на сколько метров можно гулять с собакой
На сколько метров можно гулять с собакой
Статья 13. Требования к содержанию домашних животных
1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Ч. 6 ст. 13 вступает в силу с 01.01.2020.
6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.
Соседи выгуливают собак на газоне у дома: что делать?
Я живу в многоквартирном жилом доме в Самаре. Пришла весна, снег растаял, и на газонах вокруг дома показались «результаты» выгула собак. Помогите разобраться с правилами их выгула: законно ли выгуливать собак на газонах у дома и как бороться законными методами с соседями, которые не хотят убирать за своими питомцами?
Александр, разделяю вашу боль. И отвечаю на вопрос: выгуливать собак на газонах нельзя. Для этого должны быть специальные площадки. Просто гулять с собаками, конечно, никто не запрещает. Но экскременты нужно сразу же собирать.
Недавно приняли федеральный закон, где прописаны правила для выгула собак. Но судебной практики по нему пока нет. Советские инструкции и региональные правила, которые регулировали эти вопросы раньше, работают. Но из-за нового закона практика может измениться.
Сразу скажу — законных методов борьбы с собачьими экскрементами на газоне мало. Главная проблема в том, кто должен контролировать соблюдение закона и привлекать нарушителей к ответственности. На федеральном уровне никаких штрафов нет. Некоторые субъекты РФ их вводят, но Самарская область пока отстает в этом вопросе.
Штраф, который выписали соседу, согреет душу, но не исправит состояние газона. Поэтому практический совет — жалуйтесь в управляющую компанию и районную администрацию и требуйте своевременной уборки придомовой территории.
Правила выгула домашних животных
В конце 2018 года вступил в силу новый закон об ответственном обращении с животными. В нем есть статья, которая определяет требования к содержанию домашних животных и, в частности, правила их выгула. Причем не только собак, но и кошек, хорьков, лошадей и енотов. Специальные правила есть для некоторых категорий собак, которых законодатель считает потенциально опасными. Это крупные собаки и относящиеся к бойцовым породам. Полный перечень установят отдельным документом.
При выгуле домашнего животного необходимо делать вот что.
Держать собак потенциально опасных пород в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Перечень таких пород утвердило правительство. В перечне 12 пород собак и их метисы. Например, американский бульдог, питбульмастиф и кавказская овчарка.
Держать таких собак без поводка и намордника можно только на огороженной территории, принадлежащей владельцу и снабженной предупреждающим знаком. Например, во дворе частного дома.
Убирать за животным в местах и на территориях общего пользования. Это подъезды и придомовые территории: двор, детская, спортивная площадка и в том числе газоны вокруг дома. Закон обязывает владельцев «обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного», но не обязывает все делать самому. Можно попросить сына или дворника. Главное — чтобы было убрано.
Хозяева домашних животных обязаны убирать их фекалии в лифтах, коридорах, во дворах и на улице. Это требование закона.
Требования к местам для выгула обычно включают в правила благоустройства, которые принимает каждый муниципалитет. В Рязани, например, приняли Правила благоустройства и решили, что территории для выгула домашних животных нужно обозначать специальными табличками и огораживать металлической сеткой. Там должны быть специальные контейнеры, куда владельцы животных должны складывать их экскременты. Правила приняты в 2019 году и соответствуют новому федеральному закону.
В Самаре тоже есть такие Правила благоустройства, где отдельно проговаривается, что нельзя выгуливать собак на газонах.
К сожалению, закон не говорит, что такое выгул и чем он отличается от прогулки с собакой в магазин. Чтобы разобраться, нужно сложить вместе все, что написано в законе. Получится вот такая схема действий:
Советские правила выгула собак
Я перечислила требования, которые ввел новый федеральный закон. Однако такие требования — водить собак на поводках, выгуливать на специальных площадках и убирать за ними — существовали и раньше в Правилах содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР. Их приняли в 1981 году и до сих пор никто не отменял.
Требование убирать за кошками и собаками установлено в одном из пунктов этих правил. Оно обязывает граждан не допускать, чтобы собаки и кошки загрязняли квартиры, лестничные клетки, лифты, подвалы и другие места общего пользования в жилых домах, а также дворы, тротуары, улицы и т. п. А если загрязнение появилось, его нужно немедленно устранять.
Правда, не все, в том числе и суды, знают, что эти правила до сих пор действуют и что если их не соблюдать — могут привлечь к административной ответственности. Так, Центральный районный суд Калининграда считает, что таких правил нет, поэтому привлечь к административной ответственности за их нарушение нельзя.
Другие суды считают иначе. Так, мировой судья в Вологодской области привлек мужчину к административной ответственности за то, что его собака укусила ребенка. При этом мировой судья, когда выносил решение, сослался на нарушение Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР.
Суд в Самарской области обязал хозяйку собаки также возместить вред женщине, которую покусала ее собака, и указал, что хозяйка не соблюдала Правила содержания собак, которые были установлены еще в РСФСР.
Пока не будут приняты новые правила содержания домашних животных, советские правила будут действовать. Это касается всех правовых актов, которые действовали на территории РФ до вступления в силу Конституции. Если они не отменены — они применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.
Если какие-то из советских правил были включены в новый федеральный закон, нужно применять закон. Например, про обязанность убирать за собакой. Хотя здесь закон повторяет советские правила, поэтому на практике разницы не будет.
Правила о содержании животных субъектов РФ
Многие субъекты РФ ввели свои правила содержания домашних животных. Остановлюсь на тех, которые действуют в Самаре и Москве.
Правила содержания собак и кошек в Самаре разрешают прогуливаться с собакой в наморднике и на коротком поводке по улицам, бульварам, паркам. Но спортивными упражнениями можно заниматься только на специально отведенных площадках. На детских площадках нельзя даже появляться с собаками. Владельцы обязаны убирать собачьи экскременты в подъездах, на лестничных клетках и в других местах общественного пользования.
Временные правила содержания собак и кошек в Москве более строгие в этом вопросе. Запрещается загрязнять не только подъезды, лестничные клетки и лифты, но и детские площадки, дорожки, тротуары. Если собака все-таки оставила экскременты в перечисленных местах, владелец должен убрать за ней.
К сожалению, про газоны в документе речи не идет. Так что владельцы, которые не убирают за собаками на прогулке, могут свалить все на региональные нормы. По ним они действительно не обязаны этим заниматься.
Если вам будут говорить такое, сразу показывайте новый федеральный закон. Все региональные нормы о правилах содержания животных приняты до его вступления в силу. Нормы, которые ему не соответствуют, не действуют. Да и сама возможность принятия таких норм в субъектах РФ теперь под вопросом: законодатель забыл написать, кто должен принимать такие правила и должен ли вообще.
В законе сказано: нужно убирать за животным в местах и на территориях общего пользования. Определение таких территорий есть в Градостроительном кодексе — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц: площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и др. Территория вокруг дома тоже сюда относится, включая газоны. И неважно, что написано в региональных правилах.
Кто должен следить за соблюдением правил содержания животных
В новом законе есть и перечень тех, кто может проверять, как владельцы животных соблюдают закон.
Государственные инспекторы. Инспекторы Россельхознадзора, Росприроднадзора, а также органов, которые создаются в субъектах РФ, могут рассмотреть ваше заявление и вынести предписание владельцу с требованием не нарушать закон.
Если хозяин животного не исполнит такое требование — административный штраф. По общему правилу, он небольшой: от 300 до 500 рублей. Но если предписание выдаст ветеринарный инспектор, штраф вырастет: от 2000 до 4000 рублей. Это штрафы для физических лиц.
Государственные инспекторы могут сразу привлечь виновного к ответственности и даже изъять у него животное.
Общественные инспекторы. Ими могут быть сотрудники зоозащитных организаций или обычные граждане, у которых есть соответствующее удостоверение. Общественный инспектор имеет право фотографировать правонарушения, снимать их на видео и направлять материалы в государственные органы для привлечения к ответственности.
Сейчас статус общественных инспекторов под вопросом. Порядок организации их деятельности не утвержден. Минприроды разработало проект, но пока он проходит экспертизу. Расскажу вкратце, о чем там говорится.
Чтобы стать общественным инспектором, нужно подать заявление в Росприроднадзор или в специальный орган, который создан в вашем субъекте РФ. Это может быть министерство, департамент, комитет. В его названии должны быть ключевые слова: природные ресурсы, экология, охрана окружающей среды, природопользование и т. п. Комиссия проведет собеседование, задаст несколько вопросов о порядке обращения с животными и решит, достоин ли кандидат быть общественным инспектором.
Ваш участковый — ближайшего к вам участкового можно найти на сайте МВД
В качестве подтверждения можете использовать фотографии, видеосъемку и показания соседей. В общественных местах можно вести фото- и видеосъемку.
Что будет нарушителям
Сейчас ответственность за нарушение правил выгула собак устанавливается только в региональных законах. Предусмотрено два вида наказания: предупреждение и штраф.
Вероятно, что в ближайшем будущем региональную ответственность отменят, а новую федеральную введут. По общим правилам КоАП, раз правила выгула животных федеральные, то и ответственность должна быть соответствующей. В законах субъектов РФ устанавливать ее нельзя.
Региональные нормы об административной ответственности за нарушение правил содержания животных суды и раньше признавали незаконными. Пока что это практика отдельных субъектов. В целом эти вопросы к судьям и законодателям, а мы пока ориентируемся на действующие нормы.
В Москве штраф для владельца за загрязнение животным мест общего пользования в многоквартирных домах и общественных мест — от 1000 до 2000 рублей. Такой же размер штрафа в Ленинградской области. В некоторых регионах штраф меньше, например, в Томской области — от 500 до 1000 рублей. В Санкт-Петербурге максимальный штраф выше — от 500 до 3000 рублей.
В других субъектах РФ устанавливают ответственность в целом за нарушение правил содержания домашних животных. В Волгоградской области владельцу животного могут выдать предупреждение или назначить штраф от 1000 до 3000 рублей.
Чтобы узнать, какая ответственность установлена у вас в регионе, найдите закон об административных правонарушениях вашего субъекта РФ. Обычно он называется так: Закон об административных правонарушениях на территории Саратовской области или Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях. В нем поиском по ключевым словам «животные», «собаки» ищите нужную статью.
Примеры из жизни
Приведу несколько примеров, когда граждане не убирали за своими собаками и получали предупреждения и штрафы.
В Ростове-на-Дону одна женщина выпускала собак гулять в подъезд без поводка и не убирала за ними экскременты. Административная комиссия муниципального образования привлекла ее к ответственности и вынесла предупреждение.
В Вологодской области женщине назначили штраф в размере 1000 рублей за то, что ее собачка справляла свои естественные надобности у крыльца соседа. Правда, потом суд пересмотрел это решение и отменил штраф. Он учел показания свидетелей: никто не смог подтвердить, что загрязнения во дворе оставила именно собачка, принадлежащая гражданке.
В Новосибирске в отделение полиции поступило три заявления о выгуле собаки на детской площадке, загрязнении собакой общественного места и выгуле собаки без поводка и намордника. Хозяйку привлекли к ответственности и назначили штраф в 1000 рублей. Суд подтвердил: все правильно. Маламутов нужно выгуливать в намордниках.
Если решите обращаться в полицию или в суд, подтверждайте свои слова фотографиями, на них должно быть указано время съемки. Суды проверяют это, смотрят на показания очевидцев. Если в вашем субъекте РФ есть административная ответственность за нарушение правил выгула собак, обратитесь в полицию или местную администрацию: есть шанс наказать нарушителя.
Как поступить в вашем случае
В Самарской области административной ответственности за нарушение правил выгула собак нет. Но в судебной практике я нашла альтернативный вариант.
Гражданина укусила собака, охраняющая двор его соседки. Он обратился к участковому. Тот установил, что соседкой нарушены Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, а это нарушение санитарных правил по профилактике бешенства. Участковый передал дело в Роспотребнадзор, где возбудили дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. Суд рассмотрел это дело и назначил штраф в 350 рублей.
Есть такие санитарные правила — СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей». В них сказано, что необходимо соблюдать правила содержания и выгула домашних животных и прививать их от бешенства. То есть несоблюдение правил содержания домашних животных — это нарушение санитарных норм. А это влечет ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.
Через экскременты бешенство не передается, не волнуйтесь, но такая отсылка в санитарных правилах дает возможность привлечь нарушителей к ответственности.
Вы можете обратиться к участковому, как гражданин из примера. Другой вариант — написать в Роспотребнадзор. Для этого заполните форму для обращений и укажите ваши фамилию, имя и отчество. Выберите ближайший к вам территориальный орган Роспотребнадзора.
В обращении напишите так:
Сообщаю о факте административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ. Гражданин Иванов И.В. — владелец собаки. Он не соблюдает правила содержания и выгула домашних животных, установленные Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ и Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР. Также он не убирает экскременты, которые оставила его собака во дворе дома, что нарушает п. 9.2 СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей». Прошу провести с Ивановым И.В. разъяснительную работу и привлечь его к ответственности.
Конкретизируйте текст в зависимости от ваших обстоятельств, опишите конкретные случаи. Приложите фотографии, видео, сошлитесь на показания очевидцев, которые могут выступить свидетелями. Формы для приема электронных сообщений позволяют это сделать.
Как навести порядок на газоне
На газоне гуляют не только домашние собаки, но и бродячие. У них нет хозяев, некому за ними убирать. Поэтому только просветительской работой и жалобами в госорганы проблему не решить. Чтобы на газонах и тротуарах было чисто, нужно обращаться в организацию, которая должна содержать их в приличном виде.
За газоны рядом с домом отвечает управляющая компания или ТСЖ. Земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства относится к общему имуществу жильцов дома. Поэтому его обязаны убирать и проводить санитарно-гигиеническую очистку.
Если управляющая компания не убирает газоны и придомовую территорию, обращайтесь в местную администрацию. Если проблема с городским тротуаром или газоном — тоже обращайтесь в администрацию. Прикладывайте фотографии, составляйте коллективные жалобы.
Сейчас есть специальные порталы, которые позволяют подать жалобу через интернет. Например, жители Санкт-Петербурга могут использовать сайт «Наш Санкт-Петербург», москвичи — Gorod.mos.ru.
Чистый город. Практическое руководство — администрация Санкт-Петербурга разъясняет, что делать, если двор или улицу убирают некачественно. Есть примеры обращений
Чтобы в вашем дворе было чисто, работайте в первую очередь с жильцами дома. Попробуйте поговорить с соседями, которые не убирают за своими собаками. Конечно, это зависит от ваших отношений и темперамента.
И не стесняйтесь фиксировать нарушения и обращаться в полицию. Правильно определить, по какой статье привлекать к ответственности и кто это должен делать, — задача государства. Выше я приводила примеры: шанс привлечь нарушителя к ответственности есть. Даже беседа с участковым в некоторых случаях может помочь.
Если кратко, порядок действий такой:
Удачи вам в борьбе за чистые газоны и ответственных соседей-собаководов!
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменения и поправки
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.
3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными
Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 4. Основные принципы обращения с животными
Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:
1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;
2) ответственность человека за судьбу животного;
3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;
4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:
1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;
2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;
3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;
4) утверждение перечня потенциально опасных собак;
5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;
6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;
7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;
8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
9) установление порядка организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными;
10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;
11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.
2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;
2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;
4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.
Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:
1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;
2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
3) установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными;
4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных
Статья 9. Общие требования к содержанию животных
1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:
1) обеспечение надлежащего ухода за животными;
2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;
3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными
1. При обращении с животными не допускаются:
1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;
2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.
2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.
Статья 11. Защита животных от жестокого обращения
1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.
2. При обращении с животными не допускаются:
1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;
5) организация и проведение боев животных;
6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными
1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.
2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.
Статья 13. Требования к содержанию домашних животных
1. При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:
1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Требования к содержанию н использованию служебных животных
1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.
2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.
3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовывается в средствах массовой информации.
4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.
Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию
1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровью, требования к местам содержания таких животных и лицам, осуществляющим их использование.
3. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.
4. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.
5. В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.
6. Применение лекарственных препаратов для ветеринарного применения и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, в целях повышения эффективности использования животных в культурно-зрелищных целях не допускается.
7. Использование в отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, не допускается.
8. Если дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, владелец животного обязан обеспечить его содержание до наступления естественной смерти животного или передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных.
9. Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья 16. Приюты для животных
1. Приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
2. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.
3. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.
4. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
5. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
6. В отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.
7. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:
1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев;
4) содержать поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;
5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;
6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных животных без владельцев;
7) размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи сведения о находящихся в приютах для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.
8. Передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим лицам и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных не допускается.
9. Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют для животных животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, размещаются сотрудниками приюта для животных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных.
10. Перечень дополнительных сведений о поступивших в приют для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядок размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утверждаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
12. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения:
1) гражданами приютов для животных в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений;
2) добровольцами (волонтерами) приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
13. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Глава 4. Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев
Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев
1. Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотии и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
3) гуманного отношения к животным без владельцев;
4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
6) возврата потерявшихся животных их владельцам.
2. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.
3. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
1. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
2. При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования:
1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;
2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;
3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;
4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;
5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи;
6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность.
4. Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.
5. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
6. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.
7. Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными
Статья 19. Государственный надзор в области обращения с животными
1. Задачами государственного надзора в области обращения с животными являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Порядок организации и осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Порядок организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
2) проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, составлять по результатам проверок соответствующие акты;
3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
4) выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;
5) пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
7) изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел по признакам преступлений.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обращения с животными, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными
1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.
2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.
4. Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.
5. Общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;
2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;
4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
6. Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:
1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).
8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.
9. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Глава 6. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
За нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом
1. Дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, подлежат конфискации в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
2. Конфискованные дикие животные в неволе подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение указанных животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с указанными животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 14, ст. 2017; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359, 4380; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 26 3 :
а) в подпункте 49 слова «отлову и содержанию безнадзорных животных,» исключить;
б) дополнить подпунктом 82 следующего содержания:
«82) осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.»;
2) пункт 2 статьи 26 11 дополнить подпунктом «я 5 » следующего содержания:
«я 5 ) имущество, необходимое для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.».
Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7353; 2012, N 29, ст. 3990; N 31, ст. 4326; N 53, ст. 7596; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4218, 4257; 2015, N 13, ст. 1808; 2016, N 26, ст. 3866; 2017, N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7563; 2018, N 31, ст. 4833) следующие изменения:
1) в пункте 14 части 1 статьи 14 1 слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменить словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими»;
2) в пункте 15 части 1 статьи 16 1 слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменить словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841) дополнить пунктом 54 следующего содержания:
«54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.».
Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4213; 2016, N 27, ст. 4286; 2018, N 1, ст. 39) дополнить словами «, общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными».
Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
3. Животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.
4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Президент Российской Федерации В. Путин