какого числа святая троица была
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Какого числа Святая Троица в 2021 году и чему посвящён этот праздник?
Святая Троица – один из главных христианских торжеств. Православные относят этот праздник к числу двунадесятых, поскольку он напрямую связан с судьбой Иисуса Христа на Земле. Священники по-особенному готовятся к этому дню, а для богослужений надевают специальные наряды. Дата великого праздника меняется каждый год. Рассказываем, какого числа Троица в 2021 году, как принято отмечать христианский праздник и что нельзя делать в этот день.
Святая Троица посвящена так называемому сошествию Святого Духа: это одно из важнейших христианских событий, которое описано в Евангелии. На 50-й день после Воскресения Христова апостолы находились в Иерусалиме, в Сионской горнице. Отправиться туда им велел сам Иисус накануне своего Вознесения. В этот момент с неба раздался мощнейший шум, напоминающий гул урагана, который «наполнил весь дом, где они находились».
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Эти события описал евангелист Лука в своей работе «Деяния святых апостолов».
У апостолов после этого события появился дар. Они стали свободно говорить на иностранных языках, которых раньше никогда не знали. А потому проповедники смогли нести учение Господне по всему миру, даже в отдалённые страны.
Церковь же считает 50-й день после Пасхи своим днём рождения. Дело в том, что апостол Пётр, получив дар, уже своей первой проповедью привлёк в христианство тысячи людей. Все они уверовали в Господа, покаялись в своих грехах и приняли крещение. Так, согласно писанию, и началась история Церкви Христовой. А православные теперь отмечают Троицу: единство Отца, Сына и Святого Духа.
На Троицу во всех храмах ежегодно проводятся особые службы. Священники в этот день надевают специальные наряды: красивые одеяния изумрудного цвета. Да и церкви тоже украшают в зелёные тона: ветками и цветами. Считается, что это символы обновления силы Святого Духа.
Вечерняя литургия на троицу тоже читается особенная. Это богослужение считается одним из самых красивых и ярких в году. Батюшка читает особенные молитвы, которые в другой день прихожане услышать не могут.
После службы верующие (и прихожане, и священники) на коленях молят Бога о том, чтобы он простил им грехи, очистил тело и дух и помог победить болезни.
В старину после этих обрядов было также принято устраивать народные гулянья: пение песен, хороводы и различные конкурсы под открытым небом. Хороводы, кстати, водили только девушки. А парни среди них искали идеальную претендентку на роль невесты. Представительницы прекрасного пола плели венки из трав и цветов и пускали их по воде. Девушки же, которые уже определились со своим избранником, тайно дарили эти украшения своим возлюбленным.
Перед праздником православные украшают свой дом берёзовыми ветвями, свежей зеленью и полевыми цветами. Ветки берёзы берут с собой и в храм, на службу, чтобы освятить их.
Ещё на Троицу было принято устраивать праздничное застолье. Поэтому хозяйки пекли блины и готовили вкусности из фруктов и овощей.
Накануне торжества девушки гадали «на жениха». Способы были разные, но самый известный – «завивание берёзки». Девушки шли в лес, наклоняли к себе молодые берёзки и сплетали на верхушке небольшой венок. Так сказать, «завивали» деревце. А на саму Троицу приходили к берёзке и проверяли: если венок так и остался на дереве, то девушку в скором времени ждёт удачное замужество, пышная свадьба и «полная чаша» в семейной жизни, а если берёза завяла или венок развязался, то в ближайший год предложения ждать не стоит.
Кстати, день перед Троицей – Родительская суббота, тоже особый день в православном календаре, когда священники читают особые заупокойные службы. У верующих принято ходить на кладбище на Родительскую субботу, чтобы помянуть умерших родственников.
В народе говорят, что на Святую Троицу нельзя гулять по лесу, купаться, стричься и так далее. На самом деле, запретов в этот праздник практически нет. Церковь считает, что главное в этот день – всячески избегать тех самых народных суеверий. Священники говорят, что нужно прожить этот день «по-христиански»: сходить в храм и помолиться о прощении грехов. Если купание и другие занятия не мешают духовному очищению, то и отказываться от них не стоит.
А вот с работой сложнее. Изначально считали, что работать на Троицу ни в коем случае нельзя. Мол, таким образом человек показывает своё неуважение к Богу. Отчасти из-за этого богослужения и проводят исключительно по воскресеньям. Но в современном мире выполнять подобное правило трудно. И Церковь немного изменила своё отношение к этому: если работу никак не перенести, то ничего страшного в этом нет.
Но работать на огороде всё же нельзя. На Руси все полевые работы старались закончить накануне Святой Троицы. Так, чтобы день самого праздника можно было целиком посвятить Господу. Считается даже, что все ваши огородные труды, которыми вы занимались в праздничное воскресенье, пойдут прахом. Урожай или уродится плохим, или вообще пострадает из-за непогоды.
Троица в 2021 году: на какое число она выпадает?
Троица в 2021 году выпадает на 20 июня. Историю этого праздника, его традиции Вы сможете узнать, если прочитаете нашу познавательную статью.
Троица в 2021 году — 20 июня
Праздник Пятидесятницы (день Святой Троицы в 2021 году будет праздноваться 20 июня) после Пасхи и Рождества является, может быть, самым значительным для христиан всего мира. День рождения Святой Вселенской соборной апостольской Церкви. «Вселенской» – потому, что Церковь христианская не имеет границ. Проповедь евангельского вероучения обращена ко всем людям, независимо от национальности и цвета кожи. По традиции в этот праздник православные храмы и дома верующих украшаются деревьями, травою и живыми цветами. «Изумрудный наряд» церквей напоминает о том, как праздновала Пятидесятницу древняя израильская Церковь, еще до пришествия Христа. В те времена это был праздник принесения в дар Богу первых плодов жатвы. Во времена Христа смысл праздника изменился. Теперь весенняя зелень служит символом обновленной Церкви – Церкви Христовой, которая с явлением в ней благодати Святого Духа дала новые «побеги» по всему миру. Это символ обновления душ человеческих и начала новой, христианской, эпохи.
Ожидание
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. Его последнее явление им на Елеонской горе, находящейся поблизости от Иерусалима, искупило все муки, всю тяжесть страшных дней, когда Он был предан на распятие. Его благословение всем им было и знаком прощения, и обещанием помощи в деле благовествования. Люди простые, не ученые, «не книжные», апостолы стали очевидцами и исполнения древних пророчеств Святого Писания, и слов Самого Учителя о том, что Ему предстоит «быть вознесену», подобно тому, как Моисей вознес змия в пустыне. На глазах учеников Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
Единство в Духе
«Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе». – Что означают эти строки праздничного тропаря? – «Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), ниспослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную, слава Тебе, Человеколюбивый».
Всем ли известно, что за событие отражено здесь? В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с Благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
Привлеченные шумом, к Сионской горнице стекались жители города и паломники. И тогда ученики, славя Бога, вышли к ним на плоскую кровлю. Гимны и хвалы Господу понеслись на многих языках над пестрой, разноплеменной, многоликой толпой. Иудеи, пришедшие из других стран, только удивлялись, слыша речь своего народа. Нашлись в толпе и нечестивые, поносившие Сына Божия, как и при жизни, из зависти. Но чего было бояться апостолам, когда с ними и в них была благодатная сила Божия – Дух Святой, а с Ним и Сам Христос?! И тогда апостол Петр, бывший рыбак, прежде не владевший словом, обратил к людям первую свою открытую проповедь. Он свидетельствовал и об исполнении древних пророчеств, и о Воскресении Христа. Слово-дух, слово-благодать, исходившее из уст Петра, обратило тысячи жителей Иерусалима к покаянию в совершенном злодеянии – убийстве Мессии. Люди приняли из рук апостолов святое крещение, и новая Церковь выросла в тот день до 3 тысяч.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
Во все концы мира
В восточные страны с проповедью Слова Божия отправился апостол Андрей. Пройдя Малую Азию, Фракию, Македонию, он дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. А оттуда, по преданию, поднялся еще выше, до места, где стоит Новгород. Пройдя через земли варягов в Рим, затем он вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии основал христианскую Церковь.
От Иерусалима потянулись во все концы земли «побеги» Соборной апостольской Церкви, объединенной Духом Божиим. С тех самых пор Пятидесятница (Троица в 2019 году – 16 июня) – напоминает нам о начале христианской истории и о том, что стены Церкви созидаются Духом.
День Святой Троицы. Пятидесятница
Историческое содержание
Оглавление
День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи.
^ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ
^ Названия праздника
Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
^ Еврейская Пятидесятница
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.
^ Что произошло в Иерусалиме?
Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения на Литургии).
^ Мессианское Царство или Церковь Христова?
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).
«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока. », с. 60).
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
^ Окончательное прозрение апостолов
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
^ Христианская Пятидесятница: событие и праздник
Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших.
В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.
Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.
Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева.
^ Богослужебные тексты; краткая библиография
Текст Троицкой службы см. в любом издании Триоди Цветной (у греков – Пентикостарион). Русский перевод основных текстов, включая длинные молитвы Троицкой Вечерни, см.: Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке / [Сост.] свящ. В. Адаменко. Нижний Новгород, 1926 (репринт: Париж, 1989), с. 158-171.
О еврейской Пятидесятнице, о новозаветном событии сошествия Святого Духа на апостолов и христианском празднике Троицы см.: Библейская Энциклопедия / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Российское Библейское общество, 2002, с. 120, 144, 148, 157, 158, 342; Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 958-962; Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999, с. 112-145; Кирилл Александрийский, св. О святых праздниках. Гл. 17 // Творения св. отцов в русском переводе. Кн. III. М., 1885 (изъяснение трех важнейших еврейских праздников с экскурсами в христианскую Пасху); [Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, св.] Беседа святителя Григория Паламы о свершившемся в день Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11; Иудейские и христианские праздники суть памятники истины (без подписи) // Христианское Чтение. СПб., 1821. Ч. IV, кн. 10, с. 70-72; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998, с. 56-74; Ловягин Е. Вечернее богослужение в день Пятидесятницы // Христианское Чтение. СПб., 1853. Ч. I; Дмитриевский А. Праздник Св. Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне. СПб., 1913; Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916; Рашковский Е. «С высоты Востока. » Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с. 56-63.
Подбор текстов, статьи и комментарии Ю. Рубана
Троица 2021: какого числа отмечается и что нужно делать в этот день по православным традициям
Троица входит в число двенадцати главных православных праздников. День Светой Троицы отмечается через 50 дней после Пасхи и в 2021 году выпадает на воскресенье, 20 июня.
Фото со страницы Новосибирской митрополии ВКонтакте
Праздник Святой Троицы наполнен глубоким сакральным смыслом: события, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.
Троицын день установлен в честь триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
Считается, что Бог всегда незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться к нему за помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель, Святой дух на нашу планету.
День сошествия Святого Духа считается днем создания христианской церкви.
В этот день православные христиане вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, после чего ученики Господа стали способны говорить на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы проповедовать учение Христа.
Традиции празднования Троицы зародились много веков назад и дошли до наших дней. Троицу называют также Пятидесятницей ( т.к. отмечается на пятидесятый день после Пасхи) и Зеленым воскресеньем.
По православной традиции, пол храма в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются молодыми берёзовыми ветвями. Цвет облачений священнослужителей в этот день — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого. Цветущие ветви напоминают верующим о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают добром.
Праздник с древних времен был широко почитаем в народе и оброс множеством традиций, сохранив отголоски и языческого прошлого. В дохристианские времена этот праздник называли Зелеными или Русальими неделями. Он означал начало лета, его встречали пышно и весело. Правда, купаться в водоемах в этот период было запрещено, считалось, что в это время как раз просыпаются русалки, которые могут утянуть на дно.
Мужчины в зеленую неделю наслаждались летней погодой и отдыхом в период между посевной и сенокосом, а также выходили на массовые гуляния – водили с девушками хороводы, прыгали через костер, показывая свою молодецкую удаль.
На Троицу также принято украшать дом веточками березы с молодой листвой.
Сорванные ветви накануне Троицыного дня или в сам праздник освящают в церкви и хранят потом дома в качестве оберега весь год.
Также народные приметы на Троицу гласят, что в этот день нужно заготавливать на зиму целебные травы. Растения в это время обладают особой чудодейственной силой и излечат от всех хворей.
Напомним, за 10 дней до Троицы отмечается Вознесение Господне, это также один из самых почитаемых и значимых православных праздников.