на какие периоды можно разделить первобытное искусство
Культура древних цивилизаций
Перед вами книга, содержащая широкую панораму культурологических, исторических, религиоведческих, филологических и других аспектов культуры древних цивилизаций, охватывающая период от эпохи палеолита до падения Римской империи. Авторы поставили задачу представить целостную картину культуры древнего мира, а также помочь современному читателю в восприятии и понимании культуры далекого прошлого.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура древних цивилизаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя, когда делались первые, но крайне важные шаги в художественном творчестве. Многие явления первобытного искусства заложили основу культуры, с другой стороны, это искусство существенно отличается по многим позициям от художественной культуры более поздних эпох. [40], [44]
Отличия определяются общим мировоззрением первобытного человека, которое характеризуется:
Мифологичность мировоззрения возникает в результате стремления создать картину мира, найти его «первокирпичики».
Оглянитесь вокруг, представьте себе, что вы живете в лесу или степи, от чего будет зависеть ваша жизнь? Правильно, от солнца и дождя, от ветра и земли!
Именно так рассуждали первобытные люди, поэтому мифы всех народов мира в своей начальной сущности содержат информацию о воде, огне, воздухе и земле.
Итак, миф (с греч. предание, сказание) — это совокупность сказаний о первопредках, наделенных характеристиками героев, зачастую связанных с богами происхождением, духах, богах, действовавших в начале времени и участвовавших в создании мира, его элементов, как природных так и культурных. [51], [64]
Анимизм (с лат. anima — душа) — это одухотворение окружающего мира, представление о наличии души у всех окружающих предметов и явлений. Анимизм мировоззрения свойственен маленьким детям, которые, как с живыми существами, разговаривают со своими игрушками.
Тотемизм — базовое явление первобытного мировоззрения, когда предком — покровителям рода, согласно мифическим представлениям, является животное или растение. Членам рода запрещается убивать и употреблять в пищу тотемное животное или растение. Так у современных народов Севера таким тотемом является медведь, а для религии индуизма — корова.
Фетишизм — это базовое явление первобытного мировоззрения, когда природному или специально изготовленному предмету приписывается сверхъестественная сила, способная оказывать человеку различные услуги. В языческой Беларуси таким предметом являлась папараць-кветка (цветок папоротника), связанный с ней праздник Купалле сохранил свои черты до сегодняшнего дня.
Явление синкретизма (с греч. synkrētismo — соединение, объединение) описывает особый слитный, нерасчлененный характер взаимосвязи «человек — искусство», когда деятельность по созданию произведений искусства неразрывно связана с трудовой, обрядовой и религиозной жизнью, т.е. творец искусства и воспринимающий его зритель, слушатель, исполнитель являются одним и тем же лицом. Под данным понятием также понимают соединение разных видов искусств в единое, неразрывное действо.
Длительность первобытного периода в истории культуры постоянно уточняется, поэтому имеет смысл говорить только о его основных периодах: палеолите, мезолите и неолите.
Особой научной проблемой являются временные рамки существования первобытной культуры.
Во-первых, в определенных регионах земного шара первобытные племена существовали вплоть до последнего времени.
Во-вторых, новые исследования археологов дают материал для постоянного уточнения временных и географических границ палеолита, мезолита и неолита.
Однако в первом приближении можно считать, что 150—120 тыс. лет тому назад существовали рукотворные ямки на камнях (начало орнамента) и раковины с перфорацией. В еще более ранний период в пещерах собирались целые «коллекции» камней определенной формы, что, возможно, связано с определенными магическими ритуалами. Расцвет первобытного искусства относится к позднему, или верхнему палеолиту (35—10 тыс. лет назад).
Познакомимся с отличительными характерными чертами искусства каждого периода.
2.2. ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО НЕОЛИТА
В момент возникновения первые изображения, получившие название «макароны», почти не отличаются от естественных штрихов на сводах пещеры. В данных изображениях только внимательный взгляд исследователя угадывает головы животных (верхний палеолит).
Создавая первые изображения, человек неосознанно останавливал мгновение, получая тем самым возможность порождать свою реальность в бесконечном мире художественных форм, в этих попытках заложено начало изобразительного искусства.
Исследователи первобытного искусства столкнулись с интересной особенностью. Все изобразительные формы искусства можно разделить на две большие группы:
— реалистические или, по-другому, натуралистические, следующие за формами предметов окружающего мира;
— схематические, изображающие окружающий мир в условном виде.
Если вы вспомните свои первые художественные опыты, то в них, безусловно, присутствовали и натурализм, и схема. Например, вы могли провести волнистую линию, которой было достаточно для изображения моря, а рядом вы старательно рисовали человечка с руками, ногами, глазами и даже в соответствующей одежде. Точно так же развивалось искусство первобытного периода.
В периоде палеолита появились беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине («макароны»).
С другой стороны, «первобытный художник» стремился создать на сводах пещеры или из кости мамонта вполне реалистические изображения, в первую очередь животных. Примером такого изображения являются росписи в пещере Альтамира (Испания). Своды буквально заполнены хаотически расположенными разномасштабными изображениями движущихся животных. Ученые предполагают, что данное творчество непосредственно связано с подготовкой к охоте. Скорее всего, изображение животных неотъемлемой частью входило в состав сложного магического ритуала, заклинания добрых духов в надежде на помощь.
Как вы понимаете, пещера Альтамира — не единственный памятник культуры эпохи палеолита. Существуют росписи пещер Ласко (Франция), Фон-де-Гом (Франция) и т. д. Мы можем говорить о целых комплексах «первобытных художественных галерей», заполненных анималистическими изображениями. [49]
Вы спросите: а где же изображения людей?
Пещера Альтамира. Источник — Википедия.
Оказывается, люди в этот период не являлись основным объектом искусства. Ведь для выживания племени убитая добыча была зачастую гораздо важнее, чем жизнь соплеменника. Но древние люди осознавали, что племя исчезнет с лица земли, если не будет происходить во многом таинственный процесс рождения ребенка. В сознании первобытного человека была еще не до конца понятна роль отца, зато рожающая женщина ассоциировалась с самой жизнью.
Посмотрите на изображение, получившее условное название Виллендорфская Венера (Виллендорф, Нижняя Австрия — место находки этой фигурки). Оно характеризуется отсутствием личностного начала в изображении (какая разница, какое у нее выражение лица, когда лицо просто отсутствует), зато она прекрасно выполняет функцию рождения новой жизни: широкие бедра, грудь, заполненная живительным молоком, и кудрявые волосы, напоминающие, возможно, струи дождя, оживляющего природу. Это женщина, она же богиня плодородия, мать-прародительница, выражающая коллективную картину мира первобытного сознания. В данном изображении и во многих других древний художник воспроизводил схематически-символический взгляд на окружающий мир. [49]
Виллендорфская Венера. Источник — Википедия.
Особенный интерес вызывают сохранившиеся в разных местах мегалитические сооружения (от греч. megas — большой, и lithos — камень) эпохи неолита. Самое знаменитое из них — Стоунхендж (Англия) (с англ. — каменная ограда), представляющая собой 90-метровую в диаметре конструкцию, состоящую из 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая. Вполне понятно, что при отсутствии современной строительной техники только крайне важная цель могла заставить воздвигнуть подобное сооружение. Скорее всего, эти сооружения, встречающиеся от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара, являются свидетельствами однородных, связанных с астрономическими явлениями верований. Так, главная ось Стоунхенджа направлена к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния, а сам памятник являет собой огромную каменную обсерваторию. [49]
Стоунхендж. Источник — Википедия.
Особое значение в первобытной культуре приобретает орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении геометрических или изобразительных элементов. Орнамент возник в конце палеолитического периода (мадленский период), когда из отдельных схематических изображений стали появляться ритмизованные орнаментальные формы, украшавшие предметы, жилище и тела древних людей.
Для эпохи мезолита с изобретением и повсеместным распространением, в частности, лука характерно формирование ощущения собственной силы и значимости, что привело к развитию новых художественных форм: схематические изображения коллективных охотничьих сцен, где еще отсутствует индивидуальный человек, но уже подчеркиваются физические возможности человеческого тела. [49]
Не следует думать, что для первобытного общества характерна эволюция только изобразительных форм.
С развитием человеческого общества совершенствовались возможности голосового аппарата, развивалась и усложнялась фонетическая структура первых языков. Человеческий голос как один из совершеннейших музыкальных инструментов, приобретал богатство и красоту звучания. С другой стороны, многочисленные совместные действия стимулировали развитие ритма как организующего начала. Для создания музыкального сопровождения повседневной и ритуальной жизни появилось и совершенствовалось три вида инструментов: ударные (барабаны, тамтамы, калебасы — сухие тыквы-горлянки, наполненные песком и мелкими камушками т.п.), духовые (рога из слоновых бивней, тростниковые дудки, морские раковины и т.п.) и струнные (лук или выдолбленная тыква с натянутыми струнами из природных материалов, на которых можно было играть двумя способами: смычком (пером) или щипком (рукой)).
Наскальная живопись эпохи мезолита. Источник — Википедия.
С развитием голосового аппарата появилась возможность интонировать (использовать звуки разной высоты в одной музыкальной фразе). На основе разнообразных музыкальных интонаций появились различные попевки (лирические, трудовые, магические и т.д.).
В эпоху первобытного строя зародились все основные виды художественного творчества человека, получили первоначальный толчок разнообразные художественные формы. Можно сказать, что человеческое сознание со своих первых осмысленных шагов выражало себя в художественных образах.
1.1 Искусство первобытного общества.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).
Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.
Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Периодизация
Палеолит
Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.
Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».
Живопись Палеолита
Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.
Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.
Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.
Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.
Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.
Пещера Фон-де-Гом. Франция
Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.
Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.
Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.
Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Пещера Нио. Франция
Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.
Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.
Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.
Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.
Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Пещера Ласко
Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»
Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).
Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.
Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.
Скульптура палеолита
Рельеф
Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).
Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа «Хроника царствования Карла IX», «Кармен» и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.
Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная «дородность», они изображают женщин с грузными фигурами.
«Венера с кубком». Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.
«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.
«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.
В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на «комбинезоны».
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.
Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.
Мезолит
(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.
Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.
Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.
Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.
Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.
Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.
К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м ) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.
Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.
В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.
Сцена охоты. Испания.
Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.
Неолит
(Новокаменный век) с 6 по 2 тыс. до н.э.
Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.
Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
— Переход от матриархата к патриархату.
— В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
— В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
— Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
— Стали появляться армии и профессиональные воины.
— Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.
2. Началось разделение труда, формирование технологий:
— Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
— В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.
В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.
Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.
Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.
Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.
Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.
Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.
Керамика Чатал-Гуюка. Неолит.
Главное божество Чатал-Гуюка.
Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).
«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.
На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.
Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.
Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.
Лоси. Томская писаница. Сибирь. Неолит.
Наскальная живопись бушменов. Неолит.
— Острота и точность рисунка, грация и изящество.
— Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
— Стремительность жестов, движений.
Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.
«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.
Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.
Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.
Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.
Выводы
Мелкая пластика:
— Появляются новые сюжеты.
— Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.
Достижения
Палеолит
— Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
— Средний Палеолит
> > выход из Африки
— Верхний Палеолит
> > праща
Мезолит
— микролиты, лук, каноэ
Неолит
— Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
— Поздний неолит
> > керамика
Энеолит (Медный век)
— металлургия, лошадь, колесо
Бро́нзовый век
Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.
Мегалитическая архитектура
Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».
Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.
Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.
Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.
Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.
Эпоха железа (Железный век)
В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Бляшка «Олень». 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы».
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.
Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.
Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.
Эпоха железа
Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.
Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.
Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.