какого числа вышел роблокс
ВСЯ история Роблокса 1963-2017
Родился Давид Басзуки, основатель игры
Родился Эрик Кассел, со-основатель игры
Давид Басзуки пытался создать интерактивную физику (Interactive Physics)
Многие считают это началом ROBLOX’а
К Давиду Базуски присоединился Эрик Кассел
Давид Базуски продаёт свою компанию за 20 миллионов долларов
В 2003 году началась разработка роблокса. Его делали Давид Базуски и Эрик Кассел. 2 декабря сайт зарегистрировал Джим Стивенс под URL GoBlocks.com, а 13 декабря 2003 года роблокс переименован С GoBlocks на Dynablocks
В 2004 году был создан ROBLOX, Его сделал Давид Базуски и Эрик Кассел
В 2004 году он назывался Dynablocks
Переименован в ROBLOX
Релиз игры, изменение графики, геймплея и многого другого. Также появился первый официальный трейлер. (Физика в Роблоксе получше чем много в каких современных играх. А это 2006!)
Добавлена валюта и анимация, первый Tycoon. Игроки создали искуcственный интеллект с помощью новых технологий.
Добавлены гости и небольшое улучшение анимации, Dued1 создал популярный плейс: Work at a pizza place.
Добавлены тени, к Roblox’у начали присоединятся игроки из стран СНГ
Давид Басзуки создал альтернативный аккаунт
Разнообразие в аватарах игроков: добавлены новые тела, руки, ноги
Хакерская атака на Roblox
Добавлена первая версия R30
Удалена возможность купить 6 месячный и пожизненный клуб строителей
Количество плейсов приближается к отметке 1 млрд + новые анимации
Как ветеран ИT-индустрии Дэвид Базуки придумал «второй Minecraft»
Разработка заняла полтора года, первую версию геймеры смогли опробовать в 2006 году. На выходе получилась мультиплеерная платформа — настоящая игровая вселенная, внутри которой пользователи могут создавать собственные игры — отдельные миры — и приглашать в них друзей. Жанр, формат и интерфейс игр разнятся, но их объединяет угловатый, нарочито недетализированный дизайн, который лучше всего воспринимают самые юные игроки и который больше всего роднит Roblox с Minecraft.
За 12 лет разработка выросла в мультиплатформенный продукт: ее можно бесплатно скачать на ПК, консоли и мобильные устройства, причем смартфоны и планшеты — самый быстрорастущий сегмент, рассказал журналу РБК президент подразделения Roblox International Крис Миснер. Как и Базуки, он не устает говорить о миссии Roblox — служить платформой для сообщества единомышленников, которые все делают вместе: общаются, играют, создают контент.
Roblox давно выбрался за пределы США: последний раунд инвестиций необходим для локализации и запуска в Европе, Центральной и Южной Америке, перечисляет Миснер. У компании уже есть успешный опыт экспансии испаноязычной версии — меньше чем за год на нее перебрались 5 млн пользователей. Локализуются и расчеты за внутриигровые покупки: Roblox стремится проводить транзакции в местных валютах.
Основные пользователи — возрастная категория 6–12 лет. По данным comScore, дети посещают Roblox чаще, чем любую другую платформу в Сети, и проводят на ней больше всего времени — 51,5 млн часов в 2017-м против 19,4 млн у ближайшего преследователя YouTube. Пользователи растут вместе с игрой, говорит Миснер: следующая категория, которую хочет покорить Roblox, — подростки. Этому способствуют лидеры мнений: в недавнем клипе I Love It рэперы Канье Уэст и Lil Pump снялись в костюмах, стилизованных под дизайн Roblox.
Детский мир наживы. Взрослый обзор Roblox
Это платформа для создания собственных игр! Тут уж впору Роблокс сравнивать со Steam. Но даже в этом случае окажется, что по количеству активных пользователей Роблокс обогнал Steam еще в 2019 году, когда ежемесячная аудитория платформы достигла 100 миллионов игроков, против 95 миллионов у Steam.
Что ты такое?
В чем секрет такой взрывной популярности? Попробуем разобраться. Роблокс не просто игра и даже не платформа. Роблокс — это вся игровая индустрия в миниатюре. И эта игрушечная индустрия производит огромное количество игр самых разных жанров. В Роблокс представлены, пожалуй, все известные жанры: аркады, платформеры, шутеры, хорроры, казуальные игры, симуляторы, tower defense, экономические стратегии, гонки, можете самостоятельно продолжить этот список. В последнее время возможности платформы уже выходят за привычные игровые рамки. Недавно, например, в Роблокс прошел онлайн-концерт репера Lil Nas X (В 2020 году у каждой игровой платформы появился свой репер).
Здесь своя мода, взлеты и падения популярности. В Роблокс есть свои Minecraft, GTA, Among Us, The Sims. Большинство игр доступно бесплатно, все игры поддерживают сетевой мультиплеер. Причем, этот мультиплеер кросс-платформенный, ведь Роблокс работает на всех актуальных игровых устройствах под управлением Android, iOS, Windows, а также на консолях Xbox. Эта платформа будет работать на офисном ПК, того же возраста, что и игрок в Роблокс, без проблем запустится на бюджетном китайском смартфоне ценой менее 100 долларов. Вам понадобится только подключение к сети.
Такие системные требования стали возможными, благодаря простой графике. Вероятно, облик персонажей Роблокс возник в том числе и под воздействием успеха LEGO-игр компании Traveller’s Tales во вселенной Star Wars. Первая LEGO-игра появилась в 2005 году, Роблокс вышел в 2006. Имеющиеся в сети скриншоты ранних билдов Роблокса 2005 года показывают игру внешне очень похожую на Minecraft. Использование элементов из LEGO, с одной стороны, позволило здорово упростить графику, а другой стороны, не потерять привычные для детей образы.
Игры, то есть, плейсы в терминологии Роблокс, могут создаваться как компанией Roblox, так и самими игроками. Создание игр (плейсов) возможно с помощью специального инструмента Roblox Studio. Создателям доступны 6 видов плейсов-шаблонов — Tycoon (экономические стратегии), Obby (полоса препятствий, платформер), RolePlay (ролевые игры), Shooter (шутер, боевик), Horror (хоррор, ужасы), MOBA. Разработчиками платформы и сообществом предоставляется огромное количество бесплатных моделей, скриптов и других средств разработки. В этом плане Роблокс схож с известными игровыми движками Unity и Unreal Engine.
Почти все игры в Роблокс рассчитаны на мультиплеер. Здесь нет одиночек. Это не значит, что вы не можете играть в эти игры один, просто рядом с вами всегда кто-то будет. По сути, Роблокс — это удивительное сочетание Леголенда и детской дворовой площадки. Это сочетание характеризуется огромным количеством аттракционов, на которые игрок приходит не в узком семейном кругу раз в год по праздникам, а посещает их ежедневно с одноклассниками и друзьями.
Этот «Леголенд во дворе» приносит своим создателям какие-то астрономические деньги. Рецепт успеха прост. Как уже упоминалось, Роблокс — это игрушечная игровая индустрия. Некоторые игры можно приобрести только за игровую валюту — робаксы. Таких игр немного, большинство распространяются бесплатно (free-to-play). Но в этих играх пышным цветом цветут микротранзакции, которыми больна современная игровая индустрия.
В Роблоксе продаются облики, одежда, аксессуары, питомцы, эмодзи-анимации и т. д. и т. п. Опыт Valve был тщательно проанализирован и заимствован. Созданием всех этих игровых товаров занимается не только компания Roblox, но и сами пользователи, которым игра позволяет заработать свои трудовые ро-центы.
В играх, созданных пользователями платформы, продаются не только «косметика». В них представлены все выдающиеся достижения на ниве выкачивания денег из игроков. Тут можно встретить и pay-to-win («плати, чтобы побеждать»), pay-to-play («плати, чтобы играть», ускорители прокачки, продажа ресурсов, внутриигровой валюты (в каждой игре может быть своя дополнительная валюта, которую, естественно, можно купить за робаксы).
При этом Роблокс, как и «большая» игровая индустрия, к сожалению, разучился рассказывать истории. Прилежно скопировав Valve в деле относительно честного отнимания денег у игроков через микротранзакции, создатели Роблокс и создатели игр на этой платформе забыли скопировать подход Valve к игрокам. К любой игре Valve всегда прилагалась увлекательная история. Компания Гейба Ньюэла подарила нам истории Half-Life, Portal, Left 4 Dead 2. Даже сетевые сражения RED и BLU в Team Fortress 2 рассказывали историю (если вы ее не знаете, как-нибудь загуглите на досуге).
Но если в большой игровой индустрии в современных играх рудиментарные истории еще присутствуют, то в подавляющем большинстве в играх на платформе Роблокс вы не найдете ни истории, ни даже намека на сюжет. В детских играх во дворе сюжета больше, чем в Роблокс-развлечениях.
Геймплей в играх на платформе Роблокс может быть как абсолютно бездарным и неинтересным, так и очень увлекательным и затягивающим. Разберем самые популярные игры.
Adopt Me!
Простые и давно известные игровые механики (ухаживаем за своим электронным питомцем или ребенком, обустраиваем жилище) были дополнены торговой площадкой. Простая игра в «дочки-матери» превратилась в коммерческий питомник с появлением животных в игре — на рынке игроки могут обмениваться выращенными питомцами или продавать их.
Безумная популярность (несколько сотен тысяч активных игроков онлайн) и концентрированный гринд ради дальнейшего гринда — растим и воспитываем питомца, чтобы продать его на рынке подороже, чтобы купить еще более дорого питомца, чтобы его вырастить и продать подороже, чтобы купить еще более дорогого… Полученные деньги можно потратить на обустройство жилья, на транспорт, средства для ухода и т. п. Внутриигровой магазин прилагается.
Brookhaven RP
Brookhaven RP — не первая игра подобного рода. До нее были Welcome to Bloxburg и еще несколько менее популярных игр. В этой игре нет целей и задач, нет препятствий и нет ограничений. Большой город, наполненный такими же бездельниками, как и аватар игрока.
В Брукхэйвене на игрока «с неба» падает дом, крутая машина и прочие прелести жизни, а единственная его задача — просто жить. Работать вовсе не обязательно (может быть, поэтому Brookhaven обогнал по популярности Bloxburg, в котором работать все-таки приходилось). Достаточно «эрпешить» (RP — RolePlaying), общаться с друзьями и брать от этой виртуальной «взрослой» жизни все, что пожелаешь. Внутриигровой магазин с luxury-вещами прилагается.
Tower of Hell
Хардкорный 3D платформер. Задача игрока — как можно быстрее забраться по платформам на вершину башни, время покорения башни ограничено. Платформы генерируются программно (точнее, башня собирается из этажей нескольких видов), поэтому каждое покорение вершины в каком-то смысле уникально. Покоривший вершину игрок награждается внутриигровой валютой и опытом. На полученные деньги можно приобрести дополнительные способности для своего персонажа, опыт можно потратить на его прокачку. Игра бесплатная, монетизация щадящая, присутствует небольшой элемент pay-to-win, но игре это не мешает. Впрочем, внутриигровой магазин прилагается.
Islands
Упрощенный клон Minecraft. Игровой мир состоит из «островов» игроков, где они строят свои дома, и «островов» активностей, где можно добывать ресурсы, сражаться с монстрами, торговать. Можно ходить в гости к друзьям, приглашать их в гости на свой остров, чтобы показать им отстроенный дом. Все как в настоящем Майнкрафте, только бесплатно!
Игровые ресурсы можно продавать и покупать у местных жителей, но продвинутые игроки уже давно освоили этот мир, и торговать проще на огромных торговых игровых площадках, заставленными рядами торговых автоматов. Владельцы таких площадок даже готовы вкладывать робаксы, чтобы продвигать свои острова среди других игроков, ведь с торговых и обменных операций они получат свой гешефт. И, естественно, кроме этих торговых площадок к Islands прилагается внутриигровой магазин.
Diagnosis
В рамках одной небольшой статьи невозможно дать характеристику даже всем популярным играм в Роблокс. Ежедневно тысячи игроков посещают популярные плейсы, такие как Build a Boat for Treasure (построй корабль, найти сокровища), Fashion Famous (конкурсы красоты), Impostor (клон Among Us), Murder Mystery 2 (противостояние шерифа и мирных жителей с убийцей), Jail Break (побег из тюрьмы), Flee the Facility (побег из закрытого здания от маньяка) и другие. В каких-то из этих игр есть интересный геймплей, в каких-то — не очень. Неизменно одно — к каждой игре прилагается внутриигровой магазин.
За фасадом детского мира Роблокс скрывается звериный оскал капитализма. Но в современной игровой индустрии, в том числе среди free-to-play игр, есть куда более бессовестные методы монетизации. В Роблокс откровенно мошеннические действия очень быстро пресекаются компанией-разработчиком. Так что в этом плане Роблокс не опаснее условного Google Play.
Среди игр Роблокс есть хорошие и интересные проекты, проходные и откровенный треш. Все как у взрослых. Роблокс лишь предоставляет удобное для игроков окружение на имеющейся у них аппаратной платформе, возможность удаленного общения с друзьями и много, очень-очень много разных игр. И уже сами пользователи, а не кураторы-родители, выбирают развлечения, интересные им самим. Интересно, что станет с игровой индустрией, когда юная гейм-дизайнерская поросль перейдет из юниоров во взрослую категорию? Вот только научились бы они рассказывать истории.
Родителям юной аудитории Роблокса нужно лишь объяснить, как создатели игр пытаются манипулировать ими и рассказать, что VIP-статус и luxury-шляпы во внутриигровых магазинах — это не про «люкс», это про «лухури».
Первому игроку приготовиться: Roblox выходит на биржу
10 марта игровая платформа Roblox (NYSE: RBLX) планирует разместить свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Мы решили присмотреться к этому бизнесу и вынести свое суждение.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
На чем зарабатывают
Главный источник сведений о компании — ее проспект. Roblox — это игровая платформа, предоставляющая пользователям инструментарий для создания собственных игр. Игры могут быть самыми разными — от платформеров-«бродилок» с преодолением препятствий до командных состязаний типа «захват флага». Примеры игр можно посмотреть здесь.
В Roblox все построено по принципу социальной сети, где игроки могут общаться друг с другом. Компанию можно считать смесью игры и социальной сети. Roblox в целом ориентирован на детей младше 13 лет, они и составляют основную аудиторию.
Платформа бесплатная, но компания зарабатывает на продаже пользователям виртуальной валюты, на которую они покупают виртуальные предметы и аксессуары.
Собственно, как это выглядит: пользователь покупает определенное количество внутриигровой валюты Robux и тратит ее в игре. Вывести «робуксы» в реальные деньги по курсу, установленному Roblox, тоже можно.
Для этого нужно соблюсти несколько условий:
Как победить выгорание
Есть и дополнительные условия: перевести в реальные деньги можно только те робуксы, которые вы заработали в игре, причем с ограничениями — нельзя, например, выводить робуксы, полученные по реферальной программе или за продажу товаров, созданных не вами.
Компания на данный момент убыточная, и когда она станет прибыльной, никто сказать не может. К слову, немало денег она теряет на выплатах робуксов пользователям-разработчикам.
Ежедневное количество пользователей платформы по возрасту, в миллионах
2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|
До 13 лет | 6,7 | 10,2 | 17,5 |
От 13 лет и старше | 4,9 | 7,0 | 14,4 |
Возраст неизвестен | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
Ежедневное количество активных пользователей по регионам, в миллионах
2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|
США и Канада | 4,8 | 6,2 | 10,5 |
Европа | 3,0 | 4,9 | 9,5 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 1,7 | 2,8 | 4,8 |
Остальной мир | 2,5 | 3,7 | 7,7 |
Количество часов, проведенных на платформе, по регионам, в миллиардах
2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|
США и Канада | 3,8 | 5,0 | 10,7 |
Европа | 2,3 | 3,7 | 8,4 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 1,3 | 2,0 | 4,5 |
Остальной мир | 2,0 | 2,9 | 7,0 |
Пользовательская база компании, разделенная по разным признакам, в процентах от общего в каждой категории
Платформы пользователей | Пол | ||
---|---|---|---|
Мобильные устр-ва | 72% | Женщины | 44% |
Компьютеры | 25% | Мужчины | 50% |
Приставки | 3% | Неизвестно | 6% |
Возраст пользователей | Регионы | ||
---|---|---|---|
Младше 9 лет | 25% | США и Канада | 32% |
9—12 лет | 29% | Европа | 29% |
13—16 лет | 13% | АТР | 15% |
17—24 года | 16% | Остальной мир | 24% |
25 лет и старше | 2% |
Цена вопроса
Roblox планирует провести прямое размещение акций, так что технически это не IPO (англ. initial public offering — первичное размещение акций), а DPO (англ. direct public offering — прямое публичное размещение). Но в техническом плане разница несущественная: и так и так акции оказываются на бирже.
Считается, что прямое размещение акций безумно опасно и волатильно по сравнению с обычным IPO. В принципе, это правда: цена акций и вправду может здорово скакать, поскольку в обычном IPO банки-андеррайтеры выступают в качестве гарантов успешной продажи акций. Но если посмотреть на котировки компаний, прошедших через DPO, например Slack, Spotify и Palantir, то можно увидеть, что после изначальных колебаний с течением времени стоимость их акций оказывается выше первоначальной цены размещения.
Возможно, что первые несколько недель акции будет лихорадочно трясти, но в итоге все убыточные стартапы начинают стоить так, как их оценивают инвесторы, — без оглядки на способ выхода на биржу.
Есть мнение, что в распространении негативного отношения к DPO заинтересованы банки-андеррайтеры: когда компании выходят на биржу без их посредничества, банки очень расстраиваются, потому что не получают жирных комиссий. Собственно, поэтому некоторые компании предпочитают DPO: у них нет желания платить банкам «ни за что».
Лично я думаю, что дело тут в том, что в США в целом в течение многих лет уменьшалось количество компаний на бирже, вот инвесторы и изголодались и готовы закрывать глаза на многое, лишь бы на бирже был «свежак». Часто инвесторам достаточно простого факта выхода на биржу: «Акции есть — значит, перспективный эмитент».
Как это заведено у многих стартапов, мнение рядовых акционеров в компании не будет значить ничего: на бирже будут акции класса А, каждая из которых дает один голос, а в распоряжении руководства компании будут акции класса B, каждая из которых дает 20 голосов. В общем, 70% голосов будет у основателя и директора Roblox Дэвида Базуки. На практике это означает, что руководство компании может продавливать различные решения, которые необязательно будут в интересах акционеров.
Знатная грибница
Мэтью Уорнфорд из консалтингового агентства Dubit удачно назвал компанию «YouTube игрового мира». Как и YouTube, Roblox завлекает миллионы пользователей, которые, по сути, развлекают себя на платформе самостоятельно, создавая интересующий их контент. Некоторые игры, созданные на платформе, типа ужастика Piggy, скачивают миллиарды раз.
Сильное ускорение бизнесу Roblox придал карантин: дети больше времени проводили у мониторов. В частности, даже в Нидерландах с превосходными условиями для удаленного обучения успеваемость упала — очевидно, что дети занимались чем угодно, только не учебой.
Учитывая, что власти большинства развитых стран очевидно взяли курс на бесконечный карантин, думаю, популярность Roblox там будет расти. Но и без карантина, несмотря на некоторый возможный спад активности, у компании, скорее всего, все будет отлично: Roblox благоволит общепланетарная конъюнктура. Весьма симптоматично то, что в год падения доходов и безработицы продажи видеоигр выросли на 63%.
Целевая аудитории компании на данный момент — это публика подневольная и зависящая от родителей. Огромного простора в тратах на платформе Roblox у детей нет: здесь все зависит от щедрости их родителей. А щедрость эта зависит от финансового положения семьи — и как вы понимаете, у многих семей это положение ухудшилось в 2020 году и, возможно, продолжит ухудшаться дальше.
Также следует учитывать репутационные риски — их бесчисленное множество, ибо речь идет о детях. И как мы знаем по «Повелителю мух», дети, будучи предоставленными сами себе, могут влипнуть в большие неприятности. Я так стар, что помню морализаторские кампании борца с видеоиграми Джека Томпсона, — думаю, здесь история может повториться с понятными последствиями для акций.
И наконец, родители — сами по себе сдерживающий фактор: вполне возможно, что будет волна ограничений на игровое время. Вероятно, в связи с этим в прогнозе на 2021 год руководство Roblox не ожидает на платформе вообще никакого увеличения количества проведенных за играми часов: похоже, здесь уже достигнут пик и извлекать выручку будут из имеющейся аудитории. Компания ожидает увеличения количества активных пользователей в 2021 году всего лишь на 9% — это неплохо, но вообще не сравнить с ростом 85% в 2020.
Непонятно, когда и как компания станет прибыльной. Может быть, никогда — но это не страшно: биржа полна неприбыльных компаний, акции которых растут. Собственно, ранее упомянутые коллеги Roblox по DPO тому живое подтверждение. Но все же с убыточными компаниями всегда есть риски банкротства. Однако, возможно, компания в скором времени введет новые платные функции, что позволит ей увеличить свою рентабельность.
Резюме
Roblox — очень интересный эмитент. Акции убыточных компаний априори волатильны, но это тот самый случай, когда стоит рискнуть в целях долгосрочного инвестирования. Возможно, что в течение следующих 5 лет капитализация компании вполне может удвоиться в контексте форсированной геймификации общества развитых стран. Все же следует быть готовыми к банкротству компании.