на этой стадии профессиональной адаптации профессионала можно назвать адаптантом
Планирование профессионального развития. Профессиональное становление
Роль профессии в жизни человека, влияние профессии на характер человека. Понятие, этапы профессионального развития, принципы проектирования. Формирование положительного образа будущего и здоровья. Выделение критериев достижения желаемого результата.
Рубрика | Психология |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.05.2014 |
Размер файла | 55,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Психологическая подготовка специалистов спасателей. Динамика ПВК при повышении классности спасателя
Одним из важных направлений профилактики негативных последствий профессионального стресса является система психологической подготовки, именно то, чему посвящены наши занятия. Психологическая подготовка позволяет выработать необходимое для работы в экстремальных условиях понимание механизмов влияния на психику человека этих условий, возможные риски для психического здоровья специалиста. Кроме того, психологическая подготовка позволяет сформировать умения и навыки работы с людьми, пострадавшими в результате ЧС. Психологическая подготовка спасателей делится на несколько видов:
— психологическая подготовка в рамках повышения классности;
— психологическая подготовка в рамках служебной подготовки;
— включение элементов психологической подготовки при проведении учений.
Психологическая подготовка в рамках служебной подготовки направлена на актуализацию, совершенствование и поддержание знаний специалистов в области психологии на уровне их квалификации.
Психологическая подготовка в рамках проведения учений направлена на отработку навыков оказания помощи пострадавшим в ЧС.
Психологическая подготовка в рамках повышения классности направлена на формирование и развитие профессионально-важных качеств, а так же на овладение психологической составляющей профессиональной деятельности специалистов.
Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения (при наличии специальных знаний, умений и навыков) общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.
В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).
Система требований профессии к психологическим, психофизиологическим качествам человека и мере их выраженности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате анализа психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основные требования, предъявляемые профессией к психологическим и физиологическим качествам человека.
Несмотря на некоторые различия в психограммах спасателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, объединяющих эти психограммы. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:
1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.);
2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; внимание характеризуется необходимостью большого объема, быстрого переключения и распределения в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации;
3. Психомоторные свойства и физические качества: хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.
5. Социально-психологические качества: умение работать в команде.
Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.
Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.
Как правило, спасатели и пожарные придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрессивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способными управлять обстоятельствами своей жизни (внешний локус контроля). В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно-спасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.
Высокоуспешным спасателям свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.
Мотивационная сфера успешных спасателей также имеет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.
С повышением классности у спасателей отмечается отчетливая тенденция к усилению таких качеств, как: низкий уровень тревоги, высокий уровень коммуникативности и эмпатии, настойчивость, целеустремленность, способность контролировать собственное поведение в трудных ситуациях. Кроме того, им свойственны такие черты характера, как жизненный оптимизм, умение планировать свои действия, а так же легкость принятия решения в ситуации выбора.
Проектирование профессионального развития
Большинство из нас выбирают помогающую профессию, потому что мы являемся социально активными или для нас очень важно чувство связи с другими людьми. Чаще всего при выборе этой профессии человеком движут не столько финансовые соображения, сколько идеологические.
То, как люди попадают в профессию, зачастую определяет процесс становления в профессии, его начало, то, как человек будет адаптироваться в профессии, кризисно это будет проходить, либо плавно. Однако в профессиональном становлении каждый человек проходит определенные этапы. Давайте вспомним их.
Этапы профессионального развития
1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.
Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.
Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:
— стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.
— стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
— стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
— стадия авторитета, как и стадия мастерства,
суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.
— стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.
Этапы профессионального развития
Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы – обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или профессиональной деструкции.
Профессиональное становление – это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:
1) Формирование профессиональных намерений.Развитие в период «выбора профессии», проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной подготовки к «жизни», к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.
Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта деятельности. Формируется реалистическое представление о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.
Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
3) Этап профессиональной адаптациипредставлен следующими стадиями:
— стадия адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адаптация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.
— стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.
4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:
— стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
— стадия авторитета, как и стадия мастерства,
суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.
— стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.
Обсуждение:
· Соотнести эти этапы с вашим профессиональным путем.
· На вашем пути есть такие этапы?
· Отражены ли они на вашем рисунке?
· Если нет, соотносятся ли события, отмеченные вами, с этими этапами, прямо или косвенно?
Примечания для преподавателя
Это делается для того, чтобы спасатели задумались над смыслами тех событий, которые с ними происходили, может быть, события которые они считали негативными или др. на самом деле оказались одним из этапов становления.
· С какими изменениями связан каждый этап вашего профессионального становления?
· Что вы приобрели, и что вы потеряли на каждом из них?
На вашем «Профессиональном жизненном пути» найдите глазами тот этап профессионального становления, на котором вы находитесь сейчас. Подпишите этот этап соответствующим названием (мастер, авторитет, наставник).
Обсуждение:
· Какие события соответствуют этому этапу?
· Что вы потеряли с переходом на этот новый профессиональный этап (меньше стало свободного времени)?
· Что вы приобрели (авторитет, опыт)?
· В результате вы приобрели больше, чем получили или меньше?
Примечания для преподавателя
Если спасатели видят, что у них приобретений больше, чем потерь на этом этапе, значит все хорошо, можно переходить к следующему профессиональному этапу. Если вышло так, что потери преобладают над приобретениями, надо обратить внимание спасателя на то, почему так произошло, обратиться к личному опыту, выяснить, что происходило там в это время. Прояснить насколько личная ситуация влияла на профессиональную жизнь. Если в этот период в личной жизни происходили серьезные значимые события (неважно плохие или хорошие), тогда обратить внимание спасателей на то, что они могли «оттянуть на себя большую часть внимания» и тогда профессиональное становление отошло на второй план. Здесь важно расставить приоритеты, что тогда было для человека наиболее важным: личное или профессиональное, и в итоге прийти к тому, что приобретений у лично него больше, чем потерь.
Хорошо, движемся назад по профессиональному пути к следующему этапу. Подпишите его, что это был за этап (профессиональная адаптация).
Обсуждение:
· С чем он был связан лично для вас (может быть с каким-то событием)?
· С какими потерями связан этот этап?
· Что вы приобрели на этом этапе?
Запишите их под этим этапом.
Примечания для преподавателя
Также прорабатываются последующие этапа профессионального становления вплоть до этапа профессиональной подготовки.
Итак, пройдя столь долгий профессиональный путь, полный потерь и приобретений, кризисов и различных метаморфоз, несомненно, сейчас ваши представления о профессии и о ценностях в профессии (важных для профессии) отличаются от тех представлений и ценностей, которые были у вас, когда вы пришли в профессию. Давайте вспомним, какими они были?
Спасатели на листе бумаги в столбик пишут 5-10 ценностей, которые были важны для них в начале профессиональной деятельности. Теперь проранжируйте их. Первый ранг получает самая важная ценность, соответственно, последняя – наименее важная для вас. Давайте попробуем проследить, как менялись ценности от начала вашего пути до настоящего момента.
Обсуждение:
· Как менялись ваши ценности от этапа к этапу?
· Что изменилось на этапе профессионального обучения, на этапе адаптации?
· Что изменилось в ваших профессиональных ценностях в настоящем: может изменились сами ценности, может ценности остались те же, но изменились приоритеты – другие ценности сейчас на первых местах?
· Запишите ваши ценности на настоящий момент и проранжируйте их.
Спасатели записывают их ценности в соседнем столбике и ранжируют их так же, как в предыдущий раз. Теперь давайте сравним эти две колонки.
Обсуждение:
· Поменялись ли сами ценности?
· Что повлияло на эти изменения?
Примечания для преподавателя
Основным лейтмотивом обсуждения является идея о том, что каким бы ни было наше прошлое, без него мы бы не стали такими, какие мы есть сейчас.
Но на этом этапе ваша профессиональная жизнь не заканчивается, впереди еще много времени и многое может произойти, несмотря на то, что вы находитесь сейчас в том месте вашего профессионального пути, где, казалось бы, учиться вам уже не чему. Ваше нынешнее обучение – это последняя ступень обучения профессии «спасатель». Вы и ваши коллеги являетесь лучшими в своем деле и у каждого из вас есть свой индивидуальный стиль. Этот индивидуальный стиль проявляется в том, что вы эффективно справляетесь со сложными иногда новыми задачами, связанные с жизнью человека. Сталкиваясь с новой задачей в работе, что вы делаете для того, чтобы быстро и эффективно ее решить?
Примечания для преподавателя
При возникновении затруднений приводим пример: вы какое-то долгое время работаете на ЧС одного вида, например на обрушениях зданий и конструкций. В одну из смен происходит вызов и как часто бывает из-за нехватки информации, то, что придется вам вести водолазные работы становиться понятным только на месте. Водолазов нет, и вы понимаете, что эту работу придется делать вам. Это новый для вас вид деятельности. Понятно, что когда-то вас этому учили, но в последнее время вы этим не занимались. Что вы будете делать в этой ситуации? Звонить знакомому водолазу? Посоветуетесь с коллегами, которые находятся рядом с вами? Или нырнете в воду?
Обсуждение:
· Находились ли вы когда-нибудь в похожей ситуации?
· Как вы обычно справляетесь с новыми задачами?
Сейчас посмотрите на ваш «профессиональный путь» и отметьте на нем следующий этап вашего развития.
Обсуждение:
· Каким вы его видите?
· Что вы, возможно, потеряете и приобретете на новом этапе?
· Изменятся ли как-то ваши ценности?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.