на чьем памятнике можно найти первый спутник взлет ракеты и выход в космос
Монумент покорителям космоса
В центральной части основания металлическими буквами выложены строки советского писателя и государственного деятеля Николая Грибачёва и приведено посвящение:
«. И наши тем награждены усилья,
Что поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!»
Николай Грибачёв
«В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства сооружён этот монумент. 1964»
На боковых стенах основания, предваряя горельефы, размещены цитаты из новостных сообщений ТАСС, повествующие об основных космических достижениях Советского Союза к моменту установки памятника и чуть позже.
1957: «В результате большой напряжённой работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года в СССР произведён успешный запуск первого спутника».
Сообщение ТАСС 4 октября 1957 года
1961: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту».
Сообщение ТАСС 12 апреля 1961 года
1965: «. 18 марта 1965 года, в 11 часов по Московскому времени при полёте космического корабля «Восход 2″ впервые осуществлён выход человека из корабля в космическое пространство».
Сообщение ТАСС 18 марта 1965 года
1966: «3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут по Московскому времени автоматическая станция «Луна 9», запущенная 31 января, осуществила посадку на поверхности Луны в районе океана Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марии. 4 февраля в 4 часа 50 минут по Московскому времени станция «Луна 9″ начала обзор ландшафта и передачу его изображения на Землю».
Сообщение ТАСС 4 февраля 1966 года
1966: «3 апреля 1966 года в 21 час 44 минуты по Московскому времени автоматическая станция «Луна 10″ была выведена на селено-центрическую (окололунную) орбиту и стала первым в мире искусственным спутником Луны».
Сообщение ТАСС 5 апреля 1966 года
Авторы монумента: скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский, архитекторы Михаил Барщ и Александр Колчин, инженер Лев Щипакин.
История памятника
Идея увековечить космические достижения СССР в достойном их масштаба памятнике появилась после запуска первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» 4 октября 1957 года.
Открытие космической эры решили отметить открытием памятника-обелиска, который должен был располагаться на Воробьёвых горах. В марте 1958 был объявлен конкурс на лучший проект памятника, на который было подано более тысячи работ из 114 городов СССР и стран зарубежья; отсеяв откровенно неподходящие, комиссия выбрала 356 работ, которые были представлены публике на выставке в Манеже. На первое место вышел проект «Народ-созидатель» скульптора Файдыш-Крандиевского, архитекторов Барща и Колчина и инженера Щипакина, однако, проект слишком выбивался из ансамбля Воробьёвых гор, поэтому памятник решили возвести на пустыре у входа на ВДНХ.
По проекту высота памятника не превышала 50 метров, а шлейф ракеты предлагали облицевать дымчатым полупрозрачным стеклом с ночной подсветкой внутри. Однако, решение со стеклом было не самым практичным, и по предложению конструктора-ракетостроителя Сергея Королёва его решили отделать отполированными титановыми пластинами, поскольку титан не подвержен коррозии. Также в процессе переработки проекта высота памятника возросла до 107 метров. Сергей Королёв сыграл большую роль в строительстве памятника: он не только добился поставок дефицитного титана для его строительства, но даже переехал в Останкинский район, чтобы лично следить за ходом строительства. По его же инициативе в проект памятника включили Мемориальный музей космонавтики, который должен был разместиться в его стилобате. Как позже отметила супруга конструктора, посещение строительной площадки стало регулярной составляющей их повседневных прогулок. С Сергеем Королёвым связан и другой интересный факт из истории памятника: изначально среди людей на горельефах в основании скульптор Файдыш-Крандиевский хотел изобразить и самого конструктора, но Королёв отверг эту идею, посчитав, что есть и более достойные такой чести люди.
Любопытно, что 250-тонная стальная конструкция монумента была вручную собрана и облицована на земле, а затем поднята с помощью специальных кранов.
В настоящее время Монумент покорителям космоса является одной из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, и наряду с расположенной неподалёку ВДНХ стал обязательной к посещению точкой в маршрутах туристов. Не меньшей славы заслужил и расположенный под ним Музей космонавтики, который считают одним из интереснейших и наиболее продвинутых музеев столицы.
Монумент покорителям космоса находится по адресу проспект Мира, 111 (неподалёку от центрального входа на ВДНХ). Добраться до него можно пешком от станции метро «ВДНХ» Калужско-Рижской линии.
Ракета со шлейфом. Рассказываем о секретах монумента «Покорителям космоса»
110-метровый титановый монумент «Покорителям космоса», посвященный запуску первого в мире советского искусственного спутника Земли, входит в число самых известных и высоких памятников в России. О том, как он был построен и как в его стилобате открылся Музей космонавтики, — в материале mos.ru.
«Народ — созидатель»
4 октября 1957 года. Первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» успешно вышел на орбиту, положив начало космической эры человечества. Сенсационную новость обсуждали во всем мире, сигнал спутника ловили радиолюбители в разных странах.
За 92 дня своего пребывания на орбите спутник совершил 1440 оборотов вокруг Земли, пройдя примерно 60 миллионов километров. Постепенно он начал терять скорость, а когда вошел в плотные слои атмосферы — сгорел из-за трения о воздух. Это произошло в январе 1958-го.
Уже в марте был объявлен всесоюзный открытый конкурс на лучший проект обелиска, посвященного запуску спутника. К лету участники прислали около тысячи схем, чертежей и макетов. Работы на конкурс приходили не только из разных городов СССР, но и из других стран. 365 лучших показали в Центральном выставочном зале «Манеж».
Проект-победитель «Народ — созидатель» — взмывающую ввысь ракету с дымовым шлейфом — утвердили в октябре того же года. Его на конкурс представили архитекторы Александр Колчин, Михаил Барщ и скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский. Двое последних уже были очень известны: Барщ спроектировал здание Московского планетария, а скульптурные барельефы Файдыша-Крандиевского несколькими годами ранее получили Сталинскую премию I степени.
Обновить проект
Пока архитекторы и скульптор работали над проектом будущего обелиска, в космической отрасли случилось еще одно событие мирового значения: 12 апреля 1961 года на пилотируемом космическом корабле на орбиту отправился Юрий Гагарин. В связи с этим название монумента было решено изменить на более конкретное — «Покорителям космоса».
Пришлось поменять и местоположение будущего памятника. Изначально его хотели возвести на смотровой площадке Воробьевых (тогда — Ленинских) гор, рядом с Московским государственным университетом. Но от этой идеи быстро отказались — огромный памятник потерялся бы в этом пространстве, уже насыщенном архитектурными доминантами. В итоге выбор пал на пустырь недалеко от главного входа ВДНХ.
110-метровый обелиск было решено установить на стилобате (постаменте), облицованном гранитом. На фасаде стилобата — увековечить поэтические строки Николая Грибачева:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
На его боковых стенах — бронзовые горельефы (разновидность рельефа). На них изображены все, кто прокладывал дорогу в космос, кроме… Сергея Королева. Его участие в запуске спутника в то время было засекречено. Памятник Королеву все-таки появился неподалеку — на аллее Героев Космоса. Это случилось уже после смерти ученого.
Монумент стал одним из первых памятников советского модернизма (этот термин появился позже, уже в наше время). Отличительными особенностями стиля, господствовавшего в советской архитектуре с 1955 по 1991 год, являются использование облицовочных материалов вроде гранита, мрамора или ракушечника, массовое остекление поверхности, а также декоративность — наличие монументальных мозаичных панно, барельефов, горельефов.
Титановый исполин
Изменения внесли и во внешний облик монумента. Матовое стекло, из которого сначала хотели сделать шлейф ракеты, заменили на отполированные титановые пластины. Эту идею, кстати, подал сам Королев: такие пластины, говорил он, будут красиво отражать небо, к тому же они более практичны. Достать этот материал в нужном количестве было достаточно сложно, но Сергей Павлович смог добиться поставки. Процесс установки памятника проходил на его глазах, стройплощадку он посещал почти каждый день. Кроме того, она была видна и из его окна — Королев жил на 1-й Останкинской улице.
Самым сложным этапом работы стал монтаж — громадный стальной памятник весом 250 тонн собрали вручную, а потом подняли его с помощью специальных кранов. Уходящая вверх 110-метровая конструкция предстала во всем своем величии 4 октября 1964 года, через семь лет после запуска первого искусственного спутника Земли. Исполинский памятник — второй по высоте в России. Сейчас он уступает лишь монументу Победы на Поклонной горе, построенному в 1994–1995 годах.
«. Мы осмотрели монумент со всех сторон — он прост, величествен и красив», — написал в день открытия в дневнике Николай Каманин, генерал-полковник ВВС, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу.
Мемориальная аллея Героев Космоса, где впоследствии установили памятник Королеву, открылась перед монументом в 1967-м. Здесь можно увидеть также памятник Константину Циолковскому (был установлен в 1964-м), который разработал идею искусственного спутника Земли и был основоположником теоретической космонавтики, бюсты Юрия Гагарина, Валентины Терешковой и многих других известных космонавтов. Новые памятники появляются и в наши дни. Например, в 2016 году были открыты четыре — Александру Александрову, Валентину Лебедеву, Светлане Савицкой и Владимиру Соловьеву.
Монумент становится музеем
Разместить в стилобате монумента Мемориальный музей космонавтики (сейчас — Музей космонавтики) Сергей Королев предложил еще на этапе работы над архитектурным проектом. Он настаивал на том, что космонавтику необходимо популяризировать. Но музей появился только в апреле 1981-го — его открытие приурочили к 20-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. Интерьеры музея оформил художник Олег Ломако, создавший внутри иллюзию присутствия в открытом космосе. При отделке помещений использовали самые современные на тот момент материалы, в главном зале установили скульптуру космонавта на фоне яркого витражного панно.
Коллекцию музея начали формировать еще в 1969 году. Сегодня в ней насчитывается более 100 тысяч предметов, поделенных на 12 тематических фондов. Это документы, фотографии, техника, макеты, архивная периодика, аудио- и видеозаписи, произведения искусства. Среди последних важное место занимают работы легендарного космонавта и художника Алексея Леонова.
Памятник покорителям космоса
Монумент космонавтам-смертникам
Этот памятник шаг за шагом рассказывает историю космонавтики. Пешеходная Аллея Космонавтов начинается от проспекта Мира. Там находится Глобус Земли с цитатами К.Э. Циолковского и Глобус Вселенной с созвездиями. Вдоль аллеи установлены бюсты космонавтов и основоположников советского ракетостроения: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Павла Беляева, Алексея Леонова, Владимира Комарова и Сергея Королева. В конце аллеи стоит памятник Циолковскому, а за ним — огромный монумент «Покорителям космоса».
Памятник по проекту скульптора А.П. Файдыш-Крандиевского и архитекторов М.О. Барща и А.Н. Колчина установили в 1964 году. Проект выбрали из 350 вариантов.
Этот облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м изображает шлейф ракеты. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены строки:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
Высотная часть монумента — уникальная конструкция. При весе в 250 тонн и высоте 100 метров, она наклонена на 77 градусов.
Стилобат окружен горельефами советских ученых, инженеров и рабочих, которые участвовали в истории покорения космоса. Здесь также воспроизведены тексты сообщений ТАСС о важнейших этапах освоения Вселенной. А внутри постамента-стилобата размещается Мемориальный музей космонавтики.
В 1967 году появилась мемориальная Аллея Космонавтов.
В 2008 памятник Покорителям космоса окружила площадь с планетами солнечной системы. Авторы изобразили там и Плутон, хотя еще 24 августа 2006 года Международный астрономический союз переквалифицировал его в карликовую планету пояса Койпера. Возможно, авторы изобразили солнечную систему на площади так, как она «выглядела» во время полета Юрия Гагарина.
За последние несколько лет мемориальная Аллея пополнилась памятниками академику Келдышу, создателю ракетных двигателей Глушко, конструктору Челомею. А в 2016 году в День Космонавтики тут открыли бюсты летчиков-космонавтов Александра Александрова, Валентина Лебедева, Светланы Савицкой и Владимира Соловьева. Над проектом работали 2 архитектора — В.В. Перфильев и А.К. Тихонов — и 4 скульптора — А.В. Балашов, А.С. Забалуев, Е.И. Казанская и И.Н. Новиков.
Титановый обелиск Покорителям космоса
Homo Soveticus. Титановый обелиск «Покорителям космоса» | 55 лет самому высокому монументу СССР
4 ноября 2019 г. исполняется 55 лет с момента открытия самого высокого монумента СССР, монумента, символизирующего мощь и величие Советского Союза, монумента человеку новой эры, новой формации, человеку качественно иных возможностей и устремлений.
Да, ровно 55 лет назад в Москве появился один из главных символов столицы. Он стал такой же визитной карточкой города, как Кремль и Останкинская башня. Взлетающая с космодрома ракета – символ первой космической страны мира – Советского Союза.
В этом необычном памятнике, сделанном как обелиск и не имеющем аналогов в мире, увековечен покоритель космоса как высший идеал образа нового человека (позднее получившего название Homo Soveticus). Человека иной закалки, иных идеалов, иных устремлений…
История памятника весьма интересна. Ежегодно 4 октября отмечается День начала космической эры человечества, провозглашённый Международной федерацией астронавтики в сентябре 1967 г. В этот день, 4 октября 1957 г. в СССР был произведён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Этот факт хорошо известен, хотя отмечается весьма скромно – и в мире (по понятным причинам), и у нас. В декабре 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила в качестве ежегодного праздника Всемирную неделю космоса (World Space Week, 4-10 октября), которая основана на двух важных датах в истории космонавтики: запуск первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и подписание Советским Союзом, США и Великобританией Договора по космосу (10 октября 1967 г.).
Мы нередко проходим мимо важнейших вещей и событий, ибо для осознания сути требуются внешние усилия и факторы – закадровые аплодисменты, обстановка ажиотажа, хайп… Сколько лет стоял в забвении и запущении великолепный памятник, облицованный титаном, по сути – золотом. Но титан для нас – не золото (особенно теперь), как и свершения былого – едва ли не пыль минувших столетий.
Нередко можно прочитать, что монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в честь 7-й годовщины полета первого искусственного спутника Земли. И что открыт день в день: 4 октября. Странно, что многие это воспринимают как истину, даже не задумываясь, а почему вдруг именно к 7-й годовщине, не к 5-й, не к 10-й? Это не совсем так. Точнее, совсем не так. А почему – рассказ ниже…
Составить его и реконструировать события помогли воспоминания выдающихся организаторов и инженеров космической отрасли, Героев Советского Союза Н.П.Каманина и К.П.Феоктистова, публикации тех лет, другие архивные материалы.
Николай Петрович Каманин (1908-1982) – прославленный советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934). Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1960-1971). С января 1961 г. осуществлял эту работу официально, находясь в должности начальника отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС. В 1966-1971 гг. занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу.
Из книги Н.П.Каманина «Лётчики и космонавты» (М. Политиздат, 1971):
Октябрь 1967 года выдался на редкость тёплым, ласковым, золотисто-медовым. Словно сама природа сговорилась с человеком щедро отметить 50-летие новой эпохи в истории человечества, эпохи социализма и эпохи космоса.
Машины стремительно бежали по улицам и площадям столицы. Мелькали кварталы новых многоэтажных зданий из бетона и стекла. Рядом с ними бывшие дворянские и купеческие особняки старой Москвы казались совсем игрушечными, случайно оставшимися в пейзаже столицы как музейные экспонаты. По проспекту Мира мы попали на подступы к замечательному району столицы — Выставки достижений народного хозяйства. Мы приехали сюда, чтобы принять участие в церемонии открытия Аллеи космонавтов.
В голубизну московского неба взмыл шпиль Останкинской телебашни. Возле Аллеи героев космоса блестел в лучах золотого осеннего солнца титановый обелиск, увенчанный серебристой ракетой. У подножия гигантского стометрового обелиска — фигура основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Люди ежедневно останавливаются у этого обелиска, размышляя о свершённом, вглядываясь в завтрашний день человечества.
В этот октябрьский день здесь было особенно многолюдно. Бурлила площадь. Особенно много народу было в аллее, посвящённой первопроходцам Вселенной.
Прозвучал Гимн Советского Союза. Замерла, притихла площадь. Медленно опустилось белое полотнище на землю, и взору представились образы тех, кто навечно встал в этой символической и вместе с тем вполне земной аллее. Я стоял среди лётчиков-космонавтов, конструкторов авиационной и ракетно-космической техники, инженеров, техников, рабочих. Здесь был и правофланговый авиационных конструкторов — Андрей Николаевич Туполев, отец замечательного семейства АНТов и ТУ, живая история и слава нашего советского Воздушного флота. В эти минуты каждый ушёл в себя, в свои думы, воспоминания.
Потом мы прошли сначала к скульптурному портрету академика Сергея Павловича Королёва. Постояли в глубоком раздумье у бронзовых бюстов Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой, П. И. Беляева, А. А. Леонова, В. М. Комарова. Вспомнили в эти минуты многое, очень многое.
А вечером, когда небо над Москвой засеребрилось мириадами звёзд, в Кремлёвском Дворце съездов состоялось торжественное собрание, посвящённое первому 10-летию космической эры. Президент Академии наук СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш сделал доклад «Десять лет космической эры».
Десять лет! В тот день, на старте космической эры, когда из космоса со всем человечеством планеты заговорил на русском языке первый советский искусственный спутник, мир изумился величайшему свершению. Советские люди и их друзья на всех континентах горячо аплодировали изумительной победе человеческого разума, достижениям социалистической экономики и науки. И только враги помрачнели, а заокеанские проповедники «холодной войны» впали в уныние. >>
Пешеходная Аллея героев космоса начинается от проспекта Мира. Там находится Глобус Земли с цитатами К.Э. Циолковского и Глобус Вселенной с созвездиями. Вдоль аллеи установлены бюсты космонавтов и основоположников советской космонавтики: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Павла Беляева, Алексея Леонова, Владимира Комарова и Сергея Королёва. В конце аллеи стоит памятник Циолковскому, за ним — титановый обелиск «Покорителям космоса».
Да, открытие действительно произошло в октябре. Но не 1964, а 1967 года. И не монумента, а Аллеи героев космоса, созданной у его подножия. 10 апреля 1981 г. к 20-летию полёта Юрия Гагарина, в основании-стилобате монумента был открыт Мемориальный Музей космонавтики. Здесь были представлены свидетельства первых успехов и достижений отечественной космонавтики: первые скафандры, первые искусственные спутники Земли, космические аппараты по изучению Луны и планет Солнечной системы.
Таким был путь от титанового обелиска к Мемориалу героев космоса: монумент, аллея, музей. В 2008 г. вновь открыли Аллею героев космоса, которая является частью Мемориального музея космонавтики. В 2009 г. после реконструкции возобновил работу и сам музей.
Идея увековечить достижения Советского Союза в памятнике появилась сразу после запуска первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» 4 октября 1957 г.
9 марта 1958 г. газета «Известия» объявила о Всесоюзном открытом конкурсе на лучший проект памятного обелиска. К августу 1958 г. поступило свыше тысячи различных проектов, схем, чертежей и макетов из 114 городов Советского Союза и других стран. Из них отобрали 365 лучших. Их показ прошёл в Центральном выставочном зале «Манеж».
Первую премию жюри в итоге присудило проекту «Народ-созидатель». Его авторами стали архитекторы Михаил Осипович Барщ (один из авторов проекта Московского планетария) и Александр Николаевич Колчин. Совместно с ними трудились инженер Лев Николаевич Щипакин и скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский. Первые три проекта-победителя обыгрывали тематику старта ракеты.
Скульптор-монументалист А.П.Файдыш окончил МГАХИ имени В.И.Сурикова. Работал в бригаде скульпторов под руководством Н.В.Томского, создававших фигуры для московских высоток и на станциях московского метро. Из воспоминаний дочери скульптора Татьяны Файдыш: «Отец лепил космонавтов, у нас бывали Гагарин, Комаров, Беляев, Леонов… Когда начались полёты в космос, понадобился официальный художник, который бы всё это прославлял. Отец был уже известен. Для памятника покорителям космоса решили сделать стелу из титана, который тогда был чуть ли не дороже золота, но Хрущёв лично подмахнул «добро». Хрущёва сняли за месяц до открытия памятника, в 1964-м году. А отец умер очень рано, от инфаркта, в 47 лет».
Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (Воробьёвы горы) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Шлейф взлетающей ракеты предполагалось сделать из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м.
В октябре 1958 г., после внесения ряда изменений, проект окончательно утвердили для технического проектирования и строительства, а в марте 1960 г. было утверждено проектное задание монумента, получившего название «Покорителям космоса».
Особенностью проекта была взлетающая с космодрома ракета — уникальная инженерная конструкция с углом наклона 77 градусов. По предложению председателя Совета главных конструкторов СССР Сергея Павловича Королёва её облицевали полированными листами титана толщиной полтора миллиметра. Монумент опирается на покрытый гранитом стилобат. Высота монумента — 107 метров, общий вес — 250 тонн. В целях усиления прочности отказались от дымчатого стекла и заменили его нержавеющей сталью. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь неподалёку от Главного входа ВДНХ.
Так родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. В отличие от знаменитой падающей колокольной башни Пизанского собора (Torre pendente di Pisa), которую возводили 200 лет, здесь такой наклон был заложен в проект изначально. Необычная конструкция и оригинальное решение облика памятника покорителям космоса потребовали дополнительных инженерных расчётов и внесения уточнений в инженерную часть проекта. С этой задачей успешно справились в НИИ строительных металлоконструкций имени Н.П.Мельникова. Работой руководил Владимир Николаевич Лаптев.
Сергей Павлович Королёв считал, что его ОКБ-1 также должно принять участие в этом конкурсе. Виктор Петрович Дюмин, художник ОКБ-1, создал конкурсный проект под девизом «Гранит науки». Первоначально установка монумента задумывалась рядом с высоткой МГУ и памятником Ленину, поэтому обелиск не должен был быть выше. Проектная высота устремляющейся в небо ракеты была 110 метров. Возможно, это стало одной из причин переноса строительства к главному входу ВДНХ. Не исключено, что в выборе новой площадки ключевую сыграл роль С.П.Королёв.
В первоначальный проект было внесено несколько изменений. Спутник у подножия монумента был заменен на памятник К.Э.Циолковскому. На монументе выгравированы строки поэта-фронтовика Николая Грибачёва.
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
своей стране и веку своему!
Они были изменены по сравнению с исходными и согласованы С.П. Королёвым с автором.
По заданию С.П.Королёва специалисты ОКБ-1 провели исследования скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», сделанной из нержавеющий стали, и обнаружили следы коррозии. Поэтому облицовку нового монумента было решено делать из полированного титанового сплава. Заказ по изготовлению титанового покрытия удалось разместить на одном из оборонных предприятий Свердловской области (ВСМОЗ им. В.И. Ленина в Верхней Салде). И вновь только благодаря личному участию Сергея Павловича. Титановый сплав был предложен ВИАМом (Всесоюзный институт авиационных материалов). Сначала изготовили специальные образцы, которые испытывали на атмосферное воздействие. Для приёмки первой партии титановых листов на предприятие прибыл архитектор А.Н.Колчин. Всего было прокатано и установлено на монумент 600 панелей зеркального титана общим весом 45 тонн. В те годы титан был на вес золота.
Монтаж монумента «Покорителям космоса» был поручен 21 монтажному управлению треста «Спецстальконструкции». Этот трест был знаком Королёву, так он занимался монтажом конструкций на космодромах Байконур, Капустин Яр, строил телебашни в Москве, Ташкенте, Вильнюсе.
С.П.Королёв считал этот обелиск очень важным для страны и постоянно помогал в его возведении: он не только добился поставок дефицитного титана для его строительства, но и переехал в Останкинский район, чтобы лично следить за ходом строительства. По его инициативе в проект памятника включили Мемориальный музей космонавтики, который должен был разместиться в стилобате монумента. Как позже отмечала жена генерального конструктора Нина Ивановна Королёва, посещение стройплощадки стало для него ежедневным.
Сборку конструкции начали в 1964 г. Работали две бригады, которыми руководили Михаил Дмитриевич Денисов (лучший такелажник в стране, будущий Герой Социалистического Труда и Всеволод Васильевич Энгельгардт, руководивший укрупнительной сборкой.
250-тонная стальная конструкция монумента была вручную собрана и облицована на земле, а 18 августа 1964 г. монумент был поднят в вертикальное положение. Подъём начался ровно в 5 часов утра при помощи пяти лебёдок. За 2 часа высотная часть конструкции приняла проектное положение и стала видна издалека. Затем началась отделка, установка горельефов.
Стилобат монумента окружён горельефами советских ученых, инженеров и рабочих, которые участвовали в истории покорения космоса. Здесь также воспроизведены тексты сообщений ТАСС о важнейших этапах освоения Вселенной.
Вот как поднятие монумента в заметке «Утро московского космодрома» августовский номер журнала «Огонёк» (№35, 23 августа 1964 г.).
Первоначально монумент посвящался конструкторам и инженерам, создавшим и запустившим первый искусственный спутник Земли. Но пока обсуждался и прорабатывался проект, Советский Союз взял новую высоту – 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком планеты Земля, который побывал в космическом пространстве.
Кто они, покорители космоса: инженеры или космонавты? Те, кто создавал космические аппараты, или те, кто на них героически летал и рисковал своей жизнью? Обелиск уже переименовали в монумент «Покорителям космоса», причём роль космонавтов к тому времени в общественном сознании подавалась как решающая.
И вот тут, когда монумент установили и оставалось совсем ничего до официального открытия, случилось ещё одно важное событие: 12-13 октября 1964 г. (за три недели до открытия титанового монумента) Советский Союз сумел вновь опередить американцев и первым в истории освоения космоса успешно запустил на околоземную орбиту экипаж из трёх человек (Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров). Посвящение монумента стало носить совсем иной характер, нежели это виделось в самом начале проекта.
История «импровизационного» полёта первого экипажа (и профессиональной ревности инженеров и космонавтов) весьма интересна. Передаю слово непосредственному участнику и виновнику события – К.П.Феоктистову.
Константин Петрович Феоктистов (1926-2009) — инженер-разработчик большого числа космических кораблей и орбитальных станций, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор.
Фрагменты из его книги «Зато мы делали ракеты. Воспоминания и размышления космонавта-исследователя» (2005):
Дело сделано. День 12 апреля стал праздничным. И мы гордились не только тем, что создали первый космический корабль, но и тем, что стали родоначальниками нового, чистого праздника. Надеюсь, он всё же уцелеет в наше бурное время, поскольку не замаран преступлениями и является символом возможностей человека.
Почему нам это удалось? Может, просто время пришло, и мы оказались в нужное время в нужном месте? Думаю, это не так. Каждый из нас к этой работе упорно пробивался, а время — время мы сами сделали. Но если посмотреть со стороны, может быть, и покажется, что всё решил случай, стечение обстоятельств. Особенно, если видеть только общий беспорядок и явную неподготовленность. Как-то Тихонравов размышлял: «Как муравьи тащат спичку? Их много, каждый тянет в свою сторону, но полной симметрии нет, появляется равнодействующая сила, и… спичка движется в случайном направлении. Так и создаются машины — каждый суетится, что-то делает, вроде бы полный беспорядок — но дело двигается, и машина постепенно появляется на свет, хотя, как правило, не та, которая замышлялась». Было очень обидно слышать этакую «броуновскую» теорию процесса создания машины: ведь спичка-то движется не куда-нибудь, а к муравейнику. Значит, есть муравьи, которые знают, куда её тянуть! И именно они определяют движение.
В КБ эту идею предложил Королёв. Однажды в разговоре он спросил: «Нельзя ли в спускаемый аппарат «Востока» поместить двух или даже трёх космонавтов?» Я ответил, что невозможно. Прежде всего, потому, что схему посадки с катапультированием космонавтов и приземлением экипажа на своих парашютах применить было нельзя — габариты не позволяли поместить в спускаемый аппарат более одного катапультируемого кресла. Но посадка — не главная проблема… Невозможно обеспечить спасение экипажа в случае аварии ракеты на старте или в начальной фазе полета. Ведь нужны ещё два отстреливаемых люка для основной и запасной парашютных систем.
Тогда Королёв отступился. Потом он ещё два-три раза возвращался к этому вопросу, и снова приходилось его убеждать, что ничего хорошего из этого не получится. Да и зачем? Мы уже вели разработку нового корабля «Союз», который мог обеспечить полёт на орбиту экипажа до трёх человек и при этом должен был обладать вполне приличной системой спасения экипажа в случае аварии ракеты на любом участке полёта. Что ему не давало покоя? Может быть, то, что американцы в это время работали над двухместным «Джемини»? А может быть, он не верил, что мы сможем сделать корабль «Союз»? Или к нему сверху (Хрущев?) приставали? Ходили такие разговоры. Или ему хотелось внести собственный вклад? Но Королёв не был бы самим собою, если бы отступился от идеи.
В феврале 1964 года он опять задал тот же вопрос. Однако теперь на крючок насадил жирного червяка. Как бы между прочим сказал, что если найдём способ посадить в востокоподобный корабль двух-трёх человек, то одним из них может быть инженер. Я воспринял это как предложение о джентльменском соглашении. Вернувшись в отдел, заново перебрал возможные варианты. Вроде бы, если пойти на увеличение риска на старте, можно осуществить мягкую посадку корабля с тремя космонавтами, используя различные схемы аварийного спасения на разных участках полёта, кроме, разумеется, начального. Появилась какая-то надежда на осуществление моей детской мечты самому отправиться в заманчивое и необыкновенное космическое путешествие.
Вечером 9 июня 1964 г. в кабинете Крюкова (тогда заместителя главного конструктора по проектированию ракет) собрались Королёв, Бушуев и я, чтобы ещё раз поговорить об этом варианте проекта. Я, как и раньше, предлагал трехпусковую схему со сборкой на орбите спутника Земли ракетного комплекса, стартующего с этой орбиты к Луне. Общее мнение явно не складывалось, и, как обычно в таких случаях, я остался в одиночестве. Тогда Королёв решил зайти с тыла. «Если возьмётесь за проект, отпущу на подготовку к полёту на «Восходе». Нечестный прием! И дурацкий к тому же! Если я пойду на обман и сделаю вид, что берусь за проект, то разве от этого существо дела изменится? Он, что, всерьёз думает, что я могу творить чудеса? «Нет, не возьмусь, проекта не получится». Разошлись, ни о чём не договорившись. Расстроенный, всё-таки фраза об отпуске на подготовку к полёту прозвучала серьезно, я уехал домой. «Всё! Не полететь мне!» А на следующее утро, когда я пришёл на работу, С.П. вызвал меня к себе и сказал, что отпускает на подготовку к полёту. В то же утро я передал все текущие дела своим товарищам и немедленно (пока С.П. не передумал!) исчез из Подлипок, уехав на электричке в Центр подготовки космонавтов. Вскоре, когда заехал как-то в КБ, узнал, что, как только я исчез, Королёв вызвал моих товарищей и поручил им работу над кораблями лунного проекта. Им, конечно, с Главным спорить было трудно. Они и не спорили. А я потом их и не спрашивал, как дела. Вопрос прозвучал бы как упрёк. А может быть, они надеялись на какое-то чудесное, ещё не придуманное решение (ну, например, лететь к Луне только одному космонавту). Да и сам факт работы непосредственно с С.П. не мог их не прельщать. Так или иначе, работа в КБ над лунным проектом по однопусковой схеме началась.
