на этом столе можно было увидеть тетради матери учительницы

Электронный образовательный ресурс «Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения «

Данный ЭОР может быть использован при подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс «Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения «»

Форма проведения: тест

Тема: Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.

Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.

И через морозный и терпкий запах они оба слыша­ли милый и пьянящий дух родного дома.

Молодые люди замолчали и стали слушать и смо­треть.

Где-то скрипнула несмазанная дверь и в воздухе за­пахло жареным луком.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

На этом столе можно было увидеть тетради матери- учительницы и документы отца и две скромненькие две­надцатилистовые тетрадочки сына.

Чтение открывало ему то «дворянские гнёзда» с их тёплой и возвышенной жизнью под просторным небом то размеренное и ленивое существование старых горо­дов.

Она или не расслышала моих слов или не обратила на них внимания.

Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасенки и безоговорочно верила каждому его слову.

В парке душно пахло цветущей акацией и заливисто пел соловей.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Холодно и сыро было в саду и на веранде и в доме.

Ни конца ни края не было этим степным просторам.

У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

Свет фонаря то виднелся отчётливо то пропадал в набегающих на нас полосах тумана.

Евсеич подложил сухой травы и веток и принялся раздувать пламя.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все ребятишки (1) кроме нашего сына (2) стояли у входа в школу (3) загадочно глядя на нас (4) и о чём-то перешёптываясь.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Антон (1) поздно вечером возвращаясь из гостей (2) снова почувствовал прилив (3) утихшей на время (4) то­ски.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Залитые солнцем (1) виднелись вдалеке (2) геометриче­ские линии улиц (3) смягчённые зелёными очертаниями деревьев (4) и кипевшие повседневной суетой.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Красногрудые снегири (1) усеявшие кроны деревьев (2) выглядели словно сказочные птицы или (3) распустивши­еся в самый разгар зимы (4) цветы на снежных верхуш­ках пушистых елей.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я подошёл к колодцу и (1) наклоняя (2) и поднимая деревянную ручку (3) начал качать (4) пахнущую дере­вом (5) колодезную воду.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой работ­ник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

За окном (1) очевидно (2) бушевала буря (3) однако (4) никого из нас это почему-то не волновало.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вскоре (1) однако (2) отряд скрылся в лощине, и ко­мандир облегчённо вздохнул. Теперь (3) по-видимому (4) им ничто не угрожало.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Учёные у нас (1) как известно (2) распределяются по категориям — величайший, великий, знаменитый, выдаю­щийся, крупный, известный, значительный, опытный, квалифицированный и (3) наконец (4) старейший.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Кучер (1) наконец (2) привык к темноте и (3) види­мо (4) что-то там разглядел.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Впереди войска (1) колонны (2) которого растяну­лись (3) на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Река затем (1) втекала в огромный пруд (2) в бетонной плотине (3) которого (4) шумела вода.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Елена Наумовна самолично стала показывать будущему жильцу квартиру (1) чего обычно не делала (2) потому что (3) если видела в человеке самоуверенного нахала (4) то предоставляла это мне.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Внезапно дорога оборвалась (1) и (2) прежде чем мы успели это понять (3) превратилась в огромную лужу (4) в которой безнадёжно увязла наша повозка.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Большая часть военных заводов стояла (1) и (2) если зарплата не задерживалась (3) рабочие получали простой­ные деньги (4) суммы (5) которых легко воображались с помощью нескольких буханок хлеба.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весе­ло (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забы­ваю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Перед обедом из окон высовывались мамы и бабуш­ки и звали детей домой.

Ирина любила бегать к автостанции и к морю и часто залезала с мальчишками на нефтяную вышку.

Это был единственный способ если не добиться успе­ха то хотя бы занять свою нишу в новом городе.

На площади стоял сказочный ледяной терем с рез­ным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.

Волны захлёстывали мол и было холодно и сыро.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».

Поднялся ураганный ветер и в городском парке за­стонали и заскрипели столетние ели. Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.

Розовый свет уже загорался на заснеженных верши­нах гор и медленно опускался вниз.

Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Давно уже от брата не было ни слуху ни духу.

Григорий ощущал в себе если не удовольствие то удивительную лёгкость.

Розы и георгины росли у самого окна и с любопыт­ством заглядывали в окна.

Заря вспыхнула и погасла и затеплилась в небе пер­вая звёздочка.

