на каких условиях можно привлечь инвестора в свой бизнес
Где найти и как привлечь инвестора в свой бизнес
Прекрасно, когда у предпринимателя хватает средств, необходимых для ведения дел. Но так бывает далеко не всегда. В 9 случаях из 10 предприниматель вынужден изыскивать сторонние ресурсы для вложения в свой бизнес. Для этого следует тщательно продумать и спланировать возможные пути поиска финансовых вливаний и максимально обезопасить себя.
Рассмотрим варианты привлечения дополнительных финансов. Проанализируем, кто может выступить в роли инвестора. Постараемся оказать практическую помощь нуждающемуся в финансировании предпринимателю, составив пошаговое руководство по поиску инвестора.
Цель привлечения инвестора
Инвестиция – это стороннее вливание финансовых средств в определенный проект, программу, начинание на долговременной основе, рассчитанное на отсроченное получение прибыли.
Зачем предпринимателям могут понадобиться посторонние средства, ведь потом придется делиться прибылью? Цель, с которой бизнесмен может пригласить других финансово поучаствовать в его «детище», может быть одной из следующих:
Виды инвестиционных вливаний
По степени участия в проекте инвестиции могут быть:
По особенностям вкладчика инвестиции можно разделить на:
По нюансам финансируемого проекта выделяют инвестиции:
По возможности инвестора контролировать свои вложения:
Варианты привлечения инвестиций на разных стадиях проекта
Чтобы получить деньги на свой проект, он должен показать свою состоятельность. А для того чтобы проект заработал, нужны деньги. Как выбраться из этого замкнутого круга? Для каждого этапа функционирования проекта будет целесообразнее привлекать инвестиции из разных источников.
Главные источники инвестирования
Кроме частных вложений, предпринимателя могут инвестировать банки или же государство.
Государственные инвестиции «заточены» под конкретные программы. Правила их очень строги и не подлежат корректировке. В большинстве своем эти программы рассчитаны на производственные компании, поэтому воспользоваться поддержкой государства может далеко не каждый предприниматель. Как правило, государственные деньги предназначены на закупку оборудования, материалов, транспортные расходы. Средства на оплату труда, рекламу и другие расходы предпринимателю нужно будет искать самостоятельно.
Банковские инвестиции, то есть кредиты «под бизнес» не дадут любому желающему. Для того чтобы взять деньги под конкретное дело, оно должно быть уже начато либо заемщик должен иметь другой стабильный доход. Это связано с необходимостью выплачивать банковские проценты.
Частные инвестиции – наиболее перспективные спонсоры для начинающего предпринимателя. Среди многочисленных видов компаний и фондов, готовых оказать финансовое содействие на любом этапе проекта, любой бизнесмен может найти подходящий именно ему.
Одной из удобных для начинающих бизнесменов форм инвестирования являются бизнес-инкубаторы – организации, которые специализируются на финансировании и поддержке предпринимателей в начале их бизнес-пути.
В рамках «инкубатора» бизнесмен может получить в аренду помещение на льготных условиях, ему помогут с бухгалтерией и юридическим сопровождением, окажут консультационные услуги.
Поиск инвестора: пошаговое руководство
Если предприниматель поставил себе цель привлечь инвестиционный капитал, перед ним начинается непростой путь, который ему придется пройти шаг за шагом.
Как привлечь инвестиции для бизнеса: практическое руководство
Каждый предприниматель иногда испытывает дефицит средств. Ресурсы нужны на реализацию нового проекта, масштабирование, покупку оборудования, для пополнения «оборотки» и т. д.
Как привлечь инвестиции в бизнес? Какие подводные камни и риски могут возникнуть на этом пути?
Разобраться в вопросе помогли эксперты, поднявшие инвестраунды для своих компаний.
Алексей Федоров, основатель Startpack. Компания разработала рекомендательный сервис облачных IT-решений для бизнеса. В 2012 году стартап стал резидентом Сколково.
Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса «МойСклад». Компания разработала первый в России одноименный интернет-сервис управления торговлей и складом. Рахимбердиев с коллегами получил инвестиции от эстонского инвестиционного холдинга, созданного основателями Skype. Затем основным инвестором стала компания 1С.
Наталья Нармин Ичаева, сооснователь WANDI Group. Компания специализируется на продвижении мусульманских брендов. Организация не привлекала инвестиций, что не помешало ей реализовать целый ряд масштабных проектов (например, WANDI BAZAR).
Нужны ли компании инвестиции
Перед размышлениями о том, как привлечь инвестиции, стоит понять, так ли они необходимы. Эксперты предостерегают от скоропалительных решений.
Алексей Федоров, утверждает, что инвестиции лучше не искать без очень веских причин:
«Во-первых, вопрос – как привлечь инвестиции, как правило, выливается в целый проект, требующий много времени и внимания основателя компании. Он может выпасть из рабочего процесса на несколько недель. Во-вторых, если инвестиции получены, вместе с ними теряется часть контроля над компанией (доли), возникают обязательства перед инвесторами (санкции из-за невыполнения KPI) и дополнительные активности (отчеты, советы директоров)»
Эксперт упоминает всего два случая, когда имеет смысл задуматься о деньгах со стороны:
С Федоровым согласна и Наталья Нармин Ичаева:
«Есть капиталоемкие проекты, которые очень трудно реализовать без дополнительных вливаний, но нужно понимать, что эти вливания несут в себе дополнительные ограничения. Любое начинание – это своего рода риск, ведь продукт или услуга могут «не выстрелить». Без привлеченных со стороны инвестиций вы рискуете только собственным временем и ресурсами. Кроме того, инвестиции – это дополнительный груз ответственности и потеря независимости. Мы обошлись без каких-то стартовых бюджетов, рассчитывали только на свои собственные силы»
О вынужденной необходимости привлечь инвестиции в сложные проекты упомянул и Дмитрий Чистов:
«Весь мой опыт поиска инвестиций был связан с IT и здесь ситуация может быть разной. Можно сделать простой продукт за пару недель, и начать зарабатывать какие-то деньги сразу, а можно замахнуться на сложный и дорогой проект. Без денег со стороны «вытянуть» его сложно»
Инвестиции нужно брать, если есть понятная и простая модель бизнеса, рассуждает эксперт. Предприниматель должен понимать, как на каждый вложенный рубль он заработает три, пять или десять рублей. Если деньги нужны на «попробовать», то их никто не даст.
Алексей Федоров добавляет:
«Если бизнес не способен сам генерировать прибыль, лучше не тратить время на поиск инвестиций. Инвесторы — не благотворители, им нужен надежный источник увеличения капиталов. Рано или поздно ваша бесперспективность выявится, вы зря потеряете время. Не следует задаваться вопросом «как привлечь инвестиции» и тем, кто находится в плюсе, но намерен на правах владельца полностью контролировать и развивать компанию. Инвестиции лишат владельца части влияния, и щедро обвешают его обязательствами»
Мнение спикеров подтверждается данными статистики. По информации Российской венчурной компании (РВК) (опубликованы в издании «Навигатор венчурного рынка») инвесторы стремятся к минимизации рисков.
Резюмируем. Ищем инвестиции, если:
Где получить инвестиции
Следующий важный вопрос, на который мы попросили ответить экспертов – где искать инвестиции.
Самый понятный и результативный путь – начать со списка контактов в вашей записной книге, утверждает Дмитрий Чистов. Эксперт говорит о классической формуле 3F – friends, family and fools (друзья, семья и дураки). Чистов уточняет, что эта схема сработает в том случае, если компания делает простой и понятный офлайн продукт, который достаточно быстро начнет генерировать кэш.
К этой же категории 3F эксперт причисляет хайнетов (люди с капиталом свыше 1 млн долларов). Под хайнетами эксперт подразумевает ТОП-менеджеров крупных компаний и успешных предпринимателей, которые обладают свободными средствами и желанием их инвестировать. Они могут оказаться вашими знакомыми или знакомыми знакомых.
Алексей Федоров говорит еще о двух источниках денег:
«Для предпринимателей реального сектора, простой способ начать поиск инвестиций — рассмотреть краудинвестинговые платформы, их в России достаточно много: Penenza, Город денег, StartTrack, Karma. Если деньги нужны на выполнение выигранного тендера: МодульДеньги, Альфа Поток»
Оба собеседника отмечают, что эти источники подходят для получения относительно небольших сумм для развития простых проектов. Если компания реализует сложный (и дорогостоящий проект), то самое время искать венчурный фонд или бизнес-ангела.
«По запросу «список венчурных фондов России» выдается достаточно информации. Настроить на правильный лад поможет онлайн-анкета ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), используйте ее как чек-лист вопросов, которых не избежать при общении с инвесторами. Если бизнес может быть интересен крупным отраслевым бизнесам (телеком операторы, ИТ-компании), ищите фонды при них. Такие компании могут лучше понимать вашу уникальность и перспективность, с ними возможна синергия. Это красивая история во всех смыслах» – утверждает Федоров.
Правда и здесь есть нюансы. Венчурные фонды и профессиональные инвесторы неохотно работают со стартапами и компаниями на начальной стадии. По словам Чистова, шанс получить финансирование выше, если продукт изначально ориентирован не на локальный рынок РФ, а на глобальный, то есть изначально может быть интересен заграничным инвесторам:
«Мой первый опыт, связанный с получением инвестиций, приходится на 2011 год. Тогда все возлагали большие надежды на венчурный рынок в России, и привлечь средства было проще. Сначала мы получили средства в Copiny от профильного бизнес-ангела Павла Черкашина. После этого был венчурный фонд, а потом еще один. В 2013-14 годах энтузиазм инвесторов снизился на фоне кризиса и изменений курса доллара. Но дело не только в макроэкономике. На Западе венчурные инвестиции – целая «пищевая цепочка». Там вопрос – как привлечь инвестиции, а также кто инвестирует – ставится иначе: есть инвесторы, которые финансирую проект на ранних стадиях, следующие на стадии расширения, и все это заканчивается продажей стартапа или IPO, то есть выходом из сделки с прибылью. В России очень мало выходов, поэтому продукт должен представлять интерес для глобальных инвесторов. Второй продукт – WhatsHelp мы делали именно по такому принципу и привлекли в компанию 130 тыс. долларов»
Государственные гранты и инвестиции от госфондов – последнее, что эксперты рекомендуют для финансирования бизнеса. Федоров рассказывает:
«Это наиболее тяжелые деньги, по сравнению с коммерческими инвестициями. Обычно для заявки на грант нужно предоставить пакет из нескольких десятков документов (например, копии всех платежных поручений и договоров за полгода), заполнить анкеты со строгими формальными требованиями, часто невыполнимыми в принципе. Нужно предоставить строгий бизнес-план, отклонение от которого на 10-20 % повлечет обязанность вернуть грант в полном объеме. При этом перечисление гранта может отложиться почти на год, когда смысл в нем пропадет»
Аскар Рахимбердиев еще более категоричен в оценках:
Примерно те же эпитеты мы услышали от Чистова.
Резюмируем:
Что делать до встречи с инвестором, и какие моменты важны в презентации
Перед встречей с потенциальным инвестором владельцу компании нужно навести порядок в финансовых вопросах и подготовить презентацию.
Наведение порядка в финансовых отчетах и бизнес-процессах компании – задача непростая, но решаемая. Автоматизировать учет денег и получить полноценные отчеты о состоянии финансов в компании позволяет онлайн-сервис ПланФакт.
Организация «ПЕРМПРОЕКТБЮРО» внедрила сервис в 2018 году и решила проблемы, связанные с кассовыми разрывами. Павел Синицын, руководитель компании, не только навел порядок в собственном бизнесе, но и помог партнерам – поставщикам оборудования. Директор компании-партнера безуспешно пытался получить у потенциальных инвесторов определенную сумму на модернизацию бизнес-процессов. Но доводы не подкреплялись аналитикой. После внедрения ПланФакта у партнера появились наглядные финансовые отчеты и данные по рентабельности проектов. Это стало весомым аргументом и ответом на вопрос – как привлечь инвестиции.
