на чем можно писать скрипты

6 редакторов и IDE для работы с JavaScript

Разбираем на примерах, как выбрать редактор кода для JavaScript.

на чем можно писать скрипты

на чем можно писать скрипты

Во-первых, нужна подсветка синтаксиса: названия, операторы и специальные символы должны отображаться по-разному, чтобы можно было быстро прочитать код.

на чем можно писать скрипты

Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.

на чем можно писать скрипты

Во-вторых, нужно автодополнение: когда вы вводите название функции или переменной, редактор должен предложить несколько вариантов команд, которые вы, вероятно хотите ввести. Желательно, чтобы он также показывал подсказки к выбранному компоненту — например, необходимые аргументы, тип переменной, краткое описание и так далее.

на чем можно писать скрипты

В-третьих, нужна возможность скрывать отдельные блоки. При работе над большими проектами это полезно, потому что не придётся скролить огромные фрагменты кода, чтобы найти нужный.

на чем можно писать скрипты

Желательно, чтобы подсвечивались ошибки — тогда вы сможете их сразу заметить и исправить:

на чем можно писать скрипты

Хорошими бонусами будут возможность работать с несколькими файлами в одном окне, менеджер проектов, выбор тем, установка плагинов и так далее.

Существует большое количество редакторов, которые соответствуют этим требованиям и подойдут для работы с JavaScript. На чём писать код — личное дело каждого, но у многих возникают проблемы с выбором подходящей программы, поэтому мы составили список из 6 хороших инструментов.

Notepad++

Notepad++ — простой и удобный редактор с открытым исходным кодом. В нём есть подсветка синтаксиса нескольких языков, в том числе и JS, автоматическое форматирование и автодополнение. Присутствует навигация в виде вкладок, файлового менеджера и карты кода.

Доступны работа с разными кодировками, подключение компиляторов, использование плагинов и другие полезные функции. Например, добавив QuickText, вы улучшите встроенное автодополнение.

Notepad++ регулярно обновляется, поэтому в нём быстро исправляют баги и добавляют новые возможности. К сожалению, работает он только на Windows.

на чем можно писать скрипты

на чем можно писать скрипты

Редактор Vim уже давно стал классикой. Многие говорят, что в нём тяжело разобраться, но если уделить этому достаточно времени, пользоваться чем-то другим уже не захочется.

Помимо того, что он соответствует всем выбранным нами критериям, Vim ещё и полностью настраиваемый, поэтому вы можете:

Vim полностью бесплатный и работает на всех платформах, начиная с Windows, MacOS и Linux и заканчивая MS DOS и OS/2.

Microsoft Visual Studio

Microsoft Visual Studio — это IDE, в которой есть всё необходимое для работы с JS. Помимо обычной подсветки синтаксиса и автодополнения, можно также пользоваться дебагером и создавать Unit-тесты.

Однако весит программа достаточно много и систему загружает сильно, поэтому не очень подойдёт для работы на слабых компьютерах.

Месячная подписка может стоить от 45 до 250 долларов в месяц, но есть и бесплатная версия для начинающих разработчиков и тех, кто создаёт программы с открытым исходным кодом. IDE доступна для Windows и MacOS, а на Linux её можно установить с помощью Wine.

на чем можно писать скрипты

Visual Studio Code

на чем можно писать скрипты

170 МБ против 30 ГБ), кроссплатформенная и бесплатная версия Visual Studio. В этом редакторе предустановлена поддержка JavaScript, TypeScript и Node.JS.

Расширения с другими языками можно скачать прямо из Visual Studio Code.

Встроенные дебагер и Git-команды для работы с системой управления версий GitHub позволяют ускорить тестирование и публикацию приложений.

Sublime Text

Sublime Text — это простой кроссплатформенный редактор. Его интерфейс настраивается, а выполнять некоторые действия можно с помощью горячих клавиш.

Также в нём есть поддержка сниппетов, автодополнение, подсветка синтаксиса и навигация. Крутой бонус — автосохранение. Впрочем, он больше нужен новичкам — ведь профессиональные программисты за годы работы вырабатывают привычку сохраняться после ввода каждой команды.

Главный минус Sublime Text в том, что полная версия стоит 80 долларов (лицензия выдаётся на одного пользователя, который может использовать редактор на любом компьютере). В остальном он хорошо подходит
JS-разработчикам.

Источник

ИТ База знаний

Полезно

— Онлайн генератор устойчивых паролей

— Онлайн калькулятор подсетей

— Руководство администратора FreePBX на русском языке

— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке

— Руководство администратора по Linux/Unix

Навигация

Серверные решения

Телефония

FreePBX и Asterisk

Настройка программных телефонов

Корпоративные сети

Протоколы и стандарты

9 популярных скриптовых языков для программистов и сисадминов

Выбираем скриптовый язык программирования

Языки сценариев пользуются большей популярностью для автоматизации определенных задач. Кроме того, языки сценариев являются менее ресурсоемкими по сравнению с традиционными языками программирования. Они не требуют этапа компиляции и вместо этого интерпретируются.

Например, программа Java должна быть скомпилирована перед запуском, тогда как приложение, написанное на языке сценариев, таких как Python, JavaScript или PHP, не требует компиляции. В Java-программировании сначала создаются файлы классов, а затем отображаются выходные данные. Напротив, в Python все коды выполняются во время запуска скрипта, поэтому языки программирования компилируются, тогда как языки сценариев интерпретируются.

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

на чем можно писать скрипты

Языки сценариев относятся к определенному типу, который используется для предоставления инструкций через код веб-браузерам или автономным приложениям. Они делают кодирование более простым и быстрым, поэтому они широко используются в веб-разработке.

Языки сценариев также используются в операционных системах для создания и автоматизации файлов запуска, игр, программного обеспечения статистического анализа, офисных приложений и многих других. Они могут эффективно работать в нескольких средах.

Вот список наиболее популярных языков сценариев, с которых можно начать знакомиться с миром программирования.

1. JavaScript

на чем можно писать скрипты

JavaScript широко используется для создания веб- или мобильных приложений, инструментов командной строки, сетевых приложений реального времени, таких как службы потоковой передачи видео, игры и т.д. Можно сказать, JavaScript является базовой технологией для создания современных веб-сайтов с уникальными функциями.

Ранее JavaScript использовался только для работы в браузере, но теперь существуют фреймворки на основе JavaScript, такие как Node, которые позволяют использовать JavaScript в бэкэнде. Есть несколько популярных JavaScript фреймворков для фронтэнда, вроде Angular и React.

2. Python

Руководство для начинающих с примерами по изучению Python можно прочесть здесь.

на чем можно писать скрипты

Разработчики в основном используют скрипты Python для автоматизации ежедневных задач, создания отчетов, обеспечения безопасности и т.д. Задачу автоматизации с Python можно выполнять за меньшее количество кода, чем в любых других языках программирования, таких как Java, C++.

3. PHP

Даже если это язык, который может делать почти все, что может язык программирования, он в основном используется для выполнения логики на стороне сервера. Когда вы нажимаете кнопку входа на странице входа в Facebook, логика, которая позволяет вам войти в ваш аккаунт, выполняется на PHP.

Руководство для начинающих с примерами по изучению PHP можно прочесть здесь.

на чем можно писать скрипты

С помощью PHP можно создавать динамичные и красивые веб-страницы; можно собирать данные из формы, созданной в формате HTML, и использовать их для шифрования данных. Из множества функциональных возможностей PHP можно использовать PHP для создания простого приложения CRUD, которое расшифровывается как создание, чтение, обновление и удаление.

Такие компании, как Википедия и Facebook, используют PHP, так как он может легко обрабатывать миллионы трафика.

R в основном используется для статистических вычислений и графики. Он широко используется аналитиками данных, учеными и статистиками. Этот язык сценариев используется через интерпретатор командной строки.

на чем можно писать скрипты

5. Ruby

Ruby является одним из самых гибких языков программирования, и он сходит с вашего пути, если вы не кодируете так, как хотите. Создатели Ruby вложили много работы, чтобы сделать его максимально простым в использовании. Ruby может спасти тебя от набора большого количества кода.

на чем можно писать скрипты

Гибкость Ruby позволила разработчикам создать невероятно инновационное программное обеспечение. Есть такие инструменты, как Chef, которые Facebook использует для автоматизации своей конфигурации сервера, или SAS, который помогает обеспечить стиль для веб-сайтов Pandora, и самое главное, Ruby разрабатывает Ruby on Rails, который, возможно, является самым популярным в мире веб- фреймворком. Airbnb и Kickstarter, как и многие другие компании, используют Ruby on Rails, в разработке своих свои веб-сайтов.

6. Perl

на чем можно писать скрипты

7. Groovy

Groovy очень похож на Java. Он имеет Java-подобный синтаксис, и, если вы уже знаете Java, вам будет легче изучать его. Это мощный динамический язык с эстетической типизацией и статической компиляцией. Groovy разработан, чтобы быть менее подробным, чем Java. Синтаксис менее сложен и следует простой структуре без ненужных точек с запятой.

на чем можно писать скрипты

8. Bash

на чем можно писать скрипты

9. PowerShell

на чем можно писать скрипты

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

Источник

В любой непонятной ситуации — пиши скрипты

на чем можно писать скрипты

Скрипты — один из самых распространенных способов сделать приложение более гибким, с возможностью поправить что-то прямо на ходу. Конечно же, у этого подхода есть и недостатки, нужно всегда помнить про баланс между гибкостью и управляемостью. Но в этой статье мы не будем рассуждать “в общем” по поводу плюсов и минусов использования скриптов, мы рассмотрим практические способы реализации этого подхода, а также представим библиотеку, которая предоставляет удобную инфраструктуру для добавления скриптов в приложения, написанные на Spring Framework.

Несколько вводных слов

Когда хочется добавить возможность менять бизнес-логику в приложении без перекомпиляции и последующего развертывания, то скрипты — один из способов, который приходит на ум в первую очередь. Зачастую, скрипты появляются не потому что так было задумано, а потому что так получилось. Например, в спецификации есть часть логики, которая вот прямо сейчас не до конца ясна, но, чтобы не тратить лишние пару дней (а иногда и дольше) на анализ, можно сделать точку расширения и вызывать скрипт — заглушку. А потом, конечно, этот скрипт будет переписан, когда требования прояснятся.

Способ не новый, и его достоинства и недостатки хорошо известны: гибкость — можно поменять логику на работающем приложении и сэкономить время на редеплое, но, с другой стороны, скрипты сложнее тестировать, отсюда — возможные проблемы с безопасностью, производительностью и т.д.

Те приемы, которые будут рассмотрены далее, могут быть полезны как разработчикам, которые уже используют скрипты в своем приложении, так и тем, кто только думает об этом.

Ничего личного, только скриптинг

С JSR-233 скриптинг в Java стал очень простым. Существует достаточное количество скриптовых движков, основанных на этом API (Nashorn, JRuby, Jython и ещё некоторые), так что добавить немного скриптовой магии в код — не проблема:

Очевидно, что, если такой код будет раскидан по всему приложению, то оно превратится непонятно во что. И, безусловно, если у вас в приложении больше одного вызова скрипта, то нужно делать отдельный класс для работы с ними. Иногда можно пойти ещё дальше и сделать специальные классы, которые будут оборачивать вызовы evaluateGroovy() в обычные типизированные Java методы. В этих методах будет довольно однотипный служебный код, как в примере:

Такой подход сильно увеличивает прозрачность при вызовах скриптов из кода приложения — сразу видно, какие параметры скрипт принимает, какого они типа и что возвращается. Главное — не забыть добавить в стандарты написания кода запрет на вызов скриптов не из типизированных методов!

Прокачиваем скрипты

Несмотря на то, что скрипты — это просто, если у вас их много и вы их интенсивно используете, то есть реальный шанс столкнуться с проблемами производительности. Например, если используется куча groovy шаблонов для генерации отчетов и вы их запускаете в одно и то же время, рано или поздно это станет одним из узких мест в производительности приложения.
Поэтому многие фреймворки делают разнообразные надстройки над стандартным API для улучшения скорости работы, кэширования, мониторинга выполнения, использования разных скриптовых языков в одном приложении и т.д.

