтому работодатель вправе привлечь сотрудника только к дисциплинарной ответственности. Но и такое наказание может серьезно осложнить жизнь работнику.

Согласно положениям ст. 192 ТК РФ, руководство вправе использовать следующие виды дисциплинарных наказаний:

Применение любого из вышеуказанных наказаний законно только, если при проверке будет установлено отсутствие уважительных причин для опоздания. В противном случае, отсутствие на работе не станет поводом для воздействия на работника, и не будет иметь негативных последствий.

Так происходит, если в ходе проверки обстоятельств опоздания работника выясняется, что он не смог вовремя явиться на работу по уважительным причинам, к числу которых относятся:

Таким образом, если сотрудник опаздывает на работу на значительное время (свыше 30 минут), он должен предупредить начальника о том, что не сможет прибыть вовремя и предоставить документы, подтверждающие веские причины правомерности своего опоздания, например, больничный лист, справку из медицинского учреждения о посещении врача, справку из обслуживающей эксплуатационной компании о затоплении, документы из ГИБДД о ДТП или поломке общественного транспорта и т.п.

К тому же не будет считаться опозданием сотрудника его несвоевременное прибытие на рабочее место, если выполнение его трудовой функции не связано ни с рабочим местом, ни со временем начала рабочего дня и его окончания, например, у администратора концертного зала или электрика на предприятии.

Допустим, что возникла аварийная ситуация на подстанции, находящейся за пределами основного предприятия. Поэтому, для устранения аварии, электрик может прибыть к началу рабочего дня на подстанцию, а не на рабочее место, определённое трудовым договором. Рабочий день администратора концертного зала вообще зависит от проводимых концертов и спектаклей, а значит может быть «разорван». Как правило, основная масса таких мероприятий проводится в вечернее время, но для подготовки к следующему концерту такого сотрудника могу вызвать на работу и до начала рабочего дня.

Если в трудовом договоре сотрудника нет указания на специфику рабочего времени, то это всецело проблема работодателя. При возникновении спора сотрудник сможет легко доказать выполнение им своей трудовой функции в месте, отличном от указанного в трудовом договоре, которое также является его рабочим местом.

Наказать работника за опоздание можно только в течение установленного срока. Так, если вид наказания замечание или выговор, то срок привлечения работника к дисциплинарной ответственности составляет 1 месяц со дня обнаружения и 6 месяцев со дня совершения проступка. Если же дошло до увольнения, то срок для фиксации нескольких опозданий, свидетельствующих о систематическом неисполнении сотрудником своих должностных обязанностей, а их должно быть не менее трех, составляет 1 год.

Если сотрудник в течение 1 года более не допускал нарушений дисциплины, правомерность взыскания аннулируется. Если руководитель объявил сотруднику выговор за опоздание, у него всегда есть право отменить взыскание и ранее установленного срока, при условии, что работник более не допускал подобных нарушений трудовой дисциплины.

А вот применять к сотруднику дисциплинарные меры воздействия за пределами установленного срока неправомерно. Поэтому если сотрудника задним числом привлекли к дисциплинарной ответственности за опоздание, он в течении 3-х месяцев со дня вынесения такого приказа (а при вынесении приказа об увольнении в течении 1-го месяца) может его обжаловать. В результате, такой приказ может быть признан судом незаконным именно по указанному основанию.

Из текста ст. 192 ТК РФ следует, что у руководства организации отсутствует право штрафовать работника при опоздании, безосновательно лишать его премии или иным образом снижать оплату труда, установленную трудовым договором. Если сотрудник был оштрафован за опоздание на работу, он вправе опротестовать законность штрафов на работе в надзорных органах и привлечь должностное лицо к административной ответственности. В этом случае оштрафуют уже организацию.

Но это вовсе не означает, что опоздавшего сотрудника нельзя наказать рублём. Руководителем может быть принято решение о том, чтобы такому сотруднику не выплачивать премию или начислить её в меньшем объеме. Такой метод борьбы с опозданиями вполне законен. Но стоит понимать, что для соблюдения законности решения со стороны руководства должна быть не только выполнена вся процедура применения дисциплинарного взыскания к опоздавшему, но и в локальных нормативных актах о премировании, принятых в организации, должны содержаться грамотные формулировки о порядке начисления премий. А значит, в положении о премировании необходимо прописать, что сотрудникам, имеющим дисциплинарные взыскания в отчётном периоде, премии могут не начисляться или быть снижены на определённый процент. Сотрудник с данными локальными актами должен быть ознакомлен под подпись.

Так, осенью 2009 г. было возбуждено уголовное дело в отношении старшего лейтенанта милиции, командира взвода отдельной роты ДПС ОГИБДД УВД по Приморскому району. Его подозревали в превышении должностных полномочий и применении насилия к подчиненному (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Согласно материалам уголовного дела, 17.10.2009 в помещении роты ДПС он решил наказать подчинённого ему инспектора ДПС за опоздание на службу. В качестве наказания командир ударил подчинённого кулаком в лицо, сбил с ног подсечкой и применил удушающий прием.

Обсуждая вопрос о мерах борьбы за трудовую дисциплину, мнения работодателей конечно же расходятся. Но я считаю, что меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины необходимо определять в зависимости от последствий, которые могут наступить в случае опоздания работников.

Так, вряд ли стоит наказывать бухгалтера за пятиминутное опоздание, если накануне она задержалась на работе, чтобы вовремя сдать отчётность, ведь её опоздание никак не отразится на результате работы. А вот водителя автобуса за опоздание на работу следует наказать, т.к. его опоздание собьёт весь график движения автобусов на маршруте. И всё же не стоит перебарщивать в борьбе за дисциплину. Во всём нужно иметь чувство меры.

Да, каждый руководитель вынужден бороться за трудовую дисциплину на своём предприятии, и чем предприятие крупнее, тем строже меры ответственности к нарушителям. Но не всё можно решить лишь страхом наказания за проступки. Успешно развиваться предприятие может, лишь имея сплочённый коллектив. Поэтому важно стимулировать сотрудников в их желании достигать личных успехов, развивая у сотрудников понимание, что личный вклад каждого приведёт к процветанию предприятия. А в процветающей компании и работать приятно, и оплата труда стабильно высокая.

Екатерина Сорокина — эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Источник

Предупредите об опоздании по телефону, извинитесь, как только вы окажетесь на месте: как быть, если вы опаздываете на важную встречу или собрание, и как не допустить этого

на сколько можно опоздать по этикету

Опоздание на важную встречу или собрание расценивается как нарушение делового этикета. Но нередко обстоятельства складываются так, что у нас не получается вовремя придти на такое мероприятие. Как быть в такой непростой ситуации? Эксперты рекомендуют в подобных случаях либо минимизировать ущерб от опоздания, либо найти для себя веское и серьезное оправдание. Мы поделимся с вами их советами. Мы также расскажем о том, как предотвратить такие ситуации в будущем.

Минимизация ущерба

Если вы опаздываете крайне редко, и у вас хорошие отношения с начальником и коллегами, то попытайтесь загладить свою вину. Вам нужно сделать все для того, чтобы ущерб от вашего опоздания стал минимальным. Для этого вам нужно предпринять следующие действия:

Далее мы подробно рассмотрим каждый из этих шагов.

Позвоните и сообщите об опоздании

Как только вы понимаете, что опаздываете, то сразу же возьмите телефон и свяжитесь с человеком, который ведет собрание. Предупредите его о том, что вы не сможете приехать вовремя. Говорите быстро и кратко. Это убедит вашего собеседника в том, что вы торопитесь приехать.

на сколько можно опоздать по этикету

Извинитесь перед всеми

Когда вы войдете в зал для собраний, действуйте согласно ситуации. Если люди не начинают встречу без вас, то обязательно извинитесь перед ними. Не оправдывайтесь и не говорите слишком долго. Просто и коротко попросите прощения, это смягчит вашу вину.

Если собрание уже началось, то не отвлекайте его участников своими извинениями. Но после окончания встречи обязательно подойдите к вашим начальникам и попросите у них прощения. Но не переусердствуйте с извинениями, иначе вы привлечете чрезмерное внимание к факту опоздания.

