на чем можно тестировать косметику кроме животных
Альтернативные методы исследования косметики и бытовой химии
На сегодняшний момент разработано порядка 450 этичных научных методов исследования. Это касается не только косметических средств и бытовой химии, но и фармацевтики, и хирургии.
Конечно, нельзя отрицать того, что тестирование на животных дало очень многое науке. Но сейчас, когда есть альтернатива, можно идти вперед!
О неэффективности опытов на животных я говорила в предыдущей статье. Научные доклады и книги, подтверждающие это, можно найти на сайте Центра защиты прав животных «ВИТА»: http://www.vita.org.ru/.
Там вы найдете исчерпывающую информацию по данной теме: учебники, книги с переводами на русский язык, научные статьи, исследования, новости и т.д.
На данный момент более 33 стран (США, Израиль, ЕС и др.) запретили тестирование на животных косметических средств, некоторые из них на законодательном уровне позволили тестировать альтернативно и бытовую химию. Кстати, первопроходцем считается Англия, которая еще в далеком 2002 году запретила опыты на животных ради косметических целей.
Есть еще одна знаменательная дата – 2013 год, когда Совет Европы запретил торговлю косметикой, тестируемой на животных. Но есть одна лазейка – этот закон касается только новых товаров, которые попадают на рынок. Как вы понимаете, многие средства уже давно продаются на территории данных стран, поэтому надеяться на то, что они протестированы альтернативными методами, не приходится.
Гуманные методы исследования бывают несколько типов: геномные, в пробирках, компьютеро-моделирующие, исследования на здоровых и больных добровольцах. А для студентов-медиков есть отличные муляжи, имитаторы человеческого тела.
Приведу несколько примеров:
1. Тест в пробирке. Культуры клеток
Культуры клеток – клетки, которые сохраняют жизнеспособность при культивировании вне организма. На клетках выращивают вирусы для их идентификации и получении вакцин. Такой способ позволяет проводить исследование на более глубоком уровне – клеточном, а иногда даже и на субклеточном.
2. Метод выращивания искусственной кожи
У здорового человека берется пункция кожи, в искусственных условиях выращиваются клетки кератиноциты (клетки эпителиальной ткани, составляющие основную массу эпидермиса у млекопитающих), на них потом и проводятся опыты. Важно, что в лабораторных условиях можно воссоздать любой тип кожи: с морщинами, угрями, сухую или увлажненную.
3. Компьютерное моделирование
Компьютерные коды абсолютно точно воспроизводят условия и реакции, свойственные иммунной системе организма человека, копируют метаболизм и многое другое. Методы нейровизуализации позволяют без вреда для животных исследовать человеческий мозг.
4. База безопасных ингредиентов
Существует база, включающая в себя более 7000 безопасных ингредиентов, которые были проверены и проверяются до сих пор на протяжении многих десятков лет.
5. Печень в 3-D пробирке.
Технологию разработала биотехнологическая организация Hμrel. Печень используют для изучения действия химикатов в теле человека; может использоваться для тестирования косметики, лекарств, химикатов. На ней тестируют вакцины против СПИДа/ВИЧ; позволяет создавать иммунные системы людей из разных регионов любого цвета кожи. Такие тесты заменяют жестокие эксперименты, когда обезьян заражают ВИЧ и испытывают на них вакцины.
6. Добровольцы
Итак, на базе клиник застрахованные добровольцы, здоровые или у которых выявлены какие-нибудь патологии (например, облысение или атопический дерматит), принимают минимальную дозу определенного вещества. Она неспособна каким-либо образом повлиять на организм человека; результат о том, насколько быстро расщепляется препарат в организме, смотрят по полученным изображениям. Либо добровольцы пользуются веществами в течение определенного срока под строгим наблюдением врачей.
Более подробный и полный список альтернативных методов исследования можно найти в научном докладе «Безопасность без страданий»: http:/ www.vita.org.ru/exper/cosmetology/lush.htm
В России только начинают применяться альтернативные методы исследования. Чаще всего используются: культура клеток, сперматозоиды быка и тест на мембране куриного яйца. К сожалению, многие методы в нашей стране пока не запатентованы, поэтому мы их не можем использовать.
Если есть альтернатива, почему мы ее не применяем? Очень просто: это требует больших денежных вложений: заказ нового оборудования, переобучение сотрудников, реклама новой политики компании и т.д. По итогу этичные методы исследования более выгодны, но на первом этапе требуются большие затраты, на которые пока не готовы идти фирмы и компании.
Чтобы статья не вышла очень перегруженной, информацию о том, где найти этичную продукцию, я размещу в следующий раз.
КрасотаБез жестокости: Где найти cruelty-free-косметику
Что не так с Китаем и как распознать действительно этичные продукты
Текст: Аня Шпильковская
В России всё больше начинают говорить об этичном образе жизни: осознанном потреблении, переработке отходов и отказе от продуктов, наносящих вред животным; сюда же входит использование cruelty-free-косметики. Однако разобраться в этой теме непросто: на российском рынке не так много полностью этичных марок, а компании и дистрибьюторы неохотно делятся информацией о проводимых тестах.
Вокруг этичной косметики много мифов: начиная с путаницы с маркировками «эко» и «минералы» и заканчивая мнением, что она непременно должна быть «натуральной». Но одно из самых распространённых заблуждений — это уверенность в том, что этичные и веганские средства не так безопасны, как те, что прошли тестирования на животных. Разбираемся, что к чему.
Что такое этичная косметика
Этичная косметика — это средства, которые не тестируются на животных и не эксплуатируют их. Само собой, к этичным относятся веганские средства, не содержащие продуктов животного происхождения. Иногда к этичной косметике относят и продукцию с вегетарианским составом: мёдом, пчелиным воском, карминовой кислотой, получаемой из насекомых, ланолином или цистеином. Опять же главное условие — косметика не должна тестироваться на животных, а в составе не должно быть ингредиентов, добытых из убитого позвоночного животного. В 2013 году Евросоюз полностью запретил тестирование косметических средств на животных.
Аналогичный запрет действует в Индии, Австралии, Израиле и Норвегии. Кроме того, некоторые исследователи считают, что тесты лекарств и косметики на животных не гарантируют, что средство безопасно для человека и не вызовет побочных эффектов — как минимум потому что животные и люди по-разному реагируют на одни и те же вещества.
В России тесты на животных для сертификации косметических средств были обязательными до 2012 года. Сейчас российским производителям и дистрибьюторам косметики предлагают самим выбирать, как проверять продукцию: альтернативными методами или на животных. Самый распространённый альтернативный тест — in vitro (тест в пробирке). Также для проверки косметики используют компьютерное моделирование, тестирование на искусственной коже и клинические испытания на добровольцах. Один из главных противников альтернативных исследований в России — Роспотребнадзор. В 2017 году ведомство дало отрицательную оценку законопроекту о полном запрете тестирования косметики и парфюмерии на животных. В Роспотребнадзоре считают, что альтернативные тесты не справляются с проверкой «новых и малоизученных видов сырья», а лаборатории требуют «серьёзных финансовых вложений» — в отличие от тестов на животных.
Список этичных марок PETA
Наиболее полный, доступный и постоянно обновляемый список, на который легко ориентироваться
Сайт Cruelty Free Kitty
Популярный блог об этичной косметике, где можно найти много в том числе и новейшей информации о возможностях осознанного потребления
На данный момент самое жёсткое законодательство в сфере косметики и парфюмерии действует в Китае. Любая импортная косметика, продающаяся в китайских магазинах, должна пройти тестирование на животных. Исключение — территория Гонконга и Тайваня. Также не тестируются на животных средства, купленные в зарубежных онлайн-магазинах, и китайская косметика, произведённая на экспорт. Зачастую тестирование зарубежной косметики в Китае происходит после того, как продукция была выставлена на продажу — без уведомления производителя. Поэтому компании, которые позиционируют себя в Европе как cruelty-free, но при этом представлены в Китае, считаются неэтичными.