Например, в CUBA был сделан довольно хитроумный движок для скриптинга, который поддерживает дополнительные возможности, такие как:

И было бы несправедливо не упомянуть GraalVM — экспериментальный движок, который умеет выполнять программы на разных языках (JVM и не-JVM) и позволяет вставлять в Java приложения модули на этих языках. Я надеюсь, что Nashorn рано или поздно уйдет в историю, и у нас будет возможность писать части кода на разных языках в одном исходнике. Но это пока только мечты.

Spring Framework: предложение, от которого сложно отказаться?

В Spring есть встроенная поддержка исполнения скриптов, построенная на базе API JDK. В пакете org.springframework.scripting.* можно найти много полезных классов — все, чтобы можно было удобно использовать низкоуровневый API для скриптинга в своем приложении.

Кроме этого, есть более высокоуровневая поддержка, она подробно описана в документации. Вкратце — нужно сделать класс на скриптовом языке (например, Groovy) и опубликовать его как бин через XML описание:

После того, как бин опубликован, его можно добавлять в свои классы при помощи IoC. Spring обеспечивает автоматическое обновление скрипта при изменении текста в файле, можно вешать аспекты на методы и т.д.

Выглядит неплохо, но нужно делать “настоящие” классы для того, чтобы их опубликовать, обычную функцию в скрипте не напишешь. Кроме того, скрипты можно хранить только в файловой системе, для использования БД придется лезть внутрь Spring. Да и XML конфигурацию многие считают устаревшей, особенно если в приложении уже все на аннотациях. Это, конечно, вкусовщина, но с ней зачастую приходится считаться.

Скрипты: трудности и идеи

Итак, у каждого решения есть своя цена, и, если говорить о скриптах в Java приложениях, то при внедрении этой технологии можно столкнуться с некоторыми трудностями:

Вдобавок ко всему, если каждый скрипт будет связан только с одним методом, можно быстро найти все точки вызова в приложении при помощи меню “Find Usages” из IDE и понять место скрипта в каждом конкретном алгоритме бизнес-логики.

Упрощается тестирование — оно превращается в “обычное” тестирование классов, с использованием привычных фреймворков, mock’ами и прочим.

Все вышеописанное очень созвучно с идеей, упомянутой в начале статьи — “специальные” классы для методов, которые реализуются скриптами. А что, если сделать ещё один шаг и скрыть весь служебный однотипный код для вызовов скриптовых движков от разработчика, чтобы он про это даже не думал (ну, почти)?

Репозитории скриптов — концепт

Задумка довольно проста и должна быть знакома тем, кто хоть раз работал со Spring, особенно со Spring JPA. Что нужно — сделать Java интерфейс и при вызове его методов вызывать скрипт. В JPA, кстати, используется идентичный подход — вызов CrudRepository перехватывается, на основе имени метода и параметров создается запрос, который потом выполняется движком БД.

Что нужно, чтобы реализовать концепт?

Для начала — аннотация уровня класса, чтобы можно было найти интерфейс — репозиторий и сделать бин на его основе.

Также, наверное, пригодятся аннотации на методы этого интерфейса для того, чтобы хранить метаданные, нужные для вызова метода. Например — откуда брать текст скрипта и какой движок использовать.

Полезным дополнением будет возможность использовать методы с реализацией в интерфейсе (a.k.a. default) — этот код будет работать, пока бизнес-аналитик не выведает более полную версию алгоритма, а разработчик не сделает скрипт на основе
этой информации. Или пусть аналитик скрипт пишет, а разработчик потом просто скопирует его на сервер. Вариантов много 🙂

Итак, предположим, что для интернет-магазина нужно сделать сервис для вычисления скидок на основе профиля пользователя. Прямо сейчас непонятно, как это делать, но бизнес-аналитик клянется, что всем зарегистрированным пользователям полагается скидка 10%, остальное он выяснит в течение недели у заказчика. Сервис нужен прямо завтра — сезон все-таки. Как может выглядеть код для такого случая?

А потом подоспеет и сам алгоритм, написанный, например, на groovy, там скидки будут немного отличаться:

Вызов читаемый, понятный, и, чтобы его сделать, не надо обладать никакими особыми навыками.

Это были идеи, на основе которых была сделана небольшая библиотека для работы со скриптами. Она предназначена для Spring приложений, этот фреймворк использовался для создания библиотеки. В ней предоставляется расширяемый API для загрузки скриптов из различных источников и их выполнения, который скрывает рутинную работу со скриптовыми движками.

Как это работает

Общее устройство библиотеки показано на диаграмме. Синим выделены компоненты, которые нужно разработать, белым — которые уже есть в библиотеке. Значком Spring помечены компоненты, которые доступны в контексте Spring.

на чем можно писать скрипты

Когда вызывается метод интерфейса (по факту — прокси-объекта), запускается обработчик вызова, который в контексте приложения ищет два бина: провайдера, который будет искать текст скрипта, и исполнителя, который, собственно, найденный текст будет выполнять. Потом обработчик возвращает результат вызвавшему методу.

Можно заметить аннотации @ScriptParam — они нужны для того, чтобы указывать имена параметров при передаче их в скрипт, поскольку Java компилятор стирает исходные имена из исходников (есть способы заставить его это не делать, но лучше на это не полагаться). Можно имена параметров и не указывать, но, в таком случае, в скрипте нужно будет использовать “arg0”, “arg1”, что не сильно улучшает читаемость.

Тестирование и версионирование

Поскольку скрипты меняются часто и легко, нужно иметь способ как-то убедиться, что изменения ничего не ломают. Библиотека совместима с JUnit, репозиторий просто можно протестировать как обычный класс в составе юнит или интеграционного теста. Mock библиотеки тоже поддерживаются, в тестах к библиотеке можно найти пример того, как сделать mock на метод репозитория скриптов.

Если нужно версионирование, то можно создать провайдера, который будет читать разные версии скриптов из файловой системы, из базы данных или из Git, например. Так можно будет легко организовать откат на предыдущую версию скрипта в случае неполадок на основном сервере.

Итого

Представленная библиотека поможет организовать скрипты в Spring приложении:

Источник

Учимся писать userscript’ы

на чем можно писать скриптыДоброго времени суток всем желающим приобщиться к миру пользовательских скриптов (они же userscript, userJS, юзерскрипты).

В этой статье я хочу поведать о том, что такое юзерскрипты, c чем их едят и, главное, как их готовят!

Внимание: предполагается минимальное знание javascript.
На практике доказано: юзерскрипты может писать человек, не знакомый с программированием, но обладающий усидчивостью и желанием изучить javascript!
О том, что такое javascript и как с ним обращаться, можно узнать на javascript.ru.

Что такое юзерскрипты?

Кратко: юзерскрипт — это программа, написанная на языке JavaScript, хранящаяся на компьютере пользователя и подключаемая браузером на определенных страницах. Юзерскрипт представляет собой файл с расширением .user.js (именно по расширению браузеры понимают, что файл является юзерскриптом), содержащий метаданные и непосредственно javascript-код.

При подключении к странице юзерскрипт выполняется так же, как и обычные javascript-сценарии.
У юзерскрипта есть доступ к DOM-дереву страницы, в контексте которой он выполняется.
В современных браузерах у юзерскрипта есть доступ к localStorage и прочим HTML5 API.

Юзерскрипты поддерживаются всеми основными современными браузерами (и даже кое-как поддерживаются IE7 и выше).

Самый известный портал юзерскриптов — userscripts.org. Тут можно найти хранилище скриптов, инструменты управления своими скриптами на портале и, что не маловажно, отзывчивый форум (всё на английском).

Немного общей теории

Самыми распространенными являются скрипты под расширение GreaseMonkey для браузера Firefox.
Подробную информацию по GreaseMonkey и написанию юзерскриптов под GreaseMonkey можно узнать на http://wiki.greasespot.net.
Так сложилось исторически, что данный браузер был (и остаётся по сей день) первым, в котором поддержка юзерскриптов была выполнена на высоком уровне.

Не все скрипты, написанные для GreaseMonkey, могут запускаться в других браузерах. Причина в криворукости том, что во многих скриптах используется GM API — набор javascript-функций, специфичных для GreaseMonkey.

Особенности юзерскриптов

Код юзерскриптов может посмотреть любой желающий, вооруженный блокнотом.
Базовые знания javascript позволяют отсечь угрозу установки шпионских и вредоносных скриптов простым анализом кода скрипта (придётся задействовать мозг).

Важно:Если вы не доверяете автору скрипта, главное удостовериться, что скрипт не отсылает пользовательские данные (куки, вводимый текст) на сторонние сервисы!

Все юзерскрипты запускаются после того, как загрузились все основные элементы страницы, но ещё не загрузились картинки. Можно сказать, что юзерскрипты грузятся по событию DOMContentLoaded.
В любом случае, проверки на window.onload не нужны.

Каждый браузер накладывает свои ограничения на исполнение юзерскриптов, но в целом юзерскрипты могут делать почти всё, что могут скрипты на странице.
Чаще всего юзерскрипты используются для изменения интерфейса страницы или для добавления плюшек, блекджека и шлюх(юзерскрипты для социальных сетей).
Бывают и продвинутые юзерскрипты, которые представляют собой самостоятельные программы (аукционные и игровые боты, плагины-помощники и т.д).

Анатомия юзерскриптов

Юзерскрипт — это текстовый файл с расширением user.js. В начале файла располагается блок метаданных — описание самого скрипта. После блока метаданных следует javascript-код, который и будет исполняться браузером.

Рассмотрим тестовый скрипт, который показывает alert с текстом на определенной странице.

Важно: данный скрипт представляет собой оболочку для кроссбраузерных юзерскриптов. Этот же скрипт, но с английскими комментариями, можно стянуть с pastebin.com и использовать безнаказанно.

В самом начале располагается блок метаданных (в виде комментария).

Этот блок состоит из директив описания юзерскрипта. Ниже в таблице представлены основные директивы и их назначение.

Важно:Все директивы, как и сам блок метаданных, могут отсутствовать.

ДирективаНазначение
@ nameНазвание юзерскрипта.
Это название будет отображаться в интерфейсе управления
юзерскриптами. Если директива отсутствует, то название
юзерскрипта будет таким же, как и название файла.
@ descriptionОписание юзерскрипта.
Это описание будет отображаться в интерфейсе управления
юзерскриптами.
@ namespaceПространство имён.
Определяет уникальность набора скриптов.
Сюда можно вписать имя домена, принадлежащего вам. Или любую другую строку.
Считайте, что это второе название скрипта. Обязательная директива для Trixie!
@ authorИмя автора.
@ licenseНазвание лицензии, по которой распространяется юзерскрипт.
@ versionНомер версии юзерскрипта.
К сожалению, механизма автообновления нету ни в одном браузере,
поэтому номер версии — это просто цифры, которые отображаются в интерфейсе.
@ includeДиректива описания url страницы,
на которой нужно запускать юзерскрипт.
Поддерживает вайлдкард *(применимо в GreaseMoneky, Opera, IE).
Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ include.
@ excludeДиректива описания url страницы,
на которой не нужно запускать юзерскрипт.
Поддерживает вайлдкард *(применимо в GreaseMonkey, Opera, IE).
Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ exclude.
@ matchАналогично @ include, но с более жесткими ограничениями
(применимо в GreaseMonkey старше 0.9.8, Google Chrome).
Подробнее об ограничениях и формате директивы можно
прочитать на этой странице.
Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ match.

Важно: При отсутствии директив @ include или @ match, юзерскрипты будут запускаться на всех страницах.

Результат

Наш юзерскрипт готов к использованию!
Нет, серьёзно, вы можете скопировать код юзерскрипта в файл, назвать его my.user.js, и закинуть полученный файл в браузер (используйте Chrome или Firefox с установленным GreaseMonkey).

Конечно, наш юзерскрипт не обладает серьезными функциями, код выглядит страшным и малопривлекательным (для непосвященного человека). Но в итоге мы получили заготовку для кроссбраузерных юзерскриптов.
Это значит, что юзерскрипт можно запустить практически в любом современном браузере!
И это замечательно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *