На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Еще к плюсам речного путешествия относится то, что самое необходимое всегда рядом. Вода питьевая всегда есть, потому что в реку впадает множество чистых лесных и горных ручьев. Огонь для приготовления еды тоже будет, ведь почти всегда по берегам рек растут деревья, и с дровами проблем нет. Запасы еды можно пополнять рыбалкой и сбором грибов и ягод, а иногда и деревушки на берегу встречаются, с магазинчиками. Так что плыви хоть все лето.
Разновидности и особенности различных плавсредств
Не важно, где Вы живете, на Урале, в Сибири, или в центральной части России, реки есть везде. Большие и маленькие, горные и равнинные, и пока они не в частных владениях, по этим рекам можно прекрасно путешествовать. Ниже я расскажу, о самых популярных средствах передвижения по рекам. Я имею в виду именно путешествие, то есть когда один или несколько человек, а не коммерческий сплав, который организует фирма.
Катамаран
К преимуществам катамарана можно отнести его компактность при транспортировке, так как баллоны в сдутом состоянии занимают немного места, и не слишком тяжелые. Если группа часть пути преодолевает пешком, то можно баллоны распределить между участниками. По весу его можно сравнить с лодкой, только без дна, так что легче выходит. А рама разборная, состоит из полых металлических трубок, собирается на берегу, и привязывается к баллонам. В некоторых случаях можно вообще не брать с собой раму, а сколотить или связать ее из тонких стволов прямо у реки. На некоторых моделях катамарана есть возможность настелить пол на раме, установить сидения, крепления для груза, тенты, парус, и так далее.
Неоспоримым преимуществом катамарана является его малое сопротивление воде, потому что у него нет дна, осадка мелкая, так что скорость передвижения будет выше, чем у лодки. Также в случае порыва баллона катамаран можно быстро и легко починить, так как есть внутренний баллон и внешняя оболочка. Есть и однослойные баллоны, они чуть легче и дешевле, но более уязвимы. Катамаран практически не может утонуть, если вода высокая, то пробить баллон нечем, а при низкой воде, если баллон распороть о камень или корягу, то глубина-то маленькая, можно просто слезть с катамарана и пешком перетаскать все вещи на берег. Перевернуть катамаран тоже нужно постараться, ну разве что на очень больших перекатах.
Также преимуществом катамарана является возможность более безопасно проходить сложные участки реки, ведь у него нет внутреннего пространства, куда может заплескивать вода. И на порогах вода просто стекает с баллонов, и может разве что замочить пассажиров и вещи. Поэтому рюкзаки обычно упаковывают в герметичные непромокаемые мешки, либо оборачивают пленкой (тот же тент от палатки), а участники одеваются в специальные костюмы (либо наоборот, снимают и прячут одежду). А мелкая осадка позволяет легче проходить мели и участки торчащих под водой камней, пропуская их между баллонами.
Производители стараются добавить хоть немного комфорта, и придумывают баллоны с сидушками, это такие углубления в баллоне, в народе называется «верблюд», но все равно, до той же лодки по удобству очень далеко, да и цена на такие модели намного больше. Конечно, есть катамараны, на которых существует возможность устроить настил, поставить там палатку, или сидения, но это уже больше похоже на плот, о котором мы поговорим ниже.
Так как катамаран имеет свою специфику, да и цена не маленькая, то разумней будет не сразу покупать такую штуку, а сначала поплавать на нем, может в коммерческом сплаве, может у кого из знакомых попросив на прокат. Да и в платный прокат можно взять, на пару дней это не дорого выйдет, зато Вы почувствуете, подходит Вам такая штука, или лучше присмотреться к чему другому.
Байдарка
Оболочка у байдарки бывает разной плотности и жесткости, и соответственно, прочности. Надувная байдарка менее прочная, зато меньше страдает во время прохождения подводных камней, так как мягкая и гибкая. Жесткие трубки каркаса байдарки могут погнуться или сломаться при наезде на камень. То есть надувная байдарка боится острых предметов, каркасная еще и сильных ударов, может погнуться рама. При этом каркасную байдарку заклеить легче, чем надувную. Внутреннее пространство у надувных байдарок меньше, либо сама байдарка шире, ведь у нее присутствует толщина стенок.
К преимуществам байдарок можно отнести малую сопротивляемость воде за счет узкой, вытянутой формы, это дает гораздо большую скорость, чем у лодки. И еще у хороших байдарок не попадает внутрь вода, так как седок и груз прикрыты так называемой юбкой. Но в закрытой байдарке сложнее разместить рюкзак. Внутри байдарки, чаще всего, есть маленькие скамейки с маленькой спинкой, в надувных байдарках сидения более мягкие, надувные. Важным преимуществом байдарки является то, что каждый гребец работает двухлопастным веслом, и гребки получаются достаточно мощные, что также обеспечивает высокую скорость. Также к плюсам можно добавить, что байдарка протиснется в узких прямых протоках, либо между камнями, где застрянут лодка или катамаран.
Что касается недостатков байдарки. Внутреннее пространство у нее узкое, и часто рюкзак в цельном виде туда не помещается, приходится его разбирать, и укладывать вещи частями. Для надежности их упаковывают в гермомешки. Еще байдарка крайне неустойчива на воде, и на ней легко перевернуться, особенно, если она встала боком к течению или волнам. Поэтому небезопасно плавать на байдарке по большим озерам в ветреную погоду со значительным волнением. Даже многие производители пишут в паспорте изделия, что эксплуатация байдарки при волне не выше 15 см. Если сплавляться по реке на каркасной байдарке, то река должна быть без порогов и камней.
По стоимости можно сказать, что байдарок выпускают гораздо больше чем катамаранов, модельный ряд намного более разнообразен, соответственно и разброс цен больше. Самую дешевую надувную байдарку можно купить по цене около 10 тысяч. Например, всем известная фирма Intex. Толщина ПВХ-ткани у подобных моделей менее 1 мм, вес около 15 кг, грузоподъемность до 100 кг. Также много дешевых моделей, доступных в российских магазинах, производит компания Bestway. Но подобные модели годятся скорее поплавать по озеру пару часов, чем для серьезного многодневного путешествия. Крайне не советую покупать дешевую каркасную байдарку с пластиковыми деталями.
Каркасные байдарки намного дороже, в среднем двухместная обойдется от 40 тысяч, но такие модели имеют уже гораздо более серьезные характеристики, и соответственно при правильной эксплуатации прослужат Вам гораздо дольше. Пятиметровую байдарку Нева-2, фирмы Тритон, в популярном магазине спортмастер можно приобрести за полтинник. Ее вес 25 кило. Кстати, всегда уточняйте у продавца, вес указан всего комплекта или только байдарки, без весел, сидушек, и других съемных частей.
Как и катамаран, байдарку лучше взять для пробы напрокат. Коммерческие сплавы на байдарке практически не встречаются, тут уж спрашивайте у знакомых, либо договаривайтесь с турклубом, а может на каком форуме найдется человек, который Вам сумеет помочь, в общем ищите. В крайнем случае, можно на том же авито купить недорого бывшую в употреблении байдарку, если цена сопоставима с арендной платой. Есть еще похожие на байдарки каяки, по сути это та же байдарка, но меньших размеров, они как правило одноместные и не предназначены для перевозки груза, так что в путешествиях не встречаются.
Плот
В наши дни плоты стали более разнообразны. Это может быть вариант катамарана с широким настилом, или настил поверх нескольких автомобильных камер. Вместо камер можно использовать бочки, пластиковые бутылки, в общем, любую пустую тару в большом количестве.
Плоты бывают довольно значительных размеров, и используются для неторопливых коммерческих сплавов большой компанией, когда никто никуда не спешит. На таком плоту можно установить палатку или тент, какие-нибудь кресла-лежаки для принятия солнечных ванн, мангал для шашлыка, и еще много чего придумать, если площадь позволяет. Можно установить весла, парус, руль, либо закрепить мотор. Но для настоящих дальних путешествий плот, конечно, не подходит, это больше развлечение.
Лодка
Современная лодка правильной конструкции позволяет плыть хоть носом, хоть кормой, и ей не страшны волны, разве что штормовые, или на сложных порогах. В отличие от байдарки лодку перевернуть практически невозможно. Довольно ценно, что лодкой можно накрыть вещи на стоянке на берегу в случае дождя, мы всегда так делаем. А еще на берегу можно сидеть на мягких баллонах лодки, например, попивая чай и любуясь вечерним небом.
Поскольку я часто снимаю фильмы о своих путешествиях, для меня важно, что на лодке можно надежно укрепить на штативе камеру, и руки будут свободны. Это пригодилось нам, когда мы проходили порог Медвежьи головы на реке Косьва, об этом и рассказ есть на сайте, и пара роликов. Стоимость лодки подходящей для путешествий тоже заметно выигрывает у вышеперечисленных средств. Хорошую лодку можно купить за 15-20 тысяч. Это именно хорошие модели, а не начальный уровень. Попробуйте проплыть денек на байдарке или на катамаране, а потом пересесть на лодку, и Вы почувствуете огромную разницу.
Интересных Вам путешествий!
На этой лодке я проплыл по многим рекам в Свердловской и Пермской области
Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.
Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.
А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.
Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.
Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.
Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.
Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.
Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.
Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.
Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.
Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.
Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.
К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.
Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.
Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.
Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!
Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.
Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.
Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).
Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.
По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.
А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.
Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.
Обратимся на момент к истории.
История катамаранов
Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.
В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.
Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.
А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.
Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.
Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.
Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.
Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.
Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.
И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.
Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.
Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.
Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.
Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!
О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».
Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.
Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.
А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.
Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.
Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.
Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.
Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.
Видео
Смотрите ролик сплава на катамаране:
Сплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.
Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.
Энергичные, ведущие активный образ жизни люди часто ищут способ испытать новые эмоции и проверить себя. Сплав — отличная для этого возможность. Вы можете окунуться в мир удивительных пейзажей, вдоволь “наобщаться” с водой, проверить свою выносливость и силу характера и просто эмоционально отдохнуть. Осталось решить, на чем отправиться в увлекательное водное путешествие. И многие склоняются к сплаву по рекам на надувных лодках. Речь идет об обычных суднах, на которых многие рыбачат. Действительно, их можно использовать для походов на воде. А как это делать и что выбрать — мы вам сейчас расскажем.
Особенности сплава на обычной надувной лодке
Рассмотрим как проходит сплав по рекам на надувных лодках в одиночку, компании, как выбрать подходящее место и подходящую лодку.
Одиночный или в группе
Есть только 2 варианта водного похода на надувном плавсредстве:
Вывод очевиден: сплав на надувной лодке на веслах или моторе организовывайте в группе любителей таких же плавсредств.
Если же вы рассматриваете и другие судна, советуем прочитать статью о том, какую выбирать лодку для сплава.
Где сплавляться
Сплав по рекам на надувных лодках имеет некоторые ограничения. Путешествовать на них можно не везде, не по всем водоёмам. Но практически во всех местах нашей необъятной страны есть самые разные реки, поэтому вы найдете подходящий вариант.
Дело в том, что надувнушки можно использовать на равнинных и даже на горных реках, главное, чтобы не было мощных порогов. Плюсы в применении таких суден для сплава:
Чаще всего надувные лодки используются для неспешных рыболовных сплавов по равнинным рекам. Поэтому смело берите с собой удочки, чтобы сварить на стоянке вкуснейшую уху после плодотворной рыбалки.
Надувные лодки можно использовать и на больших реках, например, на нижней и средней Волге, потому что они утюжат волну, а не режут её. На малорасходных реках Урала надувнушки тоже неплохи. Хотя в верховьях приличная ширина, там часто не глубоко, из-за чего, например, на каркасной байдарке будет очень неудобно, а катамаран и вовсе придется тащить. Зато на надувнушке получится неспешно просочиться.
Во время сплава лучше грести лицом вперед, чтобы видеть препятствия и курс. На горных реках удобно грести вдвоём канойными веслами, потому что обычными в уключинах не всегда получится развернуться меж камней.
