какого числа были похороны высоцкого
Гроб «шестёрка», спор за погост и КГБ. Как в Москве хоронили Высоцкого
Попрощаться с любимым артистом пришло более 100 тысяч человек. А после похорон ходили слухи, что Высоцкого хоронили в хрустальном гробу.
28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище был похоронен Владимир Высоцкий. Похороны популярнейшего артиста без преувеличения были историческими. Проводить поэта в последний путь прибыло более ста тысяч человек и это при том, что по советскому телевидению и радио даже не сообщалось о смерти артиста.
По размаху их можно было бы сравнить только с похоронами Сталина и Гагарина. Но там были официальные мероприятия государственного уровня. Если же говорить о проводах деятелей культуры в советскую эпоху, то хоть как-то сравниться с похоронами Высоцкого могли только похороны другого популярнейшего поэта — Сергея Есенина.
Владимир Высоцкий скончался в своей квартире ночью 25 июля 1980 года. В момент смерти с ним в помещении находился знакомый реаниматолог Федотов, который помогал ему перенести абстинентный синдром по своей методике, вкалывая седативные препараты.
В последний вечер Высоцкий выпил немного шампанского. Кроме того, Федотов сделал ему укол хлоралгидрата — сильного седативного препарата, который противопоказан при проблемах с сердцем (в последние дни Высоцкий неоднократно жаловался на боль в сердце). Высоцкий успокоился, и Федотов на несколько часов уснул.
Ночью артист умер. По требованию родственников вскрытие не проводилось, поэтому конкретная причина смерти Высоцкого навсегда останется тайной. В свидетельстве о смерти записано, что он умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Согласно наиболее распространённым версиям, Высоцкий умер либо от остановки сердца, либо от асфиксии, вызванной западением языка. И то и другое могло стать следствием применения высоких доз седативных препаратов.
Фото © Getty Images / James Andanson / Sygma
Разумеется, подобные обстоятельства смерти не могли не породить альтернативные версии. Известны и версии об убийстве Высоцкого якобы по приказу КГБ. Но все они откровенно сомнительны. Тем более что сам всесильный глава КГБ Андропов был почитателем таланта артиста и симпатизировал ему, о чём свидетельствовали и Михаил Горбачёв (был выдвиженцем Андропова), и Филипп Бобков (глава Пятого, «идеологического» управления КГБ), и Виталий Федорчук (в то время глава КГБ УССР).
Без этой симпатии и негласного покровительства Высоцкий никогда не попал бы за границу (а ездил он туда, в том числе и в капиталистические страны, гораздо чаще, чем любой советский гражданин) и уж тем более не устраивал бы гонок по Москве на немецком «мерседесе», который по тем временам производил такое же впечатление, как космический корабль.
Почему власти запретили хоронить на Новодевичьем
Отец артиста настаивал на том, чтобы похоронить Владимира на Новодевичьем кладбище. Однако добиться этого было не так просто. Ещё с 20-х годов это кладбище стало местом упокоения советской элиты. Там хоронили маршалов, адмиралов, крупных государственных деятелей. Выдающиеся артисты, писатели и поэты иногда тоже удостаивались такой чести, но только при условии соответствия бюрократическим формальностям. Право быть погребёнными в элитном месте имели только удостоившиеся звания заслуженного или народного артиста Советского Союза.
Известны исключения, когда на кладбище хоронили артистов «не по статусу». В 1965 году на Новодевичьем похоронили Петра Алейникова — популярнейшего артиста довоенной эпохи. Он не имел нужного звания, но вопрос по легенде решил его друг Борис Андреев, который лично пообещал в Моссовете отказаться от «своего» места на кладбище в пользу Алейникова.
Согласно наиболее распространённой версии, художественный руководитель Театра на Таганке Любимов связался с Моссоветом и договорился о разрешении на панихиду в стенах театра, но по вопросу погребения там посетовали, что сейчас решить вопрос о захоронении на Новодевичьем будет очень трудно. Тогда возник вариант с Ваганьковским кладбищем, оно тоже считалось престижным, к тому же у Высоцкого там был похоронен родной дядя. После того как согласие отца покойного было получено, в Моссовет поехал Иосиф Кобзон, который договорился о выделении участка через Коломина — заместителя председателя исполкома Моссовета Промыслова.
Вход на Ваганьковское кладбище. Фото © «Паствью»
Это наиболее популярная версия, однако известна и другая. Директор Театра на Таганке Николай Дупак, занимавшийся организацией похорон, вспоминал, что с Моссоветом удалось договориться о похоронах Высоцкого либо на Новодевичьем, либо на Ваганьковском — на выбор. Но резко против Новодевичьего выступили супруга Высоцкого Марина Влади, а также его мать. Дело в том, что кладбище было закрытым и для его посещения надо было выписывать пропуск. Для родственников это не составляло проблем, но вот друзьям и почитателям таланта попасть на могилу артиста было бы труднее. С этой точки зрения Ваганьковское значительно удобнее, тем более что там выделили место почти у входа.
Действительно ли редактора газеты уволили за некролог
Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью. Фото © Getty Images / James Andanson / Sygma
Теперь надо было сообщить широким массам о скоропостижной смерти любимого артиста. Сделать это было не так просто, как могло бы показаться. Высоцкий, несомненно, был популярен не только в широких массах, но и у номенклатуры. Однако сложность заключалась в том, что Высоцкий был слишком неформален для некролога в главных газетах страны. Советская печать жила по своим правилам, зачастую негласным. И этими правилами для ведущих газет Союза некролог пусть и знаменитому, но всё же идеологически не совсем правильному артисту не предусматривался.
Даже некрологи в менее статусных изданиях пришлось согласовывать на высшем уровне. Кобзон поехал решать этот вопрос и добился разрешения поместить скорбное извещение и некролог в «Вечерней Москве» и «Советской культуре». Позднее появилась легенда, что главного редактора «Вечерней Москвы» Семёна Индурского уволили за то, что он посмел опубликовать некролог, но это не имеет отношения к действительности. На самом деле некролог был согласован с высшими инстанциями, а Индурский возглавлял газету до самой смерти в 1988 году.
Некролог из «Вечерней Москвы». Фото © Livejournal/vagant
Однако эти согласованные некрологи появились с большим опозданием. К тому моменту вся страна уже знала о смерти Высоцкого. Оперативность проявила радиостанция «Голос Америки», сообщившая о кончине артиста в тот же день, 25 июля.
На витрине возле касс Театра на Таганке также была размещена информация о смерти артиста и отмене спектакля, в котором он должен был играть Гамлета. 28 июля всех желающих приглашали на панихиду. В день появления объявления к зданию театра несли охапки цветов.
Фото © ТАСС / Василий Кузьмиченок
26 июля скульптор сделал три посмертные маски покойного. В тот же день решался вопрос с гробом. Позднее ходили слухи, что Высоцкого хоронили в хрустальном гробу. Это, конечно, неправда, но у этих слухов было основание. Хоронили артиста действительно в необычном гробу.
Администрации Таганки удалось добиться выделения так называемой правительственной шестёрки. Такие гробы предназначались для погребения высокопоставленных номенклатурных деятелей, а для обычных похорон не предусматривались и изготавливались только по спецзаказу. Однако советские чиновники прекрасно понимали, что похороны Высоцкого обычными назвать не получится при всём желании.
В четыре утра 28 июля тело Высоцкого перевезли из квартиры на Малой Грузинской в театр.
Отец Высоцкого с женой. Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника
Ещё с глубокой ночи желавшие попрощаться с артистом начали занимать место в очереди у театра. К полудню эта очередь растянулась на несколько километров. Для Москвы это было просто невероятным зрелищем. Тогда как раз проходила летняя Олимпиада, и, по воспоминаниям старожилов, город практически опустел. Не было очередей, не было толкучки в транспорте. Весь «проблемный контингент» — алкоголиков, бродяг, политически неблагонадёжных, хулиганов — просто выдворили из Москвы. Иногородних в город также не пускали, за исключением командированных. На фоне полуопустевшей Москвы многотысячная очередь на Таганке, конечно, производила колоссальное впечатление.
Таганская площадь. Фото © «Паствью»
Порядок возле театра обеспечивали 700 милиционеров в белой парадной униформе. Впрочем, одежду они получили не по случаю похорон главной советской знаменитости, а на всё время проведения Олимпийских игр.
Таганская площадь была усеяна людьми. Многие уже поняли, что им не удастся попасть на панихиду, и рассчитывали хотя бы издалека увидеть вынос тела. Люди забирались на крыши киосков, заборы, фонарные столбы и ветки деревьев, сидели на подоконниках окон ресторана «Кама», расположенного по соседству с театром. Милиция не препятствовала.
На панихиде, при выносе тела и погребении на кладбище в общей сложности присутствовало свыше 100 тысяч человек.
Московские власти не хотели надолго затягивать прощание, поэтому, во-первых, не позволили отменить вечерний спектакль в театре, а во-вторых, постоянно поторапливали с выносом тела. По воспоминаниям Дупака, его вызвал к себе лично первый секретарь Московского горкома партии Гришин и настоятельно порекомендовал похоронить Высоцкого до вечера. А между Любимовым и чиновником Глинским даже произошла потасовка из-за того, что последний настаивал, чтобы Высоцкого выносили как можно скорее.
Сохранилось немало фотографий с похорон артиста. Их делали как иностранные корреспонденты, так и простые фотолюбители. Видеосъёмку вели иностранные операторы. Они имели смутное представление о творчестве Высоцкого, но были потрясены общей атмосферой и количеством пришедших людей.
Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника
До четырёх часов дня доступ в здание театра был закрыт. После открытия через несколько минут под аплодисменты многотысячной толпы был вынесен гроб. Люди бросали букеты цветов прямо под ноги идущим в траурной процессии.
Когда гроб погрузили на катафалк и он тронулся в последний путь, многие побежали за автобусом и бросали цветы в окна. Предполагалось, что на кладбище будут присутствовать только друзья и близкие Высоцкого. Но у входа с самого утра дежурила многотысячная толпа желавших проститься с любимым артистом. Чтобы не создавать конфликтной ситуации и не допустить беспорядков, людей пустили на церемонию. На Ваганьковском кладбище в день похорон было не протолкнуться.
Накануне к организаторам похорон приходили люди из КГБ и просили воздержаться от произнесения речей на кладбище. Тем не менее директор театра Дупак всё же произнёс несколько прощальных слов. Никаких последствий для него это в дальнейшем не имело.
Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника
Тело Высоцкого было предано земле. В тот же вечер в Театре на Таганке шёл очередной спектакль. Пожалуй, самый странный из всех. Мало кто понимал, зачем он нужен в такой день. В это же время в квартире Высоцкого начались поминки по ушедшему артисту, на которых присутствовали самые близкие родственники и друзья покойного.
Как проходило прощание с Владимиром Высоцким
Анатолий Гаранин/РИА «Новости»
С 18 по 22 июня 1980 года в Калининграде проходили последние гастроли Высоцкого. Причем на одно из выступлений артист вышел без гитары, потеряв голос, — вместо песен он рассказывал зрителям о своих ролях в театре и кино, отвечал на вопросы из зала и даже зачитал гамлетовский монолог «Быть или не быть?».
16 июля Высоцкий дал последний сольный концерт, который завершил композицией «Я не люблю». Темой того вечера в Подмосковье стала молодость поэта, его друзья, детство и Большой Каретный.
18 июля Высоцкого в последний раз увидели на сцене Театра на Таганке в одной из его главных ролей — Гамлета. Поговаривают, что артист с огромным трудом доиграл тот спектакль до конца, однако все равно был великолепен, не позволив себе «ни единой лишней гримасы».
23 июля состояние Высоцкого резко ухудшилось. В его доме на Малой Грузинской собрались лучшие врачи-реаниматологи столицы, в том числе и те, которые постоянно находились рядом с ним в последние месяцы. После долгих споров было решено, что 25 числа поэта перевезут в больницу, где и продолжится его лечение.
В ночь на 25 июля Владимира Семеновича не стало. Официальная версия — острая сердечно-сосудистая недостаточность. В числе неофициальных — прямые последствия алкогольной зависимости и употребления наркотиков. Производить вскрытие тела артиста его родные не позволили.
В те дни в Москве полным ходом шла летняя Олимпиада-1980, первое для страны спортивное событие подобного масштаба, так что, учитывая сложные взаимоотношения Высоцкого и номенклатуры, «верхами» было принято ожидаемое решение о кончине всесоюзного кумира умолчать. Шутка ли, но о трагедии написали всего две (!) газеты — «Вечерняя Москва» и «Советская Культура» (по другим версиям — «Советская Россия»), причем главреду «Вечерки» этот некролог стоил должности.
Было еще краткое объявление у касс театра «Умер Владимир Высоцкий», сообщавшее, что запланированный на 27-е число «Гамлет» отменен. Билетов в знак памяти и уважения к артисту, что примечательно, не сдал практически никто.
Несмотря на обстоятельства, новость о смерти Владимира Семеновича в считанные мгновения облетела как столицу, так и всю страну. На протяжении четырех дней — с момента ухода Высоцкого вплоть до его похорон — возле Театра на Таганке дежурила бесчисленная толпа скорбящих граждан, желающих проводить поэта в последний путь.
Прощание был назначено на 28 июля, и на него никто никого не звал — люди, наплевав на возможные инциденты с милицией, пришли сами, потому что иначе поступить не могли. По официальным данным, проститься с бардом в тот день к «Таганке» пришли более 100 тысяч человек, а очередь, двигавшаяся ко входу в театр, согласно рассказам очевидцев, достигала девяти километров.
На мероприятие, как и ожидалось, были стянуты все свободные от Олимпиады силы правопорядка, однако в этом не было надобности — никто и не думал нарушать всеобщую скорбь и устраивать бесчинства. Лишь раз толпа возмутилась по-настоящему: когда поливомоечные машины стали смывать с тротуаров цветы, которые москвичи, опустошив все магазины, принесли на гражданскую панихиду. Да и то — дальше оскорблений в адрес коммунальщиков дело не зашло.
Сын Высоцкого Никита, которому на момент смерти отца было всего 16 лет, позднее вспоминал, что «вся траурная колонна ехала по цветам, словно кто-то срежиссировал эту сцену, как в кино», а режиссер Юрий Любимов, для которого Владимир Семенович был не просто актером и коллегой, но и по-настоящему близким человеком, рассказывал, что люди, несмотря на жуткую жару, укрывали от солнца не себя, а букеты, лишь бы те не завяли.
Съемка прощания с артистом при этом велась в основном либо любителями, либо представителями зарубежных телеканалов — советские операторы были вынуждены не отвлекаться от Олимпийских игр.
Большие сложности возникли и относительно места захоронения Высоцкого.
Изначально его хотели похоронить на Новодевичьем кладбище, однако власти ответили отказом. В итоге было решено хоронить Владимира Семеновича на Ваганьковском, чего через Моссовет сумел добиться лично Иосиф Кобзон. Причем для Высоцкого было вырыто две могилы — прямо у входа на кладбище, где он в итоге и был похоронен, и на самом краю Ваганьковского, в максимально неприметном месте.
Считается, что за более приемлемую для статуса поэта могилу Кобзон был даже готов заплатить работникам кладбища немалую сумму. Однако те денег не взяли, заявив, что «любили Высоцкого не меньше вашего». Уже впоследствии за подобную «вольность» сотрудники Ваганьковского были уволены — «верхи» не простили им непослушания в вопросе захоронения «того хриплого» вольнодумца на самом видном месте.
Принять весь поток людей, переместившихся от Театра на Таганке, кладбище было не готово чисто физически, в результате чего в дело пошли всяческие ухищрения: для создания дополнительного пространства пришедшие взбирались на ограждения могил и даже деревья. А само место захоронения артиста вскоре буквально утонуло в цветах — их потом вывозили несколькими самосвалами.
Согласно легенде, могилу себе Высоцкий приглядел еще за год с лишним до смерти. По рассказам тогдашнего директора кладбища Олега Устинскова, поэт-песенник приезжал на Ваганьковское ранней весной 1979-го — якобы с целью присмотреть место для умершего друга.
«Мы даже ходили присматривали место для могилы. Проходили и мимо того места, где теперь могила самого Высоцкого. Отчетливо помню его искрометный взгляд в ту сторону, — говорил Устинсков в интервью «Экспресс-газете». — Выходит, Высоцкий как бы сам выбрал себе место на Ваганьковском. Именно там, куда он смотрел, его и похоронили».
18 июля 1980 года в Москве встречали эстафету Олимпийского огня. В Театре на Таганке давали «Гамлета», главный спектакль в жизни Владимира Высоцкого. Как потом станет понятно, последний раз.
«Играем «Гамлета». Очень душно, — вспоминала в своей автобиографии актриса Алла Демидова, у которой была роль Гертруды. — И мы уже на излете сил — конец сезона, недавно прошли напряженные и ответственные для нас гастроли в Польше. Там тоже играли «Гамлета». Володя плохо себя чувствует; выбегая со сцены, глотает лекарства… За кулисами дежурит врач «Скорой помощи». Во время спектакля Володя часто забывает слова. Я подсказывала, он продолжал. Но играл хорошо.
В одной из сцен тяжелый занавес неожиданно зацепился за гроб, на которм я сижу, гроб двинулся, и я очутилась лицом к лицу с призраком отца Гамлета, которого я не должна видеть по спектаклю. Мы с Володей удачно обыграли эту «накладку». В антракте поговорили, что «накладку» хорошо бы закрепить, поговорили о плохом самочувствии и о том, что, слава богу, отпуск скоро, можно отдохнуть. Володя был в мягком, добром состоянии, редком в последнее время…»
В ночь на 25 июля Высоцкого не стало. Говорят, именно на этот день ему выписали специальный пропуск на посещение олимпийских объектов. 27 июля Высоцкий последний раз в сезоне планировал сыграть Гамлета, а 29-го — улететь в Париж к Марине Влади.
По официальной версии, причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. На деле — тяжелая форма наркозависимости. Еще в феврале 80-го врач, вскрывавший нарыв от укола на бедре, предупредил друзей Высоцкого, что он умрет через два-три месяца — либо от передозировки, либо от ломки. В апреле в Склифе ему сделали очищение крови — гемосорбцию. Не помогло. Тяга только усиливалась — в конце жизни, по свидетельствам некоторых очевидцев, доходило до того, что он мешал морфий с алкоголем.
В советские годы и в начале 90-х достаточно распространенным было мнение, что Высоцкого подсадили на наркотики по заказу КГБ, которому не нравилось, что артист пропагандирует в своем творчестве либеральные и западные ценности. Важным аргументом для ее сторонников стало то, что о смерти Высоцкого не сообщили ни по телевидению, ни по радио — ограничились типовым некрологом на последней полосе в газете «Вечерняя Москва».
РИА Новости
По городу тут же поползли слухи, что Владимир Семенович умер еще раньше, его тихо похоронили, а редактора, пусть и с опозданием напечатавшего грустную новость, тут же уволили. Этим редактором был Семен Индруский. И новость о его скоропостижном увольнении не больше, чем выдумка. Он проработал в «Вечерней Москве» до 1988 года, фактически до самой смерти. И, к слову, короткий репортаж о прощании с Высоцким, который вышел 28 июля (то есть уже после увольнения, если верить слухам), подписан именно его именем. Заметку несложно найти в архивах.
Кроме того, нет никаких документальных свидетельств, что вплоть до смерти Высоцкого в КГБ или МВД знали о его зависимости. Только участковый, который вел доследственную проверку по факту смерти, вспоминал, что был наслышан о проблемах Высоцкого с сильнодействующими препаратами. Если о том, что Высоцкий сильно пьет, было известно всей театральной Москве, то о наркомании даже многие близкие друзья узнали только постфактум.
РИА Новости
При этом надо понимать: советская пресса вообще мало писала о Высоцком. Он не был диссидентом в полном смысле этого слова, но был очень неудобен в контексте рассказов о прекрасном будущем строителей коммунизма. Редкие публикации котировались почти так же высоко, как качественные записи его выступлений. Фотографии фотографий продавали в электричках и даже на пляжах.
Учитывая популярность Высоцкого, понятно, почему новость о его смерти во время Олимпиады пытались сделать максимально незаметной. Массовые траурные мероприятия были очень некстати на фоне грандиозного спортивного праздника. Кроме того, Высоцкого погубила болезнь, которой в СССР просто не могло быть. Как можно умирать от наркозависимости в идеально чистой во всех смыслах слова Москве, еще и на глазах у многочисленных гостей? Наконец, неизбежно возникали и некоторые организационные неудобства — нужно было в срочном порядке организовать оцепление улиц, а почти все сотрудники заняты на спортивных объектах. В их среде тогда появилась очень точная формулировка: «Неудобно жил — неудобно умер».
Прощание с Высоцким началось утром 28 июля на Таганке: очередь растянулась на девять километров. По официальным данным, на площади и прилегающих к ней территориях собралось больше 108 тысяч человек.
Москва на день забыла про Олимпиаду. Алла Пугачева, выступавшая в тот день в пресс-центре Олимпийских игр на Зубовском бульваре, в начале концерта предложила почтить память Высоцкого минутой молчания и начала свое выступление с песни «Беда».