Так что с тех пор у меня остались сомнения в том, чем же была предоставленная мне возможность подготовки к полёту — премией за работу над «Востоком» или способом устранения строптивого проектанта от работы над однопусковой схемой экспедиции на Луну. Версия с премией выглядела, естественно, более привлекательной, но от этого не становилась убедительнее.
Подготовка наша началась с 10 июня, за четыре месяца до старта. Экипаж формировался не сразу. Готовились поначалу два временных экипажа. В моем экипаже, вернее группе, было первоначально четыре человека: Владимир Комаров, командир; Василий Лазарев (лётчик, имевший ещё одно образование — врача), Сорокин (врач из ЦПК) и я. Другой экипаж состоял из командира Бориса Волынова, врача Бориса Егорова и инженера Георгия Катыса (кажется, из Института автоматики и телемеханики Академии наук). Со временем обнаружилось стремление ВВС не допускать к полету ни меня, ни Катыса.
Почему Каманин и ВВС воевали против Катыса и Феоктистова? В лоб этот вопрос не ставился, но сомнений у меня на этот счёт не было, они пытались сохранить монополию на космические полёты за представителями ВВС. Кроме нас с Катысом, остальные пятеро из группы подготовки были военные, офицеры ВВС. Даже Егоров был военным врачом, ещё недавно работавшим в военном авиационном медицинском институте.
Долгое время на основной и дублирующий экипажи нас не разделяли. Мы готовились на равных. Однако чувствовалось, что ВВС хотели бы поддержать экипаж в составе Волынова, Катыса и Егорова. Поэтому уверенности в том, что полечу на «Восходе» и в твердости позиции С.П. не было. Выполнит ли он джентльменское соглашение? Уж очень на джентльмена не похож. Но С.П. уже завелся. Наверное, ему доложили, что Катыса каким-то образом не пропустят. И для него стала очевидной игра ВВС: они явно не хотели появления в экипаже корабля гражданского человека. И по-видимому Королёв задал им хорошую трёпку. А он это умел. Причем трёпку дал не Каманину (для С.П. он — не фигура!), а его начальникам: Главкому ВВС и его заместителю. И это подействовало: примерно за месяц до назначенной даты старта обе наши группы вызвали к начальнику ЦПК Кузнецову. У него находился и генерал Каманин. Нам объявили: «Формируем первый экипаж в составе Комарова, Феоктистова, Егорова». Только тут мы почувствовали, что полетим, хотя ещё много времени оставалось для всякого рода происков.
С Комаровым я познакомился задолго до начала нашей совместной подготовки, после полётов Гагарина и Титова. Однажды оказался с ним рядом на одном из рутинных совещаний. Понравилась его сдержанность. Импонировало, что он был не просто летчиком, а получил и инженерное образование, в то время как другие космонавты ещё только вели разговоры о продолжении образования. Что греха таить, мы относились к молодым лётчикам, пришедшим из авиационных частей, с недоверием: поймут ли, что к чему, не напортачат ли? Может быть, это от досады, что они оказались на нашем месте.
Накануне полёта спал хорошо, правда, ворочался много. Утром в голове свежо, всё пронизано светом и предвкушением необычных и счастливых ощущений полёта. Поднялись на верхнюю площадку башни обслуживания. На стартовой площадке обстановка рабочая. Вокруг очень красиво, внизу деловито двигаются маленькие фигурки людей. Невдалеке, метрах в двухстах, за оградой, с верхней площадки башни обслуживания хорошо просматривается склад обломков упавших неподалёку от старта ракет. Этакое ракетное кладбище. Но настроение от этой картины не портится. Влезли в корабль. Тесновато. Плотно уселись в наши ложементы, вышли на связь с пунктом управления и стали ждать. Снова тихонечко подползли опасения: не за корабль, нет, а за ракету — ей нас выводить на орбиту. Вдруг что-нибудь откажет в схеме запуска, она не захочет лететь, придётся вылезать и ждать.
Когда включились двигатели и ракета пошла вверх, вот тут только наконец возникло ощущение неотвратимости факта. Свершилось! Остановить, вернуть меня назад уже невозможно! Всплеск радостных эмоций. Хотя, конечно, всё ещё могло быть: первая ступень должна была отработать, потом вторая, потом — вовремя включиться третья и тоже отработать как надо. Шум, вибрации, мощные перегрузки, ощущения человека, оседлавшего зверя чудовищной мощности. Общая мощность ракетных двигателей первой ступени ракеты-носителя типа Р7 около десяти миллионов лошадиных сил! Это одно из самых ярких, эмоциональных и радостных воспоминаний.
Смотреть на проплывающую цветную картину Земли, похожую на физическую карту мира — похожую, но «живую» — можно было до бесконечности. Всё так легко узнаваемо: вот Америка, вот Африка, вот Мадагаскар, Персидский залив, Гималаи, Байкал, Камчатка. Горы, разноцветные озёра (приятно было сообразить — разный планктон!), изменения цвета морей у берегов, около устьев рек и вдалеке от них.
Когда трасса полёта, пролегая над поверхностью Земли с востока на запад, начала проходить над нашими наземными пунктами связи, я вызвал на связь С.П. и попытался его убедить продлить ещё на сутки полёт (программой предусматривался полёт только на одни сутки, а запасы пищи, воды и кислорода — на трое): всё-таки увеличились бы шансы увидеть, обнаружить что-либо новое, интересное. Бесполезное дело, он, конечно, отказал.
Видели над тёмной стороной Земли перистые облака в виде светлого слоя над горизонтом на высоте около 80–100 километров. А может быть, это были слои аэрозоля, подсвеченные Луной. И эти наблюдения тоже были новостью.
Когда корабль проходил над ночной стороной Земли в самых южных широтах полёта, мне повезло — удалось наблюдать полярные сияния. Максимальная широта, до которой корабль может подниматься в полете, равна наклонению плоскости орбиты к плоскости экватора. Полёты «Восходов» и «Востоков» проводились по орбитам с наклонением их плоскости орбиты к экватору равным 65 градусам, а не 51 градусу, как это стало обычным для «Союзов» и орбитальных станций, и поэтому вероятность увидеть полярные сияния у нас была больше.
Это была уникальная картина! Почти всё поле зрения в иллюминаторе (примерно 30 градусов) занимали вертикальные столбы жёлтого цвета, поднимавшиеся на высоту нескольких сотен километров и шириной порядка 20–30 километров. Они начинались от белёсой полосы, следовавшей над горизонтом на высоте около 100 километров. При приближении корабля из тени к подсвеченной солнцем атмосфере сияние над терминатором начинало бледнеть и постепенно исчезало. Такая картина наблюдалась на нескольких витках. До своего полета ни от кого не слышал о наблюдениях полярных сияний с орбиты.
На следующий день ожидали вылета в Москву, но нам сказали, что нужно хоть день отдохнуть. Ну отдохнуть, так отдохнуть. Прошёл день, другой.
— Вам нужно ещё отдохнуть, да и кое-какие анализы необходимы.
— В чём дело?
— Да не знаем, кажется, уточняется адрес обращения.
— Какой адрес?
Оказывается, речь шла о том, к кому должен обращаться Володя с докладом об очередном «достижении советской науки». Прошёл Пленум ЦК, оформивший результаты переворота — замену Хрущёва на Брежнева. И Володе пришлось докладывать новому Первому секретарю, дорогому товарищу Брежневу. Хрущёв забыл, что диктатор не должен ни на минуту оставлять без внимания полицию, армию и своих помощников. >>
И в завершение этой «детективной» истории последний штрих. Как происходило официальное открытие монумента.
Из воспоминаний Николая Петровича Каманина «Скрытый космос» (1995):
3 ноября. Вчера неожиданно позвонил из ЦК Сербин и сообщил, что 4 ноября на открытии обелиска должны присутствовать все космонавты, кроме того, им обязательно нужно быть 7 ноября на параде на Красной площади, а вечером — на правительственном приёме. Звонил в Сочи, говорил с Н.Ф.Кузнецовым и Гагариным и приказал: 3 ноября, к исходу дня, Гагарину, Николаеву, Поповичу и Терешковой быть в Москве. Титова и Быковского я разыскал в Одессе (они там, под Одессой, три дня охотились) и приказал им возвращаться в Москву. Выступление Гагарина подготовлено и согласовано с Миллионщиковым (заместитель Келдыша, который сейчас в Варшаве) и секретарём МГК КПСС Кузнецовым. До 9–10 ноября вся девятка космонавтов будет в Москве. Ребят задёргали встречами и всякими мероприятиями и не дают им возможности ни работать, ни отдыхать.
Общая обстановка в Москве и стране сейчас какая-то неопределённая. Хрущёва убрали, но все его подхалимы сидят на своих местах, а народ чего-то настороженно ждёт.
4 ноября. Вчера Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Терешкова и Быковский, прервав отдых в Сочи и Сухуми, возвратились в Москву. В 13 часов я встретился с ними в ЦПК. Пообедали вместе, а потом более часа мы беседовали по ряду вопросов. В 14:30 на четырёх «Волгах» и автобусе мы выехали в Москву.
В 16 часов состоялся митинг по поводу открытия монумента покорителям космоса. В президиуме встретились с Л.И.Брежневым, А.Н.Косыгиным, А.И.Микояном и другими руководителями партии и правительства. От Министерства обороны СССР в президиуме были Р.Я.Малиновский, А.А.Епишев, я и вся девятка космонавтов (Герои Советского Союза Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валентина Терешкова и Валерий Быковский, а также экипаж первого в мире многоместного космического корабля «Восход-1» Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров). Митинг открыл секретарь секретарь Московского городского комитета КПСС Н.Г.Егорычев, выступали президент Академии наук СССР М.В.Келдыш, рабочий Клюев и Ю.А.Гагарин. Первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев официально открыл монумент, перерезав красную ленту. После окончания митинга мы осмотрели монумент со всех сторон: он прост, величествен и красив. >>
Мы нередко видели этот монумент. Но с годами его величие в наших глазах блекло. И редко, когда люди останавливаются у этого обелиска, «размышляя о свершённом, вглядываясь в завтрашний день человечества». Иные времена, иные нравы…
Пройдут годы и придёт осознание его истинной ценности, как и значимости тех людей, которые своими руками открывали человечеству заветную дверь в новую эру…