Надувные лодки для сплава: что выбрать
Выбор надувных лодок, особенно, из ПВХ, огромен. Достаточно заглянуть в наш магазин, чтобы убедиться в этом. Многие из них можно использовать для несложных сплавов. Как сделать правильный выбор?
Резиновая
Если сказать сразу, то резиновая лодка — прошлый век. Сейчас есть другой материал, намного прочнее и проще — ПВХ. Но, если у вас имеется резиновое плавсредство и вы жаждете испытать его в водном приключении, это вполне возможно. Главное — чтобы река была поспокойнее и без серьёзных препятствий.
Важно, чтобы лодка была безопасной, с автономными надувными отсеками, то есть максимально надежной. Впрочем, многие критерии выбора лодки для похода одинаковы.
Всё же сплав на резиновой лодке по рекам — это рискованное и не очень комфортное мероприятие. Дело в материале, ведь на смену резине пришел прочный ПВХ.
Это современный материал, который отличается высокой прочностью. Он устойчив к высоким температурам (можно спокойно сплавляться в жару). Минимальная плотность ПВХ-ткани — 750 г/м2, у наиболее прочных моделей этот показатель достигает 1100 и 1300. Такое судно не страшится столкновений со скалистым дном, крупнозернистым камнем и прочими препятствиями. Её намного сложнее повредить. Если это произошло, пригодится информация о том, как заклеить лодку ПВХ. Учтите, что прожечь дыру в ПВХ-ткани сигаретой легче, чем в резине.
Конечно, хорошая ПВХ-лодка для сплава стоит дорого. Но гребные лодки дешевле моторных. А для сплавов лучше именно вёсельные модели.
Хорошая ПВХ-лодка для сплава:
Моторная
Сплав на лодке ПВХ с мотором — это больше катание, а не сплав, хотя некоторых такой вариант вполне устраивает.
Никто не мешает вам собраться с друзьями и путешествовать на моторных лодках по рекам России. Не забудьте, что некоторые плавсредства с движком нужно регистрировать в этом году. Плюсы сплава на моторной лодке по реке:
Например, модель Лоцман М-350 НДНД имеет особенную конструкцию реданов, что исключает разрыв перегородки и повышает эксплуатационные качества. Привлекает прекрасная устойчивость на волне и грузоподъёмность в 700 кг. У лодки более высокие скоростные качества по сравнению с другими моделями.
Велик риск того, что на моторке вы просто будете пролетать по речному маршруту, не получая никакого наслаждения. Будете слушать рык мотора, и никаких нагрузок для тела.
Если выбираете сплав на лодке с мотором, все остальные участники должны быть на таком же судне. Лодка с двигателем оставляет после себя крупную волну, сплавщикам на байдарках и других плавсредствах это не понравится.
Моторка хороша для обычного лодочного хождения, когда требуется быстро проплыть много километров по маршруту на большой реке или подняться по течению. Лучше использовать электромотор: он не набирает серьёзную скорость, работает тихо и экологично.
Гребная
Сплавляться на надувной лодке с веслами — отличный вариант. Это уже настоящий сплав, тренировка для тела и меньше проблем с “железом” в виде мотора. Выбор среди гребных лодок, подходящих для сплава, не так широк, но достойные варианты есть.
Один из них — Лоцман Т-300. Эта модель с обтекаемыми формами разработана на основе пожеланий опытных туристов, которые сплавляются по порожистым рекам.
Более продвинутая модель — это Лоцман Турист 300 ВНД Сплав (с вклеенным надувным дном). Сплав по рекам на надувных лодках с ней — истинное удовольствие!
Как подготовить лодку для сплава
Чтобы при сплаве на надувнушке на было трудностей, нужно хорошо подготовиться. В отдельной статье мы писали, что взять с собой на сплав. Здесь скажем важные моменты в отношении лодки:
Конечно, сплав по рекам на надувных лодках — это не рафтинг, не экстремальный водный поход на плоту по серьёзным препятствиям. Но получить от него удовольствие у вас точно получится, главное — выбрать надежное плавсредство. Магазин “Ковчег” всегда вам поможет!