Заросли вокруг озера были густые и колючие и ка­зались непроходимыми.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Побежали по улицам (1) весело журча (2) и играя (3) весенние ручьи (4) сверкающие на солнце.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под но­гами.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Истерзанная взрывами (1) толща углистых сланцев окружила исследователей (2) грозя бесчисленными остры­ми выступами (3) и (4) отсвечивая сталью на гладких сколах.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ослеплённый яростью (1) Сергей не услышал (2) бро­шенных ему вдогонку (3) слов и (4) опрокидывая короб­ки (5) помчался по коридору.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стоя по пояс в реке (1) и черпая холодную воду (2) он окатывал лошадь со всех сторон (3) расчёсывая гриву (4) и (5) выдёргивая репьи и всякую труху.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, пона­чалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда (1) наконец (2) из-за туч появилось солнце, за­мёрзший пруд (3) казалось (4) превратился в огромное сверкающее зеркало.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

У него ещё в мальчишестве (1) кажется (2) был очень хороший голос, ему даже пророчили карьеру, которую (3) по словам бабушки (4) сгубила незадачливая преподава­тельница.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако (1) эта новость не только не приободрила отца, а (2) наоборот (3) ввергла в (4) как будто (5) ещё более томительное состояние неопределённости.

13.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Во всяком случае (1) телефонного разговора Пашка (2) безусловно (3) не слышал, если (4) конечно (5) опять-таки не подслушивал тайком.

14.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас одиночества (4) я провела трудные годы эвакуации.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Без всякой надежды на успех я стал пробираться (1) вдоль забора теплостанции (2) из огромной трубы (3) ко­торой (4) валил серый дым.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Война была на исходе (1) и (2) хотя комиссия эта не была ещё создана (3) но предполагалось (4) что со време­нем он её возглавит.

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Иногда его одолевали воспоминания (1) и (2) когда Коля думал о маминых братьях (3) когда он вызывал из темноты прошедших лет их образы (4) то в памяти всплы­вали два грубоватых лица.

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

У подножия этого вавилонского грохота кое-где бес­страшно сидят нищие скрипачи и скрипачки (1) и (2) если вплотную к ним подойти (3) слышно (4) как они трогательно наигрывают классические мелодии.

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думаю (1) что (2) когда ты снова увидишь дом (3) в котором вырос (4) то на тебя обязательно нахлынут вос­поминания.

20.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

В зале было невыносимо шумно (1) так что (2) если бы Шекспир не был его кумиром (3) и Иван не помнил тек­ста наизусть (4) то он не понял бы ни слова из драмы (5) которая разыгрывалась на сцене.

Источник

На этом столе можно было увидеть тетради матери учительницы

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

На столе всегда можно было увидеть исписанные листы, или открытую тетрадь, или папку с рукописью.

Шофёр или не расслышал моих слов, или не обратил на них внимания.

В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка, и многие спешили выместить на нём свои обиды.

В первом предложении запятая не ставится, так как однородные члены соединены одиночным союзом И. Во втором предложении запятая не ставится: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ — устойчивое словосочетание. В третьем предложении надо поставить две запятые, т. к. три однородных члена соединены повторяющимся союзом ИЛИ. В четвертом предложении два однородных члена соединяет союз ИЛИ, поэтому ставим одну запятую. В пятом запятая в ССП.

В пятом предложении фраза «В минуты меланхолии» не может быть отнесена ко второй части предложения, ибо получится, что многие спешили выместить в минуты меланхолии, то есть должны быть в таком же состоянии.

Правильный ответ указан под номером 4 и 5.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Источник

На этом столе можно было увидеть тетради матери учительницы

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

На столе всегда можно было увидеть исписанные листы, или открытую тетрадь, или папку с рукописью.

Шофёр или не расслышал моих слов, или не обратил на них внимания.

В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка, и многие спешили выместить на нём свои обиды.

В первом предложении запятая не ставится, так как однородные члены соединены одиночным союзом И. Во втором предложении запятая не ставится: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ — устойчивое словосочетание. В третьем предложении надо поставить две запятые, т. к. три однородных члена соединены повторяющимся союзом ИЛИ. В четвертом предложении два однородных члена соединяет союз ИЛИ, поэтому ставим одну запятую. В пятом запятая в ССП.

В пятом предложении фраза «В минуты меланхолии» не может быть отнесена ко второй части предложения, ибо получится, что многие спешили выместить в минуты меланхолии, то есть должны быть в таком же состоянии.

Правильный ответ указан под номером 4 и 5.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ­НА­МИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунк­то­грамм:

1. За­пя­тые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

2. За­пя­тые в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част­но­сти, союз И.

Цель: найти ДВА пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж­дом. Не две, не три (а такое бы­ва­ет!) за­пя­тых, а одну. При этом нужно ука­зы­вать но­ме­ра тех пред­ло­же­ний, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА про­пу­щен­ная за­пя­тая, так как бы­ва­ют такие слу­чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за­пя­тая, на­при­мер, при де­е­при­част­ном обо­ро­те. Её мы не счи­та­ем.

Не сле­ду­ет ис­кать за­пя­тые при раз­лич­ных обо­ро­тах, ввод­ных сло­вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за­да­нии про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунк­то­грам­мы. Если в пред­ло­же­нии будут не­об­хо­ди­мы за­пя­тые на дру­гие пра­ви­ла, они уже будут рас­став­ле­ны

Вер­ным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти, без за­пя­тых и про­бе­лов, на­при­мер: 15, 12, 34.

ОЧ — од­но­род­ные члены.

ССП — слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние.

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Опре­де­ля­ем ко­ли­че­ство основ.

2. Если пред­ло­же­ние про­стое, то на­хо­дим в нём ВСЕ ряды од­но­род­ных чле­нов и об­ра­ща­ем­ся к пра­ви­лу.

3. Если основ две, то это слож­ное пред­ло­же­ние, и каж­дая часть рас­смат­ри­ва­ет­ся от­дель­но (см. пункт 2).

Не за­бы­ва­ем, что од­но­род­ные под­ле­жа­щие и ска­зу­е­мые со­зда­ют НЕ слож­ное, а про­стое осложнённое пред­ло­же­ние.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и от­но­сят­ся к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как глав­ные, так вто­ро­сте­пен­ные) все­гда со­единёны со­чи­ни­тель­ной свя­зью, с со­ю­зом или без него.

В дан­ном пред­ло­же­нии есть один ряд ОЧ, это два од­но­род­ных опре­де­ле­ния.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле­нов. Так, в пред­ло­же­нии Вско­ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два ска­зу­е­мых, уда­рил и по­крыл; два до­пол­не­ния, по­ры­вы и стоны.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : в каж­дом ряду ОЧ дей­ству­ют свои пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла.

Рас­смот­рим раз­лич­ные схемы пред­ло­же­ний с ОЧ и сфор­му­ли­ру­ем пра­ви­ла по­ста­нов­ки за­пя­тых.

15.1.1. Ряд од­но­род­ных чле­нов, со­единённых ТОЛЬ­КО ин­то­на­ци­ей, без со­ю­зов.

Пра­ви­ло: если два или не­сколь­ко ОЧ со­еди­нен­ных толь­ко ин­то­на­ци­ей, между ними за­пя­тая ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, крас­ные яб­ло­ки.

15.1.2 Два од­но­род­ных члена со­еди­не­ны со­ю­зом И, ДА (в зна­че­нии И), ЛИБО, ИЛИ

Пра­ви­ло: если два ОЧ со­еди­не­ны оди­ноч­ным со­ю­зом И/ДА, между ними за­пя­тая не ста­вит­ся.

При­мер 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 3: Толь­ко ты да я оста­нем­ся жить в этом доме.

15.1.3 По­след­ний ОЧ при­со­единён со­ю­зом И.

Пра­ви­ло: Если по­след­ний од­но­род­ный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и крас­ные яб­ло­ки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды

Пра­ви­ло: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле­на­ми

При­мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

Более слож­ные при­ме­ры:

При­мер 3: От дома, от де­ре­вьев, и от го­лу­бят­ни, и от га­ле­реи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, че­ты­ре ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 5: Дома, и де­ре­вья, и тро­туа­ры были укры­ты сне­гом. Два союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

Имен­но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не­су­ще­ству­ю­щую, учти­те это при вы­пол­не­нии за­да­ния.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : дан­ное пра­ви­ло ра­бо­та­ет лишь при усло­вии, что союз И по­вто­ря­ет­ся в одном ряду ОЧ, а не во всём пред­ло­же­нии.

При­мер 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколь­ко рядов? Два: дети и взрос­лые; со­би­ра­лись и чи­та­ли. Союз и не по­вто­ря­ет­ся в каж­дом ряду, он упо­треблён по од­но­му разу. По­это­му за­пя­тые НЕ ста­вят­ся по пра­ви­лу 15.1.2.

При­мер 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) пе­ре­чи­ты­вать и пи­сать.

15.1.5 Од­но­род­ные члены со­еди­не­ны со­ю­зом А, НО, ДА(=но)

Пра­ви­ло: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ста­вят­ся.

15.1.6 При од­но­род­ных чле­нах по­вто­ря­ют­ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Пра­ви­ло: при дву­крат­ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за­пя­тая ста­вит­ся все­гда:

При­мер 1: А ста­рик рас­ха­жи­вал по ком­на­те и то впол­го­ло­са на­пе­вал псал­мы, то вну­ши­тель­но по­учал дочь.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния, но мы их не вы­де­ля­ем для более чёткой кар­ти­ны.

После ска­зу­е­мо­го «рас­ха­жи­вал» за­пя­той нет! Но если бы вме­сто союза И ТО, И ТО был бы про­сто И, за­пя­тых было целых три (по пра­ви­лу 15.1.4)

15.1.7. При од­но­род­ных чле­нах име­ют­ся двой­ные союзы.

Пра­ви­ло: При двой­ных со­ю­зах за­пя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча­стью. Это союзы как. так и; не толь­ко. но и; не столь­ко. сколь­ко; на­сколь­ко. на­столь­ко; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, ско­рее. чем и дру­гие.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что каж­дая часть двой­но­го союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учи­ты­вать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошиб­ка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими со­ю­за­ми.

15.1.8. Часто од­но­род­ные члены со­еди­ня­ют­ся по­пар­но

Пра­ви­ло: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет ло­каль­но, толь­ко внут­ри групп):

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

Ряд по­вто­ров, име­ю­щих уси­ли­тель­ный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

Про­стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми

Ска­зал так ска­зал, пойду про­ве­рю.

Фра­зео­ло­гиз­мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Из глу­би­ны цвет­ка не­ожи­дан­но под­нял­ся сон­ный зо­ло­ти­стый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ

Слож­но­со­чи­нен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­стые пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по смыс­лу и свя­за­ны со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

При­мер: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя­зы­ва­ет части пред­ло­же­ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз­ря­да:

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да в зна­че­нии но, од­на­ко, зато, но зато, толь­ко, же).

15.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП.

Схема: [ пред­сто­ит ], и [ он знал ].

В дверь по­зво­ни­ли, и никто не сдви­нул­ся с места.

Схема: [ по­зво­ни­ли ], и [ никто не сдви­нул­ся ].

б) Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но ме­сто­име­ни­я­ми, как лич­ны­ми, так и дру­гих раз­ря­дов: Я вдруг услы­шал до боли зна­ко­мый голос, и это вер­ну­ло меня к жизни.

15.2.2 Осо­бые усло­вия по­ста­нов­ки зна­ков в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии

При­мер 1: Через год дочка пошла в школу и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Оба про­стых пред­ло­же­ния в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни «через год». Что слу­чи­лось через год? Дочка пошла в школу. Мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Те­перь более слож­ный при­мер 1: На окра­и­не го­ро­да снег уже начал под­та­и­вать, и здесь уже была впол­не ве­сен­няя кар­ти­на. В пред­ло­же­нии два об­сто­я­тель­ства, у каж­до­го про­сто­го— своё. Имен­но по­это­му за­пя­тая по­став­ле­на. Об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена нет. Таким об­ра­зом, на­ли­чие вто­ро­го вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, вре­ме­ни, цели) во вто­ром пред­ло­же­нии даёт право по­ста­вить за­пя­тую.

При­мер 2: К ночи тем­пе­ра­ту­ра у мамы под­ня­лась ещё боль­ше, и мы не спали всю ночь. Нет ос­но­ва­ний от­но­сить об­сто­я­тель­ство «к ночи» ко вто­рой части слож­но­го пред­ло­же­ния, по­это­му за­пя­тая ста­вит­ся.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что бы­ва­ют и дру­гие слу­чаи, при ко­то­рых за­пя­тая не ста­вит­ся между ча­стя­ми слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. К ним от­но­сит­ся на­ли­чие об­ще­го ввод­но­го слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний не­опре­делённо-лич­ных, без­лич­ных оди­на­ко­вых по струк­ту­ре, вос­кли­ца­тель­ных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не пред­став­ле­ны и в школь­ном курсе не изу­ча­ют­ся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *