на какие категории можно разделить трудных детей выберите три ответа
Категории трудных детей и методы их воспитания
Насколько разными бывают дети! Их внутреннее состояние всегда выражается в поведении. Если у ребенка не наблюдают каких-либо признаков отклоняющегося от норм поведения, то считается, что он развивается нормально.
Но если поведение ребенка чем-то серьезно отличается от поведения его сверстников, но при этом оно не выходит за рамки норм и стандартов общества, то в педагогике и психологии такого малыша принято называть трудным ребенком.
Многие могут подумать, что поведение трудного ребенка зависит от дефектов его личного развития. Отчасти это верно. Ведь, к трудным детям можно отнести и неуспевающих, и детей, имеющих нервные и психические расстройства, и детей из так называемых неблагополучных семей. Четкую грань между ребенком с нормальным развитием и трудным ребенком провести сложно.
Нужно разобраться, кто такие трудные дети, следует ли называть трудным ребенком только того, кто демонстрирует неадекватное поведение.
В психологии поведение, которое каким-либо образом отклоняется от общепринятых норм, принято называть девиантным. Если у ребенка явно агрессивное и вызывающее поведение, то он, безусловно, подходит под данное определение. Но всегда ли только «плохие» дети относятся к этой группе?
Педагоги и родители стараются всеми возможными методами и приемами преодолеть отклонения в поведении детей, оказать поддержку и помощь. Ученые разделяют группу трудных детей на две большие категории:
дети с антиобщественным поведением, которые не страдают эмоциональными расстройствами, не отличаются агрессивностью и легко находят общий язык со сверстниками;
дети, не умеющие пойти на контакт со сверстниками и семьей, отличающиеся вызывающим поведением, которые, как правило, мстительны, агрессивны и дерзки.
В первой категории трудных детей различают еще 2 группы: дети, которые не усвоили общественных норм поведения и дети, которые приняли антиобщественные модели поведения.
Нужно понимать, что такому ребенку трудно в первую очередь справиться с самим собой. Ему сложно управлять своими эмоциями, страхами.
Обычно трудными детьми становятся из-за недостатка внимания, ласки родителей. Такие малыши ограничены в любви, что влияет в дальнейшем на их поведение. Поэтому, часто оно принимает антиобщественный характер, такие дети отказываются принимать те нормы, которые установлены в обществе и открыто их игнорируют. В группу трудных детей часто попадают те, кто вырос в неблагополучных семьях и не воспитывался должным образом. В семье они не получили доброжелательного и доброго отношения, поэтому к окружающим такие дети относятся подобным образом.
Данное описание трудных детей характерно для двух категорий, Разница состоит лишь в том, что дети из первой категории не агрессивно воспринимают все происходящие изменения, а дети, принадлежащие ко второй группе, реагируют очень эмоционально и часто сопротивляются новому укладу жизни, что объясняет нарушение ими дисциплины.
Методы воспитания трудного ребенка
Прежде всего, нужно настроиться на доброжелательное поведение ребенка. Проявлять это намерение во всех методах воспитания и относиться к своему чаду гуманно. Нужно уметь видеть в ребенке лучшее, пытаться помочь увидеть это ему самому, тогда он будет способен сформировать веру в себя, увидит свои лучшие стороны, изменит отношение к окружающим и пересмотрит свое поведение в целом.
Детям первой категории, прежде всего, нужно помочь раскрыть свой потенциал, сформировать самопознание им своих положительных черт, создать условия для благоприятной социальной адаптации.
Одним из методов воспитания трудных детей первой категории считается приучение. Этот метод позволяет осторожно воздействовать на психику ребенка, благодаря чему он может выполнять то или иное требование без резких негативных реакций. Требование, как метод воспитания важно, так как через него ребенок привыкает к тому, что у него есть определенные обязанности и, взрослея, он становится требовательным к себе, а значит, самостоятельным.
Важно не забывать поощрять ребенка за любую выполненную работу, это очень действенный метод, который способен выработать положительные привычки. Но и здесь нужно соблюдать дозировку, так как при частой похвале данный метод теряет свою силу.
Что касается детей второй категории, то здесь нужен целый комплекс методов. В идеале необходимо одновременное применение педагогических методов и прохождение курса наблюдения у психолога.
Для таких детей необходимо применять наказание, но не часто и справедливо. Применяется метод стимулирования, он поможет оценить ребенку свое поведение. Как и к первой категории трудных детей таким детям также предъявляются определенные требования, которые способны сформировать самостоятельность и ответственность за свои поступки.
К трудным детям можно отнести также тех, у которых нет различного рода проблем, но которые имеют ярко выраженные способности — их называют одаренными детьми.
В данную категорию трудных детей относят тех, у которых очень пытливый ум; по сравнению со сверстниками у них наблюдается повышенный интерес к одной или нескольким видам деятельности, в которой, как правило, в последствие они имеют определенные достижения.
В работе с такими детьми нужно тщательно отбирать средства обучения, которые помогали бы формировать самостоятельное мышление, развивать творческие способности не только в урочное время, но и во внешкольное. Также важно формировать высокий уровень представлений о картине мира.
Основной педагогической целью воспитания трудных детей является раскрытие потенциала каждого из них, становление личности и воспитание при помощи комплекса специальных методов полноценного члена общества.
Консультация «Трудные дети. Кто они?»
Зоя Анатольевна Коноводова
Консультация «Трудные дети. Кто они?»
Трудные дети. Кто они?
Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – «трудные» дети?
Вечный вопрос и большой, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти!
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются «трудные» дети!
Просто им вовремя не помогли.
Взрослые не всегда могут, умеют, да часто и не хотят выслушать ребенка. Наше общество становится черствее, жестче, и такому ребенку без помощи и поддержки все труднее найти свое место в жизни.
Важно достучаться до каждого конкретного ребенка, изучить, открыть его душу, поддержать и воспитать душевную чистоту, доброту, справедливость, подарить заботу и уверенность в себе.
1-й этап – выявление детей, требующих особого внимания, с помощью соответствующих критериев;
• систематическая неуспеваемость учащихся;
• регулярные нарушения дисциплины и порядка и т. д. ;
• систематические пропуски и уходы с уроков из дома и т. д. ;
• эпизодические или постоянные грубые нарушения, оскорбительные поступки в отношении своих товарищей, учителей, родителей т. д. ;
Большую помощь в выявлении таких детей оказывают классные руководители, так как они чаще и больше обращаются со своими воспитанниками.
2-й этап – предварительная классификация. Необходимо сотрудничество классных руководителей, психолога и социального педагога.
3-й этап – выявление причин (почему он стал «трудным»). Необходимо комплексное изучение личности ребенка.Оно включает:
• изучение медицинских данных;
• изучение занятости вне школы.
Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, то необходима беседа с медицинскими работниками и оказание помощи в оздоровлении.
4-й этап – соотношение предварительной классификации со вторичной. Она создается после тщательного изучения ребенка.
5-й этап – заполнение индивидуальных карт детей, требующих особого внимания.
6-й этап – коррекция. Создание программ коррекции для каждого ребенка.
Трудные дети (советы психолога)
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными». Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношения с родителями». Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.
Также причиной «отверженности» может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.
Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.
«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.
Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.
Консультация для родителей «Солнечные дети, кто они?» Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями детей с синдромом Дауна. Ваш ребенок родился не таким, как вы ожидали, и как обычные.
Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.
Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..
Родительское собрание в 3 классе «Эти трудные домашние задания!» Учитель начальных классов: Щоголева Инна Евгеньевна. Школа: г. Керчь ГБОУРК «КУВКИ ЛИ» Класс: 3 Родительское собрание: «Эти трудные домашние.
Типы «трудных детей» и способы работы с ними. Что вредно и полезно в работе с «трудными детьми» того или иного типа?
«Трудный ребенок» — кто он? С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера». Однако учитель или родитель такого ребенка не может просто порвать с ним отношения: он должен что-то сделать, помочь человеку, ведь это еще не взрослая, не сформировавшаяся до конца личность, и мы еще можем помочь ей сформироваться правильно.
Классификаций «трудных» существует немало.
Во-первых, это различение их, так сказать, «по причине».
Однако выявить, к какой из этих групп относится подросток, обычно недостаточно. Конечно, следует показать ребенка врачу, если у него выявлены заметные нарушения интеллекта; в этом случае перевод школьника в класс коррекции или специализированное учебное заведение может решить проблемы: у ребенка появится свой круг общения, интересы, возможность получить образование и профессию, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого материала в школе или насмешек одноклассников. Но во всех остальных случаях надо искать еще какие-то причины, и лежат они в психологии ребенка и в воздействии среды.
С этой точки зрения надо понимать, что дети могут быть:
Выявление причины «трудности» дает намек, что делать с возникшей проблемой, как ее решать.
Классифицируют «трудных» и по степени «трудности». Выделяют обычно следующие группы:
С точки зрения психологии «трудных» детей и подростков можно разделить на шесть видов. Чтобы выявить, к какому из них относится конкретная личность, необходимо провести наблюдения и, конечно, по возможности прибегнуть к помощи психолога.
Классификация типов личности «трудных» детей Г.И. Мазурова
Характеристика
Вредно или бесполезно
Полезно
Это человек, стремящийся к лидерству, ради чего проявляет активность в коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за свое.
Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.
Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.
Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу.
Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.
Угроза административного воздействия.
Характеристика
Вредно или бесполезно
Полезно
Импульсивен и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера «отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной, хоть «блатной») среды.
Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.
Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.
Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.
Бесполезно также собирать на ребенка «компромат», чтобы поссорить его с другими ребятами: это вызовет агрессию против одноклассников.
Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.
Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.
Внимательное наблюдение, отсечение возможности общения с другими «трудными», создание ощущения неотвратимости наказания за нарушение дисциплины.
Характеристика
Вредно или бесполезно
Полезно
Очень честолюбив и готов ради лидерства на все. Мстительный и злопамятный. Обладает авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и определенны, а чужих он не признает: «есть два мнения: мое и неправильное». Поддерживает «уголовные традиции». Своих взглядов придерживается строго и последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С несогласными расправляется жестоко, иногда имеет склонность к садизму. Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы.
Если группу создать не удается, переквалифицируется в «борца за справедливость» и заваливает жалобами школьное и более высокое начальство.
Пугать, ругать, убеждать в недопустимости его поведения, тем более пытаться наладить «дружеский» контакт.
При проблесках «положительной» направленности сразу же привлекать к руководящей работе на благо общества.
Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.
«Отсроченное наказание»: назначать беседу с директором по поводу плохого поведения на другой день.
Характеристика
Вредно или бесполезно
Полезно
Похож на упорный, но менее разборчив в своей активности. Охотно берется за любые дела, но до конца редко что-то доводит. Может быть лидером «отрицательной» группы, но согласен и на роль активного ее члена: он стремится не к лидерству как таковому, а к активности. Неосмотрителен, хотя и изворотлив: его хитрости шиты белыми нитками. Способен сохранять работоспособность на уроке лишь минут 15, затем начинает нарушать дисциплину, на замечания отвечает грубостью.
Из-за конфликтности часто становится «отвергаемым» уже к концу обучения в средних классах.
«Отсроченное наказание»: у такого ребенка низкая стойкость аффекта.
Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.
Поощрения при каждом небольшом достижении.
Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.
«Приучать» к правильному стилю поведения с помощью повторяющихся действий.
Действенны угрозы наказания, но не очень «суровые».
Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.
Характеристика
Вредно или бесполезно
Полезно
Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.
Он постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения. Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от учителей. В условиях коллектива он адаптироваться самостоятельно не способен.
Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.
Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).
Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.
Привлекать к работе художественной самодеятельности.
За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.
Угроза общественного порицания за какой-то поступок.
Внимательный контроль с целью предотвратить преступление в состоянии аффекта или попытку самоубийства, если ребенок все же попал в «отвергаемые».
Характеристика
Вредно или бесполезно
Полезно
У него нет ни воли, ни интереса к деятельности; он ленив, инертен и не испытывает интереса к чему-либо. О таких учителя часто говорят: «Ему лень подумать». Такой школьник нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором какой-либо проделки. Лживость, боязливость, отсутствие интереса к любой учебной или трудовой деятельности характеризуют такого ребенка.
Назначать на руководящую должность в детском коллективе.
Позволять бесконтрольно общаться с «трудными» подростками.
Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)
Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.
Контролировать, не допуская общения с «трудными», а создавать ситуации необходимости общения с хорошими ребятами.
Поощрять благодарностью на линейке за достижения.
Вырабатывать с помощью упражнения навык хорошего поведения.
Работа с «трудными» должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций: культурных, спортивных и т.п.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта