на кого можно переучиться педагогу
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
14 интересных профессий для тех, кто решает, кем можно работать с педагогическим образованием
Многие выбирают профессию учителя сознательно, по зову сердца, мечтая стать успешным и любимым для детей. Иногда – это дань моде, романтике или семейной традиции, неосведомленность о дополнительной работе и невысокой заработной плате. Кем еще можно работать с педагогическим образованием кроме школьного учителя, вы узнаете из этой статьи.
Кем можно работать с педагогическим образованием
Педагогическое образование многопрофильно и с ним можно найти работу практически в любой сфере деятельности. В первую очередь это сфера психологии, если профильный предмет был иностранный язык, то спектр профессий увеличивается. Аналогично педагог может пойти работать в области биологии или в творческие профессии связанные с рисованием. Если на рынке труда кризис, хотя учителя всегда востребованы, и встает вопрос куда пойти кроме преподавания, то всегда найдется специальность среди профессий связанных с обществознанием или в области социально экономического профиля.
Преподаватель вуза или средне-специального учебного заведения
Карьера преподавателей зависит от роста квалификации. В профессии много плюсов, связанных с относительно свободным графиком работы. Профессию преподавателей вузов получают в региональных университетах РФ, а также в наиболее престижных педагогических вузах Москвы или Санкт-Петербурга. Возможно дистанционное обучение до 5 лет с оплатой 50-60 тысяч рублей в год. Затем специалист, имеющий звание бакалавра, обучается в магистратуре и аспирантуре при этих же вузах.
Приступить к работе преподавателем можно, имея звание бакалавра. Зарплата специалиста составляет от 15 000 до 100 000 рублей и зависит от должности, научной степени и региона.
Проблемы невысокой оплаты молодой специалист может решить получением грантов на ведение научной работы, а также занятостью во фрилансе (выполнением дипломных, курсовых, контрольных работ, репетиторством со студентами).
Карьерный рост зависит от наличия звания аспиранта, дающего право участвовать в конкурсах на получение должностей научных сотрудников, на занятие должности преподавателя ВУЗа. Если он защитил диссертацию, то получает право на должность доцента и профессора.
Где работать социальному педагогу
Круг обязанностей социального педагога большой и ответственный. Его работа направлена на защиту прав детей, организацию работы с учителями, налаживание отношений между школой и семьей, создание условий для развития учащихся.
Чтобы стать социальным педагогом, нужно иметь профессиональное среднее или высшее образование. Его можно получить в региональных колледжах и ВУЗах РФ, а также в Социально-гуманитарном колледже Орехово-Зуева или Московском Гуманитарном институте. Возможно дистанционное обучение в течение 2-х лет с оплатой для колледжа 20-30-тысяч рублей, для ВУЗов – 50-60 тысяч рублей в год.
Работают специалисты в учреждениях с несовершеннолетними детьми (детских садиках, школах, в центрах дополнительного образования). Педагог получает зарплату 15-30 тысяч руб. Может заниматься фрилансом по проведению консультаций, писать статьи в собственном блоге и на сайтах по специфике работы.
Карьерный рост социального педагога предполагает накопление опыта, повышение квалификации, с течением времени он может возглавить центр социальной помощи.
Воспитатель детского сада
Специалист должен быть готов к высоким требованиям: к наличию высшего образования, призвания к воспитанию детей, любви к ним, желанию стать образцом для воспитанников. Профессию можно получить в региональных колледжах и ВУЗах РФ и ведущих университетах и институтах (МГУ, Московском институте международных отношений). Возможно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-60 тысяч рублей.
Заработная плата воспитателя составляет от 25 000 до 40 000 рублей. Она зависит от квалификации, доплат за специфику, ведение кружков, за работу в ночную смену.
Молодой специалист может использовать свои знания и в работе фрилансера в интернете через собственный сайт, блог или биржу контента (текстов) по педагогической тематике.
Воспитатель имеет возможность карьерного роста, поднимаясь от рядового работника до заведующего учреждением при условии постоянного совершенствования воспитательного процесса и повышения уровня квалификации. Он может открыть свое дело в виде семейного или частного детского сада.
Журналист
В журналистике ценится оперативный сбор информации, ее обработка и грамотное изложение. Общение с публикой происходит через СМИ. Профессию получают в региональных и ведущих университетах России, где есть факультет журналистики (Московский институт культуры, МГИМО), возможно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-70 тысяч рублей.
Журналисты работают в СМИ комментаторами с места событий, в радио- и телестудиях, редакциях газет и журналов, в рекламных и маркетинговых агенствах, в пресс-службах организаций, фрилансерами на биржах контента, собственных блогах и сайтах. Зарплата журналистов составляет 14-50 тысяч рублей.
У молодых журналистов есть возможность карьерного роста: от внештатного корреспондента – к штатному, а затем подниматься вплоть до редактора СМИ. Зарплатой журналисты похвалиться не могут, зато профессия овеяна романтическим ореолом. Они знают, что работают не за страх, а за совесть, что их профессия интересная, но трудная, иногда опасная и не всегда благодарная.
Корреспонденты работают в СМИ (в пресс-службах, маркетинговых и рекламных агентствах, в редакциях журналов, газет, теле- и радиостудиях).
Современные журналисты занимаются фрилансом на сайтах, блогах, составляют новости.
Карьерный рост позволяет молодому специалисту вырасти от внештатного корреспондента – до руководителя.
Библиотекарь
Это сотрудник, обслуживающий читателей, владеющий информационными технологиями, так как многие документы перенесены на цифровые носители. Сутью его работы является: участие в комплектовании библиотечного фонда, изучение читательского спроса, организация встреч с авторами. Многие библиотекари учатся в региональных и ведущих вузах РФ, доступно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 40-60 тысяч рублей.
Рабочее место – библиотеки предприятий, школ, вузов, научных учреждений. Зарплата составляет от14 000 до 48 000 р. Есть возможности работы во фрилансе по составлению познавательных статей по различной тематике на заказ в глобальной сети (Интернет).
У профессии есть возможность карьерного роста при условии повышения квалификации и самообразования можно со временем подняться по служебной лестнице.
Бизнес-тренер
Ведет обучение руководителей компаний и персонала не просто продаже продукта, но и опережению в этом конкурентов: эффективности работы сотрудников, росту прибыли компании, новым методам работы, раскрывает руководителям эффективные приемы управления.
Чтобы освоить профессию бизнес-тренера, нужно иметь высшее образование. Его можно получить в региональных ВУЗах РФ и престижных учебных заведениях (Московский Университет «Высшая школа экономики», МГУ, Московский университет управления).
Возможно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-80 тысяч рублей. Помимо этого необходимо пройти дистанционные курсы СНТА (Современная научно-техническая академия) для получения диплома бизнес тренера.
Профессии обучают в бизнес-школах, на краткосрочных курсах.
Специалист работает в фирмах по продажам, тренинг-центрах, консалтинговых компаниях. Зарплата бизнес-тренера в месяц от 35 до 100 000 р. При работе в формате фриланса, заработок выше.
Карьерный рост для бизнес-тренера – открытие собственного дела, получение выгодного места в престижной организации или зарубежной состоятельной компании.
Куда устроиться методисту
Основной функцией специалиста является разработка методики преподавания. К методисту предъявляются определенные требования: высшее образование, наличие опыта работы, знание методики преподавания учебных дисциплин, владение грамотной речью, умение пользоваться ПК. Для того, чтобы стать методистом нужно получить базовое педагогическое образование в региональных ВУЗах и престижных учебных заведениях РФ (МГУ), можно в дистанционной форме в течение 5 лет с оплатой за обучение 50-70 тысяч рублей.
Методисты работают во всех организациях и учреждениях, связанных с воспитанием и образованием детей (отделы по обучению в крупных компаниях, в организациях по повышению квалификации и переподготовки кадров, в ВУЗах, информационно-педагогических центрах, издательствах, школах, детских садах). Формы фриланса в данной работе отсутствуют. Получают методисты 15-50 тысяч рублей.
У профессии есть возможности карьерного роста до заведующего отделом методической службы учреждения, районного, городского и областного управления.
Инспектор в управлении образованием
Инспектор по кадрам работает с документацией и штатом управления. К сотруднику предъявляются следующие требования: наличие высшего образования, владение ПК, владение законодательством, наличие опыта работы.
Чтобы стать инспектором, нужно иметь профессиональное педагогическое или юридическое образование. Получить его можно в региональных или ведущих Московских и Санкт-Петербургских ВУЗах РФ.
Допускается дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой обучения 50-60 тысяч рублей.
Помимо высшего образования инспектор может пройти обучение на семинарах и кратковременных курсах.
Инспектор управления образования работает в районном, городском, областном управлениях образования, осуществляя свои функции во всех подведомственных структурах. Заработная плата его составляет 18-40 тысяч рублей. Фриланс в данных структурах не практикуется.
Инспектор управления образования при определенном опыте работы и квалификации может подниматься по служебной лестнице управления образования.
Репетитор
Целью преподавателя является выявление и устранение пробелов в знаниях обучаемых. К профессии предъявляются следующие требования: наличие высшего образования по предмету, компетентность, владение знаниями по психологии, уровень общей грамотности преподавателя.
Чтобы стать репетитором, нужно получить высшее образование по одной из учебных дисциплин в региональных или столичных, наиболее успешных ВУЗах России, возможно дистанционно, в течение 5 лет с оплатой обучения 50-70 тысяч рублей в год.
Репетитор – это фрилансер предлагающий свои услуги. Почасовая оплата зависит от региона, уровня профессионализма преподавателя. Труд начинающих специалистов оценивается в 150-300 рублей, более опытных – в 400 рублей. Дистанционную работу можно найти в ВУЗах, техникумах, школах, через интернет (сайт Фоксфорд), по рекомендациям знакомых, на сайтах вакансий.
Карьерный рост предполагает повышение уровня мастерства востребованности, повышение благосостояния и открытия своего дела, в виде частной школы для одаренных ил слабоуспевающих детей.
Корректор
В функции специалистов входит исправление ошибок. Услуги корректора нужны печатным изданиям, рекламным агентствам, студиям веб-контента, книжным издательствам. Чтобы соответствовать уровню грамотности, у корректора должно быть высшее образование, желательно связанное с русским языком и литературой. Получить его можно в региональных и ведущих ВУЗах РФ (МГУ, Московский институт гуманитарного образования, Московский педагогический университет), возможно дистанционно сроком на 5 лет с оплатой за обучение 50-70 тысяч рублей.
Местом работы корректора являются все СМИ, связанные с текстами, которые необходимо проверять.
Работать специалисты могут в корректорских и редакторских агентствах, на сайтах удаленной занятости, в медиа-холдингах, издательствах, СМИ.
Карьерным ростом для специалиста станет руководство корректорским отделом в крупной организации СМИ, переход в более престижную компанию, высокий уровень квалификации и безупречная грамотность.
Архивариус (архивист)
Основной задачей сотрудника является организация работы учреждения с документами. В архивариусах нуждаются страховые и финансовые компании, банки, государственные предприятия. К профессии предъявляются требования: высшее профессиональное образование, знание нормативных документов, владение ПК, навыки работы с информацией, владение грамотной речью.
Для освоения профессии нужно получить высшее образование в региональных и сильнейших ВУЗах РФ (МГИМО, Российская экономическая школа в Москве, Ленинградский государственный университет), допустимо дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-70 тысяч рублей в год.
Архивариусы работают во всех организациях, имеющих архивы (специальные архивные компании, торговые фирмы, сохраняющие документы, на заводах, музеях, банках, больницах, в структурах государственного управления). Архивариус зарабатывает от 20 до 25 000 рублей в месяц. Это зависит от региона, объема работы, других причин. Фриланс в данной сфере не приемлем
Карьерный рост архивариуса допустим. При успешной работе он может занять должность старшего архивариуса.
Делопроизводитель
Профессия включает в себя обязанности по ведению документации. В нее входит получение документа и его обработка. К специалисту предъявляются следующие требования: наличие высшего образования, знание законодательства, владение ПК, умение работы с документацией, коммуникативные способности, наличие опыта работы.
Делопроизводителю не нужно иметь специального высшего образования. Ему достаточно пройти курсы, дающие основные требования к обязанностям сотрудника. В последнее время на эту должность стали принимать сотрудников с образованием архивариусов. Его можно получить в региональных и ведущих ВУЗах РФ (Ленинградский Государственный университет, МГИМО).
Возможно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-70 тысяч рублей.
Делопроизводители работают в компаниях с большим документооборотом, на заводах, фабриках, крупных предприятиях, учреждениях и организациях. Зарплата колеблется от 15 до 50 тысяч рублей. Фриланс для данной сферы деятельности не типичен.
Профессия не имеет карьерного роста.
Дефектолог
Людей данной профессии относят к группе социальных педагогов, оказывающих помощь детям, которые страдают физическими и психическими недостатками, адаптироваться в социуме. Чтобы стать дефектологом, необходимо иметь высшее образование, которое можно получить в региональных и лучших педагогических ВУЗах РФ (Московский институт психоанализа, Московский социально-педагогический институт). Возможно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-70 тысяч рублей в год.
Учителям с высшим образованием по педагогике и психологии можно переквалифицироваться. Допустимо дистанционное обучение в течение2-3 месяцев в Столичном учебном центре или Центре «Российское просвещение». Оплата производится по тарифам организаций.
Молодые дефектологи устраиваются: в учреждения образования: школы-интернаты. медицинские центры, специализированные школьные учреждения, санатории, детские сады, детские центры. Заработная плата от 10 до 80 тысяч рублей. Опытные специалисты занимаются фрилансом, работая с одним ребенком или группой.
В профессии есть возможности карьерного роста, заключающиеся для практиков в достижении должности руководителя учреждения.
Логопед
Люди профессии «логопед» призваны помочь детям обрести возможность полноценного общения. Специалист корректирует их речь и позволяет избавиться от сложившихся комплексов. Чтобы стать логопедом, нужно иметь высшее образование, которое можно получить в региональных и престижных ВУЗах России (Московский социально-педагогический институт, Московский институт психоанализа).
Возможно дистанционное обучение в течение 5 лет с оплатой 50-70 тысяч рублей в год. Учителям с высшим образованием по педагогике и психологии можно ограничиться прохождением курсов. Обучение проходит дистанционно в течение нескольких месяцев по тарифам Центра «Российское просвещение» или Столичного учебного центра.
Молодые специалисты могут работать в центрах с нарушением речи и слуха у детей, в больницах, поликлиниках, детских садах.
Заработная плата логопедов 15-90 тысяч рублей в месяц в зависимости от региона, востребованности, квалификации. Опытные специалисты занимаются фрилансом.
Молодые специалисты могут с течением времени занять должность руководителя службы в госучреждениях или открыть собственное дело.
Диплом учителя универсален. Для гуманитариев доступны профессии, связанные с грамотностью устной и письменной речи, от ведущего развлекательных программ – до работы в СМИ. Учителя точных предметов могут найти себя в профессиях, связанных с компьютерными технологиями. Преподаватели иностранных языков востребованы в любой сфере. Знающие естественные науки, могут устроиться на специальности по защите природы и ее украшению. Учитель любой специальности может стать психологом, социальным педагогом. Если не зацикливаться на специальности, а выбрать любимое дело, то диплом станет большим подспорьем в любой профессии.