какое звено не относится к государственным финансам

Управление финансами

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции ; товарообменные (бартерные) операции ; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Источник

Управление финансами

2.3. Финансовая политика

Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Федеральной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе?

Источник

Раздел 1. Основы финансов

Оглавление

Цель: рассмотрение финансов как экономической категории, изучение их сущности, функций и роли в современной экономике. Определение системы финансов и ее основных звеньев. Изучение денег как основной единицы финансовых отношений.

Задачи

1. Финансы как экономическая категория

1.1. Сущность финансов

Финансы (фр. Finance от ср.-лат. Financia) — в переводе означают наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты.

Такое определение финансов часто дает повод отождествлять их с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — обязательное условие существования финансов. Они являются материальным носителем финансовых отношений, которые опосредованы движением потоков денежных средств.

Финансово-кредитный словарь дает понятию «финансы» следующее толкование.

Финансы — специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода, а также денежных доходов и поступлений предприятий. Финансы связаны с функционированием денежных фондов и денежных потоков предприятий и государства.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Финансовые отношения — это отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

Субъектами финансовых отношений в рыночной экономике могут выступать:

Первые четыре вида образуют внутреннюю систему объектов финансов каждой страны, последние три — международную сферу.

Но финансовые отношения охватывают не все денежные отношения и не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы. Они охватывают реальные и фиктивные ценности, имеющие стоимостное выражение, это:

Финансы обладают следующими основными признаками:

Свою сущность финансы раскрывают через свои основные функции.

1.2. Функции и роль финансов в рыночном хозяйстве

Функция есть «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» (Философский словарь). Функции являются всегда производными от сущности, которую они выражают, и показывают, как, каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории.

Для финансов как экономической категории характеры две функции:

Распределительная функция выражается в распределении и перераспределении национального дохода государства. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства ВВП и его распределения непосредственно используются финансы.

На стадии первичного распределения выручка распадается на косвенные налоги, заработную плату, собственный оборотный капитал, прибыль и амортизационные отчисления.

Перераспределительные процессы заключаются в дальнейшем распределении прибыли и заработной платы, а также использовании амортизационных отчислений с помощью присущих исключительно финансам механизмов:

В бюджетной сфере происходит перераспределение аккумулированных ресурсов между уровнями бюджетной системы, звеньями государственных финансов, а также финансирование государственных расходов.

Результатом действия распределительной функции финансов является формирование финансовых ресурсов (собственных и заемных) организаций, домашних хозяйств (граждан) и государства.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую их функцию — контрольную. Она порождается распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Финансы связаны с распределением реализованного конечного продукта нации и обладают свойством количественно (через объемы финансовых ресурсов экономической системы в целом, секторов экономики, отраслей, организаций) отражать результаты воспроизводственного процесса.

Финансовые отношения позволяют систематически контролировать складывающиеся в обществе пропорции распределения ВНП (на микроуровне — выручка) и тем самым сигнализировать о ходе и результатах процесса воспроизводства.

Объективно присущее финансам свойство контроля используется контролирующими структурами при проведении государственного, внутрихозяйственного аудиторского финансового контроля.

Контрольная функция финансов действует одновременно с распределительной. Таким образом проявляется сущность финансов как экономической категории.

Функции финансов реализуются через функциональный механизм, складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Денежный (стоимостной) фонд представляет определенную сумму денег (стоимости) целевого назначения (фонд рабочей силы, фонд заработной платы, амортизационный фонд, резервный фонд и т. д.), принадлежащую конкретному экономическому субъекту (собственнику).

Под первоначальным (исходным) капиталом понимаются средства, поступающие индивиду независимо от какой-либо его деятельности. Они складываются из ценностей, передаваемых в порядке наследования, даримых отечественными и зарубежными экономическими субъектами, денежных поступлений от государственных и негосударственных структур. Их носителями выступают: недвижимое имущество (земельные участки, предприятия, здания, сооружения и т. д.), движимое имущество (мебель, техника, транспортные средства, антиквариат, предметы роскоши и т. д.), денежные средства, ценные бумаги, а также нематериальное состояние (патенты, лицензии и другие права).

