на кого можно выучиться во время декрета

Чему научиться в декрете, чтобы после него зарабатывать больше

У молодых мам довольно плотный график, но несколько свободных часов в день все равно есть. На что их потратить — решать вам, мы же расскажем, чему можно научиться за время декрета.

Декрет — не отпуск

Мы не призываем отказываться от ухода за ребенком и посвящать все время в декрете исключительно саморазвитию. Дети бывают разными: одни дают маме и выспаться, и своими делами заняться, а с другими даже поесть забываешь. Не стоит отчаиваться, если времени не хватает, просто пока ребенку нужно всё ваше внимание. Еще немного, и дадут место в детском саду — тогда станет полегче.

Рассказываем, чему можно научиться за полтора года, если ребенок спит всю ночь и 4—5 часов днем.

Выучить язык

Иностранный язык удобно учить по Скайпу, пока ребенок спит. Лучше заниматься с носителем языка, чтобы понять произношение и словообразование. В учебниках задания слишком «официальные», и в реальной жизни оказывается, что никто так не говорит.

Преподаватели готовы провести первый урок бесплатно, чтобы ученик понял, насколько ему будет комфортно заниматься. Такая договоренность с учителями есть у SkyEng, Lingua Airlines и EnglishDom.

Выучить английский с нуля поможет «Лингвалео» или «Дуолинго», а общаться с французами и немцами можно на сайте Busuu.

Освежить школьные знания английского помогут сериалы, если смотреть их в оригинале с включенными субтитрами. Сериалы на английском выкладывают на «Мувибастере», а на «Леланге» найдутся и полнометражные фильмы, и бесплатные аудиокурсы.

Фотографировать и обрабатывать

Только не спешите сразу на дорогие курсы: в интернете есть и бесплатные уроки. Например, на сайте «Фри-фото-хелп» помогут выбрать камеру и расскажут о том, что такое экспозиция, а на сайте «Профотовидео» научат обрабатывать снимки.

Очевидный прогресс молодой мамы. На обоих снимках дочь фотографа, разница между съемками — 2 года. Автор: Александра Дуке

Сменить профессию

Государство готово подарить новую профессию мамам в декрете. Но при условии, что ребенок не старше трех лет, а мама трудоустроена — то есть ушла в декрет с основного места работы.

Чтобы узнать, чему именно можно научиться, обратитесь в центр занятости. Не нужно вставать на учет по безработице: курсы предназначены именно для работающих декретниц.

Обучение бесплатное, а курсы длятся от 1 месяца до полугода. Важно, что переподготовка не обязывает менять профессию, и после получения корочек никто не заставит вас работать в новой сфере.

Стать профессионалом

Можно получить образование и так, чтобы вам за это еще платили. Речь о написании контрольных и дипломных работ для студентов. Необязательно сразу браться за выпускной диплом какого-нибудь бакалавра, начните с презентаций и докладов для первокурсников. А потом от простых эссе и сочинений постепенно переходите к более серьезным работам и даже научным статьям.

Ленивые студенты ищут помощи на сайтах А24 и «Студланс», но задания там размещают и школьники со своими домашками, и взрослые люди, которым нужно оформить резюме или деловое письмо.

Р за шесть слайдов презентации и понять, как предотвратить драки в детсаду» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Чтобы вырасти в новой сфере и заработать на непутевых студентах, придется постараться: искать литературу, много читать, учиться формулировать мысли. Кому-то такой способ заработка покажется недопустимым: каким же получится специалист, если он ни одного реферата не написал? Другие люди менее щепетильны и спокойно зарабатывают, «отбирая» знания у ленивых студентов.

Если решите зарабатывать на написании студенческих работ, помните, что с 2018 года юрлицам запрещено рекламировать такие услуги. Но для физических лиц запрета нет: можно давать объявления о помощи в написании рефератов и дипломных, если это не бизнес.

Получить права

Дистанционно заниматься с инструктором не получится, но выучить правила и дорожные знаки в домашних условиях вполне под силу. И тогда вы сможете самостоятельно возить ребенка к врачам, на развивающие занятия и в бассейн. Дистанционное обучение обычно дешевле: например, в школе «Авто-онлайн» очные занятия будут на 990 Р дороже — и это без затрат на дорогу. На практику придется потратить как минимум 56 часов, если машина на механике, и 54 часа, если на автомате.

В декрете удобнее заниматься с инструктором, который сможет подстраиваться под ваш график. Если вы уже опытный водитель, то не будет лишним курс контраварийной подготовки, чтобы чувствовать себя спокойнее с ребенком в машине.

Источник

Не сидеть в декрете. Истории женщин, которые освоили новую профессию во время декретного отпуска

Мария Шумихина, психотерапевт и коуч, член правления Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций

Большинство женщин, которые выходят в декрет, не представляют, как может измениться их жизнь с рождением ребенка. Более того, женщина не знает, как сильно может измениться она сама. Пару месяцев назад она радовалась командировкам на край света, а теперь задумывается — действительно ли это то, чего я хочу? «Туда ли я живу?».

Как правило, поиск нового смысла в деятельности приходит, когда бодрствование над младенцем уже позади и есть возможность немного выспаться. Я знаю немало женщин, у которых до выхода в декрет были совершенно определенные планы на свою карьеру, иногда — высокий статус. Но внезапно становились важными иные ценности. Например, желание большей близости с членами семьи (и, значит, необходимость вкладывать в отношения больше внимания). Или становится важным найти время только для себя.

Кроме того, есть такой психологический феномен: мать маленького ребенка «синхронизируется» с ним эмоционально и заново проживает те эмоциональные части личности, которые не реализовывались во взрослой жизни. Ее восприятие жизни становится более образным и ярким, хочется ярких стимулов и уже трудно возвращаться, скажем, к аналитической деятельности. Приходится искать новые смыслы в деятельности, и новая творческая профессия — с более яркими, конкретными, визуальными результатами — часто видится более подходящей.

Есть и еще один аспект — появление ребенка заставляет экономить силы в тех областях, где раньше ресурса было в избытке. Поэтому, если до декрета женщина могла не замечать, как начинается профессиональное выгорание, то теперь она экономит силы и лучше прислушивается к себе. И тогда почти физически невозможно заставить себя вернуться туда, где есть риск или ощущение выгорания. На таком фоне желание сменить профессию будет непреодолимым. И никакие волевые усилия — «Вспомни, сколько тебе там платят!» — уже не помогают.

Дарья. Из эксперта депозитарного отдела в дизайнера интерьеров

Я работала в ING Bank (Eurasia) экспертом в депозитарном отделе. Это была хорошо оплачиваемая и безопасная, но рутинная работа. Была страховка, весь соцпакет, но я понимала, что застряла, мне хотелось видеть результаты своей работы, делать что-то осязаемое.

В 35 лет ушла в декрет и родила второго ребенка. Примерно через год возникло подсознательное желание обучиться дизайну интерьеров. Еще через год, потому что надо было записываться заранее, я попала в школу дизайна «Детали». После годового обучения и стажировки во Флоренции я начала работать.

До этого я не представляла, как можно быть фрилансером и не получать от компании стабильную зарплату. Я работала с 17 лет и всегда очень осторожно относилась к переменам. Еще в то время, когда я училась, бытовало мнение, что все дизайнеры и декораторы — это женщины-домохозяйки, которым нечем заняться и они думают только об обустройстве дома. Но эта история не про меня. Дизайн мне нравился всегда, и я не была домохозяйкой. Учиться пошла на собственные деньги, которые у меня были отложены. Но я шла скорее попробовать, не ожидая, что это перерастет в профессию.

Первые проекты получились благодаря сотрудничеству с подругой. Она занималась недвижимостью в Испании, и у нее были клиенты, которые покупали дома и хотели их обставить, оборудовать.

Начинать было страшно. Я не могла сказать, что чего-то не знаю и не умею. Я не была девочкой двадцати трех лет после института. Это был уже зрелый возраст, и приходилось быть максимально уверенной, иногда даже блефовать и говорить, что опыт у меня был. Кстати, не смотря на это, мои первые заказчики со мной еще долго работали. Получилось хорошее сотрудничество, которым они остались довольны.

Я занимаюсь дизайном интерьеров уже 9 лет, и у меня своя компания. Со мной удаленно на фрилансе работают: архитектор, художник и ассистент. И хотя были разные моменты — например, когда заказы шли не стабильно и не было работы, — я не жалею о своем выборе.

Анна Снегина. Из менеджера зала казино в фотографы

О смене профессии я задумалась в возрасте 29 лет, когда ожидала второго ребенка. Незадолго до этого, после первого декрета, я вышла на свою прежнюю работу — менеджером казино на Новом Арбате. Этот период совпал с закрытием всех игровых заведений на территории РФ. Я получила расчет и смогла заниматься тем, что мне нравилось — фотографией.

Я увлекалась ей со студенчества, но почти 10 лет проработала в казино и времени на профессиональное занятие фотографией не было. Хотя уже тогда фотографировала и даже выигрывала конкурсы с маленьким дешевым цифровым фотоаппаратом. Когда родился первый ребенок, муж подарил мне хороший фотоаппарат. Он решил инвестировать в мое хобби, чтобы я могла заниматься тем, что мне по душе. С этим фотоаппаратом я выиграла в конкурсе «Прогулки по городам» и в конкурсе Kenzo журнала «Караван историй». В последнем я взяла главный приз от креативного директора дома Kenzo и победила среди 5 000 участников. Все предпосылки, чтобы перейти в профессию, уже были.

Кроме того, что участвовала в конкурсах, я фотографировала друзей и знакомых, которые меня об этом просили. Первая платная фотосессия случилась во время второй беременности. Пошли клиенты, стала еще чаще участвовать в фотоконкурсах. Так как из декрета возвращаться уже было некуда, то все силы были отданы фотографии. Так с 2009 года я являюсь профессиональным фотографом.

Переход в профессию и развитие в ней получились очень плавными. Чтобы профессионально расти, я много тренировалась сама, читала статьи, смотрела работы других фотографов. Фотография — это та область, в которой нет потолка. Поэтому я всегда стараюсь посещать художественные галереи в новых городах и продолжаю участвовать в конкурсах.

Александра Чарикова. Из менеджера мобильных продуктов в PR-менеджера

До декрета я работала в «Яндексе». Была менеджером мобильных продуктов «Яндекс.Деньги», занималась их развитием и продвижением. Проработала в компании 5 лет — до 29. Меня все устраивало. Хорошая, открытая компания, которая дает своим сотрудникам расти. Уходя в декрет, я думала, что быстро вернусь. Даже говорила коллегам: «Подождите 8–9 месяцев. Как только ребенок повзрослеет, я приду».

Но, спустя семь месяцев после рождения дочери, я поняла, что она еще очень маленькая, и я ей намного нужнее, чем коллегам. Поэтому решила остаться в декрете.

Параллельно с этим я занималась своими проектами. На тот момент уже много лет вела тематический блог о хендмейде, около семи лет проводила блогерские мероприятия-встречи. Во время декрета интерес к блогу повысился, я стала больше писать о своей жизни и интересах. Потратила много времени на обучение: проходила курсы онлайн-школ, участвовала в интенсивах для блогеров. Очень помогало второе высшее образование — дизайнерское, так как знала основы композиции, как пользоваться различными программами. Но в целом это была практика: работа методом проб и ошибок, тренировка насмотренности, ориентация на зарубежные блоги, людей, которые мне нравились.

Так получилось, что после первого декрета я практически сразу ушла в декрет второй раз. Когда младшей дочери исполнилось 1,5 года, поняла, что хочется большей стабильности. Пришла в «Яндекс» и поняла, что компания изменилась, я изменилась, и мы уже идем разными путями.

Мой опыт, приобретенный за 4,5 года декрета, был уже не про платежные системы и диджитал в чистом виде. Я развивалась в ведении блога, проводила мероприятия и продвигала их. Меня стали интересовать детские книги, потому что старшая дочь подросла. Я начала сотрудничать с издательствами и писать о книгах.

Мне хотелось работать над таким продуктом, который будет близок мне. И это получилось в издательстве МИФ. Я увидела вакансию ведущего PR-менеджера с задачами продвижения книжных продуктов. Благодаря тому, что я делала в декрете, у меня был необходимый опыт продвижения, и меня взяли.

Сейчас, после года в МИФе, я перехожу на позицию менеджера продукта, уже книжного. Челлендж для меня был не только в выходе на работу после декрета, но и в том, что работа в МИФ — это работа в режиме хоум-офиса. У нас около 200 сотрудников, которые работают из дома, все время онлайн, в созвонах, синхронизированных общих документах. Мне надо было наладить свою жизнь таким образом, чтобы я могла работать из дома целый день, не отвлекаясь. И это не так просто, как кажется. Нужно очень четко планировать время, стараться держать баланс между работой и семьей, не выполнять задачи в вечернее время и выходные. Параллельно с работой в компании, семейными делами, стараюсь выделять время для блога, хотя теперь на это достаточно мало времени. Но мне кажется, я хорошо справляюсь!

Анастасия Черникова. Из продакт-менеджера — в мультипликатора

До декрета около 10 лет я работала продакт-менеджером в крупной компании и возглавляла направление разработки мобильных приложений. Мне это нравилось. Также мне всегда нравились компьютерные игры. Поэтому, уходя в декрет в конце 2011 года, я задумалась о переходе в ИТ, а именно в gamedev (разработка компьютерных игр — Прим. ред.).

Когда ребенку было полгода, я поступила в Scream School на гейм-дизайн. После окончания курса мы с ребятами открыли свой бизнес по разработке компьютерных игр. На тот момент мне было 33 года.

Компания была небольшая. Я занималась всей организационно-финансовой частью, проджект-менеджментом и в оставшееся время — разработкой игр и анимацией.

Через 2,5 года я ушла из бизнеса. Это оказалось сложно: я достаточно далеко живу, и на дорогу уходило около трех часов, она съедала много времени. Ребенок был маленький, и я почти перестала его видеть.

После выхода из бизнеса я собиралась сидеть дома и заниматься семьей, но оказалось, что моей энергии слишком много. Проджект- или продакт-менеджером я бы не смогла работать удаленно, на тот момент это не было так распространено. И я стала думать, чем можно заниматься из дома.

Сначала начала рисовать и анимировать для себя, для души. Потом пошла учиться анимации, закончила курсы, и пошли заказы. Сейчас занимаюсь мультипликацией в рекламе как фрилансер.

На момент перехода в мультипликацию мне было 35. Переход получился спокойным, так как была поддержка от мужа. Но получаю меньше, чем до перехода на фриланс. О переходе обратно в офис подумаю, когда ребенок пойдет в школу. Предложения поступают, но я пока не принимаю их.

Источник

Женщины идут на дело

на кого можно выучиться во время декрета на кого можно выучиться во время декрета

Почти 21 тысяча женщин уже освоили выбранные специальности, несмотря на то, что программы в период введения карантинных мер были организованы дистанционно. Больше всего желающих записались на курсы повышения компьютерной грамотности и освоения специализированных компьютерных программ.

на кого можно выучиться во время декрета

на кого можно выучиться во время декрета

Повышение квалификации и переподготовка для женщин проводятся бесплатно как по рабочим профессиям, так и должностям служащих.

Так, в Ростовской области в 2020 году осваивают новые профессии в рамках нацпроекта 436 женщин, которые находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком или имеют детей-дошкольников и сами при этом не работают. До конца года их станет еще больше: воспользоваться возможностью пройти бесплатное обучение в текущем году смогут не менее 940 женщин, обратившихся в органы службы занятости, сообщил «РГ» заместитель губернатора Сергей Бондарев.

Обучение организовано с учетом уже имеющегося образования и опыта работы, отметили в управлении информационной политики регионального правительства. Обучение ведется по востребованным на рынке труда специальностям. Это, в частности, бухгалтерский учет, документационное обеспечение деятельности организации, социальная работа, ценообразование и сметное дело в строительстве, сестринское дело, управление персоналом, контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

на кого можно выучиться во время декрета

на кого можно выучиться во время декрета

После пройденных курсов сотрудница, которая с пользой провела время в декретном отпуске, сможет продвинуться по карьерной лестнице. А неработающие женщины с детьми дошкольного возраста получат больше возможностей найти работу.

Учатся женщины с детьми в лицензированных образовательных организациях, с которыми центр занятости заключает договор. Сейчас в регионе уже повысили квалификацию или совсем сменили профессию больше 500 женщин. Программа не ограничивает женщин какими-то рамками. Например, Юлия Луценко из села Грачевка с высшим образованием педагога-психолога прошла переподготовку и сразу стала заместителем директора организации, рассказали «РГ» в пресс-службе минтруда Ставропольского края. Всего в 2020 году абсолютно бесплатно новую профессию в регионе смогут получить около 600 ставропольчанок, средства на их образование уже выделены из бюджетов федерального и краевого уровня.

В Ярославской области в этом году по нацпроекту обучат больше 370 молодых мам. В региональном департаменте государственной службы занятости населения рассказали, что 69 женщин обучение завершили, около 170 учатся, а больше 120 ждут своей очереди. Здесь, как и в других регионах, из-за COVID-ограничений учиться женщинам пришлось в онлайн-формате или разбившись на очень маленькие группы (до пяти человек) и с соблюдением всех санэпидправил.

Источник

Как я в декрете бесплатно получила образование и построила карьеру

Удаленно и с ребенком на руках

Я многодетная мама из Сибири.

До рождения третьего ребенка я работала в бюджетных организациях: сначала логопедом и старшим воспитателем в детском саду, затем инспектором и начальником отдела в центре занятости населения. Немного прервала стаж на последнем месте — решила реализовать мечту юности и пошла служить в органы МВД. Не понравилось — вернулась в ЦЗН.

Когда младшему ребенку было десять месяцев, я бесплатно получила новую профессию — стала специалистом по управлению персоналом. Через полгода я попыталась поработать в этой сфере, но не прошла отбор в компанию, в которую хотела устроиться.

В статье расскажу, как бесплатно получить новую профессию, и на своем примере покажу, что в декрете реально построить карьеру на фрилансе.

Получить профессию могут как работающие мамы, которые ушли в декрет, так и безработные. Это будут разные программы, но итог один — новая специальность. Ниже расскажу подробнее о каждом варианте.

Если нет официальной работы. Освоить новую специальность может любой человек, зарегистрированный в центре занятости как безработный, — не только женщина в декрете. Для этого нужно подать заявление через госуслуги, портал «Работа в России», МФЦ либо лично обратиться в ЦЗН по месту прописки.

Вот какие документы понадобятся, чтобы встать на учет как безработному:

Если трудовая книжка в электронном виде, нужно взять у работодателя выписку по форме СТД-Р либо поступить проще — сформировать документ самостоятельно на госуслугах.

Сначала специалисты центра занятости будут предлагать варианты трудоустройства: так положено по закону. Если подходящей работы не найдется, сотрудники направят на обучение. Но просто так открещиваться от работы нельзя: если в течение десяти дней после подачи заявления в центр занятости человек откажется от двух предложений работодателей, статус безработного он не получит. Выучиться за счет государства не удастся. Лучше сходить на собеседование с потенциальным работодателем — возможно, ваша кандидатура его не устроит, и он сам напишет отказ.

В центре занятости безработным помогают выбрать, в каком направлении им будет легче учиться и работать, — инспектор предложит пройти тестирование по профессиональной ориентации. Это бесплатно.

Каким именно будет направление учебы, зависит от уровня образования. Если женщина окончила одиннадцать классов, она сможет пройти профессиональную подготовку по рабочим специальностям, например на делопроизводителя или повара. При наличии высшего, среднего или начального профессионального образования предложат переквалифицироваться.

Обучение проводят не сотрудники ЦЗН, а образовательные центры, колледжи и вузы. Выбрать учебную организацию самостоятельно нельзя — все зависит от того, с кем ЦЗН заключил договор по конкретной программе.

Обучение может быть очным и заочным и длиться разное время в зависимости от специальности. Например, в Москве центр подготовки «Профессионал» предлагает выучиться на таргетолога за одну неделю, на бухгалтера — за три месяца.

На время обучения безработному продолжают платить пособие — от 1500 до 12 130 Р в месяц. Сумма зависит от зарплаты на последнем месте работы и причины ее потери.

Если есть официальная работа. Снова первым шагом станет подача заявления в центр занятости населения. Его примут от женщин, которые ухаживают за детьми до трех лет. Доход и образование значения не имеют.

Обучение будет проходить по другой государственной программе — региональной. Направления обучения определяют субъекты РФ.

Для участия в программе понадобятся:

После регистрации в центре занятости сотрудники присвоят женщине статус «Ищущий работу», но с пометкой «Занятый», поэтому претендовать на пособие по безработице она не сможет.

Как и в предыдущей ситуации, женщина должна обратиться за услугой по поиску работы и только потом подать заявление на профессиональное обучение. Поэтому специалисты центра занятости сначала будут предлагать работу, но от нее можно спокойно отказываться — это никак не скажется на вашем положении. Статуса безработного у вас нет, выплат тоже — терять нечего. Профессиональное обучение вы получите в любом случае.

Специальность можно выбрать любую. Если сложно определиться со сферой, то можно обратиться к инспектору центра занятости за услугой по профессиональной ориентации. Конкурса при зачислении в этой программе, как обычно бывает в учебных заведениях, нет. Есть только график набора групп на ту или иную специальность.

Женщина может выбрать любую форму обучения, но некоторые специальности подразумевают обязательное личное присутствие. Например, если вы учитесь на медицинскую сестру, парикмахера или мастера ногтевого сервиса.

Как было у меня. Я получила профессию специалиста по управлению персоналом, когда младшему ребенку было десять месяцев. Я целенаправленно выбрала сферу HR, потому что хотела развиваться в этом направлении.

Обучение было дистанционным. Представитель образовательного учреждения отправил мне ссылку на личный кабинет студента. Вся информация — учебники, нормативно-правовые акты — находилась там. В течение месяца я должна была прочитать два учебника, трудовой кодекс, лекции и сдать тест. Я успешно прошла его с первого раза, но вообще дается пять попыток.

Диплома я ждала около двух недель — его отправляют почтой в центр занятости.

В 2021 году появился еще один способ получить образование — поучаствовать в проекте «Демография». Эта программа будет действовать до 2024 года. Заявку на участие можно подать через портал «Работа в России». Чтобы это сделать, необходима учетная запись на госуслугах.

Расскажу подробнее об условиях этой программы. Вот кто может получить образование:

Категорию придется подтвердить документально. Например, справкой из центра занятости или свидетельством о рождении ребенка. Обучиться можно только один раз, даже если человек сменил статус. Например, сначала женщина была в отпуске по уходу за ребенком и получила образование, а потом стала безработной матерью дошкольника — ее статус подходит для участия в программе, но получить второй диплом не выйдет.

В зависимости от базового образования можно получить разные дипломы. Если есть только школьный аттестат, то предложат пройти профессиональное обучение, например на парикмахера или секретаря. Если есть среднее или высшее, то можно получить дополнительное профессиональное образование.

Форму обучения можно выбрать самостоятельно: очную, очно-заочную или дистанционную, но не все программы могут быть в удобном вам формате. Например, выучиться на тренера-преподавателя дистанционно не получится — придется ездить в колледж или вуз, который предлагает эту программу.

Заявка на обучение попадает в одно из образовательных учреждений: например, в РАНХиГС в Москве, Томский государственный университет или некоммерческую организацию «Ворлдскиллс». Это не значит, что учеба будет именно в этих университетах, — операторы просто собирают заявки и распределяют их по учебным заведениям. Например, мою заявку принял Томский университет, но учиться я буду в Сибирском федеральном университете — в Красноярске.

Длительность курсов может быть от трех недель до трех месяцев — все зависит от направления подготовки и графика занятий.

Курс о больших делах

Как было у меня. В июне 2021 года я подала через программу «Демография» заявку на обучение интернет-маркетингу в Томский государственный университет. В каком именно образовательном учреждении будет проходить учеба, заранее узнать невозможно. Но я выбрала дистанционную форму, поэтому город был не важен: ездить на пары я не собиралась.

После того как я отправила заявку, на почту пришло письмо со ссылкой на анкету. Там меня попросили указать трудовой стаж, сведения об образовании и цель участия в программе: стать ИП, самозанятым, сохранить или найти работу.

Потом меня попросили прикрепить документы, которые подтверждают, что я нахожусь в декрете: справку от работодателя, копию трудовой книжки и свидетельство о рождении ребенка.

Меня насторожило, что прошел месяц после подачи заявки, но ни звонка, ни письма на электронную почту я не получила. Поэтому сама позвонила в университет и узнала, что обучение не индивидуальное, а групповое. Старт потока по моей специальности запланирован на сентябрь 2021 года. Пока я не знаю, как долго будет длиться обучение, в каком формате группа будет общаться с преподавателями, — все это пропишут в договоре, который отправят накануне учебы. По окончании обучения я получу диплом о профессиональной подготовке.

Не все профессии есть в программах государственных учебных заведений. Например, в центре занятости точно не выучиться на SMM-специалиста или UX-копирайтера. Тогда на помощь приходят курсы.

Я не проходила платные программы. Если хорошо постараться, то можно найти полезные бесплатные курсы. Когда я задумалась о дополнительной профессии, у меня появилось хобби — копирайтинг. Я хотела совмещать написание статей и работу в HR.

Рекомендую записываться на бесплатные уроки и вебинары, даже если в дальнейшем вы планируете учиться платно. Это хорошая возможность познакомиться с преподавателями и в целом понять, ваше это или нет.

Не вся реклама бесплатных курсов в интернете меня привлекала. Вот что останавливало сразу:

Как было у меня. Я остановилась на бесплатных курсах от Coursera и «Нетологии». Первый ресурс выдает сертификат только за деньги, поэтому там я просто слушаю лекции. На втором диплом об окончании обучения появляется в личном кабинете после прохождения курса. Дипломы можно включить в резюме и портфолио. Что еще важно, там нет упоминания, что обучение было бесплатным.

У всех программ подготовки разная длительность. В среднем на прохождение одного курса у меня уходила неделя. Плюс обучения в «Нетологии» в том, что лекции не обязательно записывать за преподавателем — их можно распечатать. К каждому занятию предлагают материалы для подготовки: конспект, ссылки на полезные ресурсы и видеоурок в записи.

Совмещать учебу и уход за ребенком было несложно. Я слушала лекции, пока гуляла с сыном: он спит в коляске — я изучаю материал. Сейчас ребенку два года и учиться мне стало еще проще. В таком возрасте он уже может некоторое время занимать себя сам, а если есть старшие братья или сестры, как в нашей семье, то поиграть полчаса с младшим им будет только в радость.

Постепенно я начала искать новую работу. Дальше расскажу, где и как мне удалось ее найти.

Как я начала работать по новой специальности

Я решила попробовать силы в копирайтинге. Нашла биржу фриланса eTXT, на которой автор может найти заказчиков, и зарегистрировалась.

Первый заказ стоил 10 Р за 1000 знаков без пробелов — это примерно половина страницы А4 шрифтом Times New Roman размером 12 пт. Мою заявку одобрили сразу, так как сумма совсем небольшая и конкурентов среди авторов не было.

Потом стала повышать ставки: 25, 50, 70 Р за 1000 знаков. Темы брала те, в которых разбиралась или же могла быстро изучить. За полгода дошла до 150 Р за 1000 знаков без пробелов. Сроки для написания статьи на бирже стандартные — от 2 до 14 дней, плюс 3 дня на доработку.

Несколько месяцев я сотрудничала с одним заказчиком: писала по заданной фактуре статьи в СМИ на разные темы: например, о B2B-продажах, EdTech, цифровизации промышленных предприятий, HR. Информацию брала из записей, которые мне иногда предоставляли, либо искала самостоятельно.

Потом мы с заказчиком нарушили правила биржи — обменялись контактами — и стали сотрудничать напрямую. Это выгодно заказчику и исполнителю, потому что не надо отдавать комиссию сервису, но небезопасно: нет гарантий, что за работу заплатят.

Мои статьи публиковали «Форбс», «Русбейс», VC.ru, «Хайтек», РБК, «Мел», «Учи-ру», TAdviser. Но, к сожалению, похвастаться ими я не могу: материалы выходили не под моим именем.

Я очень много работала: иногда спала всего 4 часа в сутки. Через три месяца поняла, что так нельзя. Стало сложно вникать сразу в несколько тем. Например, в один день я писала статью про продажи сложных В2В-продуктов за границу, на второй — про лайфхаки учителю о том, как избежать эмоционального выгорания, на третий — про цифровизацию промышленных предприятий, а на четвертый — о суперфудах и экологичном питании. Работать в таком режиме стало тяжело, и мы с заказчиком расстались.

Сейчас я думаю, что стоило выбрать узкую нишу и развиваться в ней. Мне больше нравились темы, связанные с управлением персоналом и образованием.

Как раз в то время я пыталась занять должность специалиста по управлению персоналом, но не прошла отбор. Поэтому решила двигаться дальше и искать проекты на удаленке.

Как я нашла нового работодателя

Первая проблема, с которой я столкнулась при поиске работы, — отсутствие своих кейсов. Я не имела права брать в портфолио статьи, которые писала от имени бизнесменов. А уровень текстов для биржи был слаб. Поэтому я решила выполнять тестовые задания: надеялась, они покажут работодателям, что я могу справиться с работой.

Найти постоянную работу мне удалось все на той же бирже фриланса eTXT. Увидела объявление, которое было будто про меня: искали HR-специалиста, который будет писать тексты по своему профилю.

Дальше расскажу, как я ищу новых заказчиков и строю личный бренд.

Социальные сети

Я не активный пользователь социальных сетей, но уверена, что у фрилансера должен быть профессиональный аккаунт, то есть посвященный только работе. Где именно его заводить, зависит от целевой аудитории и направления работы. У меня это «Фейсбук».

Социальные сети помогут показать ваши достижения. У меня на стене размещены ссылки на опубликованные работы. Их пока мало, но я над этим работаю. Еще через соцсети легко связаться с человеком, чтобы предложить новый проект. Только не забудьте разрешить отправлять сообщения всем — не только друзьям.

В «Фейсбуке» я продвигаю личный бренд максимально простым способом: я вступила в несколько крупных HR-сообществ и периодически делаю там посты, комментирую публикации участников. О результатах говорить пока рано: посты я делаю редко, да и не готова сейчас к новым заказам.

Резюме и портфолио

По моим наблюдениям, работодатели, которые готовы платить хорошо, часто размещают объявления в «Фейсбуке» и LinkedIn. Но одним тестовым заданием их не удивишь. Почти все просят показать резюме и портфолио. Расскажу, как я их сделала.

Резюме. Рекомендую не тратить время на создание документа в «Ворде». Это долго, и, скорее всего, на разных устройствах файл будет криво открываться. За время работы в центре занятости я повидала много плохих резюме: рукописных, сфотографированных на телефон, вордовских в формате DOC. Их тяжело читать.

Я создавала свою анкету с помощью онлайн-конструктора на сайте myresume.ru. Сервис условно бесплатный: без денег можно создать ссылку на резюме и отправить ее в соцсетях и мессенджерах. Чтобы скачать PDF, нужно заплатить: 149 Р за 7 дней доступа, 199 Р за месяц или 599 Р за год. Ограничений по количеству документов нет.

При составлении резюме советую уделить внимание графе «Навыки». Посмотрите, какие требования указаны в вакансии, и добавьте то, чем вы владеете. Например, копирайтер должен не только хорошо владеть русским языком и уметь создавать продающие тексты, но и знать основы SЕО-оптимизации.

Часть навыков я получила уже в процессе работы с заказчиками. Сейчас мне приходится составлять техническое задание для авторов и дизайнеров, редактировать статьи исполнителей, проверять верстку и вносить корректировки. Такие знания повышают ценность кандидата в глазах работодателя.

Портфолио у меня пока нет. Свои работы я размещаю в «Фейсбуке», но чаще заказчики обращаются ко мне с другого ресурса. Расскажу, как так вышло. Когда я составляла резюме на myresume.ru, то обратила внимание на блог о карьерном развитии, который был на этой площадке. Решила рискнуть и предложила владельцу сайта писать статьи для этого блога и оставлять авторство за мной — так, чтобы в конце материала стояла ссылка на мой аккаунт в «Фейсбуке». За работу попросила немного — 100 Р за 1000 знаков без пробелов.

Этот условный бартер принес двух постоянных заказчиков и несколько разовых проектов. Заинтересовавшись статьей, люди переходили в мой аккаунт и предлагали сотрудничество.

Еще можно получить кейсы на площадке Pressfeed. Это ресурс, где журналисты оставляют запросы, а специалисты делают питчи, то есть дают комментарии. Специалист не получает за свои ответы денег, но в публикации будет его имя.

У сервиса есть платная подписка, но функционала бесплатной версии для начинающего фрилансера будет достаточно. В ней есть ограничения по ответам: не более трех в месяц. У каждого СМИ свои правила публикации. Кто-то просит для статьи фото и ссылку на соцсеть либо сайт. Кто-то упоминает только имя, фамилию, должность и название компании, а активную ссылку размещает за деньги.

Pro-аккаунт открывает большие возможности: неограниченное количество питчей в месяц, общение в чатах с журналистами, настройку фильтров по темам, публикацию новостей и релизов в личном кабинете. Стоимость подписки зависит от выбранных функций — минимум попросят 11 970 Р за три месяца.

На Pressfeed я даю комментарии не по теме HR, а по личным финансам, чтобы разнообразить свою деятельность. Писать о личном опыте всегда легче. Если не знаете, как начать писать в СМИ, возьмите на вооружение эту площадку: иногда там бывают запросы и на целую статью.

Как я определяю ставку за работу

После ухода с биржи фриланса я определила ставку, ниже которой заказы брать не буду, — 300 Р за 1000 знаков. И не отступаю от нее, даже если предложение кажется заманчивым.

Не обесценивайте свой труд: вы занимаетесь самообразованием для увеличения своего дохода, а не только для чьей-то прибыли. Сразу поясню, что в приоритете у меня только два направления — HR и образование, — поэтому трачу на написание и редактирование меньше времени, чем тогда, когда брала разношерстные заказы на бирже. Хотя я работаю на долгосрочных проектах, мне удобнее измерять свой труд в тысячах знаков, а не получать фиксированные выплаты ежемесячно.

Не всем работодателям нравится такой подход. Например, четыре месяца назад я откликнулась на вакансию, связанную с HR-тематикой. Скинула резюме, сопроводительное письмо и ссылки на пару статей, которые успела наработать уже после ухода с биржи с новым заказчиком. Мне назначили телефонное интервью и спустя два дня перезвонили.

Человек начал разговор с того, что их компания сотрудничает с крупнейшими организациями страны, а затем минуту их перечислял. Потом мужчина спросил меня о навыках и отметил качество, а также интересный формат моих статей. Но как только я назвала стоимость услуг — 300 Р за 1000 знаков, — его энтузиазм пропал. Работодатель обещал перезвонить, однако звонка не было. Через три дня я ему написала, но он сказал, что ищет копирайтера подешевле.

В итоге

Сейчас я всем довольна: мне не надо рано вставать, покупать офисную одежду, тратить деньги на проезд, общаться с большим количеством людей. К тому же я наконец могу отдохнуть от бюрократии и непонятной нагрузки, которые были в бюджетной сфере.

Универсальных советов, как совместить работу и уход за ребенком, нет. В каждом возрасте режим бодрствования и потребности у ребенка разные. До того как сыну исполнился год, я работала исключительно ночью — часов до четырех. Затем стала урывками что-то делать днем, пока малыш бодрствует.

Сейчас сыну два года, и я уделяю время проектам так: час утром, пока ребенок играет самостоятельно, час в обеденный сон и два часа ночью. Иногда его забирают бабушка с дедушкой — тогда у меня высвобождается дополнительная пара часов.

Я живу в Красноярском крае, но все мои заказчики из Москвы. Разница в часовых поясах — плюс 4 часа. Чтобы успевать разграничивать домашние и рабочие дела, я почти не пользуюсь гаджетами в первой половине дня. Но иногда бывают форс-мажоры, и семья относится с пониманием, что мама вне зоны доступа.

Сейчас у меня в работе три проекта:

Муж скептически относился к моему занятию, когда я выполняла заказы на бирже. Сейчас он видит, что мне это интересно и приносит неплохой доход. Окружающие разделились на два лагеря. Одни считают, что я ничего не делаю и гребу деньги лопатой. Вторые не понимают, как можно променять стабильную бюджетную организацию непонятно на что.

Пока я решила остаться во фрилансе. Когда пройду обучение на интернет-маркетолога, зарегистрируюсь в качестве самозанятой и уволюсь с работы, где пока числюсь в отпуске по уходу за ребенком. Возможно, через несколько лет выйду в офлайн, но это не точно.

Сейчас я не могу зарабатывать больше — но только потому, что уделяю много времени младшему ребенку. Когда он пойдет в детский сад, ситуация изменится. За последние два месяца мне пришлось отказаться от трех хороших предложений. Жаль, но на всех стульях не усидишь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *