на каких родственниках можно жениться по исламу
С какими родственниками разрешено состоять в браке?
Просмотрите приложенные схемы для определения того, кто приходится вам махрамом. Со всеми другими родственниками вступать в брак разрешается.
Однако следует отметить, что некоторые врачи не рекомендуют выходить за слишком близких родственников, поскольку это ослабляет гены. Нечто подобное передаётся от Умара (да будет доволен им Аллах).
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал роду Са’иб: «Вы все стали слабыми, так женитесь же на женщинах не из своей семьи» («Аль-Бадр-уль-Мунир», т. 7, стр. 500).
Мои махрамы-родственницы:
прабабушки,
падчерицы,
молочные сёстры,
бабушки,
тёща,
молочные племянницы,
мать,
сёстры,
молочная мать,
племянницы,
тёти со стороны отца,
дочери,
мачеха,
тёти со стороны матери,
внучки,
сёстры по одному из родителей,
молочные тёти,
правнучки,
жена сына.
Мои махрамы-родственники:
прадеды,
молочные братья,
дедушки,
свёкор,
молочные племянники,
братья,
молочный отец,
племянники,
муж молочной матери,
дяди со стороны отца,
сыновья,
отчим,
дяди со стороны матери,
внуки,
братья по одному из ро-
дителей,
молочный дядя,
правнуки,
муж,
дочери,
отец,
пасынки.
Кроме махрамов, указанных в вышеприведённых схемах, есть и другие люди, считающиеся махрамами:
Для женщин:
1) бывший муж дочери,
2) бывший свёкор,
3) бывший отчим,
4) сын бывшего мужа,
5) молочный сын,
6) молочный внук,
7) молочный правнук и так далее (молочный праправнук…).
Для мужчин:
1) бывшая жена сына,
2) бывшая тёща,
3) бывшая жена отца,
4) дочь бывшей жены,
5) молочная бабушка,
6) молочная прабабушка,
7) молочная прапрабабушка и так далее,
8) молочная дочь,
9) молочная внучатая племянница (внучка молочной сестры),
10) правнучка молочной сестры и так далее.
Следует отметить, что, хотя эти люди являются махрамами, это не означает, что мужчина или женщина имеют право иметь свободные взаимоотношения с такими махрамами, поскольку существует потенциальная опасность фитны. Под махрамом подразумевается человек, с которым запрещено (харам) вступать в брак. Тот факт, что вступать в брак с ними запрещено, не означает отсутствия опасности фитны. Поэтому нужно соблюдать дистанцию.
Возможны свободные взаимоотношения только с близкими членами семьи – такими, как отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дядя, тётя, бабушка, дедушка.
Родственные браки с точки зрения Ислама
В Исламе запрещено заключать браки между кровными родственниками, а также между молочными родственниками, поскольку молочное родство приравнено в Исламе к кровному.
Самые близкие родственники, которые могут быть связаны брачными узами, это двоюродные брат и сестра. Хотя они и не являются кровными родственниками и кузенам не запрещено создавать семьи, такие браки в Исламе всё же считаются нежелательными.
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لا تنكحوا القرابة القريبة فإن الولد يخلق ضاويا
«Не женитесь на женщинах из числа близких родственниц, так как в этом случае ребёнок рождается хилым». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘Улум ад-Дин», т. 2, с. 41)
Под близким родством здесь подразумевается двоюродное родство с материнской или с отцовской стороны.
Исламские учёные поясняют нежелательность заключения браков между кузенами тем, что они, как правило, испытывают друг к другу родственные чувства, а не сексуальное влечение. Более того, современная наука подтверждает то, что было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).
Генетиками установлено, что чем ближе степень родства между супругами, тем выше опасность генетических осложнений для их потомства. И статистика свидетельствует, что у родителей, состоящих в родстве, вероятность рождения детей, поражённых теми или иными наследственными недугами, и частота ранней детской смертности в десятки, а то и в сотни раз выше, чем в неродственных браках.
Как пишется в книге «Фатх аль-му‘ин», чем дальше родство, тем лучше для создания брака. Но не стоит категорически порицать браки между двоюродными братьями и сёстрами и запрещать тем, кто искренне полюбил, быть счастливыми в браке.
Издревле правители и богатые семьи старались скреплять родство между собой, заключая браки между двоюродными братьями и сёстрами, часто даже вопреки их воле. Это было вызвано желанием сохранить власть и уберечь своё богатство от необходимости делиться с чужими.
Но бывали случаи, когда в результате близкородственных браков наследники престола рождались умственно отсталыми и были не способны править, и столь желанная власть, ради которой были принесены в жертву дети, рушилась в одночасье.
Браки между родственниками, например, троюродными братом и сестрой или другими родственниками, с одной стороны, помогают укрепить родственные связи и сблизить уходящее родство, с другой, несут большую потенциальную опасность.
Никто не застрахован от семейных сор и конфликтов, и не дай Аллах, случится так, что брак, в котором муж и жена являются друг другу родственниками, распадётся. В таких случаях будут испорчены отношения между родней, и те, кто ещё вчера назывались близкими, станут враждовать, что является крайне порицаемым с точки зрения Ислама. Нужно ценить и беречь родственные отношения, быть очень осторожными и всячески избегать плохого исхода.
Каждый волен выбирать, с кем ему связать свою судьбу, будь то с родственником или нет. Но главный критерий выбора второй половины — это следование заветам религии, благонравие и порядочность. Ведь в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:
تُنْكَحُ المَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ، تَرِبَتْ يَدَاكَ
«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки». (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Ибн Маджах, 1858; Абу Давуд, 2047; Тирмизи, 1086)
Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «…да покроются пылью твои руки», то арабы используют подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение. Так, арабы говорят эти и подобные фразы, когда они порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то. Здесь же Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Алимчулов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Запреты в женитьбе
1. Мужчине нельзя жениться на женщине, родной по крови, за исключением двоюродных сестер со стороны отца или матери. Ученые однозначно определили, что не является махрамийей двоюродная сестра со стороны отца или матери, то есть на ней можно жениться. Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Харам жениться на матери, дочери, родной сестре, родной тете и дочери родного брата или сестры».
2. А что касается родных по груди, то на ком из родных по крови запрещается жениться, то и на соответствующих родных по груди запрещается жениться. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил: «Что запрещено родным по крови, то запрещено и родным по груди». Этот хадис передали имамы Муслим и Аль-Бухарий.
3. Нельзя жениться на женщинах, родных в результате никаха, то есть на жене отца, деда и выше или на жене сына, внука и ниже. Эти женщины уже не являются чужими. С ними можно находиться наедине, и они могут показать то, что мать может показать своему сыну, как свои волосы, ноги и т.п.
Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Запрещено жениться на женах своих сыновей». Запрещается жениться на матери жены, даже после развода с женой, и даже если не был совершен половой акт. Также сказано в Кур‘ане, что «если мужчина заключил с женщиной никах, то ему уже запрещено когда-либо жениться на ее матери» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).
Запрещается жениться на дочери жены, если был совершен половой акт с женой. Но разрешается жениться на ее дочери после развода с ее матерью, в случае, если не был совершен половой акт с ее матерью. Об этом сказано в Кур‘ане: «Нельзя жениться на дочери жены после никаха с матерью в том случае, если имел с последней половые отношения» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).
4. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах, если они родные и по отцу и по матери или же по отцу, или по матери, независимо от того, родные они по крови или по груди. Но разрешается жениться на родной сестре бывшей жены после развода с женой или после ее смерти. Об этом сказано в Аяте 23 Суры «Ан-Ниса». Значение этого Аята: «Запрещено одновременно жениться на двух родных сестрах».
Подобный случай произошел с благочестивым ‘Усманом бин ‘Аффаном – третьим халифом, да будет ему милость Аллаhа Всевышнего. Халиф был женат на госпоже Рукайе, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Когда она умерла, он женился на ее сестре Умм-Кульсум, которая тоже умерла. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Если бы у меня была третья дочь, то я бы выдал ее замуж за ‘Усмана».
Если у кого-либо одновременно есть четыре жены и одна из них умерла или же он разошелся с ней, только тогда он имеет право жениться на другой, то есть мужчине нельзя иметь одновременно более четырех жен. Передано, что `Али бин Аби Талиб имел четырех жен. Это произошло после смерти его жены, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, – госпожи Фатимы. В Исламе это разрешается.
А также нельзя быть женатым одновременно на женщине и ее тете (родной сестре матери или отца). Но разрешается жениться на тете жены после развода с женой.
Запрещается жениться на молочной матери, молочной бабушке и выше, дочери молочной матери, внучке молочной матери и ниже. Запрещено женщине выходить замуж за молочного сына, его сына, его внука и ниже. Но женщина может выйти замуж за брата молочного сына, его отца, дядю или деда, если они не являются ей родными по груди.
Женщина, достигшая половой зрелости, кормящая чужого ребенка, становиться ему молочной матерью, если при этом выполняются следующие два условия:
– Ребенку в это время должно быть не более двух лет по лунному календарю. Если кормила ребенка после того, как ему исполнилось два года, то он не может быть молочным сыном.
– Женщина должна кормить его не менее пяти раз, по мнению имама Аш-Шафи’ий, по школе имама Абу Ханифа достаточно покормить один раз. Одним кормлением считается, когда ребенок принял грудь и сам прекратил есть.
Если женщина по каким-то обстоятельствам прервала кормление, а затем через некоторое время продолжила – это считается одним разом. Если ребенок прекратил есть по причине того, что играл или заснул на короткое время, или потому, что во рту много молока, а затем продолжил, то во всех этих случаях кормление считается одним разом.
Если есть сомнение, кормила ли пять раз или меньше, было ли во время кормления ребенку меньше или больше двух лунных лет, то в этом случае женщина не является ему молочной матерью.
Если же упомянутые условия выполняются, то женщина становится ребенку молочной матерью, ее муж – молочным отцом, брат мужа – молочным дядей, ее дети – молочными братьями (сестрами).
На ком из родственниц запрещено жениться?
Мусульманам запрещается жениться на близких родственницах, которых можно разделить на три основные группы: кровных родственниц, свойственниц и молочных родственниц.
Основным текстом, разъясняющим это религиозное предписание является коранический отрывок: «Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде» (ан-Ниса, 22-23).
Из этих двух аятов и других текстов следует, что по причине кровного родства нельзя жениться на:
1. матерях, бабушках и т.д.;
2. дочерях, внучках и т.д.;
3. сестрах, в том числе по отцу или по матери;
4. сестрах отцов, а также на тетях отцов и матерей по отцовской линии;
5. сестрах матерей, а также на тетях отцов и матерей по материнской линии;
6. дочерях братьев, а также на их дочерях;
7. дочерях сестер, а также на их дочерях.
Среди свойственниц запрещено жениться на:
1. матери жены, ее бабушке и т.д., независимо от того, вступил мужчина в близость со своей супругой или нет;
2. дочерях жены, их дочерях и т.д., если мужчина вступил в близость со своей супругой. Это значит, что если мужчина вступил в брак с женщиной, то ее мать сразу же становится навсегда запретной для него. А вот ее дочь становится для него навсегда запретной только после того, как они вступят в близость;
3. женах родных сыновей и внуков, а также их невольницах;
4. женах отцов, даже если они развелись, так и не вступив в близость. Это значит, что если мужчина развелся со своей женой, то она становится для него посторонней женщиной. В то же время для его сыновей от другого брака эта женщина остается запретной. Ей разрешается находиться в их присутствии с открытой головой, отправляться с ними в путешествие и т. п.
По причине молочного родства запрещается жениться на:
1. молочных матерях, бабушках и т.д.;
2. молочных сестрах. Если женщина, родившая девочку, вскормила грудью мальчика, то все ее братья и сестры становятся его молочными братьями и сестрами. Более того, ее братья и сестры по отцу также становятся его молочными братьями и сестрами. В то же время она не становится сестрой для его братьев. Если же женщина, родившая мальчика, вскормила грудью девочку, то наоборот;
3. молочных дочерях;
4. молочных тетях по отцовской линии;
5. молочных тетях по материнской линии;
6. дочерях молочных братьев;
7. дочерях молочных сестер.
Первые две категории упоминаются в Коране, а родство с последующими пятью категориями устанавливается на основании слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Все запреты, связанные с кровным родством, также распространяются на молочное родство». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Аббаса.
Жениться на этих родственницах запрещается навсегда. Женатым мужчинам также запрещено вступать в брак с сестрами своих супруг или их тетями. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не берите в жены тетю своей жены по отцовской или материнской линии». Этот запрет сохраняется в силе до тех пор, пока они не разведутся. А Аллах знает лучше!
Какие родственные браки разрешаются в исламе?
Какие родственные браки разрешаются в исламе?
Вопрос: Разрешает ли ислам браки между кузенами, двоюродными братьями и сестрами по линии матери?
Ответ: Да, разрешает. Все родственные браки разрешены, кроме тех, которые перечисленны в аятах, где Аллах говорит так:
«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем.
Вам запрещено жениться на ваших матерях, ваших дочерях, ваших сестрах, ваших тетках со стороны отца, ваших тетках со стороны матери, на дочерях брата, на дочерях сестры, ваших матерях, которые вскармливали вас грудью, ваших молочных сестрах, на матерях ваших жен, на ваших падчерицах, находящихся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха, а также на женах ваших сыновей, которые произошли от вас. Вам запрещено жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – прощающий и милосердный.
(Оказавшиеся в ваших руках после сражения в качестве пленниц) добродетельные и (замужние) женщины запретны для вас, кроме невольниц, которыми вы овладели. Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая» (4/22-24).
Теги: какие родственные браки разрешаются в исламе, 4/22-24.
Опубликовано 09.12.2013