Будьте честны

Если вы решили минимизировать ущерб, то будьте честны и не лгите. Иначе начальник потребует у вас документального подтверждения причин вашего опоздания. Если обычно вы приходите на работу и на важные встречи вовремя, то руководство и коллеги отнесутся к данной ситуации с пониманием.

Если вы систематически опаздываете, то обсудите это наедине с начальником. Попросите у него совета о том, как в будущем избежать такой проблемы.

Перенесите встречу

Если вы сами проводите собрание и опаздываете, то лучше перенесите это мероприятие. Подчиненные оценят этот шаг. Они поймут, что вы цените их время и не заставляете их ждать. Если же вы делите ответственность за проведение собрания с одним-двумя коллегами, то обсудите с ними возможность переноса мероприятия.

Внесите полезный вклад

Если вы опоздали, то это не означает, что вам нужно уклоняться от активного участия в собрании. Старайтесь обсуждать все важные темы и принести максимальную пользу. Это компенсирует ущерб от вашего опоздания.

Но при этом не отвлекайте других людей. Не нужно выяснять у них ту информацию, которую вы пропустили из-за опоздания.

Найдите хорошее оправдание

Безусловно, лгать неэтично. Но если под угрозой находится ваша карьера или репутация, то попробуйте сослаться на объективные обстоятельства, из-за которых вы не смогли придти вовремя. Делать это нужно очень осторожно и обдуманно. Далее мы приведем вам несколько возможных предлогов для опоздания.

на сколько можно опоздать по этикету

Сошлитесь на транспортные проблемы

Вы можете сослаться на сбои в работе общественного транспорта или автомобильные пробки. Скорее всего, такое оправдание будет принято. Но предварительно зайдите в интернет и изучите новости о транспортных проблемах или карту пробок. Сообщите, что вы добирались на встречу именно тем путем, где возник сбой. Помните, что руководство может проверить эту информацию

Если кто-то из коллег или руководства ездит тем же путем, что и вы, то не используйте такое оправдание. Иначе ваша ложь будет легко раскрыта.

Обвините свой будильник или телефон

Вы можете сказать, что ваши часы или телефон вышли из строя, и вы не услышали сигнала будильника или уведомления календаря о важной встрече. Такое объяснение будет принято, ведь подобная ситуация случалось хотя бы раз в жизни каждого человека.

Но это оправдание можно использовать крайне редко. Если вы будете постоянно ссылаться на такие обстоятельства, то коллеги и руководство сочтут вас недисциплинированным человеком.

Используйте чрезвычайные ситуации

Вы можете объяснить свое опоздание чрезвычайными семейными или личными обстоятельствами. Но помните, что это крайне нечестно. К подобному способу можно прибегать лишь в экстремальных ситуациях, когда опоздание грозит вам очень серьезными неприятностями. Но даже при таких обстоятельствах никогда не лгите о тяжелых травмах или смерти родных.

Старайтесь использовать такие оправдания лишь в крайне редких случаях. Иначе начальник заподозрит, что вы лжете. Он потребует от вас официальных подтверждений чрезвычайных обстоятельств. Если вы не сможете предоставить соответствующих документов, то это может обернуться увольнением.

Сошлитесь на рабочую нагрузку

Ссылаться на свою загруженность работой вы можете лишь в том случае, если у вас есть масса дополнительных служебных обязанностей. Если же вы трудитесь наравне со всеми, то такое оправдание не будет принято. Ведь ваши коллеги работают не меньше вас, но тем не менее они смогли явиться на важную встречу вовремя. Руководство будет думать о вас, как о человеке, который плохо справляется со своими делами.

на сколько можно опоздать по этикету

Как предотвратить опоздания

Гораздо проще предотвратить опоздания на важные встречи, чем извиняться и придумывать уважительные причины. Помните, что руководство будет вас прощать лишь до поры до времени. Чтобы избежать неприятных последствий вашей неорганизованности, старайтесь придерживаться следующих правил:

на сколько можно опоздать по этикету

Заключение

Помните, что опоздания крайне редко происходят по объективным причинам. Ведь форс-мажорные ситуации случаются нечасто. В большинстве случаев люди опаздывают из-за своей неорганизованности. Старайтесь развивать в себе пунктуальность и собранность. Это поможет вам вовремя приходить на важные встречи и избежать неприятностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *