на какую сумму можно заключить прямой договор по 44 фз для бюджетных учреждений
Как заключить прямой контракт в 2020 году
Раскрываем ключевые особенности прямых соглашений, субъектный состав, допустимые лимиты, а также отличие от других сделок без торгов.
Общие положения
На практике государственные закупщики заключают различные сделки, в том числе в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В данной сфере есть определение такой сделки. Однако нужно понимать, что прямые закупки ВЭД и прямые контракты по 44-ФЗ не имеют ничего общего. Прямой контракт ВЭД — это соглашение, которое заключено российским импортнером и непосредственным производителем товара. Соответственно, является предметом, скорее, таможенного законодательства, а не контрактной системы.
Прямые закупки по 44 ФЗ — это ни что иное, как заказ у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур. Такой процесс регулируется статьей 93 44-ФЗ. При этом предусмотрено два вида соглашений:
При проведении малой закупки обоснование невозможности (нецелесообразности) иных способов определения поставщика, а также цены контракта и иных существенные условия не требуется.
Размещение информации в ЕИС о такой госзакупке не является обязательным. Однако заказчику рекомендуется вести журнал регистрации договоров и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.
С 01.03.2019 заработал единый агрегатор торговли для закупок малого объема и госзакупок лекарств по решению врачебной комиссии.Название этой платформы — ЕАТ «Березка» На ней заключают прямые контракты органы исполнительной власти федерального уровня, в том числе и казенные учреждения, которые находятся в их ведении. Что же касается силовых ведомств, то они попали под исключения и проводят закупки по-старому.
«Березку» посадили на сайт agregatoreat.ru. Наряду с контрактыми до 100 000 — в рамках ч. 4 ст. 93, до 400 000 — по ч. 5 ст. 93 на Березку перенесли закупки лекарств до 200 000 рублей — по ч. 28 ст. 93.
Прямые контракты до 100 000 рублей
Соглашение на сумму до 100 000 рублей допускается в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн.руб. или не превышает 5% от СГОЗ и составляет не более 50 млн.руб. Указанные ограничения годового объема не действительны для процедур, проводимых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Важной деталью заключения контракта до 100 000 рублей является включение в него основания, согласно которому госзаказчик осуществляет заказ, в данном случае это будет п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.Прямые контракты до 400 000 рублей
Такие госзакупки могут осуществлять заказчики, которые являются государственным или муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которых — сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93. При этом сумма договора не должна превышать 400 000 рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 50% от СГОЗ и составлять более 20 млн. руб.
Пример
Рассмотрим пример, когда мы закупаем дубовую доску по прямому контракту. Заказчик определяет объект заказа, цену, условия. Затем доводит эту информацию до планируемого исполнителя. В случае принятия предложения, обе стороны согласовывают и подписывают договор.
На какую сумму можно заключить прямой договор по 44 фз для бюджетных учреждений
Новый механизм проведения закупок товаров у единственного поставщика до 3 млн.рублей
во – вторых, «порог» осуществления малых закупок с каждым годом растет, чем и становиться более привлекательным для Заказчиков:
Стоит отметить, что закупок малого объема, как и всех закупок, проводимых по Закону №44-ФЗ, коснулся тренд «электронизации», так, с «01» марта 2019 года для Заказчиков федерального уровня появилась обязанность использовать Единый агрегатор торговли «Березка». На уровне субъектов Российской Федерации порядок осуществления малых закупок в электронной форме установлен региональными нормативными правовыми актами, ЗМО осуществляются с использованием «электронных магазинов».
В каких случаях и кто может применять новый механизм ЗМО до 3 млн. рублей?
| Норма Закона №44-ФЗ | Ограничения по годовому объему закупок |
|---|---|
| п.4 ч.1 ст.93 | 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. |
| п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) | 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. |
Теперь (с «01» октября 2020 г.) для закупок товаров по п.4, п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ появится возможность увеличить лимит с 600 тыс. до 3 млн. руб., но с обязательным условием, что такие закупки будут проводиться с использованием электронной площадки (ст. 93 Закона №44-ФЗ дополняется ч. 12).
Здесь важно обратить внимание на два момента:
— 2 млн.р. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн.р. (п.4 ч.1 ст.93),
— 5 млн.р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн.р. (п.5 ч.1 ст.93).
Механизм осуществления ЗМО до 3 млн. рублей:
Для наглядности механизм осуществления закупки рассмотрим на схеме.
1. Процедура начинается с размещения предварительных предложений участниками на любой электронной площадке (далее-ЭП), включенной в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.
! Выбор электронной площадки осуществляется на усмотрение заказчика. Не зависимо от выбранной Заказчиком площадки, при осуществлении закупки будет обеспечиваться доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с ЕИС (ч. 13 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ, данная норма вступит в силу немного позднее с 01.07.2021г., до этого момента информация о предварительных предложениях будет поступать только с той площадки, на котором размещено извещение).
Предварительное предложение участника содержит:
а) наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ;
б) товарный знак (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара;
г) документ, подтверждающий страну происхождения товара, если установлены ограничения по нацрежиму;
д) единица измерения товара;
е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей (цена участника для различных регионов поставки может различаться);
ж) минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником к поставкам (количество товара в зависимости от региона поставки может различаться);
з) регион поставки в пределах которого участник закупки предлагает товар к поставкам;
и) срок действия предварительного предложения (не может составлять более одного месяца с даты его размещения на ЭП);
к) информацию об участнике и документы (решение об одобрении крупной сделки, документы подтверждающее соответствие участника п.1.ч.1. ст.31 Закона № 44 – ФЗ, декларация о соответствии п.3-9,11 ч.1. ст.31 Закона № 44 – ФЗ);
л) минимальный срок и (или) максимальный срок поставки товара в календарных днях (сроки поставки для различных регионов поставки могут быть различными);
2. Размещение Заказчиком в ЕИС: извещения, проект контракта, обоснование цены контракта.
Состав извещения, мало чем отличается от извещения по обычным конкурентным процедурам, подробные требования к его составу прописаны в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ, отметим лишь на некоторых из них:
! Обратите внимание: требование к обеспечению заявок не устанавливается.
! Внесение изменений в извещение не допускается.
3. Оператор ЭП в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки:
! в случае наличия менее двух заявок на участие в закупке: Оператор ЭП направляет заказчику уведомление об отсутствии двух заявок, размещает такое уведомление в ЕИС. Направление информации и документов, содержащихся в единственной заявке не осуществляется.
4. Заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения от оператора ЭП информации и документов:
5. Оператор ЭП в течение одного часа с момента получения протокола подведения итогов определения поставщика:
Порядок заключения контракта
Заключение контракта осуществляется в электронной форме с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 83.2 Закона № 44 – ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных при заключении контракта по результатам запроса котировок в электронной форме.
! Обратите внимание: Информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) включается в реестр контрактов, заключенных Заказчиками (ч.1 ст.103 Закона № 44).
Порядок обжалования
В соответствии с ч.4 ст.105 Закона № 44 действия (бездействия) заказчика, комиссии, оператора ЭП при проведении закупки товаров у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ (в отличие от контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ) могут быть обжалованы.
Процедура обжалования в данном случае ничем не отличается от процедур обжалования других электронных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.
В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении заявок или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
Выводы:
Механизм осуществления закупки товаров у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44 – ФЗ больше схож с механизмом проведения запроса котировок и электронным аукционом, чем с привычным механизмом заключения контракта с единственным поставщиком, при этом главными преимуществами нового механизма являются:
Есть, и недостаток у данной процедуры – привязка к КТРУ:
Главный менеджер
ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»
Кособокова Екатерина
Закупки у единственного поставщика на сумму до 600 тыс. рублей, новый размер обеспечения исполнения контракта и другие изменения 44-ФЗ
В первую очередь отметим новый лимит закупок по п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Теперь цена одного контракта может составлять 600 тыс. рублей, а годовой лимит таких закупок до 10% СГОЗ. При этом ограничения в 2 млн рублей и 50 млн рублей сохранены.
Таким образом, для всех без исключения заказчиков расширены возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Новый лимит действует с 24.04.2020, то есть уже сегодня.
Другая часть изменений связана с обеспечением исполнения контракта и обеспечением гарантийных обязательств:
1) минимальный размер обеспечения исполнения контракта составит 0,5% НМЦК (за исключением случаев авансирования по контракту);
2) требование обеспечения гарантийных обязательств станет исключительно правом заказчика.
Указанные изменения вступят в силу 01.07.2020.
Отдельно отметим, что на 01.10.2020 перенесено введение в действие новой процедуры запроса котировок в электронной форме, а также закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме, которые предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и должны были применяться с 01.07.2020.
Кроме того, с 01.01.2021 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ будет дополнена столь ожидаемой всем профессиональным сообществом нормой о порядке вступления в силу изменений законодательства о контрактной системе (п.1 ст.2 Федерального закона от 24.04.2020 N 124-ФЗ).
Согласно новому правилу изменения будут вступать в силу с 1 января очередного года, следующего за годом их принятия. Если же изменения будут приняты после 1 октября, то они вступят в силу только с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.
Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020-2021 годах. Прямые закупки заказчика.
БКС-Тендер / Статьи / Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020-2021 годах. Прямые закупки заказчика.
С 01.07.2020 вступают в силу изменения, касающиеся проведения заказчиком прямых закупок товаров, работ и услуг. Изменения вносятся в пункты 4 и 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ О контрактной системе. Согласно вышеперечисленным пунктам проводится почти весь объем закупок у единственного поставщика всеми заказчиками на всей территории России. Популярность применения этих норм Закона объясняется тем, что заказчик может приобретать согласно этим нормам любые товары, работы, услуги. Ограничение есть только по цене заключаемого контракта (до 600 тыс. рублей) и по общему объему таких закупок в течение года:
На 01.04.2021 года (почти на целый год) перенесено вступление в силу изменений, согласно которым, заказчик может проводить закупки у единственного поставщика, по вышеуказанным пунктам, в электронной форме, причем законодатель мотивирует, чтобы заказчики проводили такие закупки в электронной форме тем, что увеличивает максимальную сумму сделки, заключаемой заказчиком, до 3-х млн. рублей. При этом «бумажная» форма заключения контрактов у единственного поставщика остается, но максимальная сумма сделки по ним остается прежней: 600 тыс. рублей для всех заказчиков. Самое главное изменение в закупки у единственного поставщика в 2021 году касается того, что такая закупка становится конкурентной процедурой. Заказчик сможет заключить контракт, только если на электронную процедуру было подано более 2-х заявок и только с участником, заявившим лучшую цену. Заказчик, по сути, теряет право самостоятельно выбирать себе поставщика, вместо прямой закупки проводится некий «запрос цен».
Рассмотрим изменения в порядок проведения закупок у единственного поставщика в 2021 году.
Какова максимальная цена контракта, заключаемого путем закупки у единственного поставщика в электронной форме?
Где публикуется закупка у единственного поставщика в электронной форме?
Закупка осуществляется с использованием электронной площадки. Площадки, на которых будут публиковаться такие закупки, пока не определены, но на текущий момент самыми популярными из таких площадок являются: Портал поставщиков Москвы, Электронный магазин Московской области и ЭТП Березка.
Ближе к началу июля будет известно, какие заказчики, на каких площадках будут размещаться.
Каков порядок проведения закупки у единственного поставщика в электронной форме?
1) участники закупки формируют на электронной площадке предложение на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Предложение должно содержать:
2) публикация предложения на электронной площадке. Размещение предложения означает согласие участника закупки на направление его заказчикам.
3) заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать:
4) в течение 1 часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех предложений участников, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.
5) отобранным предложениям участников оператор электронной площадки присваивает порядковые номера в порядке возрастания цены за единицу товара. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара.
6) оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в закупке (из отобранных преддожений) с указанием присвоенных порядковых номеров.
7) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, заказчик принимает решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления требуемой информации и документов. Каждой заявке, которая не отклонена, присваивается порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара.
8) с использованием электронной площадки заказчик формирует протокол подведения итогов определения поставщика. Протокол публикуется на площадке и в единой информационной системе в день рассмотрения.
Допускается ли вносить изменения в извещение о закупке у единственного поставщика в электронной форме?
Внесение изменений в извещение не допускается.
Какова процедура заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме?
Заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном для заключения контракта путем запроса котировок. Данный порядок нами рассмотрен в статье про изменения, внесенные в запрос котировок.
Что происходит если на электронной площадке нет предложений или от участника закупки есть только одно предложение?
Процедура признается несостоявшейся. Заказчику единственная заявка на рассмотрение не направляется.
Прямые контракты по 44-ФЗ: что это и когда можно заключать
Прямые закупки по 44-ФЗ — это соглашения с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Такие сделки заключаются по основаниям, которые предусмотрены статьей 93 44-ФЗ.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Прямые контракты по ВЭД и № 44-ФЗ: в чем разница
Тендерные специалисты заключают разные договоры, в частности в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В этом сегменте есть понятие контракта ВЭД. Но оно отличается от общепринятого в контрактной системе. По ВЭД прямой контракт — это сделка, которая заключена отечественным импортером и организацией, которая сделала товар. Получается, что предмет такого договора относится к таможенному регулированию, а не к контрактному законодательству.
Рассказываем, что такое прямой договор по № 44-ФЗ: соглашение, которое заключают госзаказчики без проведения конкурсных процедур (торгов и конкурсов). Эти договора заключают с поставщиками напрямую или с использованием функционала электронных систем.
Вот чем регулируется прямой контракт в госзаказе: такие договоры регулируются статьей 93 № 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика, положения которой обязательны к исполнению для каждого заказчика.
Контрактное законодательство разъясняет, до какой суммы прямой договор по № 44-ФЗ заключают заказчики:
По ходу заключения прямого государственного контракта не обосновывайте невозможность (нецелесообразность) других способов определения поставщика, стоимость такого госконтракта и другие существенные условия. Сведения о прямых закупках не размещайте в ЕИС. А в плане-графе указывайте только общий объём закупок по этим пунктам. Рекомендуем вести реестр для прямых контрактов. В нем отражайте сведения, которые нужны для составления отчета за финансовый год. Например: суммы прямых договоров в бюджете и общий объём таких покупок.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести реестр малых закупок без ошибок и нарушений в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
С 01.04.2021 допустимую сумму покупок малого объёма увеличили до 3 млн руб. (№ 249-ФЗ от 31.07.2020, ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ). Обязательные условия для проведения таких покупок:
Как заключить прямой госконтракт на ЕАТ «Березка»
Заказчики проводят заключение прямого договора без торгов № 44-ФЗ с использованием функционала:
Агрегатор торговли «Берёзка» предназначен для госконтрактов с ценой:
Власти федерального уровня, казенные учреждения, подведомственные им, обязаны проводить прямые закупки на этом ресурсе. Региональные и местные власти вправе выбрать другой сервис, только если нет специального указания закупаться на ЕАТ. Силовые ведомства тоже освободили от работы на агрегаторе. Они закупаются по прежним правилам. Официальный сайт для «Березки» — agregatoreat.ru.
В конце июня 2021 года версию ПО ЕАТ «Берёзка» обновили:
Как заключить прямой контракт
Контрактное законодательство разъясняет, какие можно заключать договора прямые по 5 пункту статьи 93 № 44-ФЗ: государственные контракты по этому пункту подписывает ограниченный список госзаказчиков. К ним относят:
С 31.07.2019 этим пунктом пользуются такие заказчики, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел». Сумма каждого прямого договора не превышает 600 000 рублей, годовой объем закупок не превышает 5 млн руб. или 50 % от СГОЗ и составляет не более 20 млн руб.
Договоры по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ заключают с помощью функционала торговых площадок. Инструкция, как создать прямой контракт на площадке по закупкам для заказчика:
В ч. 10 ст. 34 № 44-ФЗ контрактное законодательство разъясняет, заключают ли прямой контракт по № 44-ФЗ с несколькими поставщиками: эту возможность для ограниченного перечня покупок предусматривают в закупочной документации. В прямых закупках она отсутствует, поэтому подписание такого соглашения невозможно.
Ответственность
Если заказчик превысит лимиты, то его накажут по ч. 1 ст. 7.29 КоАП. Размер штрафа: от 30 000 рублей. Чтобы не нарушить административное законодательство, ведите реестр, фиксируйте суммы контрактов по покупкам малого объёма.
Пример
Например, если закупаем дубовую доску по прямому контракту, то делают это и на Едином агрегаторе торговли.
Если нашли этот товар дешевле, чем на ЕАТ, то заключаете прямой госконтракт в обычном порядке. Составляете соглашение, в котором определяете объект заказа, цену, условия.
Затем согласовываете и подписываете. После того как заключите, не забудьте внести сведения о прямом договоре в реестр на ЕАТ.
Разъяснения по теме
Об определении и обосновании цены контракта при закупке у единственного поставщика
Письмо Минфина № 24-01-08/52517 от 18.06.2020
О заключении контракта, условия которого применяются к отношениям, возникшим до его заключения, и основании оплаты контрактов
Письмо Минфина № 24-03-07/81650 от 17.09.2020



