на каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных 5 класс

Вопросы вначале параграфа

1. Какие растения называют цветковыми?
Цветковыми называют такие покрытосеменные растения, органом семенного размножения которых является цветок.

2. Какие цветковые растения вы знаете?
К цветковым растениям относятся все цветущие деревья, кустарники и травы: клен, береза, липа, сирень, черемуха, яблоня, вишня, шиповник, клубника, картофель и многие другие.

3. Где растут цветковые растения?
Цветковые растения растут во всех частях нашей планеты от Арктики до Антарктиды. Их можно встретить на суше и в воде, в горах и в пустынях, в лесах и в степях.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?
Покрытосеменные растения относятся к высшим растениям. Их органом размножения является цветок. После того, как цветок отцветет, на его месте образуется плод, внутри которого и созревает семя. Так как семена защищены от внешнего воздействия стенками плода, то растения и получили название покрытосеменные.

2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
У голосеменных растений семена открыто лежат на поверхности шишек, в то время как у покрытосеменных семена развиваются внутри плода.

3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?
Покрытосеменные растения отличаются своим многообразием. Это можно увидеть по тому, что они:
• делятся по типу произрастания (деревья, кусты и травы),
• по продолжительности жизненного цикла (однолетние и многолетние),
• по среде обитания (водные и наземные),
• по климатическим зонам (северные, южные, средних широт),
• по условиям произрастания (горные, степные, лесные, тундровые, пустынные),
• по размерам,
• по способам питания и условиям размножения и многим другим факторам.

Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти ¾ их – покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?
Покрытосеменные растения заняли господствующее положение в растительном мире по многим причинам:
• их семена в процессе созревания хорошо защищены, что позволяет их лучше сохранить от неблагоприятных факторов внешней среды,
• способы распространения покрытосеменных растений наиболее разнообразны (ветер, вода, животные и птицы),
• разнообразие способов опыления (ветер, насекомые) и оплодотворения(двойное) помогает им эффективнее размножаться,
• способность адаптироваться и выживать в разных климатических условиях.

Задания

1. Рассмотрите рисунок 81 и объясните, какие растения называют однолетними, двухлетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
К однолетним покрытосеменным растениям относятся такие растения, жизненный цикл которых длится не более одного года. Практически все они являются травянистыми. Яркий пример однолетних растений – огородные культуры (огурцы, томаты, перец, картофель, горох) и многие сельскохозяйственные травы (рожь, пшеница, ячмень).
К двулетним покрытосеменным растениям относятся растения, жизненный цикл которых составляет два года (репчатый лук, петрушка, морковь, свекла).
К многолетним покрытосеменным растениям относятся растения, жизненный цикл которых длится более двух лет. В основном это деревья и кустарники. Но есть и много садовых многолетних растений (земляника, тюльпаны, нарциссы, ирисы, пионы).

2. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Название растения

Дерево, кустарник или травянистое растение

Однолетнее, двулетнее или многолетнее

Сколько раз в жизни плодоносит

Источник

§ 18. Покрытосеменные, или Цветковые — Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какие растения называют цветковыми?

Цветковыми называют покрытосеменные растения, органом семенного размножения которых является цветок.

2. Какие цветковые растения вы знаете?

К цветковым растениям относятся деревья, кустарники и травы. Например, цветковыми растениями являются берёзы, дубы, клёны, сирень, черёмуха, яблони, груши, розы, тюльпаны, клубника, картофель, пшеница и многие многие другие.

3. Где растут цветковые растения?

Цветковые растения широко распространены на нашей планете. Их можно встретить от в арктической зоне, на экваторе, в воде и в безводных пустынях, а также в лесах, степях, в тайге, в горах и других местах планеты.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Покрытосеменные растения — это высшие растения, органом размножения которых является цветок, а семя развивается внутри плода, образующегося на месте цветка после его отцветания. Семена покрытосеменных растений защищены плодом от внешнего воздействия (покрыты). Благодаря этому свойству данный вид растений и получит своё название.

2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

У голосеменных растений семена открыто лежат на поверхности чешуек шишки, а у покрытосеменных — развиваются внутри плода.

3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Покрытосеменные растения отличаются большим разнообразием. Это проявляется самыми разными способами:

Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их — покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Покрытосеменные растения благодаря своему способу размножения способны лучше сохранять свои семена от воздействия агрессивной окружающей среды и распространять их на большую территорию. Они лучше приспосабливаются к различным климатическим условиям и средами обитания, что даём покрытосеменным растениям неоспоримые преимущества перед всеми другими видами растений.

Так к фактором, приведшим к господствующему положению покрытосеменных растений на Земле можно отнести следующее:

Задания

1. Рассмотрите рисунок 62 и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними.

Приведите примеры однолетних, двулетних и многолетних растений, характерных для вашего региона.

К однолетним растениям относятся покрытосеменные растения, жизненный цикл которых длиться не более одного года. К таким растениям можно отнести пшеницу рожь, огурцы, перец, помидоры, бархатцы, горох, укроп и другие растения. Практически все однолетние растения являются травянистыми.

на каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных 5 класс

К двулетним растениям относятся покрытосеменные растения, жизненный цикл которых длится 2 года. Это морковь, репчатый лук, свекла, сельдерей, брюссельская капуста, петрушка и другие. Двулетники также чаще всего являются травами.

на каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных 5 класс

К многолетним покрытосеменным растениям относятся растения, жизненный цикл которых продолжается два и более лет. Многолетниками являются все деревья и кустарники: дуб, берёза, осина, эвкалипт, яблоня, слива, вишня, смородина, барбарис и т.д., а также некоторые травянистые растения: тюльпаны, георгины, розы, ирисы, нарциссы и прочие.

на каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных 5 класс

2. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Название растенияДерево, кустарник или травянистое растениеОднолетнее, двулетнее или многолетнееСколько раз в жизни плодоноситГде растёт
Кукуруза травянистое растение однолетнее один От умеренного до тропического и субэкваториального пояса. Крупнейшими производителями являются: США, Китай, Бразилия, Аргентина, Индия, Индонезия Мексика, Украина, ЮАР, Румыния Франция, Канада и Россия.
Морковь травянистое растение двулетнее один От умеренного до тропического и субэкваториального пояса. Крупнейшими производителями являются: Китай, Узбекистан, Россия, США, Украина, Польша и Великобритания.
Тюльпан травянистое растение многолетнее много раз От южных областей Скандинавии до зоны полупустынь и пустынь. Крупнейшими производителями являются: Нидерланды, Китай, Израиль, Япония, США, Франция, Чили, Новая Зеландия и остров Тасмания.
Смородина кустарник многолетнее много раз В умеренном и субтропическом климате в хорошо увлажнённых и плодородных почвах. Крупнейшими производителями являются: Россия, Польша, Германия, Украина, Великобритания, Австрия, Чехия, Венгрия, Франция и Дания.
Яблоня дерево многолетнее много раз В умеренном климате с плодородными почвами и хорошими условиями полива. Крупнейшими производителями являются: Германия, Италия, Франция, Испания, Китай, Япония, США, Канада, Аргентина, Чили, Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.

Задания для любознательных

Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

В Красную книгу Москвы и Московской области на сегодняшний момент занесено почти 300 видов охраняемых растений. Среди них есть:

Для охраны и сохранения этих видов растений создаются заповедники, заказники и национальные парки. Введен запрет на сбор растений, занесённых в Красную книгу, в случае нарушения которого на нарушителя налагается штраф.

Словарик

Покрытосеменные, или цветковые, растения — это вид высших растений, органом размножения которых является цветок, а семена образуются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).

Цветок — это орган семенного размножения покрытосеменных растений, видоизменённый укороченный побег.

Плод — это орган покрытосеменных растений, который образуется на месте цветка и в котором вызревают семена.

Деревья — это вид многолетних покрытосеменных растений, который отличается одеревеневшим прямостоячим стволом.

Кустарники — это вид многолетних покрытосеменных растений, которые имеют один или несколько одеревеневших стволов с сильно развитой системой ветвей.

Травы — это вид покрытосеменных растений, которые отличаются мягким стеблем и могут быть как многолетними, так и однолетними растениями.

Однолетние — это растения, жизненный цикл которых длится не более одного года.

Двулетние — это растения, жизненный цикл которых длится два года.

Многолетние — это растения, жизненный цикл которых длится более двух лет.

Источник

ГДЗ биология 7 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2019-2020 Задание: § 6 Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

Стр. 51. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Какие растения называют цветковыми?

Цветковыми растениями называют отдел высших растений, отличительная особенность которых заключается в наличии цветка как органа полового размножения.

№ 2. Что такое природное сообщество?

№ 3. Какое значение в природном сообществе имеют цепи питания?

Цепи питания считаются самыми важными формами связи в любом природном сообществе. Первым звеном в любой цепи питания являются растения, которые служат пищей для растительноядных животных – второе звено. Третье звено – хищные и насекомоядные животные.

Все они служат важным звеном пищевой цепи, потому что без них нарушилось бы экологическое равновесие в природном сообществе. Растения бы не опылялись и не давали бы урожая. Из-за этого гибли бы растительноядные животные. А зараженные животные, которых бы некому было поедать, распространяли бы инфекции, заражая не только других зверей, но и людей.

Стр. 55. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Покрытосеменными называют растения, у которых есть цветок – половой орган размножения, и замкнутое вместилище у семяпочки. Также замкнутое вместилище имеется и у произошедшего из семяпочки семени, откуда и пошло такое название – покрытосеменные. Еще одной особенностью таких растений является двойное оплодотворение.

№ 2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных? Приведите по пять примеров известных вам покрытосеменных и голосеменных растений.

У голосеменных растений семена находятся на поверхности чешуек шишек, то есть, открыто. Также они не образуют цветок (шишка у них является видоизменённым побегом) и соцветия, как покрытосеменные, а потому семяпочка не прикрыта. Первичный эндосперм у них появляется до оплодотворения. К голосеменным растениям относятся: сосна, ель, лиственница, пихта, эфедра.

У покрытосеменных растений семена развиваются внутри плода, их семязачаток защищен завязью цветка. Первичный эндосперм развивается после двойного оплодотворения. К покрытосеменным растениям относятся: пшеница, овес, ячмень, рожь, мятлик.

№ 3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Разнообразие покрытосеменных можно показать, опираясь на их деление на два основных класса: однодольные и двудольные. Однодольные покрытосеменные в свою очередь делятся на осоки, злаки, луковые, пальмовые, лилейные, орхидейные. Всего насчитывается около 5 подклассов, 37 порядков, 120 семейств, 30 000 родов и 60 000 видов.

Двудольные покрытосеменные растения делятся на бобовые, крестоцветные, лютиковые, розовые, губоцветные, сложноцветные. Всего насчитывается 8 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, 10 000 родов и 190 000 видов.

Стр. 55. Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их — покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Потому что покрытосеменные представлены в виде деревьев, кустарников и трав, что обуславливает наибольшую экологическую пластичность этих растений. Кроме того, семя у них формируется в цветке и потому надежно защищено от негативных влияний окружающей среды околоплодником, который помогает семенам распространяться при помощи ветра, животных, воды.

Покрытосеменным растениям присуще двойное оплодотворение, благодаря которому в семенах быстро накапливаются запасы питательных веществ, необходимых для их развития и роста. Сочетание всех этих особенностей позволяет покрытосеменным растениям расти и размножаться в условиях, в которых другие растения не смогли бы выживать.

Стр. 55. Задание

Приведите примеры однолетних, двулетних и многолетних растений, характерных для вашего региона. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

К однолетним относятся растения, которые растут и развиваются только в течение одного вегетационного периода. Например, помидор, огурец, лен. К двулетним относятся растения, которые на завершение полного жизненного цикла тратят два вегетационных периода. В первый год своей жизни они развиваются, отращивая вегетативные органы и накапливая в себе питательные вещества. В течение второго года жизни у таких растений созревают цветки и плоды. После растения отмирают. Например, капуста, морковь, свекла.

Многолетними являются растения, чей жизненный цикл занимает более двух лет. Для них характерно наличие подземных многолетних корневищ. Луковиц, корней, клубней. Например, лук, чеснок, лопух.

Название растенияДерево, кустарник или травянистое растениеОднолетнее, двулетнее или многолетнееСколько раз в жизни плодоноситГде растет
ОгурецТравянистое растениеОднолетнееОдинНа огородах, полях. Умеренный, субтропический климат, хорошие условия полива.
МорковьТравянистое растениеДвулетнееОдинНа городах, полях. Умеренный, тропический и субэкваториальный пояса.
ЯблоняДеревоМноголетнееМногоСады. Умеренный климат с достаточным поливом и плодородными почвами.
СмородинаКустарникМноголетнееМногоСады, огороды, плантации. Умеренный, субтропический климат с плодородными почвами.

Стр. 56. Задания для любознательных

№ 1. Проанализируйте рисунок 33. Сделайте вывод и обсудите его в классе.

Проанализировав рисунок, мы можем сделать вывод, что наибольшего развития у низших растений – водорослей достигает гаметофит. В результате усложнения строения в процессе развития происходит подавление гаметофита и преобладающей формой (у мхов) становится уже спорофит.

У семенных растений наблюдается редукция гаметофита. У папоротников развивается заросток, у голосеменных и покрытосеменных – пыльцевые зерна, которые при слиянии мужских и женских клеток формируют зиготу и зародыш. Причиной таких изменений можно назвать смену среды обитания растений с водной на наземно-воздушную.

№ 2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

В моем районе (Московская область) охране подлежат:

разные травы (колокольчик сибирский, фиалка топяная, астра ромашковая, толокнянка обыкновенная, медуница узколистая);

кустарники (клюква, степная вишня, жимолость голубая, слива колючая);

деревья (клен полевой, береза карликовая).

Для охраны всех этих растений в моем районе организовываются социальные собрания, на которых обговариваются основные проблемы их защиты, проводятся рейды. На городском уровне создаются заказники, заповедники, вводятся запреты на сбор таких растений и принимаются законы, которые подразумевают штрафы для их нарушителей.

Источник

Урок биологии на тему «Покрытосеменные растения» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Покрытосеменные.pptx

на каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Учитель биологии: Любавина А.Б. Покрытосеменные (цветковые) растения

Цель урока: выявить особенности покрытосеменных (цветковых) растений

Строение цветкового растения

Многообразие цветковых растений Травы Кустарники Деревья

Эвкалипт (100м) Ряска (3-7 мм)

Прямостоячие Вьющиеся Ползучие Лазающие Лежачие

Ясень Василек Дуб Морковь Лен Орешник Свекла Мак

Домашнее задание § 23; подготовить сообщения о: лекарственных, масличных, плодово-ягодных, овощных, хлебных, декоративных растениях

сегодня я узнал… меня заинтересовало… мне понравилось… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.doc

Учитель биологии МОБУ СОШ с. Старая Каменка

Любавина Алевтина Борисовна

В.В.Пасечник 5 класс

Познавательные: находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую,

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

Коммуникативные: осуществлять взаимопомощь, сотрудничество и проявлять активность для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность знаний о покрытосеменных растениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы.

Растения: однолетние, двулетние, многолетние.

Организационная структура урока

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Организация учащихся. Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие раздаточного материала для работы на уроке.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися

Регулятивные: проверяют наличие раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.

Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся. Слайд №1

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию: Почему эти растения называют цветковыми? Слайды 2-3

Почему цветковые еще называют покрытосеменными?

Обсуждают, выделяют из предложенных растений те, которые имеют цветок. Формулируют тему и цель урока

Работают с текстом учебника с. 127, отвечают на вопрос учителя

Работают с текстом учебника с. 128, отвечают на вопрос учителя

Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим.

Коммуникативные: работа в парах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в парах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Изучение нового материала

1.Покрытосеменные растения. 1.1.Численность. Время появления на Земле.

1.2.Лабораторная работа № 11: «Строение цветкового растения». Слайд 4. Инструктаж по технике безопасности

1.2.Вопрос: сравните защищенность семени у голосеменных и покрытосеменных, укажите преимущества покрытосеменных растений

2.Жизненные формы цветковых растений.

Назовите жизненные формы покрытосеменных растений и приведите примеры. Слайд 5

Работают с текстом с.127 учебника, отвечают на вопросы учителя

Выполняют лабораторную работу, делают вывод о строении цветкового растения

Работают с рис. 79 с. 128, проводят исследование, находят внутри плодов семена, делают вывод о защищенности семян

Работают с текстом с. 128, рис. 80 с. 129 учебника, выполняют задание № 75 в рабочей тетради

Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,

проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Кустарники – хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

(Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь).

3.Продолжительность жизни растений.

Вопросы к учащимся по тексту «Многообразие покрытосеменных»:

Где приспособились жить цветковые растения?

Продолжительность жизни цветковых растений.

Размеры цветковых растений.

Разнообразие стеблей цветковых. Слайд 9

Работают с рис. 81 с. 180, выполняют задание № 76 в рабочей тетради

Отвечают на вопросы учителя после работы с текстом с. 128-129 и слайдами презентации

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,

проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

4.Значение покрытосеменных растений.

1.На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных растений?

Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.

Познавательные: определяют роль цветковых растений на Земле, обосновывают своё мнение.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в паре в соответствии с целью.

Первичное закрепление пройденного материала

1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений?

2. Чем покрытосеменные отличаются от голосеменных?

1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, сравнивают их с голосеменными растениями

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает учащимся гербарные экземпляры цветковых растений для описания (задание №77 в рабочей тетради). Слайд 10

Работают с гербарием, выполняют задание № 77 в рабочей тетради

Высказывают свои мнения, слушают мнения одноклассников, делают выводы

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, применять их к конкретным объектам растительного мира.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, анализ полученной в ходе урока информации, формулирование вывода

Задаёт домашнее задание:

§ 23; подготовить сообщения о лекарственных, масличных, плодово-ягодных, овощных, хлебных, и декоративных растениях. Слайд 11

Записывают задание, получают рекомендации к их выполнению

Познавательные: находят информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводят её из одной формы в другую.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Достигнуты ли цель и задачи урока? Слайд 12

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *