на основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям

На основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям

Всего ответов: 2

Ответы

оужие как фламберг(мечи), доспехи,

восстание рабов в древнем риме, которым ркуоводил спартак. причиной стали противоречия между рабами и землевладельцами. произошла в 73-71 годах до нашей эры.

«тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (некрасов.)

мстислав владимирович храбрый (1024—1036)

святослав ярославич (1054—1073)

всеволод ярославич (1073—1076)

владимир всеволодович мономах (1076—1077)

борис вячеславич (1077)

всеволод ярославич (1077—1078)

олег святославич (1078)

владимир всеволодович мономах (повторно) (1078—1094)

олег святославич (повторно) (1094—1096)

давыд святославич (1097—1123)

ярослав святославич (1123—1127)

всеволод ольгович (1127—1139)

владимир давыдович (1139—1151)

изяслав давыдович (1151—1154)

святослав ольгович (1154—1155)

изяслав давыдович (повторно) (1155—1157)

святослав ольгович (повторно) (1157—1164)

святослав всеволодович (1164—1180)

ярослав всеволодович (1180—1198)

игорь святославич (1198—1202)

олег святославич (1202—1204)

всеволод святославич чермный (1202—1210/12 с перерывами)

рюрик ростиславич (1210/12—1212). по версии зотова р. в., рюрик ольгович (1206—1215 с перерывами).

всеволод святославич чёрмный (повторно) (1212—1215)

глеб святославич (1215—1217)

мстислав святославич (1217—1223)

михаил всеволодович (1223—1234). по версии горского а. а., в 1223—1226 константин ольгович.

мстислав глебович (1234—1239)

ростислав михайлович (1241—1243)

михаил всеволодович (1243—1246)

андрей всеволодович (1246—1263) это все князья черниговские

Источник

Технологическая карта урока «Русские земли в середине XIII-XV веке» (§ 26-32) (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Русские земли в середине XIII – XIV в.

Соотнесите имя и город:

Г. Киев, А. Москва, Б. Рязань, Дмитр.

Назовите дату битвы на реке Калке?

1223 г 2) 1240 г 3) 1230 г 4) 1235 г

Какое событие произошло раньше других?

Разорение Москвы Тохтамышем

Поход хана Батыя на Русь

Соотнесите даты и события:

Г. Разорение Москвы Тохтамышем, А. Ледовое побоище, Б. Разорение Рязани Батыем, В. Сражение на реке Воже.

Назовите имя русского князя, получившего первый ярлык на великое княжение владимирское:

Вставьте пропущенное слово в текст:

В конце марта 1238 года завоеватели подошли к небольшому городку _________, который стоял на круче, омываемой двумя речками. Горожане оказывали отчаянное сопротивление захватчикам в течение почти двух месяцев.

Дайте определения понятиям:

Как Ордынское господство повлияло на политическое и экономическое развитие Древнерусского государства?

9. Во сколько лет Александр Невский одержал первую победу?

1) в 24 года 2) в 30 лет 3) в 16 лет 4) в 18 лет

10. О ком и каком событии идет речь в документе:

Собрав всех воинов своих, выступил он… увидев же войско весьма

Многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из

них охвачены были. И вот внезапно в это время появился гонец с

посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения, господин,

обязательно поможет тебе Бог».

11. Расположите в хронологической последовательности события:

А) нашествие Батыя на Киев.

Б) перепись населения на Руси численниками.

В) перенос резиденции митрополита во Владимир.

Г) избрание Темучина предводителем Монгольской империи.

12. Выберите город в котором Иван Калита помог подавить восстание:

13. Найдите в тексте ошибки и исправьте их:

Во второй половине XIII – начале XIV в. Золотая орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Ордынское владычество оказало большое влияние на историю Руси. Оно способствовало началу экономического отставания русских земель от стран Западной Европы, привело к изменению характера княжеской власти. При этом развивались экономические и культурные связи Руси и населения Золотой Орды, других стран Востока.

Тема: Русские земли в середине XIII – XIV в.

Соотнесите имя и город:

2. Александр Ярославич

3. Михаил Александрович

Г. Тверь, А. Москва, Б. Новгород, В. Сарай

Выберите год битвы на реке Сити?

1)1223 г 2) 1240 г 3) 1238 г 4) 1235 г

Назовите событие, произошедшее позже других?

1) Разорение Москвы Тохтамышем

2) Поход Мамая на Русь

3) Грюнвальдская битва

Соотнесите даты и события:

А. Куликовская битва

Б. Завоевание империи Цзинь Чингисханом

В. Сражение на реке Пьяне

Кто из русских князей первый отказался выплачивать дань Орде:

Вставьте пропущенное слово в текст:

В начале февраля 1238 года войско Батыя подошло к ______________. При штурме города монголы использовали стенобитные устройства и камнеметные машины. После трехдневной осады монголы ворвались в город и подожгли его.

Дайте определения понятиям:

Как Ордынское господство повлияло на культурное развитие Древнерусского государства?

Во сколько лет Дмитрий Донской одержал первую победу?

1) в 24 года 2) в 30 лет 3) в 16 лет 4) в 18 лет

О ком и каком событии идет речь в документе:

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противник. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мячей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью… И возвратился князь с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями»

Расположите в хронологической последовательности события:

А) нашествие Батыя на Галицко-Волынскую Русь.

Б) перенос резиденции митрополита во Владимир.

В) получение первого ярлыка русскими князьями

Г) провозглашение Темучина Великим ханом

В каком городе помог подавить восстание Александр Невский:

13. Найдите в тексте ошибки и исправьте их:

В XIII – XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на великое княжество Литовское. Однако в последующем сложились тесные связи Литвы с католической Польшей. Постепенно многие знатные русские семейства стали переходить в католичество, верность православию сохраняли в основном простые люди.

Технологическая карта урока

Русские земли в середине XIII XV веке (§ 26-32)

Осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия по теме «Русские земли в середине XIII – XV веке».

Ответственное отношение к учению.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к изучению истории России.

Ценностное отношение к историко- культурному наследию Руси середины XIII — XVв.

осуществлять постановку учебной задачи;

планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе;

основных дат и хронологии событий;

формулировать определения основных понятий и терминов;

определять хронологическую последовательность событий;

систематизировать исторический материал;

показывать на исторической карте основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;

обобщать итоги развития Московского княжества к началу XVI в.;

характеризовать отношения Золотой Орды и Руси данного периода;

составлять исторические портреты выдающихся деятелей середины XIII —XV в.

Основные понятия и термины :

Наместники, удел, вотчина, крестьяне, черносошные крестьяне, оброк, трёхпольная система обработки земли, темник, Куликовская битва, централизация, вече, стояние на реке Угре, уния, автокефалия, ереси, нестяжатели, иосифляне, полуустав, литература Куликовского цикла, закомары, иконопись, иконостас.

Персоналии: Даниил Московский, Юрий Данилович, Михаил Тверской, Александр Михайлович, хан Узбек, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Боброк-Волынский, Ягайло, Мамай, Тохтамыш, Василий I, Юрий Дмитриевич, Дмитрий Шемяка, Василий Косой, Василий II Тёмный, Софья Витовтовна, Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ахмат, митрополит Максим, митрополит Пётр, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Иона, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Софоний Рязанец, Епифаний Премудрый, Пахомий Серб, Афанасий Никитин, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий.

Тип урока: контрольный

Образовательные ресурсы: рабочий лист, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

Перед уроком разделить всех учащихся на 2 команды.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

Продолжение формирования умений и навыков работы с тестами.

Развитие умений работы с основными понятиями, документами, текстом учебника и дополнительной литературой.

Вопросы на «колесо истории».

Дайте определение термину наместник

Как назывался свод законов, существовавший во Пскове?

Как называлась собственность земли, передаваемая по наследству?

Назовите термин, которым называли лично свободных крестьян.

Назовите новый вид системы обработки земли, раскройте это понятие. (трёхпольная система обработки земли)

Назовите самые сильные княжества Северо-Восточной Руси. (Московское и Тверское)

Назовите имя князя, при котором были возведены белокаменные стены кремля (Дмитрий Иванович)

Назовите реку близ которой русские войска впервые потерпели поражение от Ордынцев. (Пьяна)

Назовите событие, произошедшее 11 августа 1378 года. (битва на реке Воже)

Назовите имя князя выступившего союзником Мамая (Ягайло)

Назовите имя князя, командовавшего засадным полком (Андрей Серпуховский)

Назовите событие, произошедшее 8 сентября 1380 г. (Куликовская битва)

Назовите дату, когда воска Тимура разгромили Золотую Орду. (1395)

Назовите ханства на которые распалась Золотая Орда (Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда, Большая Орда).

Назовите имя князя и годы его правления при котором продолжилась политика «собирания земель»

Назовите способы присоединения русских княжеств к Москве. Перечислите эти княжества и назовите дату, когда они вошли в состав Московского княжества (Мирным путём – Ярославское и Ростовское княжество, военным – Новгород 1478 г. и Тверь 1485 г.).

Назовите дату битвы, которому посвящена следующая репродукция картины (Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча) (Битва на реке Шелони 1471).

(Миниатюра стояние на реке Угре) Назовите событие, изображённое на миниатюре, год этого события.

Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным? Объясните почему.

Насколько закономерна была лидирующая роль Москвы?

Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве? Аргументируйте.

В чём заключается полководческое искусство Дмитрия Ивановича Донского?

Почему победа в Куликовской битве не положила конец зависимости Руси от Золотой Орды?

В чём историческое значение победы Руси в Куликовской битве?

Докажите, что в XV веке образовалось единое государство – Россия

(управление, свод законов, принятие Иваном III титула, символика, символы царской власти, установление самодержавия)

Что означает понятие «централизованное государство»?

Назовите не менее пяти литературных произведений данного периода (житие святого Александра Невского, Сказание о мамаевом побоище, Задонщина, повесть о разорении Москвы ханом Тохтамышем, сказание о разорении Рязани Батыем и др.)

Назовите выдающихся живописцев данного периода (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный)

Каждой команде раздаётся картинка с изображением монастыря их задача: огласить название монастыря, его основателя.

на основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям

на основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям

Работа с документами на с. 215

Вопросы к документу:

Назовите ситуации в жизни героев, о которых повествуют жития.

Назовите качества героев, которые авторы считают наиболее значимыми.

На основании чего можно судить об отношении составителей житий к ихгероям?

Каждой команде даётся иллюстрация. Их задача назвать произведение архитектуры.

на основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям

на основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям

Далее подсчёт баллов, оглашение победителя конкурса, выставление оценок за урок.

Источник

Древнерусские жития

Древнерусские жития: памятники, герои, эволюция.

2
В «Сказании о Борисе и Глебе» освящается идея братолюбия и послушания младших старшим: «Се да иду к брату моему и реку: «Ты ми буди отец – ты ми брат и стареи. Что ми велиши, господи мои?» («Памятники литературы Древней Руси», Москва, «Художественная литература», 1978, стр. 280).
«Поведением Бориса и Глеба, не поднявших руки на старшего брата даже в защиту своей жизни, освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии: князья, не нарушившие этой заповеди, стали святыми… все князья – братья, но старшие обязаны защищать младших и покровительствовать им, а младшие беззаветно покоряться старшим». («Памятники литературы Древней Руси», Москва, «Художественная литература», 1978, комментарий Л.А.Дмитриева).
В «Сказании о Борисе и Глебе» много речей действующих лиц. Перед своим убиением и Глеб, и Борис произносят длинные речи – молитвы, в которых отражены их покорность, беззлобие и подчинение своему брату Святополку. Оба брата были защитники Руси, оба были просты и смиренны. Глеб в молитве говорил: «Убивают меня неведомо за что, неизвестно за какую вину… готова моя душа предстать пред тобою, Господи». Борис в своем обращении к Богу говорил: «Слава тебе, что сподобил меня уйти от обольщений этой обманчивой жизни». Борис и Глеб – «Христовы угодники».
Характерным для начала древнерусской литературы памятником является «Житие Феодосия Печерского».
«Житие Феодосия Печерского», написанное монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 80-е гг. ХI века, сюжетно и динамично. В нем много бытовых монастырских и мирских деталей, хотя описание быта сдержанно.
Феодосий, в прошлом смиренный отрок, убегающий со странниками из дома для того, чтобы служить богу, надевающий до крови режущие вериги на пояс, пекущий просфоры, носящий нищенские одежды, искренне желающий посвятить себя вере, неоднократно избивается его матерью и подвергается насмешкам сверстников. Позже Феодосий (в переводе с греческого «Феодосий» означает «данный, посвященный богу») все же умудряется покинуть свою мать, добраться до Киева и придти к «святости» Антония Великого – отшельника, признаваемого церквью основоположником монашества.
Впоследствии Феодосий становится хозяином монастыря, влияет на политическую жизнь страны, все его почитают за святость и праведность. «Отец же наш Феодосий смирением и послушанием всех превосходил, и трудолюбием, и подвижничеством, и делами, ибо

телом был могуч и крепок и с удовольствием всем помогал, воду нося и дрова из леса на своих плечах, а ночи все бодрствовал, славя в молитвах бога». ( «Памятники литературы Древней Руси», Москва, «Художественная литература», 1978, стр. 331).
Житийный жанр требует традиционных слагаемых жизнеописания святого: благочестивых родителей героя, его стремление с детства к богу, особого смирения и послушания, аскетизма, творения чудес, успехов в борьбе с бесами (которые в «Житии Феодосия Печерского» то муку рассыпают, то закваску для печения хлеба разливают). Эти мотивы имеются в этом житии. Но в то же время есть отступления от канона: мать Феодосия не желает, чтобы сын посвятил себя богу, наносит Феодосию побои, связывает его. А монахи Киево-Печерского монастыря вполне земные люди, которые вместо молитв разговаривают между собой в кельях.
В «Житии Феодосия Печерского» упоминается князь Изяслав-старший, сын Ярослава Мудрого, великий князь Киевский с 1054 по 1073 (он показан христолюбивым), Никон – монах, игумен, составитель летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», князь Глеб – сын Ярослава Ярославича…
Феодосий творит чудеса: он предвидит появление в монастыре меда, вина, хлебов. Он учит монахов не заботиться о завтрашнем дне. В то же время Феодосий реально помогает людям, как, например, нищей вдове он помог тем, что, поговорив с судьей, избавил ее от притеснений. «Феодосий многыим заступник бысть пред судиями и князи, избавляя тех… ибо не смел никто его ослушаться, зная праведность его и святость». («Памятники литературы Древней Руси», Москва, «Художественная литература, 1978, стр. 384 – 385).
«Житие святого это торжественный парад его жизни, воздание ему почестей писателем»… («Памятники литературы Древней Руси», Москва, «Художественная литература», 1978, вступительная статья Д.С.Лихачева, стр. 11). «Житие Феодосия, хотя и являлось по существу первым русским житием, сообщило завершенность биографическому жанру. Рассказ о человеке ведется в этом произведении путем выделения только некоторых моментов его жизни: тех, в которых он достигает как бы наивысшего своего самопроявления». (Там же, стр. 19).
Образцом житийной литературы можно считать произведение первой половины ХIII века – «Житие Авраамия Смоленского», написанное его учеником Ефремом. Оно имеет традиционное для жития вступление – обращение автора к богу, подчеркнутую автором собственную греховность: «Аз же грешный и недостойный Ефрем и в

Русская литература ХIV – ХV веков, в том числе и житийная, унаследовала от древнерусской ее публицистичность. Так, в основе новгородского памятника – «Повести о житии Михаила Клопского» лежат местные предания о юродивом Михаиле. Но это не столько житие, сколько «одно из ярких проявлений идеологической борьбы конца 70-х гг. ХV века». («Памятники литературы Древней Руси», вторая половина ХV века, комментарий Л.А.Дмитриевой, стр.618). В нем просматриваются идеи промосковсой направленности – Клопский выступал поборником подчинения Новгорода Москве. Церковная проповедь сочетается с мыслью о главенствующей роли Москвы, мыслью характерной для русской литературы ХIV – ХV веков.
В ХVI веке агиографическое повествование претерпевает изменения за счет появления конкретных бытовых зарисовок, использования фольклорного материала. Увеличивается их занимательность и демократичность. В этом плане показательна «Повесть о Петре и Февронии», определенная автором как «Повесть от жития святых…» «Эта повесть, написанная Ермолаем-Еразмом, видимо, по предложению митрополита Макария, хотя и получила распространение как житие, была настолько поэтична, что в сборник «душеполезной» житийной литературы – «Великие Четьи-Минеи» митрополит Макарий ее не включил, так как автор – «хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу ничего не имеющего общего с житийным жанром». («Памятники литературы Древней Руси», ХV – ХVI века, Москва, “Художественная литература», 1984, комментарий Р.П.Дмитриевой, стр. 764). Это произведение представляет собой начало жанра светской бытовой повести.
Дальнейшее развитие житийной литературы соответсвовало общей эволюции средневековой русской литературы, в которой наблюдался дальнейший процесс обмирщения, приближения к читателю. Более четкими становятся позиции агиографа, приближая его к мемуаристу. Более ясно проявляются взгляды писателя. В целом русская литература ХVII века была переходным этапом к культуре нового времени.
Житие – довольно устойчивый жанр, но и оно в ХVII веке приобрело светское, демократическое направление, превращаясь постепенно в биографическую повесть. Наиболее показательна в этом плане «Повесть об Ульянии Осорьиной», написанная сыном Ульянии

обличение властей и церковных порядков, реалистическое изображение своей жизни, быта, яркие характеристики царя и патриарха, мастерство в воссоздании русской действительности 50-70-х гг. ХVII в. – все это делает «Житие» Аввакума одним из самых интересных и своеобразных памятников средневековой русской литературы. Это единственное в своем роде, новаторское произведение. У него особое построение: цепь воспоминаний, обращенных к духовному отцу – иноку Епифанию, объединенных единой сюжетной линией, повествующей о выборе жизненного пути и перипетиях судьбы героя, о наказаниях за то, что он «укоряет ересь Никонову». Рассказывая об ужасах своей жизни, Аввакум не устрашает читателя, а, наоборот, внушает ему мысль, что с божью помощью можно все преодолеть и что единственный страх – это «страх божий». Таков герой этого памятника.
Хотя в «Житии» Аввакума присутствует традиционные элементы агиографического жанра (описание семьи героя, его детства, способность исцелять бесноватых) это произведение в целом уже является автобиографической повестью, в которой присутствуют человеческие чувства.
Так, на протяжении веков жанр жития превращался из строго канонизированного сочинения о жизни святого в повесть. Но сам жанр жития не умер в дальнейшем развитии русской литературы, уже вышедшей за рамки средневековой древнерусской. В ХVIII веке продолжали читаться жития, переписывались старые и создавались новые. Жанр жития имел свое продолжение и в ХIХ веке. Например, в творчестве Н.С.Лескова: в его «Очарованном страннике» имеются житийные мотивы. Житие продолжало жить и в церковной литературе. Несмотря на то, что жития носят несколько назидательный характер, они до сих пор представляют собой увлекательное и занимательное чтение.

Список использованной литературы:
1. «Памятники литературы Древней Руси» (ПЛДР), Москва, «Художественная литература», 1978;
2. ПЛДР: ХIII в., Москва, «Художественная литература», 1981;
3. ПЛДР: вторая половина ХV в., Москва, «Художественная литература»;
4. ПЛДР: ХVII в., книга вторая, Москва, «Художественная литература, 1989;
5. ПЛДР: ХVII в., Москва, «Художественная литература», 1988;

8
6. «История России», Москва, «Проспект», 2002;
7. «Древнерусская литература», Москва, «Наследие», 1995;
8. «Культура России: IХ – ХХ вв.», Москва, «Простор», 1996.

Источник

Древнерусская литература. Под редакцией Д. С. Лихачева
Глава 2. Литература второй четверти XIII — конца XIII В. (Л. А. Дмитриев).
5. Агиография

5. Агиография

Характерной чертой агиографии было стремление соблюсти в житийных произведениях требования жанровых канонов, выработанных многовековой историей агиографического жанра. Эти каноны придавали житиям отвлеченный риторический характер. Однако историческая действительность, политические тенденции, устные предания, реальные факты жизни героя жития нарушали жанровые каноны. Жизнь вносила в житийные памятники публицистичность, литературное разнообразие, сюжетную увлекательность. Жития святых — это та форма церковной литературы, которая ближе всего стояла к литературе светской, исторической и публицистической и в которой легче всего могли сказываться оппозиционные и еретические идеи, влияние апокрифов и народной легенды.

«Повесть о житии Александра Невского».

— великим князем владимирским. И в годы княжения в Новгороде, и будучи великим князем, Александр Ярославич возглавлял борьбу Руси с немецко-шведскими захватчиками.

Понимая бесполезность в обстоятельствах того времени военных выступлений против Золотой Орды, Александр Невский поддерживал мирные отношения с ханом Золотой Орды, проводя политику объединения земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Он несколько раз ездил в Орду, сумел добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска монголо-татарским ханам. Александр Невский широко опирался на силы простого народа при защите русских земель от внешних врагов, что, однако, не мешало ему жестоко подавлять антифеодальные выступления народных масс (разгром восстания в Новгороде в 1259 г.).

Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу и посвящена «Повесть о житии Александра Невского». Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (умер он, возвращаясь из поездки в Орду) [1]. По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приемам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к «Летописцу Даниила Галицкого». По убедительному предположению Д. С. Лихачева, это объясняется тем, что в создании обоих произведений принимал участие митрополит Кирилл. «Вне всякого сомнения, — пишет исследователь, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников» [2]. То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», обстоятельно аргументировано Л. В. Черепниным [3]. Митрополит умер в 1280 г., и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263-1280 гг.

Наряду со сходством «Повести о житии Александра Невского» с «Летописцем Даниила Галицкого» между этими произведениями имеется и существенное жанровое отличие: жизнеописание Александра Невского — произведение агиографического жанра [4]. Это нашло отражение в целом ряде характерных особенностей произведения. Во-первых, в предисловии, в соответствии с канонами жанра, автор говорит о себе с подчеркнутым самоуничижением, употребляя при этом этикетные формулировки: «Аз (я), худый и многогрешный, мало съмысля, покушаюся (осмеливаюсь) писати житие святого князя Александра. » [5]. Во-вторых, в духе агиографии автор сообщал в начале своего повествования о рождении и родителях Александра: «Родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава, и от матере Феодосии». В-третьих, ярко выраженный агиографический характер носит рассказ о чуде, свершившемся после смерти Александра. Наконец, в самом тексте произведения постоянно делаются отступления церковно-риторического характера, приводятся, молитвы князя.

земли, а их воинская доблесть внушает страх и уважение окружающим народам. Даже Батый признает величие Александра. Он призывает Александра в Орду: «Александре, веси ли, яко бог покори ми многыя языки (народы)? Ты ли един не хощеши покоритеся силе моей! Но аще хощеши съблюсти (сохранить) землю свою, то скоро прииди к мне, и узриши честь царства моего». Встретившись с Александром, Батый говорит своим вельможам: «Воистинну ми сказасте, яко несть подобна сему князя».

Автор «Повести о житии», — о чем он прямо говорит в начале своего рассказа, — знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов: «Самовидець есмь възраста (жизни) его». Агиографы часто пишут в своих произведениях о том, откуда они почерпнули сведения о жизни героя своего повествования. Но в такого рода сообщениях автор жития, как правило, говорит о реальном положении вещей: о святом он узнал либо из рассказов современников святого, либо из сохранившихся записей о нем, либо из более раннего жития этого святого, либо как его современник или ученик. Наиболее редко в житийных текстах встречается сообщение автора, что он сам знал святого; а формулировка «Повести о житии Александра Невского» — «самовидець есмь. » — ни в каком другом житии не зафиксирована. Поэтому у нас есть все основания видеть в этой фразе «Повести» документальное сообщение, очевидно объясняемое причастностью митрополита Кирилла к составлению «Повести».

И реальный образ героя, близкий автору, и задачи, поставленные автором в своем произведении, придали агиографическому памятнику особый воинский колорит. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру Невскому, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность «Повести о житии Александра Невского» [6].

Характеристики Александра Невского в «Повести о житии» очень разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его «церковные добродетели». Автор говорит, что о князьях, подобных Александру Невскому, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен — по образу божию есть». Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушаше их, аки самого Христа».

И в то же время Александр, величественный и прекрасный внешне, мужественный и непобедимый полководец: «Взор его паче инех человек (образ его красивее всех других людей), и глас его — акы труба в народе», «не обретеся противник ему в брани никогда же». В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов, Александр, «разгореся сердцем», «в мале дружине» устремляется на врага. Он так спешит, что ему некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успевают собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерны для всех эпизодов, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает перед читателем как эпический герой.

«церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана — стилистическая особенность, оригинальность «Повести о житии Александра Невского». Несмотря, однако, на эту разноплановость и, казалось бы, даже противоречивость характеристик Александра, образ его целен. Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый государственный деятель. Для врагов Русской земли он страшен и беспощаден: «жены моавитьскыя» (здесь татарские) пугают своих детей, говоря — Александр едет!» В своей же земле князь Александр — «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим». Это идеал мудрого князя — правителя и полководца.

В эпизоде «Повести о житии», посвященном битве на Неве, рассказывается об отличившихся в сражении шести героях, которые «крепко мужьствоваша (бились)» рядом с Александром Невским. Первый из них, Таврило Алексич, въехал на коне по сходням на неприятельский корабль, упал вместе с конем в Неву, выбрался целым на берег и продолжал сражаться. Второй, новгородец Збыслав Якунович, перебил несметное число врагов боевым топором. Третий, половчанин Яков, разил неприятеля мечом. Четвертый, новгородец Миша, «погуби три корабли римлян (шведов)». Пятый, «от молодых людий, именем Сава», обрушил «шатер великий златоверхий» предводителя шведов, «полцы же Александровы, видевше падение шатерное, возрадовашася». Шестой, Ратмир, сражавшийся пешим, умер «от многих ран».

В основу этого рассказа «Повести о житии», по-видимому, легло устно-эпическое предание о битве на берегах Невы, может быть, какая-нибудь героическая песня о шести храбрецах. Включение такого рассказа в житийный текст было обусловлено героико-эпическим характером этого агиографического памятника. Но все же специфика жанра дала себя знать и в этом эпизоде — автор «Повести о житии» лишь перечислил имена героев и кратко, в одной-двух фразах, сообщил о подвиге каждого из них.

Особой торжественностью и вместе с тем искренней лиричностью пронизана заключительная часть «Повести о житии» — рассказ о последних днях князя и о его смерти.

«Повесть о житии» рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, якобы свершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то он «сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита».

Автор «Повести о житии Александра Невского», несмотря на агиографический характер создаваемого им произведения, описывая ратные подвиги князя, широко пользовался и воинскими эпическими преданиями, и средствами поэтики воинских повестей. Это дало ему возможность воспроизвести в агиографическом памятнике яркий образ князя — защитника родины, полководца, воина. И вплоть до XVI в. «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

«Житие Михаила Черниговского».

Рассматривая летописание Ростова, мы говорили о том что в летописном своде 1263 г. княгини Марьи среди рассказов о мученической кончине русских князей во время батыевщины имелась запись об убиении в 1246 г. в Орде отца Марьи, черниговского князя Михаила Всеволодовича. Еще при жизни княгини Марьи (она умерла в 1271 г.), помимо летописной записи, было составлено краткое проложное житие [7] —сказание об убиении в Орде Михаила Черниговского и его боярина Феодора [8].

После «нахожения иноплеменник на землю Русьскую», рассказывалось в этом проложном «Житии», русских князей «начаша звати» на поклон к Батыю в Орду [9]. Там русских князей заставляли «ити сквозе огнь (проходить между горящими кострами) и кланятися солнцю и идолом» [10].

«понеже (так как), — говорит он, — поручи ему бог царство света сего», но проходить между огнями и кланяться татарским богам он отказывается, ибо считает это надруганием над христианской верой. За это вельможа Батыя Елдега велит «мучити» князя «различными муками» и отрубить ему голову. Подвигу своего господина последует сопровождавший его в Орду боярин Феодор. Гибель в Орде князя и боярина трактуется в «Житии» как подвиг и страдание за веру. Заканчивается рассказ сообщением о том, как княгиня Марья с сыновьями строит церковь, и призывом к святым молиться за ростовских князей, внуков Михаила, Бориса и Глеба, и «мирно державу царствия их управити на многа лета и от нужа (гнета) сея поганых избавита».

Это краткое проложное житие легло в основу целого ряда последующих пространных редакций «Жития Михаила Черниговского». Первая из этих редакций, автором которой в заглавии назван «отец» (т. е. священник) Андрей, была составлена не позже конца XIII — начала XIV в. В редакции Андрея появляется ряд подробностей, детализирующих и дополняющих приведенный выше сюжет, весь рассказ принимает большую драматичность и психологичность.

Вот как, например, передается здесь кульминационный эпизод «Жития» — рассказ о нежелании князя Михаила выполнить языческий обряд. В то время когда в Орду приходит Михаил Всеволодович, повествует Андрей, там находится его внук, ростовский князь Борис, и много других русских. Все они уговаривают черниговского князя подчиниться воле Батыя, обещая принять за князя церковную епитимью [11]. Боярин Феодор опасается, что уговоры поколеблют решимость князя пострадать за веру: вспомнив «женьскую любовь (любовь жены) и детей ласкание», князь уступит и подчинится требованиям хана [12]. Но Михаил тверд и решает выполнить свой долг до конца. Сняв с себя княжеский нарядный плащ, Михаил швыряет его в ноги уговаривающих и восклицает: «Приимите славу света сего, ея же вы хощете». В это время к остановившимся у ритуальных костров Михаилу и Феодору приближается посланный от Батыя Елдега. Он передает князю слова хана, что если князь пройдет сквозь огонь и поклонится его богам, то останется жив и вернется на свое княжение, если же нет, то умрет. Слыша отказ Михаила, Елдега говорит князю: «Михаиле, ведая буди (знай) — мертв еси!» Далее с драматическими подробностями рассказывается, как зверски были убиты Михаил и Феодор.

«Житие Михаила Черниговского» было не отвлеченным повествованием о страдании святого за веру, а рассказом о гибели за свои религиозные убеждения русского князя в Орде. Гибель за веру в тех условиях имела характер политического протеста. Усложнение в пространной редакции драматичности сюжета, введение новых подробностей, замедляющих развитие действия, делало этот памятник еще более животрепещущим рассказом о жестокости поработителей и непреклонной гордости русского князя, который жертвует жизнью за честь своей земли. Такой рассказ имел огромное патриотическое значение: он призывал быть непримиримым с монголо-татарскими захватчиками, прославлял, возводя в сан святых, тех, кто не шел на компромисс с ними.

«Жития» подвижников церкви. Жития подвижников церкви, написанные во второй половине XIII в., могут быть охарактеризованы в целом как памятники, строже следующие канонам житийного жанра, чем княжеские жития того же периода. Образцами здесь могут служить «Житие Авраамия Смоленского», составленное неким Ефремом в середине XIII в., и первая редакция «Жития Варлаама Хутынского», датируемая второй половиной — концом XIII в. (автор неизвестен).

«Житие Авраамия Смоленского» начинается с риторического вступления общего характера и заканчивается столь же риторической похвалой святому. О себе автор «Жития» говорит с соблюдением всех формул авторского самоуничижения. О фактах биографии Авраамия Ефрем рассказывает отвлеченно и обобщенно, пользуясь агиографическими штампами, хотя он был учеником Авраамия и мог слышать о его жизненном пути от него самого. В соответствии с этими стилистическими штампами автор пишет, что Авраамий родился «от верну родителю», что в юношестве он «на игры с инеми не исхожааше», что в монастыре он пребывал «в труде и в бдении и в алкании день и нощь» и т. п. [13].

Основное содержание «Жития Авраамия Смоленского» — рассказ о его проповеднической деятельности в Смоленске и о его столкновениях с местным духовенством и жителями Смоленска. Об этих важных не только в жизни Авраамия, но и города вообще событиях рассказано намеками, иносказательно. Решить из этого рассказа, почему Авраамий вызвал к себе такую неприязнь и духовенства, и смоленян, каким образом ему удалось избежать нависшей над ним угрозы физической расправы, невозможно. Тем не менее факт этих внутрицерковных распрей очень важен. Он указывает, что сама церковь была далеко не едина.

«Житие Варлаама Хутынского», посвященное основателю Хутынского монастыря под Новгородом Варлааму, в сжатой форме сообщает основные сведения о жизненном пути этого новгородца (в миру Варлаам — боярин Алексей Михайлович). И как характерную черту житийного жанра необходимо отметить следующее. «Житие Варлаама Хутынского» писалось агиографом-новгородцем, это житие иного типа, чем смоленское житие, — оно очень краткое. И, несмотря на это, в «Житии Варлаама Хутынского» употребляются такие же агиографические общие места, как и в «Житии Авраамия Смоленского».

«Жития Варлаама Хутынского», в устной традиции в Новгороде бытовали легендарные рассказы о Варлааме сказочно-новеллистического характера. Но в письменный житийный текст такие рассказы стали включаться позже — в последующие редакции этого «Жития». В XIII в. в житие церковного подвижника эпизоды бытового, сказочно-легендарного характера агиограф включать еще не решался [14].

В период нашествия Батыя и установления монголо-татарского ига основной отличительной чертой русской литературы был ее высокий патриотизм. И летописцы, и Серапион Владимирский, и агиографы видели в победе монголо-татар божью кару, которая постигла русских людей за грехи перед богом. Но из рассказов тех же летописцев о батыевщине, из «Повести о разорении Рязани Батыем» становится очевидным, что в сознании народа путь к спасению от насилий врага виделся не в покаянии и молитвах, а в активной борьбе. Поэтому в литературе рассмотренного периода ярко проявился героический характер. В летописных повестях, в «Повести о житии Александра Невского» и особенно в «Повести о разорении Рязани Батыем» силе и жестокости врага противопоставлены воинская удаль и беспредельная храбрость русских воинов, мужество и самоотверженность всех русских людей.

Вторая основная тема литературы всего XIII в. — идея сильной княжеской власти. В годы борьбы с внешним врагом и усиления феодального дробления эта тема также имела большое национально-патриотическое значение: вопрос о сильном князе, который мог бы возглавить борьбу с внешними врагами, имел важнейшее значение для дальнейших судеб Русского государства. В Золотой Орде с конца XIII в. стал развиваться процесс распада единовластия. На Руси же, хотя и очень медленно, происходило обратное явление — шло образование единого государства. Начало этому процессу было заложено в годы феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Прогрессивную роль в развитии этого процесса играли памятники литературы, посвященные теме сильной княжеской власти.

В XIII в. продолжалось развитие традиционных жанров древнерусской литературы. В летописные своды еще более интенсивно, чем в XII в., включаются повести, которые, хотя и подчинены всему содержанию летописи, вместе с тем носят завершенный сюжетный характер сами по себе. Это летописные повести о борьбе с монголо-татарами, о гибели русских князей в Орде, похвалы князьям. В традициях жанра создаются жития святых — подвижников церкви. Одновременно с этим возникает ряд произведений, которые выходят за традиционные жанровые рамки.

Д. С. Лихачев отмечает, что «новые жанры образуются по большей части на стыке фольклора и литературы» [15]. Полулитературный-полуфольклорный характер носят «Слово о погибели Русской земли» и «Моление Даниила Заточника». Оба эти произведения невозможно соотнести с традиционными жанрами.

«Летописец Даниила Галицкого» отличается рядом таких особенностей, которые ставят его в особое положение среди летописных памятников — это не столько летопись, сколько княжеское жизнеописание.

«Повесть о житии Александра Невского» по основным жанровым признакам относится к агиографическому жанру. Но во многих отношениях она вырывается из жанровых канонов, сближаясь с жанром княжеских жизнеописаний и непосредственно с «Летописцем Даниила Галицкого».

«Повесть о разорении Рязани Батыем» входит в цикл повестей о Николе Заразском, который, по словам Д. С. Лихачева, близок по своему характеру к летописным сводам: «Он носит характер «свода» — в данном случае «свода» различных рязанских повестей, разновременно сложившихся и разновременно связанных с иконою Николы Заразского» [16]. Но это уже не летопись, не летописный свод, и схожесть его с летописанием главным образом проявляется внешне. Вместе с тем и все в целом, и в отдельных своих составных частях это произведение не может быть названо и исторической повестью, хотя основная, центральная часть цикла — «Повесть о разорении Рязани Батыем» — посвящена важному историческому событию. Перед нами как бы только еще созревающая самостоятельная историческая повесть, уже «оторвавшаяся» от летописи, но чем-то еще и связанная с нею. И в этом жанровая особенность, жанровая новизна «Повести о разорении Рязани Батыем».

Мы можем сказать, таким образом, что в XIII в. в литературном процессе происходит интенсивное образование новых явлений в недрах этих традиционных жанров. И наиболее яркие памятники этого периода, хотя они еще многими нитями связаны с канонами традиционных жанров, по существу, представляют собой уже новые жанровые явления.

[3] См.: Черепнин Л. В. «Летописец Даниила Галицкого», с. 245-252.

[4] Необычное для житий сочетание в «Повести о житии Александра Невского» элементов воинского повествования с церковно-религиозными послужило основанием гипотезы, согласно которой считается, что в основе дошедшего до нас текста «Повести о житии Александра Невского» лежит светская биография князя. Однако попытки выделить из дошедших текстов эту светскую биографию успехом не увенчались.

[6] См.: Еремин И. П. «Житие Александра Невского». — В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков. М., 1957, с. 355.

[8] Как считает Н. Серебрянский, ростовское краткое проложное «Житие Михаила Черниговского» было написано в то время, когда Марья с сыновьями установила церковное почитание Михаила и его боярина Феодора и построила в их честь церковь в Ростове. См.: Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915, с. 111.

[10] Обряд прохождения между горящими кострами был обязательным для всех чужеземцев, приходивших в Орду. Это был особый ритуал: считалось, что тот, кто прошел невредимо меж горящих огней, не мог причинить вреда хану.

[11] Епитимья — церковное наказание в виде поста, земных поклонов, паломничества и т. п., налагаемое церковью, реже самим верующим на себя после совершения греха, чтобы замолить, искупить грех покаянием.

[14] Подробнее см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973.

[15] Лихачев Д. С. Своеобразие исторического пути русской литературы X-XVII веков. — «Русская литература», 1972, № 2, с. 13.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *