какого числа сбили боинг на донбассе

Крушение «Боинга» на Донбассе. Прошло пять лет, но Запад скрывает правду

17 июля 2014 года, пять лет назад, на востоке Донецкой области произошла авиационная катастрофа. Самолет Boeing 777-200ER малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines следовал по маршруту «Амстердам – Куала-Лумпур». Через 2 часа и 49 минут после взлета самолет был сбит ракетой, выпущенной из ЗРК «Бук». В результате авиакатастрофы погибли все 298 человек, находившиеся на борту: 283 пассажира и 15 членов экипажа. До сих пор не установлено, кто все же сбил малайзийский авиалайнер.

какого числа сбили боинг на донбассе

Самолет, экипаж и пассажиры

Boeing 777-200ER был выпущен на заводе компании «Boeing» в Эверетте (Вашингтон, США) в 1997 году. 29 июля того же года он был передан малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Поэтому экипаж воздушного судна был представлен гражданами Малайзии.

Ко времени катастрофы самолет летал уже семнадцать лет, совершил 11 434 цикла «взлет – посадка», было налетано 75 322 часа. Техническую проверку лайнер последний раз проходил 11 июля 2014 года, но никаких проблем в работе самолета она не выявила.

16 июля 2014 года самолет выполнил ежедневный рейс MH16 Куала-Лумпур — Амстердам, прибыв в аэропорт Амстердама Схипхол в 04:23. В 10:14 самолет начал обратный рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур и в 10:31 взлетел с взлетно-посадочной полосы аэропорта Схипхол. Лететь предстояло, в том числе, и над территорией Украины, где к этому времени уже вовсю шла гражданская война на Донбассе.

Всего экипаж самолета насчитывал 15 человек. Командиром основного экипажа воздушного судна был 44-летний Юджин Чо Чжин Леонг, вторым пилотом – 26-летний Мухамад Фирдаус Абдул Рахим. Сменным экипажем командовал 49-летний Ван Амран Ван Хассин, вторым пилотом был 29-летний Ахмад Хакими Ханапи. Все они были опытными летчиками с многими тысячами налетанных часов. Кроме того, на самолете находились 11 бортпроводников – 3 стюарда и 8 стюардесс – все они также были гражданами Малайзии.

Этим злополучным рейсом на «Боинге» летели 283 пассажира. Большинство пассажиров были гражданами Нидерландов, так как самолет вылетел из Амстердама. Кроме голландцев, на «Боинге» летели граждане Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады, Румынии и Новой Зеландии.

Трагедия в небе над Донбассом

какого числа сбили боинг на донбассе

Самолет, точнее его обломки, упал в районе села Грабово в окрестностях города Торез Донецкой области. Обломки оказались разбросанными на территории общей площадью более 15 километров квадратных. Все люди, находившиеся на борту самолета, погибли.

По количеству погибших катастрофа в Донецкой области стала крупнейшей после событий 11 сентября 2001 года. Также она вошла в десятку крупнейших авиационных катастроф за всю историю воздухоплавания.

Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Украины получило информацию о пропаже с экранов радаров самолета Boeing 777—200 с регистрационным номером 9M-MRD утром 18 июля 2014 года. Уведомления о произошедшем были направлены Малайзии как стране регистрации и эксплуатации «Боинга», Соединенным Штатам Америки как стране – разработчику, а также Нидерландам и Австралии, граждане которых погибли в результате авиакатастрофы.

На земле начались поисковые работы. Поскольку самолет рухнул в зоне, находящейся под контролем донецких ополченцев, руководство Донецкой Народной Республики допустило украинских специалистов для участия в поисковой операции.

21 июля 2014 г. поезд с телами 282 погибших отправился с железнодорожного вокзала Тореза в Харьков. Процедуру опознания тел погибших было решено провести уже в Нидерландах. Еще 16 тел находились под обломками фюзеляжа и извлекли их лишь после того, как была завершена вся поисковая операция. Нидерланды взяли на себя ведущую роль в расследовании всех обстоятельств произошедшей трагедии. Бортовые самописцы были переданы представителями ДНР властям Малайзии, а те, в свою очередь, передали их Нидерландам.

какого числа сбили боинг на донбассе

Лайнер сбили ракетой

Расследование всех обстоятельств катастрофы заняло более года. Первоначально выдвигались разные версии произошедшего, однако в конечном итоге был сделан окончательный вывод – самолет сбили ракетой класса «земля-воздух». 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов (DSB) представил окончательную версию отчета расследования обстоятельств катастрофы. Анализ обломков самолета и осколков, извлеченных из тел пассажиров и членов экипажа лайнера, показал, что самолет был сбит ракетой с боеголовкой 9Н314М. Такими боеголовками оснащаются ЗУР 9М38 и 9М38М1. Эти ракеты применяются в составе зенитно-ракетных комплексов «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2».

Во второй части отчета делался вывод, что украинские службы, отвечавшие за организацию воздушного движения, в должной степени не учли все риски, которые могли сопутствовать пролету гражданского самолета над зоной ведения боевых действий на Донбассе.

Результаты расследования вызвали негативную реакцию как на Украине, так и в России. Президент Украины Петр Порошенко поспешил опровергнуть обвинения в адрес украинских воздушных служб, подчеркнув, что они и так закрыли воздушное пространство до высоты 9725 метров и не предполагали, что и выше данной отметки также летать опасно.

В Российской Федерации результаты нидерландского расследования сочли предвзятыми и тенденциозными. Была опубликована информация, что пуск ракеты был произведен с территории, находившейся в тот момент под контролем не ополченцев ДНР, а Вооруженных сил Украины. Заместитель главы Росавиации Олег Сторчевой, выступая 14 октября 2015 года на пресс-конференции, назвал отчет нидерландской стороны сфабрикованным, выполненным в «технике подгонки фактов под заранее определенные выводы».

какого числа сбили боинг на донбассе

14 января 2016 года им было направлено письмо в Совет по безопасности Нидерландов с критикой отчета, однако нидерландские власти ответили, что в данном письме не содержится какой-либо новой или ценной информации. Между тем, практически с самого начала расследования не могло не вызвать подозрений то обстоятельство, что Малайзию допустили к результатам расследования лишь через несколько месяцев. Но ведь Малайзия была страной регистрации и эксплуатации потерпевшего крушение самолета, да и экипаж, и значительная часть пассажиров были гражданами этой страны.

В свою очередь США и страны Евросоюза полностью поддержали доклад Нидерландов, поскольку он прекрасно вписывался в их парадигму отношения к России как к стране, якобы развязавшей войну на Донбассе и представляющей угрозу и Украине, и миру в целом.

МИД Нидерландов и МИД Австралии официально возложили вину за катастрофу на Россию. Сформированная после катастрофы международная Объединенная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), включившая в себя представителей Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины (лишь осенью 2014 года в нее была допущена Малайзия) заявила, что лайнер был сбит ракетой, которая принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ, дислоцирующейся в Курской области. Но реальных доказательств этому предоставлено, разумеется, не было.

Что касается Украины, то ее президент Петр Порошенко практически сразу же после катастрофы обвинил в причастности к ней ополченцев Донбасса и спецслужбы России. Служба безопасности Украины возбудила в связи с происшествием уголовное дело по статье 258 УК Украины (террористический акт). Естественно, что Запад сразу же воспользовался катастрофой на Донбассе, чтобы ввести против Российской Федерации дополнительные экономические санкции.

В свою очередь, Александр Бородай, занимавший тогда пост председателя правительства ДНР, заявил, что ополченцы не имеют на вооружении таких зенитно-ракетных комплексов, с которых можно было бы сбить столь высоко летящий самолет.

Представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков рассказал, что ракета, которая попала в лайнер, действительно была сделана на территории современной России, но еще в советское время, а после распада СССР ракета оказалась на территории Украины. Российские зенитные ракетные комплексы «Бук-М1-2», по словам представителя Министерства обороны, границу между Российской Федерацией и Украиной не пересекали.

Пять лет спустя. Запад продолжает обвинять Россию, Малайзия сомневается

В июне 2019 года стало известно, что украинская сторона назначила и «подозреваемых» в организации ракетного удара по лайнеру. Это Игорь Гиркин (Стрелков), занимавший в то время пост министра обороны Донецкой республики, Сергей Дубинский, возглавлявший разведку ДНР, командир разведывательного подразделения ГРУ ДНР Леонид Харченко и подполковник запаса российской армии Олег Пулатов.

Все перечисленные, кроме Харченко, являются гражданами Российской Федерации. Вместе с тем появилась информация и о том, что украинские власти не будут требовать экстрадиции перечисленных граждан, а это обстоятельство уже само по себе вызывает большие вопросы. На самом деле Киеву совершенно невыгоден публичный суд над теми, кого на Украине «назначили» виновниками трагедии. Ведь любое судебное разбирательство может пролить свет на подлинные причины крушения лайнера. Не зря нидерландские власти до сих пор не соглашаются обнародовать результаты расследования катастрофы.

какого числа сбили боинг на донбассеОчень интересна в этом контексте позиция малайзийского руководства. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад (на фото) в июне 2019 года заявил, что Малайзия очень разочарована попытками западных стран возложить всю вину за произошедшее на Российскую Федерацию и использовать катастрофу в политических целях.

По словам премьер-министра Малайзии, вплоть до настоящего времени мир располагает лишь «слухами» относительно мнимой причастности России к этому трагическому событию. Что касается доказательств, то их Запад не предоставляет, а вот обвинения в адрес Москвы посыпались еще до начала расследования всех обстоятельств катастрофы.

— заявил премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад.

Эти слова главы правительства той страны, которая и владела сбитым «Боингом», и более всех остальных стран заинтересована в объективном расследовании произошедшего, очень показательны, как и то, что Малайзию до сих пор не допускают к данным расшифровки «черных ящиков» самолета.

Западу выгодно выставить Россию непосредственным виновником катастрофы и ради этого в Амстердаме, Брюсселе, Вашингтоне, Лондоне готовы пойти на что угодно, в том числе и на откровенную фальсификацию доказательств, и на замалчивание фактов.

Источник

«Они сразу обвинили Россию» После крушения «Боинга» в Донбассе прошло семь лет. Почему суд до сих пор не нашел виновных?

какого числа сбили боинг на донбассе

Прошло ровно семь лет с момента крушения малайзийского «Боинга» над Донбассом, однако международной следственной группе до сих пор особенно нечем похвастаться. Только этим летом суд, наконец, приступил к рассмотрению дела MH17 по существу и практически сразу отложил слушания до осени. Процесс снова осложнился после того, как США пообещали некие новые неопровержимые доказательства, но суд их так и не увидел. Это далеко не первый случай, когда громкие заявления по делу сбитого «Боинга» не находят подтверждений, а рассмотрение дела буксует без видимых причин. «Лента.ру» вспомнила все скромные успехи международной следственной группы за эти годы и попыталась понять, чего ждать дальше от одного из самых скандальных судебных процессов в мире.

Новые показания

Суд в Гааге приступил к рассмотрению дела MH17 по существу 7 июня. Следствие разрабатывает основную версию, согласно которой лайнер сбили ракетой «Бук» с территории самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР). Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки: в зале заседаний впервые заслушали показания свидетелей, информация о которых засекречена.

Восемь человек сообщили, что видели или слышали пуск ракеты в небе недалеко от подконтрольного ДНР города Снежное. Три свидетеля при этом утверждали, что были в районе пуска в момент катастрофы. Один из ключевых свидетелей заявил, что находился перед крушением лайнера на блокпосту ДНР возле Первомайского и видел грузовик с ракетами. Затем он услышал грохот, свист и «звук разрыва» в небе. После этого, по словам очевидца, машина вернулась уже пустая. Самого момента запуска ракеты никто из свидетелей не видел. Несмотря на этот факт, показания сочли убедительными и приобщили к делу

какого числа сбили боинг на донбассе

Однако следователи отказались использовать информацию от двоих свидетелей, переданную Россией. Те очевидцы утверждали, что видели пуск ракеты из города Амвросиевка под Донецком, в тот момент находящегося под контролем Вооруженных сил Украины. Суд также отказался допрашивать бизнесмена Игоря Коломойского — как указала защита обвиняемых, экс-губернатор Днепропетровской области Украины неоднократно публично намекал, что знает настоящую версию катастрофы «Боинга».

Да перестань, шо ты рассказываешь? Шмальнули там случайно, хотели по одному, попали по другому. Ну, понимаешь, попадают в неправильные руки какие-то серьезные вещи, и получилось

При этом суд положительно ответил на другую просьбу стороны защиты и приобщил к делу показания бывшего командира роты ПВО ДНР Владимира Цемаха. Известный как «ценный свидетель» по делу, он единственный из очевидцев участвовал в боевых действиях в районе катастрофы рейса MH17. Военнослужащий заявил, что не видел ни одного «Бука» на территории военного конфликта на юго-востоке Украины.

Материалы по теме

какого числа сбили боинг на донбассе

Евросоюз призвал Москву признать вину за крушение MH17

какого числа сбили боинг на донбассе

«Они долго были на передовой, и у них крыша поехала»

Примечательно, что свидетели высказались только через семь лет со дня крушения лайнера. Нидерландский прокурор Тийс Бергер сообщал, что они не хотели выступать в суде из-за страха за свою жизнь. Один из них рассказал Бергеру, что вооруженные люди дважды угрожали ему пытками, после чего свидетель был вынужден покинуть свой дом.

Другим важным открытием суда в этом году стали записи переговоров обвиняемых о транспортировке «Бука» в день катастрофы. Их имена были обнародованы еще в 2019 году, и с тех пор их в деле по-прежнему четверо: это россияне Игорь Гиркин (Стрелков), который в 2014 году возглавлял Минобороны ДНР, Сергей Дубинский, возглавлявший там разведку ДНР, и его заместитель Олег Пулатов. Вместе с ними в список попал украинец Леонид Харченко, который якобы возглавлял разведывательный батальон ДНР.

Записи обвиняемых обнародовали на заседании 9 июня. Разговоры перехватила Служба безопасности Украины (СБУ) и передала их совместной следственной группе. По утверждению спецслужб, на аудио, прозвучавших в суде, попали разговоры Гиркина и Дубинского с подчиненными. Они обсуждали перемещение «Бука».

Слушай меня. Сейчас тебе «Крот» притянет «Бук-М». Надо поставить где-то в районе Первомайска его. «Бук-М»… И придут три танка «Востока» с охраной.

На другой записи мужчина, чей голос похож на голос Дубинского, также обсуждает перемещение «Бука» в район Саур-Могилы, где проходили ожесточенные бои с украинскими военными. Кроме того, по данным украинских спецслужб, за несколько дней до крушения «Боинга» Гиркин по телефону рассказывал неизвестным собеседникам о тяжелом положении сторонников ДНР и просил предоставить средства ПВО, чтобы противостоять украинской авиации.

В свою очередь, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Денис Казанский опубликовал запись диалога Олега Пулатова о ходе военных операций против украинской армии. На записи человек, чей голос признан голосом Пулатова, жалуется, что ополченцы понесли большие потери, и признает, что украинская военная авиация доставляет Донецку серьезные проблемы.

какого числа сбили боинг на донбассе

Участники перехваченных бесед подтвердили подлинность записей, однако некоторые отмечали, что их реплики были смонтированы. Обвиняемые также заявляли, что знали о прослушке и намеренно дезинформировали перехватчиков. Тем не менее запрос средств ПВО, предположительно из России, и последующие обсуждения транспортировки «Бука», по мнению следователей, подтверждают основную версию суда.

Однако эксперты считают, что этого все еще недостаточно, чтобы суд мог сделать какие-либо выводы по существу. «Если будет доказано, что «Бук» действительно использовался для того, чтобы сбить самолет, обвинение все равно должно будет доказать, что подсудимые несут ответственность за авиакатастрофу», — заявил «Ленте.ру» юрист-международник и глава адвокатской коллегии Guernica 37 International Justice Chambers Тоби Кэдмен.

Шаг вперед — два шага назад

К очевидным, но не самым значительным успехам судебного процесса можно отнести тот факт, что следователи спустя семь лет наконец-то пролили свет на судьбу двоих пассажиров MH17, чьи тела так и не удалось обнаружить. Раньше рассматривалась версия, что они не попали на рейс, но в ходе разбирательства их посадочные талоны все же обнаружились, и, согласно данным аэропорта Амстердама, эти люди все же летели в сбитом лайнере.

Отдельно были раскрыты и данные экспертизы останков пилота и его первого помощника. Вскрытие показало, что в их телах было много разных осколков. Нидерландский институт судебной экспертизы (NFI) установил, что среди этих предметов есть 11 фрагментов стали — но речь идет не о частях самолета. Осколки стали уликой, косвенно подтверждающей основную версию следствия. Эксперты также заключили, что повреждения самолета сопоставимы с предполагаемым уроном от ракеты «Бук». Российский оборонный концерн «Алмаз-Антей», производящий ЗРК «Бук», опроверг эти выводы собственными экспериментами.

какого числа сбили боинг на донбассе

Тем не менее все же ожидалось, что в деле появится гораздо больше весомых улик. Например, большие надежды возлагались на спутниковые снимки США — американские власти заявили, что их спутник заснял момент пуска ракеты по малайзийскому лайнеру. Прокуратура Нидерландов запросила снимок для приобщения к делу. Однако вместо самого фото американская сторона отправила в Амстердам документ с описанием снимков и сопутствующей технической информацией.

На просьбу поделиться исходным снимком в США с 2020 года отвечают отказом, поскольку это раскроет технические возможности спутников Пентагона. Последний раз следователи по делу «Боинга» об этом просили весной 2021-го. Власти США заявили, что снимки являются государственной тайной, а потому не могут быть переданы суду. Вместо этого главному прокурору Нидерландов предоставили возможность увидеть исходное фото и убедиться в достоверности описания. Он подтвердил, что информация была изложена верно.

Материалы по теме

какого числа сбили боинг на донбассе

«Нам совершенно без разницы, кто продавец информации»

какого числа сбили боинг на донбассе

«Мы получим все ответы»

Однако когда защита обвиняемого Пулатова обращалась к суду с просьбой допросить американского разведчика, автора этих снимков, суд не счел нужным удовлетворять требование. Судья Стейнхёйс объявил, что судебные следователи неоднократно пытались получить дополнительные сведения от американской стороны, но безрезультатно, поэтому нет смысла даже пытаться.

Из всех обвиняемых защита представляет только Пулатова, остальных судят заочно. Участников следственной группы такой расклад не смущает, однако ряд юристов задается вопросом о том, насколько процесс будет считаться легитимным, учитывая, что он проводится в отсутствие обвиняемых. Такое мнение высказал «Ленте.ру» глава адвокатской коллегии Guernica 37 International Justice Chambers Тоби Кэдмен.

Голландский политолог, автор книги о катастрофе «Крушение самолета MH17: Украина и новая холодная война» Кейс ван дер Пейл заключил, что информация о спутниковых снимках — это продуманный блеф американских властей. В беседе с «Лентой.ру» он подчеркнул, что для обнародования разведданных такого уровня требуется долгая процедура сбора, оценки, передачи через военный и государственный аппарат.

Дело о крушении малайзийского «Боинга» действительно перестало быть объективным поиском правды и оказалось подвержено влиянию устоявшихся политических парадигм на международной арене

Такой шаг со стороны США, по словам эксперта, отражает политический курс Вашингтона на оттеснение России и укрепление своих позиций на Украине.

А судьи кто?

Несмотря на то что ни один гражданин Украины не погиб в катастрофе, именно Киев активнее всего настаивает на продвижении судебного процесса и подтверждении версии о роли ЗРК «Бук» в крушении MH17. При этом украинские власти стремятся не только доказать вину подозреваемых, но и привлечь к ответственности российскую сторону. Дело MH17 актуализирует для Украины тему о роли России в конфликте на Донбассе, которая, в свою очередь, уже много лет используется для отвлечения граждан от внутренних проблем и во внутриполитической борьбе за власть в Киеве.

Представители властных органов Украины неоднократно старались привлечь внимание к «палкам», которые Россия якобы вставляет в колеса расследования. Так, чрезвычайный и полномочный посол Украины в Нидерландах Всеволод Ченцов напомнил изданию Ukrinform, что несколько стран, чьи граждане погибли в результате трагедии, требовали у ООН назначить международный трибунал по делу о крушении MH17. Он отметил, что Россия заблокировала эту инициативу в Совете Безопасности, воспользовавшись своим правом вето. Тогда Амстердам предложил провести процесс по своему национальному законодательству.

какого числа сбили боинг на донбассе

По словам Ченцова, расследование катастрофы малайзийского лайнера под Донбассом — один из важнейших вопросов в политическом и социальном поле Нидерландов. «Эта тема постоянно стоит в повестке дня как парламента, так и правительства, и международное сотрудничество идет очень интенсивно», — цитирует Ченцова портал «Обозреватель».

Тут дипломат действительно прав. На это указывает тот факт, что в июне 2021 года премьер-министр Нидерландов Марк Рютте отказался лично присутствовать на возможном саммите лидеров стран ЕС с российским президентом именно из-за дела MH17. При этом в украинском обществе, которое должно интересовать украинских политиков явно больше голландского, значительного внимания к делу уже нет и в помине.

Как отметил в беседе с «Лентой.ру» директор Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслан Бортник, это крушение лайнера всплывает лишь как элемент политического диалога о взаимоотношениях с Россией и как инструмент возможного наказания Москвы. Обвинительное решение суда ослабит международные позиции России и станет еще одним поводом для введения санкционного режима и усиления давления на Москву, чем Украина обязательно воспользуется

Обвинительный приговор будет максимально политически использован для усиления давления на Россию — в плане выдвижения финансовых требований, новых витков санкций, диалога о роли России в Донбассе

По словам Бортника, дело MH17 остается на радарах общественного сознания, так как украинское население и политические силы ожидают обвинительного приговора. Здесь украинские власти преследуют в том числе и материальные интересы. В Киеве ожидают, что за решением может последовать требование денежных компенсаций от России, часть из которых намерена получить украинская сторона.

Источник

Свидетель-военный, «бабочки» и биллинги: суд озвучил новые доказательства в деле о сбитом Боинге MH17

The Insider

С 7 июня в окружном суде Гааги продолжается рассмотрение дела о сбитом Боинге MH17 по существу. The Insider попросил экспертов из Conflict Intelligence Team проанализировать опубликованные судом данные из материалов дела, среди которых новые доказательства причастности российских военных и наемников.

Большая часть доказательств, собранных следствием, уже была известна широкой общественности из журналистских расследований (в первую очередь Bellingcat), публикаций и пресс-конференций Совместной следственной группы по делу MH17, а также из выступлений стороны обвинения во время предварительных слушаний. Однако в последние дни суд огласил множество других доказательств, которые позволяют составить максимально подробную картину событий. Это было сделано, чтобы ознакомить нидерландскую и мировую общественность с наиболее важными из материалов дела, которые насчитывают 65 000 страниц и сотни часов аудио- и видеоматериалов. При этом выступавшие судьи неоднократно отмечали, что изложенная информация не является позицией суда, который огласит свое решение только по завершении рассмотрения дела по существу (это может занять еще несколько месяцев).

Суд логически разделил свою презентацию согласно трем вопросам, на которые он должен будет дать ответ, чтобы вынести окончательное решение:

— был ли MH17 сбит ракетой комплекса «Бук»?

— была ли эта ракета запущена с сельскохозяйственного поля под Первомайским?

— причастны ли к этому обвиняемые?

Почему это именно «Бук»

Отвечая на первый вопрос, суд продемонстрировал множество ранее не публиковавшихся результатов экспертиз обломков MH17. Так, общественности представили несколько фрагментов ракеты «Бука», найденных рядом с обломками или застрявших в этих обломках (последние, по мнению экспертов, привлеченных обвинением, имеют куда большую криминалистическую ценность, так как их невозможно подбросить). Сравнение со справочными ракетами «Буков», предоставленными Украиной и Финляндией, показало, что найденные фрагменты соответствуют либо как ракетам 9М38, так и более новым 9М38М1, либо только ракетам 9М38М1 (последняя по состоянию на 2014 год находилась на вооружении как России, так и Украины).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *