на что можно накопить деньги в 11 лет мальчику
Как научить ребенка копить
И воспитать правильное отношение к деньгам
В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.
Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.
90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.
Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.
Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.
Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.
У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.
Никогда не покупать сразу
Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.
Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.
Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.
Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.
Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки
Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.
Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.
Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.
Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.
Список желаний для дошкольниковPDF, 1,1 МБ
Дети постарше могут вести такой список:
Список желаний для школьниковPDF, 33 КБ
Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.
Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.
Дать возможность распорядиться деньгами
Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.
Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.
Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.
Что выбираешь?
Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.
Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.
Помочь составить план
Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.
Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.
Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.
С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.
Финплан для подростковPDF, 41 КБ
В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку : она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.
Калькулятор для быстрых расчетов:
Детальный финансовый план:
Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.
Позволить накопить
Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.
Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.
Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.
Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.
Наклейка на копилкуPDF, 1,8 МБ
Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.
Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».
Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт
Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.
И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.
Запомнить
Иван, и две тетрадки в клеточку процентов (((
Иван, это шикарно! спасибо за идею
Иван, круто. Можно так объяснить ребенку, что квартира еще не совсем наша
Иван, интересно. Спасибо за идею
Самому бы научиться
Aleksey, у меня всегда после этого примера возникает мысль, что часть детей просто были голодны сильнее остальных.
Игорь, я вам большой секрет открою, надеюсь, что вы сидите: автор статьи – живой человек и у него есть предпочтения, основанные на личном опыте. Более того, автор пишет о своих детях, у которых тоже есть предпочтения. Если ребёнок автора копил именно на айпад, то зачем автору в статье писать «планшет»? И почему вы именно до яблок докопались. Можно было спросить, почему автор назвал электронные таблицы экселем, а валюту – вообще рублями. Это ж заговор на заговоре, не иначе.
Игорь, владел различной техникой от Apple, но всегда называл телефон телефоном, а планшет планшетом
Дмитрий, а у меня так же, но наоборот)) слез с айфона шесть лет назад (как быстро летит время. ) и с макбука год назад слез. Доволен.
Игорь, наверное, потому что они описывают желания людей, и продукция Apple популярна
Дмитрий, как я вас понимаю:-))
Распечатал ребенку ваш бланк списка желаний. Ребенок подумал и написал первые три желания:
1) квартира
2) Ламборгини
3) дом
Denis, хорошие задатки! купили для задания в школе листы А3, сказала сыну нарисовать те вещи, которые его радуют. Нарисовал много всего, среди них машина, но хочет Теслу, ему тоже 10 лет. главное цель, а когда есть цель, то к ней легче идти
ааааа я сама так себе коплю на ноутбук. Настя, 20 лет
пойду себе 2 конверта распечатаю)) к 37 годам не научился от спонтанных покупок отказываться))
Мне родители со школьного возраста перестали покупать игрушки; вместо этого отец стал платить мне за пятерки, за тройки и двойки отнимать. Сначала деньги тратились мной на наклейки и трансформеров. Но с 5 класса я за 2 года накопил себе на музыкальный центр (до сих пор его не выкинул, дорог как память). Школу окончил без троек))
Иван, наш отец делал так же. Я копила, а брату троишнику денег не доставалось совсем. Отличный способ поссорить детей на всю жизнь.
Ivan, не всем просто подходит просто
На всякий случай: этот эксперимент с детьми и зефиром уже опровергли, потому что посмотрели на другие факторы, оказавшие влияние на выбор съесть/не съесть.
В результате реально вышло, что у обеспеченных родителей оказались более успешные дети. Вот это сюрприз.
Anastasia, зачастую так и бывает, не потому что у них уже есть стартовый капитал, а потому что они смотрят на успешных родителей и подражают им
С детства так коплю деньги, совсем не трачу. Родители, видео, научили. Еще помню, бегала к маме менять мелкие купюры на крупные, чтоб солиднее смотрелись. Выросла, копить умею, но по прежнему нищеброд. Мне даже кажется, что эти вещи связаны: типа зачем зарабатывать больше, можно же пол года покопить. Так что с этим тоже осторожно надо
Мы с женой ведём семейный бюджет в YNAB. С декабря сделали старшему сыну Ване (10 лет) отдельный бюджет и выдаём деньги на неделю по воскресеньям: 1200 рублей на еду в школе и 300 рублей карманных денег. Плюс бонусы по 10–30 рублей, если делает уроки до восьми вечера, убирается и читает на английском.
Деньги я перевожу ему на детскую карту, он заносит их в YNAB и распределяет по категориям в своём бюджете; потом сам переводит часть на школьное питание, часть денег оставляет на карте на всякий случай, а бóльшую часть кладёт в копилку. У него в бюджете есть категории для обязательных трат (еда), больших покупок (айпад, поход в парк развлечений), на походы в кино и в кафе, на подарки родным и друзьям (каждому человеку своя категория). Автор статьи пишет про дофамин и предвкушение, в случае с ребёнком и YNAB-ом это очевидно так: Ваня сразу же полюбил бюджетировать и смотреть, сколько процентов от стоимости айпада у него уже есть. (На самом деле всё то же самое и у нас с женой, только у нас самая большая категория это квартира.)
Никаких проблем с тем чтобы начать у Вани не было, мы с ним посидели, обсудили главные принципы, он придумал, на что будет тратить деньги (это была самая сложная часть), и создал категории. Теперь он, как и мы с женой, бюджетирует все свои деньги, думает о том, какие траты у него могут возникнуть в течение года, перекладывает деньги из категории в категорию если появляется что-то неожиданное, и тратит всё более «старые» деньги.
Как помочь ребенку накопить деньги: 7 простых способов
© Коллаж Chips Journal
Несколько отличных идей
Даже если у вашего ребенка уже куча игрушек и книг, ему наверняка периодически хочется заполучить побольше новых. И не по особым поводам, а лишь потому, что у кого-то из друзей появилась такая игрушка, или она просто показалась ему очень интересной, когда он случайно заметил ее в магазине.
Конечно, вы можете радовать ребенка и покупать ему новые вещицы просто так. Но регулярно скупать игрушки по первому требованию вредно. Не только для вашего кошелька и свободного места в доме. Это вредно и для самого ребенка, ведь воспитывает в нем неправильное отношение к деньгам.
Вместо того, чтобы сразу покупать игрушки, предложите ребенку откладывать на них деньги. Вот несколько способов, которые помогут накопить их.
Составьте список целей
Предложите ребенку составить список всех вещей, которые ему хотелось купить в последнее время. Наверняка он не вспомнит и половину игрушек! Рядом со всеми вещами, попавшими в список, напишите цены. С помощью разноцветных карандашей отметьте степень необходимости этих игрушек. Красным, например, обведите ту игрушку, о которой ребенок мечтает больше всего, зеленым — менее нужные игрушки и так далее. Так ребенок решит, на что он готов копить деньги.
Повесьте список на видном месте, чтобы ребенок мог периодически вычеркивать из него пункты или добавлять новые.
Заведите копилки для разных целей
Когда желаний у ребенка слишком много, и он не может определиться, какую игрушку хочет купить в первую очередь, не пытайтесь ориентироваться на список, а сразу заведите копилку. Лучше несколько.
Пускай в одну из банок ребенок откладывает часть карманных денег, которые готов тратить на ежедневные небольшие покупки. В другую банку деньги для более серьезных покупок (тех самых игрушек подороже). Очень важна третья банка: деньги для подарков семье и друзьям.
Если во второй банке не будет хватать денег для покупки новой машинки, придется или подождать еще, или добавить в нее деньги из остальных банок. Но тогда ребенок оставит без подарка бабушку или себя без нескольких бутылок газировки. Придется сделать серьезный выбор.
Заведите копилку для себя
Всегда важно показывать детям пример. Возможно, вы привыкли копить деньги на отдельном банковском счете, но, чтобы преподать ребенку урок, начните откладывать небольшие суммы наличными в собственную банку.
Так у ребенка появится мотивация копить и дальше: нужно собрать денег больше, чем родители! И вы всегда сможете незаметно добавить денег в банку ребенка, если решите ему помочь.
Сделайте трекер
Отслеживать успехи ребенку поможет трекер. Нарисуйте банку, дорогу или саму игрушку, на которую он копит, напишите сверху конечную сумму, отметьте промежуточные результаты (четверть суммы, треть, половина и так далее).
Закрашивайте рисунок по мере накопления денег. Так ребенку будет проще понять, сколько еще нужно копить.
Поощряйте ребенка
Если ребенок решил накопить очень большую сумму, а вы понимаете, что это ему вряд ли удастся, предложите такую сделку: пускай он накопит половину суммы, тогда вы ее удвоите.
Это хорошая мотивация, чтобы не сдаваться и не бросать дело на полпути.
Дайте ребенку «кредит»
Когда игрушка нужна ребенку «вот прям щас», вы можете купить ее сами. Но с одним условием: деньги за нее ему придется вам постепенно возвращать. Отказываясь от части карманных денег, например.
Возможно, так ребенок вообще передумает покупать игрушку. Ведь да, он получит ее сейчас. А с последствиями этого (меньше вредных вкусняшек после школы) столкнется позже.
Ведите журнал расходов
Ребенок наверняка сорвется раз-другой и не накопит всю сумму для покупки большого набора конструктора, потому что потратит часть денег на маленьких роботов. Расстраиваться не нужно, пускай просто продолжает копить дальше.
Но лучше вести учет расходов и записывать в тетрадку всех этих злосчастных роботов, мешающих купить конструктор. Через какое-то время ребенок просмотрит этот список и снова оценит свои покупки. Он поймет, что не стоило тратить деньги на ерунду, и в будущем такую ошибку не совершит.
Как накопить деньги школьнику (подростку) на современный компьютер, телефон или другую мечту
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Каждому, будь то взрослый человек или школьник-подросток, нужны деньги. Без них невозможно удовлетворить элементарные потребности или достичь поставленных целей. Зрелый человек, имеющий постоянную работу, быстрее соберет сумму на заветную покупку: он может взять подработку или сэкономить на повседневных тратах. Разобраться в том, как накопить деньги подростку, сложнее. В силу возраста ребенок не имеет постоянной работы. Но отчаиваться не стоит: есть свои хитрости для того, чтобы накопить деньги школьнику.
Можно ли накопить деньги подростку без работы в 12, 13 или 14 лет
Для того, чтобы скопить большую сумму, необходимо поставить цель. Откладывать деньги просто так, на всякий случай, не выйдет: заначка быстро разойдется на всякие пустяки, вроде сладостей или безделушек.
Разумно экономить, чтобы приобрести крупную вещь, которую отказываются покупать родители: айфон, игровую приставку, современный компьютер.
Совет! Возможно, родители будут сговорчивее, если им не придется полностью оплачивать дорогой велосипед или компьютер. Они согласятся взять на себя часть расходов, если подросток тоже поучаствует в покупке. Поэтому сумма, которую придется накопить ребенку, в итоге окажется не такой большой.
Вряд ли от несовершеннолетнего потребуют откладывать деньги на учебу или повседневные расходы. Но это не значит, что можно быстро растратить карманные деньги, которые, как правило, есть у подростка.
Правильнее с самого начала ответственно относиться к денежным средствам: это качество окажется полезным и во взрослой жизни.
Составляем первый финансовый план
Итак, цель поставлена. Пусть это будет современный телефон, может быть, даже iphone. Наверняка родители откажут в покупке: по их мнению, это слишком дорогая вещь, которая не нужна в 12-14 лет. Но при правильном подходе к делу вполне реально осуществить мечту и стать обладателем заветного смартфона.
Обязательно учитывайте следующие тонкости:
Определитесь с источниками денежных поступлений. Чаще всего это:
Как видите, даже в 13 лет есть денежные поступления, которыми можно распорядиться с умом. Чаще всего подросток находиться на обеспечении родителей, поэтому его собственные повседневные траты невелики.
Важно! Если поставлена цель— накопить на крупную вещь— разумнее отказаться от покупки всевозможных сухариков, чипсов и прочих вредностей. Не стоит идти в фастфуд за компанию и оставлять там свои деньги: они вам еще пригодятся на что-то более полезное.
Как сохранить деньги от себя самого
После того, как поставлена цель и определены источники накоплений, необходимо решить, как вы будете сохранять свой неприкосновенный запас. Оставить его в открытом доступе: носить сумму с собой, спрятать в ящик стола? Скажем прямо: так себе идея. Соблазн будет слишком велик и вряд ли вы сможете от него удержаться.
Лучше спрятать деньги в такое место, откуда их трудно достать. Классический вариант — копилка, которая надежно закрывается. Для этого может подойти шкатулка с замком или запечатанный конверт. Короче говоря, хорош любой способ хранения, если он затрудняет доступ к деньгам.
Совет! С помощью родителей можно открыть счет в банке. Это надежный вариант сохранить сумму и немного ее увеличить за счет процентов. Для этого понадобится не менее года.
Анализируем доходы и расходы
С этого нужно начать, чтобы понять, на что уходит больше всего денег. Мелкие расходы (до 100 рублей) обычно не воспринимаются серьезно. Но если суммировать все мелкие траты, то станет понятно, куда ушли крупные суммы.
Разумно планировать бюджет на месяц вперед. Для этого пригодятся ежедневные записи расходов, из которых становится ясно, от чего можно отказаться, а что необходимо приобрести в первую очередь.
Важно! Не стоит идти на неоправданные жертвы: экономить на школьных обедах или полностью игнорировать дружеские посиделки. Но разумная экономия не повредит.
Ищем дополнительный доход
Для того, чтобы быстрее собрать необходимую сумму, придется потрудиться. О постоянной работе речь не идет, легально трудоустроиться и получать ежемесячную зарплату в силу возраста пока еще невозможно.
Но существует масса подработок, которые идеально подходят школьнику. Их нельзя назвать работой в полном смысле этого слова. Как правило, они не требуют квалификации и скудно оплачиваются. Взрослый откажется от такого приработка, а вот школьнику он пригодится.
Топ-10 способов заработка для школьника
Совет! Если вам еще нет 14 лет, попросите родителей завести вам банковскую карту для получения денег после выполнения онлайн-заданий. Начиная с 14 лет карточку можно оформить на свое имя.
Важно! Ни в коем случае не соглашайтесь выполнять сомнительные поручения за большие деньги. В 100% случаев это криминал, который закончится серьезными проблемами. С осторожностью относитесь к предложениям поработать курьером 2-3 часа в день и получить за это несколько тысяч рублей.
Важно! Продавать вещи можно только с разрешения родителей. Скорее всего, они приобретали их на свои деньги и являются их фактическими хозяевами. Но препятствия с этой стороны возникают редко.
Важно! Большая статья расходов, в особенности для молодых девушек, — это наряды, модная одежда. Научись шить или вязать и траты уменьшатся. Кроме того, твой внешний вид будет неповторим и уникален.
Заключение
Как видите, начать зарабатывать вполне возможно в школьном возрасте. Разумеется, накопить на машину за короткий срок не получится, да это и не нужно. На первом месте в подростковом возрасте должны быть не случайные подработки с целью получить много денег быстро. Важнее учиться, приобретать знания и полезные навыки (профессиональные или коммуникативные). Это обязательно пригодится потом. Но и начать подрабатывать в школьном возрасте стоит: это поможет быстрее повзрослеть и стать самостоятельным.