Как определить этичную косметику
Сложнее всего определить, какие компании по-настоящему этичны, а какие только притворяются, чтобы привлечь покупателя. Автор блога об этичной косметике Marpeta Маргарита Морозова советует сверяться с «белым» списком организации PETA. Он постоянно обновляется, в нём несколько сотен марок и компаний. «Я проверяю косметику где-то по пятнадцати критериями: сертификаты, экостандарты, по вегану или нет, натуральная или нет, кто выпускает, продаётся ли в Китае. Если это российская марка, то проверяю в реестре или запрашиваю документы у производителя», — рассказывает Маргарита.
Журналистка Аня Сахарова, веганка с десятилетним стажем, помимо блога Marpeta пользуется агрегатором Cruelty Free Kitty — он обновляется ещё чаще, чем список PETA. Для тех, кто не хочет пролистывать длинные списки и запрашивать сертификаты у производителей, существует приложение Bunny Free. В нём есть поиск по названию и функция сканирования штрихкода, но набор марок ориентирован скорее на жителей США.
Не стоит доверять маркировкам на упаковке: во многих странах мира, в том числе и в России, они никак не регулируются. Недобросовестные производители и дистрибьюторы могут размещать на тюбиках и банках значки в виде кролика, похожие на логотип Международной ассоциации производителей против тестирования косметики на животных, или обозначения, характерные для веганского состава.
Приложение Bunny Free
Позволяет проверить на этичность большинство известных марок
Блог об этичной косметике Marpeta
Понятный и постоянно обновляющийся русскоязычный блог об этичной косметике
Ещё один важный вопрос: как быть с этичными марками, которые принадлежат неэтичным компаниям? Среди активистов и приверженцев этичного образа жизни нет единого мнения на этот счёт. Некоторые призывают бойкотировать марки, которые являются «дочками» крупных неэтичных концернов (таких, как L’Oréal и Estée Lauder). Другие считают, что поддержка этичной марки, хоть и зависимой от другой компании, показывает крупным игрокам, что у покупателей есть потребность в продукте. «Я без зазрения совести покупаю косметику у cruelty-free-брендов вроде NYX, которые принадлежат большим, не до конца этичным компаниям. В России невозможно найти этически идеальную косметику, да ещё и такую, которая тебе подходит, — говорит Аня Сахарова. — Приходится идти на компромиссы».
Где искать этичные марки
В России представлено не так много марок, не вызывающих вопросов с точки зрения этичности, но в крупных городах можно найти несколько десятков добросовестных средств разной ценовой категории. Помимо Lush и Natura Siberica в России есть корнеры и интернет-магазины профессиональных марок: Inglot, Anastasia Beverly Hills и Urban Decay. Не стоит бояться веганских и экомагазинов: в «Бьютеке», «Джаганнате» и Organic Shop можно найти настоящие сокровища.
Бюджетные бренды вроде Essence представлены в «Подружке», бьюти-линейка H&M, кстати, тоже не тестируется на животных. Косметика для ухода Dr. Hauschka и Dr. Konopka’s есть в «Золотом яблоке» и даже в «Рив Гоше». Этичную краску для волос нужно искать у брендов Manic Panic и Lime Crime — второй представлен в России, но заплатить за банку придётся больше, чем если приобретать у посредников. Тем не менее за нетривиальными и бюджетными средствами ухода для лица, тела и волос всё равно придётся отправиться на iHerb или 4fresh.
«Я не хотела быть спонсором жестокости». Что такое этичная косметика и где её купить
Косметика бывает декоративной и уходовой, люксовой и из масс-маркета, а ещё — этичной и неэтичной. Яна Гарбовская пользуется этичной косметикой и считает, что так должны делать все. В этом материале она рассказывает почему.
Почти шесть лет назад я стала вегетарианкой. После этого я начала больше узнавать про то, как животных используют в совершенно неожиданных сферах нашей жизни. Например, в тестировании косметики. Оказалось, что по незнанию я становилась спонсором жестокости, просто покупая крем для лица.
Постепенно я заменила всю свою косметику на этичную — то есть ту, которая не тестируется на животных (по-другому её называют косметика без жестокости или cruelty-free-косметика). Это практически не требует усилий кроме того, чтобы однажды разобраться в вопросе и запомнить этичные бренды.
Почему тесты косметики на животных — это плохо
Вся косметика перед попаданием на прилавки должна проходить специальные тесты. Раньше все они проводились на животных, но сейчас есть много альтернативных способов. В России нет законодательства, которое обязывало бы проводить тесты именно на животных — это всегда выбор производителя.
Этичная косметика не всегда веганская, а веганская — не всегда этичная.
Веганская косметика не должна содержать в себе продуктов животного происхождения, при этом она может быть протестирована на животных. Бывает и наоборот.
Ещё не всегда этичная косметика — натуральная.
Да, часть компаний, которые задумываются о производстве без жестокости, действительно производят косметику из природных материалов и поддерживают «эко», но это не правило.
Обычно мы не знаем, что происходит с продуктами до того, как они попадут к нам в косметичку. Часто это довольно жуткие вещи, которые поддерживают многие крупные компании, например, Johnson&Johnson, Maybelline, MAC Cosmetics, Nivea и ещё сотни брендов, которым мы привыкли доверять.
Осторожно! Дальше будет описание жестокого теста на животных. Если вы впечатлительны, пропустите текст ниже и сразу переходите к пункту «Альтернативные методы тестирования косметики».
Допустим, производитель косметики хочет протестировать шампунь на животных. К сожалению, в лаборатории зайчику не просто помоют шёрстку и посмотрят, что получится.
Один из опытов, которые проводят на животных при тестировании косметики, называется тест Драйза.
Кроликам на определённое время (от 24 часов до 14 суток) на роговицу глаза наносят 0,5 грамма косметики и ждут, пока не наступит повреждение роговицы. Вам когда-нибудь попадал в глаза шампунь? А представьте, что вы не смыли его сразу же, а испытываете эту боль 14 дней, не имея возможности даже потереть глаз рукой.
В Европе и США всё же применяются некоторые меры по смягчению жестокости тестов. Например, слишком раздражающие вещества и химикаты должны проходить предварительное тестирование не на животных. И если тесты показывают негативные последствия, то тест Драйза не проводится.
Альтернативные методы тестирования косметики
«Не на людях же тестировать!» — частый аргумент в защиту тестирования косметики на животных. Альтернативных методов проверки свойств косметики несколько, и один из них — действительно тестирование на добровольцах. Контрольная группа получает готовый продукт и использует его несколько месяцев под наблюдением дерматологов (но никаких жестоких опытов!).
На этапе производства самый популярный метод — тестирование in vitro (в пробирке). У здорового человека берут пункцию кожи, из неё в искусственных условиях выращивают клетки человеческого эпидермиса. На этой искусственной коже потом и проводятся исследования.
Таким способом можно создать любые типы кожи: сухую, с морщинами, с воспалениями. Стоимость такого метода ниже, а эффективность выше, чем у традиционных тестов (очевидно, что предназначенные для человеческой кожи средства лучше на ней же и тестировать).
В отчёте National Academy of Science 2007 года было подтверждено, что тестами in vitro можно частично (а в будущем, возможно, и полностью) заменить испытания на животных.
Ещё один метод — компьютерное моделирование. Он помогает предсказать свойства химических соединений по описанию их структур. Так можно выявить потенциально опасные и неэффективные продукты.
Подробнее про эти и другие альтернативные методы тестирования косметики можно почитать в докладе компании LUSH «Как обеспечить безопасность косметических средств без тестирования на животных».
Этичная и «обычная» косметика: что эффективнее
На этот вопрос нельзя ответить однозначно: всё зависит от конкретного продукта и задачи, которую вы хотите решить. Это как сравнивать, какие овощи полезнее: круглые или продолговатые.
В целом всю косметику можно разделить на базовую и активную. Базовая косметика выполняет простые функции: увлажнение и очищение. Активная помогает справляться с задачами посложнее: например, убрать постакне и пигментацию.
Простой недорогой крем может отлично увлажнять кожу, но не содержать в себе активных ингредиентов. Поэтому он не будет так эффективен для выравнивания цвета лица, как, например, сыворотка с витамином C. Так что сравнивать стоит не этичную и «обычную» косметику, а конкретные продукты.
Например, моя косметичка полностью состоит из этичных средств, активных в том числе. И они меня полностью устраивают. Иногда приходится искать «свои» тюбики, чтобы подобрать эффективный уход — но так происходит с любой косметикой.
Как понять, этичный ли бренд
Первый способ — проверить, есть ли на упаковке средства значок кролика, который обозначает этичность. Но с этим стоит быть внимательнее и следить за тем, чтобы значок выглядел так, как в перечне сертификатов этичной косметики.
Второй способ (самый верный) — проверить присутствие бренда в чёрном или белом списке зоозащитной организации РЕТА. Это организация, которая борется с тестами на животных и составляет самые полные списки этичной и неэтичной косметики. Активистская деятельность этой организации может вызывать споры, но претензий к их спискам нет: пока это самая полная и точная информация об этичной косметике.
Есть ещё понятие «серый список»: например, когда компания сама по себе этичная, но принадлежит крупному неэтичному концерну. Или в целом она без жестокости, но отдельные продукты тестируются на животных. Или продаётся в Китае, где тестирование на животных обязательно. «Серого списка» не существует в буквальном смысле, это, скорее, определение, которое используют активисты и покупатели, чтобы обозначить такой вид косметики.
Третий способ — проверить этичность косметики на ресурсе marpeta.com. Это сайт Маргариты Морозовой — она ведёт блог об этичной косметике в инстаграме и связывается с брендами, чтобы проверить их на этичность. В списках Марго больше вероятности встретить российскую компанию.
Бывает так, что бренда нет ни в одном из списков. В таком случае можно попробовать написать производителю самостоятельно и попросить представить документы, подтверждающие этичность. Вполне возможно, что компания cruelty free, просто ещё не успела попасть под проверку активистов.
Где купить этичную косметику
На самом деле, найти этичную косметику гораздо проще, чем кажется. Этичные бренды продаются в популярных косметических магазинах, например, в «Рив Гош» или в «Золотом яблоке» (в нём есть целые стенды с этичной косметикой). Иногда этичные бренды можно встретить даже в продуктовых супермаркетах.
Посмотрите на этот список, наверняка что-то из него если не стоит у вас на полке в ванной, то точно постоянно попадается на глаза в магазинах: Lime Crime, Lush, Urban Decay, Organic Kitchen, The Body Shop, Dr. Konopkas, Marble. И это только несколько названий навскидку.
Можно покупать этичную косметику в интернете. Например, она продаётся на iHerb (в поиске нужно поставить галочку «этичный продукт») и на 4fresh (при фильтрации товаров нужно выбрать один или несколько сертификатов этичной продукции).
Вот несколько этичных продуктов, которыми пользуюсь я сама:
Часто этичная косметика стоит даже дешевле неэтичной. Возможно, потому, что бренды ещё довольно новые и таким способом завоёвывают себе популярность на рынке. Но конечно, не вся этичная косметика недорогая: cruelty-free-бренды есть в разных ценовых сегментах.
Если для вас важна забота о животных, то переход на этичную косметику — несложный способ поддержать свои принципы. А ещё это интересно и позволяет найти для себя много новых брендов, которые раньше не попадались на глаза.
Иллюстрации: Ольга Селепина
А вы пользуетесь этичной косметикой?
Занимаюсь музыкальной журналистикой, веду телеграм-канал и тикток о музыке. В остальное время хожу в спортзал, на йогу и изучаю уходовую косметику
Без жестокости: как проверяют косметику бренды, отказавшиеся от тестов на животных
L’Oréal и долгий путь к этичности
Стремясь к лояльности нового поколения покупателей, многие косметические гиганты встают на путь cruelty-free и vegan, но часто становятся жертвами своих же решений. Так в 2017 году случилось с компанией L’Oréal, которая фигурировала в списках PETA как бренд, тестирующий продукцию на животных. На официальном сайте L’Oréal написано, что компания с 1979 занимается реконструкцией человеческой кожи для тестирования косметики. В то же время они представлены в Китае, где этичные методы исследования средств одобрили лишь в этом году. Такой порядок вещей не помешал L’Oréal в 2017 году выпустить косметику с наклейкой 100% Vegan и навлечь на себя гнев веганского сообщества по всему миру.
Активистов задело, что марка решила усидеть на двух стульях — сохранить доход с прибыльного китайского рынка и обзавестись поддержкой новых покупателей, которым близок осознанный образ жизни
С какой-то стороны L’Oréal были правы — их новая косметика не содержала компонентов животного происхождения. Но для того чтобы назвать ее «веганской» и соответствовать философии cruelty-free, им следовало полностью отказаться от тестирования на животных.
В августе этого года L’Oréal исключили из «черного списка» PETA — они смогли отказаться от тестирования продукции на животных. Но в вожделенный список cruelty-free компанию все еще не добавили — представители PETA продолжают призывать косметического гиганта покинуть китайский рынок. L’Oréal, в свою очередь, ведет агитационные работы в Китае, предлагая правительству отказаться от жестоких способов тестирования, и вкладывается в разработки исследований, где не задействованы животные.
Люди и пробирки
По мнению представителей PETA, тестирования на животных безнадежно устарели и стали менее эффективными — ведь неизвестно, как косметика поведет себя на человеческой коже, пусть до этого она была стабильно испытана на условных кроликах. Самая очевидная замена животным — люди. Для этого собирается группа добровольцев, готовых тестировать косметику на себе. Именно так, в частности, исследуют токсичность косметики или ее воздействие на чувствительную кожу. Токсичность изучается с помощью методики микродозирования — добровольцы получают маленькие дозы определенного компонента или готового средства, чтобы ученые смогли увидеть, как оно поведет себя на коже или в организме.
Однако здесь на защиту людей встает Научный комитет по безопасности потребителей. Его представители не самым активным образом поддерживают испытания на добровольцах, но принимают тот факт, что такие исследования в большинстве случаев точны. Но не очень-то этичны по отношению к человечеству. Самая популярная замена всем неэтичным способам тестирования косметики — исследования in vitro. В двух словах: это тестирование в пробирке, куда помещена человеческая клетка. Такое исследование считается самым распространенным и добродетельным, оно используется не только в косметической индустрии, но и в фармацевтике, пищевой и медицинской промышленности. Косметику с помощью тестов in vitro проверяют на токсичность (это считается важнейшим тестом), на раздражение кожи и на мутагенность.
В целом, метод in vitro проверен и стабилен, но наука не стоит на месте и создает новые способы тестирования.
Имитация человеческой кожи и высокие технологии
Компания SynDaver специализируется на создании синтетических аналогов тканей человека и животных. Их модели пугающе реалистичны — они состоят из материалов, которые полностью имитируют свойства живых тканей, поэтому не только дышат, но и кровоточат. Разработки SynDaver широко используются в хирургии и медицине и нашли свое место в косметическом производстве.
На тренажере, который выглядит и функционирует, как человеческое тело, можно проследить все реакции «искусственной» кожи на определенный косметический состав или компонент
Другой полностью технологичный способ — метод компьютерного моделирования QSAR. Простыми словами: с помощью такой технологии все лекарственные или, как в этом случае, косметические препараты собраны на компьютере. Процедура QSAR позволяет строить модели химических соединений и предсказывать их свойства, в том числе токсичность. В поддержке метода QSAR заинтересована известная бьюти-марка Lush. В 2013 году они вручили награду Lush Prize Awards команде исследователей из Ливерпуля, которые занимаются продвижением моделирования QSAR в качестве альтернативы испытаниям на животных.
Списки PETA
Несмотря на прогресс в области альтернативных методов тестирования косметики, до сих пор существуют бренды, которые не отказались от жестоких исследований. Всю информацию о них можно найти на официальном сайте PETA. На 2019 год в черный список вошли GlamGlow, Avon, Make Up For Ever и бьюти-конгломерат Estée Lauder (полный список брендов здесь ). Но в случае с Estée Lauder следует помнить о том, что под началом компании находится еще с десяток косметических брендов, и некоторые из них cruelty-free — Aveda и Smashbox. Информация об остальных cruelty-free брендах также представлена на официальном сайте PETA. Также проверить этичность интересующей вас марки можно с помощью приложения Bunny Free.