После того, как порядок в финансовых процессах наведен, нужно готовиться к встрече с инвестором. Для презентации важна история и эмоциональная составляющая, которая должна присутствовать в выступлении.
Резюмируем:
«Я ищу ₽30 млн на. »: как стартапу найти инвестора в кризис и не только
Об эксперте: Олег Котелюх, управляющий партнер «Инпро Технолоджис».
Шаг первый: четко определить цель и размер необходимых инвестиций
Инвестиции — это не цель, это средство. Основатель стартапа должен хорошо представлять, для чего ему понадобились деньги. Обычно сторонние средства нужны, чтобы ускорить развитие бизнеса. Компания растет медленнее, чем необходимо, а инвестиции ускорят этот процесс и позволят обойти конкурентов. Другой распространенный вариант ответа: средства нужны на улучшение продукта и усиление отдела продаж.
Определение конкретной цели важно по двум причинам. Во-первых, это позволит определить требуемый размер вложений, а, во-вторых, приблизиться к пониманию, где их искать: у частных инвесторов или фондов. От того, на какой стадии находится ваш проект, для чего и сколько нужно денег, будут зависеть критерии, по которым вы начнете искать источник финансирования.
Шаг второй: определить тип инвестора и создать воронку
Итак, вы определили причины, по которым вам необходимы деньги и обозначили, какие статьи расходов нужно закрыть в первую очередь, чтобы бизнес продолжал развиваться. Ответьте себе на вопрос, почему вы не можете взять денег у друзей, родственников и в банке? Почему вам нужен именно инвестор? Возможно, вместе с деньгами вы хотите получить опыт и связи. Тогда вам потребуется стратегический инвестор. Или вам полностью хватает компетенций и подойдет любой человек с деньгами. Тогда поискать его можно среди знакомых предпринимателей или на курсах начинающих бизнес-ангелов. Такие курсы есть у ФРИИ, Сколково, РВК.
Типичная ошибка начинающего соискателя инвестиций — думать, что инвесторов мало. Их много! Вся соль заключается в том, чтобы найти своего. Для этого создайте карту местности: изучите, какие фонды, работающие со стартапами, есть в вашем городе. Как правило, у таких организаций есть четкий набор критериев, куда они инвестируют: какие сферы, ниши и рынки им интересны, какая стадия развития проекта должна быть для начала обсуждения, какие суммы они готовы вкладывать. Уже на этом этапе будет понятно, кого можно иметь в виду, а с кем вам не по пути.
Подпишитесь на тематические каналы в мессенджерах, например, TheEdinorog и Startupoftheday. Просматривайте деловые СМИ. Составьте список местных акселераторов и бизнес-школ, у них тоже есть специальные дни, когда их резиденты и выпускники презентуют свои проекты инвесторам. Обратите внимание, кто инвестировал в проекты, похожие на ваш.
Конечно, городом ограничиваться не стоит. Вы должны хорошо понимать, какие фонды и люди в вашей стране инвестируют в вашу отрасль. Не стесняйтесь искать инвесторов и за рубежом. Примеров инвестиций иностранных бизнес-ангелов хватает на рынке.
К примеру, Константин Синюшин, сооснователь венчурной компании Untitled Ventures, сейчас занимается созданием фонда, базирующегося в Люксембурге. Фонд будет инвестировать в российские проекты. Foundation Capital из США в 2018 вложились в российский проект Grabr. В том же году «ЭкзоАтлет» смог получить инвестиции от южнокорейской Cosmo and Company Co.
Наконец, расскажите, что вы ищете инвестиции, в Facebook и Instagram, говорите об этом друзьям и знакомым. Прошерстите Linkedin: это отличное место для того, чтобы найти контакты нужного вам человека.
Главное, чего делать не стоит — бездумно вписываться в бесконечные стартап-шоу и конференции, делать массированные рассылки во всевозможные инстанции, спамить своим проектом налево и направо. Вы только потеряете время и заработаете на венчурном рынке ненужную репутацию.
Наметьте конкретных людей, с которыми вам надо познакомиться, найдите тех, кто может вас им представить. Докажите им, что от вашего знакомства выиграют все. Так вы убедите инвестора хотя бы инвестировать время на то, чтобы выслушать вас. Если встретиться лично невозможно, пишите потенциальному инвестору письмо.
Помните: холодная рассылка не работает. Письмо должно быть «теплым», содержать всю необходимую информацию, быть лаконичным, но при этом запоминаться и вызывать эмоцию. Ваш адресат должен заинтересоваться проектом с первого абзаца.
Шаг третий: подготовить документы и инвестиционное предложение
Параллельно с поиском инвесторов стоит начать подготовку пакета документов. Если фонды и госпрограммы — ваш случай, зайдите к ним на сайт и разберитесь, что они требуют. Там же будут указаны сроки действия программ и подачи заявок.
Если ваш путь — группа инвесторов или частное лицо, вам понадобится презентация проекта и финансовый план. Причем лучше не один, а сразу три: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Первый продемонстрирует, что будет, когда все ваши гипотезы окажутся верными, и росту бизнеса ничего не мешает. Приготовьтесь: сначала все будут смотреть на второй и третий варианты. Громоздкие таблицы не нужны — информация должна восприниматься легко.
Прежде всего инвестор хочет знать ответы на четыре вопроса:
Ответы должны быть в вашем инвестиционном предложении: «Я ищу 30 млн руб. на …, предлагаю инвестору долю в компании. Со мной через два года вы сможете заработать …, потому что …». В предложении должны быть две суммы: требующиеся инвестиции и сколько потенциальный партнер сможет заработать.
Не забудьте предусмотреть возможные сценарии для инвестора по выходу из компании. Распишите статьи расходов по запрошенным инвестициям, будьте готовы защитить свою оценку компании, объяснить, из чего складывается ее текущая стоимость. Помните, что прибыль, которую вы предлагаете инвестору, должна быть выгоднее банковских процентов по вкладам.
Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо научиться говорить с ним на одном языке. Подготовьте питч — рассказ о бизнесе, который заинтересует потенциального партнера.
Питч должен быть коротким, вдохновляющим и по делу. Вот план вашего выступления:
Презентовать проект инвестору должен тот, кто лучше всего разбирается в проекте и умеет общаться с аудиторией. Выступление обязательно нужно отрепетировать. Избегайте непонятных терминов и двусмысленных трактовок, потренируйтесь на домашних. Будьте готовы, что вам будут активно возражать.
Шаг четвертый: проверить инвестора
Помните, что поиск инвестиций — это не только поиск денег, но и выбор подходящего вам партнера. Вы тоже должны выбирать, кто это будет. Нельзя соглашаться делить бизнес с первым встречным: тщательно изучите, с кем вы вступаете в игру.
Наведите справки. Попробуйте связаться с теми, кто может рассказать вам больше об инвесторе. Какой у человека характер и стиль работы? Будет ли он делиться знаниями и контактами людей, которые помогут бизнесу масштабироваться, или предпочтет только вложить деньги. Любит ли он вмешиваться в работу, вводить в команду своих людей? Хорошо ли разбирается в рынке? Наконец, адекватный ли он человек? Все это хорошо понимает тот, кто уже имел с ним дело. Поэтому важно найти уже проинвестированную им компанию и постараться узнать там все, что нужно.
Не волнуйтесь. Даже если инвестор узнает о вашей «разведке», это никак вам не навредит. Наоборот, покажет, что вы ответственно подходите к делу и любите подстраховаться.
Проверьте, чтобы в портфеле вашего инвестора не было вашего прямого или косвенного конкурента. Это поможет избежать конфликта интересов в будущем. Если такая компания в портфеле все же найдется, обязательно проговорите этот момент.
Самое главное — верьте в себя. Кризис — лучшее время для взлета стартапов. Помните, что инвесторы об этом тоже знают.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.