какого цветы были лампасы у оренбургских казаков

О чём могут рассказать казачьи лампасы

какого цветы были лампасы у оренбургских казаков

Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.

Происхождение лампасов

Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.

Подобие лампаса, как считается, носили ещё скифы в глубокой древности. Причём есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, об собственные штаны, за неимением ничего другого. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.

Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т.д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.

Так ли это на самом деле – тоже неизвестно. Однако, во всяком случае, штаны у донских и у запорожских казаков и вправду исстари были синие, а лампасы же у донцов – красные. У кубанских же, которые ведут своё происхождение от запорожцев, – лампасы близкого цвета, малиновые.

Цветовые различия

Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почётным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.

Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определённому казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.

Так, у донских казаков лампасы были, как уже сказано, красные. Красные лампасы были и у сибирских, семиреченских и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упразднённых в конце XVIII века. Малиновые – у кубанских и (независимо от них) уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы (тоже независимо) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы жёлтого цвета. Жёлтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них жёлтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.

Как видим, по одним лампасам ещё нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на чёрные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили чёрные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.

У поздно (во второй половине XIX века) возникших казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или жёлтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.

Вот такие цветовые различия формы подчёркивали традиции конкретного казачьего войска. Причём характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учреждённые позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.

Источник

Казачьи лампасы: о чем они могут рассказать

какого цветы были лампасы у оренбургских казаков

Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.

Происхождение лампасов

Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.

Подобие лампаса, как считается, носили еще скифы в глубокой древности. Причем есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, о собственные штаны за неимением ничего другого. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.

Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т. д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.

Так ли это на самом деле – тоже неизвестно. Однако, во всяком случае, штаны у донских и у запорожских казаков и вправду исстари были синие, а лампасы же у донцов – красные. У кубанских же, которые ведут свое происхождение от запорожцев, – лампасы близкого цвета, малиновые.

Цветовые различия

Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почетным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.

Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определенному казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.

Так, у донских казаков лампасы были, как уже сказано, красные. Красные лампасы были и у сибирских, семиреченских и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упраздненных в конце XVIII века. Малиновые – у кубанских и (независимо от них) уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы (тоже независимо) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы желтого цвета. Желтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них желтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.

Как видим, по одним лампасам еще нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на черные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили черные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.

У поздно возникших (во второй половине XIX века) казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или желтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.

Вот такие цветовые различия формы подчеркивали традиции конкретного казачьего войска. Причем характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учрежденные позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.

Источник

Почему у донских казаков красные лампасы

какого цветы были лампасы у оренбургских казаков

Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.

Происхождение лампасов

Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.

Подобие лампаса, как считается, носили ещё скифы в глубокой древности. Причём есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, об собственные штаны, за неимением ничего другого. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.

Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т.д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.

Так ли это на самом деле – тоже неизвестно. Однако, во всяком случае, штаны у донских и у запорожских казаков и вправду исстари были синие, а лампасы же у донцов – красные. У кубанских же, которые ведут своё происхождение от запорожцев, – лампасы близкого цвета, малиновые.

Цветовые различия

Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почётным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.

Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определённому казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.

Так, у донских казаков лампасы были, как уже сказано, красные. Красные лампасы были и у сибирских, семиреченских и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упразднённых в конце XVIII века. Малиновые – у кубанских и (независимо от них) уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы (тоже независимо) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы жёлтого цвета. Жёлтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них жёлтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.

Как видим, по одним лампасам ещё нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на чёрные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили чёрные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.

У поздно (во второй половине XIX века) возникших казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или жёлтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.

Вот такие цветовые различия формы подчёркивали традиции конкретного казачьего войска. Причём характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учреждённые позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.

Источник

Какого цветы были лампасы у оренбургских казаков

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек:

амурские казаки — темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем

астраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем

донские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем

енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем

забайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем

кубанские казаки — черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло синие

сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем

терские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем

оренбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем

уральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем

уссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем

Источник

Зачем казакам нужны лампасы

какого цветы были лампасы у оренбургских казаков

Цвета и их сочетание на военной форме всегда были такой армейской азбукой, которая должна была быть понятна и неграмотному.

Происхождение лампасов

Особое место в военной форме казаков всегда занимали лампасы. Носивший этот знак считался свободным человеком, не платящим податей, обязанным только военной службой. Впрочем, как назывался лампас у казаков, никто не знает, так как это слово пришло к нам из немецкого языка, а в него – по-видимому, из французского, где уже в Х веке обозначало технику нашивки. Из немецкого слово «лампас» распространилось на характерный элемент военной униформы.

Подобие лампаса, как считается, носили еще скифы в глубокой древности. Причем есть зловеще-романтическая версия его происхождения. Греки некогда узнали про ношение штанов именно от скифов (в Западной Европе штаны носились кельтами). И греки, и римляне считали такой элемент одежды типично варварским. У скифов, как передавали некоторые античные историки (впрочем, уже после того, как скифы сошли с исторической арены), был обычай вытирать меч, измазанный кровью врага, о собственные штаны за неимением ничего другого. И вот эта полоса запекшейся кровью на боку штанины стала служить указанием на доблесть воина – скольких врагов он лично зарубил и зарезал. Потом эту манеру заимствовали от скифов и другие народы – готы, гунны, а через них и викинги.

Казаки якобы тоже могли унаследовать этот знак отличия от своих степных предшественников – скифов, готов и т. д. Со временем полоса на штанине стала символом принадлежности к самым бесстрашным воинам. И поскольку издали перед сражением нельзя было различить, какого, собственно, происхождения эта полоса, а не каждый казак мог похвастать убитым врагом, то казаки стали просто нашивать вертикальные красные полосы на свои шаровары.

Так ли это на самом деле – тоже неизвестно. Однако, во всяком случае, штаны у донских и у запорожских казаков и вправду исстари были синие, а лампасы же у донцов – красные. У кубанских же, которые ведут свое происхождение от запорожцев, – лампасы близкого цвета, малиновые.

Цветовые различия

Лампасы неизменно оставались элементом казачьей военной формы даже в те периоды, когда они упразднялись в регулярных частях Русской армии. Кроме того, если у регулярных войск лампасы были принадлежностью только парадной формы офицера, то для казаков лампас действительно служил почетным знаком сословной принадлежности и использовался в полевой форме у всех чинов, начиная с рядовых.

Лампас (правда, в сочетании с другими элементами формы) служил обозначением принадлежности к определенному казачьему войску. Цвета лампасов складывались в зависимости от происхождения того или иного казачьего войска. Новое казачество, возникшее от старшего, часто наследовало цвет лампасов последнего.

Так, у донских казаков лампасы были, как уже сказано, красные. Красные лампасы были и у сибирских, семиреченских и енисейских казаков. Красные же лампасы были также у волжских казаков, упраздненных в конце XVIII века. Малиновые – у кубанских и (независимо от них) уральских казаков. У терских казаков были лампасы светло-синего цвета, и такие же лампасы (тоже независимо) носили оренбургские казаки. Забайкальские казаки носили лампасы желтого цвета. Желтые же лампасы были у казачьих войск, возникших в конце XIX века на Дальнем Востоке, в основном из забайкальцев – Амурского и Уссурийского. Независимо от них желтый цвет лампасов появился у астраханских казаков.

Как видим, по одним лампасам еще нельзя было определить принадлежность к конкретному казачьему войску. Определяющее значение имел весь комплект военной формы. Так, кубанские казаки нашивали малиновые лампасы на черные шаровары, а уральские – на синие. Из тех, у кого были голубые лампасы, терские казаки носили черные шаровары (как кубанцы), а оренбуржцы – серо-синие. Волжские казаки, рано отделившиеся от донских, отличались только цветом погонов: красные у них, синие – у донцов.

У поздно возникших (во второй половине XIX века) казачьих войск также было много общего в форме. Все казаки, жившие восточнее Уральского хребта, носили форму одного защитного цвета с Сибирским войском или близкую к нему. Различия между разными казачьими войсками, у кого при этом были красные или желтые лампасы, определялись по цвету погон. Астраханские казаки унаследовали старинный синий цвет брюк.

Вот такие цветовые различия формы подчеркивали традиции конкретного казачьего войска. Причем характерно, что чем старее было войско, тем больше у него особенных признаков по цвету элементов формы. Казачьи войска, учрежденные позже других, не отличались в этом отношении большим разнообразием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *