на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Понятие и содержание инновационного менеджмента

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент — одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития.

Аспекты инновационного менеджмента:

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Наука и искусство управления инновациями:

Инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

В отечественной экономической литературе и официальных документах теоретические достижения и практический опыт нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления, научно-технической политики (НТП), развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений:

¢ представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на предприятии.

¢ состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

¢ состав функций и задач управления регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, инновационное предприятие, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования.

¢ предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации.

¢ предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями — руководителями разного уровня.

Инновационный менеджмент:

¢ предполагает структурное оформление инновационной сферы.

¢ инновационное предприятие (ИП) — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций, менеджмент которых включает:

1. систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;

2. институт менеджеров – руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП.

Задачи и формы инновационного менеджмента:

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Критериями эффективности организации инновационных процессов ИП в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции.

Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП, что составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента. Она имеет эндогенный и экзогенный аспекты.

По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на ИП.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Эндогенная гармонизация:

Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:

¢ выработка стратегической инновационной концепции;

¢ определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

¢ построение организационной структуры и структуры управления инновациями;

¢ планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;

¢ подбор и расстановка кадров, обеспечение эффективного использования потенциала ИП;

¢ календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

¢ создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.

Экзогенная гармонизация:

Экзогенная гармонизация предполагает согласование инновационного предприятия с суперсистемами окружающей среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений внешней среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

¢ формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;

¢ организация и проведение маркетинговых исследований;

¢ учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;

¢ оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);

¢ организация кооперации в инновационных программах;

¢ учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.

Организационные структуры инновационного менеджмента:

Методической основой классификации инновационных организаций (ИО) являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на которых работает ИО, и другие аспекты.

¢ Маркетинговая организация (МО) – организация, занимающаяся сегментацией рынка, разработкой нормативов конкурентоспособности, реализацией концепции маркетинга в подразделениях ИО, определением системы сбыта, рекламой и стимулированием ускорения сбыта товаров.

¢ НИО, исследовательские центры (ИЦ) – организации, занимающиеся научной и экспериментальной проверкой возможности материализации нормативов конкурентоспособности товаров, разработкой новшеств, их апробацией.

¢ Проектно-конструкторская организация (ПКО), специальное конструкторское бюро (СКБ) – организации, занимающиеся конструкторскими разработками и проектированием идей, проверенных НИОКР, экспериментированием и испытаниями новых образцов товаров в целях обеспечения их конкурентоспособности.

¢ Проектно-технологическая организация (ПТО) – организация, занимающаяся разработкой и изготовлением технологических систем производства товаров с минимальными затратами ресурсов и высокого качества.

¢ Строительно-монтажная организация (СМО) – организация, занимающаяся разработкой проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, по расширению, реконструкции или техническому перевооружению и строительством в связи с разработкой новшеств или внедрением инноваций.

¢ Организация по материальному обеспечению производства (ОМОП) – организация, занимающаяся нормированием и анализом эффективности использования ресурсов; проектированием оптимальных каналов обеспечения производства материальными ресурсами, непосредственным обеспечением ими производства, а также их утилизацией (восстановлением).

¢ Финансовые организации (ФО) – организации, занимающиеся регулированием финансово-кредитного механизма, денежных потоков, банковских взаимоотношений инновационной организации с поставщиками, потребителями и внешней средой.

¢ Предприятие (компания, фирма) – организация, занимающаяся освоением производства новой продукции, серийным производством, тактическим маркетингом и сбытом готовой продукции.

¢ Сервисная организация (СО) – организация, занимающаяся управлением качества сервиса продукции от изготовителя до ее потребителя.

¢ Ремонтная организация (РО) – организация, занимающаяся по договору с потребителями техническим обслуживанием и ремонтами продукции.

¢ научных, проектных, конструкторских и других организаций в целях повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства.

¢ Финансово – промышленная группа (ФПГ) – организационная структура, объединяющая промышленные предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

¢ Холдинг (холдинговая компания). Форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний).

¢ Консорциум – временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени.

¢ Транснациональная корпорация (ТНК) – общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах.

¢ Технопарк – компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства.

Контрольные вопросы:

Литература:

Источник

На какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Вопросы для изучения:

Основные категории: инновационный менеджмент, содержание инновационного менеджмента, принципы управления инновационной деятельностью, функции инновационного менеджмента, прогнозирование и планирование инноваций, организация инновационной деятельности, система контроля в инновационной организации.

5.1. Понятие и структура инновационного менеджмента

Инновации как целенаправленно осуществляемые изменения, затрагивающие все сферы деятельности компании, требуют профессионального управления. Поэтому в современной теории и практике как самостоятельная функциональная область выделяется инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это процесс управления нововведениями в организации, направленный на достижение ее целей посредством рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить следующие принципы эффективного управления инновациями:

Содержание инновационного менеджмента формируют следующие виды деятельности:

Инновационный менеджмент позволяет успешно достигать таких целей, как разработка и внедрение новой продукции и услуг; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия товаров и услуг; создание условий для более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

5.2. Функции инновационного менеджмента

К основным функциям инновационного менеджмента относятся:

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Рис. 5.1. Функции инновационного менеджмента

Прогнозирование – это описание возможных или желательных перспектив организации. Оно может предшествовать планированию или быть составной частью деятельности по составлению планов.

Прогнозирование применяется на этапе стратегического анализа внешней среды и выявления предпосылок для формирования стратегии организации, а также на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей.

Прогнозы могут быть оперативными (на период до одного месяца), краткосрочными (от месяца до года), среднесрочными (от года до пяти лет), долгосрочными (от пяти до двадцати лет).

По характеру воздействия прогнозы делятся на пассивные и активные. П а с с и в н ы й прогноз исходит из того, что организация не сможет воздействовать на внешнюю среду. А к т и в н ы й прогноз предусматривает возможность реального воздействия на внешнее окружение.

По функциональному признаку различают поисковое, нормативное и творческое прогнозирование (рис.5.2).П о и с к о в ы й (и с с л е д о в а т е л ь с к и й) прогноз основан на имеющейся информации и позволяет выяснить, как организация будет развиваться при сохранении существующих тенденций. Различают традиционное и альтернативное поисковое прогнозирование.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Рис. 5.2. Типы прогнозирования инноваций

Н о р м а т и в н ы й прогноз разрабатывается с учетом заранее определенных целей, для достижения которых требуются соответствующие способы действий и ресурсы. Задача такого прогнозирования – определить пути и сроки достижения цели.

Т в о р ч е с к о е прогнозирование часто предшествует поисковому и нормативному. Оно основано на творческом видении менеджера, его интуиции и опыте.

Наиболее достоверно определять тенденции развития организации и ее внешнего окружения позволяет комплексный подход, предполагающий сочетание поискового, нормативного и творческого прогнозирования.

При разработке прогнозов придерживаются следующих этапов:

Планирование инноваций – это система расчетов, ориентированная на выбор целей инновационного развития и подготовку решений по их реализации. Система планирования инноваций предполагает разработку целого комплекса планов. Различают краткосрочное (до года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Отдельные планы разрабатываются для различных функциональных подразделений компании: план НИОКР, производственный план, финансовый план и т.п. По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

С т р а т е г и ч е с к о е планирование инноваций предполагает определение миссии организации, системы ее целей, стратегии поведения на рынке и опирается на глубокие маркетинговые исследования, комплексный прогноз, оценку сильных и слабых сторон компании, внешних возможностей и угроз. Оно направлено на формирование устойчивых конкурентных преимуществ и ориентированно на долгосрочный период. О п е р а т и в н о е планирование инноваций позволяет определить наиболее эффективные способы реализации стратегии компании и предусматривает формирование продуктового портфеля, разработку бизнес-плана и календарных планов по отдельным программам, расчет потребности в ресурсах (табл. 5.1).

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

ПризнакиВиды планированиястратегическоеоперативноеУровень иерархииПреимущественно высший уровень менеджментаВсе уровни менеджмента, особенно среднийСтепень неопределенностиВысокаяНизкаяТип проблемПреимущественно неструктурированныеВ основном хорошо структурированныеГоризонт времениДолгосрочный, частично кратко- и среднесрочныйКратко- и среднесрочныйПотребность в информацииПотребность во внешней информацииПотребность во внутренней информацииАльтернативыСпектр альтернатив широкСпектр альтернатив ограниченМасштаб задачКонцентрация на важнейших проблемных структурных областях и подразделенияхОхватывает все направления и структурные единицы предприятияСтепень детализацииУкрупненная проработкаДетальная проработка

Планирование создает основу для реализации организационной функции менеджмента.

Организация инновационной деятельности предполагает обеспечение взаимодействия исполнителей, распределение ролей и полномочий, определение ответственности за принятие решений, создание условий для эффективного распределения информации и оптимального использования ресурсов.

Важным элементом организационной подсистемы менеджмента является мотивация исполнителей планов и программ, которая создает стимулы для роста эффективности и конкурентоспособности организации.

Планы и программы инновационного развития не всегда могут быть реализованы в силу внешних и внутренних факторов, воздействующих на организацию. Отклонения фактических показателей от плановых может быть значительным и требует своевременных корректировок. Вот почему все основные элементы инновационных программ должны контролироваться менеджментом.

Построение эффективной системы контроля в организации предполагает:

Инновационный менеджмент осуществляется на стратегическом и оперативном уровнях. В зависимости от уровня инновационного менеджмента конкретизируются и распределяются основные управленческие функции (табл. 5.2).

Функции стратегического и оперативного инновационного менеджмента

Источник

Виды, уровни менеджмента и их характеристики. Менеджмент предприятия

Что такое менеджмент

Данный термин актуален в том случае, если речь идет об управлении деятельностью различных групп сотрудников как в рамках конкретного отдела, так и всего предприятия в целом.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Соответственно, люди, отвечающие за организацию качественного управления, называются менеджерами. Их ключевой задачей является грамотное формирование трудового процесса, его планирование, контроль и мотивация персонала. Итогом подобных усилий должны стать своевременно достигнутые цели компании.

Кто такой менеджер

Без эффективного руководства развитие современных компаний не представляется возможным.

Если использовать актуальное значение терминов, то менеджером можно будет назвать управляющего или руководителя, который обладает достаточными полномочиями для решения различных задач, имеющих отношение к конкретным видам деятельности предприятия.

В целом к этой категории можно отнести следующих людей:

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Независимо от профиля ключевой задачей менеджера всегда является управление сотрудниками для качественной реализации поставленных задач.

Ключевые функции

На основе изложенной выше информации можно сделать вывод, что суть управления сводится к планированию, мотивации, организации процесса и его контролю. Фактически это и есть цели менеджмента.

Таким образом, основные функции руководителя имеют следующую структуру:

Касаясь планирования, нужно отметить, что в рамках данной функции происходит определение наиболее актуальных для компании целей и составляется стратегия их достижения, вплоть до формирования алгоритма работы сотрудников всех уровней.

Менеджмент предприятия на данном этапе включает работу с несколькими ключевыми вопросами:

Именно благодаря планированию руководство компании определяет ключевые направления, в которых необходимо прилагать основные усилия.

Также система управления позволяет точно определить, кто и какие функции на предприятии должен выполнять.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Современный менеджмент трудно представить без грамотной мотивации. Суть в том, что алгоритм действий и развития будет успешен лишь в том случае, если все группы сотрудников смогут на постоянной основе качественно выполнять закрепленные за ними функции. Для этого менеджеры разрабатывают систему мотивации персонала, которая позволяет сохранять высокий уровень заинтересованности в точном достижении целей.

В цели менеджмента входит также контроль. Дело в том, что в силу некоторых обстоятельств процессы внутри компании могут несколько отклониться от первоначального алгоритма и выполнение поставленных задач окажется под вопросом. Во избежание подобных процессов руководители уделяют немало внимания контролю работы своих подчиненных.

Высшее звено

Менеджеров, представляющих эту категорию на предприятии, всегда немного. Обязанности, возложенные на них, значительные. Но их можно свести к следующей концепции: грамотная разработка и последующая эффективная реализация стратегий развития компании. В рамках этого процесса менеджеры высшего звена принимают важные решения, что требует соответствующей компетенции. Эту группу руководителей может представлять, например, ректор учебного заведения, президент компании или министр.

Рассматривая уровни менеджмента, стоит понимать, что на высший сегмент возложена ответственность за формирование курса движения всего предприятия. То есть эти специалисты фактически выбирают направление развития и определяют, как эффективно двигаться в рамках обозначенного курса. Ошибка на таком уровне может привести к значительным финансовым и структурным потерям.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

По этой причине высокий уровень менеджмента подразумевает активную умственную деятельность и глубокий анализ работы компании в целом и каждого ее отдела в частности.

Среднее звено

Данная группа руководителей контролирует управленцев низшей категории и собирает информацию о качестве и сроках выполнения поставленных ими задач. Эти сведения менеджеры в обработанном виде передают высшим руководителям.

К такой категории можно отнести деканов, заведующих отделом и др. Их сфера ответственности довольно обширна, так как приходится следить за большим количеством процессов.

Средние уровни менеджмента в компании иногда требуют найма такого количества специалистов, что их разделяют на отдельные группы. Причем последние могут относиться к разным иерархическим ступеням. Например, некоторые предприятия формируют как верхний, так и низовый уровень среднего звена управления.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Такие руководители, как правило, управляют крупными отделами или подразделениями компании.

Низшее звено

Менеджеров этой категории еще называют операционными руководителями. Эта группа сотрудников всегда многочисленна. Нижний уровень менеджмента ориентирован на осуществление контроля за использованием ресурсов (кадры оборудование, сырье) и выполнение производственных заданий. На предприятиях такой работой занимаются мастера, заведующий лабораторией, начальник цеха и другие руководители. При этом в рамках задач нижнего звена возможен переход от одного вида деятельности к другому, что добавляет в работу немало дополнительных граней.

Согласно исследованиям, ввиду разнообразия задач и высокой интенсивности работы, низшие уровни менеджмента сопряжены со значительной нагрузкой. Тем, кто занимает подобную должность, необходимо постоянно переходить от эффективного выполнения одной задачи к решению другой.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

В некоторых случаях один этап работы может занимать немногим более минуты. С такой частой сменой внутридневной деятельности сознание находится в постоянном напряжении, что чревато затяжными стрессовыми состояниями.

Со вышестоящим начальством такие менеджеры общаются не очень часто, а вот с подчиненными коммуницируют много.

Особенности общего менеджмента

Эта форма управления находит свою активную реализацию в рамках современного капиталистического общества.

Общий менеджмент нужен в том случае, когда есть необходимость в методах и подходах управления, подходящих для любой сферы в различных социально-экономических системах, причем независимо от уровня руководства.

К этой категории можно отнести разные методики и функции управления (учет, организация, планирование, анализ и др.), а также групповую динамику и механизмы, использующиеся для разработки и последующего принятия решений.

Уровни общего менеджмента

Есть несколько уровней данной формы управления, которые используются в зависимости от ситуации. Выглядят они следующим образом:

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Структура функционального менеджмента

Эта система необходима для организации эффективного руководства в отдельных сферах деятельности компании. То есть она, в отличие от общей, не является универсальной и охватывает различные функции в отдельности. Такой подход включает актуальные схемы реализации целей компании в зависимости от области применения инструментов управления, вида предпринимательства и социальной среды.

Функциональная система управления включает в себя следующие направления менеджмента:

Все эти направления более чем актуальны, поскольку процесс разделения труда привел к возникновению многочисленных граней деятельности предприятия как такового. К тому же специфика каждой области предпринимательства создает свои уникальные условия труда.

Инновационный менеджмент

Этой схеме организации руководства стоит уделить отдельное внимание. Суть в том, что рынки постоянно меняются, разделяются на отдельные сегменты и дают жизнь новым направлениям, возникает необходимость в разработке технологий и продуктов, отвечающих современным постоянно возрастающим требованиям. Именно на это и ориентирован данный вид менеджмента.

на какие иерархические уровни менеджмента можно разделить инновационный процесс

Подобная система нужна для эффективного управления процессами, имеющими отношение к созданию, распространению и последующему применению технологий, равно как и продукции, которые смогут удовлетворить потребности прогрессивного общества и будут обладать научно-технической новизной.

При инновационном менеджменте также ставится цель сформировать среду, позволяющую осуществлять целенаправленный поиск, подготовку, а также реализацию необходимых для поддержания конкурентоспособности нововведений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *