на что можно заменить союз что
Сложноподчиненное предложение (СПП)
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.
Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.
Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.
Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.
Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.
Как связаны части сложноподчиненных предложений
В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Значения сложноподчиненных предложений
В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.
Именные придаточные предложения
Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.
Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:
Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.
К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.
Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:
Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.
С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.
Обстоятельственные придаточные предложения
Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.
Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.
Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях
Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:
Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)
Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.
Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.
В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.
Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.
Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.
Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.
Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:
Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) — Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;
2) союз можно заменить только другим союзом.
Например: Когда ( — если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)
3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,
Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)
Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни : эти песни пел соловей).
Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами
Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:
1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;
2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;
3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.
Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.
Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.
При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:
Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.
Роль указательных слов в подчинении предложений
В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.
Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).
Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:
Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):
Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.
Указательные слова являются членами главного предложения.
Особенности присоединения придаточных предложений к главному
Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:
— одно слово (один член главного предложения);
— словосочетание;
На что можно заменить союз что
Союзные слова как средство связи в сложноподчинённых предложениях.
Постепенно в людях возникало уважение к человеку, (какому?) который обо всём говорил просто и смело.
Выл тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
Просто удивительно, сколько у вас при слабости здоровья энергии, знания дела.
Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.
Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.
Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:
Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. — Таня говорит: «Трава по ночам растёт». Это союз, так как мы его убрали, смысл и структура предложения от этого не изменились.
2) союз можно заменить только другим союзом.
Например: Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. Заменили другим союзом.
3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,
например: Вспомни песни, что пел соловей. Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).
Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами
Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:
1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;
2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;
3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.
Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта. Союз.
Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта. Союзное слово.
При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:
Например: Я хорошо помню день, когда (союзное слово) мы встретились. Никто не знал, когда (союзное слово) он появился в нашем городе. Когда (союз) закончится метель, можно будет пойти погулять.
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.