какого человека вы назовете ответственным по отношению к природе
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 16
Параграф 16. Охранять природу – значит охранять жизнь
Страница 132
Какого человека называют нравственным? Как звучит золотое правило морали?
Нравственным называют такого человека, который следует моральным нормам. Он ценит природу и уважительно относится к обществу, соблюдая его правила.
Золотое правило морали гласит: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть если ты хочешь получать от людей добро, то ты и сам должен относиться к ним соответственно.
Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе? Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?
Я считаю, что законы морали распространяются на отношение человека к природе. Природу, как и общество, нужно уважать и следовать ее правилам.
На мой взгляд, нельзя назвать нравственным человеком того, кто уничтожает природу. Нравственный человек должен следовать нормам морали, которые встают на защиту окружающей среды.
Страница 133
Как ты думаешь, почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что тебя особенно поразило в жизни и работе ученых?
Ученые отказались от жизни в городе и переехали в глухой лес, чтобы помогать животным. В них есть чувство ответственности перед природой, поэтому они поставили перед собой благородную цель – сохранить популяцию бурых медведей в России.
Меня поразило в работе и жизни ученых то, как они бережно и ответственно относятся к природе. Они не только помогают маленьким медвежатам выжить, но и приспосабливают их к жизни на воле. Она не сажают их в клетки, а наоборот приучают жить самостоятельно. Ученые продумали каждую деталь и сделали все, чтобы медведи не привыкли к человеку и смогли во взрослом возрасте жить в лесу без него.
Страница 134
Что предпринимал Петр I для сохранения природных богатств России?
Для сохранения природных богатств Петр I предпринял ряд мер:
Страница 136
К каким последствиям привело решение Изольды? Как ты оцениваешь ее поступок? Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом? Почему не делать зла – этого мало? А что нужно делать?
Последствия решения Изольды могли быть критическими. Она посчитала, что если сделает себе украшение, убив только одну цаплю, то пострадает одно животное, а остальные будут в безопасности. Но ее наряд и головной убор вызвал интерес у других людей, которые захотели в свой гардероб такой же аксессуар. Они стали отлавливать цапель и убивать их ради красивого хохолка. Решение Изольды привело к губительным последствиям для цапель. Их вид был близок к исчезновению.
Ее поступок я оцениваю, как безответственный и легкомысленный. Она не подумала о критических последствиях и поступила исключительно в своих интересах, не заботясь о сохранении природы.
Из разговора Изольды с отцом я узнал(а), что человек должен не только меньше совершать злых действий, но и делать добрые дела. Когда мы, не задумываясь, причиняем зло одному живому существу, количество зла в мире увеличивается. Поэтому мы должны как можно добрее относиться ко всему живому.
Не делать зла мало, потому что нейтральное и безразличное отношение не приведет ни к чему хорошему. Оно не даст положительных результатов, поэтому важно совершать еще и добрые поступки. Тогда мир станет намного лучше, от чего улучшиться и жизнь людей на планете.
Страница 130
Какие особенности характера Швейцера ты можешь отменить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? В чем состоит главная мысль его учения?
Во взрослом возрасте он решил уехать в Африку, чтобы помогать людям, страдающими различными заболеваниями. Для этой цели он переучился на медика и построил больницу. Он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы помогать людям.
Главная мысль его учения состоит в том, что мы должны благоговеть перед всем живым. Мало уважать и ценить жизни людей и животных. Растения точно так же нуждаются в охране и заботе. Поэтому, сорвав один цветок, человек совершает то же преступление, что и при убийстве человека.
Задание 1. Какое отношение людей к природе ты знаешь? Опиши важнейшие черты ответственного человека. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?
Я знаю два вида отношений людей к природе – господство и сотрудничество.
Первое заключается в том, что человек считается царем и властелином природы. Он может распоряжаться ее богатствами так, как ему вздумается. Сторонники мировоззрения придерживаются идеи о том, что природа равнодушна к людям. Ее нужно заставлять работать на себя и покорять.
Второе мировоззрение поддерживает идею о том, что природа щедра к людям. Она делится с человеком всеми своими плодами, поэтому в свою очередь человек должен бережно относиться к ней. Он должен ценить ее бескорыстное отношение и учиться понимать, как правильно распоряжаться ее богатствами для получения личной выгоды и сохранения разнообразия природы.
Ответственное отношение к природе мы называем поистине человеческим, потому что люди являются нравственными существами. Для них свойственно чувство ответственности перед природой, которое заключается в том, что человек задумывается над каждым своим шагом и чувствует тревогу за природу. Он способен заботиться о растительном и животном мире, а так же предвидеть последствия своих действий.
Задание 2. По каким чертам поведения можно узнать безответственного человека? В чем состоит опасность безответственности?
Безответственное поведение можно описать такими чертами как, легкомысленность, забота только о своих интересах, отсутствие планирования.
Опасность безответственности состоит в том, что она несет за собой негативные последствия. Примером служат лесные пожары. В жаркую сухую погоду безответственный человек оставляет после себя непотушенный костер. Огонь распространяется на сухие деревья, уничтожает массу растительности, убивает животных и сжигает их гнезда и норы. Так от оплошности одного человека может пострадать большое количество представителей животного и растительного мира.
Задание 3. Какое отношение к природе выбираешь лично ты? Объясни почему.
Я выбираю ответственное отношение к природе. Я считаю, что природа дарит нам свои богатства бесплатно, поэтому и мы должны взамен на это отвечать ей добром. На мой взгляд, мы обязаны охранять окружающую среду и не допускать загрязнений и уничтожений разных видов растений и животных.
Задание 4. Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе.
Золотое правило морали звучит так: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Если добавить в него отношение к природе, то стоит сказать так: относись к людям и природе так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Задание 5. В чем состоит смысл экологической морали?
Смысл экологической морали заключается в том, что мы должны относиться к природе ответственно, чтобы избежать экологических проблем. На плохое отношение людей природа может ответить страшными последствиями в виде катаклизмов.
Задание 1. Выскажи свое мнение: что нужно сделать, чтобы установились правильные отношения человека с природой? Выбери ответ, который ты считаешь верным:
а) ничего делать не нужно, богатств природы хватит на многие века;
б) каждый человек должен быть экологически грамотным;
в) каждый должен не только знать правила отношения к природе, но и соблюдать их.
Для того чтобы установить правильные отношения человека с природой, нужно научиться ценить ее богатства. Все свои действия человек должен заблаговременно анализировать и оценивать, какими последствиями они обернутся для природы. Если какие-то поступки могут причинить вред окружающему миру, то нужно подумать об альтернативных вариантах и выбрать менее опасный для природы. Тогда люди и природа будут жить в гармонии и единстве.
Правильный вариант ответа расположен под буквой В. Я согласен(на) с тем, что человек должен быть экологически грамотным, но этого мало. Важно не только знать правила, но и постоянно соблюдать их.
Задание 2. Оцени высказывания: «Беречь природу – значит беречь человека», «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребенка», «Сорвал один цветок – потерял десять».
«Беречь природу – значит беречь человека» – человек – это существо, созданное природой. Он не может жить без нее, поэтому губительное отношение к природе сказывается и на людях.
«Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребенка» – главное переназначение человека в мире – это оставить после себя потомство и принести пользу природе и обществу.
«Сорвал один цветок – потерял десять» – когда человек срывает один цветок, он прерывает процесс его размножения. Цветок не успевает оставить после себя семена, поэтому на его месте не вырастает несколько новых растений, которые должны бы были появиться, если бы человек не вмешался.
Страница 140
Задание 3. Посмотри внимательно, как живут деревья и цветы в вашем саду, на вашей улице. Может быть, нужно вскопать землю? Вскопай. Может быть, нужно поставить подпорки к деревьям или изгородь? Постарайся сделать это сам или с кем-нибудь из товарищей.
Мы должны заботиться о растительном мире. Цветы в клумбах при необходимости и можно поливать. Земля в засушливое время становится твердой и слишком сухой, поэтому ее нужно взрыхлить. Кроме этого растения нуждаются в прополке и защите от вредных насекомых.
Деревья часто могут расти неправильно или нагибаться под весом плодов. Например, ветки яблони в саду могут сильно наклониться вниз из-за обилия яблок. Это может привести к тому, что дерево сломается и погибнет. Ты можешь помочь ему, сделав опору.
Задание 4. Помоги бездомным животным. Они ведь тоже имеют право на жизнь.
Бездомным животным нужно помогать. Они остаются на улице по вине безответственного человека. В качестве помощи ты можешь предложить им еду, сделать для них домик, который спрячет их от непогоды. Так же по возможности можно обратиться в специальные службы, которые занимаются защитой питомцев, оставшихся без хозяев.
Задание 5. Узнай, работает ли у вас в школе «Зеленый патруль». Познакомься с его участниками, предложи им свою помощь.
В школе могут работать волонтерские движения, связанные с защитой окружающей среды, и под другими названиями. Тебе нужно узнать, как в твоей школе организована защита природы. В качестве помощи ты можешь предложить посадку саженцев новых деревьев, заботу о цветах на школьной клумбе.
Задание 6. Найди в Интернете материалы о пожарах в России летом 2010 г. Подготовь краткое сообщение. Укажи прежде всего причины пожаров, охарактеризуй роль человеческого фактора. Особое внимание удели поведению детей. Внеси свою предложения: что нужно сделать, чтобы повысить экологическую ответственность человека.
2010 год стал страшным годом для России с экологической точки зрения. Лесные массивы огромной площади были захвачены пожарами, которые длились с конца июля и до конца сентября. Одной из причин являлась аномальная жара и отсутствие атмосферных осадков, способных затушить огонь.
Во многих городах воздух был наполнен запахом гари. Люди постоянно находились в задымленной обстановке, что угрожало их жизням. От пожаров пострадали многочисленные виды животных и растений.
Но климатические условия не являются основной и единственной причиной массовых лесных пожаров. Человек не смог справиться с возложенной на него ответственностью и предпринять ряд мер, чтобы избежать подобной обстановки. Специально созданная служба лесной охраны не выполнила своих основных функций и не защитила леса от пожаров.
Но не стоит винить только государственные службы. Обычный гражданин часто забывает тушить после себя костры, когда уезжает с отдыха на природе. В сухое время огонь быстро перекидывается на деревья и уничтожает растения и лесных жителей. Торфяные пожары не менее опасны для биосферы. 90% таких пожаров происходит по вине человека, который выбрасывает не потушенную спичку или окурок от сигареты.
Дети часто играют со спичками в лесу. Родители не учат их тому, что это может причинить вред природе, а они не осознают, какие последствия кроются за их действиями. Я считаю, что за экологическую грамотность ребенка должны отвечать его родители.
Человек должен повышать экологическую грамотность. Он должен знать все правила поведения на природе, чтобы не допускать губительных последствий. Для повышения экологической ответственности стоит создавать волонтерские движения, которые помогут растительному и животному миру сохранить свое разнообразие.
Старший по планете: как человек взял на себя ответственность за природу
«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача», — цитата из трудов селекционера Ивана Мичурина хоть и приводилась автором лишь в узком смысле развития плодоводства, стала популярной в советском государстве в широком смысле. Но она сгодилась бы и на роль мирового кредо на завершающем этапе колониальной эпохи. Мичуринская формулировка — своего рода вершина процесса самовольного воцарения человека в мире, девиз «царя природы».
«Воцарялся» человек долго и трудно. Первой эмоцией, которую наши далекие предки испытывали по отношению к природным силам, был, по всей видимости, благоговейный ужас: природа могла нанести ущерб в любой момент. Пожары, наводнения, дикие звери — все это заставляло человека страдать, испытывая страх и беспомощность.
В самой глубокой древности человек обожествлял непосредственно злаки, дававшие ему пропитание; однако впоследствии понадобилось объяснение тому, что людям приходится, по сути, «убивать» и съедать божество. Земледельческие культы эволюционировали, отделив «духа растения» от его «тела»; так стихийная сущность природы начала отделяться от материальной.
Страх перед стихией сохраняется в каком-то смысле до сих пор: даже современные писатели в жанре фэнтези, выдумывая свои пантеоны, непременно включают в них природную силу, будь то энты у Толкина, древовидцы у Мартина или Грут во вселенной Marvel.
В материальном же смысле природа стала пониматься как неодушевленная часть сотворенного мира, одушевленной частью которого был человек. Когда люди с развитием ремесел и земледелия убедились, что окружающий мир, оказывается, вполне поддается переделке, самым простым объяснением стала идея предназначенности природы в дар человеку, каковым даром человек волен распоряжаться: «Растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей», — бесхитростно заключает Аристотель.
Более конкретно эта мысль разъяснена у Платона в «Тимее»: сотворенный человек неизбежно должен был погибнуть от огня и воздуха, поэтому в помощь ему боги создали растения — «породы растительного царства произрастили они, мощные, нам, менее сильным, для пропитания».
Хищническая вырубка лесов и опустошение полей и выпасов — не изобретение новейшего времени. Оказавшись в пустынях современной Сирии или Ирака, трудно поверить в то, что некогда эти земли были так называемым плодородным полумесяцем, мировой колыбелью земледелия и скотоводства. Леса и поля, составлявшие богатства Шумера и Вавилона, были попросту сведены на нет за долгие столетия руками людей. Наиболее распространенное объяснение гибели цивилизации майя тоже сводится к вырубке индейцами джунглей и, как следствие, разрушению экосистемы. При взгляде на скалы Греции сложно представить их покрытыми строевым лесом, исчезавшим уже на глазах современников: «Среди наших гор есть такие, которые ныне взращивают разве только пчел, а ведь целы еще крыши из кровельных деревьев, срубленных в этих горах для самых больших строений», — сокрушался Платон.
Кстати, уже в античную эпоху люди задумывались о последствиях вторжения в природу. В «Анналах» Тацита сохранился рассказ о том, как в римском сенате слушался проект отвода от Тибра питающих его рек и озер для уменьшения его разливов. Представители муниципиев и колоний — флорентийцы, риетинцы и жители Интерамны — воспротивились, утверждая, что тогда вода из этих водоемов заболотит «плодороднейшие земли Италии», и вообще, «природа, определившая рекам их устья и течение, истоки и разливы, достаточно позаботилась о делах человеческих». Сенат решил оставить все как есть.
Леса тем не менее продолжали вырубаться быстрыми темпами; довольно скоро древесину для римских построек пришлось возить из дальних провинций. Граждане если и беспокоились, то не об абстрактной экологии, а о собственных нуждах. Не стоит забывать, что, разрушая, человек одновременно и создавал — прокладывал системы ирригации, облагораживал культурные растения, выводил новые породы скота, высаживал сады, поля и виноградники.
Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в степени антропогенного воздействия человека античной эпохи на природу. Но так или иначе, «царем природы» человек еще не стал — скорее, «уверенным пользователем». В центре мироздания все-таки находились боги, человек как бы пользовался их дарами as is, в том естественном виде, в каком они были предоставлены, и не отвечая за последствия.
Царь по доверенности
С укоренением христианства оформилось понимание природы как вспомогательного ресурса для человека: сотворив человека, Бог, согласно Писанию, поручил ему «наполнять землю и обладать ею» и владычествовать над рыбами, птицами, над скотом и вообще «над всею землею». Это было уже похоже на «царство», но все же по доверенности. Но перед тем как чем-то владеть, это что-то нужно сначала завоевать. А затем выяснить, кто конкретно чем владеет.
Для средневекового крестьянина лес был скорее враждебной средой. Дремучие заросли Центральной и Западной Европы являлись своего рода «антимиром» для упорядоченной жизни в освоенном пространстве. Признаки такого отношения можно повсеместно встретить опять же в фольклоре — лес всегда является обиталищем чудовищ, колдунов и великанов, несущих смертельную угрозу. Сложно почувствовать себя «царем» в такой обстановке.
Леса в процессе колонизации пространства безжалостно сводились и корчевались. Северянам, кроме стройматериала, лес был очень нужен и на дрова. Но стали появляться и первые признаки целенаправленной охраны окружающей среды. Уже в конце VII века Карл Великий в «Капитулярии о поместьях» указывает, «чтобы леса и заповедные чащи наши хорошо охранялись; и если где окажется удобное место для расчистки, расчищали бы, не давая полям зарастать лесом; а где должны быть леса, никак не допускать вырубать и губить их; зверей же в заповедных чащах наших тщательно блюсти».
С развитием горнорудного дела о лесах приходилось заботиться все сильнее — горнякам требовалось больше леса. Огромное количество ресурсов требовалось растущим городам. В европейских государствах стали появляться многочисленные уложения, регулирующие пользование лесами, и правила лесовосстановления. Эти уложения помимо прочего служили и делу обоснования феодальной власти — и уже тогда популярной стала аргументация о грядущем дефиците дерева (конечно, находились те, кто в него не верил).
Экология влияла на политику с древних времен, подчас неявным образом. Даже то, что в Европе общество исторически тяготело к демократическим, республиканским формам правления, а в Азии — к деспотическим, а не наоборот, по одной из версий объясняется тем, что европейский крестьянин располагал естественным орошением полей и, следовательно, не так зависел от властей в обеспечении пропитанием; в засушливых же местностях Востока урожай обеспечивали ирригационные системы, а их обустройство требовало участия центральной власти. Безусловно, это не единственный фактор, но тем не менее.
Не стали исключением и Средние века. Постоянные споры за пользование природными ресурсами приводили к конфликтам. Крестьяне поднимали восстания, требуя передачи в общинное пользование лесов, пашен и права на охоту и рыбную ловлю. Монархи запрещали вырубку леса, так как он был необходим для постройки флотов. Города, в свою очередь, спорили с феодалами, заставляя монархов вводить запреты на сведение лесов в своих окрестностях. Противоречащие взгляды на использование ресурсов имели гильдии. Все эти общественно-политические склоки не только выковывали социальные связи, но и невольно способствовали сохранению определенного баланса отношений человека и природы. И в то же время неумолимо подводили к мысли об ограниченности ресурсов.
«Новое время» принесло бурную индустриализацию. «Век дерева» сменился «веком угля» — в первое время в добыче каменного угля видели выход из экологического кризиса, залог спасения лесов, предсказания о дефиците которых уже вызывали панику. Далеко не сразу удалось понять, что уголь в отличие от древесины — ресурс невозобновляемый.
В этот момент и стало оформляться «царское» отношение к природе.
Картезианская философия обосновала уникальность человека и его неравнозначность природе — с точки зрения рационалиста той эпохи природа была чем-то вроде механизма, который можно разбирать, не мучаясь этическими вопросами, и даже нужно, поскольку миссия человека состоит в облагораживании и упорядочении мира.
Парадоксально, но в данном случае наука помогла обосновать религиозный тезис.
Для защиты от наводнений горожане принялись, в частности, строить дамбы и изменять русла рек. Крупнейшим проектом стало исправление русла Рейна в Германии в XIX веке — реку фактически превратили в канал ради увеличения пахотных земель и улучшения судоходства (лишь потом оказалось, что это вызвало новые проблемы). Инженеры-гидротехники занимались спрямлением Дуная, причинявшего немало бед жителям Вены во время наводнений. «Кто слышал скрежет землечерпалок, кто пережил волнения ночных защитительных работ на плотинах и моменты триумфа при успехе дела. тот сделается на всю жизнь горячим защитником подобных предприятий, обуздывающих грозные силы природы на благо человека», — патетически восклицал геолог Эдуард Зюсс, защищая идею в венском парламенте, и эта цитата хорошо отражает восхищение прогрессоров собственными возможностями.
Однако дым от фабричных труб тревожил людей, стали заметно ухудшаться условия их жизни. Уже в XVII веке над Лондоном висел знаменитый смог — визитная карточка города на протяжении столетий. Современники отмечали рост заболеваний от ядовитых свинцовых и серных паров, а также химических сбросов в водоемы. Все это не могло не вызвать реакции — в XVII–XVIII веках стали появлялись авторы, такие как Джон Ивлин, резко обличавшие индустриализацию и требовавшие возврата к консервативным технологиям. Томас Мальтус сочиняет теорию убывающей плодородности и грозит человечеству вымиранием от нехватки пищи, а Иоганн Гёте следует романтическому культу природы. «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти», — рассуждает поэт.
«Лесной романтизм» стал, надо сказать, одним из истоков немецкого национализма — впрочем, и в других странах, формировавших национальную идентичность, фактор родной природы играл значительную роль, что также способствовало ее охране. Стоит заметить, что именно в нацистской Германии было принято мощное законодательство о защите окружающей среды — а по другую сторону океана, в США, скудная по сравнению со Старым Светом история заставляла американцев поднимать на щит природу. Американские экологические движения появились раньше и были шире, нежели европейские, именно там была написана «Молчаливая весна» Рэйчел Карсон — книга, которая стала для экоцентристов второй половины XX века чем-то вроде «Коммунистического манифеста» Маркса.
Бесконечно игнорировать предостережения скептиков было нельзя, в XIX веке терпеть многие вещи становилось просто невозможно — жизнь в чаду перенаселенных городов напоминала ад. Пожалуй, можно сказать, что именно стремление к чистоте и гигиене легло в основу готовности человека пойти на уступки природе — власти начали ограничивать выбросы и строить очистные сооружения. Но хотя «царь природы» постепенно, как и в политике, переходил к своего рода «конституционной монархии», добровольно соглашался на ограничения власти, все же развитие требовало жертв, а наука объясняла еще далеко не все причинно-следственные связи — к примеру, до начала XX века считалось, что высокая труба завода экологически безвредна, так как дым развеивается где-то высоко в воздухе.
Какое-то время экологические кризисы удавалось разрешать, создавать иллюзию разрешения или вовсе игнорировать. Продолжающийся бурный рост науки и промышленности приводил к частой смене эпох — на смену углю приходил бум гидроэнергетики, затем электричество, нефть, атом. Каждый раз казалось, что новая технология закроет старые экологические проблемы. На практике же это приводило к интенсификации производства — чем проще человеку доставалась энергия, тем активнее он ее добывал и тратил.
Экспоненциальный рост добычи и потребления невозобновляемых ресурсов продолжался всю первую половину XX века, эпоху самой нещадной переэксплуатации природы. В СССР, где исчезли вообще все факторы сдерживания, коммунисты и вовсе не стеснялись в методах — «мичуринский» подход вкупе с желанием наверстать отставание от Запада вдохновлял их на аграрные мегапроекты, уничтожившие Аральское море, масштабную индустриализацию без оглядки на экологию и еще в 1970-х строить планы поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
В 1972 году ООН проводит конференцию по защите окружающей среды, с которой можно отсчитывать современную мировую политику в этом направлении.
Тысячу лет готовившись провозгласить себя «царем природы», человек буквально за пару столетий понял, что тиранический стиль правления ни к чему хорошему не приводит, и поспешил сдать назад. Тем не менее этот путь, очевидно, должен был быть пройден именно в такой последовательности — это касается и тех регионов мира, которые пока отстают от передовых образцов.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.