на чем можно полететь в космос
Сколько стоит полететь в космос
И осуществить детскую мечту
В детстве многие мечтали стать космонавтами. Теперь эта мечта осуществима, нужны только деньги.
Можно построить свою ракету, арендовать уже кем-то построенную или вообще летать в космос на работу. Наш эксперт выяснил, сколько это стоит.
Построить ракету
Илон Маск сначала хотел купить ракету в России, но не смог договориться. Тогда он решил строить ракеты сам. По его словам, на разработку и строительство Falcon 9 потратили 390 миллионов долларов. Самая большая современная ракета Falcon Heavy обошлась уже в 500 миллионов.
Запустить ракету
Компании зарабатывают, доставляя различные грузы на орбиту Земли. Запуск Falcon 9 обходится в 62 миллиона долларов. Российская ракета «Протон-М» стоит чуть дороже: 65–70 миллионов. Чтобы отправить в космос Falcon Heavy, нужно потратить 90 миллионов долларов.
Слетать вип-туристом
Космический туризм развивается очень активно: МКС посетили уже семь космических туристов. Такой полет стоит 40 млн долларов. За дополнительные 3 миллиона долларов можно даже выйти в открытый космос.
Слетать подешевле
Ричард Бренсон разрабатывает свой космолет Virgin Galactic. Он рассчитан на шестерых пассажиров. Билет стоит 250 000 долларов. Старт полетов намечен на 2018–2019 год.
Слетать на минималках
Компания World View собирается отправлять людей в стратосферу на воздушных шарах. Туристы поднимутся на 30–40 километров. Билет будет стоить 75 тысяч долларов.
Посмотреть на космос с Земли
В Штатах и в России предлагают испытать невесомость в самолете. С помощью специальных маневров во время полета 10–15 раз достигается состояние невесомости на 25–30 секунд. Билет стоит около 5000 долларов. В 2016 году музыкальная группа OK Go даже сняла в таком самолете клип Upside Down & Inside Out.
Посмотреть, как летят другие
Можно просто посмотреть, как в космос отправляются другие. 65 000 рублей стоит 5-дневный тур на запуск ракеты с космодрома Байконур. Ближайший старт 6 июня.
Зарабатывать, как космонавт
Если серьезно захотите стать космонавтом, ознакомьтесь с зарплатами. Американские астронавты зарабатывают от 60 до 140 тыс. долларов в год. Примерно такие же зарплаты в Канаде. В России платят меньше: от 60 до 90 тысяч рублей в месяц. Но за полгода на орбите российские космонавты зарабатывают до 150 тыс. долларов.
Космический туризм: как полететь в космос, если ты не астронавт
Это может стать самым невероятным путешествием в твоей жизни!
Что ты представляешь, когда слышишь слово «путешествие»? Наверняка тур по странам, городам или «Путешествие к центру Земли», если ты фанатка Жюля Верна. А что насчет отправиться ближе к звездам? Да, это возможно, и для этого не обязательно становиться космонавтом!
Простые смертные улетают с планеты уже с 2001 года.
Первым таким человеком стал Деннис Тито, американский предприниматель и мультимиллионер. Он 8 месяцев готовился, заплатил за полет 20 миллионов долларов, освоил основы управления кораблем и прошел физическую подготовку, прежде чем его пустили на борт. В космосе он пробыл 7 дней и 22 часа, после чего успешно приземлился. Вернувшись на Землю, он заявил, что это было величайшим приключением в его жизни, и все шесть дней, проведенных на орбите, он испытывал эйфорию. Еще бы!
Ну что, уже начала представлять себя космонавтом? Не спеши, давай сначала поговорим о минусах и плюсах такого рода путешествий.
Минусы
Космически высокая! Такой полет может обойтись тебе от 20 до 40 миллионов долларов. А если захочешь надеть скафандр и «полетать» около корабля, придется заплатить еще около 15 миллионов долларов…
Это тебе не в отеле отдыхать. Здесь разреженная атмосфера, огромные перепады температур, психологическое давление замкнутого пространства и много других нюансов. И хотя для каждой экстренной ситуации имеется четкий план действий, риски все же есть.
Если у тебя серьезные проблемы со здоровьем или психологические в виде клаустрофобии, к примеру, тебя не допустят к полету. Увы, но это так. Такое путешествие – колоссальная нагрузка на организм. Все системы нашего тела там работают немного иначе, иммунитет значительно ослабляется, да и радиацию никто не отменял. Суточная доза облучения там равна средней годовой на нашей планете!
Плюсы
Ты, черт возьми, будешь в космосе! Увидишь нашу планету из КОСМОСА! Побываешь в невесомости! Встретишь несколько раз за день рассвет! Спасешь Тони Старка, в конце концов! Плюсов просто не счесть, ты и сама все понимаешь, можем не продолжать? 🙂
Хорошо, с этим разобрались. Теперь поговорим о видах полетов, которые доступны на данный момент. Их два:
Как и 18 лет назад, тебя отправят на орбиту, где ты несколько десятков раз будешь огибать Землю в течение 6-10 дней. Здесь же у тебя будет возможность выйти в открытый космос. Это отличный шанс по полной насладиться красотами Земли и соседних звезд, почувствовать себя настоящим космонавтом и даже провести свои научные эксперименты, если захочешь.
На данный момент только одна компания предоставляет эту услугу – Space Adventures.
Но в ближайшем будущем другие организации тоже запустят свои туры (они уже в разработке). А пока другие проводят испытания, Space Adventures в этом году впервые отправит туристов не то, что на орбиту, а к луне!
Стоит такой полет на порядок дешевле, но и в космосе ты сможешь провести всего 1 – 2,5 часа. План действий здесь такой: корабль летит вертикально вверх, преодолевая скорость звука в несколько раз, затем на высоте меньше 100 км от земли двигатели отключаются. В это время пассажиры несколько минут «летают» в невесомости, потому что корабль фактически падает обратно. На высоте 21 км от уровня моря корабль входит в контролируемый штопор и успешно приземляется. Это, конечно, путешествием не назовешь, но можно провести аналогию с транзитом, только точка отправления и прибытия – одно и то же место. Предоставляют эту услугу уже известный Space Adventures и Virgin Galactic.
Подведем итоги, как же нам все-таки полететь в космос. Пошагово:
Сергей Рязанский — о том, как тренируются, живут и работают космонавты
О спикере: Сергей Рязанский — российский летчик-космонавт, кандидат биологических наук и герой России. В его профессиональном активе — два полета в космос общей продолжительностью 306 суток и четыре выхода в открытый космос. Сергей является первым в мире ученым-командиром космического корабля, а также автором множества фотовыставок с кадрами нашей планеты из открытого космоса. А еще он ведет блог и пишет книги, в которых дает полезные советы о жизни на Земле на базе своего космического опыта.
Как стать космонавтом
Последние два набора для зачисления в ряды астронавтов были открытыми. Сейчас вообще любой человек может подать заявление, главное — соответствовать требованиям. Все они перечислены на сайте Центра подготовки космонавтов. Ключевые таковы:
Сначала, как и при поступлении в университет, вы подаете заявление на вступление в отряд. После этого вы проходите все комиссии, сдаете вступительные экзамены, о которых, как и о медицинских требованиях и физкультурных нормативах, известно заранее, чтобы претендент мог трезво оценить свои силы.
Существует миф, что для космонавта главное — здоровье, все остальное не так важно. Но на самом деле, главное — интеллект, иначе ты просто не освоишь огромный объем материала, и тебя отчислят.
Далее вас ждут два года общей космической подготовки, после которой вам предстоит сдать Государственный экзамен и получить звание «космонавт-испытатель» вместе с настоящим удостоверением космонавта.
Я думаю, что профессия сейчас по-прежнему пользуется большим спросом. Продолжаются полеты на МКС, планируются новые программы, плюс в будущем, конечно, потребуются пилоты для туристических полетов.
Что должен сегодня уметь каждый покоритель космоса
Современный астронавт — это такой многофункциональный специалист, который может и проводить хирургические операции на борту, и программировать, и проводить научные эксперименты, и пилотировать корабли. При этом, каждый члены команды — полностью взаимозаменяемый.
Вот, пожалуй, главное, что нужно делать:
Но помимо всех этих требований космонавту нужно уметь постоянно учиться и ждать. Ты можешь прекрасно сдавать экзамены, быть замечательным, перспективным специалистом, но оставаться на Земле и ждать, когда тебя поставят в экипаж, пока в космос летят другие. Но терпение и стремление к постоянному совершенствованию точно приведут вас к успеху.
Зарплата космонавта
Сегодняшняя зарплата такого специалиста складывается из оклада, компенсаций и разного рода стимулирующих выплат. Благодаря решению президента РФ Владимира Путина, в апреле 2021 года зарплаты космонавтов будут значительно увеличены. По словам первого заместителя генерального директора Роскосмоса Максима Овчинникова, космонавты без опыта полета будут получать в среднем около 300 тыс. рублей, а специалисты с опытом смогут зарабатывать в среднем около 500 тыс. рублей в месяц.
Главное при подготовке к полету
Каждое действие космонавта должно быть отработано до автоматизма. Поэтому тренировок обычно много, и все они разнообразные: одни требуют изучения работы какой-то инженерной системы, другие представляют собой практику на тренажере, например, по работе с нештатными ситуациями.
Условно всю тренировочную программу можно разделить на два крупных этапа.
Тренировки у нас проходят в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке и в центрах подготовки в разных странах: в Японии, Германии, США.
Есть тренировки по выходам в открытый космос — это когда мы в скафандрах под водой. А еще есть тренировки по выживанию, пилотированию самолетов, на стрессоустойчивость и психологические аспекты. В общем, космонавтом быть не скучно.
Одной из самых стрессовых тренировок космонавтов считаются прыжки с парашютом. Во время них тренируется еще и работа мозга, т.к. приходится сосредотачиваться не только на полете, но и на других заданиях, допустим, на решении примеров или расшифровке наземных знаков. Ну и, разумеется, нужно успеть раскрыть парашют.
Как и любой нормальный человек, я отнесся к этому заданию сперва с интересом, а потом со страхом, потому что ты должен прыгать каждый день. Позже я полюбил эту подготовку так, что набрал более 750 прыжков.
Основные тревоги и страхи космонавтов
Пребывание в космосе — тяжелое психологическое испытание. К нему может подготовить так называемая сурдокамера, где проверяются способности мозга работать без сна несколько дней. Но по факту даже такой суровый тест не способен полностью сымитировать все условия космической работы.
Мы работаем в непривычных для человеческого организма условиях по полгода, практически без выходных. И, естественно, возникает на каком-то этапе психологическая усталость, эмоциональное выгорание. Чтобы поддерживать себя в ресурсном состоянии, надо уметь переключаться: посмотреть сериал или поболтать с коллегами.
На станции, где всегда достаточно шумно, ты становишься более чувствительным к изменению звуков, окружающих тебя, появлению новых. Любое их изменение, смена какой-то частоты, щелканье клапанов, очень легко замечаются. Обычно это означает, что произошли какие-то перемены в работе систем, значит, может быть, стоит вмешаться.
Однажды мы с коллегой Олегом услышали стуки снаружи станции. Оказалось, что «Земля», не сказав нам, включила систему перекачки топлива из корабля на станцию. Таким образом открывались калпана, дававшие этот стук. На следующее утро Олег вышел на связь и говорит: «„Земля“, пожалуйста, не делайте так больше. Мы готовы были подумать над тем, не пробил ли космический дятел нам дырку в станции».
Секреты командной работы
Работа в космических составах сродни командной работе на Земле. В современном бизнесе слаженный коллективный процесс так же важен, как и в космосе, но с единственной оговоркой: от такой работы зависит не только общий результат, но и жизнь.
В космосе людям разных национальностей, с разным религиозным воспитанием, менталитетом, приходится находить взаимопонимание, чтобы поддерживать позитивную атмосферу. Невероятно важно, чтобы команда была единым целым. Что нам в этом помогает?
Система психологической поддержки. Это сервера, через которые специалисты на Земле могут залить нам любимую музыку или записать матч с любимой футбольной командой.
Неформальное общение с командой. Это здорово сплачивает коллектив. Любые конфликты можно подшлифовать в ходе диалога или во время игры в настольные игры.
Креативные способы отдыха. Мы то футбольный матч в невесомости устроим, то матч по бадминтону, причем парный. Однажды мы с итальянцем устроили вечеринку и приготовили хорошую пиццу прямо в космосе.
Как космонавты адаптируются к новым условиям
Наш организм создан для того, чтобы существовать в условиях гравитации. И когда ее вектор вдруг убирается, в организме начинают перестраиваться многие процессы. Выход один: адаптироваться.
Физические нагрузки
В космосе происходят изменения обменных процессов: например, случаются большие потери кальция за счет того, что нет гравитации. Возникает перераспределение жидкости в организме, повышенное внутричерепное давление, что может проявляться в специфических головных болях, которые, кстати, лечатся физкультурой.
Каждый день ты обязан бегать на беговой дорожке, это считается основной тренировкой. Плюс есть велосипед, на котором космонавты крутят педали не только ногами, но и руками, чтобы развивать плечевой пояс для подготовки выхода в открытый космос.
Помыться, конечно, проблема. Душа-то нет на станции, а ты каждый день обязан заниматься спортом минимум два часа, естественно потом надо как-то проводить гигиенические процедуры. Мы протираемся влажными полотенцами. Есть такой пакет с махровым полотенцем, в нем клапан, через который можно накачать горячей воды, и этим распаренным полотенцем помыться.
Питание
У экипажа на орбитальной станции предусмотрено четыре приема пищи: завтрак, обед, ужин и перекус. В среднем мужчины на орбите должны потреблять 3 000 ккал в сутки, женщины — 2 700 ккал.
Тюбики с едой сегодня заменены сублимированной сухой пищей, которую можно готовить прямо на станции. Например, у нас есть каши, но их делают специальной консистенции, чтобы она была липкая и вязкая.
Американцы называют наш российский хлеб barbie bread — хлеб для Барби — потому что наша буханка размером с небольшой кубик. Сделано так специально, чтобы целиком положить его себе в рот и не накрошить ничего, потому что крошки могут залететь в глаза, в горло, а это на станции никому не нужно.
О желании возвращаться в космос
Очень здорово, что космонавтика пошла на новый виток развития, в том числе и за счет частных компаний. Спасибо Илону Маску за его фантастическое умение пиарить то, что он делает.
Конечно, каждое национальное агентство тоже работает над популяризацией. Уверен, что в ближайшем будущем мы уже увидим и развитие космического туризма, и коммерческие научные лаборатории на орбите.
Хочется ли мне вернуться обратно в космос? Конечно хочется. Космические полеты дарят самые удивительные ощущения, воспоминания: это и пребывание в невесомости, и интересная работа, и потрясающие виды нашей планеты.
Как стать космическим туристом и попасть на МКС. Инструкция 66.RU
Среди возможных участников космического путешествия есть и россияне, об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Байконуре.
Путешественник проведет на борту Международной космической станции 10 дней — с 5 апреля 2019 г. На МКС турист отправится на корабле «Союз МС-12», а вернется на Землю на «Союзе МС-10».
Источник на космодроме Байконур:
Как ожидается, один космонавт Роскосмоса и один астронавт NASA займут на «Союз МС-12» два из трех мест, а третье (аппарат рассчитан на троих) могут отдать туристу, который вернется вместе со спускаемым аппаратом «Союз МС-10» 15 апреля.
Согласно данным Международной авиационной федерации FAI, космос расположен от нас даже ближе, чем Нижний Тагил, — граница космоса находится в 100 км от поверхности земли (до Тагила — 120 км). Расстояние до МКС в несколько раз больше — станция вращается по своей орбите со средним расстоянием около 400 км от поверхности планеты. «Союзы» довозят космонавтов до МКС примерно за шесть часов. Обратный «трансфер» до Байконура почти вдвое короче — благодаря земному притяжению, от МКС до космодрома в Казахстане можно добраться за 3,5 часа.
С бала на корабль
Попасть в число космических туристов может далеко не каждый — и дело даже не в сумме, которую придется вложить за путешествие (а она исчисляется миллионами долларов). Поскольку полет в космическом корабле связан с особыми условиями (перегрузка при взлете и посадке, невесомость на борту МКС), любого туриста ждет предварительная подготовка. Занимает она не менее полугода.
В первую очередь врачи оценивают состояние сердечно-сосудистой системы: сердце должно быть готово к перегрузкам. Кстати, первый космический турист, Деннис Тито, отправившийся в путешествие в возрасте 60 лет и перед этим 8 месяцев проходивший соответствующую подготовку, при старте испытал проблемы с сердцем. Впрочем, не настолько большие, чтобы полет отменить. Еще один турист, Грегори Олсен, сначала не прошел медицинскую комиссию. Однако его желание посмотреть на Землю из иллюминатора МКС было так велико, что он в итоге сумел убедить комиссию отправить его на борт станции.
Юрий Гидзенко, космонавт-испытатель (был в одном экипаже со вторым космическим туристом):
— Есть определенный минимум требований к здоровью. Но обследование не очень глубокое. Потому что речь идет всего лишь о десятидневном полете.
Помимо функционального состояния сердца и сосудов, медики смотрят на иммунитет (в космосе он значительно ослабевает) и способность организма справляться с нагрузками. Во многом это связано с радиацией: за сутки в космосе человек получает такую же дозу облучения, как в среднем за год на Земле.
После одобрения медкомиссии необходимо пройти спецподготовку, направленную в первую очередь на то, чтобы турист смог сам себя обслужить в условиях невесомости и позаботиться о своей безопасности. Главное, отмечают специалисты из Роскосмоса, — уметь надеть скафандр и проверить его герметичность, знать, как себя вести при переходе из корабля на МКС. Ну и конечно, бытовые умения — приготовить себе обед или сходить в туалет — в космосе даже такое обыденное дело имеет свои особенности.
Также оценивается психологическая совместимость потенциального участника полета с другими членами экипажа, его склонность к конфликтам и стрессоустойчивость.
Еда также может стать причиной психологического дискомфорта. Пищевая безопасность — одна из основных «космических» заповедей. На определенное время человеку придется отказаться от привычного рациона: и при подготовке к полету, и тем более во время него.
Практически все продукты попадают на МКС после дегидратора, в сублимированном виде — обезвоженными, по-русски говоря. Привычные по космохронике советских лет тюбики с едой сменились более удобными упаковками. Так что еда готовится по принципу — просто добавь воды. Как именно это сделать — как раз и учат во время подготовки. Уже побывавшие в космосе туристы отчитывались, что в меню есть и закуски, и супы, и горячие блюда с гарниром, и даже десерты — к чаю или кофе. Более того, «Роскосмос» даже позволил брать на орбиту земные деликатесы, но только определенного вида и после специальной обработки. Скажем, Ги Лалиберте. Создатель Cirque du Soleil и космический турист 2009 года хотел захватить с собой на МСК сыр, но его завернули: продукт был слишком биологически активен.
Как пройти космическую таможню
Продукты — это лишь немногая толика того, что запрещено для провоза в космическом корабле. Даже если турист заплатит в два раза больше обычного тарифа, взять с собой, к примеру, прах любимого домашнего питомца, чтобы развеять его в космосе, не получится — никаких биологических материалов. Также запрещены любая несанкционированная техника и электроника, косметика, парфюмерия, даже книги и фотографии. Впрочем, тут могут быть варианты: если турист не представляет себе путешествия без снимка семьи или другой вещи, надо представить ее на суд комиссии. Если предмет признают безопасным, космическая таможня даст добро — но только после того, как этот предмет обработают до состояния полной стерильности.
Главный вопрос — сколько это стоит
Дорого. Даже так: ДОРОГО. Наверное, именно поэтому из более 500 человек, покидавших пределы земной атмосферы за время освоения космоса, туристов — только семь.
Говорят, одним из первых желание полететь в космос за деньги высказал Стив Джобс — еще в 80-е годы. Но тогда бизнес-потенциал космоса не рассматривался даже в США — более продвинутой в плане коммерциализации стране, чем СССР.
Юрий Гидзенко:
А можно дешевле?
Можно, но не на МКС. В марте 2016 г. Роскосмос заявил о том, что к 2020 г. планирует начать туристические полеты на высоту 100–200 км — то есть как раз на границу космоса, но значительно ближе к Земле, чем МКС. Полеты будут возможны благодаря суборбитальному ракетно-космическому комплексу многоразового использования — его сейчас создает компания «КосмоКурс». Ракета, по словам разработчиков, будет небольшой — всего 60–70 тонн на старте. А чем меньше вес, тем ниже стоимость.
Планируют и такой вариант увеселительных прогулок, как облет Луны на борту космического корабля «Союз». Владимир Солнцев, генеральный директор РКК «Энергия», обещал запустить такие туры уже в 2021 г. Цену не озвучивал.
В статье использованы материалы Forbes Life и Интерфакс.
Илон Маск и его конкуренты: 3 компании, которые уже в ближайшие годы начнут доставлять туристов в космос
Предыстория: почему туристы в космос летали-летали, а затем перестали
Первым туристом в космосе стал американский миллионер Деннис Тито, побывавший на МКС еще в 2001 году. За ним последовали еще шесть американцев и один канадец. Все они, что характерно, летали на борту кораблей «Союз» «Роскосмоса».
В результате отказа США от шаттлов (а других пилотируемых средств для космических полетов NASA пока не имеет) российские «Союзы» оказались вообще единственным средством доставки людей на МКС. От этого «лишние» места для космических туристов в них исчезли — все заняли профессиональные астронавты.
И вот уже десять лет космического туризма просто нет.
Boeing и «Роскосмос»
Производитель CST-100 Starliner заранее договорился с NASA, что получит право возить с собой по одному туристу на один полет к МКС. Новый корабль при массе 13 тонн и диаметре 4,56 метра для этого достаточно вместителен. Если «Союз», спроектированный в 1960-х годах, имеет всего 6,5 кубометра герметичного жилого объема и может везти только троих, то Starliner располагает 11 кубометрами и рассчитан на семерых членов экипажа.
Таким образом, «Роскосмос» и Boeing получат возможность возить частных клиентов в космос примерно одновременно — в 2020 году (тогда состоится первый пилотируемый пуск Starliner). Первый беспилотный запуск корабля случится уже 20 декабря 2019 года. Если он окажется штатным, за ним последует и первый пилотируемый полет в 2020 году.
Зачем владелец Amazon хочет стать туроператором?
И все же надо понимать: Starliner будет проектом, эксплуатирующим то, что уже создано для нетуристической, «государственной» космонавтики. Этот корабль сделан для NASA, и туристы здесь — лишь способ немного подзаработать. Если не будет полетов к МКС — никто на нем ради туристов никуда не полетит, потому что стоимость одного пуска одноразовой ракеты Atlas 5 слишком велика, чтобы оправдать ее одной продажей турпутевок на орбиту.
Куда перспективнее здесь выглядит компания Blue Origin. Ее основал — еще в 2000 году — Джефф Безос, владелец Amazon. Не следует думать, что это просто хобби для одного из крупнейших бизнесменов планеты. Сам Безос называет Blue Origin своим «самым важным делом» — и чтобы профинансировать его, он ежегодно продает акций Amazon на миллиард долларов.
На сегодня компания провела уже 12 тестовых беспилотных запусков своей ракеты New Shepard, оснащенной двигателями BE-3 собственной разработки. Это одноступенчатая ракета, садящаяся на хвост. Отсутствие второй ступени не дает ей выводить капсулу-корабль для пассажиров на высоту более 106 километров, но границей космического пространства (она же линия Кармана) считается 100-километровая отметка. Поэтому носитель Blue Origin — самая настоящая, хотя и суборбитальная ракета для полетов в космос.
Суборбитальными называют такие носители, которые не могут вывести космический корабль на устойчивую орбиту вокруг Земли: они способны только на несколько минут «повиснуть» в ближнем космосе, а потом начнут неизбежное снижение на Землю. Именно такими будут полеты туристов на New Shepard. Корабль, доставляемый в космос этой ракетой, имеет объем герметичного пространства 15 кубометров. Это позволит разместить там шесть человек без каких-либо неудобств. Тем более что суборбитальный полет будет длиться лишь десять минут, а не многие часы или даже сутки, как при рейсе на МКС.
Очередные испытания New Shepard успешно прошли 11 декабря 2019 года: корабль поднялся на высоту 104,9 километра, продемонстрировав безупречную работу всех систем. На высоте ракета и корабль разделились. Затем последний спустился на парашютах до поверхности планеты и перед самой посадкой включил твердотопливные малогабаритные ракетные двигатели — для смягчения удара при приземлении. Ракета же, как обычно, мягко села на собственных двигателях, не используя парашюты.
Одно ясно уже сейчас: в случае успеха туристической программы Blue Origin она сможет пропустить через себя куда больше частных клиентов. Дело в том, что ее ракета для суборбитальных полетов — полностью многоразовая, а вот Atlas 5, которую планирует использовать Boeing, — одноразовая. Само собой, стоимость их миссий будет различаться во много раз. Поэтому полеты на New Shepard будут заметно дешевле, чем в Starliner от Boeing (а значит, и дешевле российского предложения).
И конечно, Илон Маск
Хотя именно два проекта, описанных выше, первыми доставят туристов в космос, рассказ о нарождающейся отрасли был бы неполон без описания планов третьего игрока. SpaceX, лицом и евангелистом которой стал небезызвестный Илон Маск, уже испытывает полетами прототипы Starship — огромной двухступенчатой ракеты. Ее финальная версия будет иметь массу сильно больше 4000 тонн, что сделает корабль крупнейшим из когда-либо строившихся человечеством носителем. Внутренний герметичный объем его корабля (он интегрирован во вторую ступень Starship) составит около 1000 кубических метров — в десятки раз больше любой капсулы для туристов, создаваемой конкурентами. Это даже больше, чем у целой МКС.
SpaceX нужны деньги, чтобы отбить разработку такой колоссальной системы. Собственно, Маск уже договорился с японским миллиардером Юсаку Маэдзавой о том, что тот станет первым в истории космическим туристом, облетевшим Луну. Полет продлится не менее шести дней и — если он состоится — будет заслуживать звания самого эпического случая туризма во всей истории. Японец собирается взять с собой несколько художников, которые, как предполагается, создадут в пути какие-то новые произведения искусства (проект #dearMoon ).
Но все эти новшества также подразумевают, что испытывать и доводить новый корабль для туристов придется дольше обычного.
Наконец, SpaceX — да и никто другой в мире — пока не имеет опыта создания систем жизнеобеспечения для такого огромного корабля. Только система поддержания пригодного для дыхания воздуха в объеме тысячи кубометров — уже большая сложность. Илон Маск рассчитывает, что полет Маэдзавы, этот самый амбициозный случай туризма в истории, состоится уже в 2023 году. Но не стоит удивляться, если это случится на год-два позже: в конце концов, для этого надо будет ни много ни мало построить и тщательно испытать самый большой космический корабль в истории Земли.