на этом столе можно было увидеть тетради матери учительницы
Электронный образовательный ресурс «Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения «
Данный ЭОР может быть использован при подготовке к ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс «Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения «»
Форма проведения: тест
Тема: Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.
Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.
И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.
Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.
Где-то скрипнула несмазанная дверь и в воздухе запахло жареным луком.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
На этом столе можно было увидеть тетради матери- учительницы и документы отца и две скромненькие двенадцатилистовые тетрадочки сына.
Чтение открывало ему то «дворянские гнёзда» с их тёплой и возвышенной жизнью под просторным небом то размеренное и ленивое существование старых городов.
Она или не расслышала моих слов или не обратила на них внимания.
Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасенки и безоговорочно верила каждому его слову.
В парке душно пахло цветущей акацией и заливисто пел соловей.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
Холодно и сыро было в саду и на веранде и в доме.
Ни конца ни края не было этим степным просторам.
У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
Свет фонаря то виднелся отчётливо то пропадал в набегающих на нас полосах тумана.
Евсеич подложил сухой травы и веток и принялся раздувать пламя.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Все ребятишки (1) кроме нашего сына (2) стояли у входа в школу (3) загадочно глядя на нас (4) и о чём-то перешёптываясь.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Антон (1) поздно вечером возвращаясь из гостей (2) снова почувствовал прилив (3) утихшей на время (4) тоски.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Залитые солнцем (1) виднелись вдалеке (2) геометрические линии улиц (3) смягчённые зелёными очертаниями деревьев (4) и кипевшие повседневной суетой.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Красногрудые снегири (1) усеявшие кроны деревьев (2) выглядели словно сказочные птицы или (3) распустившиеся в самый разгар зимы (4) цветы на снежных верхушках пушистых елей.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я подошёл к колодцу и (1) наклоняя (2) и поднимая деревянную ручку (3) начал качать (4) пахнущую деревом (5) колодезную воду.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой работник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За окном (1) очевидно (2) бушевала буря (3) однако (4) никого из нас это почему-то не волновало.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вскоре (1) однако (2) отряд скрылся в лощине, и командир облегчённо вздохнул. Теперь (3) по-видимому (4) им ничто не угрожало.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Учёные у нас (1) как известно (2) распределяются по категориям — величайший, великий, знаменитый, выдающийся, крупный, известный, значительный, опытный, квалифицированный и (3) наконец (4) старейший.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Кучер (1) наконец (2) привык к темноте и (3) видимо (4) что-то там разглядел.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впереди войска (1) колонны (2) которого растянулись (3) на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Река затем (1) втекала в огромный пруд (2) в бетонной плотине (3) которого (4) шумела вода.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Елена Наумовна самолично стала показывать будущему жильцу квартиру (1) чего обычно не делала (2) потому что (3) если видела в человеке самоуверенного нахала (4) то предоставляла это мне.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно дорога оборвалась (1) и (2) прежде чем мы успели это понять (3) превратилась в огромную лужу (4) в которой безнадёжно увязла наша повозка.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Большая часть военных заводов стояла (1) и (2) если зарплата не задерживалась (3) рабочие получали простойные деньги (4) суммы (5) которых легко воображались с помощью нескольких буханок хлеба.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весело (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забываю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
Ирина любила бегать к автостанции и к морю и часто залезала с мальчишками на нефтяную вышку.
Это был единственный способ если не добиться успеха то хотя бы занять свою нишу в новом городе.
На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.
Волны захлёстывали мол и было холодно и сыро.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».
Поднялся ураганный ветер и в городском парке застонали и заскрипели столетние ели. Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.
Розовый свет уже загорался на заснеженных вершинах гор и медленно опускался вниз.
Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
Давно уже от брата не было ни слуху ни духу.
Григорий ощущал в себе если не удовольствие то удивительную лёгкость.
Розы и георгины росли у самого окна и с любопытством заглядывали в окна.
Заря вспыхнула и погасла и затеплилась в небе первая звёздочка.
Заросли вокруг озера были густые и колючие и казались непроходимыми.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Побежали по улицам (1) весело журча (2) и играя (3) весенние ручьи (4) сверкающие на солнце.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Истерзанная взрывами (1) толща углистых сланцев окружила исследователей (2) грозя бесчисленными острыми выступами (3) и (4) отсвечивая сталью на гладких сколах.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ослеплённый яростью (1) Сергей не услышал (2) брошенных ему вдогонку (3) слов и (4) опрокидывая коробки (5) помчался по коридору.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Стоя по пояс в реке (1) и черпая холодную воду (2) он окатывал лошадь со всех сторон (3) расчёсывая гриву (4) и (5) выдёргивая репьи и всякую труху.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда (1) наконец (2) из-за туч появилось солнце, замёрзший пруд (3) казалось (4) превратился в огромное сверкающее зеркало.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
У него ещё в мальчишестве (1) кажется (2) был очень хороший голос, ему даже пророчили карьеру, которую (3) по словам бабушки (4) сгубила незадачливая преподавательница.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однако (1) эта новость не только не приободрила отца, а (2) наоборот (3) ввергла в (4) как будто (5) ещё более томительное состояние неопределённости.
13.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Во всяком случае (1) телефонного разговора Пашка (2) безусловно (3) не слышал, если (4) конечно (5) опять-таки не подслушивал тайком.
14.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас одиночества (4) я провела трудные годы эвакуации.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Без всякой надежды на успех я стал пробираться (1) вдоль забора теплостанции (2) из огромной трубы (3) которой (4) валил серый дым.
16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Война была на исходе (1) и (2) хотя комиссия эта не была ещё создана (3) но предполагалось (4) что со временем он её возглавит.
17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда его одолевали воспоминания (1) и (2) когда Коля думал о маминых братьях (3) когда он вызывал из темноты прошедших лет их образы (4) то в памяти всплывали два грубоватых лица.
18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
У подножия этого вавилонского грохота кое-где бесстрашно сидят нищие скрипачи и скрипачки (1) и (2) если вплотную к ним подойти (3) слышно (4) как они трогательно наигрывают классические мелодии.
19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я думаю (1) что (2) когда ты снова увидишь дом (3) в котором вырос (4) то на тебя обязательно нахлынут воспоминания.
20.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В зале было невыносимо шумно (1) так что (2) если бы Шекспир не был его кумиром (3) и Иван не помнил текста наизусть (4) то он не понял бы ни слова из драмы (5) которая разыгрывалась на сцене.
На этом столе можно было увидеть тетради матери учительницы
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.
4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
На столе всегда можно было увидеть исписанные листы, или открытую тетрадь, или папку с рукописью.
Шофёр или не расслышал моих слов, или не обратил на них внимания.
В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка, и многие спешили выместить на нём свои обиды.
В первом предложении запятая не ставится, так как однородные члены соединены одиночным союзом И. Во втором предложении запятая не ставится: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ — устойчивое словосочетание. В третьем предложении надо поставить две запятые, т. к. три однородных члена соединены повторяющимся союзом ИЛИ. В четвертом предложении два однородных члена соединяет союз ИЛИ, поэтому ставим одну запятую. В пятом запятая в ССП.
В пятом предложении фраза «В минуты меланхолии» не может быть отнесена ко второй части предложения, ибо получится, что многие спешили выместить в минуты меланхолии, то есть должны быть в таком же состоянии.
Правильный ответ указан под номером 4 и 5.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
На этом столе можно было увидеть тетради матери учительницы
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.
4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
На столе всегда можно было увидеть исписанные листы, или открытую тетрадь, или папку с рукописью.
Шофёр или не расслышал моих слов, или не обратил на них внимания.
В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка, и многие спешили выместить на нём свои обиды.
В первом предложении запятая не ставится, так как однородные члены соединены одиночным союзом И. Во втором предложении запятая не ставится: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ — устойчивое словосочетание. В третьем предложении надо поставить две запятые, т. к. три однородных члена соединены повторяющимся союзом ИЛИ. В четвертом предложении два однородных члена соединяет союз ИЛИ, поэтому ставим одну запятую. В пятом запятая в ССП.
В пятом предложении фраза «В минуты меланхолии» не может быть отнесена ко второй части предложения, ибо получится, что многие спешили выместить в минуты меланхолии, то есть должны быть в таком же состоянии.
Правильный ответ указан под номером 4 и 5.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.