Потребительские фонды — средства, предназначенные для индивидуального и общественного потребления.

Страховые фонды — средства, выделяемые на возмещение социально-экономических потерь в результате несчастных случаев, природных и других бедствий в жизнедеятельности людей, организаций и государства.

Инвестиционные фонды — это первоначальный капитал, вкладываемый в организацию производства. В деятельности организаций они воплощаются в собственных средствах.

Внеоборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы более одного года. Внеоборотные активы могут быть потребительского (жилье, земля и другие ценности) и производственного назначения (здания, земля и другие средства производства).

Оборотные фонды (активы) — превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы менее одного года. Оборотные активы могут быть потребительского (пища, одежда и другие ценности) и производственного назначения (МБП, готовая продукция и т. п.).

Финансовые фонды охватывают денежные средства, опосредующие формирование и реализацию новой стоимости, а также перенос овеществленной стоимости (фонд амортизации, фонд заработной платы и др.).

Итоговым структурным элементом финансов служат фонды специального назначения. Среди них особую роль играют фонды потребления и накопления.

Фонд накопления — часть национального дохода, используемая на расширенное воспроизводство: прирост основных фондов, материальных оборотных средств и резервов.

Фонд потребления — часть национального дохода, используемая для удовлетворения личных потребностей населения, а также на содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы. В состав фона потребления включаются материальные блага, предназначенные для непроизводительного потребления.

Схематично механизм связей и взаимодействия важнейших фондов представлен на рис. 2.

какое звено не относится к государственным финансам

Рис. 2. Система важнейших фондов финансов

На рис. 2 четко прослеживается общая направленность движения финансовых ресурсов от исходного первоначального капитала через производственную сферу к фондам специального назначения, часть которых (фонд накопления и резервный) при сохранении закономерностей кругооборота возвращается на исходный уровень. При этом чем быстрее осуществляется оборот средств, тем меньший требуется первоначальный капитал.

Процессы функционирования (метаморфоза, трансформация, распределение, формирование и т. д.) денежных ресурсов составляют денежные потоки, образующие «кровеносную систему» финансов. Под денежным потоком понимается движение стоимости от одного субъекта к другому.

Денежные фонды и потоки всегда находятся в движении. Остановки делают их безжизненными и ненужными. Сами по себе бумажные и металлические деньги не потребляются, а электронные вообще отсутствуют.

Описанный функциональный механизм финансов относится к внутреннему объективному содержанию финансов. Свое реальное выражение он получает в финансах как субъективном стоимостном инструменте жизнедеятельности субъектов и складывается из финансовой политики, финансового права и финансового менеджмента.

Таким образом, роль финансов в общественном воспроизводстве проявляется в следующем:

1.3. Система финансов и ее звенья

Под системой финансов понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов.

Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья), показанные на рис. 3.

какое звено не относится к государственным финансам

Рис. 3. Подсистемы (звенья) системы финансов

Финансовая система, в свою очередь, представляет собой совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов и обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

2. Деньги как основной элемент финансовых отношений

2.1. Происхождение денег

Деньги появились очень давно. Исторические памятники свидетельствуют, что деньги функционировали уже 4-6 тыс. лет тому назад. Они возникли стихийно в результате развития товарного производства и товарного обращения. Развитие товарного обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился специфический товар, за которым закрепилась общественная функция всеобщего эквивалента.

Она проявляется в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Обладая свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары, деньги разрешают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией.

До появления денег у разных народов в качестве всеобщего эквивалента выступали разные товары: скот, меха и т. п. В конечном счете функция всеобщего эквивалента перешла к драгоценным металлам — золоту, серебру. По сравнению с другими эквивалентами они обладали многочисленными преимуществами:

Таким образом, закрепление функции всеобщего эквивалента за каким-то одним товаром явилось следствием естественного отбора, в основе которого лежали физические свойства товара, природные условия страны, ее географическое и историческое положение, традиции. Так возникли деньги.

С появлением денег экономические отношения в обществе усложнились. Натуральный обмен между производителями товаров был заменен двумя самостоятельными актами:

1) Т-Д — реализация товара за деньги;

2) Д-Т — приобретение товара за деньги.

В условиях рыночной экономики основным является первый акт — реализация товара за деньги, поскольку преимущественное положение на рынке занимает покупатель. Приобретая или отвергая товар, он с помощью денег от имени общества контролирует количество, качество и ассортимент товаров. Товары, не соответствующие требованиям покупателей, или остаются непроданными, или продаются по сниженным ценам. Производители несут соответствующие убытки. Подчиняясь законам рынка, производители вынуждены сокращать производство ненужных товаров, улучшать их качество и разнообразить ассортимент. В этом, прежде всего, и проявляется активная роль денег в организации общественного производства.

2.2. Сущность и значение денег. Функции денег

Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях. Взгляды на функции денег были разными во все времена.

Сторонники металлической теории денег, подчеркивая их товарную природу, выделяют функции денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

Основоположники классической экономической теории А. Смит и Д. Риккардо считали, что главная функция денег — средство обращения, а все остальные функции — производные от функции средства обращения.

В марксистской теории денег и основанной на ней традиционной трактовке функций денег в российской экономической науке за деньгами признано выполнение следующих функций:

В отличие от товаров, которые, реализовав свою стоимость, уходят из сферы обращения, деньги в качестве средства обращения всегда находятся в ней, непрерывно обслуживая акты обмена товарами. Движение товаров при этом является исходным, движение денег — производным, но необходимым. Причем происходит одновременное перемещение товара и денег, только в противоположных направлениях: товара — от продавца к покупателю, денег — от покупателя к продавцу. И акт передачи товара покупателю совпадает с актом передачи денег продавцу товара, т. е. движение товара и денег совпадает во времени и в пространстве.

Особенность функции денег как средства обращения заключается с том, что:

В качестве сокровища могут выступать только полноценные и реальные деньги — золото и серебро, которые имеют собственную стоимость. Деньги в функции сокровища выступали в качестве регулятора их количества в сфере обращения. В первой трети ХХ в. произошла демонетизация золота. Золотые деньги были вытеснены из внутреннего обращения кредитными и бумажными деньгами. Однако сложился и функционирует мировой рынок слиткового металла. Золотые запасы государств концентрируются или в центральных эмиссионных банках, или непосредственно в руках государства: в министерстве финансов, в казначействе. Золотой запас как часть золото-валютных резервов используется государством для регулирования денежного обращения в стране, погашения международной задолженности. Это так называемый стратегический резерв. Кредитные и бумажные деньги выполняют данную функцию. Денежные накопления в стране включают в себя денежные накопления граждан (как в виде наличных денег, так и на счетах в банке) и накопления предприятий и организаций. В функции средства накопления деньги являются необходимым условием развития кредитных отношений. Денежные накопления аккумулируются банками, государством и направляются на дальнейшее развитие производства, покрытие государственных расходов. Благодаря кредиту достигается ускорение оборачиваемости денежных средств в народном хозяйстве, укрепляется денежное обращение, снижаются издержки обращения в стране.

1) всеобщего покупательного средства. Здесь мировые деньги используются при прямой покупке товаров за границей и их оплате наличными;

2) всеобщего платежного средства. Здесь деньги выступают при расчетах по погашению сальдо платежного баланса;

3) материализации общественного богатства. В этой форме деньги используются при платежах, не связанных с товарным обращением, например, при уплате контрибуций, репараций, предоставлении займов.

В настоящее время в связи с ростом международной торговли деньги во все более широком масштабе применяются в качестве международного платежного средства. Наряду с этим в связи с увеличением вывоза капитала усиливается значение мировых денег как всеобщего воплощения общественного богатства и средства его перемещения из одних стран в другие.

Состояние денежного обращения в странах с развитой рыночной экономикой зависит от многих факторов, но в конечном счете — от соотношения между товарной и денежной массами. Закон денежного обращения, сформулированный К. Марксом, гласит: количество денег, необходимых для товарного обращения, зависит от:

Так как каждая денежная единица за определенный промежуток времени обслуживает несколько сделок, то при определении количества денег следует учитывать скорость их обращения.

2.3. Денежная масса

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является показатель величины денежной массы.

Денежная масса включает в себя всю совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране. Всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на следующие агрегаты:

В процессе организации и управления денежным обращением денежную массу делят на активные и пассивные деньги. Активные деньги обслуживают наличные и безналичные расчеты в народном хозяйстве. К пассивным деньгам относят квазиденьги, которые создают потенциальную возможность увеличения активных денег в денежном обороте.

При ускорении оборота денег удается обслужить больший экономический оборот с меньшей суммой денег в качестве средства обращения и средства платежа. Таким образом, ускорение обращения денег (при прочих равных условиях) равнозначно увеличению денежной массы. Увеличение скорости обращения денежной массы способствует формированию инфляционных тенденций в экономике. Скорость обращения денег в налично-денежном обороте исчисляется как отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении. Кроме того, определяется скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ РФ как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении.

Сущность и типы денежных систем. Объективная основа существования денежной системы страны — товарно-денежные отношения. Субъективные стороны ее существования — правовые акты государства, регламентирующие различные стороны организации денежного обращения, которые составляют в целом понятие денежной системы.

Для денежной системы характерны:

Стабильность, или устойчивость, денежной системы, которая выражается в относительном постоянстве стоимости денежной единицы.

Эластичность денежной системы — это способность денежного обращения расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.

Различают два типа денежных систем:

При металлическом обращении различают два вида денежных систем:

В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три вида денежных систем:

С 1930-х годов утвердились денежные системы неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных и бумажных денег. Знаки стоимости — банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты — вытеснили золото из обращения. Поэтому стали различать денежные системы, при которых функционируют полноценные и неполноценные деньги.

Полноценные деньги — это монеты из денежного металла. Номинальная стоимость монеты соответствует стоимости содержащегося в ней металла. В процессе обращения монеты стирались, теряя свой вес, а следовательно, и часть стоимости. И деньги становятся неполноценными.

В настоящее время государство чеканит и выпускает в обращение разменную монету для обслуживания мелких платежей, размена банкнот и полноценных монет. Разменная монета изготавливается из различных неденежных металлов. Номинальная стоимость разменных монет устанавливается государством. Она гораздо выше стоимости содержащегося в них металла и затрат по изготовлению этих денег. Поэтому разница между номинальной стоимостью разменных монет и затрат по их изготовлению составляет эмиссионный доход государства.

Элементы денежной системы. Понятие «денежная система» включает в себя следующие элементы:

Формирование денежной системы государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Затем определяется масштаб цен, т. е. природа денежного товара (золото, серебро) и весовое содержание металла в денежной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке.

Государство определяет виды денег и денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет золотого обращения. Появление кредитных денег было предопределено развитием производственных отношений, в том числе кредитных — кредитной системой во главе с центральным эмиссионным банком, расширением коммерческого и банковского кредита.

Важный элемент денежной системы — порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег.

Эмиссию кредитных денег осуществлял изначально эмиссионный банк. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались «золотым запасом» эмиссионного банка, валютными резервами, векселями.

Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения.

Сейчас эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. При этом кредитные и бумажные деньги являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют — на внешнем рынке (конвертируемые валюты). И те, и другие выступают в виде банковских билетов.

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении. К ним относятся:

Роль денег в рыночной экономике. По мнению многих авторов, она заключается в следующем:

Выводы

Таким образом, в рассмотренной теме было определено место и роль финансов и кредита в современной экономической теории и практике. Определен предмет и объект изучения дисциплины «Финансы и кредит», место дисциплины в системе наук.

Раскрыта сущность финансов как экономической категории, и содержание основных функций, которые выполняют финансы:

Определено понятие системы финансов и ее основных подсистем и звеньев.

Кроме того, рассмотрено понятие денег, их значение и основные функции. Рассмотрены сущность и типы денежных систем:

Раскрыто содержание основных элементов денежной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *