на сколько частей можно разделить анчар
Стихотворение и анализ «Анчар»
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою,
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет – лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь уже тлетворный,
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Краткое содержание
Анализ
История создания
Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал в 1828 году, но опубликовано оно было четыре года спустя, в 1832 году в альманахе «Северные цветы».
Обстоятельства, побудившие поэта к написанию «Анчара», были следующими. В 1828 году он, полный творческой энергии и надежд, возвращается из длительной политической ссылки. Но мечты о полной свободе перечеркиваются усилившимся полицейским надзором. Узнав о преследованиях, поэт решает бежать на Кавказ, но власти пресекают и эту попытку.
Анчар. Фотограф Н. Лунский
Император также не благоволил к Пушкину, по этой причине каждый шаг поэта сопровождался слежкой тайных агентов. В этом же, 1828 году ему было предъявлено обвинение в написании антиправительственных произведений. Такие тенденции цензура обнаружила в поэме «Гаврилиада» и в стихотворении «Андрей Шенье».
При создании «Анчара» Пушкин опирался на впечатления путешественников, посетивших остров Ява. От них поэт узнал о смертоносном дереве, источающем ядовитую смолу. Островитяне посылали приговоренных к смерти людей за ядом, которым затем пропитывали наконечники стрел, предназначенные для врагов.
Стихотворение стало широко известным лишь после смерти Пушкина, а исследователи его творчества называли «Анчар» тем выстрелом, который привел поэта к медленной гибели.
Персонажи
В произведении прописаны образы трех персонажей. Это – дерево, жестокий правитель и безвольный раб. В первой части центральное место занимает анчар, который «как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».
Яркое описание этого образа позволяет читателю зрительно представить дерево-убийцу, к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». По сути, оно является символом беспредела властей, несправедливость которых, наподобие яда, отравляет все живое и неугодное.
Композиция
Стихотворение состоит из двух частей. Первая включает в себя пять строф, вторая – четыре. В композиционном смысле оно содержит очень длинную экспозицию – описание самого дерева. Поэтому первую часть можно сопоставить с пейзажной лирикой, так как в целом она является практически самостоятельной.
Стихотворение относится к литературному направлению романтизм, но в нем явно ощущается присутствие реалистических оттенков. По своему роду – это лирика, следовательно, жанр произведения можно обозначить так: лирическое стихотворение с элементами баллады.
Размер и средства художественной выразительности
При создании «Анчара» Пушкин воспользовался своим любимым стихотворным размером – четырехстопным ямбом. Для облегчения чтения поэт использовал перекрестную рифму.
Текст содержит немалое количество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный» и метафор: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».
Благодаря олицетворению «анчар, как грозный часовой, стоит», дерево словно оживает. Для придания торжественности поэт использует слог: «раскалЕнной», «смолою».
Во второй части преобладает антитеза, которая заключается в противопоставлении властителя послушному рабу. В этом смысле произведение напоминает фольклор, где всегда разворачивается противоборство добра и зла, но здесь добро не восстает против зла, а смиренно ему подчиняется.
Аллитерация строится на использовании звуков «ч» и «п», что обеспечивает мрачную атмосферу и способствует более яркому восприятию образов: «В Пустыне Чахлой и скуПой»; «И застывает ввеЧеру густой ПрозраЧною смолою».
Проблематика и основная идея произведения
Иллюстрация. Худ. Николай Кочергин
Пушкин рассматривает смирение, как еще больший грех по сравнению с тиранией, потому что именно положение бесправного, не имеющего возражений холопа, и делает тиранию возможной. Стихотворение «Анчар» можно назвать протестным вызовом запрету свободы слова.
Анализ стихотворения «Анчар» (А.С. Пушкин)
Чтобы провести анализ стихотворения «Анчар» (А.С. Пушкин), необходимо знать биографию писателя.
Данный поэтический шедевр создан в 1828 году. Это время, когда Пушкин вернулся из ссылки в Москву и полностью посвятил себя светской жизни. Отношения с властью у поэта напряженные, поэтому все его творчество подвергается жесткой цензуре. А Пушкин, так страстно любивший свободу, чувствовал себя скованным тяжелыми цепями по рукам и ногам. Но он не может открыто противостоять власти, поэтому пишет очень сильно завуалированное стихотворение «Анчар», в котором обличает и осуждает неограниченную власть одного человека.
В 1832 году «Анчар» печатается в альманахе «Северные цветы» и становится настоящей жемчужиной русской литературы.
Пушкин использовал в своем стихотворении сюжет, прочитанный в каком-то периодическом издании. Голландский врач рассказывал о дереве упас-анчар на острове Ява. Это дерево выделяет ядовитый сок, который местные жители использовали при охоте, смазывая им стрелы.
В стихотворении «Анчар» Пушкин очень тонко и осторожно обличает порочную систему власть, обладающей неограниченной свободой. Пушкин и сам страдал из-за отнятой свободы творчества, поэтому и стихотворение получилось очень экспрессивным и образным. Символично поэт показал, как один человек, в руках которого неограниченная власть, может сделать разменной монетой жизнь многих других людей ради удовлетворения собственных амбиций.
Композицию стихотворения можно разделить на две почти равные по объему смысловые части. Первая часть – это рассказ об Анчаре. Анчар – это дерево, сок которого ядовит. Но у Пушкина не только сам сок смертоносный, но, кажется, даже воздух вокруг дерева пропитан ядом.
Вокруг дерева чахлая и скупая пустыня. Чахлая, потому что все живое умирает, и пустыня вместе с животными и растениями тоже умирает медленно. И уже из первой строфы становится понятно, какова сила яда Анчара:
Стоит — один во всей вселенной.
Далеко-далеко от него простирается раскаленный песок пустыни, что кажется, будто во всем мире нет никакой жизни и ничего, кроме этого дерева.
И корни ядом напоила.
К дереву не может подойти ни одно живое существо, потому что даже ветер, налетающий на Анчар, сразу же становится «тлетворным», а дождь стекает ядом в почву под деревом.
Во второй части рассказывается о человеке, которого послал к Анчару господин, и раб не осмелился противостоять ему, хотя оба они знали, что все закончится смертью.
Пушкин выступал против авторитарной власти, которая способна испортить человека с самыми добрыми намерениями. Постепенно для господина стираются нравственные ориентиры, теряет цену человеческая жизнь.
Ярким и эмоциональным стихотворение делают средства художественной выразительности, которыми изобилует «Анчар». Так, метафоры «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек» способствуют раскрытию идеи стихотворения. Эпитеты «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою» помогают автору передать психологический посыл стихотворения, воздействуя на эмоции читателя. Есть в нем и антитеза «раб-господин», благодаря которой пороки власти видны еще ярче, ведь беспомощность и безответность раба делает его более уязвимым под грозным взглядом его господина.
Эмоционально насыщают стихотворение и инверсии «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный», а также устаревшая лексика, которая, я думаю, отражает безграничность власти вне зависимости от времени.
«Анчар» принято считать лирическим стихотворением, но «Анчар» напоминает читателям балладу, ведь у произведения есть четкая сюжетная линия. Так Пушкину удалось более точно указать недостатки современного государственного строя.
Анализ стихотворения «Анчар» Пушкина
Всего получено оценок: 248.
Всего получено оценок: 248.
“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.
История создания стихотворения – произведение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.
Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.
Инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.
История создания
Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.
Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.
Композиция
Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.
Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.
Средства выразительности
Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.
«Анчар» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – рифма, главная мысль, жанр, тема
“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.
История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.
Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.
Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.
Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“.
Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.
Инверсии – “зелень мертвую“, “густой прозрачною смолою“, “вихорь черный”.
История создания
Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.
Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.
Композиция
Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.
Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.
Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
Средства выразительности
Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:
В нем также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.
С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.
На сколько частей можно разделить анчар
ЕГЭ — Литература запись закреплена
8. Почему стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» композиционно делится на две части: мир природы и мир людей?
_________________________________________________
Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
В пустыне все мертво, неподвижно:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит –
И мчится прочь, уже тлетворный.
Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.
Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой».
Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями…
Возможно найдешь с этого что- то себе 🙂
9. Кто из русских писателей обращался к проблеме мирового зла и что сближает их с «Анчаром» Пушкина?