какого числа вознесение христово в 2021 году
Вознесение Господне 2021: какого числа, что можно и нельзя делать
Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников церковного года, который отмечается православными на 40-й день после праздника Великой Пасхи, в этом году праздник выпадает на 10 июня. Он посвящен вознесению воскресшего Иисуса Христа.
История и значение праздника
Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. В основе его лежит событие Вознесения Иисуса Христа на небо, которое, по мнению историков, произошло в середине мая 30 года первого века нашей эры на горе Елеон к востоку от Иерусалима.
Через сорок дней после Пасхи праздник отмечается неслучайно: по закону Моисееву, именно на этот день родители приносили младенцев после рождения в храмы к Господу, соответственно, и на 40-й день после своего Воскресения Иисус Христос должен был войти в небесный храм.
Согласно Евангелиям от Марка и от Луки, а также книге Деяний святых апостолов, после своего воскресения Иисус в течение 40 дней являлся апостолам, рассказывая им о Царстве Божием, готовя их к грядущему служению. Согласно Евангелию от Луки, после этого господь привел апостолов на Елеонскую гору и рассказал о грядущем Царствии Божьем и о том, что скоро Дух Божий сойдет на них и они будут крещены Святым Духом. А затем благословил их и возносился на небо.
Из Нового Завета и книги Деяний святых апостолов: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо».
По христианской вере считается, что Иисус Христос является и Богом, и человеком, и как Господь он присутствовал в небесном мире всегда, тогда как человек вошел в мир именно в Вознесение. Своим Вознесением Христос уже возносит человеческое естество на небо, ведь предстает именно в человеческом теле.
Что нельзя делать в Вознесение Господне, приметы
Вознесение, как и другие церковные праздники, должно посвящаться Богу, поэтому священнослужители считают обязательным в этот день молиться. Вечером в среду перед Вознесением в храмах обычно проходит праздничное Всенощное бдение, а утром в четверг — в сам праздник — в храмах идет праздничная литургия. В крупных храмах литургии проводят две — раннюю и позднюю — чтобы присутствовать могли все желающие. Если прихожане работают в праздник, то церковь рекомендует им посетить храм после рабочего дня или завершить день домашней молитвой.
На праздник Вознесения не выпадает постов, поэтому после молитв церковь разрешает верующим есть и молочные продукты, и мясо, а также не запрещается выпить за праздничным столом вина.
Венчаться в Вознесение Господне и накануне церковь не позволяет в связи с тем, что по большим праздникам венчания не проводятся, а Вознесение является одним из двунадесятых праздников.
Также в этот день не рекомендуется совершать какую-то большую тяжелую работу, за исключением повседневных бытовых дел.
Считалось, что в этот день весна окончательно переходит в лето, в честь будущего хорошего урожая раньше в Вознесение водили хороводы. В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из лука, а также хлебные изделия —лесенки, или лествицы — на них обязательно делали семь перекладин, символизирующих ступени. Лепешки освящали в церкви и с этим угощением отправлялись в гости к родне или подавали нищим.
Согласно народным приметам, на Вознесение соловьи поют всегда громче обычного, и если кому-то удастся поймать эту птицу, то будет счастье на целый год. Также люди считали, что по улицам под видом нищего в этот день ходит Господь, поэтому в деревнях на праздник было принято не выкидывать мусор из дома, нельзя плеваться — иначе можно оскорбить Бога. Считалось особым грехом с Пасхи до Вознесения отказывать в чем-то странникам и нуждающимся, верующие старались больше подавать милостыню просящим.
Вознесение Господне
Историческое содержание
Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.
Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.
Новый Завет о Вознесении Господнем
Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).
Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).
Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).
В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1-2; Мк.1:12-13; Лк.4:1-2).
В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян.2:32-36, 3:15-16, 4:10, 5:30-32, 10:40-43, 13:31; 1Кор.15:5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17).
Вознесение Господне как прославление Сына Божия
Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8-10; Флп.2:6-11; 1Тим.3:16; Евр.1:3, 5, 2:9, 5:5, 12:2; Откр.3:21, 12:5; о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет.1:21; о «седении одесную Бога» – в Рим.8:34; Еф.1:20, 2:5-6; Кол.3:1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк.12:35-37, 14:62). В Откр.3:21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр.4:14, 6:20, 7:26, 8:1, 9:11-12, 24, 10:12).
Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф.16:27, 24:30, 26:64; Мк.8:38, 13:26; Лк.21:27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин.3:13, 13:1-3, 16:5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин.3:17, 31, 6:38, 8:23, 13:3, 16:28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8-10 и 1Пет.3:18-22 (ср.: Пс.67:19 и 138:8).
Богословие Вознесения
Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1Тим.3:16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3, 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24-26).
Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).
Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).
Установление праздника Вознесения Господня
До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) – Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.
На Востоке
Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи – Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.
Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441–452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost»), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.
На Западе
Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.
Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19–20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).
Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня
Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531–4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3–5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках – сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей – свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.
По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.
Вознесение Господне 2021, какого числа, как праздновать и что готовить
Вознесение Господне в 2021 г. – праздник, который как и раньше, непосредственно связан с Пасхой и празднуется на сороковой день после Светлого Воскресенья. За Вознесением – на пятидесятый день после Пасхи – следует Троица. Вознесение Господне считается одним из двенадцати главных православных праздников – «древнейшим и повсеместным».
Вознесение Господне 2021, какого числа
Вознесение Господне в 2021 г. отмечается 10 июня, поскольку от Пасхи и до Вознесения проходит ровно 40 дней. Праздник этот «плавающий», но всегда выпадает на четверг. Полное название этого праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Вознесение Господне, что это за событие?
Афанасий Великий, христианский святой, один из греческих Отцов Церкви, архиепископ Александрийский, живший около 295-373 гг., писал, что Вознесение Господне означает обо́жение человеческой природы Христа, которая становится невидимой для телесного ока. Обожение, или теозис – христианское учение о соединении человека с Богом.
Интересно, что в греко-римском мире граница между смертными людьми и бессмертными богами не считалась непреодолимой. Посмертная участь героев, чудотворцев, философов, верховных правителей благодаря и в следствии судьбы, личных добродетелей или избранности отличалась от участи остальных («простых») людей. Божественность некоторых признавалась ещё при жизни, но чаще говорилось об их Вознесений к богам после смерти. Это называлось «обожествление». Обожествление случилось, в том числе, с Гераклом и с Ромулом, одним из братьев-близнецов – основателей Рима.
Согласно Евангелию, Христос в течение 40 дней от своего воскресения до вознесения на небо провёл на земле. Он являлся апостолам и рассказывал о Царствие Божьем, готовя их к особой миссии – распространению христианской веры. Интересно, что число 40 используется в Библии, в целом, для определения наиболее полного и достаточного срока – стоит только вспомнить и о сороковинах после ухода любого христианина.
На сороковой день Христос явился апостолам и, взойдя на гору Елеонскую, дал им последние наставления: не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (что и случилось на Троицу), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Подняв руки и благословив учеников, Христос начал отдалятся и возноситься на небо. По мнению отцов церкви, это событие – свидетельство совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им церкви.
Праздник этот отмечается в храмах торжественными богослужениями при звоне колоколов.
Икона Вознесение Господне, Андрей Рублёв, 1408 г.
Вознесение Господне, история праздника
До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы (Троицы) не разделялось и было одним периодом равным 50 дням после Пасхи. Позже Пятидесятница окончательно оформилась как самостоятельный праздник. Вслед за Троицей в V в. в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.
Вознесение Господне 2021, как праздновать, что нельзя делать в этот день
Накануне Вознесения Господне, в среду, 9 июня, в храмах отметят праздник Отдания Пасхи, когда в последний раз в году служба совершается по пасхальному чину. Именно на Вознесение Господне 2021 г., как и раньше, в православных храмах красные облачения священнослужители поменяют на белые. В них они служат последующие десять дней – вплоть до Троицы.
В день Вознесение Господня не рекомендуется совершать какую-либо тяжёлую работу, за исключением повседневных бытовых дел. Усердствовать на садах и огородах тоже не рекомендуется. Если вы верующий человек, сходите в храм.
Картина Вознесение Господне, Рембрандт, 1636-1639 гг.
Вознесение Господне в искусстве
Самое раннее дошедшее до нас изображением Вознесения Господня – рельеф 430 г. на деревянных дверях собора Санта-Сабина в Риме. На нём изображён стоящий Христос со свитком в руке, внизу – Богоматерь, над ней два апостола держат крест в круге. Согласно историческим трактованиям, образ Богородицы – символическое изображение Церкви; подобная трактовка сохраняется и по отношению к другим памятникам средневековья.
В кафедральной церкви святого Лаврентия в Генуе, Италия, в стену вделана большая картина Вознесение Господне. Автор её неизвестен, однако некоторые исследователи приписывают авторство Леонардо да Винчи.
Картина Вознесение Христово Рембрандта входит в цикл картин «Страсти Христа», над которым художник трудился с 1636 по 1639 гг. Он закончил живописное полотно зимой, когда от лихорадки умер его первенец. Художник в память об умершем малыше изобразил в облаках порхающих ангелочков, символизирующих души всех ушедших детей.
Для Руси и России икона Андрея Рублёва Вознесение Господне, написанная иконописцем в 1408 г., пожалуй, является самым важным изображением этого события.
Икона сравнительно небольшая – 125 х 92 см, выполнена на липовой доске темперными красками на левкасе (грунте из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Рублёв изображает возносящегося на небо Христа в окружении ангелов, а внизу, в лучах света, помещены фигуры апостолов и Богоматери, указывающие на совершающееся чудо. Есть предположение, что эту икону для кафедрального Успенского собора во Владимире иконописец писал со своими верными помощниками во главе с Даниилом Чёрным. Икону отличает благородство цветовой гаммы, безупречность рисунка, выверенность пропорций и чёткость акцентов – всего того, что было характерно для работ Андрея Рублёва. К сожалению, сохранность святыни посредственная – много утрат верхнего красочного слоя. Икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В киноискусстве стоит отметить французский немой художественный фильм «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (La vie et la passion de Jésus Christ). Он снимался с 1902 по 1905 гг. и стал одним из первых полнометражных фильмов в истории кино. В фильме в хронологическом порядке рассказывается о жизни Иисуса от Благовещения до Вознесения. Декорации фильма напоминают религиозные картины и в некоторых сценах просто копируют картины великих художников. Костюмы похожи на одеяния гипсовых скульптур.
Деталь плиточной мозаики Вознесение Господне в церкви Всех Святых, 1873 г., Лондон, Великобритания
Церковь Вознесения Господня в Коломенском и полёт Икара, что между ними общего
В честь Вознесения Господня на Руси строили и церкви. Одна из них находится в московском Коломенском. Она была построена великим князем Василием III Иоанновичем после рождения сына, будущего царя Иоанна IV, «в своём селе», где располагался один из загородных дворов. Освящена 3 сентября 1532 г. в честь Вознесения Господня. По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси». Благодаря постройке церкви в 30-е г. XVI в. великокняжеское село Коломенское становится своеобразным подмосковным Елеоном – местом воспоминаний о Вознесении Христа и ожиданий его второго пришествия.
Долгое время считали, что при строительстве 62-метровой церкви архитекторы пытались воспроизвести в камне деревянный шатровый храм. Позже обратили внимание на стиль архитектуры и решили, что церковь Вознесения Господне напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и другие храмы на Святой земле. В 1994 г. церковь внесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.
Некоторые экскурсоводы московского музея «Коломенское» рассказывают, будто во времена Ивана Грозного холоп Никита (русский Икар) именно с церкви Вознесения Господня поднялся в воздух. Словесное подтверждение этой легенды нашлось в автобиографической книге «Держись сестрёнка!» Aнны Александровны Тимофеевой-Егоровой, советской лётчицы-штурмовика, Героя Советского Союза, участницы Великой Отечественной войны. В 30-х годах Анна, мечтавшая о полётах, поступила в аэроклуб. В главе «Несостоявшаяся золотошвейка» она пишет: «Ранней весной стали мы ездить в село Коломенское на практику, туда, где когда-то холоп Никита, соорудив себе крылья, прыгнул с высокой колокольни. Там с крутого берега Москвы-реки и парили на планёрах. Конечно, по нынешним временам всё делалось тогда весьма примитивно».
В Коломенском, действительно, большое открытое пространство и церковь Вознесения Господне построена на крутом берегу Москвы-реки. В XX веке планеристы стартовали именно с этого высокого места, возможно, повторяя полёт русского Икара.
Церковь Вознесения Господне в Коломенском, Москва
Вознесение Господне в народных обычаях и повериях
«Вот весну торопит лето, В зелень яркую одето. Истекает срок весенний В день Господня Вознесенья»… В народе считалось, что Вознесение Господне – окончание весны и её переход к лету. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется» или «На Вознесение весна возносится на небо, а лето красное спускается на землю». А ещё говорили: «До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает».
По народному поверью, Христос в течение 40 дней после Пасхи ходит по земле, подходит к каждому окну, чтобы услышать, о чём люди говорят и что делают. Поэтому в это время и в день Вознесенья Господне нельзя было что-либо выбрасывать в окно. Люди считали, что во время праздничной литургии над каждой церковью разверзаются небеса, к куполу ангелы спускают лестницу и с ударом колоколов Христос возносится на небеса, но видеть вознесение было дано только благочестивым и праведным людям. В этот праздничный день старались не работать, ходили на ярмарки с их балаганами, качелями, медвежьими потехами, гостевали друг у друга, посещали деревенские гулянья.
Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что правильные обряды способны повлиять на рост хлебов. Для богатого урожая целыми семьями выходили в поля смотреть посевы и устраивали своеобразные сельские «пикники». Крестьяне обходили свои наделы с приготовленной дома яичницей и съедали её, разделяя со всеми членами семьи. Шли и приговаривали: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Так призывали урожай и оберегали свои спины от боли во время уборки хлебов.
Ночь на Вознесенье Господне считалась соловьиною. Верили, что соловьи в это время поют громче и звонче. В некоторых регионах России вознесенской росе приписывали особую целительную силу, только собирать её нужно было ранним утром. В Смоленской губернии канун Вознесения считался особенным временем, когда из-под земли выходят просушиться клады.
Когда день Вознесения Господня заканчивался, под вечер разжигали костры – символ наступления пролетья и расцвета природы. С этого дня «пошёл колос на ниву», то есть озимая рожь выпускает колос. В честь этого водили хороводы и «завивали колос», то есть проводили девичьи обряды.
Современная фреска Вознесение Господне в церкви Santuario Maria Auxiliadora i Sant Josep, 1966 г., Барселона, Испания
Вознесение Господне 2021, что готовить
Один из евангельских рассказов для детей Вознесение Господне, написанный Марией Кучерской, российской писательницей, литературоведом и доктором философии, начинается так: «Однажды воскресший Господь снова пришёл к ученикам. – Есть ли у вас еда? – спросил Он. – Рыба и мёд, – отвечали апостолы. И Христос ел перед ними».
В праздник Вознесения Господня нет особых запретов, оговорённых церковным уставом. В этот день можно есть любую еду, как постную, так и скоромную.
В народе сложилось своё представление о кулинарных правилах Вознесения Господня, которыми можно воспользоваться и в 2021 г. Для того, чтобы помочь Христу подняться в небо, пекли продолговатые пироги (лепёшки), на которые сверху выкладывали кусочки теста – словно ступени. Такую выпечку называли «лесенки» и делали на ней 7 символических перекладин из теста, что указывало на семь небес. В Вологодской области в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек – «рогушки» или «преснушки».
В некоторых уездах Московской губернии дети шли с «лесенками» в поле. Они сначала съедали выпечку, а потом скакали по ржи и приговаривали: «Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки». Если на Вознесение Господне шли в гости, а это было принято, «лесенки» приносили хозяевам в подарок.
Пекли и ячменные блины – «Христу на онучки», символ удобной и надёжной обувки перед дорогой, «чтоб Ему не потереть ног».
Печенья Лествицы, приготовленные к празднику Вознесения Господне 2021
Лествицы
Для приготовления 4-5 порций нужно: