какого числа получают зарплату в пятерочке
Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках
«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.
Рабочий график
Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.
Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.
Несоответствие цены
В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.
Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.
Оплата труда
Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».
Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.
Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».
Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.
В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.
Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.
Работа в праздничные дни
Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.
Просроченные продукты и списание товаров
Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.
По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.
Как работают заместители директора?
Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.
Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.
Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.
Кто кого контролирует?
Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.
Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.
Воруют ли в «Пятерочке»?
Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.
Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.
В Какие Числа Выплачивается Зарплата и Аванс в Пятерочке
Несоблюдение сроков выплаты заработной платы
Нарушения сроков выплаты аванса и заработной платы влекут административную ответственность нанимателей, которая прописана в Кодексе об административных правонарушениях, в статье 5.27.
С 2016 года согласно Постановлению Правительства сумма штрафных санкций при просрочке выплат составляет:
При задержке зарплаты более, чем на 15 суток, сотрудник вправе не выходить на работу до полного получения денег. При этом за ним сохраняется средний заработок.
Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет. Какого Числа Аванс и Зарплата в Магазине Пятерочка.
Особенности начисления аванса после отпуска
Чтобы избежать проблем с законом, предприятие при выплате зарплаты двумя платежами должно придерживаться статьи 136 Трудового кодекса РФ. Некоторые работодатели предпочитают выдавать аванс вместе с отпускными, чтобы не иметь долгов перед сотрудником, но это необязательно.
Работник вправе попросить перечислить ему авансовую часть вместе с отпускными или, наоборот, выплатить ему деньги уже после отдыха для удобства планирования расходов. В любом случае на аванс после отпуска можно рассчитывать, если фактически отработан хотя бы один день в промежутке с 1 до 15 числа.
Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет. Какого Числа Выплачивается Зарплата в Пятерочке.
По каким числам в пятерочке аванс и зарплата
Возможность экономии достигается снижением сопутствующих торговле затрат, скажем, на использовании складских помещений. Это возможно благодаря широкой и разветвленной сети торговых точек, вследствие чего товар постоянно перебрасывается из одного магазина в другой, где на него больший спрос. Общая экономия на всех затратах, по сравнению с обычными магазинами, может составлять до 30-40%. В России сеть продовольственных магазинов «Пятерочка» является одним из крупнейших работодателей не только среди предприятий розничной торговли, но и среди всех компаний страны.
Уровень заработной платы в сети «Пятерочка», как и во всех остальных сетевых магазинах, весьма невысок. Связано это со многими причинами, более всего с все той же тотальной экономией на всем ради сохранения низких цен.
Рассмотрим, какова зарплата некоторых сотрудников в этой федеральной сети магазинов.
Сколько процентов от зарплаты составляет аванс, правила начисления и выплаты в 2021 году
Хотя конкретный период осуществления таких выплат не закреплен законодательно, контролирующие органы дали некоторые разъяснения. В письме Минздравсоцразвития РФ от 25.02.2009 г.
№22-2-709 сказано, что при начислении аванса за каждую половину месяца, сумма должна быть примерно равной.
Если обратиться к другому письмо, написанному Федеральной службой по труду и занятости 08.09.2006 года №1557-6, которое гласит, что при определении размера аванса, следует брать во внимание то время, которое работник фактически отработал, из этого следует соответствующий вывод: что бы получить за фактически отработанное время в конкретный период, две примерно равные суммы, первая выплата должна быть осуществлена приблизительно в середине конкретного рабочего периода. Этот вывод подтверждается устными консультациями с работниками Роструда, которые рекомендуют осуществлять выплату аванса в середине месяца (15 или 16 числа). В Каких Числах Переводят Зарплату и Аванс в Пятерочке.
Важно! Положение о выплате зарплаты не реже чем каждые полмесяца является императивным, и изменять его может только законодатель. У работодателя такого права не имеется.
Соответственно, при невыполнении этого требования работодатель привлекается к ответственности.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП предусмотрено наказание за невыплату зарплаты в установленный срок в виде наложения штрафа:
Может быть ситуация, когда в локальном акте предусмотрена 2-разовая выплата зарплаты, а по факту это происходит 1 раз. Тогда работник может взыскать с работодателя:
Кроме того, работодатель привлекается по той же ч. 6 ст. 5.27 либо по ч. 7 ст. 5.27 КоАП, если правонарушение является повторным.
Формулировка вопроса, в чем разница между авансом и зарплатой, является некорректной в силу того, что аванс и есть заработок. По сложившейся практике под авансом понимается та часть зарплаты, что получает работник за отработанные первые 2 недели месяца.
Его размеры и срок выплаты определяет работодатель и устанавливает это в локальном акте.
Не выплачивать аванс нельзя, за это работодателя могут привлечь к ответственности, а у работников появляется право на получение компенсации за просрочку и выплаты за моральный вред.
В пяти шагах от дома: какая зарплата в «Пятерочке»
Виктория Митина Обновлено: 19 сентября 2021 119 Шрифт A A Нет времени читать? Отправить статью на почту Добавить в избранное В розничной сети «Пятерочка» работает более 200 тыс.
сотрудников, занимающих должности торгового, административного, управленческого и логистического персонала.
Зарплаты в «Пятерочке» выше средних окладов сотрудников других предприятий розничной торговли на тех же должностях, что обеспечивает приток кадров.
Содержание Крупнейшая российская сеть магазинов принадлежит розничной компании X5 Retail Group, зарегистрированной за рубежом (Нидерланды).
Сейчас по всей России сеть «Пятерочка» включает в себя более 13,5 тыс. магазинов В конце 2021 года чистая выручка сети достигала 1,198 трлн рублей.
Торговая сеть «Пятерочка» – все будет на 5 баллов
Даже от части месяца не отработала. Коллектив ужасный, не отпускают никуда ходить, хотя час который есть можно расстягивать на целый день и делать в это время что угодно.
Конкретная дата в актах не прописана, установлены только временные рамки. Но назначать сроки лучше всего, опираясь на мнение контролирующих ведомств. Так что устраиваясь на работу, тщательно ознакомьтесь с датами, в которые происходит оплата труда.
В одном из наших курсов есть каверзный вопрос – может ли зарплата выплачиваться 4 раза в месяц. Некоторые ошибаются и отвечают «нет». Почему же нет? Да хоть каждый день можно выплачивать. В Кодексе установлена лишь минимальная частота – не реже двух раз. А чаще можно. И в некоторых организациях действительно есть два аванса по зарплате.
Зарплата 15 числа
Новые закон не запрещает выдавать зарплату непосредственно 15-го числа. При этом рекомендуем иметь в виду, что если выдавать зарплату именно 15 числа, то с авансом могут быть проблемы. Дело в том, что если выдавать зарплату 15-го числа, то аванс выпадает на 30-е число.
Стоит обратить внимание, что в некоторых месяцах это последний день. Так, к примеру, в ноябре 2016 года –30 календарных дней.
По общему правилу, при выплате работнику аванса НДФЛ с него не удерживается и в бюджет не перечисляется (письмо ФНС от 29.04. 2016 г. N БС-4-11/7893). Однако это справедливо только для случаев, когда аванс выплачивается до истечения месяца, за который он начислен. С аванса, выданного в последний день месяца, надо исчислить и удержать НДФЛ (Определение ВС от 11.05.2016 № 309-КГ16-1804, Письмо ФНС от 24.03.2016 № БС-4-11/4999).
Не рекомендуем устанавливать день зарплаты 15 число. В противном случае может потребоваться по несколько раз удерживать НДФЛ: с аванса и получки. Такая путаница может вызвать вопросы у налоговиков.
Сколько платят в Пятерочке: новые зарплатные листы
Сколько получают продавцы-кассиры, директора магазинов и их заместители? От чего зависят заработные платы сотрудников? В какую Пятерочку стоит устраиваться, если хочешь получать больше?
Ниже расчетные листы из магазина в центре столицы. Оборот не заоблачный — около 500-600 тысяч в день. Это практически средний показатель по сети.
Остальное — премии. За Пики (сканирование каждого товара стоит
9 коп ), выполнение товарооборота, плана потерь, оценка руководства. Зарплата за первую ставку ПК — 43 294 руб
От чего зависят заработные платы сотрудников.
Зарплата в Макдональдсе в Москве и регионах отличается. Если в столице можно рассчитывать на заработок от 25 000 до 38 000 рублей в месяц, то в иных случаях только от 15 000 до 25 000 рублей. Оплата почасовая, в среднем один час работы стоит 55–75 рублей, за ночные смены платят в два раза больше.
За час работы, при этом, сотрудникам платят в среднем 190 рублей. За ночные смены существует также надбавка в размере 30%. Таким образом, максимальная ставка может составлять 247 рублей. По мера карьерного роста, сотрудники сети быстрого питания «Макдональдс», начинают получать и повышенную зарплату.
В Каких Числах Переводят Зарплату и Аванс в Пятерочке
🗣 Согласно ст. 142 ТК РФ, на время приостановки работы за сотрудником сохраняется средний заработок. Поэтому руководитель должен оплатить рабочему еще и время простоя.
☑ во сколько переводят зарплату на карту в пятерочке
Не каждый работник может позволить себе такое поведение. Есть ситуации, когда приостановление работы не допускается:
Сроки выплаты зарплаты и; аванса в; 2021 и; 2021 году
Аванс в текущем месяце Зарплата в следующем месяце 16 1 17 2 18 3 19 4 20 5 21 6 22 7 23 8 24 9 25 10 26 11 27 12 28 13 29 14 30 15 31 16.
Ответственность за нарушение сроков выплаты аванса и зарплаты
Выдавать зарплату можно переводом на банковскую карту или наличными. При наличном расчете сотрудник может не забрать зарплату вовремя. Например, из-за болезни. В таком случае ее нужно депонировать. Поэтому все большее распространение получает безналичный способ выдачи зарплаты. Сроки выплаты зарплаты в 2021 и 2021 году
Выплата раньше срока
Зарплата за первую половину месяца.
В ТК отсутствует понятие «аванс». В соответствии с позицией Роструда (письмо Роструда от 08.09.2021 N 1557-6), при выплате заработной платы за первую половину месяца нужно руководствоваться сведениями табеля учета рабочего времени и начислять заработную плату согласно фактически отработанному времени.
Аванс по зарплате: размер, порядок выплаты и учет
А как же определить размер выплаты той части дохода, которую нужно перечислить сотруднику за половину месяца? При определении суммы, нужно помнить, что в выплату должна входить не только часть оклада (тарифа) сотрудника, но и его постоянные надбавки, расчет которых не зависит от итогов работы за месяц или от выполнения месячной нормы.
Сроки выплаты заработной платы за первую и вторую половины месяца: шпаргалка для бухгалтера
Размер аванса
Но выплатить заработную плату за первую половину месяца, нужно обязательно до 30-го (31-го) числа (ст. 136 ТК РФ, письмо Минтруда от 14.02.2021 № 14-1/ООГ-1293, письмо Роструда от 26.09.2021 № ТЗ/5802-6-1).
Какую сумму выплатить сотруднику, только принятому на работу?
Но, как показывает практика, такой способ выплат будет неверным, потому что сотрудник может предоставить больничный лист или попросить отгул, пойти в отпуск, т. е. отработать не полностью половину месяца. Соответственно сумма дохода за половину месяца будет рассчитана некорректно, превысит заработанный доход сотрудника. Также может не хватить начислений для удержания НДФЛ.
При определении суммы, нужно помнить, что в выплату должна входить не только часть оклада тарифа сотрудника, но и его постоянные надбавки, расчет которых не зависит от итогов работы за месяц или от выполнения месячной нормы.
Бухгалтер высчитывает определенный процент, чаще всего не более 40-45% от примерного заработка за месяц. При таком распределении дохода, выплаты за первую и вторую половину месяца, практически равномерны.
Зарплата в январе: рассчитываем правильно
Минтруд России разъяснил порядок оплаты труда с 4 по 7 мая
§ какого числа аванс и зарплата в магазине пятерочка Сотрудник имеет полное право бойкотировать нерадивого работодателя. Статья 142 ТК РФ при задержке зарплаты более чем на 15 дней работник может прекратить исполнять свои должностные обязанности, например, перестать ходить на работу или бездельничать на рабочем месте. Единственное условие — работник должен письменно уведомить об этом работодателя.
🏫 Правильный вариант: зарплата за первую половину месяца выплачивается 25-го числа, а за вторую половину месяца — 10-го числа следующего месяца. В таблице мы собрали соотношение дат аванса и зарплаты.
«Пятерочка» изнутри. Как работают кассиры, почему упала зарплата и как выживают сотрудников
Как работают кассиры, сколько им платят и за что штрафуют
Продавец-кассир работает посменно. По документам, смена длится 10 часов 40 минут. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до её начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.
Из-за нехватки кассиров создаются очереди. На просьбы покупателей вызвать ещё одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились», рассказала кассир Мария (имя изменено). Фактически в магазине работают сейчас две кассы (раньше — 4-5). Покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.
Одна из частых причин конфликтов в «Пятерочках» — несоответствие цены на товар в торговом зале и на кассе, когда пробивают чек. Почему это происходит? Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно. Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. «Ну выпускайте хотя бы сто ценников, где цена меняется, — но не тысячу же», говорит Мария. При этом, если придут с проверкой, за несверенный ценник оштрафуют.
Оплата труда состоит из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый «пик» — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. За смену касса, бывало, отключалось два раза — потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое.
Кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции» (они на кассе). «Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата».
Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость+проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждём вас снова». Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров.
Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше.
«В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются», говорит Мария. Из премий вычитается списанный товар магазина. В июле кассирам прислали новый договор оплаты труда. Принесли бумаги прямо на кассы (это произошло и в других «Пятерочках»), не дав толком ознакомиться с их содержанием. В договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продаётся. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.
Списание товаров и просрочка
Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Раньше в день приходило 9-13 палет с товаром — для небольшого магазина, о котором идет речь, это много. Складов в магазине нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть, общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов. По словам кассира, недавно списали целую тележку продуктов.
Но просроченных товаров нет, уверяют продавцы, и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.
Как работает заместитель директора
Марина (имя изменено) работала заместителем директора в нескольких зеленоградских «Пятерочках», в «старом» и «новом» городе. У неё высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях.
Замдиректора тоже работает посменно, два через два, или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов. Допустим, директор магазина говорит: «У меня завтра собрание в Химках, должна быть там к 9:00». Это значит, что открыть магазин должен заместитель.То есть, прийти к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар, принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть — подготовить магазин к открытию.
В магазине замдиректора делает «практически всё». Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограмм товара. «Бывали случаи, когда палеты падали. Иногда палеты вытягивали втроем — два продавца-кассира и замдиректора.
Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше (то есть, чем больше товаров оборачивает магазин), тем больше и премии. В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили ещё 3 тысячи, говорит Марина. Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» решило, что это накладно, и вместо двойной оплаты дали отгулы.
Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, не оплачивается.
Кто кого контролирует
Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер. Например, на все зеленоградские «Пятерочки» приходится три супервайзера. Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Ещё выше — директор кластера. Кластер — это в данном случае Зеленоград, Сходня и Химки. Офис кластера находится в Химках. Есть ещё служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж.
Трудовой договор сотрудники зеленоградских магазинов подписывают с ООО «Агроторг» или ООО «Агроаспект». «Агроторг» юридически находится в Санкт-Петербурге, а главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.
«Выдавливают зеленоградских». Конфликты и угрозы в магазине
Марину всячески «уходили» из магазина и даже грозили уголовным делам. Она рассказала, что произошло.
«В июле в магазин приехал сотрудник службы безопасности, вызывал её и сказал странную фразу «Нужно валить директора (магазина). От тебя нужен компромат». Я ответила, что у меня есть компромат только на меня — просроченная на неделю медицинская книжка. «Эсбэшник» продолжал настаивать — «Ну, а может быть, мёртвые души? Может, палеты перемещали из одного магазина в другой?». Я ответила однозначно: «Нет». «Ну ладно, мы тогда сами нароем».
Через два дня поступает звонок от него же — приглашает на некий разговор. И предъявляет обвинение — будто я продала неким людям просроченный товар, и это якобы зафиксировала камера. Я действительно вывожу на тележке к мусорным ящикам списанный товар, это входит в мои обязанности. Дело в том, что возле магазина дежурят пенсионеры и бомжи, они ждут эту просрочку. Мы обязаны выбросить этот товар. Когда вывозишь тележку, они бегут навстречу. Всё это я напомнила, но он продолжал обвинять меня в каком-то сговоре и продаже товара, а потом заявил, что я должна ему заплатить. Я отреагировала полным недоумением.
Я пожаловалась начальнику операционного отдела на эту ситуацию, тот заверил, что можно работать спокойно и ничего не бояться. Но что касается директора — «да, есть планы её поменять». Сама директор магазина вскоре написала заявление об уходе — по её словам, под давлением. Ей пригрозили «устроить большую просрочку». В магазин приходит новый директор, молодая женщина из Рязани, до того работавшая в «Пятерочке» в 15 микрорайоне. Отношения в коллективе быстро обострились. В подсобке произошла драка — после эмоционального разговора продавца с новым директором та позвала знакомого из другой «Пятерочки», и тот сильно ударил парня. Директор магазина заявила: «Я вообще здесь буду всех менять».
Вскоре меня вызывают на новый разговор. На этот раз в кухне магазина сидят «эсбэшник» и супервайзер. Супервайзер говорит: «По результатам служебного расследования на вас заведено уголовное дело». «Заведено уголовное дело», понимаете? Как будто он полицейский. Как делается служебное расследование? Выпускается приказ по предприятию, сотрудника должны с ним ознакомить в течение трех дней, он имеет право написать, что не согласен. В общем, я встала и ушла. Тем более, тон был совершенно хамский, и чтобы уйти, пришлось физически отстранить этого человека.
В итоге я попала в кардиологическое отделение больницы. А когда 1 августа вышла на работу, директор сказала, что я снята с должности. Тем не менее, пыталась заставить работать на кассе. А на следующий день, когда я возвращалась домой из поликлиники, ко мне подошли возле подъезда двое полицейских. Один из них — участковый в 16 микрорайоне. «На вас написано заявление по 160-й статье (статья 160 УК — „Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества“) вы должны дать нам объяснение. Пройдемте к вам домой». Я отказываюсь и говорю, что в принципе не понимаю, что происходит. Пообещала приехать к ним в отделение через час, чтобы как-то прийти в себя. Хорошие знакомые дали телефон адвоката. Та сказала никуда не ездить, никого не пускать домой, а если у полиции будут какие-то вопросы — сразу давать её телефон. Что интересно: никто из полиции так и не позвонил, не появился, никаких повесток не приходило».
Зачем всё это проделывали с замдиректора конкретные сотрудники, можно только предполагать. По мнение кассира, это сговор. Как-то в обеденный перерыв она услышала разговор упомянутого супервайзера с неизвестным: «По той же схеме отожмем 14-й район, еще два магазина будут наши». Директора нескольких магазинов в «новом» городе, упомянутый сотрудник службы безопасности и супервайзер хорошо знакомы друг с другом, и все приехали из Рязани.
Формально замдиректора формально уволить было не за что, но обстановку в магазине создали такую, чтобы ушла сама. Вместе с другим замдиректора магазина она побывала на приеме у директора кластера, рассказала о ситуации. После чего вышла на работу 20 августа. Директор приказала работать на кассе и не выпускала даже на 15-минутный перерыв, устраивая публичные разборки. В итоге заместителю вызывают «скорую» — давление 240. Даже в этой ситуации продолжается прессинг. Оценив обстановку, опытный фельдшер выставляет директора из подсобки со словами: «Пошла вон». В итоге замдиректора уволилась и сейчас работает в другом магазине.
Воруют ли в «Пятерочке»
Бывшие сотрудники отвечает однозначно — да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Например, коллеги из других зеленоградских «Пятерочек» говорят, что у них пропали куда-то целыми блоками сигареты. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора (это реальный пример из жизни «Пятерочки» в 20 микрорайоне). Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали, и чтоб потом его забрать. Списанный товар в торговле всегда был определенной статьёй расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. «А если это наркоман, и он даст мне по голове?» — риторически спрашивают кассиры. Такой случай, говорят, был в Поваровке — напали на директора магазина.