какого человека на руси называли бездельником
Почему женщины на Руси не обижались на «заразу» и другие метаморфозы русских оскорблений
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Шаромыжник, шваль и шантрапа – оскорбления с французскими корнями
Когда после разгрома в 1812-м некогда непобедимое наполеоновское войско отступало с русских земель, ситуацию усугубляли непривычные французам холода и настойчивые атаки партизан. Пресловутые «завоеватели Европы» стали походить на изголодавшихся и замерзших оборванцев. Отсутствующие в сложившемся положении полномочия требовать вылились в смиренную мольбу. Иностранцы просили у русского крестьянина хотя бы краюху хлеба, уважительно обращаясь к людям «сher ami». Не знавшие их языка жители деревень прозвали наполеоновских попрошаек по слуховой аналогии «шаромыжниками». Предполагают лингвисты и то, что не последнюю роль в таких смысловых соединениях сыграли лексемы «шарить» и «мыкать».
Что касается современного ругательства «шваль», то и его появление связывают с французами. В тяжелые фронтовые времена оккупантам нередко приходилось употреблять в пищу конину, и павшую в том числе. «Лошадь» по-французски звучит как cheval. И русские, считавшие поедание лошадей не лучшим занятием, окрестили французов «швалью» в значении «отребье».
Не все отступавшие французы добирались до Франции. Угодившие в плен оказались на службе у русских дворян. Они становились гувернерами, учителями, организаторами крепостных театров. Когда претенденты на сценические роли не соответствовали уровню минимального таланта, французы исключали их из кастинга с фразой «Сhantra pas», что переводится как «к пению не годен».
Зараза – значит умница и красавица
Когда представительнице Руси говорили «вы зараза», женщина краснела от смущения и удовольствия. Давным-давно этой фразой подчеркивались красота и ум. В порыве пылких чувств любимую девушку также звали “моей заразой”. Комплимент, граничащий по смыслу с прелестным очарованием, сегодня известен как негативно окрашенный. Во-первых, заразой, в прямом значении, называют попадающую в организм инфекцию. Ну а в переносной трактовке «зараза» выступает оскорблением. Так принято обзывать чрезмерно назойливого человека с неприятным характером и вредными манерами.
Языковеды полагают, что смысловые трансформации случились в царствование Петра Великого. В ту эпоху реформ новые возможности появились даже у женщин. Слабая половина больше не просиживала жизнь за тремя замками и веретеном. Дамы теперь путешествовали по миру, променяв объемные мешковатые платья на открытые летящие наряды. Завязав с затворническим образом жизни, женщины указом царя посещали ассамблеи. Такой поворот моральных ориентиров общественной жизни, мягко говоря, не поощрялся церковью. Модные тенденции, свободные танцы и открытые разговоры с посторонними мужчинами обрастали в глазах священников бесовской подоплекой. Священнослужители резко осуждали “заразы” в проявлениях красоты и очарования. Так и начали этим словом характеризовать всё нелицеприятное, докучающее и поражающее.
Древнерусское «сволочати» — примерно то же, что «сволакивать» или «сгребать». Поэтому изначально сволочью именовался мусор, который сгребался в кучи. Наряду с другими лингвистами такое значение зафиксировал и Даль: «Сволочь — все, что сволочено … в одно место: трава, коренья, сор…» Со временем словом «сволочь» определяли даже собравшуюся в одном месте толпу людей. И уже впоследствии лексема получила крайне негативный окрас, характеризуя презренный люд — алкоголиков, хулиганов, бродяг, воров и прочих представителей неблагонадежного элемента.
Болван и мымра: причем здесь соседи и языческие идолы
Слово «болван» недалеко отошло от своей исконной смысловой передачи. Так на Руси называли фигурки языческих идолов из камня или дерева. В другом значении этим словом обозначался и сам исходный материал – заготовка. Считается, что в славянские языки «болван» пришел из тюркского. В такой связи понятен сегодняшний смысл выражений «болван для шляп», «болванка снарядов» и «болванка» в смысле чистого компакт-диска для последующей записи информации.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кого на Руси называли гулящими людьми и в чем им можно было позавидовать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое тягло и кого от него освобождали
В 15-18 веках термин «тягло» в России обозначал денежную подать или же натуральную повинность. Их уплачивало крестьянское население и люд посадский. Эти социальные группы называли тягловым населением. Были и нетягловые люди, к которым относили военных, знать придворную и дворовую, отдельных представителей купечества и сотрудников гражданской службы. Также не платили подати те граждане, которые стали нищими из-за пожара, нападения разбойников или военных действий, неплатежеспособные вдовы.
Отдельный слой, который не имел никаких общественно-государственных обязательств — маргинальный. Сюда относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди. Они не платили налоги. Как жилось таким людям и были ли они довольны своим положением?
Люди вольные, как ими становились и были ли они нищими
Историк Ключевский писал, что гулящими или вольными называли людей, принадлежащих к подвижной касте. Она объединяла так называемые свободные промыслы, в том числе и такое нехорошее ремесло, как воровство и разбой. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычный социальный статус. Они были независимы и свободно передвигались по стране. Нередко поступали на работу к хозяину, а после окончания срока либо продлевали договор, либо искали новое место для приложения своих сил.
Иногда положение вольного человека было переходным, то есть основой для попадания в более высокий социальный слой. Но частенько люди гулящие не хотели менять свою независимость, становиться ответственным хозяином и платить налоги. Они отрабатывали чужое тягло, выбирая занятия по душе. Могли трудиться на земле, а могли заниматься попрошайничеством, работать скоморохом или шерстобитом, наняться в ремесленную мастерскую в качестве помощника. Нередко вольными становились люди, которые сбежали из плена или же слуги, которым их хозяевами была дарована свобода.
Изначально гулящие люди отдавались в кабалу исключительно по собственной воле. Но когда вышел петровский указ от 18 ноября 1699 года, все стало иначе. Тех, кто был годен к военной службе отдавали в солдаты, а остальные были закреплены за хозяевами, на чьей земле они проживали.
Захребетники – кто они, и почему беглые крестьяне хотели ими стать
Сегодня слово «захребетник» произносят, вкладывая негатив. Так называют тунеядцев бездельников, которые используют чужой труд. «Кто этот человек? Да он захребетник! Ничего не делает, только сидит на шее у родителей (жены, сестры, брата, родственников и так далее)». А в 15-17 веках такое название употребляли для касты вольных людей, нанимающихся на чужое тягло и не имеющих собственного хозяйства. Беглые крестьяне порой старались стать захребетниками.
Эту касту описывал историк Сергеевич. Он высказал предположение, что слово захребетник произошло из-за того, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тяжело работающих, гнувших спину. А спина это и есть хребет. Иногда захребетники работали сразу на нескольких крестьян.
Некоторые историки утверждают, что захребетники очень часто занимались ремеслами: становились подмастерьями, оказывали помощь в кустарной деятельности. Иногда они настолько улучшали свое материальное положение, что оседали. А, значит, становились тягловым населением, которое обязано было платить налоги. После того как налоги стали взимать не с хозяйства, а с количества живущих людей, наемные работники были переведены в категорию тягловых.
Бобыли, кутники и халупники – почему их не слишком жаловали
Бобылями с 15 до начала 18 века звали крестьян, у которых не было земельного надела, а в Поморье это слово обозначало людей, которые промышляли различными промыслами, не связанными с земледелием.
В разных местах страны для обозначения такой категории можно было встретить разные названия. Например, «кутник». А бобылей, у которых была изба и огород, звали халупниками. Бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов. Так как они все имели льготы по налогу, народ не особо их жаловал и часто называл бездельниками.
В зависимости от места жительства, бобыли бывали городскими и сельскими. То есть, некоторые оставались в деревнях и работали на землевладельцев. Кстати, когда бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк. Народ дал ему меткое название бобыльщина.
Те бобыли, которые не хотели гнуть спину на земле, устремлялись в города, чтобы искать лучшую долю, богатство и счастье. Так они чаще всего становились мелкими торговцами, занимались каким-либо ремеслом, нанимались на работу в качестве временной рабочей силы.
Особенное положение было у сибирских бобылей. Они получили название «промышленные люди». Такие люди старались оставаться свободными. Часто заводили семью. Историки рассказывают о записи в переписи, датированной 1680 годом, которая гласила, что бобыли имеют свои дворы, занимаются различными промыслами. И что с этого года они попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Касты на Руси, или Кому жилось хуже, чем крепостным крестьянам
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Челядь, возникшая из рабов-пленников
В 6-11 веках на Руси существовал социальный слой, лишенный каких-либо привилегий. Называли таких людей челядью. Если обратиться к работам историка Фроянова, изначально этот класс образовался из рабов-пленников, которых пригоняли из военных походов. Тут стоит сделать разделение: рабы, которых рекрутировали из местных жителей, звались холопами. Фроянов также пишет о том, что в 9-10 веках челядь покупали и продавали, словно неодушевленный предмет. А с середины 11 века этот социальный слой постепенно слился с холопами.
Есть еще одно мнение, принадлежащее исследователю Свердлову. Он писал, что к челяди относится большой круг зависимых людей, связанных с господским владением. Холопам же приписывается личная крепостная зависимость от феодалов.
Холоп, за убийство которого выплачивали штраф
Впервые холопы были упомянуты в «Русской правде», это был сборник правовых норм Киевской Руси. Эту категорию людей относили к объектам права, но никак не субъектам. Проще говоря, их рассматривали не как людей, а как вещи, а с точки зрения закона они являлись частной собственностью хозяина.
Так как вещь не могла совершить правонарушение, то вся ответственность за противозаконные действия брал на себя хозяин. В его обязанность входило возмещение убытков и вреда, которые его раб нанес. При этом возместить следовало в двойном размере.
Как людей насильно холопами делали, а некоторые добровольно продавались
Как же люди становились холопами? Чаще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с целью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами.
Иногда войска захватывали слишком много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой цене, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами.
В 1229 году был составлен так называемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семью.
Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали такой же низкий социальный статус.
Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Бывало, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же происходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника.
Холопские звания: большие и меньшие, а также рядовичи и изгои
В старой Руси холопов делили на разряды —большие и меньшие. К первым относились невольники, которым разрешалось заведовать делами господ, а также люди, пользующиеся доверием и имеющие возможность содержать собственных холопов (речь о старостах, казначеях, тиунах, ключниках, дьяках). Вторая группа была более многочисленной, это были чернорабочие.
Существовали и рядовичи. Это слово произошло от «ряд», что обозначало «договор». Человек, который подписал ряд и нанялся работать на владельца земли, становился рядовичем. Феодал выдавал ему денежные средства, зерно или орудия труда, а взамен получал от рядовича обещание быть в зависимости, пока не будет возвращен долг. Иначе можно было попасть в холопы. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф.
Рядович, за убийство которого бралась вира в пять гривен, делились на закупов и вдачей. Им дозволялось подавать на хозяина в суд и фигурировать как свидетель.
По мнению правоведа Дьяконова, закуп работал за аванс, полученный перед работой, а вдач — за милость господскую. И те, и другие попадали в разряд должников, но не были бесправными холопами. Некоторый шанс стать свободными у них был.
Есть еще одно мнение, принадлежащее историку Грекову. Он утверждает, что беднякам давали получали ссуду не для того, чтобы помочь, а, чтобы закабалить. Очень часто условия договора были просто невыполнимыми.
Была еще одна группа — изгои. Это были люди, которые по каким-то причинам выбыли из свободного класса, но не примкнули к другому. Обычно в разряд изгоев переходили холопы, которые сумели разбогатеть и купить свободу, но по каким-то причинам решили остаться во власти хозяина. Небольшая часть людей, покинувших землю хозяина, становились церковными людьми, что прописано в Уставе 1193 года князя Всеволода.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Водовоз и золотарь
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь еще менее века тому назад даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с ведрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за нее немалые деньги.
Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов. При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога.
По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию.
Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали «всем миром» самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник».
Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава.
В средине 17 века должность перестала пользоваться уже большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг.
Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае «губной » произошло от слова «губить».
Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Ямщик
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «Эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Богачи же брали себе «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Бондарь
В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко.
Жгон или каталь.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты.
Шорник
Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
«Офеня-коробейник»
Бурлаки
Фонарщик
Еще в Древней Греции и Древнем Риме улицы городов были освещены факелами, лампами с масляными фитилями, и соответственно были люди, которые следили за этим. В России профессия фонарщика появилась гораздо позже. Так,в XIX веке отставные военные следили за освещением ночных улиц. У каждого фонарщика в обслуживании было до 50 фонарей, в которые нужно было вовремя залить и масло и поправить фитиль. С появлением первых электрических лампочек фонарщики по-прежнему включали и отключали фонари вручную. И лишь с тридцатых годов прошлого столетия с введением автоматического режима включения фонарей эта профессия исчезла.
Трубочист
В России профессия трубочиста стала востребована с 1720 года, когда появились первые печи и камины с дымоходами, мода на которые распространилась с Дании. К слову, в некоторых северных странах Европы и по ныне встречаются представители этой профессии.
А вот об истории пьянства на Руси и о сухом законе Николая II можно прочесть здесь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гулящие люди, захребетники, халупники — кого так называли на Руси?
Россия всегда славилась своими просторами, обильным населением и богатством языка. В русской речи были свои названия для всего, жаль, что со временем наши фразеологические словари беднеют. А на Руси семантическое ядро было мощное, взять, к примеру названия разных людей: халупник, бобыль, гулящий, захребетник. Что они означают?
Всех вышеперечисленных персонажей объединяло одно — они не платили податей, а на Руси такое случалось не очень часто. Государственная казна испокон веков полнится именно налогами, так почему кое-кто позволял себе отлынивать от столь важного занятия?
Были, оказывается, маргиналы, к которым относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди.
Вольные люди на Руси были очень подвижным сословием
По данным историка Ключевского, вольными (гулящими) называли людей, принадлежащих к так называемой подвижной касте. Это были представители свободных промыслов, они промышляли на свой страх и риск в разных городах и весях. По всей видимости, поэтому не были прикреплены к какой-либо волости. Отсюда и неплатежи налогов.
В подвижную касту, кстати, входили разбойники и воры — вот уж действительно сложно себе представить, что они платили налог. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычное положение в обществе, вроде как пролетарий. Им нравились аккордные работы, иногда они могли продлить свой краткосрочный контракт.
Гулящие могли трудиться на земле или же попрошайничать, были открыты любой перспективе. Поэтому профессии, в которых они пробивались, были ремесленными или развлекательными. Кожемяка или скоморох — все они вольные люди. Нередко таковыми становились люди, сбежавшие из плена или же слуги, которым баре даровали свободу.
Захребетников на Руси уважали
Этим словом в средневековье называли вольных (гулящих), нанимающихся на чужое тягло, и не имеющих собственного хозяйства. В это микросословие стремились также беглые крестьяне. По версии историков, слово «захребетник» не было ругательным, как сейчас.
Этимология его «из-за хребта» означала, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тех, кто пашет, надрывается, ломает спину (хребет). Так что захребетники работали сразу на нескольких крестьян, а это крайне тяжело.
Бобыли и халупники не вызывали уважения
Если сегодня бобыль — это одинокий неженатый мужчина или вдовец, то в средние века так определяли крестьян без земельного надела. У поморов бобылём называли человека, зарабатывавшего себе на жизнь работой, не связанной с земледелием.
А вот в других областях для бобыля было пару синонимов: кутником звали того же бобыля, у которого были изба и огород. Халупник — еще один синоним владевшего домом человека. Но, поскольку бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов, в списках плательщиков налогов их не было. Так что их считали бездельниками и не удостаивали уважения.
Если бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк — это называлось бобыльщина. Многие бобыли рвались в город — считалось, что там благолепие и блестящие перспективы. Обычно они становились мелкими торговцами, ремесленниками, разнорабочими в различных нишах городского хозяйства.
Зато в Сибири быть бобылем мог только «промышленный человек». В переписи 1680 года указывалось, что такие финансово независимые бобыли имеют свои дворы, занимаются промыслом, поэтому попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами, а это уже более высокий социальный статус.